Министерство Образования и Науки РФ
Казанский Государственный Технологический Университет
Кафедра Экономики
Курсовая работа
по бухгалтерскому учету
тема:
Бухгалтерская отчетность предприятия
Казань 2008
Содержание
Введение
1. Составление бухгалтерской отчетности
1.1 Состав, содержание, основные понятия, сроки представления бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней
1.2 Бухгалтерский баланс, его структура и содержание
1.3 Отчет о прибылях и убытках
1.4 Содержание бухгалтерских отчетов (формы 3, 4, 5,6) и пояснительной записки
2. Составления бухгалтерской отчетности на примере условной организации
2.1 Типовые изменения бухгалтерского баланса под влиянием хозяйственных операций
2.2 Отчет о прибылях и убытках
2.3 Отчет об изменениях капитала
2.4 Отчет о движении денежных средств
2.5 Пояснительная записка
Заключение
Список литературы
Введение
Бухгалтерская отчетность— это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации.
Отчетность представляет собой совокупность показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе стем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования, поэтому отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.
Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), рекомендованным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.
Имущество организации и ее обязательства непрерывно участвуют в сфере производства. Чтобы определить величину всего имущества и обязательств, дать им экономическую оценку за отчетный период, а также оперативно руководить организацией, управлять финансово-хозяйственной деятельностью, необходимо располагать обобщенными данными о ее имуществе и обязательствах. Такое обобщение достигается в процессе составления бухгалтерского баланса.
На сегодняшний день тема бухгалтерской отчетности и стандартов ее оформления является наиболее актуальной. Это связано с тем, что наша страна выходит на новый уровень деловых контактов с иностранными инвесторами и от уровня ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности во многом зависит инвестиционная привлекательность наших бизнес — проектов.
Целью курсовой работы является рассмотрение теории и практики составление бухгалтерской отчетности. Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
Определить понятие, состав, требования, порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности;
Раскрыть содержание основных бухгалтерских отчетов;
Рассмотреть бухгалтерскую отчетность предприятий на конкретных примерах условных организаций.
Структура курсовой работы состоит из 2 глав, введения и заключения, где в первой главе описана теория составления бухгалтерской отчетности, а во второй рассмотрены практические примеры.
При написании курсовой работы была использована учебная и нормативная литература, издания периодической печати и материалы с сайтов агентства internet.
1. Составление бухгалтерской отчетности
1.1 Состав, содержание, основные понятия, сроки представления бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней
Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерская отчетность организации является завершающим этапом учетного процесса.
Нормативно-правовую базу составления и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности составляют следующие документы: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/29, утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43-Н; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94 с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 7 мая 2003 г. № 38; Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н [1, с.234-235].
Основные понятия, используемые в бухгалтерской отчетности и содержащихся в ней основных отчетах:
Отчетный период — период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.
Отчетная дата — дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.
Пользователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации [11, с.74].
Актив бухгалтерского баланса — часть бухгалтерского баланса, в которой отражается наличие имущества по составу и размещению в денежной оценке.
Амортизационные отчисления — денежное выражение размера амортизации основных средств, включаемой в себестоимость продукции (работ, услуг).
Баланс бухгалтерский — это источник информации, отражающий в денежном выражении состояние имущества организации по составу и размещению их источников формирования (собственные и заемные обязательства), составленный на отчетный период.
Бухгалтерская проводка — это указание записать одновременно сумму на дебет одного счета и кредит другого счета.
Валюта бухгалтерского баланса — итоги по активу и пассиву баланса за отчетный период, выраженные в денежной оценке.
Выручка — денежные средства, полученные, вырученные организацией, фирмой, предпринимателем от продажи продукции, товаров, работ, услуг.
Дебет — часть счета (левая) бухгалтерского учета, которая показывает для активных счетов увеличение, а для пассивных счетов уменьшение.
Доход организации — увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящих к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников) имущества.
Инвентаризация — уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.
Кредит — часть счета (правая) бухгалтерского учета, которая показывает для пассивных счетов увеличение, а для активных — уменьшение.
Прибыль — экономическая категория, выражающая финансовые результаты хозяйственной деятельности организации, т.е. превышение суммы доходов над расходами, потерь и убытков за отчетный год.
Валовая прибыль — эта разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
Прибыль и убыток от продаж — это разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ и услуг и суммой себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.
Прибыль (убыток) до налогообложения — это прибыль (убыток) от продаж, плюс проценты к получению, минус проценты к уплате, плюс доходы от участия в других организациях, плюс и минус прочие операционные доходы и расходы, плюс и минус внереализационные доходы и расходы.
Прибыль чистая — от прибыли до налогообложения вычитают текущий налог на прибыль и отложенные налоговые обязательства и прибавляют отложенные налоговые активы.
Расходы организации — уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Статьи бухгалтерского баланса — строки актива и пассива баланса, характеризующие отдельные виды имущества организации и ее обязательства [1, с.292-298].
Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:
бухгалтерского баланса (ф.1);
отчета о прибылях и убытках (ф.2);
отчета об изменениях капитала (ф. З);
отчета о движении денежных средств (ф.4);
приложений к бухгалтерскому балансу (ф.5);
пояснительной записки;
аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.
Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. При несопоставимости с данными за отчетный период они подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами. Данные, подвергшиеся корректировке, обязательно отражаются в пояснительной записке вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку. В бухгалтерской отчетности после ее утверждение возможно изменение данных, в которых были обнаружены искажения, но зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами, недопустим.
Организации по результатам своей хозяйственной деятельности составляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность; месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными. Отчетный год для всех организаций — с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Первый отчетный год для создаваемых организаций считается с даты их государственной регистрации по 31 декабря для организаций, созданных после 1 октября, — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
Организации, за исключением бюджетных, в обязательном порядке представляют годовую и квартальную отчетность:
участникам или собственникам их имущества;
территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации;
другим органам исполнительной власти, банкам, финансовым органам налоговой инспекции и иным пользователям, на которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возложена проверка отдельных сторон деятельности организации и получение соответствующей отчетности.
Государственные и муниципальные унитарные организации представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в указанные адреса бесплатно по одному экземпляру. Все они, за исключением бюджетных, представляют квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30-ти дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90-ти дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60-ти дней после окончания отчетного года. Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность до представления в вышеуказанные адреса рассматривается и утверждается в порядке, установленном учредительными документами. При наличии технических возможностей бухгалтерская отчетность может быть представлена на дискете или ином машинном носителе отчетной информации.
Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.
Датой представления бухгалтерской отчетности для одногородней организации считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногородней — дата ее почтового отправления. Когда дата представления отчетности совпадает с выходным (нерабочим) днем, срок представления отчетности переносится на следующий за ним первый рабочий день. Организации публикуют бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения, если это предусмотрено законодательством России. Публикация производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, в газетах, журналах либо путем распространения среди пользователей брошюр, буклетов и других изданий. Организации, включая дочерние и зависимые общества (если таковые имеются), составляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, устанавливаемом Минфином РФ, которая подписывается руководителем и главным бухгалтером.
Важнейшей отличительной чертой бухгалтерской отчетности является строгая иерархическая система обобщения учетных данных. На самом нижнем уровне — первичные документы с имеющимся в них множеством натуральных и стоимостных показателей. Бухгалтерскими методами эти показатели собираются на счетах аналитического учета, с последующим обобщением на счетах синтетического учета. Отчетность составляется на основе бухгалтерской информации, формируемой с помощью единой системы текущего учета на бухгалтерских счетах. На всех стадиях обработки поступающей информации, бухгалтер составляет отчеты в заинтересованные инстанции. В налоговые и контрольно-ревизионные органы, внебюджетные фонды, статистические управления и т.п. организации составляют отчетность по формам и инструкциям, утвержденным МФ РФ и Госкомстатом РФ. Основными нормативными документами является Приказ МФ РФ от 06.07.99 №43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ (ПБУ 4/99).–PAGE_BREAK–
В приказе в частности отмечается, что бухгалтерская отчетность — это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период Бухгалтерская отчетность состоит из образующих единое целое взаимосвязанных бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности.
