Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Вурнарский
сельскохозяйственный техникум
Курсовая работа
По предмету: «Бухучет»
На тему: «Учет основных средств»
По материалам ОАО «Вурнарский завод сухого обезжиренного молока»
Выполнил: студент
Экономического отделения
III курса 321 группы
Писарев Пётр
Юрьевич
Оценка работы____________
Преподаватель: Трофимова
Светлана Аркадьевна
Вурнары 2004 год
Содержание
Введение.
1. Учет основных средств
1. Понятие об основных средствах и их оценка
2. Учет наличия и движения основных средств Документальное оформление движения основных средств
3. Учет амортизации основных средств
4. Учет восстановления основных средств
5. Учет долгосрочных инвестиций в основные средства
6. Учет арендованных основных средств
7. Учет лизинговых операций
8. Инвентаризация основных средств
9. Из опыта международной практики
2. Выводы и предложения
3. Список используемой литературы
4. Приложение
Введение.
Основные средства предприятия – основной капитал.
Основные средства – это часть имущества, используемая в качестве средств
при производстве продукции, выполнения работ или оказания услуг, либо для
управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или
обычный операционный цикл. Если он превышает 12 месяцев.
Основные средства играют огромную роль в процессе труда, т.к. они в своей
совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют
производственную мощь предприятия. Основные средства разнообразны по
составу и назначению. Чтобы вести их учет, необходимо воспользоваться
типовой классификацией, предложенной органами Госстатистики. Согласно этой
классификации, все основные средства по их видам, возможно, разделить на:
1. Здания
2. Сооружения
3. Передаточные устройства
4. Машины и оборудование:
. силовые машины и оборудование;
. рабочие машины и оборудование;
. измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование;
. вычислительная техника и оргтехника.
5. Транспортные средства
6. Инструмент
7. Производственный инвентарь и хозяйственные принадлежности
8. Хозяйственный инвентарь
9. Рабочий, продуктивный и племенной скот
10. Многолетние насаждения 11. Капитальные вложения в коренное улучшение земель (без сооружений) 12. Капитальные вложения в арендованные объекты 13. Земельные участки 14. Объекты природопользования 15. Прочие основные средства Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они постепенно снашиваются и перенося свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления амортизации по установленным нормам. На структуру основных средств оказывает воздействие специфика отраслей, также влияет серийность производства продукции. На предприятиях какой- либо отрасли с преобладанием индивидуальной и мелкосерийной продукции доля машин и оборудования в стоимости основных фондов снижается, а на предприятиях той же отрасли, выпускающих преимущественно средне- и крупносерийные изделия, эта доля повышается. Если увеличивается доля старого оборудования основных фондов, то растет число физически изношенных элементов, а это приводит к увеличению затрат на ремонт, повышению эксплутационных расходов, ухудшению качества продукции. Кроме этого, на структуру основных средств влияют:
. объем продукции, т.к. чем больше объем продукции, тем больше должно быть специализированного, высокопроизводительного и дорогостоящего оборудования;
. климатические и географические условия расположения предприятия . Это в первую очередь влияет на соотношение пассивной и активной части основных фондов;
. характер выпускаемой продукции, что, прежде всего, определяет специализацию оборудования.
По классификационным видам ведется учет основных средств и составляется отчетность об их наличии и движении.
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:
. контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования:
. правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;
. контроль за рациональным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию основных средств;
. исчисление доли стоимости основных средств в связи с использованием и амортизацией для включение в затраты предприятия;
. контроль за эффективностью использования рабочих машин, оборудования, производственных площадей и других основных средств;
. точное определение результатов от списания, выбытия объектов основных средств.
Цель написания курсовой работы – уметь правильно рассчитывать начисление амортизации основных средств, уметь правильно проставлять корреспонденцию счетов по тем или иным операциям основных средств, а также ознакомиться с бухгалтерским учетом основных средств в зарубежных странах.
1. Учет основных средств.
1. Понятие об основных средствах и их оценка.
Основные средства являются материально – технической базой любого производства, любо предпринимательской деятельности. В нее входят средства труда, которые длительно сохраняют свою натурально – вещественную форму и, изнашиваясь постепенно, в виде амортизации переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции. Основные средства выступают в виде зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, приборов и устройств, вычислительной техники, многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог.
К этим активам относят такие капитальные вложения на улучшение земель и в арендованные основные средства. В состав основных средств входят находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования: вода, недра и другие природные ресурсы.
На ОАО «СОМ» следующие группы основных средств: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование (силовые машины, рабочие машины, измерительное оборудование, вычислительная техника), транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий скот. Так же в состав основных средств входят: артезианская скважина, очистные сооружения и пасека (приложение №1)
Основными нормативными документами, регулирующими порядок учета этих активов, является:
. положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97).
Утвержденное Приказом Минфина РФ от 3 сентября 1997 г. № 65н с изменениями в соответствии с Приказом Минфина РФ от 24 марта 2000г.
№32н.
. «методические указания по бухгалтерскому учету основных средств», утвержденного Приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № 33н с изменениями по Приказу Минфина России от 28 марта 2000г. № 31н.
