«БогоматерьДонская».Интерпретациятемы «БогоматериЕлеусы».
К добрым гениямРоссии, ее великимвозродителями возбудителямдолжен бытьотнесен и знаменитыйхудожник ФеофанГрек, прибывшийв Россию в третьейчетверти ХIVвека и составившийв истории русскойживописи целуюэпоху
1Иконографическийтип и некоторыеаспекты егоэволюции:
Основныечерты иконографическоготипа Умиление: в центре иконырасполагаетсяпоясное изображениеБогоматерис младенцемна руках, нежнорижавшимсяк ее щеке. ИзображениеМарии и младенцав позах взаимноголаскания — распространенныйв византийскомискусстве типизображения- по-греческиназывалось«Елеуса», а по-русски обозначалоськак «Умиление».Как и всегда, с раннехристианскихвремен, Марияизображеназакутаннойв темно-вишневыйплащ — мафорий- одежду замужнихпалестинскихженщин, а намафории — звезды, знаки ее девства, чудесно сохраненного«до рождества, в рождествеи по рождестве».
Древнейшим, неизменнымпредставлениямо внешностиМарии соответствуютздесь чертыБогоматери, их можно описатьсловами древнегоапокрифа, которыегласили, чтоу Марии ” ликбыл смуглыйи овальный, волосы цветазрелой пшеницы, рот алый, глазав форме плодовминдаля и руцитонкостьюисточены”. Ноэти благородные, всегда узнаваемыечерты под кистьюмастера обретаюткакую-то невиданную, одухотворенную, захватывающуюкрасоту. И красотаэта неотделима
оттого выражениябездонной, высокой и чистойпечали, которымисполнен лики которую изливаетобращенныйк нам взгляд.Печали, почтине передаваемойсловом, поистинепечали Матери, у которой пронзенноевеликим сыновнимстраданиемсердце навекотозвалосьвсем бедам игорестям людским.Прижимая к себеправой рукоймладенца Сына, мягко склонившиськ нему головой, левую рукупростираетк нему Марияв жесте моления.
Немаловажнымипредставляютсяфакты историческойэволюции образаБогоматериЕлеусы и всейбогородичнойиконографии.”… Одна из темвизантийскогоискусства 11-12веков — темабожественнойлюбви, выражаемойв формах человеческой…
В культуреконца XI-XII вв.«страстная»тема, тема любвиприобрелиособое значениев связи с новойлитургией, богословскойи философскойполемикой, ересями, а такжеразногласиямис латинскимзападом. Этоттип, как никакойдругой, отразилпереосмыслениероли Богоматерив контекстеновой «драматической»литургии ичеловеческиэмоциональнуюинтерпретациюее образа. Мыкасаемся такжеи других композицийс близкимииконографическимиэлементами? прежде всегос изображениемлобзания — «Сретение»и «Оплакивание».
… Напримере икониз монастырясв. Екатеринына Синае «Богоматерьи пророки»,«Богоматерьвлахернская», а также на примере«Владимирскойбогоматери»мы прослеживаемразличныеиконографическиепрототипы изантичногоарсенала. Этоестественно.Эрот или юныйДионис из вакхическойиконографиидля образаХриста-младенца, трагическаятеатральнаямаска для ликаМарии и схемаизображенияАфродиты, целующейЭрота.
В данномразделе мытакже привлекаемлитературныепараллели изсферы светскойсловесности.Нам представляетсявесьма плодотворнымпроследитьпараллелизммежду литературнойэкзегезой иизобразительнымискусствомне только вплане соотносимостисодержания, но и потому, что механизмпереосмыслениядревних мотивов, в том числе имифологических, обнаруживаетобщие качествав этих двухсферах. В 12 векевозрождаетсяжанр эллинистическогогреческоголюбовногоромана, которыйвоспеваетземную любовьи красоту. Однакосредневековыйроман предусматривали символическоевосприятие.Византийскийроман — это аллегориялюбви. Тема«любви»… смыкаетсяи с содержаниемэтой сферылитературы.Единый символическийспособ мышления, универсальныйдля средневековьясоединяет нити, тянущиеся кстоль разнымобластям культуры.Тема божественнойлюбви, получившаявоплощениев образах ласкающейБогоматерии «Оплакивания»как ни парадоксальноимеет точкисоприкосновенияс темой любви, не только втеологическойэкзегезе, нои в византийскомромане.
Впроизведенияхизобразительногоискусства XI — XII вв. древниепрототипыстановятсяосновой нетолько дляантикварногоусвоения изаимствования, как в искусствеX века, но и дляглубокогопереосмысления…
… Древниепрототипывовлекаютсядаже в христологическуюиконографию