Наивысшим уровнем обобщения бухгалтерских данных является баланс с сопутствующими ему формами отчетности, в которых синтезированы показатели нижнего уровня.
Отчетность представляет собой метод бухгалтерского учета, обобщающий систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной, полной и своевременной. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Чтобы отчетность была достоверной и обеспечивала получение реальных показателей для оценки деятельности предприятий, она должна удовлетворять ряду требований:
отражать полноту в учете за отчетный период (с 1 января до последнего числа отчетного периода) всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации денежных средств, основных средств (фондов), материальных ценностей, расчетов и других статей баланса;
основываться на единой методологии, установленной Минфином и Госкомстатом РФ;
составляться по единым формам бухгалтерской отчетности, установленным для всех организаций данной отрасли;
своевременно предоставляться соответствующим органам;
иметь ясность и гласность;
обрабатываться при помощи средств автоматизации и механизации.
Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином и Госкомстатом РФ. Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации [1, с.132-135].
1.2 Бухгалтерский баланс, его структура и содержание
Имущество организации и ее обязательства непрерывно участвуют в сфере производства. Чтобы определить величину всего имущества и обязательств, дать им экономическую оценку за отчетный период, а также оперативно руководить организацией, управлять финансово-хозяйственной деятельностью, необходимо располагать обобщенными данными о ее имуществе и обязательствах. Такое обобщение достигается в процессе составления бухгалтерского баланса. Существуют различные виды бухгалтерских балансов:
периодический (месячный, квартальный);
годовой;
вступительный — составляется при создании новой или при преобразовании ранее действующей организации;
соединительный — составляют при объединении нескольких организаций в одно юридическое лицо;
разделительный — составляется, когда из одной организации выделяется несколько самостоятельных организаций;
санируемый — составляется при приближении организации к банкротству;
ликвидационный — составляется с начала ликвидационного периода;
сводный — составляется путем объединения отдельных заключительных балансов организации; в основном им пользуются министерства, ведомства и концерны;
сводно-консолидируемый — составляется путем объединения балансов юридически самостоятельных организаций, взаимосвязанных между собой экономически; такими балансами пользуются холдинговые компании (владеющие контрольными пакетами акций других компаний), головные организации во взаимоотношениях со своими дочерними и зависимыми обществами;
баланс-брутто — бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи (02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов»);
баланс-нетто — бухгалтерский баланс без регулирующих статей.
Бухгалтерский баланс — важнейший источник информации о финансовом положении организации за отчетный период. Он позволяет определить состав и структуру имущества организации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток). Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров и другие заинтересованные стороны, связанные с управлением имуществом, с состоянием организации, показывает, чем владеет собственник, т.е. каков в количественном и качественном отношении запас материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании этого запаса. По бухгалтерскому балансу можно определить, сумеет ли организация в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами или ей угрожают финансовые затруднения. Разумеется, бухгалтерский баланс не в состоянии охватить весь объем информации о деятельности организации, поэтому недостающая часть информации представляется в других формах отчетности. Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми инспекциями, кредитными учреждениями, органами статистики и другими пользователями.
Бухгалтерский баланс, составленный на определенную дату, являясь источником информации, представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования (собственные и заемные обязательства), выраженный в денежной оценке. Состоит из двух частей — актива и пассива.
По своему строению баланс имеет вид двухсторонней таблицы, в левой части которой отражается предметный состав, размещение и использование имущества организации; она называется активом баланса. Актив признается в бухгалтерском балансе тогда, когда в будущем вероятно получение организацией экономических выгод от этого актива и когда стоимость измерена с достаточной степенью надежности.
Правая часть называется пассивом баланса и показывает величину средств, вложенных в хозяйственную деятельность организации, форму его участия в создании имущества. Эта величина рассматривается как обязательства за полученные ценности или ресурсы. Обязательства признаются в бухгалтерском балансе тогда, когда в результате исполнения соответствующего требования существует вероятность оттока хозяйственных средств, способного принести организации экономические выгоды, и когда величина этих выгод может быть измерена с достаточной степенью надежности. В свою очередь, обязательства группируются:
по собственникам за счет первоначального взноса в уставный капитал и за счет последующего отчисления от прибыли в собственный капитал;
сторонним юридическим и физическим лицам в результате получения заемных средств (привлеченный капитал) — кредитов, займов и кредиторской задолженности.
Каждый отдельный вид имущества в активе и пассиве называется статьей баланса. Так, в активе размещены статьи: основные средства (01), материалы (10), касса (50), расчетные счета (51), валютные счета (52), основное производство (20), полуфабрикаты собственного производства (21) и т.д., а в пассиве — уставный капитал (80), резервный капитал (82), долгосрочные кредиты и займы (67), расчеты с персоналом по оплате труда (70) и др.
Итоги актива и пассива должны быть абсолютно равны, так как обе части баланса показывают одно и тоже имущество, но сгруппированное по разным признакам: в активе — по вещественному составу и его функциональной роли, т.е. в чем оно размещено (основные средства, нематериальные активы, оборудование, капитальные вложения, материалы, готовая продукция, денежные средства и т.д.) и какую функцию оно выполняет в организации; в пассиве — по источникам образования имущества, т.е. от кого и сколько получено средств: от учредителей, от своей организации в виде капитала и прибыли, из бюджета, кредиты от банков и займы от других организаций, от поставщиков и т.д. Таким образом, каждый вид имущества поступает в организацию за счет какого-то источника. Поэтому общая сумма имущества по составу и размещению (актив баланса) обязательно равняется общей сумме источников имущества (пассиву баланса). Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой бухгалтерского баланса. Такое балансовое уравнение можно выразить так:
Активы (экономические ресурсы) =
= Финансовые обязательства (привлеченный капитал) + Собственный капитал
В представленной форме экономические ресурсы рассматриваются как активы, которые отражают общую стоимость имущества организации в наличии и обороте. Финансовые обязательства (привлеченный капитал), предполагающие потенциальное уменьшение фондов, показывают размер финансирования активов организации юридическими и физическими лицами, т.е. величину его кредиторской задолженности. Собственный капитал характеризует стоимость вложений, сделанных в организацию ее владельцами; иногда его называют остаточным капиталом, так как он представляет собой средства, которые остаются, если собственник выплатит все пассивы. В этом случае балансовое уравнение принимает вид:
Собственный капитал = Активы — Финансовые (внешние) обязательства
Из приведенного уравнения следует, что кредиторы имеют преимущественное право на удовлетворение своих финансовых требований по сравнению с собственниками организации. В то же время уравнение показывает величину активов организации и степень участия кредиторов и владельцев организации в формировании капитала (собственного и привлеченного). От этого соотношения зависят финансовая устойчивость и финансовый результат организации.
При составлении баланса следует исходить из требований:
правдивости баланса — все показатели должны быть подтверждены соответствующими документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией;
реальности баланса, т.е. оценка его статей соответствует действительности;
единства баланса — построение баланса осуществляется на единых принципах учета и оценки;
преемственности баланса — каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего;
ясности баланса — баланс должен быть представлен в форме, доступной для понимания внутренними и внешними пользователям информации [1, с.50-52].
