Бухгалтерский учет расчетов по налогам в розничной торговле

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
 1.Бухгалтерский учетрасчетов по налогам в организациях розничной торговли
1.1 Нормативное регулированиебухгалтерского учета расчетов по налогам
 в розничной  торговле
1.2 Понятия, функции и видыналогов, уплачиваемые организациями розничной торговли, налоговые режимы
1.3 Синтетический ианалитический учет расчетов по налогам
 2.Анализ отчетности поналогам в организациях розничной торговли
2.1 Значение, задачи иинформационное обеспечение анализа розничного товарооборота
2.2 Анализ налогообложения,распределения и использования доходов и прибыли в торговле
Заключение
Список  используемойлитературы

Введение.
Бухгалтерскийучет является системой, которая измеряет  параметры деловой активности ипредставляет их в виде отчета и конечных выводов для принятия решенийруководством компаний.
Финансовыеотчетыэто документы, которые предоставляют информацию вденежной форме  на индивидуальном уровне или на уровне предприятия.
Руководители,принимающие решения используют бухгалтерскую информацию для составленияпрактичных бизнес планов. В течение определенного временного цикла бухгалтерия измеряет,результаты деятельности и докладывает эти результаты руководству.
Иименно поэтому бухгалтерский учет актуален во все времена, а, следовательно, углубляясьв бухучет, в налоги и налогообложение, в анализ финансовой отчетностипредприятия  актуальна и тема моей курсовой работы: «Бухгалтерский учетрасчетов по налогам и анализ отчетности по налогам в организациях розничнойторговли».
Чтобыразобраться в вопросах организации бухгалтерского учета на предприятияхрозничной торговли, необходимо обратиться к нормативным документам и четкопредставлять, что подразумевается под такими понятиями, как: розничнаяторговля, налоги, налоговая система, бухгалтерская отчетность.
Розничнаяторговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. Основнымпоказателем работы торговых предприятий является розничный товарооборот. Всфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров, и онипереходят в сферу личного потребления. Розничная торговля- реализация товаровнепосредственно населению для личного потребления. Розничная торговляподразделяется по формам собственности на государственную, коллективную,совместную, частную, смешанную.
Налоги– это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных закономразмерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, впостроении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы,образуют налоговую систему страны.
Одна из функций налоговой системызаключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики.Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения исуществуют специальные налоговые режимы. В настоящее время в Налоговом кодексе Российской Федерацииустановлены четыре специальных налоговых режима, к ним относятся: системаналогообложения для сельскохозяйственных производителей, упрощенная системаналогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход,система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имуще­ственноми финансовом положении организации и о результатах его хозяйственнойдеятельности, составляемая на основе данных бух­галтерского учета поустановленным формам.
Анализ налогообложения обычно начинают с изученияправильности расчета налогов и других обязательных платежей, своевременности ихуп­латы и выявления возможностейоптимизации. Далее переходят к анализу иоценке, вы­полнения плана и динамикиналогов и других обязательных платежей. При этом используют как абсолютные, так и относительные показатели. Отно­сительнымипоказателями, в частности, являются удельный вес (доля) от­дельных видовналогов и других обязательных платежей в общей их сум­ме, темпы роста илиснижения по сравнению с планом и прошлыми года­ми. Необходимо изучить темпы изменениясумм налогов и других обязательных платежей в увязке с ана­лизом темпов роста(снижения) основных показателейхозяйственной, фи­нансовой и другой деятельности предприятия (товарооборота,производи­тельности труда, фондоотдачи, оборачиваемости оборотныхактивов, до­ходов, прибыли, рентабельности и др.). Опережающие темпы роста нало­говпо сравнению с темпами развития показателей хозяйственно-финан­совой деятельности предприятия свидетельствуют онеоптимальности на­логообложения и хозяйствования, а иногда и о фискальнойполитике госу­дарства.
Целью моей курсовой работы является рассмотрениеособенностей бухгалтерского учета расчетов по налогам, а также анализаотчетности по налогам в организациях розничной торговли.
Длядостижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.        В первой главе рассмотретьнормативное регулирование бухгалтерского учета; налоги и налоговые режимыорганизаций розничной торговли, а также синтетический и аналитический учетналогообложения.
2.        Во второй главе значении, задачи иметодику анализа отчетности по налогам в организациях розничной торговли.
 

1. Бухгалтерский учет расчетов по налогам ворганизациях розничной торговли.
 
1.1.Нормативное регулирование бухгалтерского учета расчетовпо налогам.
Общее правовое и методологическоеруководство бухгалтер­ским учетом в России осуществляется Правительством РФ иМинистерством финансов Российской Федерации. Во исполне­ние Программыреформирования бухгалтерского учета в соот­ветствии с международнымистандартами финансовой отчетнос­ти, утвержденной постановлением ПравительстваРФ от 6 марта 1998 г. № 283, и распоряжения Правительства РФ от 21 марта 1998 г. № 382-Р. С нормативной базой тесно связана Концепция бухгалтерс­кого учета в период переходак рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом побухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института про­фессиональныхбухгалтеров в декабре 1997 г., в которой были сформулированы принципыпостроения российской системы бух­галтерского учета в ближайшиедесять-пятнадцать лет.
