Бухгалтерский баланс назначение, принципы построения, техника составления 2

Содержание:

· Введение
_________________________________________________- 4 –
1. Глава I. Баланс как основная форма бухгалтерской отчетности ____- 5 –
1.1 Общее понятие баланса. ______________________________- 5 –
1.2 Структура бухгалтерского баланса. ____________________ – 7 –
1.3 План счетов как информационная основа бухгалтерской отчетности. _________________________________________- 9 –
1.4 Четыре типа изменений в балансе. ____________________- 10 –
1.5 Требования, предъявляемые к балансу _____________________- 12 –
2. Глава II. Бухгалтерский баланс _______________________________- 21-
1.1 Актив бухгалтерского баланса ________________________- 21 –
1.2 Пассив бухгалтерского баланса _______________________- 27 –
3.
Практическая часть. Вариант №1
_________________________- 29 –
· Заключение
_____________________________________________- 47 –
· Список используемой литературы
_________________________- 49 –
Введение.

Эффективность деятельности предприятия зависит от наличия хозяйственных средств и рационального их использования. В связи с этим руководству предприятия, учредителям надо знать о наличии и видах хозяйственных средств и об источниках их образования. Эти данные получают с помощью бухгалтерского баланса. В балансе видно: от кого, сколько и для каких целей получены средства, а так же на что, куда эти средства использованы.
В конце каждого месяца и года все предприятия независимо от форм собственности составляют бухгалтерский баланс. Он является способом группировки в денежной оценке хозяйственных средств предприятия по составу и размещению, а так же по источникам образования на определенную дату.
После того, как по счетам определены обороты и сальдо, составляется баланс, в котором записываются остатки каждой группы средств по составу и источникам образования.
Схематически он представляет собой двустороннюю таблицу, левая часть которой называется активом и служит для отражения средств по их составу и размещению: основные средства, готовая продукция и т.д. Правая часть баланса называется пассивом и служит для отражения этих же самых средств, но по источникам их образования: уставный фонд, резервный фонд, кредиты банков, прибыль и т.д. Пассив отвечает на вопрос «откуда?» появились эти средства, а актив – «куда?» эти средства вложены.
Так как в балансе записываются одни и те же средства, только по двум группировкам – по составу и размещению, источникам образования и значению, то актив по общей сумме всегда должен быть равен пассиву баланса.
Баланс используется для анализа хозяйственной деятельности т.е. для анализа обеспеченности основными и оборотными средствами ( в годовом балансе остатки средств даются на начало и конец года, а в месячных балансах – только на конец месяца), наличия средств по источникам образования, состояния дебиторской и кредиторской задолженности, конечного финансового результат хозяйственной деятельности (прибыль или убыток).
1. Баланс как основная форма бухгалтерской отчетности
1.1. Общее понятие баланса.

Прежде чем говорить о бухгалтерском ба­лансе, следует разобрать понятие «баланс» вообще.
Термин «баланс» происходит от латинских слов bis – дважды, и lanx- чаша весов, буквально означает «двучашие» и употребля­ется как символ равновесия, равенства. Этот термин принят в экономической науке, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образо­вания каких-либо ресурсов и направление их использования за определенный период (интервал). Например, баланс производ­ства и распределения валового внутреннего продукта, материаль­ные балансы (угля, металла, хлеба и др.), баланс денежных дохо­дов и расходов государства (государственный бюджет), населе­ния, организации и т.п.
Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используется в планировании, учете и экономическом анализе.
В систему плановых балансов входят материальные, денеж­ные и трудовые. При помощи этих балансов планируются обра­зование и распределение отдельных видов материалов, продук­ции, денежных средств и трудовых ресурсов. Балансы использу­ются для проведения факторного анализа при изучении жестко детерминированных зависимостей. Так, при сравнительном изу­чении планового и отчетного товарных балансов выявляется вли­яние на изменение реализации товаров таких факторов, как запа­сы на начало и конец анализируемого периода, объем поступле­ния товаров, величина ^документируемого расхода. В подобных балансах может и не быть равенства итогов. Например, могут быть балансы активные (превышение вывоза товаров над ввозом) и пассивные (с перевесом ввоза над вывозом).
Понятие бухгалтерского баланса. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет двоякое значение.
1.Равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соот­ветствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бух­галтерского баланса и т.д.
2.Наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, пока­зывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату. Равные итоги формы по активу и пассиву располагаются, по большей части, на одном уровне, занимая строго горизонтальное положение, подобно коромыслу весов, находящихся в состоянии равновесия. В отличие от балансов, ис­пользуемых при планировании и анализе, бухгалтерский баланс, как было указано, представляет собой систему моментных пока­зателей, характеризующих состояние средств предприятия на оп­ределенную дату (момент).
Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополне­нием к которой является отчет, т.е. совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль отчета состоит в дополнении, расшифровке тех данных, которые содержатся в балансе; ба­ланс – стержень, вокруг которого группируются в качестве при­ложений к нему все остальные формы бухгалтерской отчетности, составляющие в совокупности бухгалтерский отчет. Если в ука­занных отчетных формах отражаются показатели, характеризую­щие ту или иную сторону деятельности организации, то в балан­се представлено состояние всех средств организации. В основу построения бухгалтерского баланса положена классификация хо­зяйственных средств.
Классификация хозяйственных средств – основа построения ба­
ланса.

В бухгалтерском балансе показывается состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату. Эти сред­ства классифицируются по составу, источникам формирования, размещению, юридической принадлежности и т.д. Кнаиболее важным в бухгалтерском учете относятся классификации хозяй­ственных средств по составу (виду) и источникам формирования.
Хозяйственные средства по составу (рис. 2.6) подразделяются на внеоборотные и оборотные. К внеоборотным относятся акти­вы, используемые в хозяйственном процессе длительное время (более 1 года) и не меняющие (по существенным признакам) сво­ей физической формы. Оборотные активы, напротив, полностью потребляются в ходе производственного процесса и потому пос­тоянно обновляются. В балансах прошлых лет в отдельном разде­ле актива обособлялся псевдо актив – убытки; последними нор­мативными документами этот псевдо актив показан в пассиве ба­ланса как регулятор к источникам собственных средств.

По источникам формирования хозяйственные средства подразделяются на собственные и привлеченные. Что такое собственные средства, видно из названия. Привлеченные сред­ства не находятся в собственности организации; их используют временно в течение определенного срока, по окончании которо­го они возвращаются собственникам.
1.2. Структура бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс построен в соответствии с классификацией хозяйственных средств, т.е. он состоит из двух равновеликих частей: в одной от­ражаются средства по их составу (основные средства, производ­ственные запасы, готовая продукция, касса и т.д.), а в другой – по источникам формирования (уставный капитал, ссуды банка, за­долженность поставщикам и т.д.).
Первая часть баланса называется активом, а вторая — пасси­вом. Актив от латинского activus— деятельный, действующий; пассив от латинского passivus — страдательный, недеятельный. Применительно к балансу данные термины утратили первона­чальный смысл и имеют условное значение.
Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, поскольку и в активе, и в пас­сиве отражается одно и то же – хозяйственные средства органи­зации, но с разных сторон: в активе показывается состав средств, а в пассиве — источники, за счет которых они сформированы.
Каждый элемент актива и пассива (вид средств или источни­ков) называют статьей баланса. Статьи баланса как в активе, так и в пассиве разделены на разделы.
Связь структуры бухгалтерского баланса с классификацией хозяйственных средств ясно видна из табл. 2.2.

Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что об­легчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи.
Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы: «На начало года» и «На коней отчетного периода». Во второй графе показывается состояние видов средств и их источ­ников на дату составления баланса.
С технологической точки зрения функционирование системы бухгалтерского учета в организации представляет собой процесс непрерывного агрегирования данных. Важно найти оптимум в этом процессе. Малая степень агрегирования приводит к бессис­темности и неуправляемости огромными объемами циркулирую­щих в системе сведений. Напротив, слишком большая агрегиро­ванность данных, в том числе и отчетных, может привести к резкому сокращению их информативности и аналитичности. В пол­ной мере этот тезис относится и к бухгалтерской отчетности. Уро­вень агрегированности данных определяет степень аналитичнос­ти баланса. Причем связь здесь обратно пропорциональная: чем выше уровень агрегированности, тем менее аналитичен баланс. Поэтому извечен вопрос о целесообразности и необходимой сте­пени сложности баланса, необходимости расширения состава статей, введении дополнительных группировок.
Основной тенденцией развития баланса в нашей стране было его постоянное усложнение. В последние годы происходит обрат­ный процесс – упрощение структуры баланса. Так, за последние три десятилетия число статей баланса уменьшилось примерно в два раза.
1.3. План

счетов как информационная основа бухгалтерской отчетности

.
Перечень синтетических счетов и субсчетов приводится в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной де­ятельности организаций. В настоящее время практически во всех отраслях народного хозяйства действует единый План счетов, и это важная предпосылка правильной организации бухгалтерско­го учета, так как обеспечивает его единообразие (денежные сред­ства в кассе учитываются на счете 50 «Касса», расчеты с постав­щиками – на счете 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчика­ми» и т.д.), освобождает счетных работников от самостоятельной разработки системы счетов, облегчает переход бухгалтеров из од­ной отрасли народного хозяйства в другую.
Бухгалтерский баланс, по сути, есть свод сальдо бухгалтерс­ких счетов. При этом в активе указывается сальдо активных сче­тов, а в пассиве – сальдо пассивных счетов. Сальдо активно-пас­сивных счетов отражается в балансе: дебетовые – в активе, кре­дитовые — в пассиве.
Понятия статьи баланса и статьи бухгалтерского счета не идентичны. Сальдо некоторых счетов (например, счета 76 «Рас­четы с разными дебиторами и кредиторами») показывают по нес­кольким статьям баланса. В то же время некоторые средства, учи­тываемые на разных счетах, записывают на одной статье баланса обшей суммой (например, сальдо счетов; 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражают обшей суммой по статье «Сырье, материалы и другие аналогич­ные ценности»).
1.4. Четыре типа изменений

в

балансе.

Врезультате производствен­но-хозяйственной деятельности происходят непрерывные изме­нения в средствах организации и источниках их образования. Это находит отражение в изменении статей баланса в динамике.
По направлениям и степени влияния на размер и структуру валюты (итога) баланса все множество фактов хозяйственной жизни подразделяется на четыре типа.
Первый тип вызывает увеличение валюты баланса, т.е. однов­ременное и равновеликое увеличение актива и пассива баланса. Примеры: оприходование ценностей, полученных от поставщи­ков; получение на расчетный счет банковского кредита и т.п. Ес­ли сумму изменения средств под влиянием первого типа фактов хозяйственной жизни обозначить «X», то первый тип хозяйствен­ных изменений можно представить уравнением.

Второй тип фактов хозяйственной жизни вызывает уменьше­ние валюты баланса. Примеры: перечисление в бюджет налогов, погашение с расчетного счета кредиторской задолженности. Этот тип изменений в балансе записывают так:

Третий тип фактов хозяйственной жизни вызывает измене­ния в составе хозяйственных средств при неизменной валюте баланса, когда одна статья актива баланса увеличивается за счет уменьшения другой. Примеры: отгрузка со склада готовой про­дукции покупателю, получение денег в кассу с расчетного счета, открытие аккредитива за счет собственных оборотных средств. Для третьего типа балансовых изменений уравнение следующее:

Четвертый тип фактов хозяйственной жизни аналогичен третьему и вызывает изменения в составе источников средств. К таким операциям относятся: погашение задолженности поставщи­кам за счет кредита банка, удержание подоходного налога с работ­ников и т.д. Математически эти изменения можно выразить так:

Двойственный характер влияния описанных операций пре­допределен природой баланса, заложенной в его структуру прин­ципом двойного двустороннего показа одной и той же совокуп­ности средств, закрепленных за организациями.
Рассмотренные выше четыре типа изменений в балансе представлены на рис.2.9.

1.5. Требования, предъявляемые к балансу

Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансо­вое положение организации на отчетную дату, показывая данные о хозяйственных средствах (актив) и их источниках (пассив).
В балансе статьи актива и пассива подразделяются в зависи­мости от срока их погашения на долгосрочные (свыше одного го­да) и краткосрочные (до одного года включительно).
Числовое значение каждой статьи актива и пассива показыва­ется на две даты: на начало года (гр. 3) и на конец отчетного пе­риода (гр. 4).
В графе 3 приводятся данные на начало года по вступительно­му балансу, т.е. данные графы 4 предыдущего годового баланса с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, свя­занных с применением Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в в РФ и ПБУ 1/98.
Для сопоставимости данных баланса на начало и конец года номенклатура статей баланса на начало года должна быть приве­дена в соответствие с номенклатурой баланса на конец года.
Остатки по счетам бухгалтерского учета, отражающим расче­ты, в балансе показываются в развернутом виде: в активе — дебе­товое сальдо, в пассиве – кредитовое сальдо.
К бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требо­вания: правдивость (верность), реальность, единство, преем­ственность, ясность.
Правдивость (верность) баланса.
Правдивым является баланс, составленный на основании записей, сделанных по всем доку­ментам, отразившим факты хозяйственной жизни организации за отчетный период. Условие правдивости баланса – обоснование его показателей документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией.
Документальная обоснованность показателей баланса. Как указывалось выше, баланс составляется поданным бухгалтерских счетов. Записи по счетам, в свою очередь, делают на основании документов. Следовательно, информационной базой баланса (как и всей бухгалтерской отчетности) служат документы (от лат. documentum- свидетельство, доказательство), в которых отража­ются факты хозяйственной жизни, имеющие место в организа­ции (рис. 2.10).