Согласно законодательным документам все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и являющиеся юридическими лицами, независимо от форм собственности (включая организации с иностранными инвестициями) составляют бухгалтерский баланс по единой форме. Статьи баланса заполняются на основании данных Главной книги ряд статей баланса составляется с привлечением данных аналитического учета (ведомостей, журналов-ордеров или иных аналогичных по назначению регистров). Счета, отражающие состояние расчетов, показываются в балансе в развернутом виде: дебетовое сальдо по субсчетам представлено в активе, а кредитовое — в пассиве. Все статьи баланса отражаются на начало и на конец отчетного периода.
Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив, каждый из которых состоит из разделов.
Актив баланса включает следующие разделы:
Внеоборотные активы — охватывает нематериальные активы, основные средства, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения, доходные вложения в материальные ценности. Объединение их в одном разделе обусловлено принадлежностью к наименее мобильным (внеоборотным) активам.
Оборотные активы — содержит сведения об остатках запасов, призванных обслуживать процессы производства и обращения, затратах в незавершенное производство, а также готовую продукцию и товары. Ведущее место занимают материальные ресурсы, учитываемые на счете 10 «Материалы» (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо, тара и тарные материалы, запасные части и др.). Кроме того, в этом разделе отражаются статьи, характеризующие величину налога на добавленную стоимость по приобретенные ценностям, состояние дебиторской задолженности организации, ее кратко срочные финансовые вложения в ценности организации, ее краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги и прочие доходные активы, также наличие денежных средств на счетах в банках и других оборотных активов. Наибольший удельный вес здесь составляют денежные средства и дебиторская задолженность по покупателям и заказчикам.
Пассив баланса состоит из трех разделов:
Капитал и резервы — отражает состав и структуру собственного капитала, включающего различные по своему экономическому содержанию принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов организации: уставный капитал, резервный и добавочный капитал, не распределенная прибыль отчетного года (непокрытый убыток), резервы образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Долгосрочные обязательства — предназначен для отражения задолженности на отчетную дату по долгосрочным кредитам банков и займам, полученным от других организаций и учреждений.
Краткосрочные обязательства — содержит информацию о состоянии расчетов по краткосрочным кредитам банков и займам, а также о наличии кредиторской задолженности и о прочих краткосрочных пассивах. Сюда относятся также статьи 98 «Доходы будущих периодов» и 96 «Резервы предстоящих расходов».
Схема стандартного баланса для российских организаций представлена в таблице 1 практической части курсовой работы. По этой схеме согласно приказу Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н составляется промежуточный и годовой бухгалтерский баланс.
Возникающие в процессе деятельности организации многочисленные хозяйственные операции не нарушают равенства итогов актива и пассива, в то время как суммы в разрезе отдельных статей и итоги баланса могут меняться. Это объясняется тем, что каждая операция затрагивает две статьи баланса, а именно: размер состава имущества или величину источников его образования. При этом они могут находиться одновременно как в активе, так и в пассиве. В зависимости от характера изменений статей баланса хозяйственные операции можно разделить на четыре типа.
Первый тип характеризуется изменением статей актива при неизменной валюте баланса (плюс актив и минус актив на одинаковую сумму).
Второй тип характеризуется изменением статей пассива при неизменной валюте баланса (плюс пассив и минус пассив на равную сумму).
Третий тип вызывает изменения в статьях актива и пассива в сторону увеличения при равенстве валюты баланса (плюс актив и плюс пассив на одинаковую сумму).
Четвертый тип вызывает изменения в статьях актива и пассива в сторону уменьшения при равенстве валюты баланса (минус актив и минус пассив на равную сумму).
Порядок группировки имущества и обязательств организации по составу и размещению, по источникам формирования и типовые изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций представлены в таблицах 2, 3, 4, 5 и 6 практической части курсовой работы [1, с.52-55]. продолжение
–PAGE_BREAK–
1.3 Отчет о прибылях и убытках
Основное назначение отчета о прибылях и убытках (ф. № 2) заключается в характеристике финансовых результатов деятельности организации за отчетный период. В отчете представлен состав таких показателей, как:
валовая прибыль;
прибыль (убыток) от продаж;
прибыль (убыток) до налогообложения;
чистая прибыль (убыток) отчетного периода.
Отчет о прибылях и убытках состоит из двух разделов:
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности.
II. Прочие доходы и расходы.
В каждом разделе приводится информация по показателям за отчетный и за аналогичный период предыдущего года.
В отчете (ф. № 2) дается информация по следующим показателям по разделам.
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей).
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.
3. Валовая прибыль (1-2).
4. Коммерческие расходы.
5. Управленческие расходы.
6. Прибыль (убыток) от продаж (3-4-5).
II. Прочие доходы и расходы
7. Проценты к получению.
8. Проценты к уплате.
9. Доходы от участия в других организациях.
10. Прочие операционные доходы.
11. Прочие операционные расходы.
12. Внереализационные доходы.
13. Внереализационные расходы.
14. Прибыль (убыток) до налогообложения (6+7-8+9+10-11+12-13).
15. Отложенные налоговые активы.
16. Отложенные налоговые обязательства.
17. Текущий налог на прибыль (14 + 19 + 15 — 16) х 24%.
18. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (14+15-16-17) справочно.
19. Постоянные налоговые обязательства (активы).
20. Базовая прибыль (убыток) на акцию.
21. Разводненная прибыль (убыток) на акцию.
В отчете (ф. № 2) в специальной таблице дается расшифровка отдельных прибылей и убытков по показателям.
Содержание отчета рассматривается по отдельным показателям.
По показателю «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей» отражают выручку от продажи готовой продукции, товаров, работ, услуг, учитываемую на счете 90 «Продажи», для выявления финансовых результатов от продажи.
По показателю «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражаются фактические затраты, связанные с производством продукции, услуг без учета коммерческих и управленческих расходов.
Показатель «Валовая прибыль» отражает разницу между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
По показателю «Коммерческие расходы» отражаются:
по производственным организациям — расходы по продаже продукции, учтенные на счете 44 «Расходы на продажу» и относящиеся к проданной продукции, работам и услугам (Д-т сч.90 К-т сч.44);
по торговым, снабженческо-сбытовым и иным посредническим организациям — расходы на продажу (издержки обращения), учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу и приходящиеся на проданные товары» (Д-т сч.90 К-т сч.44).
По показателю «Управленческие расходы» производят записи те организации, которые в соответствии с принятой учетной политикой суммы, отраженные по счету 26 «Общехозяйственные расходы», списывают на счет 90 (Д-т сч.90 К-т сч.26). По торговым, снабженческо-сбытовым организациям данная статья не заполняется.
Показатель «Прибыль (убыток) от продаж» отражает разницу между выручкой от продажи товаров, продукции, работ и услуг и суммой себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.
Показатели «Проценты к получению» и «Проценты к уплате» охватывают:
суммы причитающихся (подлежащих) в соответствии с договорами к получению (уплате) дивидендов (процентов) по облигациям, депозитам и т.п., учитываемые на счете 91 «Прочие доходы и расходы»;
суммы, причитающиеся от кредитных организаций за пользование остатками средств, находящихся на счетах организации;
суммы процентов к уплате за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов) и т.д.;
Показатель «Доходы от участия в других организациях» отражает доходы, подлежащие к получению:
ценные бумаги, вложенные в другие организации;
от участия в совместной деятельности без образования юридического лица (по договору простого товарищества) и др.
Показатели «Прочие операционные доходы» и «Прочие операционные расходы» фиксируют движение имущества организации. Сюда относятся: продажа (выбытие) основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей и прочего имущества; предоставление за плату во временное пользование внеоборотных активов организации; участие в уставных капиталах других организаций (вместе с процентами и иными доходами и расходами по ценным бумагам), включая и совместную деятельность по договору простого товарищества и др. (ПБУ 9/99 и 10/99).
