–PAGE_BREAK–2. Понятия, основные задачи учета материалов.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций [8].
Основными задачами бухгалтерского учета материалов являются [1]: правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материалов; контроль за сохранностью материалов в местах их хранения и на всех этапах их движения; контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов материалов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг; своевременное выявление ненужных и излишних материалов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот.
На большинстве коммерческих предприятий материалы являются объектами двух видов бухгалтерского учета: управленческого и финансового. В управленческом учете (на складах, в производственных помещениях и в эксплуатации) они чаще всего отражаются количественно на специальных карточках, в финансовом учете – в стоимостном выражении. В конце каждого месяца производится сверка обоих учетов путем таксировки, т.е. путем денежной оценки остатков материалов на складе. При несовпадении делают корректировки. Не реже одного раза в год проводится инвентаризация ценностей, в том числе и производственных запасов [9].
Финансовый учет обеспечивает бухгалтерское оформление хозяйственных операций (составление первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета), а также составление бухгалтерской финансовой отчетности. Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями [7].
Управленческий учет – это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью [3].
На практике реализуются разные варианты сочетаний управленческого и финансового учета материалов. В малых организациях часто обходятся без управленческого учета.
Контроль сохранности и движения материалов может быть существенно облегчен, если на предприятии проводятся специальные организационно-технические мероприятия [9]:
– складские и другие аналогичные помещения для хранения ценностей оснащены прогрессивным погрузочно-разгрузочным оборудованием и механизмами;
– места размещения объектов разделены на секции и ячейки, которые пронумерованы и поименно обозначены;
– в секциях размещены точные измерительные и весовые приборы и приспособления;
– приказом руководителя предприятия определены материально ответственные лица, а также работники, которым предоставлено право получать и отпускать материальные ценности.
Материалы относятся к оборотным активам организации и отражаются в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». К счету 10 могут быт открыты субсчета [4, 5]:
10-1 «Сырье и материалы»;
10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
10-3 «Топливо»;
10-4 «Тара и тарные материалы»;
10-5 «Запасные части»;
10-6 «Прочие материалы»;
10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
10-8 «Строительные материалы»;
10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;
10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» и др.
Кроме того, материалы, не принадлежащие данному предприятию, выделяются в отдельные группы и учитываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»; 003 «Материалы, принятые в переработку».
На субсчете 10-1 «Сырье и материалы» учитывается основные и вспомогательные сырье и материалы (в том числе строительные у подрядных организаций).
На субсчете 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» учитываются изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых включается в себестоимость продукции.
На субсчете 10-3 «Топливо» учитываются нефтепродукты (нефть, дизельное топливо, бензин и др.) и смазочные материалы.
На субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» учитывается тара, материалы, детали, предназначенные для изготовления тары и ее ремонта.
На субсчете 10-5 «Запасные части» учитываются запасные части, предназначенные для производства ремонта, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств.
На субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитываются отходы производства (обрубки, обрезки, стружка), неисправимый брак, материальные ценности, полученные от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы (лом, утиль).
На субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» учитываются материалы, переданные в переработку на сторону, стоимость которых далее включается в затраты на производство полученных из них изделий.
На субсчете 10-8 «Строительные материалы» учитываются материалы, используемые в процессе строительных и монтажных работ (у организаций-застройщиков).
На субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» учитываются средства труда, которые включаются в состав средств в обороте.
На субсчете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» учитываются специальные инструменты, приспособления, оборудование, одежда на складах или иных местах хранения.
На субсчете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» учитываются специальные инструмент, приспособления, оборудование, одежда в эксплуатации (при производстве продукции, работ, оказания услуг, для управленческих нужд).
В соответствии с [1] основными требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету материально — производственных запасов являются:
– сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;
– учет количества и оценка запасов;
– оперативность (своевременность) учета запасов;
– достоверность;
– соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
– соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.
Необходимыми предпосылками действенного контроля за сохранностью запасов являются [1]:
– наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);
– размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-сорто — размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;
– оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;
– применение централизованной доставки материалов со складов организации в цеха (подразделения) по согласованным графикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям; сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;
– организация, там где это необходимо и целесообразно, участков централизованного раскроя материалов;
– определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;
– установление порядка нормирования расхода запасов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);
– установление порядка формирования учетных цен на запасы и порядка их пересмотра;
– определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;
– определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов и иных мест хранения организации;
– наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).
Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ [12].
Налоговый учет осуществляется организациями в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внешних и внутренних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полной и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Для ведения налогового учета используются бухгалтерские документы. Налоговый учет можно вести в общеустановленных регистрах бухгалтерского учета, в которых при необходимости вводят соответствующие изменения, или использовать специальные регистры налогового учета. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета [3].
По хозяйственным операциям приобретения материалов исчисляют налог на добавленную стоимость (НДС). НДС учитывают на субсчете 3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» [4].
Добавленная стоимость – это стоимость, которая создается на предприятии и не включает затраты других организаций (поставщиков, подрядчиков и т.п.).
НДС регулируется главой 21части IIНалогового кодекса Российской Федерации и представляет собой форму изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения [29].
3. Первичные документы учета материалов
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные в федеральном законе «О бухгалтерском учете» [8].
Учет материалов на предприятии ведется параллельно: в бухгалтерии в суммовом выражении и на складах в количественном выражении. В конце отчетного периода оба учета сверяются.
Типовые межотраслевые формы первичной учетной документации содержат следующие формы [6].
Формы № М-2 и М-2а «Доверенность» применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Форму М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер.
Форма № М-4 «Приходный ордер» применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад.
В соответствии с [1] вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.
Форма № М-7 «Акт о приемке материалов» применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов.
Форма № М-8 «Лимитно-заборная карта» применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды.
Форма № М-11 «Требование-накладная» применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
Форма № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону» применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.
Форма № М-17 «Карточка учета материалов» применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом).
Форма № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.
Образцы типовых межотраслевых форм первичной документации приведены в Приложении А.
Кроме перечисленных документов, для учета материальных ценностей используются [7]:
– инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3);
– сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19);
– сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения);
– акт о покупке материалов на рынке;
– акт перевода единиц измерения материалов;
– акт заключения о чрезвычайных ситуациях;
– акт на списание материалов.
В расчетах за приобретение организацией материальных ценностей применяются:
– товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т);
– счет-фактура;
– банковские расчетно-платежные документы;
– приходный и расходный кассовый ордер и др.
продолжение
–PAGE_BREAK–4. Оценка и учет материалов при их заготовлении и приобретении.
Материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В зависимости от источника поступления материалов возможны различные варианты их оценки [7].
Таблица 1. Способы оценки материалов при их приобретении
№ п/п
Источник поступления МПЗ
Фактическая себестоимость материалов
1
Приобретение МПЗ за плату
Фактические затраты на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (включая затраты по заготовке и доставке МПЗ, расходы по страхованию. затраты по доведению МПЗ до пригодного к использованию состояния)
2
Изготовление самой организацией
Фактические затраты, связанные с производством данных МПЗ
3
Получение по договору дарения или безвозмездно
Текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету
4
Внесение учредителями (участниками) в качестве вклада в уставный капитал организации
Денежная оценка, согласованная учредителями организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ
5
Получение в обмен на другое имущество или при исполнении обязательств неденежными средствами
Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.
При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные МПЗ
6
Приобретение в результате выбытия основных средств или другого имущества
Текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету
7
Приобретение имущества в пользование или распоряжение
Оценка, предусмотренная в договоре передачи имущества во временное пользование или распоряжение
В фактическую себестоимость МПЗ, приобретаемых по договорам дарения, мены, в качестве вклада в уставный капитал, в результате выбытия основных средств и иного имущества, включаются также фактические затраты организации на транспортно-заготовительные расходы МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования.
Фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) – это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав ТЗР входят [13]:
– расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
– расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой материалов и их доставкой в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников;
– расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);
– наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
– плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
– плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
– расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
– стоимость потерь по поставленным материалам в пути в пределах норм естественной убыли;
– другие расходы.
К фактическим затратам, относимым к фактической себестоимости материалов, приобретаемых за плату, относятся [3]:
– суммы, уплачиваемые поставщику в соответствии с соглашением;
– суммы, уплачиваемые организациями за консультационные и информационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
– таможенные пошлины;
– невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;
– вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;
– затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;
– затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (затраты по сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;
– иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.
В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено двумя методами [22]:
– по фактической себестоимости с использованием счета 10;
– с использованием учетных цен с применением счетов 15 и 16.