В своей работе бухгалтер руководствуется следующим прави­лом: нет документа — нет бухгалтерской записи. Правдивость 6а­ланса определяется полнотой и качеством документов. Если не все факты хозяйственной жизни отчетного периода своевремен­но оформлены документами, то баланс не отражает действитель­ных итогов работы организации. Запоздалое или неполное оформление документами отпуска материалов на производство либо списания расходов неизбежно приводит к искажению дан­ных о себестоимости продукции и суммы прибыли.
Поэтому руководство организации должно предъявлять к ра­ботникам требования своевременно оформлять документами все факты хозяйственной жизни и немедленно сдавать эти докумен­ты в бухгалтерию. Последняя должна все полученные документы своевременно проверить и обработать, т.е. отразить факты хозяй­ственной жизни на соответствующих счетах. Иногда с целью эко­номии времени бухгалтеры составляют баланс без проверки и об­работки некоторых документов, оставляя эту работу до следую­щего месяца. Ясно, что в таком случае баланс нельзя считать правдивым.
Первичные документы принимаются к учету, если они сос­тавлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма ко­торых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать сле­дующие обязательные реквизиты (от лат. requisitum — необходи­мое, нужное, требуемое) — единая, неделимая, строго оговорен­ная часть документа:
· наименование документа;
· дата составления документа;
· наименование организации, от имени которой составлен до­кумент;
· содержание хозяйственной операции;
· измерители хозяйственной операции в натуральном и денеж­ном выражении;
· наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
· личные подписи указанных лиц и их расшифровки.
Проверка поступаемого в бухгалтерию документа осущес­твляется:
· по формальным признакам (наличие обязательных рекви­зитов);
· по существу (законность совершения операции, арифмети­ческие расчеты).
Обоснованность баланса бухгалтерскими записями на счетах. Заключительный баланс (на конец года) представляет собой син­тез начального баланса (на начало года) и записей по счетам бух­галтерского учета за год. Начальный баланс, утвержденный собственником средств, лежит в основании текущего бухгалтерс­кого учета, поскольку на его основе определяется сальдо счетов на начало года. Вносить изменения в утвержденный начальный баланс организация не имеет права. При проверке заключитель­ного баланса всегда выясняют, согласуются ли его данные на на­чало года с данными утвержденного баланса на эту же дату.
Все факты хозяйственной жизни организации отражаются на бухгалтерских счетах. По окончании отчетного периода по каж­дому счету подсчитываются обороты (итоги уменьшения и увели­чения средств или источников) за данный период и сальдо на ко­нец отчетного периода. На основании этих сальдо и составляется заключительный баланс. Баланс в бухгалтерском смысле – это свод сальдо счетов (активных счетов — в активе, а пассивных – в пассиве баланса). Конечное сальдо по счету выводится по форму­ле: конечное сальдо = начальное сальдо + увеличение – умень­шение. Следовательно, достоверность конечного сальдо, а значит и балансовых показателей, зависит от точности трех слагаемых вышеуказанной формулы.
Непременное условие правдивости баланса — сверка записей по счетам аналитического и синтетического учета перед его сос­тавлением. Для этого необходимо по всем аналитическим счетам подсчитать обороты и сальдо на конец отчетного периода, соста­вить оборотные ведомости и сверить итоги последних с записями по соответствующему синтетическому счету. Только выявленные при этом тождества служат гарантией правильности записей на синтетических и аналитических счетах. Например, в организа­ции имеется 300 разновидностей материалов. На каждую из них открывается отдельный аналитический счет, на котором фикси­руют начальный остаток, приход и расход как в натуральных по­казателях, так и в стоимостных. По окончании месяца по каждо­му аналитическому счету определяют остаток того или иного ма­териала на конец месяца. После этого составляют оборотную ве­домость по аналитическим счетам к счету 10 «Материалы», где по каждому аналитическому счету указывают наименование мате­риала, цену, остаток на начало месяца, приход и расход за месяц и остаток на конец месяца. Последние четыре показателя запи­сывают и по количеству, и по стоимости. Затем в оборотной ведо­мости подсчитывают стоимостные итоги (сальдо на начало и ко­нец периода, приход и расход) и сверяют их с сальдо и оборотами по синтетическому счету 10 «Материалы». Тождество этих пока­зателей свидетельствует о том, что хозяйственные операции по приходу и расходу материалов адекватно отражены и в синтети­ческом, и в аналитическом учете материалов.
Обоснованность баланса бухгалтерскими расчетами. Баланс оказывается тем правдивее, чем точнее сделаны бухгалтерские расчеты. К ним в первую очередь относятся расчеты по распреде­лению отклонений фактической себестоимости товарно-матери­альных ценностей от стоимости их по учетным ценам, списанию общепроизводственных и общехозяйственных расходов, кальку­ляция себестоимости продукции и т.п. Результаты этих расчетов оказывают влияние на величину остатков товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, финансового резуль­тата и других показателей бухгалтерского баланса.
На правдивость баланса большое влияние оказывает правиль­ность образования резервов. Существует два основных вида ре­зервов: резервы предстоящих расходов и оценочные резервы.
Резервы предстоящих расходов организации создают в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу до того, как они фактически будут произве­дены. Фактическое расходование соответствующих средств в дальнейшем осуществляется за счет образованных резервов. К резервам предстоящих расходов относятся: резерв на оплату от­пусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслу­гу лет, резерв на ремонт основных средств, резерв на гарантий­ный ремонт и гарантийное обслуживание и др. Вопрос о созда­нии резервов предстоящих расходов является элементом учетной политики организации, т.е. создание резервов предстоящих рас­ходов является правом, но не обязанностью организации. Размер каждой из резервируемых сумм должен быть обоснован соответ­ствующим расчетом.
Размер резервов непосредственно влияет на величину финан­сового результата. Поэтому при проверке реальности баланса не­обходимо исследовать правильность отчислений в резервы. При анализе следует проверять не только правильность образования резервов, но и правильность их использования. Порядок образо­вания и использования резервов определяется соответствующи­ми нормативными документами, знать которые необходимо не только бухгалтеру, но и аналитику.
Реальность баланса. Под реальностью баланса понимают со­ответствие оценок его статей объективной действительности.
Правдивость и реальность баланса — неоднозначные понятия. Баланс может быть правдивым, но нереальным.
Пример 1
На балансе значится долг за физическим лицом в сумме 5000 руб. по выявленной у него недостаче ценностей. Сумма этого долга вытекает из соответствующих документов (инвентаризационной описи, сличитель­ной ведомости и т.п.). В этом отношении баланс правдив, но если дан­ное лицо неплатежеспособно, то в этой частибаланс нереален, так какдолг не может быть погашен.
Пример 2
На балансе числится станок, первоначальная стоимость которого подтверждена соответствующим документом (накладной, счетом-факту­рой и т.п.) и составляет 10 млн руб. За время эксплуатации по нему была начислена амортизация на сумму 6 млн руб., что подтверждено докумен­том (расчетом амортизационных отчислений). Следовательно, остаточ­ная стоимость этого станка составляет 4 млн руб., (10 млн руб. — 6 млн руб.). Однако известно, что промышленность освоила выпуск новых, бо­лее современных станков такого рода, в результате выгоднее стало спи­сать старый станок и купить новый. Таким образом, баланс верен, пока­зывая остаточную стоимость станка в активе 4 млн руб., но нереален, так как учетная стоимость станка не соответствует действительности.
Что же представляет собой оценка, соответствующая действительности? Существующие теории балансовых оценок можно свести к трем группам: объективных оценок, субъектив­ных оценок и книжных оценок.
Теория объективных оценок основана на принципе рыночных цен, которые могли бы быть установлены при продаже имущест­ва на момент составления баланса. Эти цены объективны, так как покупателей не интересует, кто и почему реализует свое иму­щество.
Теория субъективных оценок основана на том, что стоимость средств зависит от индивидуальных условий, в которых находит­ся организация. Один и тот же предмет может иметь разную сто­имость у разных организаций и даже в одной и той же организа­ции в различные периоды ее работы.
Теория книжных оценок базируется на оценке, по которой средства числятся в учете (в книгах). Для товарно-материальных ценностей, основных средств это будут затраты на приобретение или строительство, для долгов – их номинальная оценка.
Ни одна из рассмотренных теорий не дает однозначного ре­шения вопроса об оценке, поэтому приходится довольствоваться реальностью относительной, т.е. соответствием оценок баланса определенным нормативным документам, действующим в насто­ящее время.
Реальность баланса в большой степени зависит от ликвиднос­ти средств организации. Под ликвидностью в данном случае понимается способность средств пройти кругооборот и в конечном итоге принять денеж­ную форму. Например, способность материалов быть израсходо­ванными на производство (в определенный срок) и передать свою стоимость готовому изделию, а затем, после его реализации, превратиться в деньги. Ликвидность дебиторской задолженности определяется возможностью получения денег от дебиторов. В ак­тиве баланса могут быть как ликвидные ценности, так и нелик­видные. К последним относятся средства, не способные пройти оборот: ненужные для данной организации оборудование, мате­риалы, инструменты, малоходовые и залежалые товары, дебитор­ская задолженность с истекшими сроками исковой давности и т.п. Наличие неликвидов омертвляет оборотные средства, ухуд­шает финансовое положение организации.
Масштабом измерения степени ликвидности является время: в какой срок та или иная ценность на пути своего оборота прев­ращается в деньги. Одни материалы могут быть использованы в производстве в течение нескольких дней, другие – в течение ме­сяцев, а может быть, и лет. При оценке ликвидности тех или иных активов следует брать нормативный период оборота. Например, если норма запасов материалов определена в три месяца, а фак­тический их запас обеспечивает шестимесячную потребность производства, то половину числящихся по балансу материалов нужно считать нормальным остатком (первая степень ликвид­ности), а другую половину – излишком (вторая степень ликвид­ности). Излишки иногда достигают таких размеров, что их стано­вится нецелесообразно хранить на складах в ожидании произво­дственного потребления (особенно если есть опасность порчи материалов от длительного хранения), их следует реализовать другим организациям. Таким образом, излишки материалов, под­лежащие реализации, по своей роли в кругообороте приближа­ются к неликвидам. В каждой организации при инвентаризации средств следует установить, какие излишки целесообразно сохра­нить, а какие подлежат реализации.
Единство балансазаключается в построении его на единых принципах учета и оценки. Это означает применение во всех фи­лиалах и других обособленных структурных подразделениях ор­ганизации единой учетной политики. В противном случае, сос­тавляя сводный баланс на основании единичных балансов, мы будем складывать разнородные величины.
Преемственность балансав организации, существующей нес­колько лет, выражается в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из баланса предыдущего. Например, заключи­тельный баланс прошлого года должен быть начальным балансом отчетного года, так как это, по сути, есть один и тот же баланс, только рассматриваемый в разные периоды времени. Преем­ственность баланса заключается также в единообразии методов оценок и составления.
Ясность баланса
– это доступность для понимания лиц, его составляющих, и всех, его читающих. Приведем основные при­чины, мешающие ясному пониманию балансов.
1. Неопределенность названий статей и разделов баланса, не­достаточно установившаяся балансовая терминология. Основ­ные понятия хозяйственной деятельности часто трактуются в те­ории и на практике, а также в различных отраслях народного хо­зяйства неодинаково.
2. Несистемное, в ряде случаев нелогичное расположение ста­тей баланса.
В экономической литературе есть много предложений по со­вершенствованию формы и структуры бухгалтерского баланса, разбор которых выходит за рамки данной книги. Чтобы сделать балансы ясными и понятными, необходимо идти по пути состав­ления упрощенных балансов (без регулирующих статей, с груп­пировкой нескольких статей в одну и т.д.).
2. Глава II. Бухгалтерский баланс.
В графе 3 «На начало отчетного года» бухгалтерского баланса, составленного на 31 декабря 200_ г., приводятся данные на нача­ло 200_ г., т.е. на 1 января 200_ г., которые должны соответствовать данным графы 4 «На конец отчетного периода» бухгалтерского баланса, составленного на 31 декабря 200_—1 г., т.е. предыдущего года. Несоответствие данных показателей возможно вследствие произведенной на 1 января 200х г. реорганизации, а также проведения на эту же дату переоценки основных средств.
В графе 4 «На конец отчетного периода» бухгалтерского баланса, составленного на 31 декабря 200_ г., приводятся данные о стоимости активов, капитала, о резервах и обязательствах на конец отчетного года.
2.1. Актив бухгалтерского баланса

