Введение
учет доходный материальный ценность
Врезультате своей хозяйственной деятельности предприятия и организации получаютприбыль, а также несут определенные убытки. Для более полного представления орезультатах хозяйственной деятельности, о текущем финансовом положении иперспективах развития предприятия или организации наравне с отчетностью,составленной в соответствии с требованиями законодательства, работникибухгалтерии для внутреннего пользования могут подготовить отчетность согласно собщепринятым международным подходом – стандартами. Формирование финансовойотчётности юридического лица в соответствии с Международными стандартамифинансовой отчетности является серьезным конкурентным преимуществом и позволяетпредоставлять пользователям объективную и полную информацию относительнорезультатов финансовой деятельности предприятия или организации за отчётныйпериод.
Социально-экономическиепреобразования, способствуют появлению новых объектов бухгалтерского учета, чтовызывает необходимость исследования их экономической сущности и развитияопределенных методик учета. В последнее время происходит активноереформирование отечественной системы бухгалтерского учета, что, несомненно,должно поставить учет на более высокий уровень. Однако следует отметить, чторазнообразных вопросов, связанных с существованием определенных проблем,остается все еще не мало. Примером таковых может быть учет доходных вложений вматериальные ценности, появившийся сравнительно недавно, приблизительно с 2004года. Учитывая, что в настоящее время широкое распространение получиладеятельность организаций, связанная с приобретением или созданием объектовнедвижимости с целью их последующей передачи в операционную аренду, появляетсянеобходимость рассмотрения вопросов, связанной с данными операциями.
1 Теоретическоеобоснование доходных вложений в материальные ценности
1.1 Учет доходных вложений в материальныеценности
Счет 03«Доходные вложения в материальные ценности» используется для учета наличия идвижения вложений предприятия в ценности, предназначенные специально дляпредоставления во временное пользование (аренда, прокат, лизинг) с цельюполучения дохода.
Амортизацияпо доходным вложениям осуществляется аналогично амортизации основных средств, т.е.учитывается на счете 02 обособленно.
Выбытиедоходных вложений отражается аналогично выбытию основных средств.
Счет 03 поотношению к балансу – АКТИВНЫЙ.
По дебету отражается фактическая стоимость доходных вложений.
По кредиту отражается выбытие (продажа, списание, частичная ликвидация,передача безвозмездно и др.) материальных ценностей.
К счету 03рекомендуется открывать следующие субсчета:
03.1«Имущество, переданное для сдачи в аренду»
03.2«Имущество, сданное в аренду»
03.3«Имущество, переданное в лизинг»
03.9«Выбытие объектов доходных вложений».
Доходныевложения в материальные ценности – это инвестиции в приобретение имущества,предназначенного для сдачи в аренду и напрокат. Имущество может передаваться варенду и напрокат с правом выкупа после окончания срока аренды (договора напрокат) или на условиях возврата собственнику имущества. [4]
Инвестиции в приобретение имущества, предназначенного для сдачи варенду и напрокат, учитывают на счете 03 «Доходные вложения в материальныеценности». Этот счет предназначен для обобщения информации о наличии и движениивложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование идругие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемыеорганизацией за плату во временное пользование с целью получения дохода.
Материальные ценности, предназначенные для сдачи в аренду инапрокат, принимаются к бухгалтерскому учету на счет 03 с кредита счета 08«Вложения во внеоборотные активы» по первоначальной стоимости, исходя изфактически произведенных затрат на их приобретение, включая расходы подоставке, монтажу, установке.
Передачу имущества в аренду (при условии учета сданного имуществана балансе организации-собственника) и напрокат отражают записями по счету 03.
По переданному в аренду и напрокат имуществу начисляютамортизацию, отражаемую по дебету счетов учета затрат (20 «Основноепроизводство», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.) и кредиту счета 02«Амортизация основных средств». Начисленная сумма амортизации по указаннымобъектам учитывается обособленно от суммы амортизации по остальным основнымсредствам.
При выбытии имущества, сданного в аренду и напрокат (продаже,списании, частичной ликвидации, безвозмездной передаче и т.п.), оно списываетсясо счетов 03 и 02 такими же бухгалтерскими записями, как и основные средства.
Для учета выбытия имущества, учитываемого на счете 03, к немуможет открываться субсчет «Выбытие материальных ценностей». Дебет этогосубсчета переносят первоначальную стоимость выбывающего объекта, а в кредит – суммунакопленной амортизации. Остаточную стоимость объекта списывают со счета 03 насчет 91 «Прочие доходы и расходы».
Бухгалтерские записи при выбытии имущества, предназначено длясдачи в аренду, и предметов проката при использовании субсчета «Выбытиематериальных ценностей»:
1) Дебет счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности», субсчет «Выбытие материальных ценностей»
Кредит счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» на первоначальную стоимость
2) Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»
Кредит счета 03, субсчет «Выбытие материальных ценностей» на сумму амортизации
3) Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит счета 03, субсчет «Выбытие материальных ценностей» на остаточную стоимость
При списании имущества, выбывшего в результате стихийных бедствий,остаточная стоимость имущества списывается в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».Недостающие и испорченные объекты списывают на счет 84 «Недостачи и потериматериальных ценностей».