В России ведется постоянная работа посовершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерс­когоучета, базирующаяся на четырехуровневой системе норма­тивно-правовых актов.
Первый уровень — законы, указы ПрезидентаРоссийской Федерации, постановления Правительства Российской Федера­ции,устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведениябухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законахи затраги­вающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетнос­ти,должны соответствовать Федеральному закону “О бухгалтер­ском учете”. Второйуровень — Положения по бухгалтерскому учету (рос­сийские стандарты),утверждаемые федеральными органами ис­полнительной власти, определяемыеПравительством России.
В настоящее время издано девятнадцатьПоложений (стандар­тов) по бухгалтерскому учету.
Третий уровень — методические указания,инструкции, ре­комендации и иные аналогичные им документы; подготавлива­ются иутверждаются федеральными органами, министерствами и иными органамиисполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и вразвитие документов первого и второго уровня. Сюда относятся Планы счетовбухгал­терского учета финансово-хозяйственной деятельности органи­заций иинструкции по их применению.
Четвертый уровень — документы по организациии ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обя­зательстви хозяйственных операций, которые носят обязатель­ный характер. Сюда относятсярабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования,утверждаются руководителем организации в пределах принятой учетной поли­тики.Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения ивзаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяетруководитель организации.
Впоследние годы в системе ведения бухгалтерского учета в России произошлизначительные изменения, дополнения и уточ­нения. Поэтому при разработке учетнойполитики предприятие должно обязательно исходить из Федерального закона обухгал­терском учете, иных федеральных законов, указов Президента РФ,постановлений Правительства РФ и положений, приказов, инструкций и писемМинистерства финансов РФ и других нор­мативных документов, особенно новогоПлана счетов.
Налоговый  кодекс РФ (ч.1) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принятГД ФС РФ 16.07.1998)(ред. от 17.05.2007) — устанавливает общие правиланалогообложения по всем налогам, а также санкций за их неправильное применениеили неприменение.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от21.11.1996 N 129-ФЗ
(ред. от 26.03.2007) (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) определяет, что объектамибухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства,хозяйственные операции и расчеты с бюджетом, осуществляемые  организациями впроцессе их деятельности.
ПБУ 18/02 «Учет расчетов налога на прибыль»,утвержденное приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н устанавливает правилаформирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерскойотчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций,признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядкеналогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых организаций ибюджетных учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль(убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актамипо бухгалтерскому учету Российской Федерации), и налоговой базы по налогу наприбыль за отчетный период), рассчитанной в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
 Плансчетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций иинструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94 (в ред. от 18.09.2006) для учета расчетов по налогам предусматриваетследующие счета:
Счет19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» предназначен дляобобщения информации  об уплаченных организацией суммах налога ни добавленнуюстоимость по приобретенным ценностям, а также  работам и услугам.
Счет68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации орасчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией.
Счет69 «Расчеты о социальному страхованию и обеспечению»- предназначен дляобобщения  информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионномуобеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.
Методические указания по инвентаризации имущества ифинансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49
устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовыхобязательств организации и оформления ее результатов. Также указано, что инвентаризациярасчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом,покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами,другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм,числящихся на счетах бухгалтерского учета. Для обеспечения достоверности данныхбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводитьинвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются идокументально подтверждаются их наличие, состояние и оценка, а также общаясверка расчетов  с бюджетом.
 
1.2. Понятие, функции и виды налогов, уплачиваемыеорганизациями розничной торговли.
Налог- это обязательный платеж,поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленныесроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчислениякоторых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Налоговаясистема возникла и развивалась вместе с государством. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отноше­ниями,  складывающимися у государствас юридическими и физическими ли­цами.  Эти  денежные отношения объективнообусловлены и имеют специфи­ческое общественное назначение — мобилизациюденежных средств в распо­ряжение  государства.  Поэтому  налог можетрассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями:
— Фискальной  –  изъятие части доходов в бюджет дляиспользования на определенные цели.
— Стимулирующей  –  при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса,  капитальных вложений,расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.
— Регулирующей — регулирование отношений междубюджетами и внутри бюджетной системой.
— Распределительной и перераспределительной — при  помощи  налога распределяет и перераспределяет национальный доход.  Перераспределяет первичные доходы иформирует вторичные.
— Социальной  –  за  счет налоговых льготосуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры:  освобождение отналогов отдельных физических и юридических лиц.
— Контрольной — при помощи налогов осуществляется контроль за дея­тельностьюпредприятия,  формирование затрат и прибыли.  Эффективность зависит отдеятельности органов налоговых служб.
