План:
1) Активные минные постановки русского флота в южной части Балтийского моря в 1914—1915 гг.
2) Боевые действия русских подводных лодок на коммуникациях противника в 1915—1916 гг.
3) Оборона революционными моряками Балтийского флота Моонзундских островов (12—20 октября 1917 г.).
Русский флот в первую мировую войну вел боевые действия на Балтийском, Черном и Баренцевом морях, а отдельные корабли — в Средиземном море и на океанских театрах. Наиболее напряженная борьба шла на Балтийском и Черном морях.
К началу войны русский Балтийский флот по численности кораблей основных классов превосходил морские силы Германии, выделенные для действий на Балтийском море (табл.9). Однако германское командование в любое время могло изменить соотношение сил в свою пользу, переведя часть кораблей с Северного моря, что оно неоднократно и делало в ходе войны. Главной базой русского флота служил Гельсингфорс, часть сил базировалась на Ревель и Кронштадт. Главной базой германского флота был Киль, операционной — Данциг.
Таблица & Состав сил на Балтийском море к началу войны
Страна
Линейные корабли додредноутного типа
Крейсера
Эскадренные миноносцы и миноносцы
Подводные лодки
Россия
4
10
49
11
Германия
—
6
11
4
Развертывание русского флота на Балтийском море было произведено в соответствии с оперативным планом 1912 г. 31 июля 1914 г. отряд минных заградителей под прикрытием эскадры выставил между о. Нарген и п-овом Порккала-Удд оборонительное минное заграждение. Это заграждение (более 2100 мин) в сочетании с ранее установленными в этом районе береговыми батареями образовало Центральную минно-артиллерийскую позицию. Здесь русский флот должен был вступить в решительный бой с германским флотом при его попытке прорваться в восточную часть Финского залива.
1 августа 1914 г. с объявлением Германией войны России главные силы русского флота развернулись на Центральной минно-артиллерийской позиции в ожидании прорыва германского флота. Однако немецкий флот ограничился демонстративными действиями, которые не дали положительных результатов и закончились гибелью крейсера «Магдебург». Командующий русским флотом адмирал Н. О. Эссен решил перейти к наступательным действиям». и прежде всего к постановке активных минных заграждений в южной части Балтийского моря.
Активные минные постановки русского флота в южной части Балтийского моря в 1914—1915 гг. Главной целью активных минных постановок русского флота у берегов Германии было обеспечение фланга и тыла русской армии в Прибалтике от возможных ударов противника с моря, стеснение базирования германского флота в юго-восточной части театра и нарушение немецких коммуникаций. План, разработанный штабом флота, предусматривал постановку мин в южной части Балтийского моря отдельными банками вдали от берега на пересечении обычных путей движения германских кораблей. Это должно было обеспечить скрытность минных постановок и затруднить противнику борьбу с минами. & первую очередь планировалось поставить минные заграждения на коммуникациях Данциг—Мемель и Данциг—Киль, связывавших главную, операционную и передовую базы германского флота на Балтийском море, во вторую — на подходах к Данцигской бухте,, с тем чтобы затруднить развертывание легких сил противника и нарушить снабжение его армии на юго-восточном побережье Балтики.
Для выполнения поставленной задачи штаб флота выделил в качестве кораблей-постановщиков 9 эскадренных миноносцев, 2 надводных минных заградителя и 5 крейсеров. Обеспечение минных постановок возлагалось на соединения линейных кораблей, крейсеров, эскадренных миноносцев, тральщиков и подводных лодок. Подготовка флота к активным минным постановкам началась в сентябре и к концу октября 1914 г. была завершена. В подготовительный период была оборудована временная база для эскадренных миноносцев в районе Моонзундских островов, расширена сеть постов наблюдения на театре, созданы радиопеленгаторные станции на п-ове Гангэ, Моонзундских и Аландских островах, которые сыграли важную роль в организации радиотехнической разведки на театре. Был оборудован шхерный стратегический фарватер для обеспечения скрытного выхода кораблей из Финского залива.
С наступлением продолжительных темных ночей, способствовавших скрытности минных постановок, чему командование придавало особо важное значение, русский флот 31 октября 1914 г. приступил к постановке мин, предусмотренных планом. Эскадренные миноносцы, базировавшиеся на Моонзундские острова, ставили мины между Мемелем и Данцигом, крейсера и заградители — в районе Данцигской бухты и в юго-западной части Балтийского моря. Постановки производились как в ходе выполнения специальных миннозаградительных операций, в которых участвовали крупные силы, так и в повседневной боевой деятельности флота. Выходы кораблей на минные постановки обеспечивались предварительной разведкой, тралением выходных фарватеров и поиском подводных лодок противника. Широко применялись оперативная и тактическая маскировки. Одновременно с выходом кораблей-постановщиков в южной Балтике развертывались силы прикрытия в составе бригады крейсеров, а иногда и линейных кораблей и нескольких подводных лодок. Переход кораблей совершался вдали от побережья со скоростью 16—24 уз, постановка производилась на 10—14-узловом ходу. Мины во всех случаях ставились ночью банками по 20 мин в каждой при расстоянии между банками 1— 0,5 мили и минных интервалах 45—90 м. По числу участвовавших кораблей минные постановки подразделялись на одиночные и совместные.
