Боевые искусства на Руси

Введение
Боевыеискусства пришли к нам из глубокой древности, и насчитывают в себе не однутысячу лет своей истории. Конечно, же, не одно из столь древних искусств несохранилось до наших дней, да и вообще возможно ли было их назвать боевымиискусствами? Это скорее боевые системы, даже просто ряд приёмов, достаточноограниченных во всех смыслах этого слова, базирующихся на физических данныхчеловека, проще говоря, махансе руками в надежде попасть хоть куда — нибудь.Это в том случае если речь идёт о рукопашном бое. Бой с оружием развивалсягораздо быстрее, хотя бы потому, что камень бьет сильнее, чем рука, и, привязавего на верёвку или палку, без особой силы и подготовки, можно нанестисущественные повреждения противнику.
Так,когда же всё- таки зародились боевые искусства, в том виде, в котором мы ихсейчас знаем?
Навостоке это произошло в середине первого тысячелетия. Считается, что монах поимени Бодхидхарма принёс в Китай индийскую религию- буддизм. ( в прочем онасуществовала там и раньше, но основное своё развитие получила именно с приходомБодхидхармы ). В дальнейшем эта вешь буддизма, стала называться дзен-буддизмом, впитав в себя, в какой- то степени, ещё и даосизм. Впрочем, этоочень спорный вопрос, Бодхидхарма ли является основоположенником дзен или нет.Но, так или иначе, с его приходом в знаменитый монастырь Шаолинь начинаетсяистория боевых искусств. Впитав в себя элементы даосской и индийской йоги, исмешавшись с китайскими школами борьбы, появляется УШУ — первая издействительно серьёзных школ рукопашного боя. А вот когда появились западныешколы однозначно сказать нельзя. Ведь что представляет собой боевое искусство?Боевое искусство — есть совокупность определённых приёмов ведения боя. вфизико-техническом плане, и духовная гармония и умиротворённость в философскомплане. То есть, каждый приём или действие не возможно без духовной гармонии.Так говорили на востоке. Ну а что же Европа? А в Европе, которая по ряду причинявляется полной противоположенностью Азии, и развитие боевых искусствзакончилось на том, что лучше всего описывает русская поговорка: «противлома нет приёма»; и философии никакой не надо, хвать что под руку попало,и вперёд! Не говоря уже о рукопашном бое, где всё сводилось к тому, чтобысхватить противника за горло и «дубасить», что было силы — «полицу руками». Это описание достаточно условно, но примерно позволяетпонять основную суть разницы между боевыми искусствами востока и запада. Всёэто касается рукопашного боя. Бой с оружием в Европе, как сказано выше, былразвит куда лучше, и поэтому его в той или иной степени можно назвать боевымискусством.
Вработе с оружием, первое, что обращает на себя внимание- это подход кзащищённости. На западе это. значит, выдержать удар. Отсюда и стремление ктяжёлым доспехам и, следовательно, к оружию способному их пробивать илипротыкать — топорам и дубинам, с одной стороны, чеканам, пикам и стилетам- сдругой. А это влияет на технику нанесения ударов с максимальным использованиемсилы инерции тяжёлого оружия, с жёсткими блоками и всем тем. Что называется«фехтованием со звоном». Тяжёлая защита сковывала движения, иразвитых систем уходов с линии атаки, обходов противника нет. На Востокеглавным было не выдержать удар, а не подставиться под него. Конечно,двуручником европейца легко разрубить японский доспех, но зато гибкость егосочленений позволяет сделать в нём сальто. И блоки более скользящие, отводящие,а при фехтовании слышен свист мечей, не сталкивающихся друг с другом.