Экономическая интерпретация актива. В хозяйственном обороте организация выступает как юридическое лицо, обладающее оп­ределенной суммой хозяйственных средств. Наделение организа­ции внеоборотными и оборотными средствами (активы органи­зации), необходимыми для выполнения возложенных на нее за­дач, осуществляется путем бюджетного финансирования, банко­вского кредитования, оставления в распоряжении организации части получаемой ею прибыли, взноса вкладов участников (акци­онеров) и др.
В момент учреждения организация наделяется финансовыми ресурсами, которые сразу же вкладываются в основные и оборот­ные средства. Часть средств организации может формироваться путем предоставления в собственность материальных и иных ценностей. Активы динамичны по своей природе. В процессе функционирования организации как величина активов, так и их структура претерпевают постоянные изменения. Получаемые из различных источников финансовые ресурсы используются для приобретения основных средств, их ремонта, пополнения произ­водственных запасов и т. д. При этом один из важнейших призна­ков устойчивости финансового положения организации — пра­вильность вложения финансовых средств в активы.
В бухгалтерской отчетности хозяйственные средства отража­ются в различных отчетных формах. Наиболее общая характерис­тика состава и размещения хозяйственных средств организации приводится в активе бухгалтерского баланса. Существуют раз­личные экономические интерпретации активной стороны балан­са. В настоящее время наибольшее распространение получили две взаимосвязанные трактовки, которые условно можно назвать предметно – вешностной и затратно – результативной.
При предметно – вешностной трактовке в активе баланса пока­зываются состав, размещение и фактическое целевое использо­вание средств организации. Основное внимание обращается на то, во что вложены финансовые ресурсы организации, каково функциональное назначение приобретенных хозяйственных средств. В соответствии с этим актив баланса – это средства, ко­торые, образно говоря, «можно потрогать руками» и которые мо­гут быть подтверждены инвентаризацией.
Второй подход к интерпретации актива баланса – затратно -результативный – более глубокий по своей сути. Согласно этому подходу актив баланса представляет собой величину затрат орга­низации, сложившихся в результате предшествующих операций и финансовых сделок, и понесенных ею расходов ради возмож­ных будущих доходов. Здесь упор делается на факт вложения средств. Кроме того, актив в этом случае дает и вероятностную оценку минимально возможного дохода, которым в данный мо­мент владеет организация и который может быть получен после расчетов со всеми кредиторами.
Таким образом, предметно – вешностная трактовка – это квинтэссенция контрольной функции учета как отражения ста­тус-кво; затратно -результативная трактовка – отражение информа­ционно-коммуникационной функции учета с ее нацеленностью на будущее, на тот доход, который в принципе возможно полу­чить при разумном и эффективном использовании имеющихся у организации средств.
Финансовые ресурсы организации вкладываются в различные виды хозяйственных средств, что находит свое отражение в сово­купности статей актива баланса. При этом степень детализации актива баланса определяет и его аналитические возможности.
Необходимо подчеркнуть, что величина хозяйственных средств (в стоимостной их оценке), отраженная в балансе и на­ходящаяся в распоряжении организации, не совпадает. Это про­исходит по нескольким причинам. Во-первых, не все виды средств отражены в той оценке, которая соответствует их реаль­ной стоимости на момент составления баланса. Например, ос­новные средства, нематериальные активы показаны в активе по остаточной стоимости, которая отличается от их текущей стои­мости. Последняя определяется конъюнктурой рынка и не сов­падает с остаточной стоимостью, рассчитываемой по балансу. Остаточная стоимость, зависящая от метода исчисления амор­тизации, показывает нераспределенную часть стоимости основ­ных средств, которую в дальнейшем необходимо включить в се­бестоимость производимого продукта. Во-вторых, организация может распоряжаться средствами, ей не принадлежащими, но находящимися у нее во временном пользовании или хранении. К ним относятся: арендованные основные средства; товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, и др. Они учитываются отдельно на специальных забалансовых счетах.
Невозможно выполнить анализ отчетности, не зная экономи­ческого содержания ее статей. Первое представление о некото­рых статьях можно получить уже из их наименования, однако большинство из них являются комплексными, а объекты учета, отражаемые по этим статьям, чаще всего имеют много специфи­ческих особенностей как в отношении оценки, так и в отноше­нии их представления в отчетности.
Раздел I. Внеоборотные активы