Доходы и расходы по указанным операциям показываются отдельно, т.е. не сальдируются. Данные по операционным доходам показываются за минусом сумм налога на добавленную стоимость и других обязательных платежей.
Показатели «Внереализационные доходы» и «Внереализационные расходы» формируются нарастающим итогом с начала года. Внереализационные доходы включают: полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; суммы дооценки активов и др. (ПБУ 9/99).
Внереализационные расходы охватывают: уплаченные штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов не реальных для взыскания; курсовые разницы; суммы уценки активов и др. (ПБУ 10/99).
Показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения» характеризует прибыль (убыток) от продаж плюс проценты к получению, минус проценты к уплате, плюс доходы от участия в других организациях, плюс и минус прочие операционные доходы и расходы, плюс и минус внереализационные доходы и расходы.
В соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» этот показатель определен по правилам бухгалтерского учета и является условным расходом по налогу на прибыль (Д-т сч.99 К-т сч.68).
Показатель «Отложенные налоговые активы» — это часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога организации, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или последующих отчетных периодах (переплата бюджету).
Учет ведется на счете 09 «Отложенные налоговые активы». По дебету отражаются начисленные налоговые активы, которые увеличивают условный расход (доход) отчетного периода (Д-т сч.09 К-т сч.68). По кредиту — уменьшение или полное погашение отложенных налоговых активов в счет уменьшения условного расхода (дохода) отчетного периода (Д-т сч.68 К-т сч.09).
Показатель «Отложенные налоговые обязательства» — часть отложенного налога на прибыль, которая приводит к увеличению налога организации, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или последующем периодах (недоплаты бюджету). Учет ведется на счете 77 «Отложенные налоговые обязательства».
По кредиту отражается отложенный налог, уменьшающий величину условного расхода (дохода) отчетного периода (Д-т сч.68 К-т сч.77).
По дебету — уменьшение или полное погашение отложенных налоговых обязательств в счет начислений налога на прибыль отчетного года (Д-т сч.77 К-т сч.68).
Показатель «Текущий налог на прибыль». Это налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода по налогу на прибыль, скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (плюс), отложенного налогового актива (плюс) и отложенного налогового обязательства (минус) отчетного периода.
Размер текущего налога на прибыль, сформированного в системе бухгалтерского учета и подлежащего уплате в бюджет, отраженный в форме № 2 и налоговой декларации по налогу на прибыль, определяется путем умножения скорректированной прибыли для целей налогообложения на ставку налога на прибыль (24%).
Согласно приказу Минфина РФ от 7 мая 2003 г. № 38н суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли учитываются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (Д-т сч.99 К-т сч.68).
Показатель «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» определяют так: к прибыли (убытку) до налогообложения прибавляют отложенные налоговые активы и вычитают отложенные налоговые обязательства и текущий налог на прибыль.
Списание с бухгалтерского баланса убытка отчетного года отражается за счет средств резервного капитала (Д-т сч.82 К-т сч.84), доведения величины уставного капитала до величины чистых активов (Д-т сч.80 К-т сч.84) 1, погашения убытка простого товарищества за счет целевых взносов его участников (Д-т сч.75 К-т сч.84).
Показатель «Постоянные налоговые обязательства» — это доходы (расходы), которые формируют бухгалтерскую прибыль (убыток), но никогда не учитываются, а исключаются при расчете налогооблагаемой прибыли и проводят к увеличению платежей организации по налогу на прибыль в отчетном периоде.
В бухгалтерском учете постоянные налоговые обязательства отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Постоянное налоговое обязательство» (Д-т сч.99 К-т сч.68) [1, с.135-137].
1.4 Содержание бухгалтерских отчетов (формы 3, 4, 5,6) и пояснительной записки
В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, обеспечивая пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы им для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений ее финансового состояния. Все существенные отступления в деятельности организации и их влияние на результаты этой деятельности должны быть раскрыты в пояснениях к отчетности.
Пояснения представляют собой отдельные формы бухгалтерской отчетности (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и др.) и пояснительную записку.
Отчет об изменениях капитала (ф. № 3)
Этот отчет состоит из двух разделов: изменений капитала и резервы.
Первый раздел показателей характеризует причины, обусловившие увеличение уставного, добавочного и резервного капиталов и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а также его уменьшение.
Первый раздел (об изменениях капитала) содержит следующие показатели за отчетный и предшествующий год:
Величина капитала на начало периода.
Увеличение капитала — всего, в том числе за счет:
дополнительного выпуска акций;
увеличения номинальной стоимости акций:
реорганизации юридического лица (слияния, присоединения);
переоценки имущества;
перерасчета иностранных валют;
доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала.
Уменьшение капитала — всего, в том числе за счет:
уменьшения номинала акций;
уменьшения количества акций;
реорганизации юридического лица (разделения, выделения);
переоценки имущества;
перерасчета иностранных валют;
расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала.
Величина капитала на конец отчетного периода.
Второй раздел (резервы) содержит следующие показатели за отчетный и предыдущий год (остаток на начало периода, поступление, использование и остаток на конец периода):
Резервы, образованные в соответствии с законодательством.
Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами.
Оценочные резервы.
Резервы предстоящих расходов.
Отчет о движении денежных средств (ф. № 4). Одним из условий финансового благополучия организации является приток денежных средств. Значительная величина денежных средств говорит о том, что реально организация терпит убытки, связанные с инфляцией и обесцениванием денег, а также с упущенной возможностью их выгодного использования.
Назначение отчета о движении денежных средств — обеспечение пользователей финансовой отчетности информацией о поступлении и выплате денежных средств организации за определенный период. Он позволит оценить платежеспособность организации, его возможность выплачивать кредиты, займы, дивиденды, заработную плату и другие платежи, его потребность в дополнительном финансировании, связывать показатель чистой прибыли с поступлениями и выплатами денежных средств и, наконец, выяснить, откуда деньги поступили и куда они направлены.
При составлении отчета о движении денежных средств используется информация о денежных средствах со счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках».
В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду, а затем данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Банка России на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих строк формы.
Отчет о движении денежных средств содержит следующие показатели за отчетный и предшествующий годы:
Остаток денежных средств начало отчетного года.
Движение денежных средств по текущей деятельности. продолжение
–PAGE_BREAK–
Поступило денежных средств — всего, в том числе:
от покупателей;
прочих доходов.
Направлено денежных средств — всего в том числе:
на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов;
оплату труда;
выплату дивидендов, процентов;
расчеты по налогам и сборам;
прочие расходы.
Чистые денежные средства от текущей деятельности.
Движение денежных средств по инвестиционной деятельности.
Поступило денежных средств — всего, в том числе:
от выручки от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов;
выручки от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений;
полученных дивидендов;
полученных процентов;
поступлений от погашения займов, предоставленных другим организациям;
прочих поступлений.
Направлено денежных средств — всего, в том числе:
на приобретение дочерних организаций;
приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов;
приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений;
займы, предоставленные другим организациям;
прочие расходы.
Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности.
Движение денежных средств по финансовой деятельности.
Поступления денежных средств — всего, в том числе:
от эмиссии акций или иных долевых бумаг;
займов и кредитов, предоставленных другими организациями;
прочих поступлений.
Использованы денежные средства:
на погашение займов и кредитов (без процентов);
погашение обязательств по финансовой аренде;
другие цели.
Чистые денежные средства от финансовой деятельности.
Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов.