Европейское понимание защищённости ведёт к стремлению держать противникаподальше от себя при помощи достаточно длинного оружия. Восточный упор наманевренность позволяет «отступать вперёд», двигаться на противниканаходить щели в его доспехах. И если человек Востока в бою рассчитывает,главным образом, на себя и своё умение справляться с трудностями без помощиизвне, то вынутый из доспехов рыцарь, в общем, бессилен. Вторгаясь всовременные анализы можно пойти шире, что любят делать некоторые буддистскиепроповедники, утверждающие, что суть европейского подхода заключается в том,чтобы за тебя всё делал кто- то и, что, когда между проявлением желания и егоисполнением проходит время, нужное всего лишь для нажатия кнопки, то исчезаетсамо понятие о Пути, пропадает желание учиться и нет и нет потребности тратитьдолгие годы на изучение боевых искусств и самосовершенствования в них, когдаможно просто достать пистолет и выстрелить. Правда пистолет не всегда есть вкармане…
Однакоколи речь заходит о победе, то победу эту европеец должен лицезреть. Героибьются несколько дней без передышки, находясь несколько раз на краю гибели, новот победа одержана и пот отёрт со лба. Так выглядят европейские описанияпоединков героев древности и европеизированные схватки в фильмах с боевымиискусствами. На Дальнем Востоке описание поединка выглядят по- другому:«Поднялась рука, опустился меч, голова упала на землю». А в Кэндзюцу(искусство боя мечом) есть «поединок сердец», когда два мастерапросто неподвижно стоят или сидят и смотрят друг на друга, и проиграл тот, ктопервым дёрнулся к оружию. И в том, чтобы демонстрировать внешние проявлениямастерства, необходимости просто нет. Возможно именно такая ситуация порадилаяпонскую поговорку: ” Меч- всего лишь неуклюжие оружие для рубкидров”.
НаВостоке победа означает не «Я победил», а «Он побеждён».Самым великим полководцем считается не выигравший сто сражений из ста, адобившийся тех же результатов без единого сражения. Впрочем. И у нас в Россииполководца- героя называют не «всепобеждающим», а«непобедимым».
Можнопопробовать поискать корни различия боевых искусств Востока и Запада вменталитете, сформированным с одной стороны, авраамическими религиями (иудаизм,христианство, ислам), а с другой — буддизмом. Первый путь — жёсткое разделениена наших и не наших, и активная наступательная позиция в отношении последних.Христианство не учит уважать «поганых язычников», и в нём нет истокадля восприятия себя и противника, как частей единого целого, что, кстати, говоря,является обязательным условием развития мастерства в боевом искусстве Востока.Может быть, поэтому на Западе боевые искусства, если и развивались, то толькокак способ ведения боя, а не как путь жизни.
Славянские стили боя
Итак от обобщения придём все же к России. Сейчас на ряду со школами восточныхединоборств, в нашей стране появляются некие школы древнеславянских боевыхискусств, так попробуем же разобраться, что они собой представляют, ипредставляют ли собой хоть что-нибудь хотя бы отдалённо напоминающее боевыеискусства.
Начнёмс боя с применением оружия. Славяне в своём большинстве формировались как•цивилизация «лесовиков», то есть жителей лесов, и«степняков», соответственно, жителей степных районов. Исходя изэтого, и стиль боя у них был различен. Степнякам был присущ открытый стиль боя,то есть прямолинейное нападение, без каких- либо хитростей. Отсюда и тяга кверховой езде, работе: в начале с тяжёлым длинным оружием (копьями, пиками),затем с лёгким и маневренным (шашками, саблями, палашами). Лесовики жеотличались более хитроумными способами ведения боевых действий.
Характерно,например, начиная битву в поле, через некоторое время бежать в лес, заставляяпротивника себя преследовать. И вот когда противник, торжествуя, кинется заразбегающимся войском в лес, и начинается основное действо. Лес для лесовика,что дом родной, а в доме и стены помогают, в данном случае огромное количествовсевозможных ловушек, и оружие подходящее именно для тесного боя в лесу(короткие мечи, ножи, палки, дубины, кистени).
Оборонительноевооружение славян, то есть щиты, шлемы, кольчуги, и другие доспехи, достойныотдельного разговора, так как о них известно, немного, и не всегда эти сведениядостоверны.