Для правильного ведения бухгалтерского учета важно верно оценить основные средства, Различают их первоначальную стоимость, остаточную и восстановительную стоимость. В бухгалтерском учете и отчетности новые основные средства оценивают по первоначальной стоимости. В нее входят фактические затраты по строительству или приобретению, включая расходы по доставке, монтажу, установке.
Фактические затраты на приобретение, содержание и изготовление основных средств слагаются из:
. сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором поставки их поставщику, договором купли – продажи (продавцу);
. сумм, уплачиваемых организацией за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
. сумм, уплачиваемых организацией за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
. регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналоговых платежей, произведенных в связи с приобретением прав на объект основных средств;
. таможенных пошлин и иных платежей;
. невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;
. вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объектов основных средств;
. иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.
Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных по договорам, предусматривающих исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, признается стоимость ценностей, подлежащей передачей предприятием. Стоимость этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно предприятие определяет стоимость аналогичных ценностей (товаров).
Объекты или имущество, относящиеся к основным средствам, внесенных учредителями акционерного общества и иные новых экономических структур в счет вкладов в уставной (складочный) капитал, оценивают по договоренности сторон. Первоначальная стоимость – это также экспертная оценка предметов, полученных от других предприятий безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа.
Основные средства, бывшие в эксплуатации и приобретенные за плату, учитывают по стоимости приобретения с добавлением расходов по доставке и установке. Принимают во внимание также сумму износа по этим объектам, которую указывают в документах на куплю- продажу.
Первоначальная стоимость собственниками не может изменяться произвольно. Она возрастает на величину расходов ее осуществления, увеличивается срок полезной службы или производственная мощность объектов, растет количество выпускаемой продукции или снижается ее себестоимость.
Остаточная стоимость основных средств исчисляется вычитанием из первоначальной стоимости износа этих средств. Остаточную стоимость называют также реальной стоимостью.
На ОАО «СОМ» остаточная стоимость основных средств составила:
2000г. 11153004,11 руб -4709478,08 руб =6443526,03 руб
2001г. 11722286,37 руб -5334502,96 руб =6387783,41 руб
Остаточная стоимость на 2001г. по сравнению с 2000г. ниже, так как износ выше, потому что с каждым годом основные средства изнашиваются, соответственно, сумма износа увеличивается, соответственно, сумма износа увеличивается. В 2001г. выбыло на 4 объекта основных средств больше, чем в 2000г., поэтому остаточная стоимость уменьшается. Разница составляет
55742,62 руб.
С течением времени первоначальная стоимость основных средств возрастает с увеличением стоимости строительства, а также инфляцией. Поэтому основные средства периодически переоценивают и определяют их восстановительную стоимость.
Восстановительная стоимость представляет собой стоимость воспроизводство основных средств в нынешних условиях, т.е. с учетом современной стоимости проектных и строительных работ, размера оплаты труда, уровня цен на материалы, оборудование.
Переоценка основных средств производится по восстановительной стоимости с использованием коэффициентов пересчета балансовой стоимости объектов, приобретенных до переоценки, или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими одну функцию.
Каждому инвентарному объекту присваивают отдельный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе на консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств.
Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через 5 лет после выбытия.
Арендуемые основные средства могут учитываться у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.
Комплекс конструктивно – сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированном на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
1.2.Учет наличия и движения основных средств. Документальное оформление движения основных средств.
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Эти операции оформляют типовыми формами первичной документации
(приложение №4,№5).
Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение. Увеличение основных средств может происходить за счет передачи акционерами своего имущества в виде вклада в уставной капитал.
Иногда основные средства поступают безвозмездно, т.е. в виде подарка.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки – передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составить лишь в том случае, когда объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица (такой акт на заводе ОАО «СОМ» не ведется).
В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.
После оформления акт приемки – передачи основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту.
На основании этих документов бухгалтерия производит ответствующие записи в инвентарные карточки основных средств , после чего техническую документацию передают в технический или другой отдел предприятия.
Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств организации акт составляют в дух экземплярах.
Поступившие на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приемной комиссии. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад акт о приемке оборудования является предварительным, составленным по наружному осмотру. (приложение №9)
Передачу оборудования монтажные организации оформляют актом приемки – передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования к стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Акт подписывают представители заказчика и монтажной организации и материально ответственное лицо, принявшее переданное оборудование на хранение.
На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. В нем указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации – исполнителя.
Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции объекта оформляют актом приемки – сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией. Акт подписывают работник цеха (отдела), уполномоченный на приемку основных средств, и представитель цеха
(предприятия), производящего реконструкцию и модернизацию, после чего акт сдают в бухгалтерию организации, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт, и реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах.
Внутреннее перемещение основные средств из одного цеха в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом
(накладной) приемки – передачи основных средств. Акт – накладную выписывают в двух экземплярах работник цеха (отдела) сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств ( акт приемки – передачи в 2000г. и 2001г. не был использован).
