Содержание
Введение 5
1
продаж в торговле 8
1.1 Экономические и организационно-управленческие аспекты
бизнес-деятельностиорганизации 8
1.2 Основы организациибухгалтерского учета в торговле 21
1.3 Задачибухгалтерского учета, аудита и анализа продаж в торговле 25
2 Теория и практика бухгалтерского учета и аудитапродаж 30
2.1 Учет реализации товаровв розничной торговле 30
2.1.1Синтетический и аналитический учет реализации товаров в розницу 30
2.1.2 Расчет торговой наценки 37
2.1.3 Учет продаж населениютоваров в кредит 41
2.1.4 Учет комиссионной продажи товаров 45
2.2 Аналитический и синтетическийучет оптовой реализации товаров 48
2.3 Учет товарных потерь припродажах 53
2.4Методика проведения аудиторской проверки продаж 56
2.5Результаты аудиторской проверки учета продаж 62
3 Экономическийанализ и оценка системы учета продаж 64
3.1 Анализ структуры и динамики выручки отреализации 64
3.2 Анализ розничного товарооборота 72
3.3Факторный анализ продаж врозничной торговле 83
3.4 Совершенствование учета и внутреннего контроляпродаж 92
Заключение 94Список использованныхисточников 99
Приложение 103
Введение
В настоящее время вэкономике страны происходят существенные изменения, как на макроэкономическом, так и намикроэкономическом уровне. Складываетсясовременная система рыночной экономики, изменяются характер и методы экономической деятельности предприятий иорганизаций в рамках этой системы. Одним из важнейших элементов рыночных отношений был и остаётся бухгалтерскийучёт финансовой деятельности экономических субъектов.
Бухгалтерский учёт – это экономическаянаука. Впервые о бухгалтерском учёте, как о науке, упоминается в трудахБенедетто Контрульи (1458 год) и Луки Пачоли (1494 год). Они положили началорассмотрению бухгалтерского учёта, как орудия управления отдельнымипредприятиями с одной стороны, и, как универсальной методической науки сдругой. Научное же обоснование бухгалтерского учёта, как экономической науки,его теоретических и методологических основ, выполнено позже учёными ипрактиками многих стран мира.
На данном этапе становления рыночнойэкономики, совершенствования управления и выработки новых стратегий развитияпредприятия усиливается значение бухгалтерского учёта. К системе бухгалтерскогоучёта предъявляются повышенные требования в связи с ориентацией намеждународные стандарты учёта и отчётности. И более широкое использованиеположительного отечественного и зарубежного опыта, на обработку бухгалтерскойинформации и применением различных средств вычислительной техники. Решение этихпроблем связано с дальнейшим развитием теоретических и методологическихположений бухгалтерского учёта.
Таким образом,бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему, отражающую состояние и движение имущества,расчётов, обязательств, собственных финансовых результатов хозяйствующегосубъекта. Бухгалтерский учёт фиксирует количественную сторону хозяйственныхявлений в неразрывной связи с качественной стороной, путём сплошной,непрерывной, взаимосвязанной, документально оформленной регистрациейхозяйственных операций.
Всеорганизации независимо от их вида, формсобственности и подчинённости ведут бухгалтерский учёт имущества, обязательстви хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативнымактам.
Всфере торговли бухгалтерский учет имеетбольшое значение как для отдельно взятого предприятия, так и для экономики вцелом.
Товарооборотслагается из суммы продаж товаров для непосредственного потребления населениеми относится к числу важнейшихпоказателей экономического развития страны. В нем проявляются основныенароднохозяйственные пропорции, структура валового внутреннего продукта,распределение национального дохода и т.д. Объем розничной продажи товаров встране оказывает большое влияние на денежное обращение в стране, так каквыручка торговых организаций составляет важную часть налично-денежногообращения. В результате продажи товаров населению возмещаются произведенныезатраты и реализуется вновь созданная стоимость, что дает возможность длядальнейшего роста производства.
Структура и объем товарооборота характеризуют уровеньпотребления товаров населением, рост или снижение благосостояния народа.Посредством розничной продажи оказывается постоянное воздействие на развитиеобъема и структуры производства товаров народного потребления: увеличениепроизводства недостающих товаров или сокращение производства тех товаров,которые не пользуются спросом у покупателей.