Остаток денежных средств на конец отчетного периода.
Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю.
В отчете отражается движение денежных средств в целом по организации и видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.
Под текущей деятельностью понимается деятельность организации, направленная на получение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая получение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.
Инвестиционная деятельность организации связана с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.).
Финансовая деятельность организации направлена на изменения величины и состава собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другим организациям займов, погашение заемных средств и т.п.).
Отчет о целевом использовании полученных средств (ф. № 6). В отчете представлена информация за отчетный и предыдущий годы по показателям:
остаток средств на начало отчетного года;
поступления средств по видам (вступительные, членские и добровольные взносы, доходы от предпринимательской деятельности и пр);
использование средств всего и по их видам.
На целевые мероприятия — социальная и благотворительная помощь, проведение конференций, совещаний, семинаров и другие мероприятия.
Расходы на содержание аппарата управления:
на оплату труда, служебные командировки и деловые поездки, содержание помещений, зданий автомобильного транспорта и иного имущества.
На приобретение основных средств, инвентаря и прочего имущества.
Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью.
Остаток средств на конец отчетного года.
Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) предназначено для раскрытия и пояснения отдельных показателей, приведенных в бухгалтерском балансе. Оно состоит из 10 разделов.
В разделе «Нематериальные активы» приводится состав нематериальных активов на начало и конец отчетного года, поступления и выбытия.
Отдельно отражаются данные о начисленной сумме амортизации, по которым производится погашение стоимости.
В разделе «Основные средства» отражается состав основных средств на начало и конец отчетного периода, поступления и выбытия. Даются данные на начало и конец отчетного периода по показателям:
амортизация основных средств;
передано в аренду объектов основных средств;
переведено объектов основных средств на консервацию;
получено объектов основных средств в аренду;
объекты недвижимости, принятые в эксплуатацию и находящиеся в процессе государственной регистрации;
результат от переоценки основных средств;
изменение стоимости объектов основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации.
В разделе «Доходные вложения в материальные ценности» приводятся показатели по составу на начало и конец периода, поступления и выбытия, а также данные по начисленной сумме амортизации доходных вложений в материальные ценности на начало и конец периода.
В разделе «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» приводятся виды работ на начало и конец отчетного года, поступления и списания. Даются сведения о суммах расходов по незаконченным и не давшим положительных результатов за отчетный и аналогичный период предыдущего года.
В разделе «Расходы на освоение природных ресурсов» приводятся данные в целом и в том числе по отдельным показателям на начало и конец отчетного периода, поступления и списания.
Здесь же даются сведения о суммах расходов по участкам недр, по незаконченным поискам, оценки месторождений, разведки и гидрогеологических изысканий, а также на освоение природных ресурсов, отнесенных в отчетном периоде на внереализационные расходы как безрезультатные.
В разделе «Финансовые вложения» приведены суммы остатков на начало и конец отчетного периода по видам долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
Даются сведения по финансовым вложениям, имеющим текущую рыночную стоимость, изменению стоимости в результате корректировки оценки, а также по долговым ценным бумагам, разнице между первоначальной и номинальной стоимостью, отнесенной на финансовый результат отчетного года.
В разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» отражены данные о дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе краткосрочная и долгосрочная по ее отдельным видам. Все это дается на начало и конец периода.
В разделе «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)» отражены затраты в целом и по отдельным элементам по правилам бухгалтерского учета за отчетный и предыдущий годы. Даются сведения об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов.
В разделе «Обеспечения» указаны суммы остатков на начало и конец периода по показателям: имущество полученное, находящееся в залоге, выданное и переданное в залог.
В разделе «Государственная помощь» приводятся данные за отчетный и аналогичный период предыдущего года, полученные бюджетные средства и бюджетные кредиты [1, с.137-141].
Пояснительная записка к отчету
В состав бухгалтерской отчетности фирм помимо утвержденных форм входит Пояснительная записка. Этого требует статья 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Этот документ вправе не составлять следующие группы организаций:
субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить обязательную аудиторскую проверку;
общественные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, т.е. все те, кто не имеют оборотов по продаже продукции (работ, услуг), хотя обороты по продаже имущества они иметь могут.
Форма Пояснительной записки не утверждена Минфином. Каждая организация самостоятельно определяет объем информации и порядок ее подачи — в виде текста, таблиц, схем, диаграмм.
Вся информация Пояснительной записки может быть сгруппирована в три раздела, названия которых могут быть примерно следующими: общая информация, дополнительная финансовая информация, аналитическая часть.
Первый раздел должен включать сведения об организации, а именно:
точное название организации;
сведения об организационно-правовой форме и учредителях;
юридический адрес;
фактический адрес;
данные об основных видах деятельности;
информацию о среднегодовой численности сотрудников;
состав (фамилии и должности) членов исполнительного и контрольного органов.
Пример оформления первого раздела пояснительной записки приведен в практической части курсовой работы (пункт 2.5).
Кроме того, в Пояснительной записке указываются следующие данные:
дата госрегистрации и государственный регистрационный номер;
информация о реестродержателе;
количество акционеров в реестре;
сведения о наиболее крупных акционерах, их доле в уставном капитале;
сведения о структуре управления;
сведения о наличии филиалов и других обособленных подразделениях и месте их нахождения. Целесообразно указать виды их деятельности.
Характеризуя деятельность фирмы по видам, рекомендуем привести сведения:
об ассортименте и объемах производимой продукции за 2005 и предшествующие годы;
о планах расширения или изменения отраслевой и видовой структуры деятельности фирмы.
Пример оформления структуры продаж приведен в практической части курсовой работы (таблица 9)
Фирма может раскрыть способы ведения бухгалтерского учета, которые существенно влияют на оценку имущества и обязательств, а также на принятие решений заинтересованными пользователями отчетности. А именно:
способы начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов;
способы оценки материально-производственных запасов;
способы оценки незавершенного производства;
момент признания выручки, а, следовательно, доходов от продажи, и финансовые результаты.
Кроме того, в этом разделе Записки указываются изменения в учетной политике, которые предусмотрены на 2006 год, если эти изменения могут оказать существенное влияние на финансовое положение фирмы.
Информация об учетной политике должна содержать причины изменения отдельных ее элементов и примерную денежную оценку их последствий. Кроме того, надо указать, были ли скорректированы изменения остатков имущества и обязательств по состоянию на начало 2005 года или их объемы за предшествующий период, если изменение учетной политики действовало в отчетном году. Пример приведен практической части курсовой работы (пункт 2.5)
Второй раздел включает информацию об основных средствах:
о способах оценки основных средств, полученных в порядке бартерной сделки (по действующему положению принятые виды имущества оценивают по стоимости имущества, отпущенного и отгруженного в обмен);
о способах начисления амортизации (по отдельным группам можно начислять амортизацию разными способами, выбирая из 4-х возможных);
проценты износа и обновления основных средств (по каждой основной группе).
Однако если организация не составляет форму № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», то сведения об объектах основных средств должны быть полнее. Надо также представить следующую информацию:
остатки основных средств на начало и конец 2005 года по первоначальной (восстановительной стоимости), их движение в разрезе основных групп, сумму амортизации на начало и конец 2005 года;
аналогичные сведения приводятся и о нематериальных активах;
сведения о материально-производственных запасах, их движении за отчетный период и оценке основных групп (учетная стоимость, продажная и т.д.);
о наличии и изменении объемов задолженности по кредитам и займам, особенно в отношении наиболее крупных. При этом надо указать сроки погашения, величину средневзвешенных процентов, т.е. ставок, которые используются для налогового учета;
результаты анализа состояния расчетно-платежной дисциплины; информацию о своевременности уплаты налогов и сборов, сведения о штрафных санкциях, неисполнении или несвоевременном исполнении обязательств по налогам и сборам;
о структуре и динамике дебиторской и кредиторской задолженностей;
О событиях после отчетной даты, независимо от характера их последствий. При этом надо дать их краткое описание и оценку. Если оценить эти события невозможно, то в Пояснительной записке указывают это.