Объекты основных средств выбывают из организации в результате:
. продажи (реализации) объекта другому юридическому или физическому лицу;
. списания в случае морального и (или) физического износа;
. передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций;
. ликвидации при авариях, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуациях;
. передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств;
. списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору;
. по другим причинам.
Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, и списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа – актом на списание автотранспортных средств.
Комиссия определяет причины списания объекта основных средств, производит осмотр объекта, подлежащего списанию, выявляет лиц, виновных в порче объекта основных средств, определяет возможность использования деталей, полученных при разборке, демонтаже.
В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимости материальных ценностей, полученных от ликвидации, результат от списания (приложение №10,11,12).
Аналитический учет основных средств. Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат, сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.
На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведенья о дате и затратах по доставке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.
Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно – хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.
Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.
В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную карточку, в которой они разделены на группы по видам основных средств.
На ОАО «СОМ» поступило основных средств в 2000г. – 15 на сумму
868267,51 руб., а в 2001г. – 3 на сумму 48174 руб. Выбыло основных средств в 2000г. – 1 на сумму 1750 руб., а в 2001г. – 5 на сумму
13775,41 руб.
1.3.Учет амортизации основных средств.
Износ основных средств, подлежащих фиксированию в учете, определяют ежемесячно исходя из норм амортизационных отчислений в течение всего срока полезного использования.
Амортизация начисляется по всем объектам основным средств в течение срока полезного использования за исключения за исключением времени нахождения объектов на (приложение №7,8):
. консервации со сроком более трех месяцев. При этом порядок консервации устанавливается руководителем организации, и он действует в отношение объектов, находящихся в определенном комплексе, либо объектов, имеющий законченный цикл производства;
. восстановлении (проведении на них работ по реконструкции, модернизации, капитальному ремонту и других ремонтно- восстановительных работ) со сроком проведения работ, превышающим 12 месяцев.
С 1 января 1998г. на основе принципов, заложенных в международных стандартах финансовой отчетности, начисление амортизации производят одним из следующих способов:
* линейный способ
* способ уменьшаемого остатка;
* способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
* способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
При линейном способе амортизации начисляется равными долями в течение всего срока оборудования или других видов основных средств. При этом годовая сумма амортизации определяется делением первоначальной стоимости единицы основного средства на весь срок его полезного использования.
Так, на ОАО «СОМ» первоначальная стоимость автомобиля 140300 руб., срок полезного использования 7 лет, сумма амортизации за год составила:
140300 : 7 = 20042,9 руб., а в процентах к первоначальной стоимости-
20042,9 : 140300 x 100% = 14,3%
Срок полезного использования объекта основных средств определяется юридическим лицом самостоятельно при принятии этого объекта к бухгалтерскому учету. Названный срок может устанавливаться в централизованном порядке или фиксироваться в технических паспортах. При отсутствии такой информации срок полезного использования может быть определен исходя из:
. ожидаемого срока использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;
. ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации и системы планово –предварительных ремонтов;
. нормативно – правовых организаций использования этого объекта.
Сущность уменьшаемого остатка заключается в определении амортизации исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ.
По движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, может применяться в соответствии с условиями договора лизинга коэффициент ускорения не выше
3.
Первоначальная стоимость хлоратора 2611,91 руб. ликвидационная стоимость 489,64 руб., срок полезного использования 8 лет.
Норма амортизации составляет 12,5% (100% : 8 лет). Эта фиксированная ставка в 12,5% относится к остаточной стоимости в конце каждого года.
Предлагаемая ликвидационная стоимость не принимается во внимание при расчете износа по годам, кроме последнего года, в последний год сумма амортизации исчисляется вычитанием из остаточной стоимости на начало последнего года ликвидационной стоимости.
Таблица №1
|Период |Годовая сумма износа,|Накопленная |Остаточная |
| |руб. |амортизация, руб.|стоимость, руб. |
|Конец |2611,91×12,5%=326,49 |326,49 |2285,42 |
|первого года| | | |
|Конец |2285,42×12,5%=285,68 |612,17 |1999,74 |
|второго года| | | |
|Конец |1999,74×12,5%=249,97 |862,14 |1794,77 |
|третьего | | | |
|года | | | |
|Конец |1794,77×12,5%=218,72 |1080,86 |1531,05 |
|четвертого | | | |
|года | | | |
|Конец пятого|1531,05×12,5%=189,13 |1269,99 |1341,92 |
|года | | | |
|Конец |1341,92×12,5%=167,74 |1437,73 |1174,18 |
|шестого года| | | |
|Конец |1174,18×12,5%=146,77 |1584,50 |1027,41 |
|седьмого | | | |
|года | | | |
|Конец |537,77 |2122,27 |489,64 |
|восьмого | | | |
|года | | | |
При методе уменьшаемого остатка сумма амортизации по годам уменьшается. Списание стоимости основных средств по сумме чисел срока полезного
использования состоит в том, что на каждый год амортизация определяется
умножением первоначальной стоимости объекта на коэффициент. Этот
коэффициент представляется в виде дроби. Числителем выступает число лет,
остающееся до конца срока службы объекта, а знаменателем – сумма лет
полезного использования.
