Содержание Введение Стр. 1 Реализация товаров Стр. 2 Документация предприятия Стр. 1. Первичные учетные документы Стр. 2. Документальное подтверждение учета в розничной торговле Стр.3. Переоценка реализуемого товара. Стр.3 Оформление реализации товаров в розничной торговле четырьмя способами
Учет реализации товара Стр.1. Реализация товаров за наличный расчет Стр.2. Денежные чеки Стр.3. Учет продажи населению товаров в кредит Стр.4. Договор комиссии Стр.4. Требования к оформлению ценников. Обязательные реквизиты на печати организации Стр.34 Заключение Стр.36 Список используемой литературы Стр.37
Введение Настоящая курсовая работа составлена на основании законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения и порядок составления и представления документов для учета и бухгалтерской отчетности организаций. Бухгалтерский учёт является средством наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью. Переход к рынку ставит новые задачи перед бухгалтерским учётом. Они обусловлены крупными переменами в формах собственности, методах управления, построения хозяйственных
связей и реализации товаров. Цель данной работы заключается в рассмотрении правильности оформления документов при реализации товаров в розницу, рассмотрения нюансов оформления документов именно для розничной торговли, обеспечение представления о ведении документарной отчетности на предприятии Основные задачи, рассматриваемые в данной работе: 1)Рассмотрение основных определений ключевых слов: реализация, документирование. Понимание их сущности.
2)Так как основным (первичным) организационным звеном торговли является предприятие, то мы выделяем систему документирования совершаемых хозяйственных операций, так как она является важнейшей составной частью организации бухгалтерского учета в торговле. 3)Помимо всего необходимо выяснить отражение информации о совершаемых хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета. 4) в работе приведены примеры того, какими способами можно реализовывать товар в розницу, применяя различные документы при оформлении движения товаров в разницу. Актуальность данной темы заключается в том, что розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля – реализация товаров непосредственно населению для личного потребления. Так как основной составной частью розничного товарооборота является продажа товаров населению
за наличный расчет, а объем реализации определяется выручкой за проданные товары, то на предприятии розничной торговли одной из важнейших частей учета является учет товаров. В процессе рассмотрения темы, мы будем опираться на законодательные аспекты в решении ряда вопросов, а так же самостоятельно рассматривать возникающие проблемы. Проводимый нами анализ отражает всю проблематику данного вопроса, так как в бухгалтерском учете постоянно
происходят изменения, поэтому необходимо следить за подробностями и уметь вовремя предотвратить последствия от некорректных действий, а так же выявить первоначальное отношение и взаимодействие всех структур розничной торговли. 1. Реализация товаров Реализация представляет собой продажу изделий или услуг предприятия с целью получения средств, для возмещения собственных затрат предприятия и получения доли прибыли. Реализованными товарами могут являться товары, специально приобретенные для реализации, излишние материальные
ценности, основные средства, бывшие в употреблении и нематериальные активы.(3, стр. 231) Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю. Розничную продажу товаров конечному потребителю осуществляют предприятия розничной торговли (магазины), увеличивающие цену приобретенных у предприятий оптовой торговли товаров на сумму своих расходов плюс процент прибыли. Реализация товаров в розницу производиться на основе договоров купли- продажи, комиссии, регулируемые соответственными статьями Гражданского кодекса РФ. Приведем характеристику договоров табл. 1.1. [3, стр. 329]: Таблица 1. Характеристика договоров Договор купли- продажи Договор комиссии Регламентируется Ст. 454 ГК РФ Ст. 990 ГК РФ Продолжение таблицы 1.1.
Содержание договора Продавец обязуется передать покупателю товар, а покупатель – принять и уплатить за него определенную сумму Комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение совершить для комитента одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента Момент перехода права собственности на товары С момента вручения товара покупателю или с момента отгрузки и передачи документов покупателю С момента вручения товара покупателю
Форма заключения договора Устно и в письменной форме В письменной форме Качество продаваемого товара должно соответствовать условиям договора. При отсутствии в договоре таких условий продавец обязан передать покупателю имущество обычного качества, соответствующего его конкретному назначению, указанному в договоре или известному продавцу. Покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, если ее недостатки не были оговорены продавцом,
вправе по своему выбору потребовать от продавца: – замены такой вещи ненадлежащего качества, – безвозмездного устранения недостатков вещи, – возмещения расходов покупателя на устранение недостатков вещи, – соразмерного уменьшения цены реализации. При возврате товара оформляется документально заявление от покупателя с указанием его паспортных данных, места жительства, а также название и характеристики товара, который он возвращает. К заявлению прилагается чек на приобретение данного товара. После чего покупателю выплачивается стоимость купленного им товара. Заявление прикладывается к отчету о проданном товаре и учитывается в кассовых документах. 2. Документация предприятия Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной и объективной, своевременной и достаточно детальной информацией. В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат процессы приобретения, хранения и реализации
товаров. Документация используется для организации сплошного и непрерывного учета оборота средств предприятия, источников их формирования и операций с ними.[ 2, стр. 54] При помощи документации осуществляется первичное наблюдение и учетное отражение хозяйственных операций, закрепляется ответственность работников за полученные ценности. Сразу по завершении операции должен быть составлен первичный документ, обязательно содержащий следующие
реквизиты:[1стр, 8] – наименование предприятия, – наименование документа, – его номер, дату, – краткое содержание хозяйственной операции, – ее количественное и денежное выражение, – подписи лиц, ответственных за данную хозяйственную операцию. Первоочередные требования к документам – своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и активного воздействия на результат его работы.