Аналитическийучет по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности» ведется по видамматериальных ценностей, арендаторам и отдельным объектам материальныхценностей. [7]
Счет 03 «Доходныевложения в материальные ценности»корреспондирует со счетами:по дебету по кредиту 08 Вложения во внеоборотные активы 01 Основные средства 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 02 Амортизация основных средств 80 Уставный капитал 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
80 Уставный капитал
91 Прочие доходы и расходы
94 Недостачи и потери от порчи ценностей
99 Прибыли и убытки
1.2 Нормативно-правовое регулирование доходных вложений в материальныеценности
Приказ №147нвнес ряд изменений в раздел I «Общие положения» ПБУ 6/01. Напомним, что в этомразделе дается характеристика объектов основных средств и приведеныобязательные условия, которым должны соответствовать активы, включаемые всостав основных средств.
Из ПБУ 6/01исключен пункт 2. В нем говорилось, что данное Положение по бухгалтерскомуучету применяется и в отношении доходных вложений в материальные ценности.Наличие этой нормы приводило к тому, что доходные вложения воспринимались какобособленная категория имущества, отличающаяся от основных средств.
Но неторопитесь делать вывод о том, что доходные вложения в материальные ценноститеперь полностью отделили от основных средств. Напротив, эту категорию активовпоставили в один ряд с остальными объектами основных средств. Об этомсвидетельствуют поправки к пункту 4 ПБУ 6/01. Так, теперь в состав основныхсредств, включаются также и те активы, которые предназначены для предоставленияза плату во временное владение и пользование или во временное пользование.Другие обязательные критерии для принятия активов к учету в качестве основныхсредств остались прежними. Таким образом, доходные вложения в материальныеценности стали полноправными «собратьями» основных средств.
Вбухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности доходные вложения в материальныеценности по-прежнему следует отражать обособленно. Теперь это требованиезакреплено в пункте 5 ПБУ 6/01. Правда, обособленно учитываются только тедоходные вложения, которые предназначены исключительно для предоставления заплату во временное владение и пользование или во временное пользование.Напомним, что для учета этих активов Планом счетов предусмотрен счет 03 «Доходныевложения в материальные ценности». А в бухгалтерском балансе они отражаются поодноименной строке 135.
Речь идетоб имуществе, приобретаемом организацией специально для передачи в лизинг,аренду или прокат. Но если имущество передается в аренду лишь время от временилибо в аренду сдается не весь объект (например, только часть здания), тоучитывать его надо как обычное основное средство – на счете 01 и по строке 120баланса.
Организация,у которой есть основные средства, учитываемые в составе доходных вложений вматериальные ценности, обязана раскрыть существенную информацию о такомимуществе в бухгалтерской отчетности. Такой нормой дополнен пункт 32 ПБУ 6/01.Но эта поправка носит уточняющий характер. Раскрывать такую информацию вбухгалтерской отчетности требовалось и раньше. В балансе для этогопредусмотрена строка 135, а в форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» естьотдельная таблица для расшифровки сведений о доходных вложениях в материальныеценности. [5]
Налог наимущество организаций
Согласноизменениям, внесенным в ПБУ 6/01 приказом Минфина России от 12.12.2005 №147н,доходные вложения в материальные ценности с 2006 года относятся к категорииосновных средств. В связи с этим меняется порядок формирования налоговой базыпо налогу на имущество организаций. Отныне объекты основных средств, учтенные всоставе доходных вложений в материальные ценности на счете 03, то есть объекты,приобретенные для сдачи в аренду и лизинг, становятся объектом налогообложенияпо налогу на имущество организаций.
Новыеправила учета недорогих объектов основных средств распространяются лишь на тоимущество, которое принято к учету после 1 января 2006 года.
Амортизацияосновных средств
ПриказомМинфина России №147н внесен ряд изменений в раздел III ПБУ 6/01, которыйрегламентирует порядок начисления амортизации по основным средствам.
Объекты,подлежащие амортизации
С 2006 годаиз перечня объектов основных средств, не подлежащих амортизации, исключеныобъекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.), объектывнешнего благоустройства и другие аналогичные объекты (лесного хозяйства,дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и т.п.),а также продуктивный скот, буйволы, волы и олени, многолетние насаждения, недостигшие эксплуатационного возраста.
Этапоправка вызвана сложившейся практикой. Так, производственные, административныеи офисные здания не могут быть введены в эксплуатацию до того, как прилегающаятерритория не будет благоустроена. Следовательно, подобные затраты на объектывнешнего благоустройства на полных основаниях могут быть отнесены камортизируемым основным средствам.