Предлагаемый срок полезного использования – 5 лет. Сумма чисел лет
использования будет 15 (1+2+3+4+5).
В первый год составит 5/15, во второй – 4/15, в третий – 3/15, в четвертый
– 2/15 и в последний – 1/15. Первоначальная стоимость электротельфера
3091,20 руб.
Таблица №2
Начисление амортизации по методу суммы чисел.
|Период |Годовая сумма |Накопленная |Остаточная |
| |износа, руб. |амортизация, руб.|стоимость, руб. |
|Конец первого |3091,20×5/15=1030|1030,40 |2060,80 |
|года |,40 | | |
|Конец второго |3091,20×4/15=824,|1854,72 |1236,48 |
|года |32 | | |
|Конец третьего |3091,20×3/15=618,|2472,96 |518,24 |
|года |24 | | |
|Конец четвертого |3091,20×2/15=412,|2885,12 |206,08 |
|года |16 | | |
|Конец пятого года|3091,20×1/15=206,|3091,20 | |
| |08 | | |
Данные показывают, что с годами сумма амортизации уменьшается.
Соответственно изменяются накопления амортизации и остаточная стоимость.
Способ списания основных средств пропорционально объему продукции (работ)
основан на предложении о том, что износ ряда объектов основных средств
является только результатом их эксплуатации, а наличие объекта во времени
во внимание не принимается. Сумму износа на единицу работы определяют по
формуле:
Первоначальная стоимость – ликвидационная стоимость
Планируемая (предполагаемый) объем работы
В течение одного года амортизационные отчисления начисляются ежемесячно
независимо от применяемого способа в размере 1/12 годовой суммы. Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства
которых с течением времени не изменяются: земельные участки и объекты
природопользования. Ускоренная амортизация активной части основных средств применяется путем
увеличения установленных норм не более чем в 2 раза. Это право
самостоятельного ведения ускоренной амортизации предоставлено всем
организациям, действующим в высокотехнологичных отраслях экономики в
отношении всех основных средств, либо в отношении эффективных машин и
оборудования в любых отраслях. Решение об использовании ускоренной или замедленной амортизации должно
быть доведено до налоговых органов в течении месяца. Сумма амортизации начисляется на конец каждого года. На вновь поступившие
основные средства начисление износа производится с начала месяца,
следующего за их введением. На выбывшие основные средства начисление
амортизации прекращают сначала следующего за выбывшим месяца. В бухгалтерском учете вместо амортизационных отчислений фиксируют
начисление износа. К нему могут быть открыты пассивные субсчета: 1. «Амортизация собственных основных средств» 2. «Амортизация имущества, сданного в лизинг». На первом субсчете учитывают движение износа основных средств,
принадлежащих организации на правах собственности; на втором – движение
износа средств, долгосрочно арендуемых организацией. При выбытии собственных основных средств сумма износа по ним списывают:
Дебет 02 Кредит 91 «Прочие доходы и расходы». Аналитический учет по счету 02 ведут по видам и отдельным инвентарным
номерам. Использование амортизационного фонда в бухгалтерском учете не отражают. В
составе выручки от реализации отчисления зачисляют на расчетный счет или
другие счета организации и списывают с этих счетов на расходы по
финансированию капитальных вложений.
4. Учет восстановления основных средств.
Восстановление основных средств осуществляется путем ремонта, а также модернизации и реконструкции. Ремонт может производиться хозяйственным или подрядным способом. При первом – работы осуществляются силами самой организации, при втором – специализированными сторонними организациями.
Расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, организации могут относить непосредственно на активные сета для учета издержек производства или обращения с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов: 10 «Материалы», 50
«Касса», 51 «Расчетные счета»,60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Такой порядок учета рекомендуется использовать при незначительных затратах на текущий и профилактический ремонты, которые не могут существенно влиять на конечный финансовый результат.
Для накапливания финансовых средств на осуществление крупных плановых ремонтов, а также в организациях с сезонным характером производства целесообразно создавать ремонтный фонд.
Сумму резерва, превышающего фактически произведенные затраты на ремонт, по окончанию года сторнируют. При недостатке ремонтного фонда разность относят на счета затрат.
Сальдо по счету 23 «вспомогательное производство» может быть только дебетовым, что означает затраты по незаконченному капитальному, профилактическому или текущему ремонтам основных средств. В бухгалтерском балансе показывается по статье «Незавершенное производство».
При производстве внезапных ремонтов на крупные суммы при отсутствии ремонтного фонда затраты следует относить в дебет активного счета 97
«Расходы будущих периодов». Это позволит не увеличивать себестоимость продукции, что неизбежно при единовременном списании расходов на счета затрат. Всю сумму стоимости ремонтных работ в таких случаях записывают в дебет счета 97, с которого ежемесячно списывают на счета текущих затрат равными долями в течение срока, к которому они относятся.
Затраты, связанные с модернизацией и реконструкцией, осуществляются за счет прибыли, поэтому они не включаются в себестоимость продукции. Такие виды работ увеличивают срок полезного использования, его мощность.
