Розничная торговля
Торговля в настоящее время является, пожалуй, одним изнаиболее привлекательных видов деятельности, в особенности для так называемогомалого и среднего бизнеса. В первую очередь эта привлекательность заключается вдовольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. Розничнойторговлей называется «торговля товарами и оказание услуг покупателям дляличного, семейного, домашнего использования, не связанного спредпринимательской деятельностью». Розничная торговля, кроме типичнойстационарной (магазин, оплата через кассу, момент оплаты и момент получениятовара практически совпадают и т.д.) может быть еще и развозной, разносной,посылочной. “… развозная торговля: розничная торговля, осуществляемаявне стационарной розничной сети с использованием специализированных илиспециально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильногооборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством,… разноснаяторговля: розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сетипутем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях,организациях, предприятиях, транспорте или на улице,… посылочная торговля: розничнаяторговля, осуществляемая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений”.Организации розничной торговли могут применять в зависимости от своей учетнойполитики учет товаров как по фактической себестоимости (непосредственно насчете 41), так и по продажным ценам (с использованием счета 42). На практикеучет по продажным ценам применяется не часто, а наиболее распространеннымспособом является учет по фактической себестоимости.
Проводки:
Д41 К60 — оприходованы поступившие товары
Д19 К60 — учтен НДС по приобретенным товарам;
Д68 К19 — произведен налоговый вычет по НДС;
Д60 К51 — произведена оплата товаров поставщику.
Согласно Письму Роскомторга от «О Примерных правилахработы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работемелкорозничной торговой сети» операции по приемке, оприходованию ихранению товара на складе покупателя должны соответствовать следующим условиям:
1) приемка товаров осуществляется в соответствии сдействующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (продавца);
2) принятые товары оприходуются в день поступления по ихфактическому наличию.3) не подлежат приемке предприятием товары с истекшимисроками годности, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам;
4) при хранении товаров на складах обязаны строго соблюдатьсанитарные правила и требования противопожарной безопасности.
Если торговая организация освобождается от уплаты НДС, такиеорганизации также обязаны выписывать счета-фактуры, а на них следует делатьнадпись «Без НДС». Нумерация счета-фактуры должна быть возрастающей исквозной.
От обязанности выставлять счета-фактуры освобожденыпредприятия розничной торговли, общепита и другие организации и индивидуальныепредприниматели, работающие с населением.
У налогоплательщиков, работающих с населением, обязанностьпо выставлению счетов-фактур считается выполненной, если они выдали покупателюкассовый чек или бланк строгой отчетности, счет-фактура такому покупателю ненужен.
Если товары (работы, услуги), имущественные права,одновременно используются как в облагаемых, так и не облагаемых НДС операциях,то суммы НДС принимаются к вычету и учитываются в их стоимости всоответствующей пропорции (п.4 ст.170 НК РФ):
1) сумма НДС, принимаемая к вычету (Ноб), определяется поформуле:
Ноб = Н х Тоб / Т,
где Н — сумма НДС, подлежащая распределению;
Тоб — стоимость отгруженных товаров;
Т — общая стоимость товаров;
2) сумма НДС, учитываемая в стоимости товаров (работ, услуг),операции по реализации которых не облагаются налогом (Ннеоб), рассчитываетсяследующим образом:
Ннеоб = Н х Тнеоб / Т,
где Тнеоб — стоимость отгруженных товаров (работ, услуг),.
Право собственности на товар переходит в момент отгрузки
Д 62 К 90.1. — выручка от продажи товаров (с НДС);
Д 90.3. К 68 — НДС с выручки от реализации продукции;
Д 90.2. К 41 — себестоимость реализованных товаров;
Д 51 К 62 — поступление от покупателей сумм в оплатустоимости отгруженных товаров.
В конце месяца:
Д 90.2. К44 — списание издержек обращения
Д 90.5. К 99 — прибыль.
Д 99 К 90.5. — убыток
По факту отражения суммы полученных авансов могут бытьотражены в составе доходов организации.
Д 51 К 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным»- полученные от покупателей авансы;
Д 62, субсчет «Авансы полученным» К 68, субсчет«НДС» — по расчетной ставке выделен НДС с сумм предварительной оплатытоваров;
Д 68, субсчет «НДС» кредит счета 51 — уплата суммНДС в бюджет;
Д 62 К 90.1. — выручка от реализации отгруженных товаров (сНДС);
Д 90.3. К 68, субсчет «НДС» — НДС с выручки отреализации товаров;
Д 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» К 62- зачтены суммы авансов;
Д 68, субсчет «НДС» К 62, субсчет «Авансы»- зачтены суммы НДС, выделенные с сумм предварительной оплаты товаров;
Д 51 К 62 — окончательная оплата покупателями стоимостиотгруженных товаров;
Д 68, субсчет «НДС» К 51 — уплата в бюджет суммНДС с выручки от реализации товаров, за вычетом сумм НДС, ранее уплаченных ссумм предварительной оплаты товаров.
При передаче торговой организацией товаров покупателю подоговору, предусматривающим особый порядок переходе права собственности:
Д 45 К 41 — себестоимость товаров, отгруженных покупателю,по которым установлен особый переход прав собственности (в частности, приусловии оплаты товаров покупателем);
Д 51 К 62 — поступление от покупателя сумм оплаты заотгруженные товары;
Д 62 К 90.1. — суммы выручки от реализации оплаченныхтоваров (с НДС);
Д 90.3. К 68 субсчет «НДС» — НДС с выручки отреализации товаров;
Д 90.2. К 45 — себестоимость товаров, по которым суммывыручки от реализации.
