Борьба с водой, поступающей в отсеки корпуса судна

Борьба с водой, поступающейв отсеки корпуса судна
Наличие водотечностикорпуса судна можно определить с помощью системы автоматических указателейуровня воды в отсеке, пробной откачки или обследования района повреждений последующим признакам: шуму поступающей воды; просачиванию воды через неплотностив швах переборки, сальниках кабельных трасс и трубопроводов, водонепроницаемыхзакрытий; шуму воздуха, выходящего через воздушные и измерительные трубы;просачиванию воды или прорыву воздуха при осторожной отдаче одной-двух задраекводонепроницаемого закрытия; отпотеванию палуб, переборок, второго дна иглухому звуку при ударе о них металлическим предметом. Осушение отсека (отсеков) можно обеспечить,используя кроме стационарных переносные водоотливные средства (мотонасосы, погружныеэлектронасосы, водоструйные эжекторы) и насосы охлаждения забортной водойглавных двигателей и холодильной установки. Засоренная вода может быть удаленарыбонасосом. Способы, средства и последовательность ликвидации водотечностикорпуса судна зависят от размеров, характера и местоположения повреждений. Еслиосушительные средства справляются с поступающей водой, рекомендуется завестипластырь, осушить отсек, заделать пробоину и вести наблюдение за возможнымпоступлением воды. В противном случае первоочередные действия должны бытьнаправлены на борьбу с возможным распространением воды в неаварийные отсеки.
На промысловом флотеприменяют мягкие, полужесткие и жесткие пластыри. К мягким относятсякольчужный, облегченный, шпигованный и учебный пластыри, которые могутпринимать форму обводов корпуса судна. Полужесткие пластыри, способныепринимать форму цилиндрической поверхности, — это рейковый пластырь-тюфяк,шторный и гибкий пластыри с мягкими бортами. К жестким относятся деревянныепластыри с мягкими бортами, пластыри металлические клапанные и с прижимнымболтом. Правила устанавливают минимальный объем аварийного снабжения судна.

/>
а — кольчужный; б — жесткий с мягкимибортами; в — металлический с прижимным болтом; 1 — шкоты (стальной трос); 2 — такелажная скоба; 3 — коуш; 4 — бензель (пеньковый трос); 5 — ликтрос(стальной); б — четыре слоя парусинового полотнища с прослойкой из проволочнойсетки; 7 — контрольный штерт (растительный линь или канат); 8 — храпцы(складной гак); 9 — кренгельс; 10 — оттяжки (стальной трос); 11 — подкильныеконцы (стальной трос); 42 — подушка; 13 — гвозди; 14, 15 — тонкий и толстыйслои досок; 16 — смоляная пакля; 17 — парусина; 18 — поворотная скоба; 19 — прижимнойболт; 20 — гайка; 21 — рукоятка; 22 — металлический диск; 23 — резиновоекольцо; 24 – откидная пружина
Рис. 1 Пластыри:
При установке кольчужногопластыря (рис. 1) на пробоину заводят подкильные концы с таким расчетом, чтобыпробоина оказалась между крайними подкильными концами. Одновременноразворачивают на палубе пластырь и к верхним коушам скобами крепят шкоты, а вкренгельс верхней шкаторины закладывают храпцы контрольного штерта. Скобамисоединяют оттяжки с кренгельсами боковых шкато-рин. Подкильные концы со стороныпробоины соединяют скобами с нижними коушами и кренгельсом нижней шкаторины,пластырь опускают в воду, стравливают шкоты и выбирают подкильные концы, покаконтрольный штерт не покажет, что пластырь опущен на заданную глубину. Оттяжкамирастягивают пластырь, подкильные концы закрепляют, талями вручную оттягиваютшкоты. При большой пробоине под пластырь ставят фальшшпангоуты из угольниковили стального троса, обтягиваемых на палубе талрепами или лебедками. Облегченныйпластырь состоит из двух парусиновых полотнищ и войлочной прослойки, окантованликтросом из смоленого каната. С наружной стороны пластыря параллельно верхнейкромке с интервалом 0,5 м нашиты из парусины карманы, в которые вставленыотрезки труб или стального троса. Вооружение и последовательность установки напробоину аналогичны кольчужному пластырю. Шпигованный пластырь состоит из Двухпарусиновых полотнищ, к одному из которых ворсом наружу пришит шпигованный мат.