В отношенииобъектов жилищного фонда, числящихся в составе доходных вложений в материальныеценности (на счете 03), в пункте 17 ПБУ 6/01 сделана особая оговорка:амортизацию по ним следует начислять в общем порядке. Отметим, что это правилоотносится не только к жилищному фонду, учтенному на счете 03. Амортизацииподлежат все объекты жилищного фонда, которые используются в коммерческойдеятельности организации и способны приносить ей экономические выгоды (доход).
Взаключение обратим внимание на такой момент. В связи с внесением изменений вПБУ 6/01 бухгалтерам следует быть внимательными при работе с Методическимиуказаниями по учету основных средств. С 2006 года и до внесения соответствующихпоправок этот документ применяется в части, не противоречащей новым нормам ПБУ6/01.
Такимобразом, для организации правильного учета материальных ценностей напредприятии необходимо следовать законодательно-правовому регулированию.Ведение бухгалтерского учета материальных ценностей осуществляется всоответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из нихобязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения побухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов,методические указания, комментарии).
2.Организационно-правовая и экономическая характеристика предприятия СПК «КрасныйУрал» Кигинского района
2.1Организационно-правовая характеристика СПК «Красный Урал» Кигинского района
СПК«Красный Урал» – главной целью деятельности которой является получение прибыли.Как экономический субъект, данное предприятие является производителем товаров иуслуг. Также предприятие способствует решению проблемы занятости.
СПК«Красный Урал» в своей деятельности руководствуется действующимзаконодательством и несет всю полноту ответственности за соблюдением интересовгосударства, граждан, выполнения принятых на себя обязательств.
Организационно-правоваяформа предприятия СПК «Красный Урал» – производственный кооператив, т.е. этодобровольное объединение граждан для совместной производственной деятельности.Форма собственности – частная, зерново-животноводческий вид деятельности.Основная часть территории района находиться в приделах Приайскойувалисто-волнистой равнины, юго-восточная часть занимают передовые хребтызападного склона Урала. Район входит в умеренно-прохладный, влажныйагроклиматический регион с коротким безморозным периодом.
2.2 Экономическаяхарактеристика СПК «Красный Урал» Кигинского района
СПК«Красный Урал» Кигинского района находиться в песостепной части Кигинскогорайона в селе Еланлино. Направление специализации хозяйстваскотоводческо-зерновая.
Кигинскийрайон расположен на северо-востоке республики, граничит с Челябинской областью.Образован в 1930 году. Площадь района составляет 1685 км2.Районный центр – село Верхние Киги, находящееся в 294 км от Уфы. Население20 тыс. человек. Средняя плотность населения 12 чел. на км2. В районе 41сельский населённый пункт. Наиболее крупные из них Верхние Киги, Нижние Киги,Леуза, Еланлино. Преобладают башкиры, татары.
Основнаячасть территории района находится в пределах Приайской увалисто-волнистойравнины, юго-восточная часть занимают передовые хребты западного склона Урала.Район входит в умеренно-прохладный, влажный агроклиматический регион с короткимбезморозным периодом. По юго-западной и северо-западной окраинам районапротекают реки Ай с притоком Алла-Елга, Киги – с притоками Леузой и Кесе-Ик.Распространены черноземы и темно-серые лесные слабооподзоленные почвы. Полезныеископаемые представлены месторождениями глины и суглинка, песка-отощителя,песчано-гравийной смеси, известняка, строительного камня, точильного песчаника.Имеются торфяные болота. Лесом покрыто 43 тыс. га (22,5% территории района).Сельскохозяйственные угодья занимают 93,7 тыс. га, в том числе пашни – 67,7тыс. га, пастбища – 15,2 тыс. га, сенокосы – 10,4 тыс. га. Основная отрасльпроизводства района – сельское хозяйство. По территории района проходятавтомобильные дороги Бирск-Месягутово-Сатка, Верхние Киги-Новобелокатай. Врайоне 31 общеобразовательная школа, в том числе 16 средних; профессиональноеучилище, 22 массовые библиотеки, 30 клубных учреждений, центральная районная и2 сельские участковые больницы.
СелоЕланлино основана в 1756 году, расстояние от райцентра 25 км., проживает854 человек, 316 домохозяйств, имеется СПК Красный Урал, который занимаетсярастениеводством, животноводством, где работают 60 человек. В деревне действуютшесть розничных магазина, в них работают 11 человек. В частном секторе имеетсяКРС – 590 голов, овцы всех пород – 465, лошадей – 48, птицы – 1269 и пчелосемей– 78.
В сельскомхозяйстве земля является основным и главным источником производства. Поэтомурациональное использование земельных ресурсов имеет жизненно важное значениедля хозяйства. Рассмотрим структуру земельных угодий за последние три года.