Бухгалтерский учет в розничной торговле включает в себя:
Учет поступления товаров:
учет товаров по покупным ценам;
учет товаров по продажным ценам.
Учет реализации товаров:
расчет валовой прибыли в розничной торговой организации;
реализация товаров в кредит;
продажа товаров при установлении цен «с привязкой»к валютному эквиваленту;
использование платежных карт.
Учет товарных потерь;
Учет возврата товаров;
Другие операции.Оптовая торговля
Торговля в настоящее время является, пожалуй, одним изнаиболее привлекательных видов деятельности, в особенности для так называемогомалого и среднего бизнеса. В первую очередь эта привлекательность заключается вдовольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. По определениютого же Государственного стандарта оптовой торговлей является «торговлятоварами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием».В понятие оптовой торговли включается деятельность по продаже товаров розничнымторговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим либо профессиональнымпользователям или же другим оптовым торговцам.
При оптовой торговле сделка купли-продажи сопровождаетсяпакетом документов. Как правило, это товарная (товарно-транспортная) накладнаяи счет-фактура. Счет на оплату товара не является обязательным документом, еслиоплата товара производится в момент его получения или позже. Если товарпокупателю отпускается по предоплате, основанием для оплаты еще не полученноготовара как раз и будет счет на оплату, выставленный продавцом. Накладная исчет-фактура составляются в двух экземплярах — по одному для каждой стороны. Счет-фактураявляется документом, необходимым для начисления НДС, и выставляется толькопродавцами, находящимися на общей системе налогообложения.
Как правило, по покупным ценам товары учитываются напредприятиях оптовой торговли,
Проводки:
Д62 К90.1. — отражена задолженность покупателя за товар.
Д90.3. К68 — начислен НДС к уплате.
Д90.2. К41 — списана себестоимость товара.
Д90.9. К99 — отражена прибыль от продажи товара.
Д51 К62 — поступила оплата от покупателя за товар.Комиссионная торговля Бухгалтерский и налоговый учет коммерческоговознаграждения
Следует упомянуть и о такой разновидности розничнойторговли, как комиссионная. “… комиссионная торговля-это розничнаяторговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им дляреализации третьими лицами — комитентами, по договорам комиссии”.
Комиссионная торговля подразумевает участие в торговойоперации трех сторон — комиссионера, комитента и, разумеется, покупателя. Еслипродавец заключает с поставщиком договор поставки и таким образом выступает вроли покупателя, приобретая товар в собственность, то комиссионер действует наосновании договора комиссии, заключенного с комитентом, и товар,предназначенный для розничной продажи, не переходит в его собственность.
В комиссионной торговле комиссионер не тратит свои средствана закупку товаров, т.е. финансовые вложения в этот вид торговли ниже, чем вдругие. Однако комиссионер, как и продавец собственного товара, отвечает повсем обязательствам, вытекающим из сделки розничной купли-продажи.
Комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачуили повреждение находящегося у него имущества комитента.
У комиссионера:
Дебет 004 — 225000 руб. (1500 руб. x 150 шт) — приняты на учет товары от комитента;
Дебет 50 Кредит 62 — 94500 руб. (1890 руб. x 50 шт) — поступилаоплата от покупателей за проданные утюги;
Дебет 62 Кредит 76 — 94500 руб. (1890 руб. x 50 шт) — реализованачасть утюгов;
Кредит 004 — 75000 руб. (1500 руб. x 50 шт) — сняты с учетареализованные товары;
Дебет 76 Кредит 90-1 — 9450 руб. (94500 руб. x 10%) — отраженокомиссионное вознаграждение;
Дебет 90-3 Кредит 68 — 1575 руб. (9450 руб. x 20%: 120%) — начисленНДС на услуги по реализации;
Дебет 76 Кредит 68 — 4500 руб. (94500 руб. x 5%: 105%) — начисленналог с продаж;
Дебет 62 Кредит 76 — 1890 руб. — уменьшены доходы отреализации на стоимость возвращенного утюга;
Дебет 004 — 1500 руб. — принят на учет возвращенный утюг;
Дебет 62 Кредит 50 — 1890 руб. — возвращены деньгипокупателю;
Дебет 76 Кредит 68 — 90 руб. (1890 руб. x 5%: 105%) — уменьшенасумма налога с продаж;
Дебет 68 Кредит 51 — 4410 руб. — перечислен в бюджет налог спродаж;
Дебет 76 Кредит 51 — 78750 руб. (94500 — 9450 — 4500 — 1890+ 90) — перечислены денежные средства комитенту. Вознаграждение комиссионераиз-за возврата не корректируется, так как комитент передал на реализациюбракованный утюг;
Кредит 004 — 151500 руб. (1500 руб. x 101 шт.) — возвращеныутюги комитенту.
