–PAGE_BREAK–
К затратам на рекламу относят расходы на:
— разработку и издание рекламных проспектов, альбомов, брошюр;
— изготовление фирменных пакетов, этикеток;
— проведение рекламных мероприятий средствами информации;
— изготовление рекламных щитов, растяжек, витрин и т. д.
Выделение учета расходов на рекламу позволяет контролировать их общую сумму, правильно исчислять налог на рекламу, следить за превышением предельного размера затрат на рекламу, учитываемого при налогообложении прибыли.
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на с ч 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены следующие издержки обращения:
— перевозка товаров;
— реклама;
— представительские расходы;
— другие аналогичные по назначению расходы .
В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, на сч. 44 «Расходы на продажу» могут быть
отражены, в частности, следующие расходы: операционные, общезаготовительные, на содержание приемных пунктов содержание скота и птицы на базах и в приемных пунктах.
По дебету сч. 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет сч, 90 «Продажи».
При частичном списании подлежат распределению
— в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность — расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно, исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или по другим соответствующим показателям);
— в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность;
— расходы на транспортировку (между проданным товаром и
остатком товара на конец каждого месяца);
— в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, — в дебет счетов 15 « Заготовление и приобретение материальных ценностей» (расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья) и (или) «Животные на выращивании и откорме» (расходы по заготовке скота и птицы).
Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции, товаров, работ и услуг.
ГЛАВА
II Анализ реализации продукции, работ, услуг
2.1 Анализ объема и структуры реализации продукции, работ услуг
Объем производства и реализации продукции является взаимозависимым показателем. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производство продукции, и он определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и условия конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в том объеме, которое оно может реально реализовать.
Темп роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияет на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение. Его основные задачи:
– оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
– определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
– выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
– разработка мероприятий по освоению выявленных резервов;
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно – натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущее цены.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателю, или по оплате (выручке), может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.
В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на неё на рынке, зависит и бьем ее производства.
Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции. Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по определенным видам и группам однородной продукции.
Условно – натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется только показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисление на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.
Нормативные трудозатраты используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многоменклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно – натуральные измерители.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции, расчеты базисных и цепных темпов роста и прироста. При этом бьем производства и реализации продукции должны быть выражены в сопоставимых ценах, за основу которых применяются цены базисного периода.
На основании условных данных рассмотрим состав реализованной готовой продукции, работ, услуг в таблице 1.
Таблица 1
Анализ объема и структуры реализации
Показатели
Прошлый год
Отчетный год
Отклонение
Темп роста
Сумма, тыс.руб
Удельный вес.%
Сумма, тыс.
руб
Удельный вес.%
Абсолют.
Относит.
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6 = 4-2
7 =5-3
8=4/2*100
Готовая продукция
4728
83,4
6131
87,4
+1403
+4,0
129,7
Выполнение работы
127
2,2
209
3,0
+82
+0,8
164,6
Оказание услуг
817
14,4
671
9,6
-146
-4,8
82,1
Всего:
5672
100
7011
100
+1339
——-
123,6
Проанализировав данные полученные в таблице мы выявили следуещее:
Объем продаж в отчетном году по сравнению с данным годом выше на 23,6 %, что с положительной сторны характеризует предприятие.Наибольщий прирост наблюдается по реализации выполнеенных работ – 64,6 %. В отчетном годутакже увеличился объем выпуска готовой продукции как в абсолютном, так и относительном значении.
В Абсолютном это – 1403 тыс. руб, в относительном это – 4%. А вот услуг в отчетном году оказано предприятием по сравнению с прошлым годом меньше на 146.тыс. руб, т.е 671 тыс. руб в отчетном и 817 тыс. руб в прошлом.
Наибольший удельный вес в отчетном году в обьеме реализации занимает продажа готовой продукции – 87,4 %. Наименьший удельный вес в отчетном году приходится на выполнение работ – 3,0 %.