Ликтрос изготовлен из смоленого пенькового каната. По углам заделаны коуши, а всередине верхней шкаторины — кренгельс. Установка на пробоину аналогичнаустановке кольчужного пластыря без оттяжек. Учебный пластырь аналогиченшпигованному, но не имеет шпигованного мата. Рейковый пластырь-тюфяк состоит изнабитого смоленой паклей парусинового матраца с пришитым с одной стороныпарусиновым полотнищем. Матрац со стороны полотнища прибит гвоздями кдеревянным рейкам, просвет между которыми 50—100 мм. Поперек реек строительнымискобами прикреплены два стальных троса для подведения пластыря к пробоине. Шторныйпластырь с мягкими бортами состоит из парусинового полотнища, прибитогогвоздями к скошенным с торцов в сторону парусины и плотно прилегающим друг кдругу доскам. В края полотнища по периметру пластыря завернута смоленая пакля,образующая подушку. Со стороны, противоположной подушке, поперек досокстроительными скобами прикреплены два стальных троса для подведения пластыря кпробоине. Гибкий пластырь с мягкими бортами состоит из фанеры и прибитогополотнища, в края которого по периметру завернута смоленая пакля, образующаяподушку. При изготовлении жесткого пластыря с мягкими бортами (рис. 5.2, б) краяпроложенной между слоями досок просэфиченной или просмоленной парусины должнывыходить за кромки щита на 0,5—0,7 м. Выступающие края парусины загибают всторону тонкого’ слоя досок, набивают смоленой паклей и прибивают гвоздями.Высота подушки должна быть равна толщине щита, ширина — 0,3—0,5 высоты. Вслучае постановки пластыря снаружи корпуса судна к нему строительными скобамикрепят два стальных троса для подведения к пробоине. Размеры пластыря должны на0,8-1,2 м превышать длину и ширину пробоины, толстые доски следует располагатьвдоль судна.
Если выступающие частикорпуса судна (кили, привальный брус и др.) не позволяют обеспечить прижатиежесткого и полумягкого пластырей к пробоине, с наружной стороны пластыряприбивают выступающие брусья и после наведения пластыря заводят дополнительныеподкильные концы, которыми и прижимают его к корпусу.
Небольшие пробоинызаделывают изнутри аварийного отсека жесткими пластырями с мягкими бортами,щитами, металлическими клапанами пластырями и металлическими пластырями сприжимным болтом (рис. 1, в). Если установке жестких пластырей мешают большиевыступающие кромки пробоины, бухтины обшивки корпуса и имеющиеся выступающиечасти, можно изготовить коробчатый пластырь с мягкими бортами (пластырь-ящик). Вэтом случае к днищу жесткого пластыря крепят жесткие стенки из досок, а на кромкахэтих стенок — подушку. Перед постановкой пластыря изнутри отсека изоляция врайоне пробоины должна быть удалена.

/>
Рис. 2. Средствакрепления пластыря:
а — болт с откидной скобой; б — крючковыйболт; в — аварийная струбцина; г — раздвижной металлический упор; 1 — скоба; 2 —болт; 3 — гайка; 4 — рукоятка; 5 — захват; 6 — подпятник; 7 — стопорный винт; 8— швеллер; 9 — прижимной винт; 10 — шарнир; 11 — внутренняя труба; 12 — отверстиядля чеки; 13 — нарезная втулка; 14 — продольный вырез; 75 — шайба; 16 —проволока; 17 — чека; 18 — наружная труба
Крепление жесткихпластырей к пробоине можно производить болтом с откидной скобой (рис. 5.3, а), крючковымиболтами (рис. 5.3, б), аварийной струбциной (рис. 5.3, в), раздвижнымметаллическим упором (рис. 5.3, г), брусьями. При креплении пластыря крючковымиболтами в пластыре сверлят отверстия из расчета один болт диаметром 20 мм на каждые 0,5 м2 площади пластыря. Если невозможно зацепить крючковые болты за кромки пробоины,можно закрепить их за обрезки труб, угольников и т. п., выведенных сквозьпробоину за борт судна. При креплении пластыря аварийной струбциной нужно:отдать стопорные винты захватов, захваты раздвинуть и захватить ими шпангоуты;под подпятник прижимного винта подвести пластырь и в вертикальном направлениинавести пластырь вместе со струбциной на пробоину; прижимным винтом с помощьюрукоятки прижать пластырь к пробоине. Для крепления пластыря раздвижным упоромнеобходимо: подпятник наружной трубы упереть в прочную конструкцию корпуса;вынуть из упора чеку; выдвинуть внутреннюю трубу из наружной до касанияпластыря; вставить чеку сквозь продольный вырез втулки в крайний овальный вырезвнутренней трубы; сдвинуть шайбу до упора в чеку и вращением переместить гайкудо упора в шайбу. При дальнейшем вращении гайки выдвигается внутренняя труба доупора в пластырь. Шарнирное крепление подпятников на концах упора обеспечивает возможностьего установки под острым углом к пластырю.
