СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РФ
1.1Бюджетная система РФ
1.2 Особенностибухгалтерского учета бюджетных организаций
1.3 Общиеположения по составлению отчетности бюджетных организаций
ГЛАВА 2.СОСТАВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ОТЧЕТНОСТИ ГОУ ВПО«ВОЛГУ»
2.1 Краткая характеристика ВолГУ и организация в нембухгалтерского учета
2.2 Финансовая отчетность ВолГУ
2.2.1 Порядок составления баланса
2.2.2 Структура и содержание отчета об исполнении сметыдоходов и расходов по приносящей доход деятельности
2.2.3 Структура и порядок составления Отчета о финансовыхрезультатах деятельности
2.3 Расшифровка отдельных показателей бухгалтерского баланса
2.4 Анализ состава доходов по данным отчета о финансовыхрезультатах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
/>/>ВВЕДЕНИЕ
Последние два десятилетияроссийская экономика находится в стадии перехода к рыночной, всеми силамистараясь его осуществить. Переход этот требует от предприятия повышенияэффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основевнедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствованияи управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная рольв реализации этой задачи отводится составлению бухгалтерской отчетности напредприятии. Государство в процессе своего функционирования осуществляетполитическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Бюджетнаяполитика является одним из активных инструментов регулированиямакроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета напредстоящие годы. Бюджет и государственная бюджетная система в целом являютсясовокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения иперераспределения ВНП и национального дохода.
К бюджетным относятсятакие учреждения и организации, основная деятельность которых полностью иличастично финансируется за счёт средств бюджета на основе смет доходов ирасходов (бюджетная смета). Бухгалтерский учёт в учреждениях и организациях,состоящих на бюджете, имеет отличия от учёта хозрасчётных предприятий. При этомпроблема ведения бухгалтерского учёта в учреждениях непроизводственной сферынеоднородны, так как определяются конкретным видом деятельности.
Цель настоящей работы — дать общее представление о концепции бухгалтерской отчетности в РФ, раскрыть еесущность и роль в современной рыночной экономике на примере бюджетногоучреждения.
Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации ио результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данныхбухгалтерского учета по установленным формам на определенную отчетную дату.Показатели бухгалтерской отчетности прямо и косвенно формируются из счетовГлавной книги или выводятся из учетных данных, получаемых в результатеспециальных расчетов. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерскимучетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что сводные учетныеданные переходят в соответствующие формы отчетности в виде синтезированныхитоговых показателей.
По своему назначениюбухгалтерская отчетность является основным источником информации о финансовомположении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменении в еефинансовом положении. Финансовое положение организации определяетсянаходящимися в ее распоряжении активами, структурой обязательств и капиталаорганизации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в средефункционирования. Информация о финансовых результатах позволяет оценитьпотенциальное изменение в ресурсах. Данные об изменениях в финансовом положенииорганизации дают возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую(операционную) деятельность в отчетном периоде.
Тщательное изучениебухгалтерской отчетности позволяет вскрыть причины достигнутых успехов либонедостатков в работе, наметить путь совершенствования деятельности организации.
В данной курсовой работебудут рассмотрены особенности формирования показателей и составлениябухгалтерской отчетности бюджетных организаций на примере ГОУ ВПО«ВолГУ».
/>ГЛАВА 1.ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГОУЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РФ
/>
1.1 Бюджетнаясистема РФ
Определение сущности,роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическимпунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатовв создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзярассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку она зависит отсистемы производственных отношений, того или иного способа производства иопределяется ею.
Бюджет представляетсобой, выраженные в конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей,последствия возникновения альтернатив на цели, фактические результатыреализации управленческий решений, отклонения от запланированных результатов.Его так же можно определить как процесс принятия решений, с помощью которогопредприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.
В Российской Федерациибюджетный период, т. е. время совершения процесса исполнения бюджета,установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарнымгодом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетногопериода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое длябюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий. Наэтом уровне и возникает понятие «бюджета», как Федерального планагосударства.
Главныйраспорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, имеющийправо распределять средства между распорядителями и получателями бюджетныхсредств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетныхсредств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетныхназначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимостираспределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляетконтроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетныхсредств.
Распорядительбюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средствамежду бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетныхассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей,контролирует целевое использование ими бюджетных средств.
Бюджетополучатель(бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительнойвласти для осуществления функций некоммерческого характера (управление,оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметномпорядке из бюджета или внебюджетных фондов.
