Большая трагедия «Малютки Анри»
Елена ШЕРСТНЕВА
Для
тех, кто стремится во французскую столицу, чтобы ощутить атмосферу «свободной
земли свободных художников», непременным местом пребывания станет Монмартр. Он
по-прежнему проникнут духом того времени, когда здесь кипела ночная жизнь
Парижа и когда, обозревая город с высоты стометрового известкового холма,
художники на своих полотнах признавались Парижу в любви.
Название
этого облюбованного художниками места происходит от латинского «mons Marturum»,
что означает «Гора мученика». Полагают, что название месту дали события конца
III в., когда в здешних местах произошла расправа над христианами. В XII в. в
память об их мученической смерти здесь возвели монастырь, от которого
сохранилась церковь Санкре-Кер. Спустя века Монмартр стал средоточием
художественной жизни Парижа. И не только. Его заполонили многочисленные
бордели, где гнездился порок, и кабаре, где непризнанные большим искусством
артисты достигали своего триумфа. Но, несмотря на царивший здесь вечный
праздник, судьбы людей, переплетавшиеся на Монмартре причудливым образом, порой
несли в себе след глубокой человеческой трагедии. В 1864 г. в богатой
аристократической французской семье родился мальчик — Анри Мари Раймон де
Тулуз-Лотрек. Близкое родство родителей сказалось на физическом состоянии
ребенка: он рос хилым и болезненным. Отец мальчика слыл страстным поклонником
верховой езды. И пока Анри был мал и не мог гарцевать на лошади, он не проявлял
к сыну интереса. А когда мальчику исполнилось чуть больше 3 лет, между
родителями произошел разрыв. Теперь они лишь создавали видимость семьи. С
возрастом Анри стал привязываться к отцу, который наконец-то мог брать его на
конные прогулки в Булонский лес. А первые уроки рисования он получил в
мастерской приятеля отца — художника-анималиста Рене Пренсто. Особенно хорошо
Анри удавалось изображать лошадей, которых он успел полюбить, занимаясь
верховой ездой. Но судьба словно наказывала его: в 14-летнем возрасте он
умудрился дважды упасть так, что получил перелом шейки бедра сначала левой, а
потом и правой ноги. Несмотря на лечение у лучших докторов, кости срослись
неправильно, а рост ног прекратился. В результате с годами мальчик превратился
в настоящего уродца — коротышку с огромной головой. Он так и не вырос выше 145
сантиметров. Горе, переживаемое родителями, Анри пытался сглаживать показным
весельем и беззаботностью. К счастью, юноша был одаренным, и живопись стала его
единственным занятием. С 18 лет он брал уроки у парижских художников Бонна и
Кормона и мечтал о собственной мастерской. Однако глубоко скрытое в молодой
душе страдание толкало его к поиску и других утешений. Он все больше отделялся
от своего привычного окружения. Его влекла ночная жизнь Монмартра с его
многочисленными кабаре, борделями, девицами и сутенерами. Он не испытывал
брезгливости к этим людям. Среди таких же отверженных, как и он сам,
Тулуз-Лотрек чувствовал себя легко и свободно. Он пытался увидеть в них «нечто
глубоко человеческое». И именно они стали персонажами его первых получивших
признание картин. И свою мечту — иметь собственную мастерскую — он осуществил
здесь же, на Монмартре, куда переселился, преодолев сопротивление родителей. Он
бежал от их жалостливого участия. Он не желал прозябать в бездельи, хотя был
обеспечен. Живопись помогала ему жить, утверждать себя в собственных глазах и
глазах окружающих.
На
Монмартре Тулуз-Лотрек стал заметной фигурой. Здесь все обожали «малютку Анри»,
зачастую и не подозревая, что рядом – известный художник и отпрыск
аристократического рода. Остроумный и всегда веселый карлик, в длиннополом
пальто и с тросточкой в руке, был великодушен и щедр. Несмотря на недуг, он
пользовался успехом у женщин и сам страстно любил их, за что, по обычаям
Монмартра, и получил прозвище «горбатого донжуана». Но одно увлечение художника
стало знаменательным для его творчества.