Внеоборотные активы в общем виде представляют собой сред­ства, которые используются организацией в своей деятельности более одного года.
Важнейшими их статьями являются нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и долгосроч­ные финансовые вложения.
По статье «Нематериальные активы»(стр. НО) отражаются нематериальные активы, а также расходы организации на науч­но-исследовательские, опытно-конструкторские и технологичес­кие работы, результаты которых используются для производ­ственных либо управленческих нужд организации. Такие объек­ты учитываются на счете 04 «Нематериальные активы», но обо­собленно от нематериальных активов.
По статье «Основные средства»(стр. 120) отражаются внеобо­ротные активы, представляющие собой совокупность материаль­но-вещественных ценностей, срок полезного использования ко­торых более одного года. К основным средствам относятся: зда­ния, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычисли­тельная техника, транспортные средства, инструмент, производ­ственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабо­чий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объек­ты. В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, ороси­тельные и другие мелиоративные работы); капитальные вложе­ния в арендованные объекты основных средств; земельные участ­ки, объекты природопользования (вода, недра и другие природ­ные ресурсы). Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в соответствующей доле.
По статье «Незавершенное строительство»(стр. 130) показы­ваются затраты на строительно-монтажные работы (осуществля­емые как хозяйственным, так и подрядным способами), приобре­тение зданий, оборудования, транспортных средств, иных мате­риальных объектов длительного пользования, нематериальных активов, прочие капитальные работы и затраты, авансы, выдан­ные по капитальному строительству, а также расходы по незакон­ченным научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам. Незавершенное строительство отра­жается в бухгалтерском балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора).
По статье «Доходные вложения в материальные ценности»(стр. 135) отражается имущество для передачи в лизинг и предос­тавляемое по договору проката по остаточной стоимости, т.е. первоначальной стоимости за минусом начисленной амортиза­ции.
К финансовым вложениям организации относятся: государ­ственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги дру­гих организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); пре­доставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобре­тенная на основании уступки права требования, и пр. В составе финансовых вложений учитываются также вклады организации-товарища по договору простого товарищества.
Раздел
II.
Оборотные активы

В этом разделе отражаются средства организации, которые ис­пользуются менее одного года. Структура данного раздела весьма неоднородна. К оборотным активам относятся следующие объек­ты бухгалтерского учета: материально-производственные запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложе­ния, денежные средства.
По подразделу «Запасы» (стр. 210) показываются остатки сырья, материалов и других аналогичных ценностей; животных на выращивании и откорме; затрат организации, числящихся в незавершенном производстве (издержках обращения); готовой продукции и товаров для перепродажи; товаров отгруженных; расходов будущих периодов; прочих запасов и затрат. Данные, составляющие элементы подраздела «Запасы», отражаются от­дельными статьями в балансе.
По статье «Налог на добавленную стоимость по приобретен­ным ценностям» (стр. 220) отражается сальдо одноименного сче­та 19. По дебету этого счета в корреспонденции со счетами 60, 76 и другими записывается сумма НДС, относящегося к приобрета­емым ценностям (материальным ресурсам, нематериальным ак­тивам, выполненным работам и оказанным услугам и др.). По кредиту счета 19 в корреспонденции со счетом 68 показывается сумма НДС, подлежащая зачету при расчетах с бюджетом, т.е. сумма, на которую уменьшается задолженность организации пе­ред бюджетом по платежам НДС, относящегося к реализованной продукции (товарам, работам, услугам). Сумма НДС, подлежа­щая зачету, определяется по мере оприходования (в отношении работ, услуг — подписания актов, свидетельствующих об их вы­полнении, оказании) ценностей, получения счета-фактуры, а также если товары (работы, услуги) приобретены для использова­ния в деятельности, облагающейся НДС. Дебетовое сальдо счета 19 означает сумму НДС, относящегося к приобретенным ценнос­тям, еще не предъявленного бюджету к зачету.
Дебиторская задолженность. (стр. 230-240) Данные по счетам бухгалтерского учета расчетов организации с другими юридичес­кими и физическими лицами в бухгалтерском балансе приводят­ся в развернутом виде; по счетам аналитического учета, по кото­рым имеется дебетовое сальдо, – в активе (такая задолженность называется дебиторской), по которым имеется кредитовое саль­до, – в пассиве (такая задолженность является кредиторской). Таким образом, остатки по счетам расчетов не сальдируются и показываются отдельно как дебиторская и кредиторская задол­женность.
По статье «Краткосрочные финансовые вложения» (стр. 250) отражаются краткосрочные (на срок не более одного года) инвес­тиции организации в ценные бумаги других организаций и госу­дарства, предоставленные другим организациям займы и т.п.
По статье «Денежные средства* (стр. 260) показывается ос­таток денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и спе­циальных счетах в кредитных организациях, а также переводы в пути.
2.2. Пассив бухгалтерского баланса