Таблица 2.1Состав и структура земельных угодийПоказатель Площадь, га Темп роста показателей 2009 г. по отношению к 2007 г., % 2007 г. 2008 г. 2009 г. Общая земельная площадь 3084 4501,1 4501,1 145,95 В т.ч. с/х угодий 2430 3843,1 3843,1 15,81 из них пашня 688 1404,2 1404,2 204,09 сенокосы – 819,6 819,6 – пастбища 1304 1594,3 1594,3 122,26 Другие земли 14 14 14 100
Вывод:общая земельная площадь увеличилась на 2009 год по сравнению с 2007 годом на 1417,1 га за счет увеличения пастбищ, что составило 1,45%
Посравнению с 2007 годом. На сельскохозяйственные угодья приходиться 15,81%, изних на пашни – 204,09%. Это является очень хорошим показателем, так как этоговор о том, что большая часть земельных ресурсов используется болееэффективнее, т.е. служит для выращивания зерновых, зернобобовых и другихкультур. Твкже увеличили сенокосы, пастбища на 1,00%.
Основнымисточником богатства общества и главным фактором создания материальных идуховных благ человечества является труд. Он представляет собой целесообразнуюдеятельность человека, направленную на видоизменение и приспособление предметовприроды для удовлетворения своих потребностей.
Трудовыересурсы представляют собой важный фактор, рациональное использование которогообеспечивает повышение уровня производства сельскохозяйственной продукции и егоэкономической эффективности. Рассмотрим состав и структуру использованиятрудовых ресурсов
Таблица 2.2Численность и состав трудовых ресурсовКатегории работников Численность, чел 2009 г. по отношению к 2007 г., % 2007 г. 2008 г. 2009 г. По организации всего 80 66 53 66,25 в т.ч. занятые в с/х производстве 73 65 48 65,75 в т.ч. рабочие постоянные 59 47 31 52,54 из них: трактористы – машинисты 18 12 11 61,11 операторы машинного доения 11 10 9 81,8 Служащие 14 10 10 71,43 из них: руководители 3 3 1 33,33 специалисты 11 7 9 81,81 /> /> /> /> /> /> />
Вывод:можно увидеть что численность рабочих на 2007 год уменьшилось по сравнению с2009 годом на 66,25%, из них руководители на 33,33%, а специалисты на 81,81%
Оборотныесредства, обслуживающие процесс обращения продукции, представляют собой фондыобращения. К ним относятся готовая к реализации продукция, находящаяся наскладах предприятия; продукция отгруженная, но не оплаченная потребителями;денежные средства предприятия; средства в расчетах.
Рассмотримсостав и структуру использования оборотных средств в СПК «Красный Урал».
Таблица 2.3Состав и структура оборотных средствНаименование Среднегодовая стоимость, тыс. руб. Темп роста показателей 2009 г. по отношению к 2007 г., % 2007 г. 2008 г. 2009 г. Запасы 9741 11365 11632 119,41 В т.ч.: сырье, материалы и др. 5102 6552 6118 119,84 животные на выращивании и откорме 3586 4448 4751 132,48 затраты на незавершенном пр-ве 1026 734 671 65,39 Дебиторская задолженность 468 353 342 73,07 Денежные средства 9 12 37 411
Вывод:большинство показателей по оборотным средствам увеличились. В 2009 году посравнению с 2007 годом количество запасов увеличилось на 119,41%, дебиторскаязадолженность уменьшилось – на 73,07%
Основныефонды– это средства труда, которые многократно участвуют впроизводственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а ихстоимость переносится на производимую продукцию частями, по мере износа. К нимотносятся средства труда со сроком службы более года.
Таблица 2.4Состав и структура основных средствВид основных средств Среднегодовая стоимость, тыс. руб. 2009 г. к 2007 г., % 2007 г. 2008 г. 2009 г. Здания 11178 10938 10938 97,8 Сооружения, передаточные устройства 5739 5554 5554 96,7 Машины, оборудование 3921 4718 4635 118,2 Транспортные средства 1003 957 1278 127,4 Рабочий скот 315 356 909 288,5 Продуктивный скот 2443 2638 2678 109,6 Другие виды основных средств 17 17 17 100
Вывод: посравнению с 2009 года с 2007 годом можно увидеть следующее, что зданияуменьшились на 2,2%, сооружения уменьшились на 3,3%, оборудование увеличилосьна 18,2%, транспортные средства увеличились на 27,4%.
3. Учет доходныхвложений в материальные ценности
3.1Состояние учетно-аналитической работы СПК «Красный Урал»
В СПК«Красный Урал» ответственность за организацию бухгалтерского учета ворганизации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операцийнесет руководитель предприятия. В нашем предприятии директором учрежденабухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главнымбухгалтером. В связи, с чем на нашем предприятии числятся пять работниковбухгалтерии, включая главного бухгалтера.
