Содержание
Введение
Глава 1. Понятие семьи и брака поримскому праву
1.1 Понятие семьи по римскому праву
1.2 Условия вступление в брак
1.3 Заключение брака
1.4 Обстоятельства, прекращающие брак
Глава 2. Виды брака по римскому праву
2.1 Виды брака по римскому праву
Глава 3. Содержание семейныхправоотношений
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Римский семейныйстрой Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительнымдостижением» римского народа. Отличие римской семьи состояло в том, что напервый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными- связь когнатическая, но связь юридическая — по римской терминологииагнатическая.
Источники дают намдва определения брака. Первое из них принадлежит классическому юристуМодестину; оно помещено в Пандектах Юстиниана L. 1 D. 23, 2. Modestinus.Nuptiae sunt conjunction maris et feminae et consortium omnis vitae, divini ethumani juris communication. Второе определение брака дано составителямиИнституций Юстиниана: пр.1 J. 1? 9 Nuptiae sive matrimonium est viri et mulierisconjunction, individuam consuetudinem vitae contiinens. Оба эти определениягораздо более подходят к древнеримскому браку cum manu, когда жена передавалавсё своё имущество мужу, входила в его семью filia loco и получала участие вего sacra, чем к новому, когда по исчезновении manus, жена сохраняла за собоюсвоё отдельное имущество и оставалась членом своей прежней семьи и подвластнойсвоего отца. Individua vitae consuetude и consortium omnis vitae также плохогармонируют с полной свободой развода, которою в классическую эпоху и позжеримское общество пользуется в широких размерах. Все consortium vitae впозднейшем римсом праве ограничивается областью личных отношений междусупругами; но и здесь, оно проведено не во всех отношениях.
Изучение римскогобрачного права и его институтов сохраняет актуальность и по сей день, посколькусовременное брачное право европейских стран также основывается, прежде всего насоображениях юридического родства.
Римское брачноеправо весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характераотношения мужчины и женщины признавались но римскому праву браком, рождающимправовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениямиучастников этого союза.
Неоднозначноеправовое происхождение института брака в целом определило сложность егоюридической конструкции в римском праве.
Глава1. Понятие семьи и брака по римскому праву
1.1 Понятиесемьи по римскому праву
Семьяобразуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял брак как«союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного ичеловеческого права». Это идеалистическая трактовка брака несоответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщинабыла далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в этомобщем понимании отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связейправовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований«человеческого права» брачный союз подчиняется установлениямгражданского права, как проявление требований «божественного права»брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального ирелигиозного характера, предпосланным человеческому праву.
Вплотьдо Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законныйримский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentiumмежду лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат — дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины,однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяласоциального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patriapotestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчинав республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной иодновременно в конкубинате с другого.
Вдоюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах,порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов идаже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, ипрекращавшегося в разном порядке.
Первымвидом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которойжена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам мужбыл подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitisdeminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступленияв брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была inpotestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под властьмужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становиласьагнаткой семьи мужа.
Второйвид брака — sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнемудомовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож наконкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основатьримскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлятьежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под еговласть- по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, нежелавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с неюсожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи итаким образом прерывать годичное давностное владение ею. Невозможно дать точныйответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу свободный брак,когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешьв грозной власти paterfamilias. Нет сомнений в том, что было время, когда manusи брак совпадали.
Создаваяразличный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manuрезко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключениебрака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был актформальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный видбрака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывалисьопределенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращениябраков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог быть расторгнут нетолько по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной изсторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа.
Основныеначала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римскогообщества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений излоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений всемейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружескойверности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке ине имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепциибрака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союзамужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет однуиз интереснейших черт римского брачного права.
1.2 Условия вступления в брак
Длясовершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобыбрачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий былиабсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака.Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых былонеобходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разнымобщественным группам.
Первымусловием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста,который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний былустановлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
Вторымусловием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одноготолько paterfamilias. Жених выражал свою волю, если он был persona sui iurisнуждалась в согласии опекуна, auctoritas tutoris.
Однакопостепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак лица aliieni iurisнужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие paterfamilias невестыи согласие как paterfamilias жениха, так и лица под, отеческой властью которогожених может оказаться со смертью paterfamilias. Так согласие на брак внука даетне только его paterfamilias,- дед, но и отец, подчиненный patria potestasсвоего отца, которому сын на вправе навязывать наследников, будущих детей отзаключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязываетнаследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей,вступая в агнатической семьи и дает согласие невесте её paterfamilias.
