Бухгалтерский финансовый учет расходов на продажу в производстве и торговых организациях

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»
Тема: «Бухгалтерский финансовый учет

расходов на продажу в производстве и торговых организациях
»
Автор курсовой работы Гайнуллина Р. З.
Группа 313
Научный руководитель Мусаллямова М. Ф.
«1» декабря 2009 г.
Казань 2009
Содержание
Введение. 3

1. Понятие и состав расходов на продажу. 5

2. Учет расходов на продажу в торговых предприятиях. 14

3. Учет расходов на продажу в производственных предприятиях. 24

Заключение. 33

Список использованной литературы.. 35

Приложение
Введение

Организация грамотного учета расходов на продажу в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий. Торговля, во всех ее проявлениях, занимает все большее место в предпринимательской деятельности экономических субъектов. Закупкой и продажей товаров занимаются не только предприятия сферы торговли, но и производственные организации. Увеличение оборота денежных и материальных ресурсов в данной отрасли хозяйствования приводит к повышенному вниманию со стороны контролирующих органов к правильности постановки организации и ведения бухгалтерского учета товарных операций и в том числе расходов на продажу. Широкая же номенклатура товаров, различные методы учета, сложный расчет фактический себестоимости, организация учета расчетов с множеством поставщиков и покупателей делает работу бухгалтера торгового предприятия крайне сложной и ответственной.
Управленческому учету расходов на продажу в экономической литературе уделяется меньше внимания, чем управленческому учету производственных затрат. Однако расходы на продажу являются расходами по обычным видам деятельности и возникают у организаций всех отраслей экономики. Таким образом, управление расходами на продажу является одной из существенных задач менеджмента организации, оно базируется на информации управленческого учета.
Целью настоящей работы является комплексное исследование организации бухгалтерского учета расходов на продажу, как в торговых, так и в производственных предприятиях и разработка предложений по его совершенствованию в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
– исследованы теоретические и методические вопросы организации бухгалтерского учета расходов на продажу;
– проанализирована практика организации бухгалтерского учета расходов на продажу;
– проведен сравнительный анализ расходов на продажу торговых и производственных предприятий:
– разработаны предложения по совершенствованию бухгалтерского учета расходов на продажу.
Объектом исследования служит комплексная система организации бухгалтерского учета торговой деятельности в производственных и торговых предприятиях.
Теоретической и методической основой послужили постановления правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам организации бухгалтерского учета расходов на продажу.
Рассматриваемой проблеме в разное время уделяли внимание такие ученые, как А.Ф. Аксененко, Н.А. Басманов, П.С Безруких, М.А. Бахрушина, Н.Д. Врублевский, В.Г. Гетьман, О.В. Голосов, В.Б. Ивашкевич, Т.П. Карпова, Н.П. Кондракова, М.И. Кутер, М.В. Мельник, А.Ш. Маргулис, С.А. Николаева, В.Д. Новодворский, В.Ф. Палий, О.В. Рожнова, Я.З. Соколов, В.И. Стоцкий, С.А. Стуков, В.А. Терехова, СМ. Шапигузов, А.Д. Шеремет, Л.З. Шнейдман, A.M. Эйдинов, А. Дайле, К. Друри, Э. Майер, Д. Миддлтон, Б. Нидлз, X. Андерсон, Дж. Голдвелл, Р. Энтони, Дж. Рис.
Высоко оценивая вклад отечественных и зарубежных специалистов в разработку различных аспектов финансового учета, можно сделать вывод, что проблема учета расходов на продажу промышленных предприятий недостаточно проработана и соответственно необходимо ее целенаправленное исследование.
Актуальность проблемы создания, развития и внедрения управленческого учета расходов на продажу на российских предприятиях, недостаточная степень ее научной разработанности и большая практическая значимость определили выбор темы данного исследования, постановку его цели и задач.
1. Понятие и состав расходов на продажу