Регулирующуюи стимулирующую функции называют экономической функ­цией. Такое разграничениефункций налогов носит целевой характер,  так как все функции переплетаются иосуществляются одновременно.  Конкрет­ными формами проявления категории налогаявляются виды налоговых  пла­тежей, устанавливаемыми законодательными органамивласти.
Сегодняналоговая  система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал вхозяйстве, способствовать развитию предпринимательст­ва и  одновременно служитьбарьером на пути социального обнищания низ­кооплачиваемых слоев населения.
 Главнымсреди налогов,  взимаемых с юридических лиц, является на­лог на прибыльпредприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночногохозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она ста­новится важнейшимобъектом воздействия государства.  Налог на  прибыль должен использоваться нетолько в фискальных целях,  но и для создания заинтересованностипредприятий в повышении эффективности  производства  улучшении  его материально — технической оснащенности.  К сожалению, система исчисления налогаориентирована в основном на фискальный эффект.                                                              
Наличиеразных форм собственности,   экономическое соперничествовызывает необходимость  взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества,которое прямым или косвенным образом спо­собствует росту дохода предприятия.Поэтому налог на имущество предпри­ятий — неотъемлемая часть налоговой системыстраны при рыночных  отно­шениях. Он введен для субъектов хозяйствования,являющихся собственни­ками имущества на территории государства.  При его взимании реализуются ифискальная,  и экономическая функции налога.
Нарядус прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди которых являетсяналог на добавленную стоимость. Налог на добав­ленную стоимость — это формаизъятия в бюджет части добавленной стои­мости создаваемой на всех стадияхпроизводства и обращения и определя­емой как разница между стоимостьюреализованной продукции, работ и ус­луг и стоимостью материальных затрат,отнесенных на издержки произ­водства и обращения.
Одновременнос налогом на добавленную стоимость в системе косвен­ного налогообложенияиспользуются также различные акцизы. Акцизы — это косвенные налоги, которыеустанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемыхпредприятиями — изготовителями. Они устанавливаются, как правило, навысокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджетаполучаемой производителями сверхприбыли.
Среди мер,направленных на увеличение поступления налоговых платежей в бюджеты субъектовРоссийской Федерации, особое место принадлежит введению единого налога навмененный доход для определенных видов деятельности.
УплатаЕНВД заменяет уплату НДС (за исключением налога на добавленную стоимость,подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога наимущество, ЕСН, налога на прибыль (для организаций) или налога на доходыфизических лиц (для индивидуальных предпринимателей). Страховые взносы наобязательное пенсионное страхование уплачиваются в общеустановленном порядке.Они являются вычетом по этому налогу. Однако этот вычет не может снизить ЕНВДболее чем на 50%.
Другиеналоги исчисляются и уплачиваются в соответствии с общим режимомналогообложения (ст. 346.26 НК РФ). Если раньшепредприятия розничной торговли попадали под действие закона о ЕНВД только причисленности работников не более 30 чел., а предприятия общественного питания —50 чел., то теперь численность не ограничивается, но  тор­говый зал не долженпревышать 150 м2, автотранспорт­ные услуги могут оказываться прилюбой численности сотрудников, но не более, чем двадцатью автомоби­лями.
Плательщикамиединого налога с вмененного дохода согласно ст.3 Федерального закона являютсяюридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющиепредпринимательскую деятельность.
Дляисчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательскойдеятельности используются физические показатели, характеризующие определенныйвид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц согласно п.3ст.346.29 НК РФ.
 Применение упрощеннойсистемы налогообложения регулируется главой 26.2 «Упрощенная системаналогообложения» НК РФ.
Всоответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ переход на УСН осуществляется добровольно.УСН, в отличие от системы налогообложения в виде единого налога на вмененныйдоход, распространяется на организацию в целом, а не на какой-либо отдельныйвид деятельности. Применение УСН предусматривает замену уплаты ряда налоговуплатой единого или минимального налога, исчисляемого по результатамхозяйственной деятельности за налоговый период.
Неуплачивают налоги организации:
— налог на прибыль организаций;
— налог на имущество организаций;
— единый социальный налог. 
Организациии индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную системуналогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость заисключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территориюРоссийской Федерации.
Переченьналогов является закрытым, а иные налоги уплачиваются ими в соответствии собщим режимом налогообложения.
Плательщикамиединого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели,перешедшие на УСН и применяющие её в порядке, установленном гл.26.2 НК РФ.
Законодательпоставил возможность применения организациями УСН в зависимость от:
·    осуществляемых видов деятельности;
·    наличия филиалов ипредставительств;
·    доли участия других организаций;
·    применения других специальныхналоговых режимов;
·    средней численности работников;
·    остаточной стоимости ОС и НМА;
·    доходов от реализации.
Организациявправе перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девятимесяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходот реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превысил 15млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).
Переходналогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения осуществляется взаявительном порядке. Организации подают заявление  о переходе на УСН вналоговый орган по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели — по месту жительства. Заявление подается в период с 1 октября по 30 ноября года,предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят наупрощенную систему налогообложения.