У комитента:
Дебет 45 Кредит 41 — 165000 руб. (1100 руб. x 150 шт.) — переданытовары комиссионеру;
Дебет 45 Кредит 41 — 111100 руб. (1100 руб. x 101 шт) — возвращентовар;
Дебет 76 Кредит 62 — 92610 руб. (94500 — 1890) — полученакомиссионером оплата от покупателей;
Дебет 62 Кредит 90-1 — 92610 руб. — отражена реализация наосновании отчета комиссионера;
Дебет 90-2 Кредит 45 — 53900 руб. (1100 руб. x 49 шт) — списанаучетная стоимость реализованных товаров;
Дебет 90-5 Кредит 68 — 4410 руб. (92610 x 5%: 105%) — начисленналог с продаж;
Дебет 68 Кредит 76 — 4410 руб. — зачтен налог с продаж,перечисленный в бюджет комиссионером;
Дебет 90-3 Кредит 68 — 14700 руб. ( (92610 руб. — 4410 руб) x20%: 120%) — начислен НДС к уплате в бюджет;
Дебет 44 Кредит 76 — 7875 руб. (9450 — 1575) — учтенокомиссионное вознаграждение;
Дебет 19 Кредит 76 — 1575 руб. — учтена сумма НДС покомиссионному вознаграждению;
Дебет 90-2 Кредит 44 — 7875 руб. — списана суммакомиссионного вознаграждения на расходы на продажу;
Дебет 51 Кредит 76 — 78750 руб. (92610 — 4410 — 9450) — полученыденежные средства от комиссионера;
Дебет 68 Кредит 19 — 1575 руб. — принят к вычету НДС покомиссионному вознаграждению.Возврат товара при розничной торговле
Независимо от того, обменивается товар или возвращается вслучае отсутствия аналогичного товара для замены, для продавца возникаетситуация возврата товара.
Прием товара надлежащего качества от покупателя оформляетсясоответствующей накладной (код по ОКУД 0903016) в двух экземплярах, один изкоторых передается покупателю и служит основанием для обмена товара иливозврата денежных сумм, а второй прилагается к товарному отчету.
В бухгалтерском учете возврата товара ненадлежащегокачества, как и при возврате качественного товара, возможны два метода — красногосторно или обратных проводок.
Если же в учете будет использоваться метод обратныхпроводок, записи будут выглядеть таким образом:
1) Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Бракованныетовары», Кредит счета 90 «Продажи» — принят бракованный товар;
2) Дебет счета 90 «Продажи»,
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»- возвращен бракованный товар покупателем;
3) Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет«Расчеты по претензиям» — отражена претензия покупателя;
4) Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»,
Кредит счета 90 «Продажи» — отражен убыток отвозврата бракованного товара;
5) Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»,
Кредит счета 50 «Касса» — возвращены деньгипокупателю.
При возврате товара поставщику вследствие ненадлежащегоисполнения условий договора стороны возвращаются в исходное состояние; договоркупли-продажи считается недействительным, а переход права собственности натовар — неосуществившимся. Предъявленные покупателем документы дают основаниедля корректировки оборотов по реализации товара у организации-поставщика, чтоотражается в учете проводками:
Д 62 К 90, субсчет 1 «Выручка» — сторно на суммустоимости возвращенного товара;
Д 90, субсчет 3 «НДС» К 68 — сторно на суммуначисленного ранее налога на добавленную стоимость;
Д 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж» К 41 «Товары»- сторно на сумму учетной стоимости возвращенного товара.
Организация-покупатель, обнаружившая брак (иноенесоответствие условиям договора) при приемке товара, не приходует товарна баланс, а зачисляет его на забалансовый учет по Дт 002 «Товарно-материальныеценности, принятые на ответственное хранение». Соответственно, возвраттовара поставщику отразится в этом случае записью по кредиту счета 002.
Если несоответствие товара условиям договора выявленопокупателем после оприходования товара на баланс, возврат товараотразится в учете следующим образом:
Д 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям» К 41 — насумму стоимости возвращенного товара;
Д 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям» К 19 — насумму предъявленного поставщиком НДС.
В случае если оплата товара на момент выставленияпретензии не была осуществлена, в учете организации-покупателя отражаетсяпогашение задолженностей:
Д 60 К 76, субсчет «Расчеты по претензиям» — насумму задолженности перед поставщиком.
Если покупатель оплатил товар на сумму возвращенныхпоставщиком денежных средств будет оформлена проводка:
Д 51 К 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
При оформлении возврата товара реализованного в розницу врегистрах бухгалтерского учета предприятия производятся соответствующиебухгалтерские записи:
Д 76 К 50 — на сумму денежных средств, возвращенныхпокупателю;
Д 76 К 90, субсчет 1 «Выручка» — сторно на суммувыручки от реализации товара;
Д 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж» К 41 — сторнона сумму стоимости возвращенного товара;
Д 90, субсчет 3 «НДС» К 68 — сторно на суммуналога на добавленную стоимость;
Д 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж» К 42 — насумму ранее списанной торговой наценки.Правовая и нормативная база. Понятие инвестор, заказчик. Бухгалтерский учету инвестора и заказчика. Совмещение данных понятий
Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций иосуществление практических действий в целях получения прибыли.
Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой вформе капитальных вложений, являются: инвесторы, заказчики, подрядчики,пользователи объектов капитальных вложений, другие лица.
инвесторы осуществляют финансирование строительства, ведутрасчеты с застройщиком по переданным ему средствам, принимают построенныйобъект или часть его;
застройщик — предприятие, которое специализируется навыполнении функций по организации строительства объектов, контроль за его ходоми ведение производимых при этом затрат. В лице застройщика могут выступать: дирекциястроящихся предприятий, а также действующие предприятия, осуществляющиекапитальное строительство;
заказчик организует строительство объекта недвижимости,создает подрядчику необходимые условия для выполнения работ, осуществляетстроительный контроль, принимает результаты работ и уплачивает обусловленнуюдоговором подряда цену;
подрядчики выполняют на основании договора строительствозданий (в том числе жилых домов), сооружений или иных объектов недвижимости, атакже осуществляют выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывносвязанных со строящимся объектом работ.