2.1. Первичные учетные документы Рассмотрим основные положения документального учета на предприятии: [4,стр. 52] 1. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат пер¬вичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтер¬ский учет. 2. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они состав¬лены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первич¬ной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном вы¬ражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйст¬венной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц. 3. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных докумен¬тов,
утверждает руководитель организации по согласованию с главным бух¬галтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денеж¬ными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. 4. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент со¬вершения операции, а если это не представляется возможным – непосредст¬венно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных
доку¬ментов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. 5. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не до¬пускается. В остальные первичные учетные документы исправления мо¬гут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных опе¬раций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы,
с указанием даты внесения исправлении. 6. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хо¬зяйственных операциях на основе первичных учетных документов состав¬ляются сводные учетные документы. 7. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумаж¬ных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обя¬зана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию орга¬нов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры. 8. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответ¬ствии с законодательством Российской Федерации. Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения
и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия. Юридическим основанием отношений, устанавливаемых при реализации предприятием продукции (работ, услуг), является гражданско-правовой договор купли-продажи. Суть договора купли-продажи: продавец (предприятие) обязуется передать имущество в собственность покупателю (гражданам, предприятиям, организациям), а покупатель – принять это имущество и уплатить за него определенную
денежную сумму. Для совершения большей части операций купли-продажи не требуется письменное оформление договоренности, кроме случаев, когда работа выполняется в присутствии заказчика. [5,стр. 37] При розничной торговле товарами документы основываются на переходе из сферы обращения в сферу потребления, и движение товаров и документов завершается у потребителя. 2.2. Документальное подтверждение учета в розничной торговле
Как показывает практика, большинство бухгалтеров предприятий розничной торговли не уделяют должного внимания документальному оформлению операций по продаже товаров. Хотя отсутствие первичных документов равносильно признанию реализации недействительной и может привести к серьезным осложнениям. Анализ нормативно-законодательной базы дает основания для определенные рекомендаций в отношении документального подтверждения розничных продаж, которое как по старым, так и новым правилам учета не утратит юридической силы. [12, стр. 14] 1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов СССР от 01.11.91 № 56 (старый). 2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные приказом
Минфина РФ от 31.10.00 № 94н (новый). Необходимость подтверждения наценки. При ведении учета товаров по продажным ценам при бухгалтерском учете в розничной торговле используется балансовый счет 42 "Торговая наценка". Он служит обобщению информации о торговых наценках (скидках и накидках). Оприходование прибывших на склад товаров по стоимости их приобретения отражается по дебету балансового счета 41 "Товары" в корреспонденции с балансовым счетом 60 "
Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Одновременно с этим делается и запись по дебету балансового счета 41 "Товары" и кредиту балансового счета 42 "Торговая наценка" на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки). Данные проводки продиктованы как старым, так и новым Планами счетов. Их необходимость объясняется тем, что вариант учета товаров по продажным ценам предполагает
соответствие стоимости товаров, отраженной на балансовом счете 41 "Товары", ценам их фактической реализации покупателям. В тоже время, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. 2.3. Переоценка реализуемого товара В соответствии с п.п. 9.28 и 9.29 "Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли", утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.96 № 1-794/32-5, переоценка товаров и других товарно-материальных ценностей производится по распоряжению руководителя организации и оформляется актом. Хотя в "Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций"
, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132 такая форма акта не предусмотрена. Согласно п. 13 Приказа Минфина РФ от 29.07.98 № 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" (далее Приказ № 34н) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации.