Организацииили индивидуальные предприниматели не вправе применять УСН либо утрачиваютправо применения данного специального налогового режима с начала того квартала,в котором их доход, численность работников или стоимость основных средств и нематериальныхактивов от всех видов осуществляемой деятельности превысит установленныеограничения.
1.3.    Синтетический ианалитический учет  налогов.
Синтетическийучет – это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества,обязательств и хозяйственных операций по определенным  экономическим признакам,который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.
Для отра­жения вбухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначаются счета 19 «Налог на добавленную стоимость поприобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчетыпо налогу на добавленную стоимость».
По дебету счета 19 по соответствующим субсчетаморганизация- заказчик отражает суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам, основным средствам,нематериальным активам в корреспонден­ции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
По основным средствам, нематериальным активам и материаль­но-производственнымзапасам после их принятия на учет сумма НДС, учтенная на счете 19, списываетсяс кредита этого счета в зависимости:отнаправления использования приобретенных объектов в дебет сче­тов: 68 «Расчеты по налогам исборам» — при производственном исполь­зовании; учета источников покрытия затрат нанепроизводственные нужды(29, 91, 86) — при использовании на непроизводственные нуж­ды; 91 «Прочие доходы и расходы»— при продаже этого имущества.
Суммы налога по основным средствам, нематериальным акти­вам, иному имуществу, а также потоварам и материальным ресурсам (работам, услугам), подлежащим использованию приизготовлении продукциии осуществлении операций, освобожденных от налога, спи­сывают в дебет счетов учетазатрат на производство (20 «Основное про­изводство», 23 «Вспомогательные производства» и др.), апо основным средствами нематериальным активам — учитывают вместе с затрата­ми по их приобретению.
При продаже продукции или другого имущества исчисленная сумма налога отражается подебету счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 68, субсчет «Расчеты поналогу на добавленнуюстоимость» (при продаже «по отгрузке»), или 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами» (при продаже «по оплате»). При использовании счета 76 сумма НДС как задолженностьперед бюджетом будетначислена после оплаты продукции покупателем (дебет счета 76, кредит счета 68). Погашениезадолженности перед бюджетом по НДС от­ражается по дебету счета 68 и кредиту счетов учетаденежных средств.
При начислении налога на прибыль де­бетуют счет 99 «Прибыли и убытки»и кредитуют счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Причитающиеся налоговые санкцииоформляют такой жебухгалтерской записью. Перечисленные суммы налоговых платежей списывают с расчетногосчета или других подобных счетов в дебетсчета 68.
Учет расчетов органи­зации с бюджетом по налогу надоходы физических лиц ведется на сче­те 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты поналогу на доходы физических лиц».
Начисление налога на доходы физических лиц отражают с по­мощью одной из следующих проводок(в зависимости от ситуации):
Дтсч. 70 — Кт сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» — удержан налогна доходы с сумм, выплаченных ра­ботникамэкономического субъекта;
 Дт сч. 75-2 — Кт сч. 68, субсчет «Расчетыпо налогу на доходы физических лиц»— удержан налог на доходы с сумм дивидендов, вып­лаченных учредителям (участникам), если они не являются работни­камиэкономического субъекта;
Дт сч. 76 — Кт сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу надоходы физических лиц» — удержан налог на доходы с сумм, выплаченных физическим лицам.
   Учет расчетов организации с бюдже­том по налогу на имущество организации ведется на счете68 «Расчеты поналогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на имущество». Начисленная сумма налогаотражается по кредиту счета 68 «Рас­четы по налогам и сборам» и дебету счета 91«Прочие доходы и расхо­ды». Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 «Расчеты поналогам и сбо­рам» и кредиту счета 51 «Расчетный счет».
Плательщиками транспортного налога являются организации и физические лица, на которыхзарегистрированы транспортные сред­ства,являющиеся объектом налогообложения.
Налоговыеставки устанавливаются субъектами Российской Федерациив зависимости от мощности двигателя или валовой вме­стимости транспортных средств, категориитранспортных средств в рас­чете наодну лошадиную силу мощности двигателя транспортного сред­ства, одну регистровую тонну транспортногосредства или единицу транспортногосредства на основе ставок, установленных Налоговым кодексом РоссийскойФедерации.
Платежи по транспортному налогу включаются плательщиком в состав себестоимости продукции(работ, услуг). Начисление налога отражают по дебету счетов 26 «Общехозяйственныерасходы», 44 «Рас­ходына продажу» и др. и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сбо­рам», субсчет «Расчеты по налогуна пользователей автомобильных дорог».
Аналитическийучет – это учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитическихсчетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе,обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.
Счет 19 «Налог надобавленную стоимость по приобретенным ценностям» имеет субсчета:
19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основныхсредств» — учитываются уплаченные(причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость,относящиеся к строительству и приобретениюобъектов основных средств (включая отдель­ные объекты основных средств,земельные участки и объекты природополь­зования).