Передача усилия прикреплении пластыря деревянным брусом такая же, как и при подкреплении перебороки закрытий, и зависит от особенностей конструкции и расположения оборудованияаварийного отсека.
Малые пробоины можнозаделать круглым металлическим пластырем с прижимным болтом (см. рис. 5.2, в),для чего следует повернуть скобу и, придерживая ее рукой, вывести сквозьпробоину за борт суднах. Откидная пружина повернет скобу перпендикулярно осиприжимного болта, после чего вращением гайки следует прижать пластырь кпробоине.
Неплотности междукорпусом судна и пластырями, небольшие трещины в цементе и т. п. можно заделатьсмоленой паклей, а мелкие пробоины, иллюминаторы, разошедшиеся швы и трещины —деревянными пробками и клиньями, обернув их пропитанной суриком, техническимсалом или просмоленной паклей. Оставшиеся узкие щели и неплотности заделываютмелкими клиньями. Окончательно водотечносгь устраняют паклей или листовымсвинцом. На пробки (клинья) накладывают фанеру или доски и раскрепляютдеревянными брусьями. Несколько близко расположенных небольших трещин (пробоин)можно заделать густо смазанной техническим салом подушкой с наложением на неедеревянного щита и раскреплением брусьями. Дальнейшее распространение трещиныпредотвращают сверлением на ее концах отверстий диаметром до 15 мм.

/>
Рис. 3 Бетонированиепробоины:
1 — обшивка борта; 2 — шпангоут; 3 — бетон;4 — опалубка; 5 — упоры; 6 — фильтрационные трубки
Один из наиболее надежныхспособов полного устранения водотеч-ности — бетонирование (рис. 3) Осушенныйрайон заделанной пробоины очищают от жира, масел, устанавливают деревяннуюопалубку с вставленными в нижней части отрезками отводящих просачивающуюся водутруб и, тщательно уплотняя каким-либо металлическим предметом, укладываютбетон. После затвердевания бетона трубки забивают чопом.
/>
Рис. 4 Схемы подкреплениякорпусных конструкций: а- треугольник; б — с подкрепляющим вертикальным упором;в — с горизонтальным упором; 1 — переборка; 2 — подкладные брусья; 3 — упор; 4 —подкладная планка; 5 — палуба; 6 — карлингс; 7 — настил второго дна; 8 — фундамент;9 — деревянные клинья; 10 — водонепроницаемая дверь
Подкреплениеводонепроницаемых конструкций следует производить при опасном затопленииотсека, значительном выпучивании металла, при обнаружении признаков расхождениясварных швов и ослаблен-ния заклепок, при предполагаемом переходе с неосушеннымотсеком и во всех случаях, когда появляется сомнение в прочности конструкции.При этом запрещается выправлять деформированные конструкции, а покреплениепереборок необходимо производить в первую.очередь снизу, передавая усилие нанабор через накладной брус. Наиболее надежно и удобно подкреплять конструкциюперпендикулярным к ней упором. Если такое подкрепление выполнить невозможно,рекомендуется применить схему „треугольник”, наклонный упор с покрепляющимвертикальным упором или любой другой вариант с учетом местных условий иимеющегося аварийного снабжения (рис. 4). Во всех случаях подкрепления концыупоров должны быть срезаны так, чтобы упор соприкасался не углом, аповерхностью. Клинья необходимо постоянно подбивать. При подкрепленииводонепроницаемых закрытий (дверей, люков, горловин) особое внимание необходимоуделять равномерности распределения усилия по периметру закрытия ипредотвращению повреждения задраивающих устройств.
Аварийный инвентарь включаетпластыри (мягкие, облегченные, шпигованные, парусиновые, деревянные,металлические и др.), шпигованные маты, металлические раздвижные упоры,струбцины, легководолазное снаряжение, водоотливные средства и различныеплотницкие и механические инструменты.