Бухгалтерский учет расходов на продажу (издержек обращения) организаций призван обеспечить своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов, а так же контроль над использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Для управления, руководства, контроля и планирования издержек обращения внутренним пользователям требуется информация различной степени обобщенности – сводная и более подробная. Исходя из этого в бухгалтерском учете для получения различных по степени детализации показателей используются синтетические и аналитические счета. Соответственно этим двум видам счетов ведется синтетический и аналитический учет.
Основным документом, определяющим порядок учета расходов, в том числе издержек обращения, в целях бухгалтерского учета, является положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6.05.99 г. № 33н (введено в действие с 1 января 2000 г.). Данное положение принято во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.98 г. № 283. Этот документ определяет классификацию расходов и порядок их признания в учете.
Рабочим планом счетов для учета издержек обращения выделен счет 44 «Расходы на продажу», который предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость проданной продукции.
Согласно рабочему плану счетов, в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 44 "Расходы на продажу" может включать следующие статьи расходов:
• на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
• по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
• комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
• по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;
• на рекламу;
• на представительские расходы;
• другие аналогичные по назначению расходы.
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (свеклу, молоко, шерсть, хлопок, кожевенное сырье, лен, скот, птицу и др.), на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы: прочие расходы; общезаготовительные расходы; на содержание заготовительных и приемных пунктов; на содержание скота и птицы на базах и в приемных пунктах[1]
.
В рабочем плане счетов необходимо определить субсчета, в разрезе которых учитываются расходы на продажу. Требуется обособить информацию:
1) о расходах на реализацию произведенной продукции (работ, услуг) с выделением расходов на транспортировку и упаковку;
2) о расходах, связанных с реализацией товаров.
Внутри этих групп предприятие может организовать учет текущих расходов по видам: комиссионные сборы сбытовым организациям, оплата труда продавцов, расходы по содержанию помещений для хранения продукции или товаров, на рекламу, представительские расходы, оплата экспортных платежей и т. д.
По дебету счета 44 "Расходы на продажу" накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.
При формировании расходов на продажу (коммерческих расходов) в учете делаются следующие записи.
Д 44 – К 10 израсходованы материалы на упаковку продукции на складе;
Д 44 – К 23 списаны расходы вспомогательных производств по изготовлению тары, доставке продукции на станцию отправления;
Д 44 – К 02,10,70 в расходы на продажу включены расходы на ремонт и амортизацию оборудования, используемого при погрузке продукции в транспортные средства (автомобили, вагоны, суда) силами самого предприятия;
Д 44 – К 76 начислены коммерческие сборы (начисления);
Д 44 – К 60, 76 в расходы на продажу включена стоимость услуг транспортных организаций за доставку продукции на станцию (пристань) отправления; счета подрядчиков за отгрузку продукции в вагоны (суда), рекламных агентств, хранителей по договорам хранения и др. (без НДС);
Д 44 – К 70, 69 начислены заработная плата, единый социальный налог и другие отчисления на заработную плату рабочим за упаковку, затаривание готовой продукции на складе, погрузку ее на транспортные средства;
Д 44 – К 71 отнесены расходы подотчетных лиц при транспортировке готовой продукции, ее выгрузи представительские расходы;
Д 44 – К 76 по экспортируемым товарам суммы экспортных таможенных пошлин и таможенных сборов включены в состав коммерческих расходов;
Д 44 – К 76/ "Расчеты по имущественному и личному страхованию" отчисления на страхование готовой продукции, товаров и др.
Корреспонденция счета 44 «Расходы на продажу» с другими счетами согласно рабочему плану счетов представлена в приложении 1.
В составе расходов, связанных с продажей, учитываются также дополнительные расходы поставщика при возникновении ситуации, указанной в ст. 496 ГК РФ.
Договором розничной купли-продажи может быть предусмотрено условие, заключающееся в том, что покупатель принимает товар, который в определенный договором срок не может быть продан другому покупателю. Неявка покупателя, а также отказ от получения товара в определенный договором срок являются отказом покупателя от исполнения договора, что влечет за собой расходы поставщика на обеспечение передачи товара другому покупателю. Эти расходы продавца являются для него расходами на продажу и включаются в цену товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
По правилам бухгалтерского учета расходы на продажу (коммерческие расходы) включаются в состав расходов по обычным видам деятельности [6]. Накопленные на счете 44 суммы списываются на себестоимость продаж в дебет счета 90 «Продажи» полностью или частично в зависимость от варианта, предусмотренного учетной политикой организации.
Расходы на упаковку и транспортировку, учитываемые в расходах на продажу, включаются в себестоимость отгруженных товаров (продукции) прямым путем. Организации, осуществляющие промышленную и иную производственную деятельность, при частичном списании между видами отгруженной продукции распределяются расходы на упаковку и транспортировку. Эти расходы ежемесячно распределяются между отдельными наименованиями отгруженной продукции исходя из веса, объема, производственной себестоимости или других показателей, предусмотренных учетной политикой организации. Если договором поставки обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права собственности на отгруженную продукцию от предприятия к покупателю (например, по оплате продукции), то в этом случае в организации по отгруженной в отчетном месяце продукции не может быть признана в установленном порядке выручка от продажи и в учете делается запись: с кредита счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 45 "Товары отгруженные". Учтенные за этот месяц расходы на упаковку и транспортировку распределяются между продукцией отгруженной, списанной с кредита счета 43 в дебет счета 45, и реализованной, списанной с кредита счета 43 в дебет счета 90.
Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, списываются ежемесячно на себестоимость проданной продукции – в дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж".
Для целей обложения налогом на прибыль все суммы расходов на продажу, осуществленные предприятием в течение отчетного (налогового) периода [2], относятся к косвенным расходам и в полном объеме списываются на уменьшение доходов от реализации этого отчетного (налогового) периода.
В соответствии с главой 25 НК РФ расходы признаются в целях налогообложения только в том случае, когда они экономически оправданы, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подробнее рассмотрим на примере (1). В отчетном периоде на склад промышленной организации поступило 8 000 единиц готовой продукции, в т.ч. продукции A – 2 000 единиц, продукции B – 3 500 единиц, продукции C– 2 500 единиц. Расходы на продажу за рассматриваемый период составили 33 000 руб., в т.ч. расходы на упаковку изделий на складе готовой продукции – 15 000 руб., остальные расходы на продажу – 18 000 руб. Согласно учетной политикеорганизации расходы на упаковку и транспортировку реализуемой продукции распределяются между видами продукции исходя из объема выпуска. В отчетном периоде продукция А и В отгружена со склада покупателям полностью, продукция С не реализовывалась. На начало отчетного периода в бухгалтерском учете на счете 44 "Расходы на продажу" сальдо нулевое.
Распределим расходы на упаковку и транспортировку по видам продукции.
Продукция А
2 000 ед.: 8000 ед. х 15 000 руб. = 3 750руб.
Продукция В
3 500 ед.: 8 000 ед. х 15 000 руб. = 6 563 руб.
Продукция С
2500 ед. : 8 000 ед. х 15 000 руб. = 4 687 руб.
Расходы на упаковку и транспортировку, относящиеся к реализованной продукции А и В, составляют 10 313 руб. (3 750 + 6 563). Расходы на продажу, списываемые в дебет счета 90, составляют 28 313 руб. (10 313 + 18 000).
В бухгалтерском учете списание расходов на продажу отражается следующими проводками.
Д 44 – К 60, 76 и др.
– 33 000 руб. – на сумму расходов на продажу за отчетный период;
Д 90/"Себестоимость продаж" — К 44
– 28 313 руб. – списание расходов на продажу в сумме, приходящейся на реализованную продукцию.
Таким образом, на конец отчетного периода на счете 44 будет числиться остаток расходов на упаковку и транспортировку, относящийся к продукции С. Сумма этого остатка равна 4 587 руб. (33 000-28 313).
В целях бухгалтерского учета сумма расходов на продажу, приходящаяся на долю реализованной продукции, равна 28 313
В целях налогообложения сумма расходов на продажу составит 33 000 руб. Сумма данных расходов отражается в регистрах налогового учета и принимается в уменьшение суммы дохода, полученного в отчетном периоде в полном объеме.
Наряду с рассмотренным выше способом списания расходов на продажу на себестоимость организациями может применяться и другой способ. В соответствии с п. 9 ПБУ 10/99 коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров и услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Как уже упоминалось ранее, в рамках финансового учета аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям расходов. Однако для стратегического и тактического управления расходами на продажу в соответствие с современными приемами менеджмента такой классификации не достаточно.
Существует иная классификация и методика распределения расходов на продажу, которая ориентирована в основном на торговые организации, но может применяться и в промышленности.
В табл.1 рассматривается иерархия субсчетов к счету 44 "Расходы на продажу", отражающая последовательность калькулирования таких расходов в управленческом учете. Чем выше уровень субсчета, тем раньше производится соответствующий этап калькулирования. Счет 44 "Расходы на продажу" использован условно, так как предлагаемая методика не полностью соответствует требованиям финансового учета и управленческий учет должен вестись параллельно финансовому. Однако это не усложнит ни один из этих видов учета, поскольку базой для учетных записей в обоих случаях служат первичные документы, и в финансовом учете распределение расходов на продажу не трудоемко: производится в конце месяца по формуле среднего процента или расходы на продажу списываются полностью на финансовый результат.
Таблица 1
Иерархия субсчетов к счету 44 "Расходы на продажу" управленческого учета
Уровни субсчетов
Субсчета к счету 44 "Расходы на продажу"