19-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретеннымнематериальным активам» —  учитываютсяуплаченные (причитающиеся к уп­лате) организацией суммы налога на добавленнуюстоимость, относящиеся к приобретению нематериальных активов.
19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретеннымматериально-производ­ственным запасам» — учитываются уплаченные (при-, читающиеся к уплате) организацией суммы налога надобавленную стои­мость, относящиеся к приобретению сырья, материалов,полуфабрикатов и других видов производственных запасов, а также товаров.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» — аналитический учет ведется по видам налогов.
Счет69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К счету 69 «Расчетыпо социальному страхованию и обеспечению могут быть открыты субсчета:
Субсчет69-1 «Расчеты по социальному страхованию» учитываются расчеты по социальномустрахованию работников организации.
Субсчет69-2 „Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты попенсионному обеспечению работников организации.
Субсчет69-3 “Расчеты по обязательному медицинскому страхова­нию» учитываютсярасчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.
 

2. Анализ отчетности по налогам в организацияхрозничной торговли.
 
2.1. Значения, задачи и информационное обеспеченияанализа розничного товарооборота.
Розничныйтоварооборот является одним из основных показателей, по которому оцениваетсяхозяйственная деятельность предприятий тор­говли.Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а такжепредприятиям и учреждениям для коллективного потребления и текущих,хозяйственных нужд. В настоящее время население республики расходует на покупкитоваров примерно 80 % своих денежных доходов и через розничныйтоварооборот получает около 90 % фонда личного по­требления. В условиях формирования рыночных отношений, когда великаинфляция, значимость розничного товарооборота для оценки социального развитияобщества, материального и культурного уровня жизни народа значительноснизилась. В этих условиях розничный товарооборот должен изучаться иоцениваться как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Для определениярозничного товарооборота в сопоставимых ценах необ­ходимо фактическийего объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных цен на товары. Проводя анализ, следует установить,как развивается розничный товарооборот, как удовлетворяет­ся спрос на товары, как торговое предприятиеулучшает структуру товаро­оборота, обеспечивает повышение в нем доливысококачественных това­ров, активновоздействует на формирование разумных потребностей, эсте­тических вкусовлюдей, их благосостояние.
Исходяиз изложенного, основные задачи анализа розничного това­рооборота могут бытьсведены к следующим:
1)проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовле­творенияпокупательского спроса на отдельные товары, освоения долго­срочных нормативов, по показателям торговойдеятельности; определение тенденций экономического и социальногоразвития предприятий рознич­ной торговли; установление обоснованности,напряженности, оптималь­ности планов;
2) изучение, количественное измерение и обобщение влиянияфакторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; ком­плексная оценка торговой деятельности предприятия;
3) выявление  путей, возможностей и резервов ростатоварооборота, повышения качества обслуживанияпокупателей эффективности исполь­зования материально-технической базы торговли,товарных и трудовых ресурсов;
4)разработка оптимальных стратегических и тактических управлен­ческих решений поразвитию розничного товарооборота, торговой дея­тельности предприятия.
В процессе анализа розничного товарооборота используютданные планов, бизнес-планов предприятия,бухгалтерской и статистической от­четности, текущего учета, норм, нормативов,тактических и стратегиче­ских прогнозов экономического и социального развитиявнеучетные ис­точники информации, материалы личных наблюдений и хронометража. При машинной обработке экономической информациииспользуют данные машинограмм или информация непосредственно считывается одисплеев и других технических средств. Фактический объем розничнойреализации товаров в продажных це­нахсправочно показывается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».  Основнымиформами статистической отчетности, используемыми при анализе розничноготоварооборота, являются форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасахтоваров» (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже изапасах товаров (срочная, месячная), форма № 3-торг «Отчет по розничнойторговле» (квартальная). В «Отчете о това­рооборотеи запасах товаров» содержится информация о розничной реали­зации товаров замесяц и нарастающим итогом с начала года. Причем от­четная информацияприводится за прошлый и текущий (отчетный) перио­ды, что позволяетпроанализировать динамику розничного товарооборота. В «Отчете о товарообороте и запасах товаров» раздельно показывается розничныйтоварооборот торговой сети и предприятий общественного пи­тания. В нем также выделяются розничнаяреализация продукции собст­венного производства, продажапродовольственных товаров, в том числе алкогольных напитков.
В «Отчете о продаже и запасах товаров» содержитсяинформация о реализации продовольственныхтоваров в ассортиментном разрезе (в натуральныхизмерителях) и непродовольственных товаров — в стоимостных показателях.Кроме того, в нем показываются фактические запасы товаров в розничной сети, наскладах и предприятиях общественного питания на конец отчетного месяца (вразрезе основных товарных групп и товаров).