Объемтоварооборота – один из основных показателей работы торговых организаций,определяющий все стороны хозяйственной деятельности. Он оказывает влияние наиздержки обращения, валовой доход, прибыль, рентабельность, финансовоесостояние и т.д. Поскольку товарооборот является важным показателем,характеризующим торговую деятельность, то его систематический анализ имеетбольшое значение в работе торговых организаций. Одновременно для качественногоанализа требуется полная, точная, объективная, детальная и своевременная информация, источникомкоторой прежде всего и являетсябухгалтерский учет.
Цельюданной дипломной работы является изучение бухгалтерского учета и аудита продажв предприятиях торговли, а также анализ товарооборота. Из этой цели вытекаютследующие задачи: рассмотреть порядок отражения в учете операций по реализациитоваров в торговле, их документальное оформление, изучить порядок проведенияаудита продаж, проанализировать товарооборот исследуемой организации, и наоснове проделанной работы выявить недостатки в работе организации и предложитьмероприятия по их устранению.
Объектомисследования является торговое предприятие ЗАО «Россошанский торг».
Вработе будут рассмотрены основные организационно-управленческие и экономическиепоказатели деятельности исследуемой организации, цели и задачи бухгалтерского учета, аудита иэкономического анализа продаж.
Будетрассматривается порядок ведения бухгалтерского учета и документальногооформления операций по продаже товаров,методика проведения аудиторской проверки реализации товаров. Приводятся ошибки,встречающиеся в учете организации при осуществлении торговой деятельности.Будет анализироваться состав, структураи динамика товарооборота за 2002 – 2004 г.г. Основными источниками информациидля анализа служат: Бухгалтерский баланс Форма № 1, «Отчет о прибылях иубытках» Форма № 2, а также статистическая отчетность организации.
Даннаядипломная работа изложена на 102 страницах машинописного текста, состоит извведения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений,содержит 2 рисунка, 22 таблицы, 8 формул.
1 Основы построения бухгалтерского учетного процесса и аудита продаж вторговле
1.2 Экономические и организационно-управленческие аспектыбизнес-деятельности организации
Россошанский городскойторг был создан на базе ГорПО и ГорТА в 1936 году. В ведении торга в то времябыла не только торговая сеть, расположенная в городе, но и сельская сеть всовхозах Россошанского и других районов. Таким образом, со времени созданияисследуемого предприятия прошло 70 лет. С тех пор многое изменилось вгосударственном устройстве, политике и хозяйственной жизни общества. Изменилосьи само предприятие.
Внастоящее время полное фирменное наименование организации – ЗАО «Россошанскийторг». Организационно-правовая форма – закрытое акционерное общество. В такомкачестве общество было зарегистрировано в июне 1998 года в соответствии сдействующим законодательством. Местонахождение — Воронежская область, г. Россошь, ул. Пролетарская, 10.
ЗАОдействует на основании Устава и руководствуется в своей деятельностиКонституцией РФ, Законом «Об акционерных обществах», Налоговым кодексом идругими законодательными и нормативными актами.
Размеруставного капитала организации составляет 1032 тыс. руб., который разделен на1032 акции. Номинальная стоимость акции 1000 руб. акционерами данного Обществаявляются физические лица. Общее количество зарегистрированных акционеров вреестре — 43 человека. Реестродержателемвыступает само общество.
Организация являетсяюридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое набалансе. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное наименование, атакже штампы и бланки с фирменным наименованием, собственную эмблему и другиесредства индивидуальной идентификации. Организация имеет расчетные счета вбанках РФ.
Общество создает из прибыли,остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и прочих расходов фонды:фонд дивидендов, резервный фонд. Дивиденды акционерам начисляются ивыплачиваются из фонда дивидендов в году следующим за отчетным годом.
Цельюдеятельности Общества, как и любойдругой коммерческой организации, является получение прибыли. Для достиженияэтой цели организация осуществляет следующие виды деятельности:
розничная торговляпродовольственными товарами;
розничная торговля промышленнымитоварами;
оптовая торговля;
производство и реализация хлеба;
оказание транспортных услуг;
ремонт контрольно-кассовой техники;
сдача в аренду помещений.
Высшим органом управления обществаявляется общее собрание акционеров.
Общество обязано ежегодно проводитьгодовое общее собрание акционеров.
