«Брянская государственная сельскохозяйственная академия»

На правах рукописи яловенко Яна Викторовна Особенности функционирования рынка молочных продуктов и обоснование перспектив его развития08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйствомобласть исследований: 1. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами. 1.2. АПК и сельское хозяйствоАвторефератдиссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наукКурск – 2011 г Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»^ Научный руководитель: доктор экономических наук, Ожерельева Марина ВикторовнаОфициальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Золотарева Елена Леонидовнакандидат экономических наук, доцент Бабьяк Михаил Александрович^ Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика Г.А. Петровского»Защита состоится 22 декабря 2011 г. в 12 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 220.040.02 при ФГБОУ ВПО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова» по адресу: 305021, г. Курск, ул. Маркса, 70.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова»Автореферат разослан «___» ноября 2011 года и размещен на сайте www. kgsha.ruУченый секретарь совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Ильин А.Е.^ Общая характеристика работыАктуальность темы исследования. Предстоящее вступление России в ВТО в ряд первоочередных задач для экономической науки и практики ставит совершенствование национального и региональных рынков и обеспечение конкурентоспособности на них продукции отечественного производства. По мнению многих известных экспертов (Г.О. Греф, А.А. Кудрин и др.) большинство отраслей народного хозяйства России не соответствуют в настоящее время критерию – «конкурентоспособное производство». Это обусловлено не только нашим научно-технологическим отставанием, но и непониманием многими управленцами истинного содержания понятия конкурентоспособность в современных условиях Особенно остро эта проблема стоит перед АПК России. Сельское хозяйство нашей страны находится в неблагоприятных агроклиматических условиях по сравнению со своими потенциальными конкурентами. В связи с опережающим ростом заработной платы, обусловленной благоприятной конъюнктурой сырьевых рынков (ВВП на душу населения превысил в 2011 году психологический барьер в 15 тыс. долларов) и сложной демографической ситуацией, АПК проигрывает конкурентную борьбу другим отраслям экономики за рабочую силу. На проблеме конкурентоспособности АПК акцентировала внимание в своем выступлении на научно-практической конференции «Повышение эффективности государственной поддержки малых форм хозяйствования АПК» и доктор экономических наук, министр сельского хозяйства Е.Б. Скрынник (г. Москва, декабрь 2010 года). Эффективность и конкурентоспособность агробизнеса поставил в качестве важнейшего условия для выделения государственной поддержки и глава Правительства РФ В.В. Путин (выступление на XXII съезде фермеров России в г. Тамбове, 2 марта 2011 года). В связи с этим изучение специфических особенностей функционирования рынка молочной продукции и формирование алгоритма увеличения конкурентоспособности на нем для предприятий молочно-продуктового подкомплекса российского АПК – его технологически наиболее сложного, инерционного и фондоемкого подразделения, оказывающего существенное влияние, как на продовольственную безопасность страны, так и на социальных климат на значительной части ее сельских территорий – является приоритетной задачей для экономической науки и практики. Актуальность темы исследования подтверждает заинтересованность в его результатах Правительства Калужской области и включение в перечень научных работ, выполнявшихся в Калужском филиале МГТУ им. Н.Э. Баумана по госбюджетной тематике.^ Состояние изученности проблемы. Проблемы продовольственного рынка, конкуренции на нем и конкурентоспособности молочно-продуктового подкомплекса АПК не остаются в стороне от внимания мировой и отечественной науки. Общетеоретическим проблемам мирового и российского уровня посвящены работы А. Смита, А. Маршала, А.Курно, Р. Коуза, М. Портера, П. Кругмана, Артемовой Е.И., Брикач Г.Е., Буробкина И.Н., Гончарова В.Д., Нечаева В.И., Никифоровой Е.Н., Новоторова А.В., Оксанич Н.И., Папцова А.Г., Соболева О.