Первыеотчётливые свидетельства об отечественных доспехах относятся к начальной порераннефеодальной государственности. Арабский историк Ибн — Русте, писавший в903-913 годах, отмечал, что у славянского царя были «прекрасные, прочные идрагоценные кольчуги». Сведения о широком использовании русскими кольчуги,шлема и других оборонительных доспехов мы находим и у византийских военныхисториков десятого века. Например, Лев Диакон сообщает, что войска Святослава,осаждённые в Доростоле, были защищены кольчужными бронями помимо щитов ишлемов.
Кромекольчужных доспехов, славянами использовались так же и ламеллярные доспехи, (тоесть, состоящие из отдельных металлических пластинок, соединенных между собойкожаными ремнями). Но подробных сведений о том, кем изготовлялись эти доспехи,нет. Были ли они изготовлены самими русичами, или же достались им в качестветрофеев от византийцев, или попали на Русь вместе с варягами (ведь последниесоставляли изрядную часть тогдашнего русского войска). В дальнейшем, в отличиеот Европы, где появляются тяжёлые панцирные доспехи, на Руси кольчугипрактически не меняются, за исключением того, что к ним теперь прикрепляютсяударостойкие металлические пластины.
Шлемыимели куполообразную или сферообразную форму с навершием наверху. Состоял он изтрёх или четырёх пластин изогнутой формы, усиливаясь в местах скрепленияметаллическими полосами. Вскоре появятся шлемы и в виде маски закрывающей глазаи носовую часть.
Древнейшиерусские щиты, имели круглую форму, собирались из деревянных досок и снабжалисьполушаровым или сфероконическим кованным умбоном. Применялись они в XI-XIIIвеке. В конце XIII столетия в связи с усилением защиты лица верхние краяминдалевидных щитов утрачивают закруглённую форму, и становятся всё болеепрямыми, так что очертания щита приблизились к треугольнику, кроме того, вес ихуменьшился и теперь щиты были пригодны не только для пассивной защиты, но иманипулирования.
Теперьо холодном оружии. У восточноевропейских народов, как и у народов ЗападнойЕвропы, одним из основных видов холодного оружия являлся меч. Те образцы мечей,которые были характерны для вооружения русских воинов, условно подразделяютсяна две основные группы — каролингские и романские. Мечи каролингского типаотносятся к периоду IX-первой половины XI столетия. Находки подобных мечей, аобнаружено их в общей сложности более сотни экземпляров, сконцентрированы вюго-восточной части России и Украины. Их основные геометрические параметры:клинки мечей при общей длине самого оружия около метра были практическиодинаковые, весьма широкие — до 6 — 6,5 см, плоские и снабжённые долами,которые по своей ширине занимали около трети общей ширины клинка и слегкасуживались к его оконечности. Они имели закруглённый конец, а потому былипредназначены в основном для нанесения рубящих ударов. Рукояти мечей имелимассивные ладьевидные перекрестия небольшой ширины и большие грибовидныенавершия. Вес порядка полутора килограмм. Мечи относящиеся к так называемомуроманскому типу, относятся к периоду XI — XIV столетий. Они несколько меньше илегче мечей каролингского типа. Вес их около килограмма, длина примерно 86сантиметров и толщина их клинков на 0,5 — 1,5 см меньше чем у мечей предыдущеготипа. Однако во второй половине XII столетия и особенно в первой половине X11Iстолетия вновь наблюдается некоторое утяжеление рубящего оружия. Обусловленноепроцессом усиления доспеха. Появились довольно длинные, до 120 см, и тяжёлые,до 2 кг, мечи, превосходящие по своим параметрам даже образцы IX — X веков.Изменилась и конструкция рукоятей. Перекрестия мечей вытянулись и стали достигатьв длину до 18-20 см, (перекрестия предыдущих образцов составляли около 10 см).Для того чтобы меч во время рубки не зажимал кисть руки, стержень его рукоятиудлинился до 12 см. Клинки приобрели вполне определённые заострения на конце,так что теперь мечом стало удобно не только рубить, но и колоть.