В маленьком кабаре «Элизе-Монмартр» восходила звезда совсем
юной танцовщицы Луизы Вебер. Зажигательный танец огненно-рыжей артистки покорил
местную публику. Вскоре у нее появился партнер по сцене — Валентин Ле Дезоссе,
– пластика которого была столь совершенна, что публика окрестила его
«Бескостным». Танцевальная пара в скором времени начала выступления в
открывшемся в 1889 г. кабаре «Мулен-Руж» и с легкой руки Тулуз-Лотрека стала
визитной карточкой этого заведения. Хозяева «Мулен-Руж» привлекали в кабаре
представителей богемы, поклонников искусства, тблстосумов — и в 1891 г.
заказали Тулуз-Лотреку рекламную афишу для своего заведения. Художник создал знаменитый
плакат, принесший большую известность и кабаре, и самому автору. Плакат
«Мулен-Руж» с его динамичной композицией, с выхваченными в зажигательном танце
силуэтами Луизы и Валентина, свидетельствовал о появлении в Париже нового
талантливого художника-плакатиста и положил начало работе Тулуз-Лотрека в новой
для него области — литографии. Тулуз-Лотрек стал завсегдатаем нового кабаре.
Здесь, среди непристойного шума, всеобщей суеты Тулуз-Лотрек схватывал пером
сцены ночной жизни, изящные движения танцоров, моменты их величия и личные
драмы. Здесь в его жизнь вошла и Луиза Вебер, ставшая настоящей звездой
Монмартра, но получившая малосимпатичное прозвище Ля Гулю — «обжора» — за
привычку подсаживаться за столики щедрых посетителей и угощаться за их счет. Художник
был влюблен страстно. Целыми ночами он любовался ее зажигательным канканом,
восторгался безудержным темпераментом, а вернувшись под утро в мастерскую —
рисовал. Его лучшие картины — «Танец в «Мулен-Руж» и «Ля Гулю, входящая в
«Мулен-Руж» — были посвящены ,ей. Какое-то время она отвечала художнику
взаимностью, но вряд ли это было искренним чувством. Талант танцовщицы уживался
в Луизе с вызывающей вульгарностью и порочностью. Да и в атмосфере кабаре, с
его изысканным развратом, вином, наркотиками, противостоять этому было
невозможно. Хлынувшие на танцовщицу гонорары и вовсе вскружили ей голову. Она
становилась все заносчивее, а ее бедного воображения хватало лишь на
приобретение неимоверно дорогих и все более откровенных нарядов. Она начала
принимать наркотики, впадала в запои, могла в этом состоянии выходить на сцену
и как-то раз позорно свалилась прямо на пол перед зрителями. Даже видавшая виды
публика «Мулен-Руж» была возмущена, и директор уволил артистку. Опустившаяся,
потерявшая прежнюю форму и привлекательность, она была никому не нужна. Ее
жалкий вид, пьяные слезы уже не вызывали сострадания даже у Тулуз-Лотрека. Но и
сам он вряд ли мог быть ей строгим судьей. Заглушать постоянно грызущее
ощущение собственной неполноценности ему помогал алкоголь. Но это пристрастие
одновременно притупляло и эмоциональность художника. Прежде плодотворный и
востребованный в салонах мастер, победитель художественных выставок теперь
вообще не испытывал острой потребности писать. Друзья даже пытались
провоцировать его, обращая внимание на его излюбленные, «лотрековские»
персонажи вроде какой-нибудь колоритной кокетки. Но Тулуз-Лотрек меланхолично
отмахивался от них. Пагубная страсть привела его в психиатрическую лечебницу. А
в 1901 г. в возрасте 37 лет скованный параличом художник умер на руках преданно
любившей его матери. Судьба произведений Тулуз-Лотрека была не менее трудна,
чем сама его трагическая жизнь. Многие его родственники считали, что своими
картинами Анри дискредитировал семью. А пресса, осмелев после смерти художника,
называла его своеобразное творчество «неприятным талантом калеки», который
видел все вокруг себя в уродливом свете, привлекая внимание к человеческим
порокам. И лишь друзья-художники, создав музей-галерею Тулуз-Лотрека, добились
тем самым окончательного признания художника, наследие которого оказалось очень
многочисленным. В 1915 г. сгорел «Мулен-Руж». А в 1929-м не стало Луизы Вебер.
Но в старой спившейся нищенке невозможно было узнать величайшую
обольстительницу, героиню знаменитых полотен и бывшую звезду Монмартра.
Список литературы
Журнал
«Российский аптеки» № 8, 2006.