С., Суровцева В.Н. и других ученых. Региональные аспекты рынка молока и конкурентоспособности региональных молочных подкомплексов рассмотрены в работах Векленко В.И., Коваленко Н.Я., Крячкова И.Т., Ромашина М.С., Смертиной Е.Н. и других ученых. Однако, в связи с тем, что проблема эта очень многогранная и для российской науки относительно новая, многие вопросы остается пока недостаточно изученными. В частности, отсутствуют системные исследования и методики, позволяющие надежно позиционировать молочно-продуктовый подкомплекс АПК Калужской области на национальном и региональном рынках молока. ^ Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является адаптация положений экономической теории, касающихся рынка, конкуренции и конкурентоспособности к современному состоянию макросреды и особенностям молочной продукции, обоснование перспективных конкурентных позиций молочно-продуктового подкомплекса Калужской области на рынке молока и формирование алгоритма увеличения его конкурентоспособности. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи: установлены и систематизированы особенности проявления закономерностей, принципов, факторов, конкуренции и конкурентоспособности, свойственных рынку молочной продукции, и обоснована методика определения конфигурации локального рынка молока и молочных продуктов как составной части национального и мирового рынков; изучено фактическое состояние и структура спроса и предложения на рынке молока и молочных продуктов России, ЦФО и Калужской области и установлена степень соответствия выявленных тенденций мировым; установлены границы рынка молочной продукции, на котором определенный ассортимент продуктов предприятий молочно-продуктового подкомплекса АПК Калужской области обладает высокой степенью конкурентоспособности. разработан алгоритм повышения конкурентоспособности молочной продукции АПК Калужской области на перспективных рынках.^ Объектом исследований является молочно-продуктовый подкомплекс АПК и рынок молока России. Более детальные исследования были выполнены на примере молочно-продуктового подкомплекса и рынка молока Калужской области. ^ Предметом исследования являются особенность проявления экономических законов и факторов, определяющих позиции производителей этой продукции. Область исследования находится в рамках специальности 08.00.05 паспорта ВАК, в пределах раздела 1. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: 1.2. АПК и сельское хозяйство (1.2.31. – Функционирование и развитие агропромышленных и ресурсных рынков, методы их защиты; 1.2.32.- Государственное регулирование сельского хозяйства и других отраслей АПК; 1.2.39. – Обоснование прогнозов и перспектив развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства; 1.2.51. – Продовольственная безопасность страны, последствия мирового продовольственного кризиса, аграрные аспекты присоединения России к Всемирной торговой организации). Методология и методы исследования. Информационно-эмпирическая база исследований формировалась на основе совокупности статистических данных FAO, материалов государственных статистических справочников РФ, литературных данных, результатах опросов, анкетирований, мониторинга рынка, выполненных лично, экспертных оценок специалистов и первичной документации предприятий. Проведенные исследования базировались на системном подходе к изучаемым объектам и процессам. В процессе выполнения работы использовались: системный анализ, абстрактно-логический, монографический, картографический, экономико-математический, экономико-статистический, экспериментальный, анкетирование, интервьюирование и другие методы экономических исследований. Обработка статистической, фактической информации и моделирование выполнена на персональном компьютере с использованием пакетов прикладных программ Microsoft Office и Statistica 6.0.