Вобязанности бухгалтерии входит:
· обеспечение правильной организации бухгалтерского учета всоответствии с инструкцией и отдельными указаниями;
· осуществление предварительного контроля за своевременным иправильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;
· контроль за правильным и экономным расходованием средств всоответствии с их целевым назначением по утвержденным сметам расходов, а такжеза сохранностью денежных средств и материальных ценностей;
· начисление и выплата в срок заработной платы рабочим и служащим;
· своевременное проведение расчетов, возникающих в процессеисполнения смет, с предприятиями, учреждениями и отдельными лицами;
· участие в проведении инвентаризации денежных средств, расчетов иматериальных ценностей, своевременное и правильное определение результатовинвентаризации и отражение их в учете;
· проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросамучета и сохранности ценностей, находящихся на ответственном хранении;
· составление и представление в установленные сроки бухгалтерскойотчетности;
· составление и согласование с руководителем предприятия сметрасходов и расчетов к ним;
· хранение бухгалтерских документов, регистров учета, машинограмм,смет расходов, расчетов к ним, других документов, а также сдача их в архив вустановленном порядке.
Главныйбухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственностьза формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременноепредставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Главныйбухгалтер обязан:
· обеспечить ведение бухгалтерского учета в полном соответствии с«Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ», планом счетовбухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждена приказом МФСССР от 1.11.91 г. №56) и другими действующими нормативными актами вобласти методологии бухгалтерского учета;
· обеспечить своевременное и полное представление необходимойотчетности заинтересованным пользователям в соответствии с действующимзаконодательством;
· руководствуясь установленным Планом счетов разработать Рабочийплан счетов бухгалтерского учета для отражения необходимых коммерческих ифинансово-хозяйственных операций;
· установить необходимую систему учетных регистров определить ихперечень;
· осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности в целяхвыявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов;
· оценивать фактическое использование выявленных резервов.
С главнымбухгалтером целесообразно согласовывать назначение, увольнение и перемещениематериально ответственных лиц (кассиров и др.).
Главномубухгалтеру СПК «Красный Урал» запрещается принимать к исполнению и оформлениюдокументы по операциям, которые противоречат законодательству и нарушаютдоговорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтерписьменно сообщает руководителю организации и при получении от него письменногораспоряжения о принятых указанных документов к учету исполняет его. Всю полнотуответственности за незаконность совершенных операций несет руководительорганизации.
Заневыполнение или недобросовестное выполнение своих обязанностей главныйбухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Главномубухгалтеру предоставляется право подписи документов, служащих основанием дляприемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а такжерасчетных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подписиглавного бухгалтера считаются недействительными и не принимаются к исполнению.
Требованияглавного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций ипредставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны длявсех работников СПК.
В случаеразногласий между директором и главным бухгалтером по осуществлению отдельныххозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению списьменного распоряжения руководителя, который несет всю полнотуответственности за последствия осуществления таких операций.
3.2 Первичный учет доходных вложений вматериальные ценности
Первичныйбухгалтерский документ – письменное свидетельство о совершении хозяйственнойоперации, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений идетализации.
Хозяйственныеоперации, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету ине подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета.
Всоответствии с Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 24 марта 1999года №20 «Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичнойучетной документации» в унифицированные формы первичной учетной документации,кроме форм по учету кассовых операций, организация в случае необходимости можетвносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденныхунифицированных форм первичной учетной документации должны оставаться безизменения, включая код, номер формы, наименование документа. Удаление отдельныхреквизитов из унифицированных форм не допускается.
Вносимыеизменения должны быть оформлены соответствующим организационно – распорядительнымдокументом организации.
Форматыбланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетнойдокументации, являются рекомендуемыми и могут изменяться в части расширения исужения граф и строк с учетом значности показателей, включения дополнительныхстрок и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимойинформации.
Если формадокумента для отражения каких-либо фактов хозяйственной деятельности непредусмотрена альбомом унифицированных форм, первичный учетный документ можетбыть разработан организацией самостоятельно. При разработке документанеобходимо учитывать требование пункта 13 Положения №34н, а также статьи 9Закона «О бухгалтерском учете», которые устанавливают определенные требования ксоставлению документа. В частности, первичный учетный документ будет принят кучету только в том случае, если он содержит следующие обязательные реквизиты:
· наименование документа. В наименовании заключается содержаниехозяйственной операции, подлежащей отражению в учете и бухгалтер организации недолжен принимать к учету документы с нечетким наименованием либо вовсе безнаименования, а также сам составлять подобные документы. Унифицированные формыпервичных учетных документов содержат «Код формы», представляющий собойсемизначный номер документа по Общероссийскому классификатору управленческойдеятельности, который печатается в правом верхнем углу документа. Всамостоятельно разработанном документе может не содержаться реквизита «Кодформы», однако в случае обработки документа с помощью средств вычислительнойтехники наличие данного реквизита необходимо и система кодировкиразрабатывается организацией самостоятельно;