А те первичные документы, которые утверждаются организацией по форме, не предусмотренной в альбомах должны содержать обязательные реквизиты: – наименование документа (форма), – код формы, – дату составления, – наименование организации, от имени которой составлен документ, – содержание хозяйственной организации, – единицы измерения предмета хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении), – наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, – личные
подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).[11,стр.19] На основании вышеизложенного, для отражения в бухгалтерском учете факта переоценки товаров (скидки) организация самостоятельно утверждает форму акта с учетом вышеперечисленных реквизитов, на основании которого будет производиться хозяйственная операция. Отсутствие акта приводит к тому, что при реализации товаров с учетом скидки, бухгалтерская проводка Д 41 – К 42 недействительна. Отсутствие этой проводки автоматически приводит к завышению сумм реализованной торговой наценки и влечет за собой переплату в бюджет налогов. Основание акта – решение организации следует учитывать, что все хозяйственные взаимоотношения регулируются договорами, заключенными в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Согласно статьям 421-424 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев,
когда содержание соответствующего условия предписано Законом или иными правовыми актами. Изменение цены после заключения договора допускается в тех случаях и на таких условиях, которые предусмотрены договором, либо Законом, либо в установленном Законом порядке. [6,стр. 47] Но предоставление сезонных скидок, скидок в зависимости от цены или размера покупки, скидок для
пользователей кредитными и дисконтными картами и т.д. основано не на нормах законов, устанавливающих какие-либо льготы и привилегии отдельным группам населения, а на собственных решениях хозяйствующих субъектов, что не противоречит положениям Гражданского кодекса. Предоставление покупателю скидок при приобретении им товаров в определенном количестве, либо на определенную сумму (в частности, скидки, вызванные сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары,
потерей товарами качества и т.д.) используется продавцом для стимулирования сбыта, чтобы увеличить прибыль за счет ускорения оборота товаров и увеличения объема продаж, а также за счет уменьшения постоянных издержек обращения, приходящихся на единицу реализуемых товарно-материальных ценностей. [7, стр. 22] Таким образом, решение о предоставлении скидки конкретному покупателю в любом случае принимается руководством предприятия-продавца и обязательно должно быть оформлено актом. Акт утверждается лицом, уполномоченным принимать такое решение. 3. Оформление реализации товаров в розничной торговле четырьмя способами Предприятия розничной торговля реализуют товары за наличный расчет, по расчетным чекам, в кредит с рассрочкой платежа, по договору комиссии. 3.1. Реализация товаров за наличный расчет Реализация товаров в розничных торговых предприятиях производится за наличный расчет.
Учет товаров на предприятиях розничной торговли, реализующих товары населению, ведут в суммовом или количественно- суммовом выражении. Документальное оформление продажи товаров за наличный расчет зависит от формы обслуживания покупателей и порядка получения наличных денег от них. В связи с Указом президента РФ №224 от 16 февраля 1993 года (в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2000 №1358) «Об обязательном применении контрольно – кассовых машин предприятиями,
учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением» и последующими нормативными актами во всех местах розничной торговли должны быть установлены контрольно-кассовые машины. Денежные расчеты с населением производятся с обязательным применением контрольно- кассовых машин. Они должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции и находится в исправном состоянии. Работа с контрольно- кассовыми машинами на торговых предприятиях должна проводиться в соответствии
с действующими директивными и методическими документами.[9,стр. 37] Все расчеты с населением должны сопровождаться выдачей кассовых чеков. (см. прил. 1) Предприятие обязано выдавать вместе с покупкой отпечатанный контрольно – кассовой машиной чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли- продажи между покупателем и данным предприятием. Стоимость товара покупателем оплачивается в кассу. Деньги получают кассиры – операционисты. На кассовой машине выбивают чек, а копия чека отпечатывается на ее контрольной ленте. Продавцы отпускают товар на сумму, указанную в чеке. Кассовые чеки хранят в течение дня на наколках, а в конце дня подсчитывают и определяют сумму выручки за день. Эта сумма должна соответствовать данным показаний суммирующих денежных счетчиков кассового аппарата. По неиспользованным чекам деньги возвращают покупателям после соответствующей надписи заведующего
магазином, а из суммы показания суммирующих счетчиков вычитают сумму по возвращенным чекам. Реализация товаров может производиться по накладным На основании доверенности покупателя производится отпуск товара с подотчета материально- ответственного лица. На предприятиях самообслуживания с последующей оплатой товара деньги получает кассир- контролер. При таком порядке основным документом, который остается на предприятии, и где фиксируются данные о
реализации, является контрольная кассовая лента. Выручка от реализации определяется по показаниям счетчиков кассовой машины с учетом акта о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам. Все операции по движению выручки кассира записываются в книгу кассира – операциониста. В ней отражают показания счетчиков кассовой машины на начало и конец рабочего дня, сумму выручки за день, сданную выручку наличными и оплаченные документы, сумму чеков, возвращенных покупателями, а также
отклонения (недостачи, излишки) между показаниями выручки по счетчикам и фактическим наличием денег и денежных документов у кассира. Правилами эксплуатации контрольно- кассовых машин предусмотрено, что ис