Научная новизна исследований заключается в следующем: 1. Уточнено действие экономических законов применительно к современному рынку молока и молочной продукции и конкуренции на нем, заключающееся в систематизации факторов, определяющих конкурентные позиции производителей; 2. Выявлен механизм эксплуатации сельского хозяйства России развитыми странами за счет трансформации их сельскохозяйственной науки из производительной силы (капитала) местного АПК в важнейший товар мирового аграрного рынка; 3. Детально исследован рынок молочной продукции и выявлены основные направления и тенденции его развития, заключающиеся в доминировании импорта в сегменте продуктов глубокой переработки молока с минимальными удельными логистическими издержками и перспективности для отечественного регионального производителя сегмента цельномолочной продукции; 4. Установлено, что доминирующим фактором, влияющим на структуру товарной продукции молочно-продуктового подкомплекса в ЦФО, является расстояние до Москвы, как наиболее емкого и перспективного рынка; 5. Доказано, что в условиях демографического кризиса увеличение уровня оплаты труда сказывается положительно на экономических результатах предприятий; 6. Определены территориальные границы рынка молока для АПК Калужской области, включающие кроме территории самого региона Москву и Московскую область; 7. Доказана целесообразность изменения породного состава стада в сторону преобладания в Калужской области скота с высокими надоями молока пониженной жирности для его реализации с минимальной глубиной переработки. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в уточнении теоретических и методических положений, которые развивают понимание сущности агропродовольственных и ресурсных рынков АПК и особенностей межрегиональной конкуренции на них, применительно к молочной продукции.^ Практическая значимость результатов исследований заключается в формировании рекомендаций по повышению эффективности товарной экспансии продукции молочно-продуктового подкомплекса АПК Калужской области на перспективных агропродовольственных рынках. Это позволит увеличить уровень рентабельности производства на 10-12% и положительно скажется на продовольственной безопасности Москвы и Калуги.^ Апробация результатов. Результаты исследований доложены на заседаниях кафедры политэкономии и экономической теории, Ученого Совета Калужского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана, на 3 всероссийских научно-технических конференциях, проводившихся в КФ в период с 2007 по 2011 год. Кроме того, результаты исследований доложены на международной научно-практической конференции в Рязанском агротехнологическом университете им. П.А. Костычева (2008 год) и на заочных конференциях в Ростове-на-Дону (всероссийская дистанционная, Донской государственный аграрный университет, 2009 и 2011г.г.) и в Калуге (международная научно-практическая, Всероссийский заочный финансово-экономический институт, 2011 год). Практические рекомендации, базирующиеся на результатах исследований, приняты к внедрению Министерством сельского хозяйства Калужской области. По результатам исследования опубликовано 11 научных работ общим объемом 3,3 печатных листов. Личный вклад соискателя – 2,3 печатных листов. Основное содержание диссертации изложено в 3 работах, опубликованных в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК РФ. Личный вклад автора – (0,84) печатных листов.^ Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений производству, списка использованной литературы и приложений. Она изложена на 158 страницах, включает 40 таблиц, 10 рисунков и 7 приложений. Список литературы включает 156 источников.^ Во введении определены актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.В первой главе «Научные основы развития рынка молочной продукции» рассмотрены особенности функционирования рынка продовольствия и специфика рынка молочной продукции, а также уточнены понятия конкуренции и конкурентоспособности в современных условиях, дана методика оценки эффективности рынка.^ Во второй главе «Современный уровень и тенденции развития рынков молочной продукции» проанализировано состояние мирового, национального и локального рынков молочной продукции, в том числе трансформация спроса и предложения, логистика товарных потоков, влияние макроэкономических параметров стран и регионов на конкурентоспособность продукции и структурную политику в скотоводстве и молочном животноводстве в частности.