Об условных фактах хозяйственной деятельности. Согласно ПБУ 8/98 это факты, произошедшие на отчетную дату, но вероятность их повторного возникновения в будущем и возможные последствия, предсказать заранее сложно.
Согласно ПБУ 7/98 событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации. Важно, чтобы он произошел в период между отчетной датой (31 декабря) и датой подписания бухгалтерской отчетности за 2005 год.
К событиям после отчётной даты относятся:
события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;
события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность.
К условным фактам относятся:
незавершенные на отчетную дату судебные разбирательства, в которых организация выступает истцом или ответчиком. Причем решения, по ним могут быть приняты лишь в последующие отчетные периоды; продолжение
–PAGE_BREAK–
неразрешенные на 31 декабря 2005 года разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты платежей в бюджет;
выданные до отчетной даты гарантии, поручительства и другие виды обеспечения обязательств в пользу третьих лиц, сроки исполнения по которым не наступили;
учтенные (дисконтированные) до 31 декабря векселя, срок платежа по которым еще не наступил, и другие аналогичные факты.
Не относятся к условным фактам снижение или увеличение стоимости материально-производственных запасов и финансовых вложений, а также расходы, которые признаются в бухгалтерском учете при получении от поставщика платежных документов (например, по оказываемым коммунальным услугам, услугам телефонной связи и т.п.).
Все существенные последствия условных фактов подлежат отражению в бухгалтерской отчетности независимо от того, являются ли они благоприятными или неблагоприятными для фирмы. Существенность события определяется компанией самостоятельно в соответствии со следующим принципом: если без знания о событии пользователи бухгалтерской отчетности не смогут достоверно оценить финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности фирмы, то оно является существенным.
Также необходимо указать информацию об освоении государственной помощи — сведения о государственной помощи, в том числе классификацию по видам:
на приобретение и строительство внеоборотных активов;
под оборотные активы;
об аффилированных лицах (здесь обычно указывают наименование организаций или фамилии физических лиц, которые существенно влияют на показатели хозяйственной деятельности, и виды операций, совершенных под их влиянием);
Считается, что фирма контролирует другую компанию, если она имеет право:
распоряжаться (непосредственно или через принадлежащие ей дочерние общества) более чем 50 процентами ее голосующих акций или уставного капитала;
распоряжаться (непосредственно или через принадлежащие ей дочерние общества) более чем 20 процентами ее голосующих акций или уставного капитала и принимать те или иные решения в данной организации.
Согласно пункту 5 ПБУ 11/2000 операциями с аффилированными лицами признаются:
приобретение и продажа товаров, работ, услуг;
приобретение и продажа основных средств и других активов;
аренда имущества и предоставление имущества в аренду;
передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
финансовые операции, включая предоставление займов и участие в уставных (складочных) капиталах других организаций;
предоставление и получение гарантий и залогов и другие операции.
В третий раздел Пояснительной записки рекомендуется включить аналитические показатели. Подробнее следует остановиться на оборотах по продаже товаров (выручка-брутто); сведениях о деловой активности организации; оценке рентабельности фирмы, в том числе по отдельным видам деятельности (в целях принятия управленческих решений о расширении объемов наиболее рентабельных видов деятельности). Также надо произвести оценку ликвидности и финансовой устойчивости компании, в том числе привести данные о стоимости чистых активов, если не составляется форма № 3 «Отчет об изменениях капитала».
Кроме того, следует привести основные показатели анализа отчетности фирмы и порядок их расчета. Поскольку законодательство не устанавливает единый порядок расчета таких данных, то целесообразно указать методику их исчисления именно в вашей организации.
Рекомендуем вам представить следующую информацию:
показатели ликвидности (текущей ликвидности, абсолютной ликвидности, коэффициент «критической оценки»);
рентабельность (рентабельность затрат, активов, собственного капитала, экономическая рентабельность, чистая рентабельность)
показатели финансовой устойчивости (соотношение заемного и собственного капиталов, коэффициент обеспеченности собственными средствами, долю оборотных средств в активах) [17].
2. Составления бухгалтерской отчетности на примере условной организации
2.1 Типовые изменения бухгалтерского баланса под влиянием хозяйственных операций
Таблица 1
Приложение
к приказу Минфина РФ
от 22 июля 2003 г. № 67н
Бухгалтерский баланс
на 1 апреля 2005 г.
КОДЫ
0710001
01
04
06
384/385 Форма № 1 по ОКУД
Дата (год, месяц, число)
Организация _ОАО «Лира»____________ по ОКПО
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН
Вид деятельности ____________________ по ОКВЭД
Организационно — правовая форма / форма собственности __________________________________ по ОКОПФ/ОКФС
Единица измерения: тыс. руб. __________________ по ОКЕИ
Местонахождение (адрес) ____________________________________ _________________________________________________________________
Дата утверждения
Дата отправки (принятия)
Актив
Код строки
На начало отчетного периода
На конец отчетного периода
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы
110
688770
678292
Основные средства
120
7349010
12406661
Незавершенное строительство
130
789264
789264
Доходные вложения в материальные ценности
135
Долгосрочные финансовые вложения
140
465000
465000
Отложенные налоговые активы
145
Прочие внеоборотные активы
150
Итого по разделу I
190
9292044
14339217
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
210
3191988
3135950
в том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности
211
799968
421687
животные на выращивании и откорме
212
затраты в незавершенном производстве продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
Кредиторская задолженность
620
2491428
2618530
в том числе: поставщики и подрядчики
621
515652
515652
задолженность перед персоналом организации
622
864636
358932
задолженность перед государственными и внебюджетными фондами
623
276540
–
задолженность по налогам и сборам
624
504204
–
прочие кредиторы
625
330396
1743946
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов
630
Доходы будущих периодов
640
90960
90960
Резервы предстоящих расходов
650
91956
103956
Прочие краткосрочные обязательства
660
Итого по разделу V
690
4591704
4898806
БАЛАНС
700
23767056
24076065
СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
Арендованные основные средства
910
в том числе по лизингу
911
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение
920
Товары, принятые на комиссию
930
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов
940
Обеспечения обязательств и платежей полученные
950
Обеспечения обязательств и платежей выданные
960
Износ жилищного фонда
970
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов
980
Нематериальные активы, полученные в пользование
990
Руководитель
Главный бухгалтер
(подпись) (расшифровка подписи)
(подпись) (расшифровка подписи)
“___” _____________ 20___ г.
[1, с.55-56]
Примеры типового изменения баланса под влиянием хозяйственных операций
Пример первого типа хозяйственных операций, характеризующихся изменением статей актива при неизменной валюте баланса (плюс актив и минус актив на одинаковую сумму).
Для выдачи заработной платы персоналу организации с расчетного счета в кассу поступили наличные деньги в сумме 8000 тыс. руб. При проведении этой операции будут затронуты две статьи актива баланса — «Расчетные счета» (51) и «Касса» (50). По счету «Касса» сумма увеличивается, а по счету «Расчетные счета» уменьшается на равную величину. В результате хозяйственной операции будет сделана запись:
Д-т сч.51 «Касса» — 8000 тыс. руб.
К-т сч.51 «Расчетные счета» — 8000 тыс. руб.
Пример второго типа характеризующегося изменением статей пассива при неизменной валюте баланса (плюс пассив и минус пассив на равную сумму).