Метод использования счета 10 в корреспонденции с соответствующими счетами.
По этому методу поступление материалов на склад отражается проводками:
Хозяйственная операция
Дебет
Кредит
Приобретены материалы у поставщика
10
60
Приобретены материалы подотчетными лицами
10
71
Отражены расходы по изготовлению материалов
23
10, 70, 69, 02
Оприходованы материалы, изготовленные работниками организации
10
23
Транспортные расходы по доставке материалов
10
60
Внесены материалы учредителями в качестве вклада в уставной капитал
10
75
Оприходованы материалы, полученные от ликвидации основных средств
10
99
Оприходованы поступившие на склад безвозмездно материалы
10
98
Ввиду многочисленных исправлений в бухгалтерских регистрах при применении данного метода, фактически такой вариант учета можно предложить только тем организациям, которые на дату получения материалов уже имеют все расчетные документы на них.
Метод использования учетных цен с применением счетов 15 и 16.
Суть данного метода состоит в том, что информацию о фактической себестоимости заготовления материалов формируют путем суммирования данных по дебету двух счетов: 10 и 16. При этом по дебету счета 10 материалы учитывают по учетным ценам, а на счете 16 показывают разницу между учетной ценой и фактической себестоимостью заготовления материалов. В качестве вспомогательного используют счет 15.
Организации предоставлено право самостоятельно устанавливать принципы формирования учетной цены. За основу может быть взята средняя цена на начало отчетного периода по аналогичным запасам, цена поставщика. Любой выбранный метод должен быть закреплен в учетной политике организации.
При поступлении материалов на склад они приходуются по учетной цене проводкой: Д 10 – К 15.
Именно эта цена будет использоваться для расчета фактической себестоимости списания материала в производство.
Все данные о фактических расходах при заготовлении материалов отражаются на счете 15 следующими проводками:
Хозяйственная операция
Дебет
Кредит
Отражена покупная стоимость материалов
15
60
Отражены транспортно-заготовительные расходы
15
60
Отражены услуги посредников по заготовке материалов
15
60
Отражено распределение складских расходов организации на стоимость материалов
15
20
(23, 25)
Начислены проценты за банковский кредит, использованный на закупку материалов
15
67
Таким образом, по дебету счета 15 формируется информация о фактической себестоимости материалов, а по кредиту – об их учетной цене.
В конце месяца сравнивают данные по счетам 10 и 15 по каждому аналитическому признаку, при этом дебетовый и кредитовый оборот по счету 15 уравнивается в корреспонденции со счетом 16: Д 16 (15) – К 15 (16) – отражено отклонение учетной цены от фактической себестоимости заготовления материалов.
Сумма отклонений, учтенная на счете 16, списывается в отчетном периоде пропорционально сумме материалов, отпущенных в производство, на те же счета, на которые спиваются сами материалы.
продолжение
–PAGE_BREAK–5. Оценка и учет материалов при их выбытии.
При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов [1, 23]:
а) по себестоимости каждой единицы;
б) по средней себестоимости;
в) по способу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов).
Выбранный организацией способ оценки материалов при их выбытии должен быть закреплен в учетной политике. Способ оценки должен быть единым по группам либо видам материалов и не может изменяться в течение года.
Способ оценки материалов при списании по себестоимости каждой единицы применяется по материалам, используемым в особом порядке (драгоценные материалы, камни и т.п.) или по материалам, которые не могут заменять друг друга.
Средняя себестоимость единицы материалов, по которой они списываются в производство в течение месяца, определяется по формуле [3]
,
где СЦ – средняя себестоимость материалов;
Он – фактическая себестоимость остатка материалов на начало месяца;
П – фактическая себестоимость поступивших за месяц материалов;
Кн – количество материалов на начало месяца;
Кп – количество поступивших за месяц материалов.
При этом фактическая себестоимость остатка материалов на конец месяца определяется по формуле
,
где Ок – фактическая себестоимость остатка материалов на конец месяца;
Кост – количество материалов, числящихся на конец месяца в остатке.
При оценке способом ФИФО материалы списываются в производство по ценам в последовательности их закупок, т.е. материалы, первыми поступающие в производство (независимо от того, из каких партий отпускаются материалы), оцениваются по себестоимости первых по времени закупок с учетом остатков материалов, числящихся на начало месяца. Остатки материалов на конец месяца оцениваются по фактической себестоимости последних по времени закупок.