^ В третьей главе «Обоснование направлений развития рынка молочной продукции» дано научное обоснование границ рынка, на котором продукция молочно-продуктового подкомплекса АПК Калужской области имеет перспективу быть конкурентоспособной, определен ее предпочтительный ассортимент и основные направления повышения конкурентоспособности, а также приведен объем первоочередного инвестирования и срок его окупаемости затрат. ^ В выводах и предложениях сформулированы основные результаты иссоледований и рекомендации по их практическому использованию.Основные положения, выносимые на защиту 1. Территориальный масштаб рынка молока зависит от глубины его переработки, а конкурентоспособность производителя на нем определяется четырьмя группами факторов, ранжированных по степени инерционности: постоянными – агроклиматический потенциал территории и ее положение относительно перспективных рынков сбыта; долгосрочными – цена рабочей силы, рентные платежи, цена производственных ресурсов, платежеспособный спрос на рынках; среднесрочными – параметры налогообложения, государственной поддержки, кредитования; краткосрочными – организационно-технологический уровень предприятия. Конкуренция на российском рынке молока, в основном, имеет характер лидерства в издержках. Это обусловлено тем, что большая часть потенциальных потребителей обладает относительно низкой покупательной способностью, поэтому они, как правило, не откликаются на предложение новых, более дорогих молочных продуктов в твердой упаковке и с более длительными сроками хранения. Основными компонентами издержек при производстве молока являются стоимость кормов и рабочей силы. Первый компонент более всего зависит от группы постоянных факторов, объединенных понятием «Агроклиматической потенциал региона», особенно от продолжительности стойлового периода. Практически постоянным является и расстояние от производителя до перспективного рынка сбыта, определяющее величину логистических издержек. Характерной особенностью рынка молока и молочной продукции является резкое уменьшение по сравнению с другими видами сельскохозяйственной продукции удельного веса логистических издержек по мере увеличения глубины переработки (таблица 1). В связи с этим практически сформировался единый мировой рынок животного масла и сыра, тогда как рынок цельного молока и цельномолочной продукции имеет ярко выраженный региональный характер.Таблица 1 – Удорожание различных видов молочной продукции при перевозке наземным транспортом Продукт Коэффициентпересчета в цельное молоко Цена за килограмм, рублей Удорожание на каждые 100км транспорти-ровки, % 1. Молоко цельное 1 15 – 20 10 – 12 2. Ц. молочная продукция 0,92 22 – 30 7,0 – 8,0 3. Сыр 8,8 190 – 290 1,8 – 2,0 4. Масло животное 20,3 180 – 270 2,0 – 2,2 5. Сухие молокопродукты 7,3 80 – 150 2,2 – 2,5 Цена рабочей силы подвержена большей изменчивости, чем климат, но характер межрегиональной и межгосударственной дифференциации величины этого показателя, как правило, сохраняется на протяжении десятилетий, что существенно превышает практикуемую глубину достоверного экономического прогнозирования. Главной особенностью первых двух групп факторов является то, что на них практически невозможно повлиять, поэтому при осуществлении бизнес – планирования приходится принимать их параметры как абсолютные константы. Параметры среднесрочных и краткосрочных факторов имеют тенденцию к уменьшению степени их межрегиональной и межгосударственной дифференциации. С одной стороны, это обусловлено тем, что завершается формирование мирового рынка научно-технологической продукции, что делает передовые достижения аграрной науки наиболее развитых стран доступными для любого производителя и инвестора. С другой стороны, в результате деятельности ВТО в Европе и Северной Америке происходит существенное уменьшение степени протекционизма по отношению к рынкам продовольствия. Таким образом, параметры этих двух групп факторов должны рассматриваться в качестве объектов целенаправленного воздействия со стороны органов государственного управления, менеджеров предприятий и их общественно-политических объединений, в том числе – путем жесткого лоббирования интересов отечественных участников рынка во властных структурах и международных организациях.2. Усилившийся за последние годы дефицит отечественных молочных продуктов глубокой степени переработки компенсируется за счет роста их импорта из стран, обладающих по сравнению с Россией безусловными конкурентными преимуществами, при этом производство молока на