2.2 Анализ выполнения догворных обязательств реализации продукции
Реализациия продукции является завершающей стадией круговорота средств производства. От её величины зависят результаты финансово – хозяйственной деятельности, показатели оборачивоемости и рентабельности. В связи с тем, что предприятие определяет выручку от реализации подгрузки продукции или по оплате отгрузной и реализованной продукции совподает,
баланс товарной продукции имеет вид:
РП = ГПн + ТП – ГПк,
ОП = РП,
где РП – реализованная продукция ;
ГПн, ГПк – остатки готовой продукции на складе на начало и на конец периода;
ТП – товарный выпуск продукции;
ОП – отгруженная продукция.
Для второго варианта баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:
РП = ГПн + Тон + ТП – ГПк –Ток,
РП = ОП + Тон + Ток,
Где Тон, Ток – остатки товаров, отгруженных соответственно на начало и конец периода.
Таблица 2
Анализ факторов изменения объема реализованной продукции
№ п/п
Показатель
Сумма в плановых ценах, тыс. руб.
Прошлый год
Отчетный год
+/-
1
2
3
4
5
1.
Остаток готовой продукции на начало периода
174
485
+311
2.
Выпуск готовой продукции
49780
51243
+1463
3.
Остаток готовой продукции на конец периода
485
209
-276
4.
Отгрузка продукции за год
49469
51519
+2050
5.
Остаток товаров, отгруженных покупателям
На начало года
287
184
-103
На конец года
184
317
+133
6.
Реализация продукции
49572
51386
+1814
По данным таблицы можно сказать следующее: План по реализации продукции перевыполнен на 1814 тыс. руб., за счет увеличения выпуска готовой продукции на 1463 тыс. руб и увеличения остатка готовой продукции на начало периода отчетном году по сравнению с прошлым на – 311 тыс. руб. Также положительное влияние на объем продаж оказало уменьшение остатков готовой продукции на складе на конец года — 276 тыс. руб. Отгрузка продукции за год увеличилось по сравнению с прошлым годом на – 2050 тыс. руб. Отрицательное влияние оказало увеличение остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия на – 133 тыс. руб. В процессе анализа необходимо выявить причины сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателям и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Невыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контракта на покупку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредиты и тому подобное.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выявляются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (Оппл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):
Кд.п. = (Оппл — ОПн)/Оп пл,
Недостаток продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий – смежников, транспортных организаций и так далее. При анализе реализации особое значение следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперативным поставкам и экспорту продукции.
Далее нужно проанализировать выполнение договорных обязательств за год.
Таблица 3
Анализ выполнения договорных обязательств за отчетный год, тыс. руб.
Месяц
План поставок продукции
Фактически поставлено
Недопоставка продукции
Выполнение,%
За месяц
С начала года
За месяц
С начала года
За месяц
С начала года
За месяц
С начала года
1
2
3
4
5
6= 4-2
7= 5-3
8= 4/2
9= 5/3
I
4100
4100
4300
4300
200
200
104.9
–
II
4100
8200
4100
8400
200
100
102.4
III
4300
12500
4250
12650
-50
150
98.8
101.2
IV
4300
16800
4400
17050
100
250
102.3
101.5
V
4200
21000
4200
21250
250
100
101.2
VI
4250
25250
4050
25300
-200
50
95.3
100.2
VII
4250
29500
4350
29650
100
150
102.4
100.5
VIII
4350
33850
4400
34050
50
200
101.1
100.6
IX
4300
38150
4280
38330
-20
180
99.5
100.5
X
4450
42600
4200
42530
-250
-70
94.4
99.8
XI
4300
46900
4400
46930
100
30
102.3
100.1
XII
4100
51000
4456
51386
356
386
108.7
100.8
Из таблицы видно, что в отчетном году недопоставка незначительна и она была в следубщих месяцах:
Март – 50 тыс. руб;
Июнь – 200 тыс.руб;
Сентябрь – 20 тыс. руб;
Октябрь – 250 тыс. руб
Также недопоставка продукции была с начала года в октябре и составила – 70 тыс. руб . План в среднем перевыполнен на – 8 %.Учитывая, то, что по всем остальным месяцам поставка продукции превышает план, это позволяет предприятию хорошо функционировать продолжение
–PAGE_BREAK–