Годовое общее собрание акционеровпроводится не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года.На годовом общем собрании акционеров решаются вопросы об избрании советадиректоров общества, ревизионной комиссии, и иные вопросы, отнесенные ккомпетенции общего собрания акционеров.
Ккомпетенции общего собрания акционеров относятся:
внесение изменений идополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;
ликвидация общества, назначениеликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательноголиквидационных балансов;
реорганизация общества;
определениеколичественного состава совета директоров общества, избрание его членов идосрочное прекращение их полномочий;
определение количества, номинальнойстоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этимиакциями;
увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акцийили путем размещения дополнительных акций;
уменьшение уставного капитала обществапутем уменьшения номинальной стоимости акций, путем приобретения обществомчасти акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашенияприобретенных или выкупленных обществом акций;
образование исполнительного органаобщества, а также досрочное прекращение его полномочий;
избрание членов ревизионной комиссииобщества и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение годовых отчетов, годовойбухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках общества,а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, заисключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первогоквартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества порезультатам финансового года;
определение порядка ведения общегособрания акционеров;
утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;
решение иных вопросов, предусмотренныхзаконодательством.
Функции совета директоров обществаосуществляет общее собрание акционеров. В его компетенцию входит осуществлениеобщего руководства деятельностью общества.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляетсяединоличным исполнительным органом общества –директором, который подотчетен общему собранию акционеров. Вподчинении директора находится весь штатсотрудников предприятия. Организационная структура ЗАО «Россошанский торг»представлена на рисунке 1.1.По состоянию на 1 января 2005 года материально-техническая база торгапредставлена следующим имуществом: 26 магазинов сторговой площадью 2285,5 кв. м;5 общетоварных складовплощадью 2496 кв. м; 3 временноприспособленных склада под хранение товаров; 2 склада-холодильникаемкостью 330 тн; овощехранилище; фруктохранилище; картофелехранилище; транспорт (всего 23 единицы, из них: 15 грузовых, 3легковых, 2 пикапа, 3 трактора).
Различные стороны производственной,сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получаютзаконченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов.Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельностипредприятия представлены в форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках» (см.Приложение А). К ним относятся:
прибыль (убыток) от реализации продукции;
прибыль (убыток) от прочей реализации;
доходы и расходы от внереализационных операций;
балансовая прибыль;
налогооблагаемая прибыль;
чистая прибыль и др.
Показатели финансовых результатов характеризуютабсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди нихявляются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономикесоставляет основу экономического развития предприятия. Рост прибылисоздаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного
ДИРЕКТОР
Заместитель директора
–
–
–
–
–
Начальник отдела экономики
Главный бухгалтер
–
–
–
–
Начальник отдела кадров
Главный механик
Юрисконсульт
Главный энергетик
–
–
–
–
–
–
–
Рисунок 1.1 — Организационная структура предприятия
производства,решение проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива. Засчёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом,банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показателиприбыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовойдеятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности ифинансового благополучия.
Конечный финансовый результатдеятельности предприятия — этобалансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата отреализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдодоходов и расходов от внереализационных операций.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятиявключает в качестве обязательных элементов исследование:
изменений каждого показателя за текущий анализируемыйпериод («горизонтальный анализ»);
исследование структуры соответствующих показателей иих изменений («вертикальный анализ» показателей);
исследование влияние факторов на прибыль («факторныйанализ»).
Втаблице 1.1 проведем анализ прибыли от продаж за анализируемый период.Таблица 1.1 — Анализ прибыли отпродаж
Показатели
В тыс. р.
Темпы
динамики,
%
Структура, %
2003г.
2004г.
отклоне-
ние
2003г.
2004г.
отклонение
Выручка
72925
69084
-3841
-5,3
100
100
–
Себестоимость
56197
52439
-3758
-6,7
77,1
75,9
-1,2
Валовая прибыль
16728
16645
-83
-0,5
22,9
24,1
1,2
Коммерческие расходы
10344
9750
-594
-5,7
14,2
14,1
-0,1
Управленческие расходы
2911
2812
-99
-3,4
4,0
4,0
–
Прибыль от продажи товаров
3473
4083
610
17,6
4,8
5,9
1,1
По данным предприятиявыручка от реализации продукции, работ, услуг снизилась на 3841 тыс. руб. (5,3%), что являетсяотрицательным моментом. Снижение произошло и по статье «себестоимость» на 3758тыс. руб. Это свидетельствует о значительном снижении объемов продаж, чтоповлекло и снижение валовой прибыли по сравнению с предыдущим годом.