Такимобразом, первоначально все положения о согласии на брак исходили из той же идеивласти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие набрак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был paterfamilias,носителем отцовской власти.
Третьимусловием вступления в римской брак является наличие у брачующихся ius conubbii.Препятствие вступление в брак за отсутствие этого условия могли возникать либоиз принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднеесословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других,существовавших между ними отношений. Так, прежде всего до Iex Canuleia (445 г.до н.э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачногозакона Августа, Iex Iulia (18 г. до н.э.), не допускались браки вольноотпущенниковсо свободнорожденными, а после закона Lulia- слицами сенаторского сословия.
Впериод стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линиибез ограничения степеней, а при христианских императорах- и боковых линияхмежду зятем и золовкой.
Крометого, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции ижительницами последних. Lex Iulia de adulteriis запретила браки между супругом,виновным в прелюбодеянии, и его сообщником.
1.3 Заключение брака в римскомправе
Совершениюбрака обыкновенно предшествовало обручение (sponsalia). В древнейшее времяобручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без участиябрачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamiliasобоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций (п. 433): по одной-paterfamilias невесты обязывался передать её жениху, а по другой — обязывалсяпринять невесту в качестве жены, а в самое древнее время может быть в формеодносторонней стопуляции, по которой только paterfamilias невесты обязывалсяпередать её жениху, не принимавшему на себя никаких обязанностей и имевшемузатем право прекратить брак односторонним воле изъявлением.
Брак в Римезаключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся(несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо) и отведенияневесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установлениявласти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этомдревнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio,coemptio, usus).
Основным моментомсобственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствияличного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; вседругие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но несчитались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием правашел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака.Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путемпростого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следоватьdeductio feminae in domum nuptias.
Способы установления manus.
Древнейшиеримское право знало три способа установления manus, неразрывная в то время сбраком: а) confarreatio, б) coёmptio, в) usus.
1) Confarreatio,которую ряд историков считает патрицианской формой совершения брака, по взглядунекоторых (Жирар, Пост) никогда не ставшей доступной плебеям, была религиознымобрядом. Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который вовремя брачной церемонии вкушали брачующихся. А затем приносили в жертвуЮпитеру. Церемония совершалась certis verbis в присутствии жрецов- pontifexmaximus и flamen Dialis и 10 свидетелей, представлявших, быть может. Древнейшие10 курий (данной трибы). Только человек. Рождённый от брака. Заключенного регconfarreationem, и состоящий в таком браке. Мог занимать должности rex sacrorumи flamen Dialis.
2) Coёmptioявляется светской и. как думают, преимущественно плебейской формой брака. Эта «воображаемая» покупка жены мужем была. Вероятно. Пережитком подлинной купли.Она производилась в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи_ аименно земля и рабы, и устанавливались права на лиц in mancipio, а именно вформе mancipatio. Правда, слова, которые при этом произносятся, отличны отслов. Произносимых при покупке в собственном смысле, однако, в остальном это поформе купля. По описанию, которое даёт этой форме заключения брака Гай, а такжепо отдельным замечаниям Цицерона и других писателей, coёmptio представляет так:
Вприсутствии пяти свидетелей и весовщика. Libripens, которые участвовали вовсякой mancipatio (п. 196), а также paterfamilias невесты, а равно и жениха,если он persona alieni iuris, жених спрашивает невесту: an tu mihi materfamiliasesse veils и, получив утвердительный ответ, сам отвечал установленными словами насоответствующий её вопрос, также заданный в точно определённых словах. Ответневесты, видимо, гласил: ubi tu Gaius, ibi ego Gaia (Cicero, Pro Murena. 12.27).Затем жених произносил слова, установленные для совершения всякой купли путёмmancipatio и передавал paterfamilias невесты, в виде покупной цены, слитокметалла, якобы взвешенный весовщиком.
3) Ususпредставляла собою своеобразное применение института приобретательной давностик области брачных отношений.
Изэтих трёх форм заключения брака раньше других отпал usus. Если usus ещёсуществовал во времена Цицерона, то Гай уже говорит о нём как о форме, отчастиотмененной законом, отчасти просто забытой. По- видимому, в начале I в. н.э.редко встречались уже и браки per confarreationem. По крайней мере Гай, а такжеТацит сообщают, что в 23г. н.э. был издан закон, в силу которого, в целяхпоощрения браков per confarreationem, с ними стала связываться не светская, атолько религиозная manus (единство культа), которой достаточно было для того,чтобы лица, происшедшие от такого брака, могли быть верховными жрецами (Tacitus,Annales. 4. 16). Однако, с таким ограниченным кругом действия confarreatio продолжаласуществовать до падения язычества.