· дату совершения хозяйственной операции, указанной в наименованиидокумента или в самом документе. Дата оформляется арабскими цифрами следующимобразом: вначале указываются день и месяц, представленные двумя парами цифр,разделенными точкой, затем четырьмя цифрами указывается год, например дата 4августа 2005 года будет записана следующим образом: 04.08.2005;
· наименование организации, от имени которой составлен документ, чтопозволяет определить принадлежность документа конкретной организации;
· содержание хозяйственной операции, вытекающее из названиядокумента, например, накладная на внутренне перемещение материаловпредназначена для передачи товарно-материальных ценностей из одногоструктурного подразделения организации в другое и данным документом нельзя оформитьникакую другую хозяйственную операцию;
· измерители хозяйственной операции в натуральном и денежномвыражении. Вообще в учете применяется натуральные, трудовые и денежныеизмерители. С помощью натуральных измерителей получают сведения об объектахучета в натуральных показателях, таких как меры длины, веса, площади, объема идругих. С помощью трудовых измерителей, применяемых в сочетании с натуральными,устанавливается количество труда, затраченного на производство продукции, работи услуг, определяются такие показатели, как производительность труда,выполнение норм выработки, с помощью трудовых измерителей начисляетсязаработная плата. Денежный измеритель является обобщающим и в нем выражаютсявсе показатели финансово-хозяйственной деятельности организации;
· наименование должностей лиц, ответственных за совершениехозяйственной операции и правильность ее оформления. Как правило, конкретныйработник организации совершает тот или иной вид хозяйственных операций наосновании установленной должностной инструкции и указание должности лица,совершившего операцию, служит для контроля за правомерностью совершенияоперации;
· личные подписи указанных лиц и их расшифровки (включая случаисоздания документов с применением средств вычислительной техники). В расшифровкеподписи вначале следует ставить инициалы, и лишь затем фамилию, например: И.С. Петров.Если отсутствует лицо, подпись которого должна стоять в документе, вместо негодокумент может подписать его заместитель либо лицо, исполняющее обязанностиотсутствующего лица, при этом нельзя подписывать документы с проставлениемкосой черты перед наименованием должности.
Помимообязательных реквизитов в документ могут быть введены дополнительные реквизиты,не являющиеся обязательными, такие как номер документа, адрес организации,основание совершения хозяйственной операции, и другие.
Самостоятельносозданные документы должны достоверно описывать хозяйственные операции,обеспечивать пользователей необходимой и достоверной информацией, должны бытьудобны для обработки и хранения и не должны дублировать другие первичныедокументы.
Руководителеморганизации, по согласованию с главным бухгалтером, должен быть утвержденперечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, при этом,документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами,подписываются руководителем организации и главным бухгалтером илиуполномоченными ими на то лицами.
Требованияглавного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций ипредставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны длявсех работников организации. Без подписи главного бухгалтера илиуполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые икредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься кисполнению.
Первичныеучетные документы должны составляться в момент совершения хозяйственнойоперации, а если это не представляется возможным, то непосредственно после ееокончания.
Приреализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовойтехники допускается составление первичного учетного документа по окончаниирабочего дня на основании кассовых чеков.
Всоответствии с пунктом 2.8 Положения о документах и документообороте вбухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР от 29 июля 1983 года №105(далее Положение о документах и документообороте №105), записи в первичныхучетных документах должны производиться чернилами, химическим карандашом,пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин, средств механизации и другимисредствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение времени,установленного для их хранения в архиве.
Запрещаетсяиспользовать для записи простой карандаш. Достоверность сведений, содержащихсяв документах, их своевременное и качественное оформление, передачу дляотражения в бухгалтерском учете, обеспечивают должностные лица, составившие иподписавшие эти документы.
Первичныйучетный документ считается окончательно оформленным, если он составлен поустановленной форме, все его реквизиты заполнены, незаполненные строкипрочеркнуты, документ проверен работниками бухгалтерии организации.
Рассмотрим основные операции по учету доходных вложений вматериальные ценности:
1. Оприходовано оборудование, приобретенное для сдачи в лизинг попервоначальной стоимости.
2. Увеличена первоначальная стоимость объектов основных средств,переданных в лизинг, в результате переоценки.
3. Списана первоначальная стоимость возвращенного из лизингаимущества в связи с прекращением его использования в этих целях.
4. Выбыло оборудование, используемое для сдачи в лизинг:
а) списана первоначальная стоимость оборудования;
б) списана сумма начисленной амортизации;
в) списана остаточная стоимость;
5. Списан полностью амортизированнный объект основных средств ихсостава материальных ценностей в результате невозможности дальнейшегоиспользования.
Для выше перечисленных операций служат первичные документы такиекак:
1) Акт (накладная) приемки передачи основных средств (форма ОС-1);
2) Акт переоценки основных средств, приказ руководителя;
3) Акт (накладная) приемки передачи основных средств (форма ОС-1);
4) Акт (накладная) приемки передачи основных средств (форма ОС-1);
5) Акт на списание основных средств (форма ОС-4).
3.3Синтетический и аналитический учет
Синтетическийучет – обобщенный учет фактов хозяйственнойдеятельности в денежном выражении. Синтетический учет ведется на синтетическихсчетах (главных счетах первого порядка). Перечень счетов синтетического учетанаходится в плане счетов. Синтетический учет необходим для полученияинформации, позволяющей иметь общее представление о наличии и движении средстви их источников – о финансово-хозяйственной деятельности организации.