Контрольно-счетныеорганы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палатысубъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляютконтроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов,проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.
Все перечисленные вышеорганы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса.
Составление проектабюджета является прерогативой Правительства Российской Федерации,исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальныхобразований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерствомфинансов РФ и территориальными финансовыми органами. Проекты территориальныхбюджетов составляются финансовыми органами субъектов Российской Федерации имуниципальных образований.
В ходе работы посоставлению проекта бюджета, в случае несбалансированности доходов и минимальнонеобходимых расходов территориальных бюджетов, территориальный исполнительныйорган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган власти необходимыерасчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов,дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче извышестоящего бюджета, а также данные об изменении состава объектов, подлежащихбюджетному финансированию.
Главным плановымдокументом бюджетной сферы является смета доходов и расходов. Учреждения,финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными. Это школы, детские садыи ясли, высшие и средние специальные учебные заведения,профессионально-технические училища, научно-исследовательские организации,учреждения здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и др.
Потребность в средствахбюджетного учреждения отражается в смете расходов, которая представляет собойосновной плановый финансовый документ. На основе утверждённой сметы бюджетныеучреждения получают денежные средств для осуществления своей деятельности.
Бухгалтерский учёт вбюджетных учреждениях обеспечивает отражение всех операций, связанных сисполнением сметы расходов по бюджету, смет по специальным средствам иобобщение данных учёта и отчётности.
1.2 Особенности бухгалтерского учета бюджетныхорганизаций
Особенностибухгалтерского учёта в учреждениях непроизводственной сферы определяютсязаконодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. Инструкцией побухгалтерскому учёту в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете,утверждённой приказом Минфина РФ от 10 февраля 2006 г. № 25н и другиминормативными актами, содержащими указания по учёту и отражению в балансеопераций учреждений и организаций, состоящих на бюджете в различных сферах ихдеятельности.
Так как средстваполучаются из бюджета и их не нужно зарабатывать, а приходится отрабатывать,бухгалтерия в бюджетных организациях имеет в основном контрольные функции,которые должны быть органически увязаны со всей учётной работой, оформлением,приёмкой и обработкой документов.
Бухгалтерский учёт вучреждениях непроизводственной сферы, являясь составной частью единой системынароднохозяйственного учёта, осуществляет сплошное и непрерывное отражение всехопераций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, а такжевнебюджетных средств, доля которых должна возрастать в результате хозрасчётнойдеятельности.
Для обеспечения полного исвоевременного поступления доходов и использования средств бюджета по целевомуназначению требуется правильная организация бухгалтерского учёта исполнениябюджета. Здесь не идёт речь о прибыли и выгодном производстве: нужно точно исполнятьзаложенные в бюджете функции и тратить бюджетные (сметные) средства поназначению. Этим бюджетный учёт отличается от бухгалтерского учёта напредприятии свободной экономики. Таким образом, бухгалтерский учёт исполнениябюджета и смет расходов бюджетных учреждений называется бюджетным учётом.
Бюджетный учёт ведётся в соответствии с существующимв стране бюджетным устройством. Непосредственное исполнение бюджета возложенона Федеральное казначейство РФ, которое создано в соответствии с УказомПрезидента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральномказначействе». Приказом Минфина №25н от от 10 февраля 2006 г установлено,что Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрациии обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых инефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РоссийскойФедерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органовуправления государственных внебюджетных фондов, органов управлениятерриториальных государственных внебюджетных фондов, органов местногосамоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (и операциях, приводящих кизменению вышеуказанных активов и обязательств.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии сФедеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетнымзаконодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иИнструкцией по бюджетному учету №25н.
Новыми условиямихозяйствования допускается: объединение средств, поступающих из различныхисточников. Бюджетным организациям предоставлены широкие права в частипривлечения внебюджетных средств за счёт хозрасчётной и коммерческойдеятельности по оказанию платных услуг населению и выполнению работ подоговорам с предприятиями и организациями, сдачи в аренду и реализациинедвижимости (прежде всего нежилых помещений).
Однако хозрасчётная икоммерческая деятельность не должна осуществляться в ущерб уставнойдеятельности, финансируемой из бюджета.
При этом проблема ведениябухгалтерского учёта в учреждениях непроизводственной сферы неоднородны, таккак определяются конкретным видом деятельности. В примере данной курсовойработы это образовательное учреждение.