На основании протокола собрания учредителей часть чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении организации в сумме 4000 тыс. руб., направляется на увеличение резервного капитала. Согласно этой операции затрагиваются две статьи пассива в третьем разделе баланса — «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (84) в сторону уменьшения и «Резервный капитал» (82) в сторону увеличения. В результате проводка будет иметь следующий вид:
Д-т сч.84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — 4000 тыс. руб.
К-т сч.82 «Резервный капитал» — 4000 тыс. руб.
Пример третьего типа вызывающего изменения в статьях актива и пассива в сторону увеличения при равенстве валюты баланса (плюс актив и плюс пассив на одинаковую сумму). продолжение
–PAGE_BREAK–
От поставщиков получены и оприходованы на склад организации материалы на сумму 10000 тыс. руб., в результате увеличились статьи актива баланса «Материалы» (10) и пассива баланса «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (60); валюта баланса также увеличилась на эту сумму. Бухгалтерская проводка будет иметь вид:
Д-т сч.10 «Материалы» — 10000 тыс. руб.
К-т сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 10000 тыс. руб.
Четвертый тип вызывает изменения в статьях актива и пассива в сторону уменьшения при равенстве валюты баланса (минус актив и минус пассив на равную сумму).
Пример. Выдана из кассы заработная плата персоналу организации в сумме 8000 тыс. руб. В результате этой хозяйственной операции статья актива баланса «Касса» (50) и статья баланса «расчеты с персоналом по оплате труда» (70) уменьшаются. Валюта баланса также уменьшится на сумму хозяйственной операции. По счетам будут осуществлены следующие записи:
Д-т сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 8000 тыс. руб.
К-т сч.50 «Касса» — 8000 тыс. руб.
Порядок группировки имущества и обязательств организации по составу и размещению, по источникам формирования и типовые изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций представлены в таблицах 2, 3, 4, 5 и 6 [1, с 56-57].
Таблица 2
Имущество организации на 1 марта 2005 г.
№п/п
Имущество организации по составу и размещению и по источникам образования
Сумма, тыс. руб.
1
Топливо
300
2
Запасные части
900
3
Здания заводоуправления
5120
4
Патенты
500
5
Долгосрочные финансовые вложения (инвестиции) в другие организации
800
6
Основные материалы
2000
7
Прочие дебиторы
500
8
Прочие кредиторы
400
9
Производственное оборудование в цехах
13000
10
Краткосрочные финансовые вложения в другие организации
1000
11
Уставный капитал
10400
12
Долгосрочные займы
2000
13
Транспортные средства
10000
14
Лицензии
350
15
Готовая продукция
2600
16
Затраты в незавершенное производство
1800
17
Резервный капитал
3200
18
Краткосрочные кредиты банков
5000
19
Производственный и хозяйственный инвентарь
1300
20
Товарные знаки
150
21
Тара и тарные материалы
600
22
Касса
98
23
Добавочный капитал
7400
24
Краткосрочные займы
2400
25
Вспомогательные материалы
1000
26
Задолженность бюджету по налогам и сборам
1500
27
Основные средства цехов вспомогательного производства
2100
28
Расчетные счета
2500
29
Задолженность персоналу по оплате труда
4600
30
Долгосрочные кредиты банков
3100
31
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
3300
32
Валютные счета
2000
33
Задолженность по социальному страхованию и обеспечению
950 продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
4
5
6
7
Остаток на 31 декабря года, предшествующего предыдущему
300 000
70 000
–
25 000
395 000
2001 г.
(предыдущий год) Изменения в учетной политике
Х
Х
Х
–
–
Результат от переоценки объектов основных средств
Х
–
Х
–
–
Остаток на 1 января предыдущего года
300 000
70 000
–
25 000
395 000
Результат от пересчета иностранных валют
Х
–
Х
Х
–
Чистая прибыль
Х
Х
Х
40 000
40 000
Дивиденды
Х
Х
Х
(-)
–
Отчисления в резервный фонд
Х
Х
–
–
–
Остаток на 31 декабря предыдущего года
300 000
70 000
–
65 000
435 000
2002 г.
(предыдущий год) Изменения в учетной политике
Х
Х
Х
–
–
Результат от переоценки объектов основных средств
Х
4000
Х
–
4000
Остаток на 1 января отчетного года
300 000
74 000
–
65 000
439 000
Результат от пересчета иностранных валют
Х
–
Х
Х
–
Чистая прибыль
Х
Х
Х
35 000
35 000
Дивиденды
Х
Х
Х
(-)
–
Отчисления в резервный фонд
[17]
2.4 Отчет о движении денежных средств продолжение
–PAGE_BREAK–
Пример. По состоянию на 1 января 2005 года ЗАО «Лира» имеет остатки денежных средств:
на счете 50 «Касса» — 5000 руб.;
на счете 51 «Расчетные счета» — 160 000 руб.
По строке «Остаток денежных средств на начало года» организация должна отразить сумму 165 000 руб. (5000 + 160 000).
Общая сумма выручки от продажи продукции, поступившей в кассу и на расчетный счет «Лиры» в течение 2005 года, составила 1 180 000 руб. (в том числе НДС — 180 000 руб). Кроме того, «Лира» получила авансы на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб).
По строке «Средства, полученные от покупателей и заказчиков» бухгалтер напишет 1 416 000 руб. (1 180 000 + 236 000).
В 2005 году сотрудник «Лира» вернул в кассу неиспользованный остаток суммы, ранее выданный под отчет на закупку материалов, в размере 5000 руб.
Кроме того, поступили на расчетный счет неустойки за нарушение хозяйственных договоров в сумме 60 000 руб.
Поступившие средства в размере 65 000 руб. (5000 + 60 000) отражаются по строке «Прочие доходы».
В течение 2005 года организация перечислила поставщикам сырья и материалов 472 000 руб. (в том числе НДС — 72 000 руб). Эта сумма вписывается по строке «На оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов».
Общая сумма денежных средств, выданных за год на оплату труда сотрудников, составила 300 000 руб. Эта сумма указывается по строке «На оплату труда».
Сумма налоговых платежей, перечисленных в бюджет, составила 360 000 руб. Она отражается по строке «На расчеты по налогам и сборам».
В течение 2005 года общая сумма наличных денежных средств, выданных под отчет работникам, составила 150 000 руб. Эта сумма отражается по строке «Прочие расходы».
По строке «Чистые денежные средства от текущей деятельности» указывается разница между полученными и потраченными деньгами в рамках текущей деятельности фирмы. Эта разница составит:
1 416 000 руб. + 65 000 руб. — 472 000 руб. — 300 000 руб. — 360 000 руб. — 150 000 руб. = 199 000 руб.
В отчетном году фирма продала основное средство стоимостью 60 000 руб. (в том числе НДС — 10 000 руб). Также были проданы векселя другой организации на сумму 50 000 руб. Эти средства отражаются по строкам «Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов» (60 000 руб) и «Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений» (50 000 руб).
В текущем году фирме возвращен долгосрочный заем в сумме 300 000 руб. Он вписывается по строке «Поступления от погашения займов, предоставленных другим организациям».
По строке «Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности» указывается разница между полученными и потраченными деньгами в рамках инвестиционной деятельности фирмы:
60 000 руб. + 50 000 руб. + 300 000 руб. = 410 000 руб.
В 2005 году фирма получила проценты по займу в сумме 25 000 руб. Ее следует отразить по строке «Поступления от займов и кредитов, предоставленных другим организациями».
Кроме того, фирма вернула банковский кредит в сумме 200 000 руб. Его надо указать по строке «Погашение займов и кредитов (без процентов)».