I
По местам возникновения затрат 44-Х…

II
По статьям затрат 44-Х…-XX

III
По функциям (видам деятельности) 44-Х…-ХХ-Х

IV
По подфункциям 44-Х…-ХХ-Х-Х

V
По видам товаров 44-Х…-ХХ-Х-Х-Х…

VI
По зависимости от объема производства 44-Х…-ХХ-Х-Х-Х…-Х

Кодирование субсчета соответствующего уровня производится по следующим правилам:
– по местам возникновения затрат (отделам, складам, мастерским и т. п.): количество знаков) кодов зависит от количества мест возникновениязатрат, т. е. от организационной структуры предприятия;
– по статьям затрат – в зависимости от принятой номенклатуры двухзначный код (XX). К каждой статье затрат могут быть выделены подстатьи (например, по методу чисел Парето), и после кода статьи затрат может размещаться код подстатьи затрат;
– по функциям – однозначный код (X): 1 – снабжение, 2 – хранение, 3 – сбыт, 4 – управление;
– по подфункциям – однозначный код (X): 1 – договорная работа по закупкам, 2 – транспортировка от поставщиков, 3 – пассивное хранение, 4 – подработка, подсортировка, упаковка товаров, 5 – договорная работа по продаже, 6 – реклама, 7 – транспортировка покупателям, 8 – послепродажное обслуживание (ремонт, гарантия), 9 – административные операции;
– по видам товаров – количество знаков кодов зависит от количества товаров (групп, наименований), выделенных организацией для учета затрат по видам товаров;
– по зависимости от объема производства – однозначный код (X): 1 – постоянные затраты, 2 – переменные затраты.
Кодирование субсчетов всех уровней может осуществляться на основе разработанного организацией классификатора субсчетов.
В основе предлагаемой методики лежит концепция учета затрат по видам деятельности (функциям), называемая также методом АВС-costing. В соответствии с ним стоимость продукции определяется многими факторами, в качестве которых выделяются рабочие функции, или виды деятельности.
Для подфункции «Пассивное хранение» фактором затрат обозначена продолжительность циклов хранения (оборачиваемость товарных запасов в днях). Оборачиваемость товарных запасов в днях (ОД) определяет средний срок хранения товаров на складе за расчетный период, который рассчитывается в предлагаемой модели по формуле:
(1)

ОД (СТЗ * Д : СВТЗ) ≤ Д, где СТЗ – средняя величина товарных запасов за период, нат. ед.;
СВТЗ – сумма выбывших за период товаров, нат. ед.;
Д – количество дней в периоде.
Оборачиваемость рассчитывается отдельно для каждого вида продукции. Для определения общей величины для подфункции «Пассивное хранение» частные значения оборачиваемости суммируются.
Калькулирование производится для каждого вида (разновидности), группы, класса товаров. Номенклатура таких групп товаров в управленческом учете базируется на классификации, применяемой в статистической отчетности, что позволяет сократить затраты труда работников. Однако если типовая классификация товаров не соответствует уровню, на котором проводится управление ассортиментом, то в управленческом учете должна применяться классификация, отвечающая этому уровню.
(2)

Тогда сумма затрат на осуществление вида деятельности, потребленных конкретным видом товара (ЗТ), рассчитывается по формуле: ЗТ = ( ЗВД * ФЗТ : ФЗ),
где ЗВД – затраты по виду деятельности за период;
ФЗ – общее значение фактора затрат за период;
ФЗТ – количество затрат, потребленных видом товара.
Так же необходимо сказать несколько слов о бухгалтерской отчетности счета 44:
Суммы оборотов по дебету счета 44 отражаются
в журнале-ордере №1 в корреспонденции Дт 44 Кт 50;
в журнале-ордере № 2 в корреспонденции Дт 44 Кт 51;
в журнале-ордере № 7 в корреспонденции Дт 44 Кт 71;
в журнале-ордере № 10/1 в корреспонденции Дт 44 Кт 10, 70, 69;
Обороты по кредиту счета 44 отражаются в журнале-ордере №11.2. Учет расходов на продажу в торговых предприятиях

В торговых организациях производственный процесс как таковой отсутствует. Их деятельность направлена на перепродажу приобретенного товара. В связи с этим состав расходов на продажу в торговых организациях гораздо шире, чем на производственных предприятиях. Затраты группируются по статьям типовой номенклатуры:
– транспортные расходы;
– расходы на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря;
– амортизация основных средств;
– расходы на ремонт основных средств;
– расходы на санитарную и специальную одежду;
– расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
– расходы на водоснабжение;
– расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
– расходы на рекламу;
– потери товаров и технологические отходы;
– расходы на тару;
– прочие расходы.[2]

А сейчас рассмотрим более подробно содержание некоторых статей расходов торговой организации.
На статью «Транспортные расходы» относятся:
– транспортные услуги сторонних организаций по перевозке товаров;
– плата за раскредитовку, подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.;
– услуги сторонних организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке товаров из транспортных средств;
– плата за экспедиционные операции;
– стоимость материалов, которые были израсходованы на оборудование транспортных средств (стойки, стеллажи, щиты, люки и др.);
– плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т.п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;
– плата за обслуживание подъездных путей и складов не общего пользования, в том числе по договорам, заключенным с железной дорогой.
По статье «Расходы на тару» учитываются:
– расходы на ремонт тары (в том числе тары-оборудования);
– расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате ее поставщикам или отправке тарособирающим организациям и тароремонтным предприятиям;
– амортизация тары-оборудования;
– амортизация многооборотной тары, возмещаемая поставщику в соответствии с условиями договора поставки;
– расходы, связанные с ремонтом и естественным износом тары-оборудования в части, возмещенной поставщикам (владельцам тары-оборудования);
– стоимость тары, списанной из-за естественного износа;
– расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары;
– разница в ценах между приемными (при оприходовании тары под товаром) и сдаточными (при возврате порожней тары);
– другие расходы на тару.[3]