Поэтому они увеличивают первоначальную стоимость объекта и относятся в кредит счета 83 «Добавочный капитал» и с дебетованием счетов, предназначенных для учета собственных финансовых источников. Одновременно в общем порядке отражают возрастание стоимости основных средств: Дебет 01
Кредит 08.
В технико-сметной документации на проведение ремонтных работ последние разделяют по источникам финансирования: * текущий или капитальный ремонт – за счет себестоимости;
* расходы по реконструкции (модернизации), в том числе по установке и монтажу пожарной и охранной систем – за счет средств, направленных на капитальные вложения.
5. Учет долгосрочных инвестиции в основные средства.
Для учета затрат на увеличение необоротных активов длительного пользования (свыше 1 года) служит активный счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Он используется для сбора информации о капитальных вложениях застройщика в основные средства, а также о затратах на формирование основного стада, приобретение земельных участков и нематериальных активов.
К счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» могут быть открыты следующие счета:
* приобретение земельных участков;
* приобретение объектов природопользования;
* строительство объектов основных средств;
* приобретение отдельных объектов основных средств;
* приобретение нематериальных активов;
* перевод молодняка животных в основное стадо;
* приобретение взрослых животных;
* доставка животных, полученных безвозмездно;
* вложения в ценные бумаги;
* приобретения отдельных объектов основных средств по договору лизинга. Поступление основных средств от подрядчиков оформляют: Дебет 08 Кредит 60
Дебет 19 Кредит 60
Дебет 60 Кредит 51 или 55 При поступлении требующего монтажа делают запись по дебету счета 07
«Оборудование к установке». На этом счете оборудование учитывают по фактической себестоимости
приобретения, складывающейся из стоимости по ценам приобретения и расходов
по доставке на склад организации. Поступившие оборудование, требующее монтажа, приходуют по дебету счета 07
с кредита счетов,60 «Расчеты с поставщиками», 75 «Расчеты с учредителями». При передаче в монтаж оборудование его списывают с кредита счета 07 в
дебет счета 08.
Строительно-монтажные работы могут осуществляется подрядным и
хозяйственным способом.
При проведении строительно-монтажных работ подрядным способом затраты по
акцептованным счетам подрядных организаций списываются со счета 60 в дебет
счета 08.
При осуществлении строительно-монтажных работ хозяйственным способом
затраты предварительно учитывают по дебету счета 23 «Вспомогательные
производства» с кредита соответствующих материальных, расчетных и других
счетов. Фактическую себестоимость строительно-монтажных работ, вы полненных
хозяйственным способом, относят с кредита 23 в дебет счета 08. На счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражают все расходы по
приобретению основных средств и строительно-монтажным работам,
осуществленным как хозяйственным, так и подрядным способом. Принятые в эксплуатацию объекты списывают со счета 08 в дебет счета 01
«Основные средства» по фактической себестоимости приобретения или
строительно-монтажных работ. Аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведут по
каждому строящемуся или приобретенному объекту. На ОАО «СОМ» были проведены капитальному ремонту в 2000г. – здание
конторы, труба дымовая на общую сумму 115032, 38 руб., в 2001г. – мышка
компьютера, труба дымовая на сумму 6110 руб.
6. Учет арендованных основных средств.
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное владение. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и пользования или владением имуществом. Арендодатель учитывает сданное в аренду имущество на своем балансе в составе собственных основных средств с соответствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основных средств. При значительном количестве объектов, сдаваемых в текущую аренду, такие карточки группируют в отдельную группу.
Передача в аренду имущества производится по договору аренды и оформляется приемно-передаточным актом. В договоре аренды предусматривают состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условием договора и назначению имущества, оговаривается срок их предстоящей службы, рассчитанной исходя из оценки имущества с учетом его фактического износа и действующих норм амортизационных отчислений, и величина арендной платы. Арендная плата за имущество включает в себя средства, предусмотренные нормами отчислений на полное восстановление и сметами затрат на ремонт основных средств, и часть прибыли, устанавливаемую договором на уровне не ниже банковского процента
(арендный процент).
Произведенные затраты на ремонт сданных в текущую аренду основных средств арендодатель списывает в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита материальных, расчетных и денежных счетов.
Начисление амортизационных сумм по сданным в аренду основным средствам арендодатель относит на уменьшение прибыли и оформляет следующей записью:
Дебет 91 Кредит 02 «Амортизация основных средств».
Начисление арендной платы 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и по счету 91 «Прочие доходы и расходы». Выручка от услуг по сдаче в аренду имущества. В том числе по лизингу, облагается НДС.
Начисление НДС отражают:
Дебет 91 Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Арендная плата, начисленная авансом за будущие периоды, отражаются:
Дебет 76 Кредит 98 «Доходы будущих периодов».
Поступившие арендные платежи записывают:
Дебет 51 или 52 Кредит 76.
При начислении авансовых платежей на сумму арендной платы, начисленной в виде текущего платежа, дебетуют счет 98 и кредитуют счет 91.