Синтетическийучет ведется в регистрах бухгалтерского учета (Главнаякнига,журналы-ордера и др.). Данные синтетического учета детализируются ваналитическом учете.
Аналитическийучет – учёт, который ведётся в лицевых, материальных и иных аналитическихсчетах бухгалтерского учёта, группирующих детальную информацию об имуществе,обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счёта.
Аналитическийучёт – это система бухгалтерских записей, дающая детальные сведения о движениихозяйственных средств; строится отдельно по каждому синтетическому счёту. Вотличие от синтетического учёта ведётся не только в стоимостных, но и внатуральных показателях.
Данныеаналитического учёта должны соответствовать оборотам и остаткам по счетамсинтетического учёта.
По данныманалитического учёта можно следить за состоянием запасов каждого вида товарно-материальныхценностей, осуществлением расчётов с каждым поставщиком, подрядчиком, рабочим,дебитором, кредитором, подотчётным лицом и т.д.
Аналитическийучет по счету 03 ведется по видам материальных ценностей, арендаторам иотдельным объектам материальных ценностей.
Синтетическийучет ведется в Ж.-О. №13.
Таблица 3.1Корреспонденция счетов по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности»№ п/п Хозяйственные операции Сумма Корреспонденция счетов Д К 1 Оприходованы объекты основных средств, предназначенные для передачи в лизинг или аренду 10417 03 08 2
Отражена в учете передача объектов доходных вложений:
а) в аренду
б) по договору лизинга
5500
3500
03/2
03/3
03/1
03/1 3 Приняты к учету объекты от арендаторов и лизингополучателей 1400 03/1 03/2,03/3 4
Передача лизингового имущества на баланс лизингополучателю:
– списание объекта с учета:
– списание амортизации:
– списание остаточной стоимости:
5350
4040
1540
03/9
02
91
03/1
03/9
03/9 5
Списание объекта доходных вложений:
– списание объекта с учета
– списание амортизации
– списание остаточной стоимости
4200
1210
1400
03/9
02
91
03/1
03/9
03/9 6 Выявлена недостача объектов основных средств, предназначенных для сдачи в аренду 1470 94 03 7 Списана стоимость основных средств, приобретенных для сдачи в аренду, утраченных в результате чрезвычайных обстоятельств 6300 91 03
3.4 Путиулучшения учета доходных вложений в материальные ценности
Бухгалтерскийучет на предприятии необходимо постоянно совершенствовать в соответствии сменяющейся экономической обстановкой.
Одной изсамых важных частей информационного обеспечения деятельности современнойорганизации является использование компьютеров для автоматизации бухгалтерскогоучета. Бухгалтерский учет состоит из трудоемких операций, занимающих времябухгалтера, подготовки разнообразных по форме отчетных и платежных документов,переноса одних и тех же данных из одних документов в другие и т.д.
Компьютернаяпрограмма позволяет бухгалтеру экономить время и силы за счет автоматизации,найти арифметические ошибки в учете и отчетности, оценить текущее финансовоесостояние предприятия и его перспективы. Кроме того, автоматизированные системыбухгалтерского учета способны помочь подготовить и сохранить в электронном видепервичные и отчетные документы, а также бланки часто повторяющихся форм отчетови документов с уже сформированными реквизитами предприятия.
В качествесовершенствования учета материальных ценностей предлагаем для рациональнойорганизации бухгалтерского учета материальных ценностей автоматизировать спомощью программы «1С: Предприятие 7.7».
Программа«1С: Предприятие» версия 7.7 – это мощная универсальная бухгалтерская программанового поколения. Она может поддерживать различные системы учета, различныеметодологии учета, использоваться на предприятиях различных типов деятельности.В данной программе реализуется определенная концепция ведения бухгалтерскогоучета на предприятии. План счетов, набор констант, структуры справочников идокументов, а также алгоритмы построения отчетов представляют собой хорошопроработанную в бухгалтерском отношении систему. Эта система отличается, содной стороны, целостностью, а с другой – универсальностью, что позволяетиспользовать ее после определенной настройки практически на любом предприятии.
Программаподдерживает эффективную работу с различными объемами информации, количествомрабочих мест, с использованием разнообразных средств вычислительной техники итопологий вычислительной сети.
Такимобразом, «1С: Предприятие 7.7» является той инструментальной системой, на базекоторой может быть успешно реализована концепция гибкой автоматизации всегобухгалтерского учета в целом, а также учета материальных ценностей.
Заключение
Исследованиетеории и практики теории бухгалтерского учета доходных вложений в материальныеценности на основе требований международных стандартов финансовой отчетностипозволило обосновать основные направления по совершенствованию бухгалтерскогоучета доходных вложений в материальные ценности и определению их экономическойсущности.