«Отчет по розничной торговле» составляется нарастающимитогом с начала года. В первом разделе отчета приводится информация о продажетоваров населению и товарных запасах в розничной сети и на складах на конец отчетного периода (в разрезе 35продовольственных и 61 непродо­вольственной групп товаров). Во втором разделе«Отчета по розничной торговле» содержатся сведения в натуральных и стоимостныхизмерите­лях о продаже населению и запасахтоваров длительного пользования; в третьем разделе — о продаже населениюи запасах строительных материа­лов в розничной торговой сети и на складах наконец отчетного периода. В четвертомразделе отчета показывается наличие торговой сети (включая сезоннуюсеть) на конец отчетного года.
В «Отчете о продаже и запасах товаров» и в «Отчете порозничной торговле»розничная реализация товаров показывается вместе с их прочим недокументированным расходом, что следует учитыватьпри анализе.
В плодоовощной торговле составляют месячные, квартальныеи го­довой «Отчеты о движении картофеля,овощей и плодоовощной продук­ции», гдесодержится подробная информация об остатках, поступлении и расходеплодоовощной продукции. Предприятия книжной торговли со­ставляют квартальные игодовой «Отчеты о поступлении, продаже и ос­таткахтоваров», в которых приводится информация о поступлении, роз­ничной и оптовойпродаже и остатках книжных товаров. Информацию о розничном товарооборотеза месяц можно взять из регистровбухгалтерского учета по счету «Реализация продукции (работ и услуг)»,данных статистического и оперативного учета развития товаро­оборота и движениятоваров. Особо следует выделить нормативно-правовые источники информа­ции, используемые при анализе хозяйственнойдеятельности. К ним отно­сятся нормативно-справочные и инструктивные материалыгосударствен­ных органов управления, вышестоящей организации,утвержденные нор­мы, нормативы, тарифы, ставки, цены и т. п.
 
2.2. Анализ налогообложения, распределения ииспользования доходов и прибыли в торговле.
Важнымвопросом анализа хозяйственной деятельности является изучение и оценка распределения и использования доходов и прибыли.Распределение доходов и прибыли производится в соответствии с Законом РоссийскойФедерации о налогах и сборах, другими нормативными доку­ментами и уставомпредприятия. По установленным ставкам из прибыли производится начисление налогав доход государственного бюджета. Предприятия платят также из прибыли налог нанедвижимость и осущест­вляет другие налоговые платежи, установленныезаконодательством. За счет валового дохода производится взимание налога надобавленную стоимость, акцизов и некоторыхдругих обязательных платежей. Ряд нало­гов (налоги на землю, топливо,экологический, чрезвычайный и др.) отражаютсяна издержках обращения. Предприятия по установленным ставкам уплачивают налоги от полученных доходов (прибыли)от казино, от экс­плуатация игровых автоматов с денежным выигрышем, от биржевойи брокерской деятельности, от продажитоваров и другого имущества на аук­ционах,от принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг.
Действующая налоговая система должна давать предприятиючеткую ориентациюна те направления деятельности, которые могли бы ослабить налоговое бремя.Налоговый механизм должен выполнять не только фис­кальную функцию, но и функцииуправления, регулирования, стимулиро­вания. Тяжесть налогового бремени принято оцениватьпроцентным от­ношениемвсех уплачиваемых предприятием налогов и других обязатель­ных платежей квыручке от реализации продукции, товаров и прочих ак­тивов. Рекомендации о снижении налогов законнымиспособами содер­жатся в многочисленныхпубликациях по этому вопросу. Большинство из них достаточно аргументированы ипредставляют большой практический интерес.Это использование части доходов и прибыли на цели, льготируе­мые при ихналогообложении. Самое главное в распределении и исполь­зовании доходов и прибыли — это сочетание бюджетных,хозрасчетных и личных интересов работников. Хозяйственная практика иэкономическая наука постоянно занимаются поиском оптимальных критериев распреде­ленияи использования прибыли. При ее распределении субъект хозяйст­вования долженруководствоваться только действующим законодательст­вом, своим уставом исобственными интересами.
Анализ налогообложения обычно начинают с изученияправильности расчета налогов и других обязательных платежей, своевременности ихуп­латы и выявления возможностейоптимизации. В частности, выявляют случаи ипричины занижения и сокрытия доходов и прибыли, других объ­ектовналогообложения, определяют экономические санкции, потери и убытки дляпредприятия за счет этого, виновников выявленных наруше­ний, принимают меры по улучшению расчетно-платежной дисциплины и другой экономической работы.
Расчет налоговой базы для налога на прибыль заотчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно всоответствии с нормами, установленными гл.25 НК РФ, исходя из данных налоговогоучета нарастающим итогом с начала года.
Расчет налоговой базы должен содержать следующиеданные:
1. Период, за который определяется налоговая база (сначала налогового периода нарастающим итогом).
2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном(налоговом) периоде, в том числе:
— выручка от реализации товаров (работ, услуг)собственного производства, а также выручка от реализации имущества,имущественных прав.
— выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихсяна организованном рынке;
— выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся наорганизованном рынке;
–  выручка от реализации покупных товаров;
–  выручка от реализации основных средств;
— выручка от реализации товаров (работ, услуг)обслуживающих производств и хозяйств.