Историкивели очень долгие споры относительно места производства мечей, найденных натерритории Древней Руси. То их считали скандинавскими, то — русскими. Но врезультате проведённых работ по расчистке клинков многих сотен мечейвыяснилось, что подавляющее большинство было изготовлено на территорииФранкского государства, Причём по большей части в нескольких мастерских,расположенных на Рейне. О чём свидетельствуют клейма. Несомненно, на территорииДревней Руси существовало собственное клинковое производство. Однако приходитсяконстатировать, что количественно преобладали всё же изделия западныхоружейников. Следующее клинковое оружие- это сабля. Длина, её, около метра,ширина 3- 3,7 см, угол кривизны 3-4,5 см.
Неменее важным оружием, чем меч и сабля, на Руси было копьё. В отличие отклинкового оружия, копья были распространены гораздо шире. Наконечники копийбыли самых разнообразных очертаний: от ланцетовидной формы доудленнёнотреугольной. Общая длина копья в месте с древком обычно не превышала 3метров.
Такжевесьма распространённым оружием был топор. Их делят на три группы: 1)специальные боевые топорики- молотки (чеканы), с украшениями, характерные поконструкции и небольшие по размеру; 2) секиры- универсальный инструмент походаи боя-напоминали производственные топоры, но были миниатюрнее их; 3) рабочиетопоры, тяжёлые и массивные, на войне вероятно применялись редко. Обычныеразмеры топоров первых двух групп: длина лезвия 9-15 см, ширина до 10-12 см, весдо 450 г. Рабочие топоры заметно крупнее: длина лезвия 15-22 см, ширина 9-14,вес доходил до килограмма. Военные топоры легче и меньше, потому что в походеих приходилось носить при себе.
Хотьк России это отношения почти не имеет, очень интересно вооружение монгол, таккак оно повлияло на характер боя и вид русского оружия. К сожалению, в сознаниинашего рядового человека прочно укрепился стереотипный, но весьма далёкий отдействительности образ татаро-монгольского воина, в виде эдакого низкорослого иочень злобного человечка в одежде из шкур и лисьем малахае, восседающего накургузой, но юркой лошади, и вооружённого страшным луком и саблей.
Донаших дней сохранилось не так уж мало исторических свидетельств о монголахпериода их завоевательных походов. К числу наиболее замечательных и подробныхиз них относится, в частности, труд францисканского монаха-миссионера Джованнидель Плано Карпини, посетившего в 1245 году Монголию по поручению папыИннокентия IV.
Всвоём сочинении, представляющем собою детальный отчёт об увиденном во времяпутешествия, Плано Карпини рассказывает не только о монгольском быте и нравах,но и подробно описывает монгольское вооружение и тактику.
Яне буду углубляться в сочинение Карпини, а просто опишу стандартный типмонгольского война.
Доспехего, как правило, был сделан из кожи, обработанной специальным образом (неско:слоев кожи склеивались, обрабатываясь смолой, такой доспех по своей крепкостине vctvi своим металлическим собратьям), на груди имелась защитная круглаяметаллическая пластина. Доспех также прикрывал, кроме корпуса ещё и руки докисти, и ноги. Шлем же железный или медный, а то, что прикрывает шею и горло изкожи. Меч достаточно остры? сравнению с европейскими аналогами, несколькокривой и заточенный с одной стороны. Обязательное оружие — лук. Стандартный луквыпускал стрелу с силой 50-60 кг, так что и: него можно было поразить цель нарасстоянии более ста метров. Щиты использовались, к; плетёные, с металлическимумбоном, так и цельнометаллические.
Этократкое описание монгольского война. А теперь вновь к России.