Договор на строительство — документ, устанавливающийобязательства сторон участвующих в его заключении и выполнении по новомустроительству, реконструкции, расширению, техническому перевооружении, ремонтудействующих предприятий, зданий и сооружений, и производству отдельных видов икомплексу подрядных работ являющихся объектами строительства. Одним изпризнаков договора на строительство является его продолжительность, т.е. датаначала и окончания работ.
Объект строительства — отдельно стоящее здание илисооружение, вид или комплекс работ, на строительство которого должен быть составленотдельный проект и смета.
Перечислим законодательные акты, которые регулируютинвестиционную деятельность строительных организаций, это:
1) Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности вРоссийской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
2) Федеральный закон «Об участии в долевомстроительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесенииизменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
3) Федеральный закон «О государственной регистрацииправ на недвижимое имущество и сделок с ним»;
4) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (частипервая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 4 декабря 2006 г);
5) Жилищный кодекс Российской Федерации;
6) Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря2004 г. N 190-ФЗ;
7) Кодекс Российской Федерации об административныхправонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ);
8) Земельный кодекс РФ.
Под инвестиционной деятельностью строительной организациипонимается деятельность, которая связана со следующими операциями:
1) приобретение земельных участков, зданий и инойнедвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотныхактивов, а также их продажа;
2) осуществление собственного строительства, расходов нанаучно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки;
3) реализация финансовых вложений (приобретение ценных бумагдругих организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталыдругих организаций, предоставление другим организациям займов и пр.).
Когда несколько фирм совместно инвестируют в строительство,они могут поручить одному из инвесторов организовать этот процесс. Последний втаком случае становится инвестором-заказчиком. Он аккумулирует на своем счетесредства соинвесторов, руководит строительством, заключает договоры сподрядчиками, ведет учет затрат и распределяет результат. Инвесторы, неявляющиеся заказчиками строительства, оплачивают инвестору-заказчику услуги поорганизации строительства.
Налоговый и бухгалтерский учет инвестора-заказчика в целоманалогичен учету, который ведет заказчик, не являющийся инвестором. Однакоиз-за того, что часть строительных работ инвестор-заказчик заказывает длясобственного потребления, а часть — для соинвесторов, в учете инвестора-заказчикапоявляются некоторые особенности.
Учет рекомендуется вести по следующей структуре расходов:
на строительные работы;
на работы по монтажу оборудования;
на приобретение оборудования, сданного в монтаж;
на приобретение оборудования, не требующего монтажа;
на приобретение инструмента и инвентаря;
на приобретение оборудования, требующего монтажа, нопредназначенного для постоянного запаса;
на прочие капитальные затраты;
на затраты, не увеличивающие стоимость объекта строительства.
После завершения строительства инвестор-заказчик передаетчасть объекта соинвесторам в соответствии с инвестиционными договорами.
Проводки:
Дебет 76 Кредит 86 — начислена задолженность соинвесторов посредствам целевого финансирования;
Дебет 51 Кредит 76. — получены средства целевогофинансирования от соинвесторов;
Дебет 51 Кредит 62 субсчет @Авансы полученные”. — полученаот соинвесторов предоплата за услуги по организации строительства;
Дебет 62 субсчет «Авансы полученные» Кредит 68субсчет «Расчеты по НДС» — начислен НДС с суммы полученного аванса;
Дебет 08 субсчет «Строительство объектов основныхсредств» Кредит 60 — принято от подрядчика законченное строительствомздание;
Дебет 19 Кредит 60. — отражена сумма НДС, предъявленнаяподрядчиком;
Дебет 08 субсчет «Строительство объектов основныхсредств» Кредит 90-1 — отражена в составе фактических затрат настроительство стоимость услуг по организации строительства;
Дебет 19 Кредит 90-1 — отражена сумма НДС со стоимости услугпо организации строительства;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» — начисленНДС со стоимости услуг по организации строительства;
Дебет 90-2 Кредит 20 — списаны затраты по оказанию услуг поорганизации строительства;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 62субсчет «Авансы полученные» — принят к вычету НДС, начисленный саванса;
Дебет 62 субсчет «Авансы полученные» Кредит 62субсчет «Расчеты с покупателями». — зачтен ранее полученный аванс всчет оплаты услуг по организации строительства.
Пример:
Дебет 08 «Строительство объектов основных средств»,
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и — подрядчиками».- отражена стоимость строительно-монтажных работ;
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям», Кредит60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражен НДС со стоимостистроительных работ;
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет«Строительство объектов основных средств»,
Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — отражена выручка от оказания услуг по организации строительства;
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»,
Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — выделен НДС со стоимости услуг по организации строительства (он не включается встоимость объекта строительства);
Дебет 90 «Продажи», субсчет «НДС»,
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет«Расчеты по НДС» — начислен НДС со стоимости услуг по организациистроительства.