Своевременное, полное идостоверное отражение на балансе учреждения всех операций позволяетруководителям учреждений принимать обоснованные управленческие решения,анализировать работу учреждений, осуществлять и контролировать целевоерасходование средств на основе утверждённой сметы, выявлять незаконные затраты.Для выполнения этих задач ведётся бухгалтерский учёт. Законодательная база посоставлению бухгалтерской отчетности бюджетных организаций установленаинструкция «О порядке составления и представления годовой, квартальной имесячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы российскойфедерации», утвержденной Приказом Министерства финансов РоссийскойФедерации от 24 августа 2007 г. N 72н.
1.3 Общие положения по составлению отчетности бюджетныхорганизаций
Главные распорядители, распорядители, получателисредств бюджетов, администраторы поступлений в бюджет, органы, организующиеисполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнениябюджетов, составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетностьоб исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по формамсогласно приложениям к Инструкции №72н.
Бюджетная отчетность составляется на следующие даты:месячная — на первое число месяца, следующего за отчетным, квартальная — посостоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая — на 1 январягода, следующего за отчетным. Отчетным годом является календарный год — с 1января по 31 декабря включительно. Месячная и квартальная отчетность являетсяпромежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансовогогода. Бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях и (или) в видеэлектронного документа, с представлением на электронных носителях или путемпередачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном главнымраспорядителем средств бюджета, органом, организующим исполнение бюджета, иорганом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, собязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Бюджетная отчетность подписывается руководителем иглавным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя средствбюджета, администратора поступлений в бюджет, органа, организующего исполнениебюджета, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета.Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые и аналитические показатели,кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы.
В случае ведения бюджетного учета на договорныхначалах специализированной организацией или централизованной бухгалтериейбюджетная отчетность подписывается руководителем обслуживаемого учреждения,руководителем и главным бухгалтером специализированной организации,централизованной бухгалтерии, осуществляющей бюджетный учет и формирующейбюджетную отчетность.
В случае, когда данные по отдельным показателям неимеют числового значения, соответствующие графы заполняются прочерком.
Если по бюджетному учету показатель имеетотрицательное значение, то в бюджетной отчетности в случаях, предусмотренныхнастоящей Инструкцией, этот показатель отражается в отрицательном значении — сознаком «минус».
Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогомс начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.
Получатель средств бюджета представляет бюджетную отчетностьсвоему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) средств бюджета вустановленные им сроки.
Главный распорядитель (распорядитель) средствбюджета на основании представленной получателями средств бюджета бюджетнойотчетности составляет консолидированную бюджетную отчетность и представляет ееоргану, организующему исполнение соответствующего бюджета (главномураспорядителю), в установленные им сроки.
Орган, организующий исполнение бюджета, на основаниипредставленной консолидированной бюджетной отчетности главных распорядителейсредств бюджета составляет консолидированную бюджетную отчетность об исполнениибюджета и представляет ее органу, организующему исполнение бюджета,уполномоченному формировать отчетность об исполнении соответствующего консолидированногобюджета, в установленные им сроки.
Баланс бюджетногоучреждения построен на односторонней форме, т. е. сначала идёт весь актив, азатем пассив.
/>ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ОТЧЕТНОСТИ ГОУ ВПО«ВОЛГУ»
2.1 Краткаяхарактеристика ВолГУ и организация в нем бухгалтерского учета
Объектом исследования вданной курсовой работе выбрано государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования Волгоградский государственный университет– ВолГУ, где ведется бюджетный учет. Учреждение расположено по адресу: г.Волгоград, проспект Университетский, 100 и обеспечивает подготовку специалистоввысшего уровня, бакалавров и аспирантов по различным направлениям испециальностям на основании закона РФ «Об образовании». Своюдеятельность ВолГУ осуществляет в соответствии с лицензией, полученной вустановленном порядке на виды образовательных услуг.
ГОУ ВПО«ВолГУ» является федеральным государственным образовательнымучреждение, координацию и регулирование деятельности которого осуществляетФедеральное агентство по образованию.
Учреждение являетсяюридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета (бюджетный ивнебюджетный) в территориальном органе Федерального казначейства МинфинаРоссии, обладает обособленным имуществом находящимся в оперативном управлении,имеет печать с воспроизведением Государственного герба РФ со своимнаименованием и наименованием вышестоящего федерального органа исполнительнойвласти по ведомственной подчиненности. Учреждение имеет в своем составемногочисленные структурные подразделения в виде кафедр и факультетов, а также двафилиала, выделенные на отдельный баланс, согласно учетной политикеуниверситета.
ВолГУ также осуществляетобучение на коммерческой основе в соответствии с «Положением о порядкепредоставления образовательных услуг».