Последнеехолодное оружие заслуживающие особого внимания — шпага. Шпага пришла в Россиюиз Европы в семнадцатом веке, а систематическое обучение юношества«рапирно! науке» началось в 1701 году, однако расцвет её приходитсяна вторую половину восемнадцатого века. Шпага оказала влияние почти на все типыклинкового оружия Росси нового времени. Типы кавалерийских сабель и навыки бояими тоже очень заметно «европеизировались» Это не было отказом отисконно русской манеры боя: ведь в России петровских реформ, строго говоря,конкурировали турецкие и иранские, частично польскр типы сабель, диктовавшиесоответствующие стили рубки. Есть ещё одна неотъемлемая ча русского оружия,которая пришла вместе с развитием огнестрельного оружия это штык. Применятьсяон начал ещё в петровской армии. Это наверно единственное оружие, которс рукахрусских пугало неприятеля, вплоть от его появления, и До середины двадцатоговек
Ивот очень кратко описав оружие жителей Древней Руси и России, мы подошлинепосредственно к боевым искусствам, то есть рукопашному бою.
«Русский стиль»
Сейчасв России и бывших республиках Советского Союза, после отмены запрета на боев)искусства, появляются в месте с Японскими, Китайскими и Корейскими боевымиискусствами некие древне русские стили, собранные под названием — русскийстиль, так попробуем разобраться, что они собой представляют, и кто за нимистоит. Прежде всего, уточним: имеет место несколько школ, воскрешающих (каждаяпо-своему!) традиции российских воинов, причём друг с другом они существуютотнюдь не всегда мирно. Так, славяно-горицкая борьба в поисках истоков дошла доязыческих корней, и теперь её адегп всячески клянут православие за то, что оно«замутило чистые воды древнеславянских родников». Все остальныесистемы припадают к ногам то православной церкви, то военно ведомства. Взаимныхобвинений и, наоборот, саморекламы на тему «кто из нас более русский»тоже хватает. Единственное, на чём сходятся все стили, — это на проклятьях,адресованных «чуждому русскому духу» иноземному каратэ и ушу…Пожалуй, можно вычленить несколько основных направлений. Уже упоминавшаяся словяно-горицкаяборь созданная А Беловым (нынешнее, языческое имя — Селидор), характеризуетсяжесткой силовой манерой боя с применением не столько ударов — «селедорцы» выступают без перчаток, — сколько толчков, зацепов иподсечек. Если же удар и наносится, то, как правил не кулаком, а предплечьем;это так называемый «удар на полруки», отмеченный в некотор былинах.Поединок происходит не на ровной площадке, а на имитирующем горку помосте таккак словяно-горцы возводят своё искусство к богатырским игрищам Древней Руси,происходившим на погребальном кургане. Близка по идее, — но не по техникеисполнения так называемая «Велесова борьба». Основатель её до сих порзасекречен, но, кажется, впе{ она появляется в школах прикладного рукопашногобоя, культивировавшегося в органах МВД Тверской области.
Кроме«языческого», можно отметить ещё два направления «Казачийстиль» (впрочем, сторонники этого вида единоборства характерны скорее не.для России, а для Украины), реконструирующий боевое искусство казаков на основезапорожского гопака и некоторых других элементов. А также «офицерскийстиль», опирающийся на традиции единоборства, из поколения в поколениепередававшиеся российскими офицерами. Но о них позже, потому что они лежат внерамок главного (главного ли?) направления «русского стиля».
Этонаправление представлено целой группой боевых школ. Свою систему оно возводитиз кулачного боя мужиков (стенка на стенку или один на один), дополнительноопираясь на обрядовые пляски с элементами поединка, а также на средневековые«дуэли» — в рамкам «божьего суда». Такие поединки всредневековой Руси отчасти заменяли следствие, суд, а то и приведение приговорав исполнение. Назвать основателя сложно: как будто впервые данную систему«воскресил» петербуржец А. Грунтовский, но теперь едва ли не в каждомгороде появились свои «основатели», вроде бы независимые от него.Наиболее заметный из них Г. Базлов из Твери со своей школой, именуемой«буза».
Характернаяособенность этой группы стилей быстрый темп боя. отсутствие чётких стоек,преобладание ударов над захватами (причём удары, в том числе и ногами, делаютсяс проносом, без фиксации) и высокая стойка. Конечно если, «русскийстиль» продолжает вековые традиции, об основатели говорить бессмысленно.Но так ли на самом деле? Сразу оговоримся: искусство рукопашного боя старо, каквся история войн, и нет ни одного народа, который не был бы с ним знаком.Безусловно, существовал он и на Руси. Свидетельство тому — летописи и былины.Другой вопрос, насколько это соответствует тому, что теперь именуется «русскимстилем».