единицу площади региона коррелирует, как в России, так и в северной половине Европы, в первую очередь, с емкостью регионального рынка, а наличие тенденции к росту валового регионального надоя и его доля, перерабатываемая в цельномолочную продукцию, в ЦФО РФ зависят, прежде всего, от расстояния до Москвы. Объем производства молока в России по сравнению с предреформенным 1990 годом уменьшился к 2009 году почти на 40% (рис. 1). Это объясняется тем, что поголовье коров в хозяйствах всех категорий сократилось за тот же период в 2,36 раза – с 20,5 до 8,7 млн. голов. В результате Россия превратилась в крупнейшего в мире импортера молочной продукции. В 2009 году за счет импорта покрывалось 16% потребности населения страны в молочных продуктах. Самообеспеченность разными видами молочной продукции варьирует в широких пределах. Импорт обеспечивает 40% потребностей населения в сыре, 62,6% в сухом молоке и 88% в масле. Нами были проанализированы тенденции в изменении объемов производства молока на единицу площади территории в двадцати регионах ЦФО и ПФО, тяготеющих к рынку Москвы. В результате получены уравнения регрессии для 1996, 2000 и 2006 годов, соответственно, связывающие между собой результативный и факторные признаки (1) где: X1,X2,X3 и X4 – коэффициент благоприятности климата, среднемесячная заработная плата, плотность населения и расстояние от областного центра до Москвы, соответственно. Анализ коэффициентов парной корреляции показал, что наиболее значимым фактором является плотность населения (Х3), характеризующая емкость регионального рынка. При этом за десять лет резко (почти в 3 раза) возросла роль расстояния до Москвы (Х4). Рис. 1 – Динамика изменение поголовья коров, их продуктивности и валового надоя (в хозяйствах всех категорий). Для указанных выше регионов ЦФО и ПФО был выполнен корреляционно-регрессионный анализ варьирования доли валового надоя, перерабатываемого в цельномолочную продукцию за 2000-2003 и 2004–2007 г.г., соответственно (2) Анализ величины коэффициентов парной корреляции свидетельствует о том, что три наиболее значимых фактора (заработная плата, плотность населения и расстояние до Москвы) имеют стабильное влияние на результат. При этом с увеличением расстояния до Москвы, доля молока, перерабатываемого в цельномолочную продукцию, уменьшается. Это косвенным образом (исходя из баланса молока) подтверждает перспективность размещения производств сыра и масла на значительном удалении от столицы и только в регионах, обладающих безусловными конкурентными преимуществами. Доминирование влияния на региональные объемы производства молока емкости соответствующего рынка характерно также для США и стран северной половины Европы. В Калужской области доминирующее влияние на результат оказывает территориальная близость того или иного района к Москве (3), где: , и – плотность поголовья (голов/км2), надой (кг/голову) и производство молока (т/км2)в районе в 2010 году, соответственно;X1, X2 и X3 – расстояния от соответствующего районного центра до Калуги и Москвы (км), и плотность населения в районе (чел/км2), соответственно.3. Территориальные границы регионального рынка для продукции молочно-продуктового подкомплекса Калужской области включают саму область и Москву, особенно ее новую территорию, причем в этих границах безусловной конкурентоспособностью обладает только калужская цельномолочная продукция, тогда как даже в Калуге неизбежно доминирование импортных продуктов более глубокой степени переработки молока (сыр, масло). Для оценки конкурентоспособности молока, поставляемого в Москву из соседних с ней областей, был выполнен расчет минимально приемлемой для производителя цены цельного молока с учетом логистических издержек. В результате получена конфигурация зоны, расположенные в которой предприятия обладают примерно одинаковой степенью конкурентоспособности на рынке Москвы (Рис. 2). Она асимметрична и деформирована в сторону регионов, обладающих лучшими агроклиматическими параметрами. Рис. 2. – Территориальная локализация зон производства молока с разным уровнем минимально приемлемых цен на рынке Москвы: 1 – граница оптимальной зоны; 2 – граница увеличения цены на 15%; 3 – граница увеличения цены на 30%; 4 и 5 – внутренняя и наружная граница оптимальной