Coёmpptio,видимо, существовала ещё во времена Гая (1. 113. 114). Менее достоверно, чтобыеё считали действующим институтом юристы III века, несмотря на упоминания о нейПапиниана и Павла (Жирар).
Параллельнос отмиранием или ослаблением роли старых форм заключения брака шел процессутверждения неформального совершения брака путём простого соглашениибрачующихся (consensus facit nuptias- брак совершается соглашением) (D. 35.1.15), за которым должно было, однако. Необходимо следовать deduction feminae indomum mariti. Поэтому и указывал: vir absens nubere potest, femina absens nuberenon potest (Sent. 2. 19. 8).
1.4 Обстоятельства, прекращающиебрак
Бракпризнавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между темибоковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первойстепени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимоизложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфическиетребования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак сгражданкой данной провинции.
Прекращалсябрак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовымоснованиям. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался:
1) Capitisdeminutio maxima одного из супругов, т.е. обращением его в рабство, ибо у рабовне было ius conubii. При этом, если взятый в плен и обращенный в рабство супругвозвращался затем в Рим, то в силу postliminium (п. 108) считалось, что manusникогда не прекращалась. Брак же sine manu, как некоторая только фактическая,но не юридическая связь, считался прекращенным, ибо postliminium применялся кres iuris; однако брак считался продолжавшимся все время, если оба супруга быливместе в плену.
2) Capitisdeminutio media, т.е утратой права гражданства, ибо неграждане, кроме latiniveteres, также не имели ius conubii.
3) Capitisdeminutio minima, т.е. изменением семейного состояния одного из супругов,которое устанавливало такую степень агнатического родства его с другимсупругом, при которой вступление в брак было бы невозможно, например,paterfamilias усыновлял мужа свой дочери, не освободив её предварительно отpatria potestas.
4) Поволе мужа или его paterfamilias в браке cum manu; по воле мужа или жены, либопо их соглашению в браке sine manu.
Бракsine manu мог быть прекращен волеизъявлением одного из тех лиц, согласиекоторых требовалось для совершения брака (п. 139). Свобода развода была, какуже сказано, одним из основных начал римского брачного права. И, несмотря намножеств и разводов в конце периода республики и в период империи, несмотря нато, что разводы противоречили учению христианской церкви о брке, свободаразвода никогда не была ни отменена, ни даже ограничина, если не считать невыгодныхимущественных последствий развода для супруга, по инициативе или по вине которогобрак прекращен разводом.
Вступлениево второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики,ни в период принципата никаких ограничений.
Разводв классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласиюсупругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни(repudium). Свобода развода была одним из начал римского брачного права. И, несмотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, несмотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке,свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если несчитать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по винекоторого брак был прекращен разводом.
Глава2. Виды брака по римскому праву
брак римский праворазвод
2.1Виды брака по римскому праву
Вплоть доЮстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римскийбрак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium междулицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат — дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины,однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяласоциального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patriapotestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчинав республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременнов конкубинате с другой. В доюстиниановом праве различали два вида брака,совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественныеи личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношениидетей, и прекращавшегося в разном порядке. Первым видом был брак cum manumariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо подвласть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом.Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если добрака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu онастановилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своегоотца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или егоpaterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьимужа.
Второй вид брака — sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыкилибо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но,в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью,иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно.Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть- по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшаяустановления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства,должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образомпрерывать годичное давностное владение ею. Невозможно дать точный ответ навопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и какбыла пробита эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозномздании власти paterfamilias. Нет сомнений в том, что было время, когда manus ибрак совпадали. Создавая различный строй отношений между мужем и женой, бракcum manu и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения ипрекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов,это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным.Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с нимсвязывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедурапрекращения браков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог бытьрасторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлениюодной из сторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативемужа.
Основные началабрака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества.Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблениемсвободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Былаустановлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности,введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевшихдетей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sinemanu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены.Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну изинтереснейших черт римского брачного права2.1.Субъект семейных правоотношений.
Глава 3. Содержание семейных правоотношений
Действительныйбрачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, таки имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского бракавыражалось в том, что на жену приходилось по преимуществу требования обязательногохарактера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.
Личные иимущественные отношения между супругами были глубоко различны в браке cum manuи sine manu.
В браке cum manuжена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, котораяв принципе не отличается от patria potestas отца над своими детьми. Муж можетистребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации. Он можетпродать ее в кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ежизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в областиимущественных отношений. Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила сабсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения бракадостоянием мужа. Все, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу.Столь бесправное положение жены смягчалось римскими обычаями и традициями вобласти семейных отношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на женунаказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу.