Егоадепты всячески уходят от вопроса: на основании какай, собственно, информациивоссоздаются боевые приёмы, а тем более своеобразная философия единоборства (неотставать же в этом от каратэ!). В лучшем случае следуют туманные, безконкретных указаний, ссылки на монастырские летописи и былины Но по сведениямпрофессиональных историков никаких записей по поводу боевых искусств нет! Ну, вкрайнем случае присутствуют крайне расплывчатые фразы вроде: «И почаста сякрепко держати и удави печенезина в руку до смерти» А как именно«удави» — задушил, сломал хребет, раздавил грудную клетку? И какрусскому богатырю удалось подойти вплотную, нд такое расстояние, чтобы«удави». — нырком, перекатом, а может быть, при помощи жёсткого блока?А ведь сохранившихся летописей не так уж много, все они достаточно хорошоизучены, да и стиль изложения везде схож Но будь подобные описания в сто разконкретней — всё равно! У японских и китайских мастеров хранились специальныепергаменты. не только словестно-описательные, но и сопровождавшиесяподробнейшими рисунками приёмов. Однако даже такой документ, специальносозданный для обучения бою (а у летописца ведь другие цели) был почти м.ёртвбез указаний наставника. Человек, прошедший обучение в другой, пусть дажеблизкой школе, сумел бы кое-что из него извлечь. — но именно«кое-что»: полностью восстановить приемы даже по такому списку он быне смог Однако даже для такого «кое-что» нужна, как минимум, живаяродственная школа с непрерывавшейся боевой и «идейной» традицией.Чуть утрируя ситуацию, можно сказать: воссоздать древнюю систему боевогоискусства по подобному документу не легче, чем научится играть на скрипке,изучая фотографии рук скрипача. А уж восстанавливать её по летописи — всёравно, что учиться играть, читая описание этих фотографий… В этом смыслеособенно умиляет пример Белова-Селедора, который, не найдя должной информациидаже в летописях, обратился к фольклору! И теперь нечто реконструирует,например, технику боя Ильи Муромца против Идолища Поганого! Интересно, а ЗмеюГорынычу он подражать не пробовал? Тогда, пожалуй, в имитации вооружённогопоединка следует ввести ещё один элемент: с булавой — против огнемёта. А лучшепротив двенадцати, семи, в крайнем случае, — грех, менее чем трёхголовымГорыныч не бывал. Другой источник сведений, из которого якобы черпаютинформацию сторонники русского единоборства, — это приёмы,«подсмотренные» во время экспедиций по России. Остаётся толькоповерить им на слово: почему-то все эти приёмы подозрительно напоминают японо-китайскиеразработки. Да и как объяснить тот факт, что эти элементы боевого искусства небыли замечены раньше — например, в самом начале века, когда произошёлсильнейший всплеск интереса к разным системам единоборств?
Вообще-токое-что замечено было,,. Поклонники «русского стиля» обычно ссылаютсяна В, А, Гиляровского, который ещё к юности проявил немалые познания в боевомискусстве: удары, болевые захваты и броски, приёмы на обезоруживание.Интересно, что во время странствий по Руси Гиляровский не раз устраивал«матчи» с уголовной публикой, включая известных на всю странуразбойничьих «авторитетов» Во всех случаях — и при дружескихсоревнованиях, и при защите своей.жизни — победа давалась ему столь легко чтоэто только подтверждает известный принцип: эмпирические наработки ничего немогут поделать с высокоразвитой школой — даже будучи подкреплены опытоммножества потасовок, огромной мускульной силой и ореолом страха, сопровождающимзнаменитых разбойников. Но если копнуть глубже, то можно узнать, чего впрочем,не скрывал и сам Гиляровский, что все навыки он получил от беглого матроса,жившего у них в деревне. Прозвище его было Китаев, так как он провёл долгиегоды в Китае, где и обучился приёмам позволявшим ему в одиночку одолеть десятокдеревенских мужиков. Да и в Японии Китаев бывал, не говоря уж о том. что, как имногие моряки, хорошо освоил европейский бокс именно в боевом его варианте.Кстати, в своих воспоминаниях Гиляровский упоминает, что тот же Китаев обучилего “… некоторым невиданным тогда приёмам, происхождение которых я постигдесятки лет спустя, узнав тайны джиу-джитсу”. Выходит, он и самостоятельноджиу-джитсу изучал (равно как и бокс)… Да и он ли один?