Кроме основных видовдеятельности организация осуществляет и прочие операции, по которым получает внереализационные и операционныедоходы и несет соответствующие расходы. Анализ доходов и расходов предприятияпредставлен в таблице 1.2.Таблица 1.2 – Анализ доходов и расходоворганизации
Показатели
В тыс.руб.
Структура, %
2003 г.
2004 г.
отклонение
2003 г.
2004 г.
отклонение
Доходы по обычным видам деятельности
72925
69084
-3841
99,8
97,7
-2,1
Операционные доходы
79
1510
1431
0,1
2,1
2,0
Внереализационные доходы
67
98
31
0,1
0,1
–
Всего доходов
73071
70692
-2379
100
100
–
Расх. по обычным видам деятельности
56197
52439
-3758
97,5
97,1
-0,4
Операционные расходы
933
1102
169
1,6
2,0
0,4
Внереализационные расходы
510
463
-47
0,9
0,9
–
Всего расходов
57640
54004
-3636
100
100
–
Доляоперационных и внереализационных доходов и расходов мала. Но по этим видамдоходов наблюдается рост. Так, операционные доходы возросли на 1431 тыс. руб.Но за счет значительного снижения доходов по обычным видам деятельности (на3841 тыс. руб.) общая величина доходов предприятия уменьшилась на 2379 тыс.руб.
Обинтенсивности использования ресурсов предприятия, способности получать доходыи прибыль судят по показателям рентабельности. Данные показатели отражают какфинансовое положение предприятия, так и эффективность управления хозяйственнойдеятельностью, имеющимися активами и вложенным собственниками капиталом.Показатели данной группы, как и показатели деловой активности интересуют всехпользователей.
Анализпоказателей рентабельности приведен в таблице 1.3.Таблица 1.3- Анализ показателей рентабельности
Показатели
2003 г., %
2004 г.,%
Отклонение
Темпы динамики, %
Рентабельность активов
8
3
-5
62,5
Рентабельность собственного капитала
11
14
3
27,2
Рентабельность продаж
2
1
-1
50
Рентабельность текущих затрат
2,7
1,3
-1,4
50
Практически по всем показателямрентабельности произошло снижение, что является отрицательным фактором в работепредприятия. По коэффициентам рентабельности должно наблюдаться увеличение.
Снижение показателей рентабельностисвязано с уменьшением величины прибыли по сравнению с предыдущим годом.
Устойчивостьфинансового положения предприятия зависит от целесообразности и правильностивложений финансовых ресурсов в активы. В процессе функционирования организациивеличина активов и их структура подвергаются постоянным изменениям. Наиболееобщее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средстви их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощьювертикального и горизонтального анализа.
Горизонтальныйанализ заключается в том, что абсолютные балансовые показатели дополняютсяотносительными темпами роста или снижения.
Вертикальный(структурный) анализ представляет финансовый отчет в виде относительныхпоказателей. Цель такого анализа заключается в расчете удельного веса отдельныхстатей в итоге баланса и оценке изменений этих удельных весов. Источникоминформации для анализа служат показатели бухгалтерского баланса (см. Приложение Б).
Наосновании данных, приведенных в таблице1.4, проведем вертикальный и горизонтальный анализ имущества ЗАО «Россошанскийторг» за исследуемый период.Таблица 1.4 – Анализ имущества организации
Наименование статей
Абсолютные величины, тыс. руб.
Относительные величины, %
Изменения
2003г.
2004г.
2003г.
2004г.
в абсолютн.величин.
в
струк-туре
в % к величине на начало года
% к изменению итога баланса
1 Внеоборотные активы, в том числе:
4025
4355
22,5
25,5
330
3,0
8,2
43,5
нематериальные активы
5
2
0,028
0,01
-3
-0,018
-60
0,4
основные средства
2982
3145
16,7
18,4
163
1,7
5,5
21,5
незавершенное строительство
883
896
4,9
5,2
13
0,3
1,5
1,7
долгосрочные финансовые вложения
155
309
0,9
1,8
154
0,93
99,3
20,3
отложенные налоговые обязятельства
–
3
0