В оптовой торговле товар, как правило, отгружается покупателю в том виде, в каком он поступил на склад торговой организации. В данном случае упаковка является неотъемлемой частью продаваемого товара. При оприходовании товаров в упаковке ее стоимость включается в фактическую себестоимость товара.
Рассмотрим такой пример (2):
На оптовый склад поступили мандарины в ящиках (по 20 кг в ящике). Всего получено 400 ящиков. В товарной накладной поставщик указал стоимость мандаринов – 47,2 руб. за 1 кг, в том числе цена товара – 40 руб., НДС 18% – 7,2 руб. Всего стоимость мандаринов составляет 320 000 руб. (40 руб. х 20 кг х 400 мест), НДС на стоимость мандаринов – 57 600 руб. (320 000 руб. х 18%).
Отдельной строкой поставщик выделил количество и стоимость тары: ящик пластмассовый, 400 штук, по цене 11,8 руб. за 1 ящик, в том числе НДС 18% – 1,8 руб. Всего стоимость тары составляет 4000 руб. (10 руб. х 400 штук), НДС на стоимость тары – 720 руб.
Мандарины отпускаются с оптового склада покупателям в ящиках. Поэтому при оприходовании мандаринов стоимость ящиков была включена в себестоимость поступившего товара:
Дебет 41-1 Кредит 60-1
– 324 000 руб. (320 000 руб. + 4000 руб.) – оприходован товар по цене поставщика;
Дебет 19-3 Кредит 60-1
– 58 320 руб. (57 600 руб. + 720 руб.) – НДС, предъявленный поставщиком.
Если оптовая организация приобретает упаковочные материалы, то их следует учитывать в составе материалов. Стоимость упаковочного материала отражается по Дебету балансового счета 10 субсчет 1 «Сырье и материалы» и списывается по мере отпуска материально ответственным лицам для упаковки товара в расходы на продажу (Дебет балансового счета 44). В данном случае учет упаковки в оптовой торговле ничем не отличается от аналогичного учета в розничной торговле.
Далее рассмотрим статью «Уход за помещениями и прилегающей территорией» по ней отражают:
– расходы на вывоз мусора;
– расходы на уборку прилегающей территории (дворов, улиц, тротуаров);
– расходы на содержание в чистоте помещений;
– стоимость предметов и средств ухода за помещениями (известь, мастика,
мешковина, щетки, метла, веники и т.п.).
В расходы на техобслуживание включают:
– расходы на поверку и клеймение весов, водомеров, электрических и газовых счетчиков и других измерительных приборов;
– расходы на содержание и ремонт сигнализационных устройств;
– расходы на проведение противопожарных мероприятий;
– расходы на техобслуживание лифтов, других подъемно-транспортных механизмов сторонними организациями.
По статье «Санитарная и специальная одежда» отражают:
– услуги прачечных, ремонтных мастерских, других организаций по стирке, дезинфекции и починке санитарной и специальной одежды и санитарных принадлежностей;
– стоимость материалов (мыла, моющих средств, иголок, ниток, пуговиц, тканей и т.п.), израсходованных на стирку и починку санитарной и специальной одежды и санитарных принадлежностей.
Следующая статья это «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров». К этим расходам относят:
– стоимость материалов (оберточной бумаги, гвоздей, опилок, стружки, пакетов, клея, шпагата, соломы, проволоки и т.п.), использованных при подработке, фасовке, переработке, сортировке и упаковке товаров;
– услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров;
– расходы на содержание холодильного оборудования (электроэнергия, вода, смазочные материалы и др.);
– расходы на техобслуживание холодильных установок сторонними организациями;
– стоимость льда, потребленного для охлаждения товаров и продуктов;
– плата за временное хранение товаров на складах сторонних организаций;
– расходы на дезинсекцию (уничтожение вредных насекомых) и дератизацию (истребление грызунов);
– расходы на создание условий для хранения товаров и продуктов – газовая среда, искусственное охлаждение, активная вентиляция и т.п.[4]

Отдельно расскажем о расходах предприятия на рекламные мероприятия. Определение «рекламы» содержится в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно статье 3 этого закона «реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
Расходы на рекламу, произведенные торговой организацией, отражаются в бухгалтерском учете по Дебету балансового счета 44 «Расходы на продажу» по статье «Расходы на рекламу». На эту статью относят следующие расходы:
1) на оформление витрин, выставок, выставок-продаж, комнат, образцов товаров; на разработку и печатание рекламных изданий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.).
Рассмотрим небольшой пример (3):
Торговая организация для проведения рекламной предновогодней компании заказала в типографии поздравительные открытки со своим фирменным знаком. Открытки предназначены для раздачи покупателям в розничных магазинах. Всего изготовлено 300 открыток. Типография выставила счет за изготовление открыток на сумму 3540 рублей, в том числе НДС 540 руб.
Полученные в типографии открытки были оприходованы на материальном складе организации. Завхоз выдал открытки менеджерам торговой организации по требованию-накладной унифицированной формы М-11. После проведения рекламной компании менеджеры составили отчеты о раздаче открыток с указанием даты, места раздачи и количества розданных открыток. На основании этих отчетов завхоз составил акт на списание открыток.
В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки:
Дебет 10-1 Кредит 60-2
– 3000 руб. – оприходованы открытки на складе;
Дебет 19-3 Кредит 60-2
– 540 руб. – отражен НДС, предъявленный типографией;
Дебет 44 статья «Расходы на рекламу» Кредит 10-1
– 3000 руб. – списана стоимость розданных открыток на рекламные расходы;
Дебет 60-2 Кредит 51
– 3540 руб. – оплачен счет типографии (перечислены денежные средства с расчетного счета торговой организации);
Дебет 68-3 Кредит 19-3
– 540 руб. – налоговый вычет НДС по оприходованным и оплаченным материальным ценностям.
2) на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, по радио, телевидению) и телекоммуникационные сети.
В качестве примера приведем ситуацию (4). В августе 2007 года торговая организация заключила договор с телевидением на ежедневные рекламные объявления в «бегущей строке» и произвела 15 августа 2007 г. предоплату в размере 51 920руб., в т.ч. НДС 7 920 руб. Ежемесячно торговая организация получает эфирные справки о количестве и стоимости поданных объявлений, а также счет-фактуру. Стоимость услуг телевидения за август составила 7080 руб., в т.ч. НДС 1080 руб., в сентябре – 6490 руб., в т.ч. НДС 990 руб., и т.д.
В бухгалтерском учете торговой организации сделаны проводки:
–15 августа 2007 г:
Дебет 60.2 Кредит 51
– 51 920 руб. – произведена предоплата телевидению, согласно выставленному счету;
Дебет 97 статья «Реклама» Кредит 60-2
– 44 000 руб. – затраты на рекламу включены в состав расходов будущих периодов;
Дебет 19-3 Кредит 60-2
– 7 920 руб. – НДС, предъявленный телевидением.
– 31 августа 2007 г:
Дебет 44 статья «Расходы на рекламу» Кредит 97
– 6000 руб. (7080 – 1080) – затраты на рекламу включены в расходы на продажу на основании эфирных справок и счета-фактуры за август;
Дебет 68-3 Кредит 19-3
– 1080 руб. – налоговый вычет НДС по услугам, оплаченным и списанным на производственные расходы.
– 30 сентября 2007 г:
Дебет 44 статья «Расходы на рекламу» Кредит 97
– 5500 руб. (6490 – 990) – затраты на рекламу включены в расходы на продажу на основании эфирных справок и счета-фактуры за сентябрь;
Дебет 68-3 Кредит 19-3
– 990 руб. – налоговый вычет НДС по услугам, оплаченным и списанным на производственные расходы.
3) на световую и иную наружную рекламу;
4) на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видеофильмов и т.п.;
5) на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей;
6) на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество во время экспонирования в витринах, торговых залах магазинов и на выставках;
7) стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату.
8) приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей этих призов во время проведения массовых рекламных компаний;
9) на проведение других рекламных мероприятий, связанных с торговой деятельностью.[5]