зоны после сглаживания. Затем был выполнен расчет баланса молока в оптимальной зоне с условием обеспечения потребностей местного участка локального рынка (формула 4). (4), где: Fсхi – площадь сельскохозяйственных угодий на i-том расчетном участке, тыс. га;ηi – доля i-того расчетного участка, попавшая в оптимальную зону;nк – число коров, приходящееся на 100 га сельскохозяйственных угодий;q=4 – расчетная продуктивность коровы, т/год;kмi и kпi – коэффициент молочной специализации и доли глубокой переработки молока на i-том расчетном участке, соответственно;Ni – численность населения, проживающего на территории i-того расчетного участка, тыс. человек [12] ;g1=0,12 и g2=0,2 – дефицит молока (учитывающий его импорт), приходящийся на душу населения московского региона и регионов оптимальной зоны, соответственно, т/человека ξi – доля населения i-того участка, попадающая в оптимальную зону, тыс. чел. При этом установлено, что, во-первых, величина потенциально возможных объемов производства варьирует по двенадцати территориальным секторам в широких пределах. А во-вторых, реальная плотность поголовья коров в оптимальной зоне не обеспечивает удовлетворение даже минимального спроса на молочную продукцию. Следовательно, вместо межрегиональной конкуренции на московском рынке молока доминирует конкуренция российских производителей с импортной продукцией и заменителями цельного молока. Исходя из этого факта, нами был выполнен расчет по сопоставлению минимально приемлемой цены на рынке Москвы и Калуги на различные виды молочной продукции для сельхозпредприятий Калужской области и областей республики Беларусь (табл. 2). Таблица 2 – Расчетная себестоимость производства и минимальная цена на рынке Калуги и Москвы для молока и сыра, относительных единиц Страны Области Параметры Себес-ть молока, См Мин. цена молока в Калуге Мин. цена молока в Москве Себес-ть сыра, Сс Мин. цена сырав Калуге Мин. цена сыра в Москве РФ Калужская 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 Белоруссия Брестская 0,735 1,322 1,179 0,752 0,776 0,772 Витебская 0,819 1,1 1,035 0,826 0,838 0,836 Гомельская 0,777 1,092 1,128 0,789 0,802 0,805 Гродненская 0,750 1,28 1,197 0,756 0,787 0,758 Минская 0,784 1,21 1,127 0,796 0,814 0,811 Могилевская 0,798 1,070 1,065 0,808 0,819 0,819 В результате установлено, что в связи с наличием у белорусских сельхозпредприятий безусловных конкурентных преимуществ, как в благоприятности климата, так и в цене рабочей силы, единственной надежной нишей на рынке молочной продукции для АПК Калужской области является ориентация на поставку цельного молока и цельномолочной продукции в Москву и в Калугу. Следовательно, имеются в наличии объективные предпосылки к инвестированию средств в развитие молочно-продуктового подкомплекса АПК Калужской области. 4. Для увеличения конкурентоспособности отечественных производителей на рынке молочной продукции необходимо, наряду с приближением организационно-технологического уровня производства к мировому, заключающимся, в частности, в исключении сезонности поставок и целенаправленной ориентации на получение молока с пониженным содержанием жира, обеспечить надежную государственную защиту отечественных участников рынка от недобросовестной конкуренции, в том числе ценового демпинга со стороны импортных заменителей цельного молока. В 2009 году уровень рентабельности производства молока в среднем по Калужской области составил 5,15%. Его величина не обеспечивает даже уровень простого воспроизводства, поэтому для того, чтобы выйти на экономическую прибыльность производства она должна быть увеличена, как минимум, до 18%. Причины низкой рентабельности молочного производства, отчасти, обусловлены недостаточным организационно-технологическим уровнем большинства молочных предприятий области. В частности величина надоя на одну корову варьировала в 2009 году между семью наиболее отсталыми и семью лидирующими районами в пределах от 2478 до 4811кг. При этом имел место недопустимо высокий коэффициент сезонности производства, равный 1,55 для товарных хозяйств и 1,87 для области в целом. Неизбежной реакцией рынка на нестабильность предложения является высокая степень сезонной дифференциации закупочных цен, приближающаяся порой к 20%. Ситуацию на рынке молока