Налогообложение заказчика-застройщика
Порядок ведения бухгалтерского учета и исчисления налогов встроительных организациях четко в нормативных актах не регламентирован. Налоговойбазой заказчика-застройщика будут не все полученные средства, а лишь часть их — приходящаяся на оплату его услуг. Заказчик-застройщик оказывает инвесторамуслуги по организации, техническому надзору за строительством и бухгалтерскомуучету затрат. Стоимость этих услуг включается в инвентарную стоимость объекта иоплачивается инвесторами в составе общей суммы по сделке.
Что касается налога на прибыль, то время его начислениязависит от способа определения доходов и расходов, применяемого предприятием. Вслучае метода начисления — это дата подписания акта выполненных работ, а длякассового метода — день получения средств (в том числе и предоплаты) отучастников долевого строительства. Если же в договоре с инвесторами суммавознаграждения заказчика-застройщика не указана, ее можно определить наосновании сметы на строительство.
Кроме вознаграждения за услуги по организации стройки,контролю и учету, у застройщика может возникнуть дополнительный доход, накоторый нужно начислить НДС и налог на прибыль. На практике зачастую бывает,что по окончании строительных работ образуется положительная разница междупоступившими от инвесторов средствами и фактическими расходами на строительство.Это происходит, если заказчик закупил более дешевые материалы, чем заложено всмете, или нанял менее оплачиваемую рабочую силу. Дополнительный доход (еслииное не предусмотрено договором) остается в распоряжении заказчика-застройщика.
В целях налогообложения деятельность застройщика поорганизации строительства объектов, в том числе по техническому надзору за строительством,нужно рассматривать как оказание услуг независимо от примененного застройщикомпорядка отражения проводимых операций на счетах бухгалтерского учета и отисточника финансирования, которые подлежат обложению НДС на общих основаниях (письмоМНС России от 21.02.2003 N 03-1-08/638/17-Ж751 «Об обложении НДС средствна содержание служб заказчика-застройщика»).
Средства инвесторов, полученные заказчиком во времястроительства, не облагаются налогом на прибыль, так как относятся к средствамцелевого финансирования (подп.14 п.1 ст.251 НК РФ). При этом назначение такихсредств инвестор определяет в договоре. Этот момент важен потому что, еслиналоговая инспекция установит, что заказчик расходовал деньги на работы,которые не предусмотрены договором, пусть и в интересах инвестора, она признаетих налогооблагаемым доходом инвестора как целевое финансирование,использованное не по назначению (п.14 ст.250 НК РФ). А такие средства включаютв состав внереализационных доходов на дату нецелевого использования (подп.9 п.4ст.271 НК РФ).
Иногда застройщикам необходимо включать объектынезавершенного строительства в базу по налогу на имущество, постараемсяуточнить, когда это нужно делать.
Пример:
Дебет 08 субсчет «Приобретение земельных участков»,
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- учтены капитальные вложения в земельный участок;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит51 «Расчетные счета». — произведена плата за землю;
Дебет 08 субсчет «Приобретение земельных участков»,Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» отнесена на стоимостьприобретенной земли плата за услуги нотариуса;
Дебет 08 субсчет «Приобретение земельных участков»,Кредит 76 «Расчеты с учреждением юстиции». — отнесены на стоимостьприобретенной земли расходы по регистрации права собственности;
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,субсчет «Расчеты с учреждением юстиции», Кредит 51 «Расчетныесчета» — 7500 руб. — перечислены денежные средства учреждению юстиции;
Дебет 01 «Основные средства», Кредит 08 «Вложенияво внеоборотные активы», субсчет «Приобретение земельных участков»- принят к учету земельный участок.
Правовая и нормативная база. Понятие подрядчика ген. подрядчика, суб. подрядчик.Бух учет у ген. подрядчика, подрядчика, суб. подрядчика. Совмещение данныхпонятий
Подрядчиками являются физические и юридические лица, которыевыполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту,заключаемым с заказчиками, как это предусмотрено Гражданским кодексом. Подрядчикиобязаны иметь лицензию на осуществление тех видов деятельности, которыеподлежат лицензированию. Для выполнения работ по договору подряда подрядчикимогут привлекать субподрядчиков. В этом случае подрядчики именуютсягенподрядчиками.
Система бухгалтерского учета операций по передаче материаловподрядчику и получения от него готовой строительной продукции у заказчикаосновывается на следующем принципе:
1) стоимость переданных в переработку сырья и материалов домомента принятия к учету готового объекта строительства должна быть отражена насинтетическом счете учета материалов;
2) их аналитический учет, ведется на открываемом отдельномсубсчете 10 «Материалы», субсчет «Материалы, переданные впереработку на сторону».
Субподрядные работы.
Часто организации, осуществляющие строительные,строительно-монтажные, ремонтно-строительные работы по договорам с заказчиками,для выполнения отдельных видов работ привлекают другие организации. В этомслучае такая организация становится генеральным подрядчиком, а привлеченные организации- субподрядчиками.
К затратам генподрядчика по обслуживанию субподрядчиковможно отнести:
1) административно-хозяйственные расходы генподрядчика,связанные с обеспечением технической документацией и координацией работ,выполняемых субподрядчиками, разрешением вопросов материально-техническогоснабжения;
2) затраты по обеспечению пожарно-сторожевой охраной,осуществлению мероприятий по технике безопасности и охране труда, обеспечениюсубподрядчиков не титульными временными зданиями и сооружениями,благоустройству строительной площадки, оказанию дополнительной медицинскойпомощи;
3) плата за пользование частично в течение рабочего дняподъемными механизмами генподрядчика т.д.