В бухгалтерском учете затраты на рекламу включаются в состав расходов на продажу без ограничений. Однако для целей налогообложения при определении налоговой базы по налогу на прибыль указанные расходы принимаются только в пределах норм. Эти нормы установлены пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса:
1) без ограничения в целях налогообложения принимаются следующие расходы на рекламу:
– расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передача по радио, телевидению) и телекоммуникационные сети;
– расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
– расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; – на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои качества при экспонировании;
2) в размере, не превышающем 1% выручки:
– расходы на прочие виды рекламы в течение налогового (отчетного) периода.
При этом понятие «выручка» определяется в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса. Под выручкой понимаются все поступления в денежной и натуральной форме от продажи товаров, прочего имущества и имущественных прав. В выручку не включаются косвенные налоги (НДС, акцизы). К прочему имуществу относятся оборудование, материалы, инвентарь, ценные бумаги, дебиторская задолженность и другие подобные активы торговой организации.
Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, а отчетным периодом – 1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев календарного года.
По окончании отчетного месяца сумма расходов, отраженная Дебетовым оборотом по балансовому счету 44, полностью или частично списывается в Дебет балансового счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж». Частично списываются расходы на транспортировку приобретенных товаров. Эти расходы делятся между проданным в отчетном периоде товаром и остатком товарных запасов на конец отчетного периода. Остальные расходы, связанные с продажей товаров, относятся на себестоимость продаж в полном объеме.
(3)

Расчет транспортных расходов на остаток товаров производят по формуле:ТР = Со х (ТРн + ТРт)/ (Сп + Со), где
ТР – транспортные расходы на остаток товара на конец отчетного месяца;
ТРн – сумма транспортных расходов на остаток товара на начало отчетного месяца (транспортные расходы, не списанные на себестоимость продаж в предыдущем отчетном периоде);
ТРт – транспортные расходы текущего отчетного месяца;
Со – стоимость остатка товарных запасов на конец отчетного месяца в учетных ценах;
Сп – себестоимость проданных за отчетный месяц товаров (стоимость проданных товаров в учетных ценах).
Рассмотрим пример (5) : Расходы на продажу торговой организации за отчетный месяц имеют следующую структуру:
Наименование
Сумма

транспортные расходы
120 000 руб.

расходы на оплату труда
78 000 руб.

отчисления на социальные нужды
27 900 руб.

амортизация основных средств
20 000 руб.

расходы на рекламу
15 000 руб.

расходы на тару
980 руб.

итого расходы:
261 880 руб.

себестоимость проданных за отчетный месяц товаров
530 000 руб.

остаток товарных запасов в учетных ценах на конец месяца
260 000 руб.

транспортные расходы, не списанные в прошлом месяце
31 000 руб.

Рассчитаем сумму транспортных расходов на остаток товара на конец отчетного месяца:
1) определим процент транспортных расходов в объеме товарных запасов отчетного месяца:
[(31 000 руб. + 120 000 руб.) : (530 000 руб. + 260 000 руб.)] х 100% = 19,11%;
2) определим размер транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на конец отчетного месяца:
260 000 руб. х 19,11% = 49 696 руб.
В отчетном месяце в себестоимость продаж следует включить расходы на продажу в размере (31 000 руб. + 261 880 руб.) – 49 696 руб. = 243 184 руб.
Включение расходов на продажу в себестоимость продаж в отчетном месяце отразим проводкой:
Дебет 90-2 Кредит 44 – 243 184 руб.
При включении транспортных расходов в себестоимость обратите внимание на следующие правила.
1) транспортные расходы по товарам, которые торговая организация получает по прямым связям с поставщиком, могут включаться в себестоимость товарных запасов, что отражается проводкой: Дебет 41 Кредит 60 (76).
2) стоимость транспортных работ по доставке товаров собственным транспортом можно учитывать на счете 23 «Вспомогательные производства», а затем относить в расходы на продажу по статье «Транспортные расходы». Если указанный счет не ведется, то затраты на содержание собственного транспорта списываются в Дебет балансового счета 44 в корреспонденции со счетами 02, 10, 70, 69 и т.д. по соответствующим статьям затрат (амортизация основных средств, топливо, запчасти, оплата труда и др.).
3) расходы на транспортные работы, связанные с доставкой льда, топлива, хозяйственного инвентаря, ремонтно-строительных материалов, оборудования, относятся на увеличение их стоимости (Дебет 10 Кредит 60).
3. Учет расходов на продажу в производственных предприятиях