3. Сумма расходов, произведенных в отчетном(налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:
— расходы на производство и реализацию товаров (работ,услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализацииимущества, имущественных прав.
— расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, необращающихся на организованном рынке;
— расходы, понесенные при реализации ценных бумаг,обращающихся на организованном рынке;
— расходы, понесенные при реализации покупных товаров;
— расходы, связанные с реализацией основных средств;
— расходы, понесенные обслуживающими производствами ихозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).
 4.Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:
1) прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственногопроизводства, а также прибыль (убыток) от реализации имущества, имущественныхправ
2) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, необращающихся на организованном рынке;
3) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг,обращающихся на организованном рынке;
4) прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;
5) прибыль (убыток) от реализации основных средств;
6) прибыль (убыток) от реализации обслуживающихпроизводств и хозяйств.
 Сумма внереализационных доходов, в том числе:
1) доходы по операциям с финансовыми инструментамисрочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) доходы по операциям с финансовыми инструментамисрочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
5. Сумма внереализационных расходов, в частности:
1) расходы по операциям с финансовыми инструментамисрочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) расходы по операциям с финансовыми инструментамисрочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
6. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.
7. Для определения суммы прибыли, подлежащейналогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащегопереносу.
Далее переходят к анализу и оценке, вы­полнения плана и динамики налогови других обязательных платежей. При этом используют как абсолютные, так и относительныепоказатели. Отно­сительными показателями, в частности, являются удельный вес(доля) от­дельных видов налогов и других обязательных платежей в общей их сум­ме,темпы роста или снижения по сравнению с планом и прошлыми года­ми. Результаты анализаоформляются составлением специальной таблицы. В ней налоги и другие обязательные платежи группируются по источни­кам формирования:
 1) относимые на издержки обращения;
2) уплачивае­мые за счет валового дохода;
3) взимаемые из прибыли;
4) начисляемые за счетдругих источников.
Особоевнимание уделяется анализу оптимальности налогообложе­ния. Как известно, налоги являются не только источником пополнения государственного и местных бюджетов, но и действенным регуляторомэко­номических отношений государства с юридическими и физическими ли­цами.Через систему ставок, льгот и скидок налоги воздействуют на хо­зяйственную(предпринимательскую) деятельность предприятий и других экономическихподразделений. В связи с этим необходимо изучить темпы изменения суммналогов и других обязательных платежей в увязке с ана­лизом темпов роста(снижения) основных показателей хозяйственной, фи­нансовойи другой деятельности предприятия (товарооборота, производи­тельноститруда, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных активов, до­ходов, прибыли,рентабельности и др.). Опережающие темпы роста нало­гов по сравнению с темпамиразвития показателей хозяйственно-финан­совойдеятельности предприятия свидетельствуют о неоптимальности на­логообложения ихозяйствования, а иногда и о фискальной политике госу­дарства.
Важным вопросом является изучение влияния факторов навыполне­ние плана и динамику налогов.
Так, налог на прибыль зависит от измене­ния:
 1) балансовой прибыли;
2) прибыли от дивидендов и приравненных к ним доходов;
 3)налога на недвижимость;
 4)льготируемой прибыли;
 5)ставки налога на прибыль.
Прианализе принято определять и изучать чистую прибыль и при­быль, остающуюся в распоряжении предприятия.Чистая прибыль рассчи­тывается вычитанием из балансовой прибыли платежейиз прибыли в бюджет и во внебюджетные фонды. Из чистой прибыли могут уплачи­ватьсяштрафные санкции за нарушение действующей системы налогооб­ложения, расчетов с бюджетом и внебюджетнымифондами, а также про­изводятся другиеплатежи, предусмотренные нормативными документами. Следовательно, прибыль, остающаяся в распоряжениипредприятия, опре­деляется вычитанием из чистой прибыли указанных вышеплатежей.
Остающаяся в распоряжении торгового предприятия прибыльрасхо­дуется на формирование резервногофонда, других резервов, фондов на­копления ипотребления и может использоваться на другие нужды пред­приятия. Средства специальных фондов и резервовимеют целевое назна­чение и расходуются согласно утвержденным сметам.Так, фонд накопле­ния используется наразвитие производства и торговли, техническое пере­вооружение иреконструкцию предприятия, совершенствование торгово-производственных и другихтехнологических процессов. Фонд потребле­ниярасходуется на социальное развитие и социальную защищенность коллективапредприятия (на повышение квалификации и общеобразова­тельного уровня работников, улучшение условий труда, охраны здоровьяработающих, социально-культурных и жилищно-бытовых условий и т. п.).