Пример
Дебет 51 «Расчетные счета», Кредит 62 «Расчетыс покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные». — полученаванс от заказчика на выполнение работ;
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет«Авансы полученные», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»,субсчет «Расчеты по НДС» — начислен НДС с полученного аванса (141 600руб. х 18/118).
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет«Авансы выданные», Кредит 51 «Расчетные счета» — 55 460 руб.- перечислен аванс субподрядчику;
Дебет 20 «Основное производство», субсчет «Затратыпо работам, выполненным собственными силами», Кредит 10 «Материалы»(02 «Амортизация основных средств», «70 „Расчеты сперсоналом по оплате труда“, 69 „Расчеты по социальному страхованию иобеспечению“, 71 „Расчеты с подотчетными лицами“ и т.д.) — отраженызатраты, связанные с оказанием услуг.
Генподрядчиком приняты выполненные субподрядчиком работы:
Дебет 20 „Основное производство“, субсчет „Затратыпо работам, выполненным субподрядными организациями“, Кредит 60 „Расчетыс поставщиками и подрядчиками“ — 50 000 руб. — приняты работы, выполненныесубподрядчиком;
Дебет 19 „НДС по приобретенным ценностям“, Кредит60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“ — 9000 руб. — отражен НДСс выполненных работ;
Дебет 60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“, Кредит60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“, субсчет „Авансывыданные“ — 55 460 руб. — произведен зачет в расчетах в части ранеевыданного аванса.
Дебет 62 „Расчеты с покупателями и заказчиками“,
Кредит 90 „Продажи“, субсчет „Выручка“ — 3540 руб. — признан доход от оказания услуг;
Дебет 90 „Продажи“, субсчет „НДС“, Кредит68 „Расчеты по налогам и сборам“, субсчет „Расчеты по НДС“- 540 руб. — начислен НДС на стоимость реализованных услуг;
Дебет 90 „Продажи“, субсчет „Себестоимостьпродаж“, Кредит 20 „Основное производство“, субсчет „Затратыпо работам, выполненным собственными силами“ — 2500 руб. — списанасебестоимость оказанных услуг;
Дебет 60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“, Кредит62 „Расчеты с покупателями и заказчиками“ — 3540 руб. — произведензачет в расчетах на сумму оказанных услуг;
Дебет 68 „Расчеты по налогам и сборам“, субсчет»Расчеты по НДС”, Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»- 9000 руб. — принят к вычету НДС по выполненным и оплаченным работам.
Налог на добавленную стоимость.
Время принятия к вычету сумм НДС по приобретеннымстроительным материалам, до 1 января 2006 года, для ремонтных истроительно-монтажных работ для собственного потребления различалось. «Входной»НДС по материалам для ремонтных работ принимался к вычету сразу по мере ихоприходования, оплаты и, конечно же, при наличии счетов-фактур. Суммы НДС поматериалам, использованным для СМР, подлежали вычету по мере завершениястроительства (п.5 ст.172 НК РФ).
Нужно помнить, что суммы НДС, уплаченные заказчикомподрядным организациям при проведении ими капитального строительства,принимаются к вычету:
в размере 1/12 (для заказчиков, у которых налоговым периодомявляется календарный месяц),
в размере 1/4 (для заказчиков, у которых налоговым периодомявляется квартал) доли от общей суммы НДС, предъявленной с 1 января 2005 годадо 1 января 2006 года подрядными организациями.
Организация, выполняющая работы по договору подряда, можетпривлечь соисполнителей — субподрядчиков. Договор с субподрядчиком может иметьособенности, которые влияют на бухгалтерский учет. В счет оплаты выполненныхработ генподрядчик может выдать субподрядчику вексель, который он получил вкачестве оплаты от заказчика. Передав субподрядчику вексель, подрядчик долженначислить в бюджет НДС с реализации работ заказчику (п.4 ст.167 НК РФ).
Одновременно с этим подрядчик может предъявить к вычету избюджета НДС по работам, принятым от субподрядчика. При этом размер вычета поНДС ограничен, с одной стороны, суммой налога, указанной в счете-фактуресубподрядчика (п.1 ст.169 и п.1 ст.172 НК РФ), а с другой стороны — балансовойстоимостью векселя у подрядчика (п.2 ст.172 НК РФ).
Если подрядная организация определяет доходы и расходыметодом начисления, то в этом случае цена договора может быть распределенаналогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняетсядоговор, одним из следующих способов (гл.25 «Налог на прибыль» НК РФ):
равномерно доле фактических расходов отчетного периода вобщей сумме расходов;
пропорционально доле фактических расходов отчетного периодав общей сумме расходов.
Выбранный способ нужно закрепить в учетной политике дляцелей налогообложения. При этом отнесение возникших расходов к расходамтекущего отчетного (налогового) периода осуществляется в общеустановленномпорядке.Первичные документы при строительстве. Особенности учета в строительныхорганизациях. Общие понятия
Перед началом строительных работ на основании заключенныхдоговоров составляются сметы:
1) подрядчиками — для заказчика на основании договорастроительного подряда (ст.743 ГК РФ);
2) заказчиком-застройщиком — для инвестора.
Согласно п.4 ПБУ 2/94 застройщики должны обеспечиватьформирование бухгалтерской информации по следующим показателям:
1) незавершенное строительство;
2) завершенное строительство;
3) авансы, выданные подрядчикам и другим субъектам, занятымв строительстве объектов в соответствии с договорами на строительство;
4) финансовый результат деятельности.