У организаций, осуществляющих производственную деятельность, к расходам на продажу могут быть отнесены:
– расходы на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
– расходы по доставке продукции покупателю или до станции (порта) погрузки и ее страхование на время перевозки и хранения в пунктах погрузки (перегрузки);
– расходы на проведение приемки выполненных работ и оказанных услуг;
– комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, через которые осуществляется реализация продукции (работ, услуг);
– расходы по содержанию складов готовой продукции и помещений для хранения продукции в местах ее продажи; касс, ларьков, павильонов, иных мест продажи продукции (работ, услуг), входящих в структуру организации; погрузочной техники, иных основных средств, используемых в процессе отгрузки, реализации продукции, доставки продукции покупателям и т. п.;
– расходы на рекламу;
– представительские расходы, произведенные с целью продажи (организации продажи) продукции (работ, услуг);
– расходы на исследование конъюнктуры рынка, поиск покупателей, установление и совершенствование системы цен и тарифов, эксплуатацию баз данных и программных продуктов, связанных с управлением системой цен и тарифов;
– расходы на изготовление и приобретение документов, связанных с технологией продажи (бланков билетов, дисконтных карт, гарантийных талонов, технических паспортов и т. п.);
– расходы на содержание персонала организации, выполняющего перечисленные функции;
– иные расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг) и продвижением их на рынках сбыта.
В бухгалтерском учете производственных организаций коммерческие расходы, сформированные на счете 44, допускается списывать в полном объеме на себестоимость реализованной в отчетном периоде продукции (работ, услуг), то есть в Дебет счета 90 «Продажи» [6].
(4)