В период с 31 октября 1914 г. по 6 декабря 1915 г. русский флот произвел шесть минных постановок и пять миннозаградительных операций в южной части Балтийского моря и выставил в общей сложности 2858 мин. Все постановки были выполнены скрытно. Только в 1914—1915 гг. подорвались на русских минах и погибли или получили серьезные повреждения 15 кораблей (в том числе 3 крейсера) и 14 транспортов противника.
Выводы
1. Активные минные постановки русского флота на Балтийском море в 1914—1915 гг. характеризуются высокой организацией и искусным выполнением.
2. Благодаря удачному расположению минных заграждений в местах пересечения важнейших коммуникаций противника в южной Балтике, хорошо продуманной системе обеспечения, тщательной подготовке и умелому выполнению операций русский флот добился важных результатов:
под влиянием минной опасности германское командование отказалось от базирования своего флота в Данцигской бухте;
морские коммуникации противника в южной Балтике были серьезно нарушены;
было создано большое напряжение сил германскому флоту в связи с необходимостью траления русских мин;
понеся существенные потери на русских минах, противник прекратил активные действия на Балтийском море и перешел к обороне.
3. Успех русского флота был достигнут благодаря тщательной подготовке и скрытности минных постановок. Последняя обеспечивалась удачным выбором времени для проведения миннозаградительных операций (главным образом ночью), непрерывной разведкой и наблюдением за противником на театре, приемкой мин на отдаленных рейдах, движением кораблей вдали от берегов, строгой радиодисциплиной и, наконец, продуманной системой оперативной и тактической маскировки.
Боевые действия русских подводных лодок на коммуникациях противника в 1915—1916 гг. С установлением английским флотом блокады Германии на Северном море и перенесением центра тяжести немецкой внешней торговли на Балтийское море значение балтийских коммуникаций для Германии значительно возросло. По ним противник ежегодно вывозил из Швеции до 5 млн. т железной руды, которая более чем наполовину покрывала потребности германской военной промышленности в этом важнейшем виде стратегического сырья. Из Германии в Швецию примерно в таком же количестве вывозился каменный уголь. С выходом немецкой армии на побережье Рижского залива летом 1915 г. существенное значение для Германии приобрели воинские перевозки, связанные со снабжением сухопутных войск в Прибалтике.
Для перевозки стратегического сырья и войск на Балтийском море Германия использовала две основные коммуникационные линии. Первая коммуникация, по которой перевозились железная руда и уголь, шла от германских портов Любек, Росток и Свинемюнде вдоль шведского побережья до портов Стокгольм, Евле и Лулео. Вторая проходила вдоль южного и восточного побережий Балтийского моря и соединяла Киль с портами Либава и Виндава, через которые немцы осуществляли снабжение своих войск, действовавших на рижском побережье.
Для нарушения коммуникаций противника русское командование использовало надводные корабли и подводные лодки. К осени 1915 г., когда подводные лодки развернули боевые действия на коммуникациях противника, в составе Балтийского флота находились 18 подводных лодок, из них 8 больших (русские типа «Барс» и английские типа «Е») и 10 малых. Перед подводными лодками была поставлена задача уничтожать военные корабли и торговые суда противника.
Подводные лодки использовались главным образом методом крейсерства в ограниченном районе. Установленные районы крейсерства давали возможность подводным лодкам контролировать важнейшие узлы коммуникаций противника почти на всем их протяжении и одновременно вести боевые действия против немецких военных кораблей в северной и юго-западной частях Балтийского моря. Районы в северной части театра занимали малые подводные лодки, а в центральной и южной частях Балтийского моря действовали большие лодки. Обычно в море находилось 2—3 лодки, а в отдельных случаях высылалось до 5. Продолжительность крейсерства составляла 10—12 суток.
Подводные лодки начали боевые действия на коммуникациях противника в сентябре 1915 г. и с перерывом на зиму продолжали их до конца 1916 г. Первое же крейсерство подводных лодок «Акула», «Е-8» и «Е-9» увенчалось большим успехом. За один боевой поход они потопили 7 германских транспортов общим тоннажем 17500 т и захватили в плен шведский пароход с военной контрабандой, направлявшийся в Германию.