Застройщик ставит строящийся объект к себе на баланс, дажеесли этот объект ему не будет принадлежать в будущем. Это норма являетсяосновополагающей для учета затрат на строительство у специализированныхзаказчиков-застройщиков.
Учет затрат на строительство ведетсяорганизацией-застройщиком на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»,аналитический учет по счету 08 у застройщика осуществляется по каждому объектустроительства.
Заказчик-застройщик оказывает инвестору услуги поорганизации строительства, предоплата за которые влечет уплату НДС. Поэтому изсредств целевого финансирования, полученных от инвесторов, нужно выделять вцелях обложения НДС сумму аванса этих услуг.
ПРИМЕР:
В учете заказчика-застройщика будут сделаны следующиепроводки:
Дебет счета 51 «Расчетные счета»,
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами» — 900 тыс. руб. — поступление средств от инвестора;
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами»,
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»- 59 тыс. руб. — выделение аванса за услуги заказчика по организациистроительства (на основании сметы на строительство);
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кредит счета 68-2 «Расчеты по налогам и сборам» — 9тыс. руб. (59 тыс. руб. х 18% / 118%) — выделен НДС из аванса за услугизаказчика по организации строительства для уплаты в бюджет (счет-фактура N 1);
Дебет счета 68-2 «Расчеты по налогам и сборам»,
Кредит счета 51 «Расчетные счета» — 9 тыс. руб. — НДСперечислен в бюджет;
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами»,
Кредит счета 86 «Целевое финансирование» — 841 тыс.руб. (900 тыс. руб. — 59 тыс. руб.) — оставшиеся средства признаются целевымфинансированием строительства (на основании сметы на строительство).
Организация работы подрядчика А:
Дебет счета 60/м «Расчет с поставщиками и подрядчиками»,
Кредит счета 51 «Расчетные счета» — 118 тыс. руб.- уплачено поставщику за материалы;
Дебет счета 10-8 «Материалы»,
Кредит счета 60/м «Расчет с поставщиками и подрядчиками»- 100 тыс. руб. — оприходованы материалы;
Дебет счета 19-И «Налог на добавленную стоимость поприобретенным ценностям»,
Кредит счета 60/м «Расчет с поставщиками и подрядчиками»- 18 тыс. руб. — отражен НДС по материалам (счет-фактура N 2, 1 поставщикаматериалов);
Дебет счета 10-7 «Материалы»,
Кредит счета 10-8 «Материалы» — 100 тыс. руб. — переданыматериалы подрядчику (как давальческое сырье) в подотчет;
Дебет счета 10-7 «Материалы»,
Кредит счета 10-8 «Материалы» — 55 тыс. руб. (64900/1,18) — переданы материалы со строительного склада подрядчику (какдавальческое сырье) в подотчет;
Дебет счета 19-И «Налог на добавленную стоимость поприобретенным ценностям»,
Кредит счета 10-8 «Материалы» — 9,9 тыс. руб. (55000 х 18%) — НДС выделен из стоимости застаревших материалов (вместосчета-фактуры N 2, 2 составляется бухгалтерская справка и к ней прилагается копиясчета-фактуры по данным материалам — здесь важно доказать наличие НДС).
НДС можно было выделить, как только стало известно, что онбольше не включается в стоимость строительно-монтажных работ (СМР).
Дебет счета 08-3 «Капитальные вложения»,
Кредит счета 60/п1 «Расчет с поставщиками иподрядчиками» — 250 тыс. руб. — приняты СМР, выполненные подрядчиком (наосновании справки о выполненных работах по форме КС-3 и акта по форме КС-2);
Дебет счета 19-И «Налог на добавленную стоимость поприобретенным ценностям»,
Кредит счета 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками»- 45 тыс. руб. — отражен НДС по выполненным СМР (счет-фактура N 2, 3 подрядчика);
Дебет счета 10-8 «Материалы»,
Кредит счета 10-7 «Материалы» — 5 тыс. руб. — подрядчиквернул неиспользованные материалы из подотчета (на основании справки КС-3);
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость поприобретенным ценностям»,
Кредит счета 19-И «Налог на добавленную стоимость поприобретенным ценностям» — 0,9 тыс. руб. — НДС по не использованным встроительстве материалам вычли из суммы, подлежащей вычету у инвестора;
Дебет счета 08-3 «Капитальные вложения»,
Кредит счета 10-7 «Материалы» — 150 тыс. руб. (100тыс. — 5 тыс. + 55 тыс.) — списаны материалы на строительство (на основаниисправки КС-3).
3. Строительство хозяйственным способом. Бухгалтерский иналоговый учет при строительстве хозяйственным способом. Правовая и нормативнаябаза при строительстве хозяйственном способом.
К строительным работам, выполненным хозяйственным способом,относятся работы, которые организация проводит собственными силами, то естьвыводит на стройку рабочих основного производства и закрывает на них зарплатупо нарядам на строительство. При этом если отдельные работы выполняют подрядныеорганизации, их к работам, выполненным хозяйственным способом не причисляют (ПисьмоМНС РФ от 24 марта 2004 г. N 03-1-08/819/16 «О порядке определенияналоговой базы по НДС»).