К аварийным материаламотносятся: деревянные изделия — брусья, доски, клинья, пробки (чопы); скобяныеизделия для крепления деревянных предметов — строительные скобы, гвозди, болты,проволока; уплотнительные материалы — листовая резина, войлок, парусина,смоленая пакля, а также другие материалы, которые могут найти применение привыполнении аварийных работ,— цемент, жидкое стекло, сурик железный, жир, песок,опилки и т. д.
Конкретный переченьаварийного снабжения каждого судна установлен Регистром РФ. Наличие иисправность этого снабжения систематически контролируют судовые специалисты,служба мореплавания и не реже одного раза в год инспекция Регистра РФ.Аварийный инвентарь и материалы категорически запрещается использовать не попрямому назначению.
Применяемые в качествеаварийного инвентаря пластыри бывают мягкие, деревянные, металлические ипневматические.
Мягкие пластыри заводятдля временной заделки пробоины, с тем чтобы осушить затопленный отсек и затемнадежно восстановить водонепроницаемость корпуса. Наиболее прочным мягкимпластырем является кольчужный пластырь (рис. 102). Он эластичен, хорошоприлегает к фигурной поверхности корпуса судна и вместе с тем обладаетопределенной жесткостью, которую создает кольчуга в виде переплетенных колец диаметром 300 мм из гибкого стального оцинкованного троса диаметром 9 мм. Размеры кольчужного пластыря 4,5X4,5 м. В снаряжение пластыря входят три штока из растительного90—100-миллиметрового троса, три подкидных конца из гибкого стального троса илицепи диаметром 17—19 мм, две оттяжки из растительного 75—90-миллиметрового илистального троса контрольный штерт из растительного линя для определенияположения пластыря с маркировкой через каждые 0,5 м (считая от середины пластыря), соединительные скобы, тали, канифас-блоки. Снаряжение размещенов рундуке рядом с местом хранения пластыря.
Облегченный пластырьразмером 3X3 м состоит из двух слоев парусины с войлочной прокладкой междуними. Для придания пластырю жесткости с его наружной стороны параллельноверхней кромке через полуметровые промежутки прикреплены стальные25-миллиметровые трубы или стальной трос диаметром 20 мм.
Шпигованный пластырь (2X2м) изготовлен из двухслойной парусины и прошитого с внутренней сторонышпигованного мата с плотным густым ворсом наружу.
Парусиновый учебныйпластырь размером 1X1 м, 1,5X1.5 м или 2X2 м состоит из двухслойной парусины.
Пластырь-тюфяк может бытьизготовлен силами экипажа в судовых условиях. Для этого парусиновый мешокнужных размеров набивают смоленой паклей до толщины около 200 мм. С наружной стороны к полученному таким образом тюфяку крепят узкие доски толщиной 50—75 мм (спросветами между ними), а к ним строительными скобами прибивают стальной тросдля заводки.
Деревянный жесткийпластырь обычно изготовляют на судне «по месту» после полученияпробоины в корпусе. Наиболее целесообразно использовать его для закрытияпробоин, находящихся вблизи или выше ватерлинии, а также в случаях, когдапробоину можно обнажить путем кренования или дифферентования судна.
Металлические пластыри,применяемые для заделки небольших пробоин, изображены на рис. 6
Пневматические пластыри(трубчатые, шарообразные, мягкие коробчатые, полужесткие и жесткие)предназначены для заделки небольших пробоин снаружи на глубине до 10 м.

/>
Рис. 5 Кольчужныйпластырь:
1—кренгельс; 2 — бензель;3.— ликтрос сетки (стальной трос диаметром 7—9 мм); 4 — люверс; 5 — трехслойнаяпарусиновая шайба; 6 — кольчуга; 7 — коуш; 8,9 — покрышки из морской парусиныводоупорной пропитки; 10 — наружный ликтрос (75—90-ындлнметровый смоленый пеньковыйтрос)
Аварийные деревянныепробки и клинья (рис. 5) предназначены для заделки небольших круглых отверстий,заглушки трубопроводов, заделки мелких трещин и разошедшихся швов, а также длязаклинивания деревянных упоров.