На стоимость произведенных арендатором капитальных вложений в арендованные основные средства производится дооценка основных средств, которая приходуется по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счете
001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитический учет ведется по объектам, принятым в аренду, и арендодателем.
Если по условиям договора аренды капитальный ремонт основных средств производится арендатором и за его счет, то затраты на его осуществление списывают с кредита соответствующих материальных и расчетных счетов издержек производства или счета 97 «Расходы будущих периодов». Со счета
97 затраты частями списывают на счета издержек производства.
Если капитальный ремонт осуществляет арендатор за счет арендодателя, то затраты по его осуществлению относят в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с кредита сета 97 или соответствующих материальных и расчетных счетов.
Договором аренды может быть предусмотрено осуществление капитальных вложений арендатором в арендованные основные средства. Капитальные вложения арендатора, осуществленные за счет арендодателя, списываются у него в дебет счета 76.
Если договором предусмотрены капитальные вложения в арендованные основные средства за счет средств арендатора, то по окончании срока аренды они безвозмездно передаются арендодателю. Передача оформляется бухгалтерскими записями на безвозмездную передачу основных фондов.
В 2000г. и 2001г. ОАО «СОМ» основные средства не арендовало, поэтому не были оформлены договора об аренде основных средств.
7. Учет лизинговых операций.
Организация бухгалтерского учета лизинговых операций осуществляется в соответствии с указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга.
Учет у лизингодателя. Затраты, связанные с осуществлением капитальных вложений по приобретению лизингового имущества, отражаются на счете 08
«Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств».
Лизинговое имущество приходуется по дебету 03 «Доходные вложения в материальные ценности с кредита счета 08.
Передача лизингового имущества лизингополучателю отражается записями в аналитическом учете по счету 03.
Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество поставляется его продавцом непосредственно лизингополучателю, минуя лизингодателя, то указанные записи осуществляют в бухгалтерском учете транзитом на основании первичного документа лизингополучателя.
В зависимости от условий договора лизинговое имущество может учитываться на балансе лизингодателя или лизингополучателя.
Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности формируются в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, а также ПБУ 10/99 и учитываются на счете 20
«Основное производство» с кредита материальных, расчетных и других счетов
(10, 69, 70 и др.)
Начисление амортизации на полное восстановление лизингового имущества отражается по дебету счета 20 и кредиту счета 02.
Ежемесячно учтенные на счете 20 расходы по лизинговому имуществу списывают с кредита этого счета в дебет счета 90 «Продажи».
При возврате лизингового имущества и прекращение его использования для лизинга его стоимость списывают с кредита счета 03 в дебет счета 01.
Если по условиям договорам лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то передача лизингового имущества лизингополучателю отражается на счете 91 «прочие доходы и расходы». При этом составляют следующие бухгалтерские записи:
1) Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет
«Задолжность по лизинговым платежам» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» – на сумму задолжности по лизинговым платежам.
2) Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 03 «Доходные вложения в материальные ценности» – на стоимость лизингового имущества.
3) Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 98 «Доходы будущих периодов» – на разницу между суммой лизинговых платежей и стоимостью имущества.
Поступающие по договору лизинговые платежи отражаются по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 76. одновременно на сумму поступивших платежей дебетуют счет 98 «Доходы будущих периодов» и кредитуют счет 91.
При возврате лизингового имущества лизингодателю его остаточная стоимость приходуется по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности» с кредита счета 76, субсчет «Задолжность по лизинговым платежам».
Основные средства, сданные в аренду, учитывают на заболансовом счете
011 «Основные средства, сданные в аренду» в оценке, указанной в договорах аренды.
Аналитический учет по счету 011 ведут по арендаторам и по каждому объекту основных средств, сданных в аренду.
Учет у лизингополучателя.
Если лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то у лизингополучателя поступившее лизинговое имущество учитывается на заболансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
Начисленные лизингодателю лизинговые платежи отражаются по дебету счетов учета издержек производства и обращения (20, 26, 44) и кредиту счета 76
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Задолженность по лизинговым платежам». При погашении задолжности дебетуют счет 76 и кредитуют счета учета денежных средств. При возврате лизингового имущества лизингодателю его стоимостью списывают со счета 001.
При выкупе лизингового имущества его стоимость на дату перехода права собственности списывают с заболансового счета 01 и кредиту счета 02.
В случае выкупа лизингового имущества до истечения срока договора лизинга, досрочно начисленные платежи в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов» или в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счета 76, субсчет «Арендные обязательства».
Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то на стоимость поступившего лизингового имущества дебетуют счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет
«Приобретение объектов основных средств», и кредитуют счет 76, субсчет
«Арендные обязательства».
Стоимость поступившего лизингового имущества и затраты, связанные с его получением, списывают с кредита счета 08 в дебет 01.
Начисленные лизингодателю платежи отражают по дебету счета 76, субсчет
«Арендные обязательства», и кредиту счета 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам».
Возврат лизингового имущества при условии полной выплаты лизинговых платежей отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этом остаточную стоимость лизингового имущества списывают в дебет счета 91 с кредита счета 01 «Основные средства».