Брак sine manu неменял юридического положения жены. Она остается in patria potestate, если былаподчинена отцовской власти до брака. В случае, если она была до вступления вбрак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права.Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona suiiuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает в браке, принадлежитей самой. То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ.Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом,который приносит имущество жены. Однако муж не имел права отчуждать этоимущество без специального разрешения супруги (видимо, в случае, если она-persona sui iuris) или ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имелиправо не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но дажеиски по поводу злоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем влюбую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Какне обладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своимимуществом в хозяйственном отношении. За женой сохранялось пассивное правовыступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась насупругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества по уголовнымпреступлениям. Заметим, что с течением времени эта полная юридическаяразобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчаться как в личных, таки имущественных отношениях.
Независимо от формыбрака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ:приданное (dos) и брачные дары (dos propter nuptias). Там же.
Термином приданноеобозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, еедомовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейнойжизни. В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu,специальной регламентации правового положения приданного не было. Потому, еслине было особого соглашения по этому вопросу, то приданное не выделялось извсего остального имущества, приносимого, женой и поступало в собственностьмужа. По мере утверждения браков sine manu для приданного как имущества,передаваемого мужу, был установлен особый правовой режим. Примерно за два векадо н. э. стало входить в правило заключать устное соглашение, по которому мужпринимал обязательство возвратить приданное в случае прекращения брака.
В классическийпериод приданое получает специальную регламентацию. О. Омельченко утверждает,что существовал особый документ о передаче приданого, который должен былсодержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращениибрака (идет ли оно после смерти жены мужу, после смерти мужа — жене, пределывозможных вычетов из стоимости приданого и т.п.) В случае прекращения бракаприданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этомуповоду соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого. Это былстрогий иск, и муж возвращал приданое, безусловно и в полном объеме. Еслиспециального соглашения не было, претор давал жене иск. Это был иск bonaefidei; он давался жене, но не ее наследникам, и муж имел право удержатьизвестную ему долю на содержание оставшихся при нем детей и прочие нужды.
При Юстиниане привила,о возврате приданого были упрощены через объединение двух ранее названныхисков. Теперь независимо от того, было ли заключено соответствующее соглашение,жена и ее наследники получают теперь иск о возвращении приданого, по которомуприданое передается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек. Тамже.
Брачные дарыпредставляли собой как бы «приданое наоборот», это был подарок жене от мужасоответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которымсупруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Делать брачные дары требовалиправила общественного приличия, хотя стороны не могли заявлять претензии оботсутствии таковых. Сначала это дарение совершалось до брака (т.к. дарениямежду супругами запрещались) и поэтому называлось предбрачным даром. Юстинианразрешил совершать это дарение и во время брака, и оно стало называться donatiopropter nuptias. По размеру это имущество соответствовало приданому. В течениебрака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжениябрака по вине мужа оно переходило к жене. В договоре нередко предусматривалосьправо жены требовать выдачи этого имущества в случае смерти мужа.
Заключение
Проанализировависточники, римского права я сделала вывод, что брак-это «союз мужчины и женщины,соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Правильныйримский брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух специфическихформах: обрядовой (cum manu mariti — или, буквально, «брак с рукой») инеформальной (sine manu mariti — «брак без руки»).
Различия в этихдвух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбыженщины в случае прекращения брака.
В христианскуюэпоху заключение брака стало проходить посредством церковной процедуры, но вседругие требования к оформлению брачного союза сохранились.
Прекращался брак,заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям.Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза — развод,утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменениемсословного положения (тем более — утратой свободы) или изменением гражданства.Римский брак допускал развод супругов (в христианскую эпоху развод постепеннобыл запрещен, а основания к прекращению брака определялись уже впреимущественной степени требованиями церковного права).
Жена в правильномбраке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Еевнутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, амуж приобретал над нею власть домовладыки.
Таким образам, напротяжении веков мы видим, что в праве уделяется внимание вопросамбрачно-семейным отношениям, которое регулирует отношение между мужчиной иженщиной. Семейные право является основа государства и призваны защищать егоинтересы.
Списокиспользуемой литературы
1. XII таблиц // Черниловский З.М.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 261 — 272.
2. Институции Гая //ЧерниловскийЗ.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 273 — 281.
3. Хвостов В.М. Система римскогоправа. Учебник- М.: Издательство «Спарк», 1996г. 522с.
4. Омельченко О.А. Римское право:Учебник. Издание второе, исправленное и дополненное — М.: ТОН — Остожье,2000г.- 208с.
5. Римское частное право / Под ред.И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М., 1996.