Такможет все новоиспечённые основатели не только обманывают, но и самиобманываются. Ведь не у одного Гиляровского был «дядька Китаев».
Какимже был «русский стиль в действительности? Довольно точное представление онём даёт „песнь о купце Калашникове“ Лермонтов многое знал. Многоеумел сам, а многое ощущал поэтически.
… Наруках глухие кожаные рукавицы. Во время „судебного поединка на нихнашивались металлические бляхи, чтобы ужесточить удар. Удары были резкими,сильными, не очень частыми; быстрый темп поединка, резкие нырки, уклоны дняРуси не характерны В ход пускался почти исключительно кулак — не ребро ладони,не пальцы! Бой мог кончится одним точным ударом. Работа “по точкам»выражена довольно слабо, но всё же некоторые уязвимые места (суставы, солнечноесплетение) были известны Ноги тоже почти не применялись: нынешние бойцыпытаются реконструировать известный по фольклорным записям «удар сноска», но это, похоже, не удар, а подсечка на нижнем уровне(«носком» тогда называли внешний свод ступни) В том, что касаетсякулачного боя, сторонники «русского стиля» прибегают не только кантивосточной, но и к антизападной пропаганде. Из книги в книгу кочует рассказо том. как английский боксёр вышел на поединок против русского богатыря -и былпосрамлён (во время поездки Петра Т в Англию к которой относится этот эпизод, сцарём было 27 человек, среди которых находились «птенцы гнездаПетрова» и слуги, но не телохранители: безопасность обеспечивалаанглийская сторона). История эта восходит к так называемой «РукописиНартова», подложность которой ясна уже несколько десятилетий, но из «патриотических»соображений об этом стараются не говорить
Действительностькуда скромнее и проще. Вплоть до конца XIX века боксёры в России почти небывали (исключение — матросы, которые широко практиковали уличный бокс). Аотдельные схватки бойцов, обученных европейскому боксу с российскими бойцами недавали поводов к оптимизму. По окончании наполеоновских войн в России короткоевремя выступал английский экс-чемпион Томас Крибб. Он провёл ряд схваток передсамим императором Александром I — и ни в одном из этих боёв не то что не былпобежден, но и не
встретилсерьёзного сопротивления. А ведь противостояли ему лучшие российские бойцы,которых сумели найти. Чтобы закончить разговор о Петре, скажем, что вдневниковых записях его секретарей есть упоминание о том, что впервые императорпознакомился с английским боксом в 1713 году, во время поездки в Польшу.Рукопись Нартова, относит это событие к 1698 году, но тогда 15 лет спустя царьне как не мог «познакомиться» с боксом. Добавим, что именно дляНартова характерен вообще не научный подход в сборе исторических данных, дажепо меркам тех времён, а опора на собственные воспоминания полностьюисключалась, так как в 1698 году Нартову, было… пять лет! (1713 год — тожелюбопытная дата. Только шесть лет спустя Джеймс Фигг официально «создаст»английский бокс, но это искусство, пусть ещё не будучи столь оформленным, какво времена Фигга, оказывается, известно даже не в самой Англии, но в Польше!)
Всёвыше сказанное далеко не полная информация, если разобрать всё это серьёзно, тоот «русского стиля» и камня на камне не останется.