Если актив баланса характеризует состав хозяйственных средств организации (основные средства, производственные запасы, го­товая продукция, расчетный счет и т.д.),то в пассиве показано, из каких источников эти средства образованы. Источники делятся на собственные и привлеченные. Основными видами привлечен­ных источников являются кредиты банков и кредиторская задол­женность. Пассив баланса – это сумма обязательств организа­ции. Например, уставный капитал есть обязательство перед собственником по выделенным организации основным и обо­ротным средствам. Кредиты банков — обязательство организации перед банками по ссудам, полученным на различные цели. Кре­диторская задолженность есть обязательство перед контрагента­ми: поставщиками – за полученные товарно-материальные цен­ности и оказанные услуги; рабочими и служащими – по оплате труда; бюджетом – по налогу на прибыль и другим платежам и т.д. В процессе хозяйственной деятельности средства организации или увеличиваются (на сумму полученной прибыли), или умень­шаются (на сумму полученного убытка). Актив и пассив баланса уравновешиваются путем введения в пассив статей «Прибыль» или «Убытки» (со знаком «минус»). Таким образом, можно трак­товать прибыль как сумму возросших, а убыток – как сумму «проеденных» собственных средств организации.
Пассив баланса включает в себя три раздела:

1) Раздел Ш.
Капитал и резервы.

· Общим для статей данного раздела является отражение на них источников собственных средств (уставный, добавочный, резерв­ный капитал, прибыль и т.п.).
2) Раздел IV «Долгосрочные обязательства»

· По статье «Займы и кредиты» (стр. 510) показываются непога­шенные суммы кредитов банков и займов, полученных от других физических и юридических лиц, подлежащих погашению в соот­ветствии с договором более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Если заемные средства подлежат погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, то не погашенные на конец отчет­ного периода их суммы отражаются в разделе V «Краткосрочные обязательства» по строке 610.
· По статье «Отложенные налоговые обязательства* (стр. 515) отражаются отложенные налоговые обязательства (ОНО), кото­рые учитываются на одноименном счете 77.
· По статье «Прочие долгосрочные обязательства» (стр. 520) представляются иные виды долгосрочной кредиторской задол­женности, отличной от полученных кредитов и займов (напри­мер, за основные средства, взятые в долгосрочную аренду, или кредиторская задолженность за полученные ценности с рассроч­кой платежа более 1 года).
3) Раздел V «Краткосрочные обязательства»

· По статье «Займы и кредиты» (стр. 610) показываются непога­шенные суммы кредитов банков и займов, подлежащие погаше­нию в течение 12 месяцев после отчетной даты.
· По статье «Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов» (стр. 630) обычно показывается сальдо субс­чета 75-2 «Расчеты с учредителями по выплате доходов», т.е. за­долженность организации перед ее участниками по выплате им доходов, если участники не являются работниками организации.
· По статье «Доходы будущих периодов» (стр. 640) показывают следующие основные источники средств: доходы, полученные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (плата за коммунальные услуги); доходы, полученные в данном отчетном периоде от безвозмездно поступивших активов; суммы недостач ценностей, выявленные за отчетные периоды признанные материально ответственными лицами или присужденные ко взысканию с них судебными органами; разница между взыскиваемой с виновных лиц суммой за недостающие или испорченные материальные ценности и их стоимостью по учетным ценам.
По статье «Резервы предстоящих расходов» (стр. 650) фиксируются остатки средств, зарезервированных организацией, т.е. расходы, относящиеся к данному отчетному периоду, но которые будут производиться в следующих отчетных периодах.
Практическая часть. Вариант №1.
Выписка из учетной политики организации:
1. Продукция считается реализованной по мере отгрузки и предъявления расчетных документов покупателю.
2. Коммерческие расходы списываются на счет « Реализация » в полной сумме, относящейся к реализованной продукции.
3. Общая сумма общехозяйственных расходов относится на затраты производства за отчетный месяц.
4. Учет заготовления материальных ценностей ведется с применением счетов № 15 «Заготовление и приобретение материалов» и №16 «Отклонение в стоимости материалов».
5. Материально – производственные запасы в текущем учете отражаются по учетным ценам.
6. Учет готовой продукции ведется на счет 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости».
7. Проценты по полученным кредитам отражаются в бухгалтерском учете по мере их начисления.
8. Отчисления в фонд потребления производится за квартал в размере 30% от чистой прибыли отчетного года.
9. Утвердить рабочий план отчетов:
76-1 – расчеты с юридическими лицами за полученные услуги и работы;
76-2 – расчеты по алиментам;
84-1 – нераспределенная прибыль прошлых лет;
84-2 – нераспределенная прибыль отчетного периода.
Задание №1

Составить бухгалтерский баланс на 01.01.2___года, используя утвержденную форму баланса №-1
Остатки по счетам синтетического учета (тыс. руб.)
№ счета

На 01.01.2010г

№ счета

На 01.03.2010г

дебет

кредит

дебет

кредит

01

780 066
01

780 066

02

270 323
02

272 523

04

5630
04

5630

05

1060
05

1460

06

06

08

8600
08

38 000

10

11 263
10

11 462

19

1046
19

1430

20

11 776
20

2500

97

1490
27

9400

43

12 900
43

30 163

50

181
50

5

51

73 180
51

81 115

60

92 819
60

155 895

62

78 000
62

145870

63

63

3592

68

5738
68

9460

69

2911
69

2882

70

7560
70

6609

71

20
71

76/1-прочие

608
76/1-прочие

608

76/2-прочие

1247
76/2-прочие

527

84

182 313
84

182313

80

99 048
80

99 048

84

65444

83

27952
83

26487

66

293 789
66

287 193

Итого:

984 760
984 760
Итого:

1 109 841
1 109 841

Задание №2
Формирование отчетных показателей:
1. Произвести записи на счетах бухгалтерского учета сумм начальных остатков на 01.03.2___г. и хозяйственных операций за март.
2. Составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета по форме, приведенной в таблице 1.
3. Составить бухгалтерский баланс 01.04.2___года, используя утвержденную форму баланса №-1
Таблица №2 хозяйственная операция ООО «Дельта» за март 200__г.
№ п/п
Содержание операции
Сумма
Дебет
Кредит

1
Согласно выписке из расчетного счета зачислены:

– платежи от покупателей за отгруженную им продукцию;
112437
51
62

– платежи от прочих дебитором;
280
51
76

Списано:

– в оплату поставщикам за материалы;
2882
60
51

– в погашение задолженности по социальному страхованию и обеспечению по бюджету;
8447
69
51

получено по чеку для выплаты заработной платы.
6609
50
51

2
Акцептованы счета поставщиков за полученные от них материалы:

– покупная стоимость;
186961
15
60

– тариф за перевозку;
5609
15
60

– НДС 18%;
34662,6
19
60

всего к уплате.
227232,6

3
Оприходованы материалы по учетным ценам.
186961
10
15

4
Списано отклонение в стоимость материалов.
5609
16
15

5
Согласно требованиям, отпущены материалы со склада по учетным ценам:

– для изготовления продукции;
103993
20
10

– для упаковки готовой продукции.
1720
44
10

6
Списаны отклонения от стоимости израсходованных материалов по учетным ценам в размере 4,5%:

– для изготовления продукции;
4679,69
20
16

– для упаковки готовой продукции (суммы определить).
77,4
44
16

7
Начисленная заработная плата производственным рабочим за март.
99900
20
70

8
Произведены отчисления взносов от начисленной заработной платы (суммы определить): (сделать разбивку)

– на социальное страхование – 2,9%
2897,1
20
69

– пенсионный фонд – 20%
19980
20
69

– на обязательное медицинское страхование – 3,1%
3096,9
20
69

Итого:
25974

9
Удержаны из заработной платы работников предприятия:

– НДФЛ 13%;
12987
70
68

– алименты.
120
70
68

10
По платежной ведомости выдана из кассы заработная плата
6609
70
50

11
Акцептован счет энергосбыта за электрическую энергию, израсходованную на производстве.
4940
20
60

НДС 18%.
889,2
19
60

Итого к уплате.
5829,2

12
Выдана из производства готовая продукция по фактической производственной себестоимости.
26982
43
20

13
Ведомость отгрузки готовой продукции:

– отгружена в адрес покупателей готовая продукция по фактической себестоимости;
28466
90/2
43

– по продажным ценам, включая НДС.
480460
62
90/1

14
Начислен НДС по реализованной продукции.
86483
90/3
68

15
Согласно выписки из расчетного счета:

– оплачены расходы по доставки продукции до станции отправления;
1957
76
51

– в погашение задолженности по ссуде;
60000
66
51

– банковский процент за пользование кредитом в пределах учетной ставки ЦБ;
5250
26
66

– сверх учетной ставки ЦБ;
1250
91
51

– поступили платежи от покупателей за реализованную продукцию;
480460
51
62

– начислено за расчетно-кассовое обслуживание;
850
26
66

– начислен банком % за хранение денежных средств на расчетном счете.
270
91
51

16
Принято по акту в эксплуатацию оборудование, приобретенное в прошлом месяце.
22600
01
08

17
Зачтен НДС по оплаченным счетам.
35551,8
68
19

18
Списаны коммерческие расходы по реализованной продукции (сумму определить).
1797,4
90/2
44

19
Начислены налоги на март:

– на имущество организации.
14787
91/2
68

20
Сумма общехозяйственных расходов списывается на затраты производства за отчетный месяц (сумму определить).
6100
20
26

21
Определить финансовый результат от реализации продукции.
107519,6
90/9
99

22
Акцептованы счета:

– АО «Союз Банк» за акции (сроком не более 1 года);
20000
58/1
60

– брокерской фирме за услуги, связанными с приобретением акций.
400
58/1
60

23
Согласно выписке из расчетного счета:

– перечислено АО «Союз Банк» за акции;
20000
60
51

– перечислены брокерской фирме за услуги, связанные с приобретением акций.
400
60
51

24
Акции принятые на учет в сумме фактических затрат на приобретение (сумму определить).
20400
58/2
58/1

25
Начислен налог на прибыль на март (сумму определить).
69481,32
99
68

Т-счета.

Д 01 К
Д 02 К
Д 04 К

780066
272523
5630

22600




22600




802666
272523
5630

Д 05 К
Д 08 К
Д 10 К

1460
38000
11462




22600
186961
103993




22600
1720

1460
15400
186961
105713

92710

Д 15 К
Д 16 К
Д 19 К



1430

186961
186961
5609
4679,69
34662,6
35551,8

5609
5609
77,4
889,2

192570
192570
5609
4757,09
35551,8
35551,8

851,91
1430

Д 20 К
Д 26 К
Д 27 К

2500

9400

103993
5250
6100

4679,69
26982
850

99900
6100
6100

25974

9400

4940

6100

245586,69
26982

221104,69

Д 43 К
Д 44 К
Д 50 К

30163

5

26982
28466
1720
1797,4
6609
6609

77,4

26982
28466
1797,4
1797,4
6609
6609

28679

5

Д 51 К
Д 58/1 К
Д 58/2 К

81115

112437
2882
20000
20000
20400

280
8447
400
400

480460
6609
20400
20400
20400

1957

20400

60000

1250

270
Д 62 К
Д 63 К

20000
145870
3592

400
480460
112437

593177
101815
480460

572477
480460
592897

33433
3592

Д 60 К

155895
Д 66 К
Д 68 К

2882
186961
287193
9460

20000
5609
60000
850
12987

400
34662,6
5250
35551,8
86483

20000
60000
6100
14787

400
233293
69481,32

5829,2
35551,8
183738,32

23282
253461,8
157646,52

386074,8

Д 69 фсс К
Д 69 пфр К
Д 69 фомс К


2882


2897,1
8447
19980
3096,9


2897,1
8447
19980
3096,9

2897,1
14415
3096,9

Д 70 К
Д 76/1 К
Д 76/2 К

6609
608
527

12987
99900
1957
280

120
120

6609
1957
400

19716
99900
2165
527

86793

Д 80 К
Д 83 К
Д 84 К

99048
26487
247757





277925,28





277925,28

99048
26487
525682,28

Д 90/1 К
Д 90/2 К
Д 90/3 К






480460
480460
28466
30263,4
86483
86483

1797,4

480460
480460
30263,4
30263,4
86483
86483






Д90К90/9-480460

Д90/9К90/2-30263,4

Д90/9К90/3-86483

Д 90/9 К
Д 91/2 К
Д 99 К






30263,4
480460
270
16307
363713,6

86483
14787
16307
69481,32

363713,6
1250
277925,28

480460
480460
16307
16307
363713,6
363713,6




Д90/9К99-363713,6

Д99К91/2-16307

Д99К84-277925,28

Оборотно-сальдовая ведомость за март 2010г.

№ п/п
Наименование счета
Остатки на н.м.
Обороты за месяц
Остатки на к.м.

Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит

1
1
780066
22600
802666

2
2
272523
272523

3
4
5630
5630

4
5
1460
1460

5
8
38000
22600
15400

6
10
11462
186961
105713
92710

7
15
192570
192570

8
16
5609
4757,09
851,91

9
19
1430
35551,8
35551,8
1430

10
20
2500
245586,69
26982
221104,69

11
26
6100
6100

12
27
9400
9400

13
43
30163
26982
28466
28679

14
44
1797,4
1797,4

15
50
5
6609
6609
5

16
51
81115
593177
101815
572477

17
58/1
20400
20400

18
58/2
20400
20400

19
60
155895
23282
253461,8
386074,8

20
62
145870
480460
592897
33433

21
63
3592
3592

22
66
287193
60000
6100
233293

23
68
9460
35551,8
183738,32
157646,52

24
69/1
2897,1
2897,1

25
69/2
2882
8447
19980
14415

26
69/3
3096,9
3096,9

27
70
6609
19716
99900
86793

28
76/1
608
1957
400
2165

29
76/2
527
527

30
80
99048
99048

31
83
26487
26487

32
84
247757
277925,28
525682,28

33
90/1
480460
480460

34
90/2
30263,4
30263,4

35
90/3
86483
86483

36
90/9
480460
480460

37
91/2
16307
16307

38
99
363713,6
363713,6

Итого:

1109841
1109841
3451444,69
3451444,69
1809943,6
1809943,6

Приложение
к приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н
(с учетом приказа Госкомстата РФ и Минфина РФ
от 14 ноября 2003 г. № 475/102н)
Бухгалтерский баланс
На

март

20

10

г.