По строке «Чистые денежные средства от финансовой деятельности» в круглых скобках пишется отрицательный результат в размере 175 000 руб. (25 000 руб. — 200 000 руб).
Разница между всеми поступившими и потраченными суммами в рамках всех видов деятельности фирмы составит:
215 000 руб. + 410 000 руб. — 175 000 руб. = 450 000 руб.
Она отражается по строке «Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов».
По строке «Остаток денежных средств на конец отчетного периода» указывается сумма денег фирмы на 1 января 2006 года:
165 000 руб. + 199 000 руб. + 410 000 руб. — 175 000 руб. = 615 000 руб.
Рассмотрим как будет выглядеть заполненная форма №4.
Таблица 10
Отчет о движении денежных средств
КОДЫ
0710004
Форма № 4 по ОКУД
Дата (год, месяц, число)
Организация _ЗАО «Лира»______________ по ОКПО
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН
Вид деятельности ______________________ по ОКВЭД
Организационно — правовая форма / форма собственности ____________________________________ по ОКОПФ/ОКФС
Единица измерения: тыс. руб. __________________ по ОКЕИ
Местонахождение (адрес) __________________________________ ________________________________________________________________
Дата утверждения
Дата отправки (принятия)
Показатель
За отчетный период
Наименование
код
1
2
3
Остаток денежных средств на начало отчетного года
165
Движение денежных средств по текущей деятельности
1416
Средства, полученные от покупателей, заказчиков
–
–
Прочие доходы
65
Денежные средства, направленные:
на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов
–
(472)
на оплату труда
(300)
на выплату дивидендов, процентов
(-)
на расчеты по налогам и сборам
(360)
(-)
(-)
На прочие расходы
(150)
–
Чистые денежные средства от текущей деятельности
199
Движение денежных средств по инвестиционной деятельности
60
50
Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов
Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений
Полученные дивиденды
Получены проценты продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
100
100
100
100
100
1.12. Изменения в Учетной политике ООО «Лира» связаны с изменениями в законодательстве.
Организация торгует товарами, и транспортные расходы по их доставке на склад учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Сумма транспортных расходов списывается с этого счета пропорционально стоимости реализованных товаров. В налоговом учете такие расходы также учитываются отдельно и в стоимость товаров не включаются.
В 2005 году Федеральным законом от 6 июня 2005 года №58-ФЗ”О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах” порядок формирования стоимости покупных товаров в налоговом учете был изменен.
Согласно этому закону с 1 января 2005 года разрешается включать транспортныеи другие расходы, связанные с приобретением товаров, в их фактическую себестоимость.
В связи с этим организация меняет Учетную политику и списывает транспортные расходы на увеличение стоимости покупных товаров. Это правило применяется как в бухгалтерском, так и в налогом учете, что максимально сблизило их. Данное изменениепозволило значительно снизить трудоемкость учетного процесса.
2.5 ООО «Лира» является организацией, которую контролирует ЗАО «Паркос», зарегистрированное по адресу: 420107, г. Казань, ул. Эсперанто, д.16. ЗАО «Паркос» владеет 30 процентами заставного капитала ООО «Лира».
2.6 ООО «Лира» реализует ЗАО «Паркос» примерно 25 процентов всего оборудования. При этом цены реализации на 10 процентов ниже обычных цен на аналогичные товары [16].
Заключение
Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.
Организации составляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.
Бухгалтерская отчетность организаций (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений) состоит: из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу, пояснительной записки; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Бухгалтерский баланс — важнейший источник информации о финансовом положении организации за отчетный период. Он позволяет определить состав и структуру имущества организации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток). Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив, каждый из которых состоит из разделов.
Основное назначение отчета о прибылях и убытках заключается в характеристике финансовых результатов деятельности организации за отчетный период.
В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, обеспечивая пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы им для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений ее финансового состояния. Все существенные отступления в деятельности организации и их влияние на результаты этой деятельности должны быть раскрыты в пояснениях к отчетности.
Пояснения представляют собой отдельные формы бухгалтерской отчетности (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и др.) и пояснительную записку.
Отчет об изменениях капитала состоит из двух разделов: изменений капитала и резервы. Первый раздел показателей характеризует причины, обусловившие увеличение уставного, добавочного и резервного капиталов и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а также его уменьшение. Второй раздел (резервы) содержит показатели за отчетный и предыдущий год (остаток на начало периода, поступление, использование и остаток на конец периода).
Назначение отчета о движении денежных средств — обеспечение пользователей финансовой отчетности информацией о поступлении и выплате денежных средств организации за определенный период. Он позволит оценить платежеспособность организации, его возможность выплачивать кредиты, займы, дивиденды, заработную плату и другие платежи, его потребность в дополнительном финансировании, связывать показатель чистой прибыли с поступлениями и выплатами денежных средств и, наконец, выяснить, откуда деньги поступили и куда они направлены.
В отчете о целевом использовании полученных средствпредставлена информация за отчетный и предыдущий годы по таким показателям, как остаток средств на начало отчетного года, поступления средств по видам, использование средств всего и по их видам.
Приложение к бухгалтерскому балансу предназначено для раскрытия и пояснения отдельных показателей, приведенных в бухгалтерском балансе. Оно состоит из 10 разделов.
Организации публикуют бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения, если это предусмотрено законодательством России. Публикация производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, в газетах, журналах либо путем распространения среди пользователей брошюр, буклетов и других изданий. Организации, включая дочерние и зависимые общества (если таковые имеются), составляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, устанавливаемом Минфином РФ, которая подписывается руководителем и главным бухгалтером.
Бухгалтерская отчётность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в финансовом положении. При недостаточности данных для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении и результатах деятельности организации, сформированных исходя из правил ПБУ 4/99, она вправе включить самостоятельно дополнительные показатели и пояснения. Таковыми могут быть расшифровки отдельных статей бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках. При формировании бухгалтерской отчётности должно соблюдаться требование нейтральности: информация, содержащаяся в отчётности, должна отвечать интересам разных групп пользователей. Бухгалтерская отчётность организации должна содержать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы.
Составление бухгалтерской отчетности — очень ответственная работа, которая под силу не каждому бухгалтеру. Нужно быть хорошим специалистом, иметь соответствующее образование и практический опыт, быть в курсе происходящих изменений, касающихся бухгалтерского учета, чтобы справиться с этой задачей.
Список литературы
Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 304с.
Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Ю.А. Бабаева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 476 с.
Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. — СПб.: «Издательский дом „Герда“», 2003. — 654с.
Вещунова, Н.Л., Фомина, Л.Ф. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2003. — 464 с.
Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета /А.С. Бакаев, Л.Г. Макарова, Е.А. Мизиковский и др. /Под. ред.А.С. Бакаева. — М.: ИПБ-БИНФА, 2003.
Новый План счетов бухгалтерского учета (с учетом изменений, внесенных приказом Минфина РФ от 7 мая 2003 г. № 38). — М.: Проспект, 2003.
Основные документы бухгалтерского учета (приведены все 19 положений по ведению бухгалтерского учета). — М.: ЭЛИТ-2000, 2003.
Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н).
О формах бухгалтерской отчетности организаций (приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н).
Палий В.Ф. Современный бухгалтерский учет. — М.: Бухгалтерский учет, 2003.
Российские стандарты (положения) по бухгалтерскому учету. — 4-е изд., доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. — 208 с.
Соколов Я.В., Соколов В.Я. Основы теории бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 2003.
Хахонова Н.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита. Серия «Учебники феникса». — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 480с.
www.audit-it.ru
www.buh.ru
www.kosov.ru Ссылки (links):
www.kosov.ru/www.buh.ru/