В ВолГУ ведётся бюджетныйучёт в соответствии с существующим в стране бюджетным устройством. В настоящеевремя бюджетный учет регламентируется приказом Министерства финансов РФ №25н от10.02.06 – «О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету,утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа2004г. №70н». Изменения коснулись отдельных положений учета и планасчетов.
Расчеты в ВолГУ ведутсяпри помощи счетов, установленных Планом счетов бюджетного учета в разрезесубсчетов по экономической классификации расходов. Бухгалтерия ВолГУ состоит изтрех отделов – расчетного, материального и финансового. Во главе каждого отделастоит заместитель главного бухгалтера. Финансовый отдел и первый заместительглавного бухгалтера – ведут расчеты с подотчетными лицами, налогам и платежам вбюджет, оформление и учет бланков строгой отчетности, выдачу счетов исчетов-фактур. Под руководством второго заместителя главного бухгалтеранаходится материальный отдел, в ведении которого находится учет основныхсредств и материальных запасов. Расчетный отдел бухгалтерии во главе с третьимзаместителем главного бухгалтера ведет расчеты стипендии, заработной платы,зарплатных налогов и пособий. Все они непосредственно подчиняются главному бухгалтеру.Главный бухгалтер подчиняется ректору и несет ответственность за формированиеучетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представлениеполной и достоверной бухгалтерской отчетности. Учетная политика являетсяобязательной для всех территориально обособленных подразделений и филиалов.
Согласно учетной политикеВолГУ, по истечении каждого отчетного периода документы, относящиеся ксоответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическомпорядке и сшиты в папку с указанием на титульном листе наименования учреждения,названия и порядкового номера папки, периода, количества листов в папке.Бюджетная отчетность ВолГУ включает в себя показатели деятельности филиалов.
Налоговый учет ведетсяраздельно по всем видам внебюджетной деятельности. Университет не формируетрезервы, разрешенные законодательством в целях налогового учета.
2.2 Финансовая отчетность ВолГУ
2.2.1 Порядок составления баланса
Бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения имеетряд особенностей, свойственных ему как исполнителю сметы доходов и расходов,ведущего бюджетный учет по отдельному плану счетов. Порядок составлениябюджетной отчетности университетом регламентируется приказом МинистерстваФинансов РФ №72н от 24.08.2007 года. Баланс ВолГУ, как главного распорядителя(распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130 – приложение 1) формируетсяполучателем средств бюджета по состоянию на 1 января года, следующего заотчетным, как и любым коммерческим предприятием. Показатели отражаются вБалансе в разрезе бюджетной деятельности (графы 3, 7), приносящей доходдеятельности (графы 4, 8), средств во временном распоряжении (графы 5, 9) иитогового показателя (графы 6, 10) на начало года (графы 3, 4, 5, 6) и конецотчетного периода (графы 7, 8, 9, 10).
В разделе «Нефинансовые активы» отражаютсяостатки по стоимости нефинансовых активов в разрезе счетов бюджетного учета посчетам:«Основные средства»;«Амортизация», «Нематериальныеактивы»; «Амортизация нематериальных активов». В этом аспектеотличие такого баланса от баланса формы 1 для коммерческих организаций в том,что отдельными строками показываются начисленная амортизация и остаточнаястоимость НМА и основных средств, в то время, как в форме 1 стоимость этихпоказателей сразу отражается по остаточной стоимости.
В раздел финансовые активы также включаются остаткипо находящимся в пути материалам, основным средствам и нематериальным активам,а также по капитальным вложениям и непроизведенным активам.
Строки 010, 020, 040, 050 в валюту баланса невключаются.
Строки 010 — 150 в графах 5, 9 не заполняются.
В разделе Финансовые активы отражаются остатки посчетам учета денежных средств, счетов расчетов с подотчетными лицами и дебиторамипо доходам, остаток счета расчетов по недостачам и остаток по счету 210.03«Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателябюджетных средств. Все это отражается в активе баланса.
Пассив баланса состоит также из двух разделов: „Обязательства“,где отражаются остатки по счетам расчетов по налогам, сборам и прочим платежамв бюджет и внебюджетные фонды, расчетов с поставщиками и подрядчиками (причем,особенность бюджетного учета предусматривает, что на этом же счете ведутсярасчеты по заработной плате), а также остатки счета 304.01 – » Расчеты посредствам, полученным во временное распоряжение”. Ещё один раздел баланса– «Финансовый результат». Там отражается финансовый результатдеятельности получателя средств бюджета по строкам: «Финансовый результатпрошлых отчетных периодов» — остаток по счету 040104100 «Доходыбудущих периодов»; строка 900 — сумма строк 600, 620. Строки 620 — 680 вграфах 5, 9 не заполняются.