Вместе с материальными затратами в состав расходов настроительство хозяйственным способом включаются (имеют значительный удельныйвес) расходы на оплату труда работников с начислением единого социальногоналога. Однако с начислением ЕСН на заработную плату работников, занятых насооружении объекта амортизируемого имущества, можно подождать, а то и вовсе необлагать данным налогом суммы оплаты труда указанного персонала. Такиеутверждения основаны на ошибочной трактовке нормы п.3 ст.236 НК РФ. Всоответствии с этой нормой выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорами договорам гражданско-правового характера не признаются объектом обложенияЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены красходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом)периоде.
С 1 января 2006 года налоговая база по СМР, выполненнымхозяйственным способом, определяется на последний день каждого налоговогопериода (п.10 ст.167 НК РФ). Поэтому начислять налог и составлять счет-фактуруна выполненные строительно-монтажные работы следует каждый последний деньмесяца.
/>/>/>/>Бухгалтерскийучет при хозяйственном способе.
Д08.3 К02 отражена сумма амортизации, начисленной поосновным средствам, используемым при осуществлении капитально строительства. Документ,содержащий расчет амортизационных отчислений по основным средствам.
Д08 К10 на фактическую себестоимость материалов или поучетным ценам. Документы, подтверждающие фактическое использованиематериалов и содержащие распределение расхода материалов.
Д08.3 К70 начислены суммы оплаты труда, причитающиесястроительным рабочим (по всем видам оплаты, премиям и другим выплатам). Документы,содержащие расчет и распределение сумм оплаты труда.
Д08.3 К69.1,68,69.1,69.3 начислены суммы единого социальногоналога (взноса) в части, зачисляемой в фонд социального страхования РФ,Федеральный бюджет, Федеральный отдел медицинского страхования, Территориальныйотдел медицинского страхования, на суммы оплаты труда, причитающиесястроительным рабочим. Документ, содержащий расчет сумм единого социальногоналога.
Д08.3 К69.4 начислены страховые взносы на обязательноесоциальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний на суммы оплаты труда, причитающиеся строительным рабочим. Документ,содержащий расчет суммы страховых взносов.
Д19.1 К68 начислен НДС по СМР, выполненным для собственногопотребления (на дату принятия к учету завершенного строительством объекта). Счет-фактура(оформляются организацией самостоятельно в одном экземпляре). Бухгалтерскаясправка.
Д68 К19.1 НДС подлежащей налоговому вычету. Счет-фактура(оформляется организацией самостоятельно в одном экземпляре). Бухгалтерскаясправка.
Д08.3 К19.1 не подлежащей налоговому вычету.
Д68 К19.3 Списана сумма НДС, предъявленная контрагентами иуплаченная налогоплательщиком при приобретении материалов, использованных привыполнении СМР для собственного потребления (в тот налоговый период, когданалогоплательщик начал исчислять амортизацию в целях исчисления налога на прибыль).Счет-фактура. Бухгалтерская справка.
Д01 К08.3 принят к бухгалтерскому учету законченныйкапитальным строительством объект основных средств. Акт (накладная) приемки-передачиосновных средств (ОС-1).Продажа товаров посередниками за комиссионное вознаграждение
Международная практика предусматривает продажу товаровпосредниками за комиссионное вознаграждение. Эта модель взаимоотношенийпоставщика и посредника называется консигнация (consignment). В российскойпрактике бытует выражение «предоставить товары на реализацию».
Консигнация предполагает такую форму комиссионной продажитоваров (продажа товаров по поручению и за счёт доверителя за особоевознаграждение), при которой их владелец (консигнант) передаёт комиссионеру (консигнатору)товар для продажи со склада комиссионера. В процессе этой операции допускаетсявозврат непроданного и неповрежденного товара. Право собственности на товарвплоть до его продажи остаётся за поставщиком товара.
Консигнация защищает поставщика от риска, связанного свозможной неплатёжеспособностью или банкротством заказчика; непроданные товарырассматриваются как активы поставщика. Обычные условия консигнации — хранениетовара на складе посредника от 1,0 до 1,5 года. Если за этот период товар небудет продан, то он возвращается собственнику (экспортеру) за его счёт.Претензии к строительству. Судебные разборки и учет при неподписанииобъемов при строительстве
Претензии между участниками договоров и договорастроительного подряда часто возникают, из-за несоблюдения условий этихдоговоров, а также обязательств по расчетам. Чаще всего речь идет: в подряднойстроительной организации — о недопоставке материально-производственных запасовили о поставке запасов более низкого качества поставщиками и нарушенииоговоренного порядка расчетов с заказчиком; у заказчика — о завышении объемоввыполненных работ, нарушении технологии строительства, а также о нарушенииоговоренных сроков производства строительных работ и их сдачи.
Наиболее распространенным случаем расчетов по претензиям уподрядных строительных организаций являются споры по отношениям, связанным споставками материально-производственных запасов.
Разногласия по хозяйственным спорам возникают, по самомуфакту недопоставки и
При выполнении дополнительного объема работ, Заказчик по согласованиюс подрядчиком вправе изменить первоначальную цену муниципального контрактапропорционально объемам работ, но не более чем на десять процентов такой ценымуниципального контракта, а при внесении соответствующих изменений вмуниципальный контракт в связи с сокращением потребности в выполняемых работах,Заказчик обязан изменить цену муниципального контракта указанным образом.
При изменении объемов работ при строительстве способствовалоизменению количества материалов, а значит должно повлечь занижение стоимостиработ по договору.