По второму способу учета расходов на продажу производственная организация исчисляет сумму расходов на упаковку и транспортировку товаров, приходящихся на товары, остающиеся на конец отчетного месяца не реализованными. Расходы на упаковку и транспортировку, приходящиеся на нереализованные товары, составляют сальдо по счету 44 на конец отчетного месяца, а сумма коммерческих расходов, подлежащая списанию в отчетном месяце на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), определяется по формуле: Рр = Рн + Рм – Рк, где
– Рр – расходы на продажу, подлежащие списанию в отчетном месяце на себестоимость реализованной продукции (в Дебет счета 90 «Продажи»);
– Рн – расходы на упаковку и транспортировку продукции, составляющие сальдо по счету 44 на начало отчетного месяца;
– Рм – коммерческие расходы, произведенные за отчетный месяц;
– Рк – расходы на упаковку и транспортировку продукции, остающейся не реализованной на конец отчетного месяца.
Таким образом, у организаций, производящих продукцию, существует возможность выбора порядка признания расходов на продажу в себестоимости реализованной продукции. Поэтому этот выбор должен быть закреплен в учетной политике организации.
Как уже упоминалось ранее, при исчислении налога на прибыль все расходы производственного предприятия, связанные с продажей продукции, относятся к косвенным расходам и полностью учитываются в расходах на реализацию в периоде их возникновения [2].
Именно с целью учета для целей налогообложения коммерческих расходов и их корректировок в форме регистра налогового учета предусмотрена графа 6 «Сумма расходов по счету 44».
Рассмотрим особенности учета отдельных видов коммерческих расходов.
Расходы на доставку реализуемой продукциидо места нахождения покупателя или до станции (порта) отправления включаются в коммерческие расходы, если по условиям договора поставки обязанность по заключению договора с перевозчиком возложена на продавца, независимо от того, какая из сторон является получателем товара в месте назначения и возмещаются ли транспортные расходы покупателем сверх стоимости товара.
Например, если по условиям договора поставки обязанность продавца по передаче товара покупателю считается выполненной в момент передачи товара транспортной организации для доставки его покупателю [1], на продавца возлагается обязанность заключить договор перевозки. Без заключения такого договора передача товара транспортной организации невозможна. Как отправитель груза по договору перевозки поставщик обязан оплатить перевозку [1].
Таким образом, поставщик несет расходы на перевозку в целях выполнения своих обязанностей по договору поставки. Поэтому расходы на такую перевозку учитываются у него в составе расходов на продажу, независимо от того, включена ли ее стоимость в продажную цену товара или возмещается покупателем сверх этой цены. Разберем более подробно эти особенности на примере (6) :
ООО «Росинка» (поставщик) заключило договор с ЗАО «Медуница» (покупатель) на поставку продукции.
Договором поставки предусмотрено, что ООО «Росинка» доставляет товар автомобильным транспортом до железнодорожной станции и передает его для перевозки железной дороге. Обязанность ООО «Росинка» по поставке товара признается исполненной в момент передачи товара железной дороге для перевозки.
Доставка товара до железнодорожной станции производилась ООО «Росинка» автомобильным транспортом сторонней транспортной организации, которая предъявила ООО «Росинка» счет за перевозку на сумму 17 700 руб., в том числе НДС 2 700 руб.
Железной дорогой предъявлен ООО «Росинка» счет за перевозку в сумме 20_060 руб., в том числе НДС – 3 600 руб.
По условиям договора поставки ЗАО «Медуница» возмещает ООО «Росинка» расходы на доставку продукции железнодорожным транспортом, а стоимость доставки автомобильным транспортом включается в продажную стоимость товара. Продажная стоимость товара равна 200 600 руб., в том числе НДС – 30_600 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Росинка» будут произведены записи:
Дебет 44 Кредит 60
– 10 000 руб. – отражены расходы на доставку продукции автомобильным транспортом;
Дебет 19 Кредит 60
– 2000 руб. – отражен НДС, предъявленный в стоимости перевозки организацией автомобильного транспорта;
Дебет 44 Кредит 60
– 15 000 руб. – отражена стоимость доставки продукции железнодорожным транспортом;
Дебет 19 Кредит 60
– 3000 руб. – отражен НДС, предъявленный в стоимости перевозки железной дорогой;
Дебет 90 Кредит 44
– 25 000 руб. (10 000 руб. + 15 000 руб.) – списаны расходы на продажу на себестоимость реализованной продукции;
Дебет 62 Кредит 90
– 168 000 руб. (150 000 руб. + 18 000 руб.) – отражена выручка от реализации продукции с учетом НДС, включающая продажную стоимость продукции и возмещение расходов на ее доставку по железной дороге;
Дебет 51 Кредит 62
– 168 000 руб. – получена плата от покупателя за поставленную продукцию, включая продажную стоимость продукции и возмещение расходов на ее доставку по железной дороге.
Расходы на страхование продукции в период ее доставки покупателю включаются у продавца в состав расходов на продажу в полном объеме, если договором поставки предусмотрено страхование товара за счет продавца в соответствии со статьей 490 ГК РФ. Если договор поставки не предусматривает обязанности сторон по страхованию товара в период его доставки, то продавец может добровольно застраховать товар.
В этом случае в состав расходов на продажу у продавца включаются расходы по страхованию товара до момента перехода риска его случайной гибели к покупателю. В соответствии с пунктом 1 статьи 459 ГК РФ риск случайной гибели переходит к покупателю в момент исполнения обязанности продавца по передаче товара, если иное не установлено договором поставки.
При заключении внешнеэкономических сделок поставки товара обязанности продавца по доставке и страхованию товара определяются путем применения в договоре терминов «Инкотермс».
«Инкотермс» допускают и такие условия поставки, когда продавец считается исполнившим обязанность по поставке товара с момента передачи его в распоряжение перевозчика, но договор с перевозчиком не заключает.
Например, это часто применяемые условия FCA (Freecarrier).
Договор с перевозчиком заключает покупатель, однако, если покупатель не дает иных указаний, при данных условиях поставки поставщик может заключить договор перевозки по просьбе покупателя за его счет и риск. В этом случае между покупателем и продавцом возникают отношения поручения по поводу заключения договора перевозки. Поэтому если поставщик при поставке на условиях FCA несет расходы по оплате перевозки, то они подлежат возмещению покупателем и на расходы у продавца не относятся [2]. Соответственно сумма возмещения таких расходов, полученная от покупателя, не включается у поставщика в состав доходов [2].
Расходы на исследование рынка (маркетинговые исследования) для целей налогообложения учитываются в составе прочих расходов в периоде возникновения таких расходов, если они связаны с текущим изучением конъюнктуры рынка [2].
При этом Налоговый кодекс РФ не раскрывает понятия текущего изучения рынка. Можно сказать что, под текущим исследованием рынка для целей налогообложения следует понимать исследование, результаты которого могут использоваться для управленческих или коммерческих нужд организации в течение срока, не превышающего 12 месяцев. Результаты долгосрочного (на срок свыше 12 месяцев) исследования рынка для целей налогообложения должны рассматриваться в качестве нематериального актива, являясь либо объектом авторского права, на использование которого организация получает исключительные права, либо «ноу-хау» [2].
Стоимость маркетингового исследования, результаты которого образуют нематериальный актив, подлежат списанию на расходы в целях налогообложения в течение срока, обусловленного авторским договором. В случае если маркетинговое исследование как объект авторского права выполнено сотрудниками самой организации в порядке исполнения служебных обязанностей, исключительное право на использование его результатов принадлежит организации [4].
Такое маркетинговое исследование образует у организации нематериальный актив. Срок амортизации нематериального актива, созданного сотрудниками организации в порядке исполнения служебных обязанностей, для целей налогообложения должен быть признан равным десяти годам [2].
Если при проведении маркетингового исследования сторонней организацией в договоре подряда на выполнение работ не оговорены права заказчика на использование результатов исследования, то заказчик несет риск того, что расходы на исследование не будут приняты у него для целей налогообложения.
Договор на передачу имущественных прав на объекты авторского права должен содержать указания на конкретные права, передаваемые по этому договору [4]. При этом, согласно статье 769 ПС РФ, условия договоров на выполнение научно-исследовательских работ должны соответствовать законам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).
В бухгалтерском учете расходы на исследование рынка как объект учета могут квалифицироваться иначе, чем в налоговом учете.
В частности, «ноу-хау» не признаются в бухгалтерском учете объектами нематериальных активов, поскольку не оформляются документами, подтверждающими исключительное право организации на результаты интеллектуальной деятельности (см. подп. «ж» п.3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов», ПБУ 14/2000, утв. приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н).
Однако в отношении расходов на исследование рынка в бухгалтерском учете применяется общее правило о том, что они включаются в состав расходов на продажу в течение срока полезного использования результатов исследования. Данное правило действует при переносе стоимости исследования на издержки обращения как в виде амортизации нематериального актива, так и со счета 97 «Расходы будущих периодов».
При этом оно применяется и в том случае, если срок использования результатов исследования не превышает 12 месяцев. Расхождения в суммах расходов на исследование рынка со сроком использования не более 12 месяцев, признаваемых в бухгалтерском учете и для целей налогообложения, должны отражаться в налоговом учете аналогично расходам на создание рекламных продуктов.
В состав расходов организации включаются также расходы на рекламу:
– производимых (приобретаемых) и реализуемых товаров (работ, услуг);
– организации в целом в виде рекламы ее деятельности, товарного знака или знака обслуживания [2].
Данная тема уже была затронута выше, однако хотелось бы заметить, что если в составе расходов на рекламу возникают суммовые разницы, то в бухгалтерском учете их следует учитывать на отдельном субсчете к счету 44, обособленно как от нормируемых, так и не нормируемых расходов на рекламу. Это связано с тем, что для целей налогообложения суммовые разницы подлежат переносу в состав прочих доходов (расходов) и при расчете суммы превышения нормы расходов на рекламу не учитываются. Более подробно это может проиллюстрировать пример (7):
ЗАО «Greenmama» за период с января по сентябрь 2007 года произвело рекламную кампанию в виде проведения розыгрыша между покупателями его продукции. Победителю конкурса был вручен приз – легковой автомобиль стоимостью, эквивалентной 47 200 долларам США, в том числе НДС – 7 200 долларов США.
На дату приобретения автомобиля курс доллара США составил 25,5 руб. за 1 доллар. Оплата автомобиля поставщику произведена после вручения его победителю розыгрыша в рублях по курсу 26 руб. за 1 доллар США.
Кроме этого, ЗАО «Greenmama» понесло расходы на аренду рекламного щита на сумму 120 000 руб. (без учета НДС).
Сумма выручки от реализации по данным строки 010 листа 02 декларации по налогу на прибыль за январь-сентябрь 2007 года составила 95 000 000 руб.
В бухгалтерском учете ЗАО «Greenmama» к счету 44 открыты субсчета для раздельного учета нормируемых и ненормируемых расходов на рекламу и суммовых разниц:
– счет 44-1 «Нормируемые расходы на рекламу»;
– счет 44-2 «Ненормируемые расходы на рекламу»;
– счет 44-3 «Суммовые разницы».
Произведенные расходы на рекламу отражены в бухгалтерском учете записями:
Дебет 41 Кредит 60
– 1 020 000 руб. ((47 200 долл. – 7 200 долл.) х 25,5 руб./долл.) -приобретен автомобиль для проведения рекламного розыгрыша;
Дебет 19 Кредит 60
– 183 600 руб. (7200 долл. х 25,5 руб./долл.) – отражен НДС, предъявленный поставщиком в стоимости автомобиля;
Дебет 44-1 Кредит 41
– 1 020 000 руб. – списана стоимость автомобиля, врученного победителю рекламного конкурса;
Дебет 60 Кредит 51
– 1 227 200 руб. (47 200 долл. х 26 руб./долл.) – оплачен приобретенный автомобиль;
Дебет 44-3 Кредит 60
– 20 000 руб. ((26 руб./долл. – 25,5 руб./долл.) х (47 200 долл. – 7 200 долл.)) – отражена суммовая разница по расчетам с поставщиком автомобиля;
Дебет 19 Кредит 60
– 3 600 руб. ((26 руб./долл. – 25,5 руб./долл.) х 7 200 долл.) – отражен НДС, приходящийся на суммовую разницу;
Дебет 44-2 Кредит 60
– 120 000 руб. отражены расходы на аренду рекламного щита.
Заключение