Для уничтожения кораблей и транспортов подводные лодки применяли торпедное оружие и реже артиллерийское. Торпедная стрельба производилась с дистанции 2—6 каб. По боевым кораблям лодки стреляли залпом по 2—4 торпеды, по транспортам — одиночными торпедами. Первой лодкой успешно, применившей залповый метод торпедной стрельбы, была «Гепард», которая 10 августа 1915 г. атаковала у западного побережья о. Эзель немецкий крейсер «Любек», шедший в охранении 5 миноносцев, и добилась попадания в него одной торпеды.
Для нарушения коммуникаций противника подводные лодки пытались использовать также минное оружие. 27 ноября 1915 г. подводная лодка «Акула» вышла на первую минную постановку, но на переходе морем затонула. Русское командование отказалось от дальнейшего использования подводных лодок для минных постановок, возложив эту задачу на надводные корабли.
В кампанию 1916 г. русские подводные лодки уничтожили 2 крейсера и 16 транспортов противника. Успех русских весьма обеспокоил германское командование и заставил его ввести систему конвоев. В состав конвоев обычно включалось 12—14 транспортов. В качестве кораблей охранения использовались вспомогательные крейсера, миноносцы и вооруженные траулеры. Противолодочное охранение носило круговой характер. Введение конвоев и использование немцами для их проводки шведских территориальных вод значительно осложнили действия русских подводных лодок, которым категорически запрещалось заходить в территориальные воды Швеции. Однако и в этих сложных условиях некоторые подводные лодки добились высоких результатов. Например, подводная лодка «Волк», действуя в районе Норчепингской бухты, 17 мая 1916 г. потопила 3 немецких транспорта общим тоннажем 8800 т.
Для борьбы с конвоями противника русское командование наряду с подводными лодками использовало надводные корабли. Одним из примеров совместного использования надводных кораблей и подводных лодок является атака германского конвоя в Норчепингской бухте.
Действия надводных кораблей обеспечивались подводными лодками. Дивизион русских миноносцев впервые успешно применил залповый метод торпедной стрельбы.
В 1915—1916 гг. русский флот, действуя на коммуникациях,. потопил 2 крейсера, 3 вспомогательных судна и 26 транспортов противника. Большинство из них было уничтожено подводными лодками.
Выводы
1. Боевые действия русских подводных лодок на коммуникациях в 1915—1916 гг. наряду с активными минными постановками русского флота в южной Балтике причинили Германии существенные потери в кораблях и торговых судах и серьезно нарушили ее перевозки на Балтийском море.
2. Под влиянием подводной угрозы германское командование вынуждено было ввести систему конвоев, что на 1/3 снизило объем ее перевозок, отказаться от активного использования легких надводных сил и целиком переключить их на защиту своих коммуникаций.
3. Для нарушения морских коммуникаций противника русское командование использовало разнородные силы флота (надводные и подводные), но главными силами были подводные лодки.
4. Русские подводные лодки использовались в основном методом крейсерства в ограниченном районе и реже позиционным.
5. Для уничтожения транспортов и кораблей подводные лодки применяли главным образом торпедное оружие. Стрельба по транспортам велась одиночными торпедами, а по боевым кораблям — залпом с выпуском 2—4 торпед. Русские моряки первыми применили залповый метод торпедной стрельбы с подводных лодок и эскадренных миноносцев.
Оборона революционными моряками Балтийского флота Моонзундских островов (12—20 октября 1917 г.). В октябре 1917 г. германские империалисты предприняли крупную десантную операцию по захвату Моонзундских островов. В ходе этой операции они рассчитывали уничтожить революционный Балтийский флот, а затем нанести удар по Петрограду одновременно с моря и суши. ЦК РКП (б) во главе с В. И. Лениным, раскрыв захватнические планы империалистов, призвал революционных моряков Балтийского флота преградить путь германскому флоту в Финский залив и не допустить его к Петрограду. Отвечая на призыв партии, делегаты созванного по инициативе большевиков в сентябре 1917 г. съезда моряков Балтики заявили: «Ни одно из наших судов не уклонится от боя, ни один моряк не сойдет побежденным на сушу . . . флот исполнит свой долг перед революцией».
Оборонительные сооружения на Моонзундских островах к началу операции не были завершены. Острова защищали береговая артиллерия (74 орудия калибра от 75 до 305 мм) и минные заграждения, выставленные в районах Моонзундского и Ирбенского проливов, а также при входе в б. Тага-Лахт. Гарнизон островов насчитывал около 12 тыс. человек. На о. Эзель имелось до 30 самолетов.
В состав немецкого десанта входило около 25 тыс. человек. Для его поддержки с воздуха было выделено до 100 самолетов и дирижаблей. Таким образом, немцы превосходили русских в этой операции в сухопутных силах в два раза, в морских (табл. 10) и воздушных силах примерно в три раза.