Коды

Форма № 1 по ОКУД
0710001

Дата (год, месяц, число)

Организаия
ОАО «Дельта»
по ОКПО

Идентификационный номер налогоплательщика ИНН

Вид деятельности
по ОКВЭД

Организационно-правовая форма/форма собственности

Открытое акционерное общество
по ОКОПФ/ОКФС

Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ
384/385

Местонахождение (адрес)

Дата утверждения

Дата отправки (принятия)

Актив
Код по- казателя
На начало отчетного года
На конец отчет- ного периода

1
2
3
4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

110
4170
4170

Основные средства
120
507543
530143

Незавершенное строительство
130

Доходные вложения в материальные ценности
135

852

Долгосрочные финансовые вложения
140

20400

Отложенные налоговые активы
145

Прочие внеоборотные активы
150
40500
236504

Итого по разделу I
190
552213
792069

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

210
51052
130789

в том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211
11462
92710

животные на выращивании и откорме
212

затраты в незавершенном производстве
213

готовая продукция и товары для перепродажи
214
30163
28679

товары отгруженные
215

расходы будущих периодов
216
9400
9400

прочие запасы и затраты
217

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
220
1430
1430

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
230
608
2165

в том числе покупатели и заказчики
231

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
240
145870
33433

в том числе покупатели и заказчики
241
145870
33433

Краткосрочные финансовые вложения
250

Денежные средства
260
81120
572482

Прочие оборотные активы
270
3592
3592

Итого по разделу II
290
283645
743891

БАЛАНС
300
835858
1535960

Форма 0710001 с. 2
Пассив
Код по- казателя
На начало отчетного периода
На конец отчет- ного периода

1
2
3
4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

410
99048
99048

Собственные акции, выкупленные у акционеров
411
()
()

Добавочный капитал
420
26487
26487

Резервный капитал
430

в том числе:
резервы, образованные в соответствии с законодательством

431

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами
432

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
470
247757
525682

Итого по разделу III
490
373292
651217

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

510

Отложенные налоговые обязательства
515

Прочие долгосрочные обязательства
520

Итого по разделу IV
590

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

610
287193
233293

Кредиторская задолженность
620
175373
651450

в том числе:
поставщики и подрядчики

621
155895
386075

задолженность перед персоналом организации
622
6609
86793

задолженность перед государственными внебюджетными фондами
623
2882
20409

задолженность по налогам и сборам
624
9460
157647

прочие кредиторы
625
527
527

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов
630

Доходы будущих периодов
640

Резервы предстоящих расходов
650

Прочие краткосрочные обязательства
660

Итого по разделу V
690
462566
884743

БАЛАНС

700
835858
1535960

СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах


Арендованные основные средства
910

в том числе по лизингу
911

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение
920

Товары, принятые на комиссию
930

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособность дебиторов
940

Обеспечения обязательств и платежей полученные
950

Обеспечения обязательств и платежей выданные
960

Износ жилищного фонда
970

Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов
980

Нематериальные активы, полученные в пользование
990

Руководитель
Главный

(подпись)
(расшифровка подписи)
бухгалтер
(подпись)
(расшифровка подписи)

«
»
20
г.

Задание №3
На основании данных по выполнению задания №2 составить отчет о прибылях и убытках за квартал, используя утвержденную формулу – Ф-№2 (гр. 3- данные за отчетный период).
Задание №4
На основании данных по выполнению задания №2 составить отчет о движении денежных средств за 1 квартал, используя утвержденную форму отчета – Ф№4

Заключение.

В ходе написания данной курсовой работы рассмотрены понятия бухгалтерского баланса, принципы классификации, структура и содержание бухгалтерского баланса, изучена структура и техника составления бухгалтерского баланса. Раскрыты значение и функции бухгалтерского баланса, изучены нормативные и правовые акты, регламентирующие ведение бухгалтерского учета и отчетности, показана важность основной формы бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский баланс позволяет, с одной стороны, дать четкое представление о характере поставщиков финансовых ресурсов организации (капитал и обязательства) и условиях их вовлечения в деловой оборот организации (сроки, процентные ставки, обеспечения); с другой стороны, о направлении и характере вложений представляемого капитала в экономические ресурсы общества.
Для принятия управленческого решения необходимо иметь не только бухгалтерские данные о финансово-хозяйственной деятельности организации, но и их сравнительные характеристики в динамике времени. Для планирования стратегии или составления прогноза необходимо иметь четкие представления о том, как, почему и при воздействии каких факторов изменяется тот или иной финансовый и экономический показатель. Для того чтобы располагать такими сведениями, необходимо проводить анализ хозяйственной деятельности на перспективу в каждой организации. Главным источником информации, прежде всего, для внешних пользователей является баланс организации, который наиболее доступен.
Таким образом, значение бухгалтерского баланса очень велико, дополнением к бухгалтерскому балансу является отчет, то есть совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль отчета состоим в дополнении, расшифровке тех данных, которые содержатся в балансе; баланс – стержень, вокруг которого группируются в качестве приложений к нему все остальные формы бухгалтерской отчетности, составляющие в совокупности бухгалтерский отчет. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации.
Основной тенденцией развития бухгалтерского баланса в России было его постоянное усложнение. В последние годы происходит обратный процесс – упрощение структуры бухгалтерского баланса.
Активы предприятия участвуют в хозяйственном обороте непрерывно, изменяя свой состав и форму стоимости. Для руководства хозяйствующим субъектам нужно знать, какими активами располагает, из каких источников они созданы, для какой цели предназначены. На все эти вопросы и дает ответ бухгалтерский баланс.
Список используемой литературы.
1. Федеральный закон « О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г.№ 129-ФЗ.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Министерства Финансов РФ от 29.07.98 № 34н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31н).
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
4. «О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 22.07.2003г. № 67н.
5. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.06.2000г. № 60н.
6. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. – М.: Экспертное бюро М,2002.-351с.
7. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. -М.: ИНФРА-М:338 ФОРУМ,2003. – 304 с.
8. Заббарова О.А. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности организации: Учебное пособие.— М.: КНОРУС, 2005.— 256 с.
9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2002.-640 с.
10. Левин С.Е. Лекции по бухгалтерскому финансовому учету.
11. Левин С.Е. Лекции по бухгалтерской финансовой отчетности.