усугубляют и логистические казусы, поскольку имеют место, как встречные межрегиональные поставки молочной продукции, так и переработка калужского молока на заводах Москвы с последующим возвратом готовой продукции в торговую сеть Калуги. В связи с этим нами был разработан комплекс мероприятий, позволяющий свести к минимуму негативные явления организационно-технологического характера (рис. 3,) учитывающий при этом необходимость ориентации на максимальное освоение перспективной ниши на рынке молока Москвы и Калуги. В результате корреляционно-регрессионного анализа установлено, что продуктивность дойного стада, в значительной степени, зависит от обеспеченности животных сенажом и силосом и уровня заработной платы персонала (формула 5). При этом наиболее рентабельными предприятиями являются те, которые, наряду с высокими надоями, обеспечивают наибольший уровень заработной платы. Только таким образом в условиях реального рынка рабочей силы можно сформировать коллектив, способный обеспечить достижение соответствующего организационно-технологического уровня производства.Рисунок 3 – Алгоритм адаптации молочно-продуктового подкомплекса АПК Калужской области к ситуации на рынке Y = 1,296X1 + 0,056X2 +0,997 (5), где: Y – надой на одну корову за восемь месяцев 2009 года, тонн;X1 – количество сенажа и силоса, заготовленных в 2008 году на одну голову, тонн кормовых единиц;X2 – средняя заработная плата в сельскохозяйственных предприятиях соответствующего района в 2009 году, тысяч руб. В качестве главного направления государственной поддержки следует рассматривать защиту отечественных участников рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импортных заменителей цельного молока. При этом следует иметь в виду, что увеличение закупочных и розничных цен на высококачественную цельномолочную продукцию неизбежно. Поэтому на рынке молочной продукции должны присутствовать надежно разграниченные сегменты молочной продукции (из цельного молока, из обезвоженного молока и из заменителей молока растительного происхождения) дифференцированные по цене и сориентированные на соответствующие группы потребителей разного уровня достатка. Близость рынка Москвы обуславливает для АПК Калужской области переход на получение молока с уменьшенным содержанием жира. Реализация намеченного плана мероприятий потребует первоочередного инвестирования в молочно–продуктовый подкомплекс АПК области 764 млн. рублей (табл. 3). Это позволит увеличить темпы ежегодного роста объема производства до 2,5 – 3%, при уровне его рентабельности не ниже 18% (без учета государственной поддержки отрасли). Срок окупаемости затрат не превысит 5 лет, при уровне дисконтирования порядка 12%.Таблица 3 – Расчет окупаемости капитальных затрат по проекту Показатели Сравниваемые параметры По проекту В базовомварианте Разница(±) Всего капитальных затрат, млн. рублей В том числе: 764 120 -644 Приобретение коров 364 40 -324 Приобретение кормоуб. комбайнов 150 30 -120 Модернизация коровников 250 50 -200 Производство молока, тонн 191530 186516 +5014 Уровень рентабельности, % 18 5,15 +12,85 Суммарная прибыль, млн. рублей 290 80,802 +209,198 Дополнительная прибыль с учетом дисконтирования*, млн. рублей 131,918 – +131,918 Срок окупаемости капитальных затрат, лет 4,88 – – Доля рынка продукции АПК Калужской области, % 70,8 66,2 4,6 * – коэффициент дисконтирования равен 12%.^ ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ1. Конкуренция на российском рынке сельскохозяйственной продукции отличается высокой степенью несовершенства. Она, в значительной степени, обладает признаками олигопсонии, поскольку большая часть сельскохозяйственных предприятий вынуждена продавать свою продукцию нескольким, занимающим монопольное положение между сельским хозяйством и розничными потребителями товаров, крупным покупателям, отчасти контролируемым транснациональным капиталом, в действиях которых все больше присутствуют признаки ценового сговора. 2. Не смотря на искажающее действие на характер конкуренции протекционистских мер, реализуемых правительствами наиболее развитых стран, мировой рынок молочной продукции можно считать состоявшимся фактом. Причем рынок цельного молока и цельномолочной продукции имеет тенденцию к дроблению на практически обособленные наци