Германский оперативный план предусматривал в первую очередь захват о. Эзель, а затем о-вов Моон и Даго. Главные силы десанта должны были высаживаться в б. Тага-Лахт, вспомогательные—в районе п-ова Памерорт.
11 октября десант вышел из Либавы и за тральщиками направился к месту высадки. 12 октября в 7 ч 33 мин 7 германских •линкоров открыли огонь из 305-мм орудий по двум четырехорудийным 152-мм батареям, защищавшим вход в б. Тага-Лахт. Одновременно 3 миноносца обстреляли авиационную станцию в районе Кильконды, а 2 линкора—береговые батареи на п-ове Сворбе. Едва начался бой за высадку, как командующий сухопутными силами Моонзундских островов бежал с о. Эзель в Гапсаль. Но революционные матросы Балтийского флота не дрогнули. Они вступили в бой с врагом и оказали ему упорное сопротивление. Однако силы были слишком неравными. Немцам удалось подавить батареи и высадить десант на о. Эзель.
Упорный бой завязался у Орисарской дамбы, которую защищал батальон моряков гвардейского экипажа, возглавляемый комиссарами Центробалта А. И. Тупиковым и П. П. Сурковым. В течение нескольких дней матросы сдерживали натиск численно превосходящих сил противника. Потеряв надежду сломить сопротивление защитников острова, германское командование 14 октября направило на Кассарский плес для поддержки своих войск группу миноносцев под прикрытием линкора и крейсера. В завязавшемся бою русские дозорные корабли нанесли серьезные повреждения двум германским миноносцам. Получил повреждения и эсминец «Гром». Один из германских миноносцев подошел к «Грому», чтобы взять его на буксир. В этот момент минный старшина Федор Самончук выпустил по вражескому миноносцу торпеду и уничтожил его. Затем отважный старшина взорвал эсминец, чтобы он не достался врагу4.
Русские матросы и солдаты героически сражались с немецкими захватчиками, но все же не смогли удержать острова. 15 октября немцы заняли о. Эзель, а затем, протралив Ирбенский пролив, ввели свой флот в Рижский залив. 17 ноября германская эскадра в составе 2 линкоров, 2 крейсеров, авиатранспорта и большого числа миноносцев и тральщиков попыталась прорваться в Моонзундский пролив и уничтожить находившиеся там русские корабли. Путь противнику преградил линкор «Слава», который вступил в бой с немецкой эскадрой. Уже с третьего залпа «Слава» потопила тральщик, а затем повредила еще один. Однако превосходство противника в силах заставило русское командование отдать приказ об отходе. В результате попаданий вражеских снарядов линкор принял много воды. Осадка его увеличилась, и oil не смог пройти через Моонзунд в Финский залив. Чтобы преградить путь германским кораблям, экипаж линкора затопил его в узкой части фарватера. 19 октября морские силы Рижского залива, выполнив поставленную перед ними задачу, покинули Моон« зунд и вместе с отступившим с островов гарнизоном перешли в финский залив.
В борьбе за Моонзундские острова революционные моряки Балтийского флота уничтожили 12 эсминцев и большое число тральщиков, повредили 3 линкора, 13 эсминцев и несколько тральщиков противника. Потери русского флота составили линкор «Слава», затопленный своей командой, и миноносец «Гром».
Выводы
1. В борьбе за Моонзундские острова немецкий флот понес большие потери и вынужден был отказаться от прорыва в Финский залив. Замыслы международной реакции задушить пролетарскую революцию в России с помощью германских вооруженных сил были сорваны благодаря героизму моряков революционного Балтийского флота. В этом историческое значение Моонзундского сражения.
2. Операция германского флота по захвату Моонзундских островов была одной из наиболее крупных десантных операций периода первой мировой войны. Характерной особенностью ее являлось использование разнородных сил (сухопутных, морских и воздушных) .
3. Захват немцами Моонзундскнх островов был обусловлен подавляющим превосходством их в силах, слабостью противодесантной обороны островов, отсутствием четкого взаимодействия между сухопутными и морскими силами, участвовавшими в противодесантных действиях, и предательством командующего гарнизоном, который в самый ответственный момент сражения бежал с о. Эзель, оставив войска без управления.
4. Опыт противодесантных действий защитников Моонзундских островов показал необходимость установки береговых батарей с круговым обстрелом, обеспечивающим отражение атак противника с моря и суши, и более надежного укрепления десантно-доступных мест побережья.
Список литературы :
1. “Военная история” под ред. Фёдорова . Москва, 1983г.
2. История Отечества. Москва, 1985 г.
3. Мурманов. “Сражения на Балтике” .Москва, 1987 г.