/>
Рис. 6 Металлическиепластыри: а — клапанный; 6 — с прижимным болтом; / — коробчатый корпус; 2— ребра жесткости; 3 — гнездо для раздвижного упора с перемычкой; 4— патрубки сзаглушками для стержней крючковых болтов; 5— клапан; 6 —*рымы для крепленияпод-кильных концов; 7,8 — прижимной болт с откидной скобой; 9 — гайка сручками; 10 —: ярижимной диск
/>
Рис. 7 Деревянные.клинья(а, б, в) и пробки (г, д)
/>
Рис. 8 Прижимные болты:
а — с откидной скобой; 6, в, — крючковые

/>
Рис. 10 аварийнаяструбцина.
о — с захватами за шпангоутышвеллерного типа; б — захват для шпангоутов бульбового типа; 1— струбцина; 2 — прижимнойвинт; 3 — рукоятки прижимного винта; 4 — гайка-ползун; S — стопорные винты; j6 — болты, скрепляющие две планки швеллера; 7 — захват
Деревянные (сосновые)брусья размером 150X150X4000 мм и 80X100X2000 мм предназначены для подкрепленияпереборок водонепроницаемых закрытий, пластырей и т. д.
Сосновые доски размером50X200X2000 мм и 50Х200Х Х4000 мм служат для изготовления жестких пластырей,щитов, опалубки для бетонирования пробоин и т. п.
Для закрепления иудерживания аварийных закрытий применяются прижимные болты (рис. 8)металлический раздвижной упор (рис. 9) аварийная струбцина (рис. 10)
Приостановлениеводотечности и заделка пробоины могут быть выполнены различными способами.
Для заделки больших иочень больших пробоин применяется подводная сварка. Работу выполняютлегководолазы со стороны затопленного отсека или наружного борта.Предварительно на палубе готовят листы стали, придавая им необходимые размеры и форму.
Заводку мягкого пластырявыполняют только при условии, что судно не имеет хода относительно воды. Напалубе мелом размечают границы участка, подлежащего закрытию, к этому меступодносят пластырь и укладывают его так, чтобы нижняя шка-торина была сверху.
Затем, как показано нарис. 11 заводят с носа два подкильных| конца 1 Если пробоина имеет- площадьболее 0,5 м2, рекомендуется- завести больше подкильных концов, которые обтянутьпод пластырем; они будут играть роль фальшивых шпангоутов, препятствующихвдавливанию пластыря в пробоину водой. С помощью скоб — к коушам нижнейшкаторины пластыря присоединяют крайние (первый и последний) подкильные концы,а к коушам боковых шкаторин оттяжки 2 и заводят их за канифас-блоки 3.
водотечностьсудно отсек пластырь
/>
Рис. 11. Заводка мягкогопластыря
Нижнюю шкаторинупостепенно выпускают за борт, выбирая J подкильные концы с противоположного борта. Когда пластырь полностью распрямится,к крайним коушам его верхней шкаторины крепят шкоты 4, к среднему коушуконтрольный штерт 5 и про- 1 должают заводку пластыря, потравливая шкоты. Послетого как в соответствии с показаниями контрольного штерта пластырь будет опущенна заданную глубину, крепят шкоты, а подкильные концы и оттяжки обтягиваютизнутри хват-талями или с помощью лебедок.
Деревянный пластырь передзаводкой балластируют, с тем чтобы при погружении в воду его масса составлялане менее 2—5 кг.
Небольшие пробоины могутбыть заделаны изнутри отсека жестким пластырем или шпигованным матом со щитом,которые крепят аварийной струбциной (рис. 109, а), крючковыми болтами (рис.109,6) или болтами с откидной скобой (рис. 109, в).
Малые пробоины,разошедшиеся швы, трещины и отверстия от выпавших заклепок заделывают клиньямии пробками. Предварительно клин или пробку, отесывая, подгоняют под отверстие,: обматывают смоленой паклей, смазанной солидолом, суриком или ( техническимжиром, и забивают в пробоину деревянным мушкелем. Для забивки их в большиепробоины (диаметром более 100 мм) пользуются кувалдой. Длинную трещину илиразошедшийся шов заделывают несколькими клиньями. Если трещина вертикальная, тоее заделку начинают снизу. Оставшуюся после забивки пробок и клиньевводотечность приостанавливают, под-конопачивая в необходимых местах.
Заделка пробоин мягкими ижесткими пластырями, клиньями и пробками — временная мера при остановленииводотечности, дающая возможность откачать воду из затопленного отсека и при ступитьк более надежному восстановлению герметичности.