Впроцессе анализа изучают целесообразность и экономическую эф­фективностьраспределения и использования чистой прибыли по отдель­ным направлениям. Так,по прибыли, предназначенной для финансирова­ния капитальных вложений, изучают,нет ли случаев распыления средств по многимобъектам строительства, определяют эффективность и окупае­мость капитальныхвложений. Эффективность капитальных вложений рассчитывают отношением годовойсуммы прибыли, полученной от ввода объектов строительства в эксплуатацию, кзатратам на капитальное строи­тельство. Срок окупаемости капитальныхвложений определяют отноше­нием затрат на возведение магазинов, другой торговойсети к полученной ими годовой сумме прибыли.При изучении использования прибыли на формированиефонда накопления выясняют, как эффективно расходуются средстваэтого фонда, как развивается и совершенствуется материально-техническая базаторгового предприятия. Оценивая эффективность ис­пользования прибыли насоздание фонда потребления, следует определить, как улучшаются условиятруда и быта работников предприятия, их материальный и культурный уровень.
Дляоценки эффективности использования средств специальных фондов и резервовисчисляют показатели стимулирования:
 1)торговой деятельности (отношениемрозничного товарооборота к сумме израсходо­ванных средств резервов и фондов);
2)трудовой деятельности (отношени­ем производительности труда к суммеиспользованных фондов специаль­ного назначения и резервов);
3)финансово-хозяйственной деятельности торговогопредприятия (отношением прибыли к израсходованным средст­вам специальных фондови резервов).
 Их обычно изучают сопоставлением фактических показателей за отчетный год с даннымиплана и ряда про­шлых периодов. Для углубленной оценки стимулирующеговоздействия использования средств специальных фондов и резервов на хозяйственнуюи другую деятельность предприятия рассчитывают обобщающий (инте­гральный)показатель эффективности их использования. Он обычно опре­деляется путем извлечения корня третьей степени иззначений показателей эффективности использования торговой, трудовой ифинансово-хозяйст­венной деятельностипредприятия. Интегральный показатель эффективно­сти использованиясредств специальных фондов и резервов оценивают по темпам его изменения посравнению с планом и в динамике.
Заключение.
Внастоящее время, когда важнейшей задачей экономической политики большинствагосударств мира является привлечение инвестиций, особую актуальностьприобретает вопрос формирования благоприятного климата для ведения бизнеса вРоссии.
Одноиз важнейших составляющих такого климата по праву считается режимналогообложения и налогового контроля в стране, та правовая среда, котораясложилась в национальной экономике в сфере взаимопониманий налогоплательщиков иконтролирующих органов государства, распределения полномочий между ними.
Нестабильностьнаших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и многоедругое, несомненно, играет отрицательную роль,  особенно в период перехода российской экономики  к рыночным отношениям.
Наличиеразных форм собственности,   экономическое соперничество вызываетнеобходимость  взимания налога не только с получаемых доходов, но и состоимости имущества, которое прямым или косвенным образом спо­собствует ростудохода предприятия. Поэтому налог на имущество предпри­ятий — неотъемлемая частьналоговой системы страны при рыночных  отно­шениях.
Главнойзадачей, решение которой будет способствовать установлению справедливого (сточки зрения государства и предпринимателей) порядка определения величиныналога, является создание корректирующей методики расчета вмененного дохода,которая должна учитывать как правовой статус предпринимателя, так и виды егодеятельности. 
Анализпрактики применения единого налога на вмененный доход выявил необходимостьдоработки федерального законодательства и обязанность приведения региональныхнормативно-правовых актов в соответствие с федеральными. Вместе с тем субъектыРФ должны быть наделены правом  изменить ставку этого налога и устанавливатьльготы. Субъекты розничной торговли являются стабильным источником налоговыхпоступлений, важнейшим способом преодоления дотационности местных бюджетов.Розничная торговля является необходимым и неотъемлемым субъектом рынка.
Формирование рыночных отношений в стране, переход кмногообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развитиятеории и практики бухгалтерского учета и анализа розничной продажи товаров каксоставной части единой системы управления эко­номикой предприятия.
Вусловиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективнуюоценку производственной, торговой, финансово-хозяйственной и другойдеятельности предприятий, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервыповышения  эффективности использования экономического потенциала.
Основнымобъектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтомубухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учетпоступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с ихвыбытием, а также  своевременно уплатить  налоги.
Налоговая отчетность представляет собой комплекс показателей,необходимых для определения величины налоговых платежей.
 Экономическаясущность  налогов применяемых в розничной торговле характеризуется денежнымиотноше­ниями,  складывающимися у государства с юридическими и физическими ли­цами. Эти  денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфи­ческоеобщественное назначение — мобилизацию денежных средств в распо­ряжение государства.

Список используемой литературы:
 
1.Налоговый кодекс РоссийскойФедерации — 2007г.
2. Федеральный закон «Обухгалтерском учете» — 2007г.
3. ПБУ –   2007г.
4. План счетов — 2008г.
5. Методические указания поинвентаризации имущества и финансовых обязательств -2005г.
6.Барышников Н.П.Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение –  2003г.
7. Ефимов О.В.  Анализфинансовой отчетности – 2004г.
8. Кравченко Л. И. Анализхозяйственной деятельности в торговле – 2003г.
9. Козлова Е. П.бухгалтерский учет – 2005г.
10. Перов А.В. Налоги иналогообложение – 2005г.