Предоставляя годовой баланс, подтверждающийисполнение сметы предполагаемых доходов и расходов Федерального бюджета, ВолГУтакже представляет справку по консолидируемым расчетам с Федеральным агентствомпо образованию в разрезе сумм денежных и неденежных расчетов.
Справка о наличииимущества и обязательств на забалансовых счетах отражает остатки по счетамарендованных основных средств, бланкам строгой отчетности, ценным призам,Суммам предоставленных государственных и муниципальных гарантий и т.д.
2.2.2 Структура и содержание отчета обисполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности
Смета, как главный документ учрежденийбюджетной сферы
Главным плановымдокументом бюджетной сферы является смета доходов и расходов. Учреждения,финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными. Это школы, детские садыи ясли, высшие и средние специальные учебные заведения,профессионально-технические училища, научно-исследовательские организации,учреждения здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и др.
Потребность в средствахбюджетного учреждения отражается в смете расходов, которая представляет собойосновной плановый финансовый документ. На основе утверждённой сметы бюджетныеучреждения получают денежные средств для осуществления своей деятельности.
Бухгалтерский учёт вбюджетных учреждениях обеспечивает отражение всех операций, связанных сисполнением сметы расходов по бюджету, смет по специальным средствам и обобщениеданных учёта и отчётности. Бухгалтерский учёт в ВолГУ, как в бюджетномучреждении, обеспечивает отражение всех операций, связанных с исполнением сметырасходов по бюджету, смет по специальным средствам и обобщение данных учёта иотчётности. Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется,нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящиморганизациям. Для начала все филиалы дают головному подразделению данные оконтингенте студентов, численности и оплате труда персонала, планируемомматериальном обеспечении и т.д. С учетом этих сводных данных Управлениеэкономики ВолГУ составляет общую плановую смету доходов и расходов. Присоставлении сметы необходимо придерживаться Порядка составления, утверждения иведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений, находящихся в веденииРособразования.
Смета составляется поспециальной форме на один финансовый год и утверждается Рособразованием. Втиповой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений. Онасостоит из трёх частей: 1) в первой части указываются наименование и адресуниверситета, бюджет, из которого оно финансируется, и свод расходов по статьямс распределением по кварталам; 2) во второй части отражаются показателиоперативного плана на начало и конец года, а также среднегодовые; 3) в третьейчасти приводятся расчёты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным еёэлементам. Смета составляется в одном экземпляре, подписывается начальникомУправления экономики, ректором университета и главным бухгалтером.
Расходы в сметеподразделяются на капитальные вложения и текущее содержание учреждения.Последние состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов.
При составлении проектасметы университет для обоснования требуемых сумм расходов в лице начальникаУправления экономики дает более подробную номенклатуру расходов, выделяя внутристатьи отдельные расходы.
Обоснование отдельныхсумм расходов по смете приводятся в приложение к ней. В частности, приложение ксмете расходов университета открывается сведениями о количестве учебныхаудиторий и студентов по состоянию на первое января и первое сентябряпланируемого года, затем следует расчёт фонда заработной платы, план позакупкам мебели, планируемые расходы на обеспечение детей-сирот, а такжерасчёты по другим статьям классификации расходов. Необходимо отметить, чторасходы на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейрассчитываются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 ноября2005 г. №659 и до ВолГУ доводится письмом Федерального агентства по образованиюс указанием сумм средств Федерального бюджета, предусмотренных на питание,одежду и обувь в расчет на одного обучающегося.
Заключают приложения ксмете расходов общие сведения, используемые при расчётах. Сметы расходов,составляемые ВолГУ по каждому параграфу классификации расходов, принятоназывать индивидуальными.
Отчет об исполнении сметы доходов ирасходов по приносящей доход деятельности, как элемент бухгалтерской отчетности
Отчет об исполнении сметы доходов и расходов поприносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя),получателя средств бюджета (ф. 0503137 – приложение 2) составляетсяуниверситетом на основании данных по кассовому исполнению сметы доходов ирасходов по приносящей доход деятельности по состоянию на, 1 января года,следующего за отчетным.