При выкупе лизингового имущества при условии погашения всей суммы лизинговых платежей на счете 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств» осуществляют внутреннюю запись по переходу лизингового имущества в собственные основные средства.
Досрочно начисленные платежи за лизинговое имущество относят в дебет счета 97»Расходы будущих периодов» или счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредит счета 02 «Амортизация основных средств». Одновременно указанная сумма отражается по дебету счета 76, субсчет «Задолжность по лизинговым платежам», и кредиту счета 76, субсчет «Арендные обязательства».
8. Инвентаризация основных средств. До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
. наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета, а также технических паспортов и другой технической документации;
. наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение (приложение №3) при обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства вносят в описи по наименования в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению или переоборудованию или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера или частичная ликвидация строений и сооружений не отражены в бухгалтерском учете, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности.
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.
Выявленные излишки основных средств приходуют по рыночной стоимости по дебету счета 01 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».
При недостаче и порче объектов основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита 01 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а сумму амортизации – с кредита счета 01 в дебет счета 02
«Амортизация основных средств». При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным ценам, действовавшим в данной местности на день причинения ущерба, и списывают с кредита счета 94 в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Разницу между рыночной и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету 94 и кредиту 98 «Доходы будущих периодов». По мере погашения задолжности ее виновником соответствующую часть списывают со счета 98 в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Если конкретные виновники не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то недостающие и испорченные основные средства списывают у организации с кредита счета 94 на финансовые результаты у коммерческой организации (счет 91) или увеличение расходов у некоммерческой организации (счет 91) или увеличение расходов у некоммерческой организации.
На ОАО «СОМ» журнал – ордер №13 не ведется, вместо него ведется листок
– расшифровка (приложение №6)
9. Из опыта международной практики.
Учет в Польше.
Основные средства и величина их износа подлежат переоценке. При этом возникающие разницы списываются за счет резерва по переоценке активов.
Амортизация начисляется по определенной схеме с использованием сроков и коэффициентов износа для конкретных групп основных средств. Величина начисляемого износа может колебаться в зависимости от числа рабочих смен; уровня технического и экономического прогресса; производственных мощностей; официальных сроков эксплуатации; предварительно установленной ликвидационной стоимости; коэффициентов износа согласно налоговому законодательству.
Учет в Бельгии.
Материальные основные средства, приобретенные или произведенные самой компанией, оценивают по цене переобретения. Амортизационные отчисления должны распределять стоимость основных средств на весь вероятный период их использования на систематической основе.
Закон допускает следующие методы амортизации: линейный, уменьшаемого остатка, удвоенных амортизационных отчислений, ускоренную амортизацию можно применять только в соответствии с положениями налогового законодательства.
Приобретение участка земли с залежами природных ресурсов рассматривают как приобретение материальных основных средств. В его стоимость включают расходы на подготовку к эксплуатации. Природные ресурсы с неограниченным сроком эксплуатации не требуют амортизации. В случае ограниченного срока амортизацию рассчитывают на удельной основе, т.е. стоимость приобретения распределяют на предлагаемое количество единиц продукции, рассчитывают путем деления стоимости приобретения на предлагаемый объем производства при нормальных условиях деятельности. Допускается переоценка природных ресурсов.
Учет в Нидерландах.
В Гражданском кодексе приняты две базы оценки основных средств: первоначальная и текущая стоимость. Порядок определения текущей стоимости установлен в Указе об оценке активов, который включает правила по содержанию, ограничениям и методам отражения в финансовой отчетности оценке активов по текущей стоимости.
Выбор между первоначальной и текущей стоимостью является добровольным.
Однако если баланс и отчет о прибылях и убытках составлены на основе первоначальной стоимости, то согласно требованию достоверного и добросовестного представления данных о примечаниях бухгалтерского учета приведена информация о текущей стоимости имеющихся основных средствах.
Такой подход в целом соответствует требованиям МСФО 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен». Если баланс составлен на основе текущей стоимости, отчет о прибылях и убытках также должен базироваться на текущей стоимости.
В Нидерландах для учета основных средств применяют только две оценки: по первоначальной и по текущей стоимости. Когда используется текущая стоимость, переоценка проводится только при составлении отчетности. При переоценке текущей стоимости изменения обычно отражают состав резерва переоценки.
Амортизацию рассчитывают согласованной основе с учетом ожидаемого срока эксплуатации активов, предлагаемой остаточной стоимости и уменьшения величины экономического потенциала активов. Методы амортизации для целей налогообложения могут отличаться от методов амортизации для коммерческих целей. Разницу относят на резервы отложения налогов. Базой оценки для учета амортизации в целях налогообложения является первоначальная стоимость, а в коммерческих целях базой может выступать или первоначальная или текущая стоимость кроме амортизации Гражданский кодекс требует отражать в учете обесценение основных средств, когда оно носит перманентный характер. При этом можно исходить из предполагаемой цены реализации или стоимости возмещения. Стоимость уценки списывают на счет
«Прибыли и убытки», но отражают ее обособленно. Эта сумма может быть восстановлена в составе основных средств, если стоимость активов перестанет снижаться.