Естьправда ещё так называемые советские стили: самбо, школа Кадочникова и Булочко — и некоторые другие. В сталинские времена, они называли себя школами,воссозданными из боевых единоборств России и республик Советского Союза. Но приразборе их — это опять джиу-джитсу и дзюдо, плюс небольшая фантазия«автора». Кстати говоря, до революции, и во времена, когда СССР ещёне был объявлен «родиной слонов», эти школы в своей родословной неупоминали не каких русских стилей.
Зачемже, однако, современным творцам всех разновидностей «русского стиля»изощрятся в создании оригинальных школ, да ещё тратить силы на доказательстваих древности? Прежде всего, они рвутся облить грязью восточные единоборства, аиз них в первую очередь — карате. Что ж, рассмотрим их аргументы.
«Каратене приспособлено к условиям России, к бою на льду и снегу, это тропический видединоборства…» Ну, это просто неверно. Япония и Китай — страны горные,там не редкость и снег по грудь, и обледенелые склоны. А много ли снега в нашихгородах? Так, что тут на лицо, элементарное незнание географии. «Каратеанатомически не пригодно для высоких и широкоплечих славян». Приведёмпрямую цитату: «Имея меньший вес и мышечную массу, японец должен вложить вудар, сконцентрировать в нём всю мощь для достижения разрушительного эффекта…Славянину же, чтобы сбить противника с ног, отправить его в нокдаун, достаточнои нефиксированного удара с проносом». Из этого следуют выводы, что, ежелинефиксированный удар быстрее фиксированного, то русский стиль обладает большей«скорострельностью». Верно. Однако, во-первых, невысокие японцысражались против японцев же, так что шансы равны. Во-вторых, каратистский ударотправлял не в нокдаун и не в нокаут, а в нирвану, в небытие — даже сквозьстальной доспех. В Японии, а тем более в Китае, нефиксированные удары хорошоизвестны, их только не применяют в реальном бою. Мастер внутреннего стиля напоказательных выступлениях, продолжая движение «сквозь» противникабез фиксации, отбросит его на несколько метров. В бою результат окажетсясовершенно иным: противник останется на месте, но будет убит.
Последнийаргумент сторонников «русского стиля» заключается в том, что:«Восточные единоборства для нас не приемлемы, поскольку чужды славянскомудуху». С этого аргумента и-следовало бы начинать. И не случайно о«русском стиле» заговорили во второй половине восьмидесятых, когда наряду с демократическими тенденциями расцвели и шовинизм, и стремление к«государственной церкви». Очень трудно признать, что мы — не«родина слонов» и не «батьювщина слоте», трудно, ипредпочтительнее кого-нибудь в слоны зачислить. А если место занято?
Еслиместо занято, надо использовать модный сейчас козырь: противоречиенационально-религиозному духу. Но Дух единоборства не противоречит вообщеничему!
Заключение
Такстоит ли заново изобретать велосипед, заниматься переписью истории? Стоит ли?Ведь чтобы добиться, где-либо успеха, совершенно не обязательно бытьоснователем или потомком чего-либо. Ведь классическая музыка отнюдь не нашеизобретение, но вспомним П. И. Чайковского и других русских композиторов,которые внесли неоценимый вклад в мировую фонотеку классической музыки, а ведьони её не изобретали и не стояли у её истоков. А балет, русский балет считаетсялучшим в мире; такие имена как Барышников, Уланова — известны всем, но его мыто же не изобретали, А в среде боевых искусств, хоть лидирующие места и запредставителями Азии, но и своих чемпионов у нас не так мало.
Всёвыше сказанное всего лишь микроскопический обзор данной темы, она очень широка,и ставит довольно много проблем. Ведь дело не в самом «русскомстиле», а в том кто или что за ним стоит, и чем их изучение можетзакончиться, потому как непрофессиональный тренер, к тому же с наспехвыдуманной техникой, и что более важно философией, может нанести серьёзный вредкак физическому, так и духовному здоровью. Так не лучше ли использовать системупроверенную веками, а не заниматься глупыми и бесцельными экспериментами, думаячто это является патриотически-правильным?!
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.karateclub.narod.ru