В третьей графе отчета отражаются коды бюджетнойклассификации Российской Федерации без отражения группировочных кодов(соответственно по разделам отчета: классификации доходов, ведомственной,функциональной и экономической классификации расходов, классификации источниковфинансирования дефицитов бюджетов). Бюджетная классификация являетсягруппировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетовбюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления иисполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающейсопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Построке 700 отражается запланированный сметой доходов и расходов по приносящейдоход деятельности показатель изменения остатков денежных средств относительноначала отчетного финансового года: со знаком «плюс» либо минус.
В графе 9 «Неисполненные назначения» наотчетную дату отражается разница соответственно по разделам отчета — «Доходы», «Расходы», «Источники финансированиядефицитов» между графой 4 и графой 8.
В разделе «Доходы» и «Расходы»отражаются данные по кассовым поступлениям (расходам), исполненные черезлицевые счета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
2.2.3 Структура и порядок составленияОтчета о финансовых результатах деятельности
Отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503121 – приложение 3) составляется получателем средств бюджета и содержитданные о финансовых результатах его деятельности в разрезе кодов КОСГУ посостоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Показатели отражаются вотчете в разрезе бюджетной деятельности (графа 4), приносящей доходдеятельности (графа 5), средств во временном распоряжении (графа 6) и итоговогопоказателя (графа 7). Они отражаются в отчете без учета результатазаключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года,проведенных 31 декабря отчетного финансового года.
В графе 3 отчета отражаются — коды по КОСГУ – кодыопераций сектора государственного управления. Настоящие коды установленыдействующей инструкцией по бюджетному учету и в их разрезе ведется всядеятельность бюджетного учреждения.
В качестве специфических особенностей структурыотчета можно отметить:
ü построке 020 – показывается сумма по данным счетов 140101110 «Налоговыедоходы», 140102110 «Налоговые доходы резервного фонда»; построке 040 показываются суммы по данным платежей за платную образовательнуюдеятельность.
ü построке 091 — сумма по данным счетов 040101171 «Доходы от переоценкиактивов», В строке 100 отражаются данные счета 401 по КОСГУ 180. На даннуюстатью относятся доходы бюджетов бюджетной системы РФ от внешнеэкономическойдеятельности, включая таможенные пошлины, прочие поступления отвнешнеэкономической деятельности, а также прочие неналоговые доходы, неотнесенные на другие статьи группы 100 «Доходы».
ü строка110 графы 4 не заполняется;
ü построке 361 — сумма по данным счетов увеличений соответствующих аналитическихсчетов счета 010500000 «Материальные запасы», счета 010604340«Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ,услуг)», 010703340 «Увеличение материальных запасов в пути»;
ü построке 172 — сумма по данным счетов 401.01 «Расходы на транспортныеуслуги» по ЭКР 222. На данную подстатью относятся расходы бюджетовбюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на приобретениетранспортных услуг. Другими словами, ВолГУ отражает расходы сотрудников наоплату проезда при служебных командировках, которые бывают за счет разныхисточников финансирования.
ü построке 176 — сумма по данным счета 040101226 «Расходы на прочиеуслуги». В ЭКР 226 относятся научно-исследовательские, опытно-конструкторскиеи опытно-технологические, геологоразведочные работы, услуги по типовомупроектированию, по договорам комиссии, поручения; разработка схемтерриториального планирования, планировка территорий; проведение подрядныхпроектных и изыскательских работ в целях разработки проектно-сметнойдокументации для строительства, реконструкции, технического перевооруженияобъектов вневедомственную (в том числе пожарную) охрану, сигнализацию(установку, наладку и эксплуатацию); страхование жизни, здоровья и имущества (втом числе гражданской ответственности владельцев транспортных средств) и т.д. ВВолГУ основная часть средств этой статьи включает в себя расходы на проживаниесотрудников во время служебных командировок.
ü строки020 — 110, 160 — 280 графы 6 не заполняются;
ü строка292 граф 4, 6 не заполняется;
2.3 Расшифровка отдельных показателей бухгалтерскогобаланса
В строке 070 баланса отображается первоначальнаястоимость объектов по счету 103 «Непроизведенные активы». СогласноИнструкции по бюджетному учету, Счет предназначен для учета непроизведенныхактивов, используемых в процессе деятельности учреждения, не являющихсяпродуктами производства, права собственности на которые должны быть установленыи законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.).
Указанные активы отражаются по их первоначальнойстоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот. Первоначальнойстоимостью таких активов признаются фактические вложения учреждения в ихприобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический(хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущаярыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущейрыночной стоимостью таких объектов понимается сумма денежных средств, котораяможет быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия кбухгалтерскому учету. По строке 093 показывается сумма операций, связанных сприобретением, безвозмездным получением объектов непроизведенных активов.