Арендованные основные средства разграничивают финансовый и операционный лизинг. При финансовом лизинге арендатор показывает арендованные основные средства в активе и одновременно отражает кредиторскую задолженность в пассиве баланса. Оценку арендованных основных средств отражают по стоимости, указанной в договоре. Арендованные основные средства амортизируют как собственное имущество.
В случае операционного лизинга арендованные основные средства могут числиться только на балансе арендодателя.
Существенным отличием бухгалтерского учета в Нидерландах от практики, сложившейся в Великобритании и США, является меньшее влияние на него международных стандартов компании, могут отходить от их требований, если это необходимо для соблюдения базовой идеи достоверного и добросовестного представления данных. По этой причине Голландский учет считается слишком произвольным.
Это мнение подкреплено также использованием в учете оценки активов по текущей и восстановительной стоимости. Теория оценки по восстановительной стоимости оказала сильное влияние на учет в Нидерландах, что нашло отражение и в законодательстве. Однако в последнее время почти все компании, которые ранее использовали учет на основе методов Лимперга, вернулись к принципам первоначальной стоимости.
Имеются определенные признаки того, что в будущем бухгалтерский учет в
Нидерландах будет испытывать на себе все большее влияние международной гармонизации:
. обсуждающиеся проблемы реформирования учета в соответствии с международными стандартами;
. ожидается отмена оценки активов, как по текущей, так и по восстановительной стоимости;
. использование крупными международными компаниями международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности.
2.Выводы и предложения.
Материальную базу предприятия образуют средства труда и предметы труда,
которые объединяются в средства производства. Средства труда учитываются в
форме основных фондов. Основные фонды в стоимостном выражении представляют
собой основные средства, учитываемые в системе бухгалтерской отчетности.
Основные фонды являются активным элементом производства и при правильном их
использовании не только обеспечивают создание товаров, но и способствуют
улучшению условий труда работников.
Основными средствами в практике планирование и учета называют имущество со
сроком полезного использования более одного года. Их используют в различных
сферах приложения общественного труда: материального производства,
товарного обращения и непроизводственной. Основные средства участвуют в
процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную
форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а
постепенно, частично, по мере износа.
Основные средства – это материальные активы, которые:
. используются организацией для производства или поставки товаров и услуг, для сдачи в аренду другим организациям и для административных целей;
. предполагается использовать в течение более чем одного периода.
Объект основных средств должен признаваться в качестве актива. Когда:
. с большей долей вероятности можно утверждать, что предприятие получит связанные с активом будущие экономические выгоды;
. себестоимость актива для предприятия может быть надежно оценена.
Фактическая стоимость- это сумма уплаченных денежных средств или эквивалентов денежных средств, или справедливая стоимость другого возмещения, переданного для приобретения активов на момент их приобретения или сооружения.
Ликвидационная стоимость- это чистая сумма, которую организация ожидает получить за актив в конце срока полезной службы, за вычетом ожидаемых затрат по выбытию.
Балансовая стоимость- это сумма, в которой актив отражается в бухгалтерском балансе, за вычетом накопленной амортизации.
Амортизация- это распределение амортизационной стоимости актива на рассчитанный срок его полезной службы.
Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету.
Сроки полезной службы амортизируемого объекта устанавливается с учетом ожидаемого физического и морального износа и юридических и других ограничений на использование актива.
Восстановление основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией объектов основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений.
Затраты на восстановление объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому они относятся.
Объект основных средств. Полученный на правах финансовой аренды.
Отражается арендатором на балансовом счете после окончания срока, принятого договором финансовой аренды, если право собственности на этот объект у арендатора не возникло ранее.
Объект основных средств должен быть списан с баланса при его выбытии или в том случае, когда принято решение о прекращении использования актива и от его выбытия не ожидается больше никаких экономических выгод. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса подлежат зачислению со счета учета списания на финансовые результаты организации.
В Бельгии закон допускает методы амортизации: линейный, уменьшаемого остатка, удвоенных амортизационных отчислений, ускоренная амортизация. В
России же методов амортизации существует больше на два способа и отсутствует способ удвоенных амортизационных отчислений. В Нидерландах приняты только две базы оценки основных средств: первоначальная и текущая, а в нашей стране: первоначальная, остаточная и восстановительная.
Финансовый результат предприятия в значительной мере зависят от состояния, качества и структуры основных фондов.
1. Список использованной литературы:
1. «Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств», утвержденные Приказом министерства финансов Российской Федерации от
20 июля 1998г. №33н.
2. П.И. Камышанов, А.П. Камышанов, Л.И. Камышанов «Практическое пособие по бухгалтерскому учету» «Джангар» Москва 2001г.
3. Н.П. Кондраков «Бухгалтерский учет» ИНФРА-М Москва 2001г.
4. К.Н. Гончаров, Т.П. Середа «Бухгалтерские проводки» «Феникс» Ростов- на-Дону 2001г.
5. Журнал «Бухгалтерский учет» №16 2001г., №12,18,20,22 2002г.