Понятиедоходные вложения в материальные ценности появилось относительно недавно всовременной методике бухгалтерского учета. С исторической точки зрения понятиедоходных вложений в материальные ценности можно охарактеризовать с различныхсторон. Доходные вложения в материальные ценности – это вложения в различныеобъекты или имущество, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемыеорганизацией или предприятием во временное пользование по договорам аренды(лизинга), проката или найма с целью получения доходы или извлечения прибыли.Данное определение подкреплено различными экономическими источниками инормативными актами Российской Федерации. Доходные вложения в материальныеценности учитываются на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». ВРоссийской Федерации отмечается отображение и понятие доходных вложений вматериальные ценности применительно к бухгалтерскому учету.
На основесравнения понятий доходных вложений в материальные ценности и инвестиционной собственностиможно сделать вывод о том, что в основном данные понятия имеют много схожихсвойств. Но существенное различие состоит в том, что инвестиционнуюсобственность рассматривают как инструмент для инвестирования, потенциальныйдоход от которой складывается из двух составляющих: арендных платежей отвозможной сдачи объекта в аренду и изменение его первоначальной стоимости вовремени. Учитывая, что в настоящее время широкое распространение получиладеятельность организаций, связанная с приобретением или созданием объектовнедвижимости с целью их последующей передачи в операционную аренду, необходиморассмотреть актуальные вопросы отражения в финансовой отчётности указанногоимущества, которые регулируются МСФО 40 «Инвестиционная собственность».Собственность, занимаемая владельцем, представляет собой имущество в видеземельных участков и (или) зданий (части зданий – помещений), которыморганизация распоряжается на основании права собственности или договорафинансовой аренды (лизинга) и которое предназначено исключительно для целевогоиспользования в процессе производства и (или) поставки продукции или вадминистративных целях. Данное имущество должно отражаться в отчётности всоответствии МСФО 16 «Основные средства».
Организациив процессе осуществления хозяйственной деятельности постоянно самостоятельносоздают, приобретают у третьих лиц или отчуждают в пользу третьих лицразнообразное имущество, которое может быть классифицировано по различнымоснованиям. Каждому виду указанного имущества присущи свои особенности,связанные с его отражением в финансовой отчётности организации. Для того чтобыиметь возможность достоверного отражения операций с имуществом в финансовойотчётности необходимо наличие надежных критериев классификации имуществаорганизации и знать и успешно применять особенности отражения в отчётностиопераций с каждым видом имущества.
Библиографическийсписок
1. Федеральный закон «Обухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 года
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации» (ГК РФ) Часть 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
3. «Налоговый кодекс Российской Федерации» (НК РФ) Часть 1 от31.07.1998 №146-ФЗ (принят ГД ФС РФ16.07.1998)
4. Бухгалтерский учет [Текст]: Учебник / А.С. Бакаев,П.С. Безруких. – 5-е изд.
5. Положения по бухгалтерскомуучету [Текст] – М.: Эксмо, 2009. – 240 с.
6. Новый план счетов, всоответствии с Приказом МФ РФ [Текст] от 31.10.2000 №94Н
7. Первичные документы –основа бухгалтерской отчетности [Текст]: учебник /В.М. Власова -3-е изд.,перераб. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
8. Кондраков, И.П. Бухгалтерскийучет: учебное пособие [Текст]/И.П. Кондраков – М.: ИНФРА-М, 2006.-640 с.
9. Е. Петров.Однодневная командировка [Текст] // Практический бухгалтерский учет. –2006. – №8. – с. 17 – 19.
10. Е.Ф. Фещенко.Командировки [Текст] // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2006. – №5. – с. 84– 85.
11. Керимов, В.Э. Бухгалтерскийучет на производственных предприятиях [Текст]: Учебник. – 4-е изд., изм. И доп.– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 100 –130 с.
12. Кондраков, Н.П.,Кондраков, И.Н. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета[Текст]. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: ООО «ВИТРЭМ»,2002. – 186 – 192 с.
13. Кондраков, Н.П. Бухгалтерскийучет [Текст]: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. –78–90 с.
14. Л.В. Волкова.Командировки по России: расходы на проезд и проживание работников [Текст] //Главбух. – 2004. – №25. – с. 60 – 66.
15.Макальская, М.Л. Корреспонденция счетов – 6 [Текст]: Справочное пособие. –6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 186 – 191 с.
16. Мизиковский, Е.А.,Елманова, Е.Н., Пуреховская, Е.В. Лабораторный практикум по бухгалтерскомуучету [Текст]: Учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2004. – 67 – 70 с.
17. М.В. Маркина.Документальное оформление командировочных расходов по-новому [Текст] //Главбух. – 2006. – №20. – с. 44 – 45.
18. Николаева, Г.А., Блицау,Л.П. Бухгалтерский учет в торговле [Текст]. – М.: Приор-издат, 2004. – 205– 216 с.
19. Н.В. Абрамов, А.С. Сумкин.Как избежать ошибок при расчетах с подотчетными лицами? [Текст] // Главбух.– 2004. – №4. – с. 72 – 78.
20. Пизенгольц, М.З. Бухгалтерскийучет в сельском хозяйстве. Т. 1. Ч. 1. Бухгалтерский финансовый учет[Текст]: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002.– 159 – 171 с.