В строке 230 показывается остаток по счету 205«Расчеты с дебиторами по доходам». На примере ВолГУ это платежистудентов за общежитие и платные образовательные услуги, не списанные натекущие расходы авансы, а также непогашенная задолженность по оплате услугиздательства университета.
В строке 290 отражаются суммы задолженности поосновному долгу, начисленным процентам, штрафам и пеням по предоставленным избюджета бюджетным кредитам, государственным кредитам, по государственным имуниципальным гарантиям. В отчетности университета эта графа остаетсянезаполненной, поскольку данных задолженностей не имеется.
Самым броским с первого взгляда отличием балансабюджетного учреждения от баланса коммерческого предприятия кажется то, чтопоказатели все, как за прошлый, так и за отчетный период, представлены тремяколонками в зависимости от источника данных средств. Счета бюджетного учета вбольшинстве своем имеют субсчета по кодам источников финансирования.
1. Бюджетная деятельность. Деятельность, финансируемаяиз бюджета, являющаяся основной.
2. Предпринимательская деятельность (деятельность,приносящая доход). К примеру, предоставление платных образовательных услуг,которое университет выполняет на основании лицензии.
3. Средства во временном распоряжении. Ранееназывалось – целевое финансирование. То есть, средства, данные ВолГУ наконкретные цели, во временное пользование, которые потом будет необходимовернуть, либо предоставить по ним отчет об использовании. Таким примеромявляются средства в рамках научных грантов преподавателей университета. Чащевсего, эта часть временных средств отражается на счете 208 – «Расчеты сподотчетными лицами».
На забалансовом счете 03 «Бланки строгойотчетности» учитываются находящиеся на хранении и выдаваемые под отчетбланки ценных бумаг — квитанционные книжки, аттестаты, дипломы, бланкиудостоверений, бланки трудовых книжек и вкладыши к ним и т.п. Бланки строгойотчетности учитываются в условной оценке 1 рубль за 1 бланк.
2.4 Анализ составадоходов по данным отчета о финансовых результатах
Так как содержание отчетности бюджетного учрежденияоткрыто подведомственным учреждениям Правительства РФ и является коммерческойтайной для любых внешних лиц, изучение Отчета о финансовых результатах ГОУ ВПОВолГУ будет производиться на основании предоставленных условных данных. (приложение4)
Графа 6 строк раздела доходов в отчете о финансовом результатене заполняется, следовательно, в части средств во временном распоряжении убюджетной организации не может быть доходов и они делятся по двум большимгруппам в зависимости от источника финансирования: бюджет и предпринимательскаядеятельность (приносящая доход деятельность), причем большую часть из нихсоставляют доходы второй группы. Наглядно это можно увидеть на рис. 1.
/>
Рис. 1 — Структура доходов по источникамфинансирования ВолГУ на основании отчета о финансовых результатах за 2008 год
Рассмотрим доходы от предпринимательскойдеятельности (графа 5).
Доходы от рыночных продаж готовых работ, услуг (дляВолГУ это, прежде всего – доходы от оказания платных образовательных услуг)составляют в общей сумме 40,46%. На втором месте по величине стоят доходы отопераций с активами – 20,28%. Наименьшую долю в общей сумме доходов имеютдоходы от собственности (1,43%).
Что касается доходов бюджета, то их распределениенаглядно продемонстрировано на рис.2.
Отдельного внимания просит себе группа доходов отопераций с активами. По бюджету эта сумма составляет 6514 рублей и складываетсяона только из доходов от переоценки активов. Что касается предпринимательскойдеятельности, то 4,87% доходов этой группы занимают доходы от реализацииактивов, что составляет в абсолютном выражении 32014 руб. Всего доходы отопераций с активами по деятельности, приносящей доход, составляют 657424 руб.или 99,02% от общего итога графы 7 по строке 090. В 2008 году доходов отчрезвычайных операций с активами университетом получено не было.
/>
Рис. 2 — Структура состава доходов бюджетнойдеятельности ВолГУ за 2008 год
/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объектом исследования вданной курсовой работе был выбран Волгоградский государственный университет –государственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования, которое обеспечивает подготовку специалистов высшего уровня,бакалавров и аспирантов по различным направлениям и специальностям на основаниизакона РФ «Об образовании» и свою осуществляет в соответствии слицензией, полученной в установленном порядке на виды образовательных услуг.
Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации ио результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данныхбухгалтерского учета по установленным формам на определенную отчетную дату.Показатели бухгалтерской отчетности прямо и косвенно формируются из счетовГлавной книги или выводятся из учетных данных, получаемых в результатеспециальных расчетов. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерскимучетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что сводные учетныеданные переходят в соответствующие формы отчетности в виде синтезированныхитоговых показателей.
Бюджетный учёт ведётся в соответствии с существующимв стране бюджетным устройством. Непосредственное исполнение бюджета возложенона Федеральное казначейство РФ, которое создано в соответствии с УказомПрезидента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе».Приказом Минфина №25н от от 10 февраля 2006 г установлено, что Бюджетный учетпредставляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщенияинформации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов иобязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации имуниципальных образований (органов государственной власти, органов управлениягосударственных внебюджетных фондов, органов управления территориальныхгосударственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления исозданных ими бюджетных учреждений (и операциях, приводящих к изменениювышеуказанных активов и обязательств.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии сФедеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетнымзаконодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иИнструкцией по бюджетному учету №25н.
Потребность в средствахбюджетного учреждения отражается в смете расходов, которая представляет собойосновной плановый финансовый документ. На основе утверждённой сметы бюджетныеучреждения получают денежные средств для осуществления своей деятельности.
Смета ВолГУ составляетсяпо специальной форме на один финансовый год и утверждается Рособразованием. Втиповой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений.
Показатели баланса, как за прошлый, так и заотчетный период, представлены тремя колонками в зависимости от источника данныхсредств: бюджетная деятельность, приносящая доход или средства ов временномраспоряжении. Счета бюджетного учета в большинстве своем имеют субсчета покодам источников финансирования.
На примере ГОУ ВПО ВолГУ мырассмотрели специфику финансовой отчетности в бюджетных учреждениях, а такжеобщую характеристику данных организаций в плане бухгалтерского учета. Былоотмечено, что бюджетный учёт ведётся в соответствии с существующим в странебюджетным устройством. И именно из особенностей бухгалтерского учета вбюджетных организациях вытекает своеобразие отчетности. Непосредственноеисполнение бюджета возложено на Федеральное казначейство РФ, которое создано всоответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «ОФедеральном казначействе». На основании всего вышеуказанного финансоваяотчетность имеет свою сложную специфику и структуру, регламентируемую ПриказомМинфина №72н «О порядке составления и представления годовой, квартальной имесячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной Системы российскойфедерации».
/>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс РФ.
2. Приказ Минфина России от 24 августа2007 г. №74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетнойклассификации Российской Федерации».
3. Приказ Минфина России от 20 ноября2007 г. №112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения иведения бюджетных смет учреждений».
4. Приказ Минфина РФ от 10 февраля 2006г. №25н «О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету,утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа2004 г. №70н».
5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24августа 2007 г. N 72н ” О порядке составления и представления годовой,квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной Системыроссийской федерации”.
6. Управлениебюджетом: Курс лекций. — М.: Издательство «Дело и сервис», 2003.
7. Журнал«Главбух» №3, 2007.
8. Журнал«Советник бухгалтера в сфере образования» №2, 2007.
9. Журнал«Советник бухгалтера в сфере образования» №4, 2007.
10. Бухгалтерскийучет в бюджетных организациях. – М.: “ПРИОР”, 1999. –240с.
11. Журнал«Советник бухгалтера в сфере образования» №6, 2007.
12. Журнал«Советник бухгалтера в сфере образования», №1, 2006.
13. Бюджетная система России: Учебник длявузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005 г.
14. Журнал «Главбух» №2, 2006.
15. Приказ Минфина России от 22 ноября2007 г. №114н «Об утверждении порядка составления и ведения своднойбюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главныхраспорядителей средств федерального бюджета».
16. Положениепо бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации”. ПБУ 4/99.Утверждено приказом Министерства Российской Федерации от 6 июля 1999г. №43-Н.
17. БеловА.Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы. 3-е изд.,перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2004.
18. Практическоепособие по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях /Под ред. В.П. Нефедова.М.: АО “ЦИТП”, 2005.
19. Газета «Российскийвестник», №10/2007.
20. КондраковН.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – изд. 3-еперераб. и доп. –М.: “Проспект”, 2003. –224с.
21. Журнал«Советник бухгалтера в сфере образования» №3, 2008.
22. Журнал«Советник бухгалтера в сфере образования» №5, 2008.