Рассмотрим на примере порядок определения фактической себестоимости израсходованных за месяц материалов различными способами. Сведения об остатках и поступлении материалов приведены в таблице 2.
Таблица 2. Показатели поступления материалов за отчетный месяц
Показатели
Кол-во единиц
Цена единицы
Сумма
1. Остаток материалов на начало месяца
400
8
3200
2. Поступило в течение месяца:
— первая партия
600
8
4800
— вторая партия
500
12
6000
— третья партия
200
15
3000
Итого поступило:
1300
13800
Сумма
1700
17000
Предположим, что при оценке материалов по себестоимости каждой единицы в течение отчетного периода израсходовано 580 ед. из первой парии, 470 ед. – из второй, 190 ед. – из третьей, 360 ед. – из остатка (всего 1600 ед.). Общая сумма отпущенных материалов составит
(580*8)+(470*12)+(190*15)+(360*8) = 16010 руб.
Фактическая себестоимость остатка материалов на конец месяца:
17000 – 16010 = 990 руб.
При втором способе оценки материалов при выбытии первоначально определим среднюю себестоимость единицы материалов:
руб.
Фактическая себестоимость материалов, списываемых в производство, составит 1600 ед. * 10 руб. = 16000 руб.
Фактическая себестоимость остатка материалов на конец месяца равна
100 ед. * 10 руб. = 1000 руб.
В соответствии с методом ФИФО стоимость материалов, списываемых в производство, составляет
(400*8)+(600*8)+(500*12)+(100*15)=15500 руб.
Израсходованы материалы из всех партий, кроме последней – третьей. Фактическая себестоимость остатка материалов равна
100*15 = 1500 руб.
Как следует из табл. 3, использование способа ФИФО в условиях инфляции позволяет снизить себестоимость готовой продукции (работ, услуг), повысить прибыль, а также увеличить сумму остатка производственных запасов.
Таблица 3. Сводная таблица расчета фактической себестоимости материалов
Метод списания
материалов в производство
Себестоимость материалов,
списываемых в производство, руб.
Остаток материалов
на конец месяца, руб.
1. Себестоимость каждой единицы
16010
990
2. Средняя себестоимость
1600
1000
3. ФИФО
15500
1500
В бухгалтерском учете на сумму фактической себестоимости списываемых материалов делается запись:
Дебет сч. 20, 23, 25, 26, 28,29, 44.
Кредит сч. 10.
Выбытие материалов при их продаже, передаче в качестве вклада в уставный капитал, передаче безвозмездно оформляется накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) и отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета показываются фактическая себестоимость выбывших ценностей, расходы, связанные с их выбытием.
Таблица 4. Записи на счетах бухгалтерского учета продажи материалов
Хозяйственная операция
Дебет
Кредит
Списание стоимости реализованных материалов
91, субсчет 91-2
10
Начисление выручки от продажи материалов
76
91, субсчет 91-1
Определение финансового результата по реализованным материалам
91, субсчет 91-9
99
Передача организацией материалов обособленным подразделениям оформляется накладной (форма № М-125) и фиксируется на счете 79. Ликвидация материальных ценностей вследствие чрезвычайных ситуаций отражается по дебету счета 99 на основании сличительной ведомости результатов инвентаризации ТМЦ (форма № ИНВ-19). Возврат материалов поставщику при обнаружении дефектов на основании акта о приемке материалов (форма № М-7) отражается по дебету счета 60. В приведенных в табл. 5 записях кредитуется счет 10 «Материалы».
Таблица 5. Записи на счетах бухгалтерского учета операций выбытия материалов
Хозяйственная операция
Корреспондирующий счет
Отгружены материалы сторонним организациям (в том числе при продаже по договорам купли-продажи, мены, посредническим) либо отпущены своим работникам
Д-т сч. 91-2
Переданы материальные ценности в качестве вклада в уставный капитал
Д-т сч. 91-2
Переданы материальные ценности безвозмездно
Д-т сч. 91-2
Переданы материальные ценности обособленным подразделениям
Д-т сч. 79-1
Ликвидация материальных ценностей вследствие чрезвычайных ситуаций
Д-т сч. 99
Возврат материалов поставщику при обнаружении дефектов
Д-т сч. 60
продолжение
–PAGE_BREAK–