Таким образом, из проделанной работы можно сделать вывод. Расходы на продажу представляют собой затраты на реализацию продукции покупателям (потребителям) и поэтому планируются и учитываются в составе ее полной себестоимости. В их состав входят:
Услуги своих вспомогательных цехов, связанные с изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретаемой на стороне, оплату упаковки изделий сторонним организациям, расходы на ремонт и содержание тары, если е стоимость входит в договоренную или розничную цену продукции и оплате покупателем не подлежит;
Расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку ее в вагоны и суда, оплату услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор при цене поставки франко-вагон (судно) станция (пристань, порт) отправления; оплату железнодорожного тарифа или водного фрахта и другие транспортные издержки, если цены на продукцию установлены франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) назначения;
Комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям в соответствии с договорами;
Расходы на проведение презентаций новых изделий, участие в выставках-ярмарках и т.п.
Прочие расходы на продажу (связанные с маркетинговой деятельностью, рекламой и т.п.).
Учитываются расходы на продажу на одноименном собирательно-распределительном счете 44 по статьям затрат: расходы на тару и упаковку, расходы на транспортировку продукции, комиссионные сборы и прочие расходы на продажу. Учтенные на счете 44 суммы распределяются по видам реализованной продукции и включаются в ее полную себестоимость.
На практике расходы на продажу чаще всего включаются в полную себестоимость лишь оплаченной продукции, то есть исчисляют сумму погашения с учетом остатка расходов на начало и конец месяца. Для этого коммерческие расходы предварительно распределяются между отгруженной и проданной продукцией пропорционально их плановой производственной себестоимости.
Можно сказать, что цель работы выполнена. Была проанализирована организация бухгалтерского учета расходов на продажу, как в торговых, так и в производственных предприятиях. Так же было предложено несколько вариантов списания данных затрат. В ходе работы был проведен сравнительный анализ расходов на продажу торговых и производственных предприятий.
Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая.
2. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ.
4. Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9.06.1993 г. № 5351-1
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом
Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н).
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: утвержден Приказом МФ РФ от 07.05.2003 №38н
7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 в ред. приказов Минфина России от 27.11.2006 №156н
8. Расходы: бухгалтерский и налоговый учет. – М.: Информцентр ХХI века
9. Галкина Е.В., Модель управленческого учета расходов на продажу в оптовой торговле на основе метода АВС-COSTING //Управленческий учет №2 / 2005
10. К.А. Либерман, Учет расходов на продажу товаров// Российский бухгалтер 21.03.2007
11. Гладышева Ю.П., Расходы на рекламу // "Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97",06.09.2005
12. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа предприятия. – М.: Инфа-М, 2001
13. Кувалдина Т.Б., Аналитический учет расходов на продажу в торговых организациях // "Аудиторские ведомости", N 10, 2004.
14. Кувалдина Т.Б., Бухгалтерская отчетность торговых организаций: раскрытии информации о расходах на продажу //Аудиторские ведомости – 2005 – №4
15. Захарьин В.Р. Учет продаж //Консультант бухгалтера – 2001 – №3
16. Бурдаков О.В. Консолидированный учет продаж в корпоративной группе // Бухгалтерский учет – 2006 – №22
17. Панченко Т.М. Учет коммерческих расходов // Консультант – 2002 – №17
18. Галкина Е.В. Классификация и калькулирование расходов на продажу в управленческом учете // Бухгалтерский учет – 2006 -№18
19. www.Buhgalt.ru
20. www.rosbuh.ru
21. www.finansy.ru
22. www.femida-audit.com
Приложение 1
Корреспонденция счета 44 «Расходы на продажу» с другими счетами согласно рабочему плану счетов
По дебету
По кредиту

02 Амортизация основных средств
04 Нематериальные активы
05 Амортизация нематериальных активов
10 Материалы
19 Налог на добавленную стоимость приобретенным ценностям
23 Вспомогательные производства
29 Обслуживающие производства и хозяйства
41 Товары
42 Торговая наценка
43 Готовая продукция
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
68 Расчеты по налогам и сборам
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
70 Расчеты с персоналом по оплате труда
71 Расчеты с подотчетными лицами
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
79 Внутрихозяйственные расчеты
94 Недостачи и потери от порчи ценностей
96 Резервы предстоящих расходов
97 Расходы будущих периодов

10 Материалы
11 Животные на выращивании и откорме
15 Заготовление и приобретение материальных ценностей
45 Товары отгруженные
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
79 Внутрихозяйственные расчеты
90 Продажи
94 Недостачи и потери от порчи ценностей
99 Прибыли и убытки

[1]
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: утвержден Приказом МФ РФ от 07.05.2003 №38н
[2]
К.А. Либерман, Учет расходов на продажу товаров// Российский бухгалтер 21.03.2007
[3]
Кувалдина Т.Б., Аналитический учет расходов на продажу в торговых организациях // "Аудиторские ведомости", N 10, 2004, с 38-42
[4]
Захарьин В.Р. Учет продаж //Консультант бухгалтера – 2001 – №3, с 3-7.
[5]
Гладышева Ю.П., Расходы на рекламу // "Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97",06.09.2005