Как и всякий советский гражданин сталинской эпохи, Михаил Афанасьевич Булгаков долженбыл при поступлении на очередную службу писать автобиографию, прилагавшуюся кпечатному листку по учету кадров . Таких официальных документов онсобственноручно составил несколько, все они являются и литературнымипроизведениями, важными источниками для научной биографии великого русскогописателя.В Отделе рукописей Государственного
Литературногомузея фонд 151, опись 1, единица хранения 278 хранится автобиография М. А.Булгакова, датированная мартом 1931 года и содержащая малоизвестные сведения оего театральной деятельности. Родился в 1891 году в Киеве. Сын профессора. ОкончилКиевский университет по медицинскому факультету в 1916 году. Тогда же сталзаниматься литературой, нигде не печатаясь до 1919 года.В годы 1919-1921, проживая на Кавказе, писалфельетоны, изредка помещаемые в газетах, изучал историю
театра, иногда выступалв качестве актера.В 1921 году переехал в Москву, где служил в газетахрепортером, затем фельетонистом.В годы 1922-1924, продолжая газетную работу, писалсатирические повести и роман Белая гвардия .В 1925 году, по канве этого романа, написал пьесу,которая в 1926 году пошла в Московском Художественном театре под названием ДниТурбиных и была запрещена после 289-го представления.
Следующая пьеса Зойкина квартира шла в театре имениВахтангова и была запрещена после 200 lt -го gt представления.Следующая – Багровый остров шла в Камерном театре ибыла запрещена приблизительно после 50-го представления.Следующая – Бег была запрещена после первыхрепетиций в Московском Художественном театре.Следующая – Кабала Святош была запрещена сразу и дорепетиций не дошла.
Через 2 месяца по запрещении Кабалы в мае 1930года был принят в Московский Художественный театр на должность режиссера,находясь в которой, написал инсценировку Мертвых душ Гоголя.В марте 1931 года был принят кроме режиссуры и вактерский состав Московского Художественного театра.Творчество Булгакова – вершинное явление русскойхудожественной культуры двадцатого века. Трагична судьба Мастера, лишенноговозможности быть напечатанным, услышанным.
С 1927 года по 1940, до дня своейсмерти, Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати. Булгаков был своегорода пророком. С горьким чувством он пишет, что после окончания войны 1-оймировой западные страны зализывают свои раны, они поправятся, оченьскоро поправятся и будут процветать а мы мы будем драться, мы будемплатить за безумие дней Октябрьских, за все! В своем знаменитом письме ПравительствуСССР , написанном в один из самых драматических, страшных моментов
егожизни, его самосознания, в конце марта 1930 года, Булгаков считает одной изглавных черт своих сатирических повестей глубокий скептицизм в отношенииреволюционного процесса . Булгаков, вероятно, наиболее четко, чемкто-либо из его современников, со всей определенностью поставил вопрос освободе слова, о свободе печати как непременном условии свободы творчества.Булгаков, рыцарь Чести, сделал свой выбор – готовность к любым трудностям,кроме жертвы свободой художественной
мысли. Какхудожник слова, Булгаков, прежде всего сатирик, хотя его палитра всегдамногоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик. Егоглавный принцип – сатира не терпит оглядки . Булгаков считал своим учителем Салтыкова-Щедрина, еголюбимейшим писателем был Гоголь, недаром своему сокровенному герою Мастеру – онпридает портретное сходство с Гоголем. Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы.
Насмешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а впоследствии ипристальный анализ формировали его неповторимый стиль. Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну -тайну фантастического, фантасмагорического, тайну двоения и самоотрицания,тайну дьявольщины. Это не только дань литературной традиции в том численемецких романтиков, особенно Гофмана социальная и литературная жизнь быластоль нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казатьсясверхъестественной. Все лучшее, написанное
Булгаковым в 20 годах, -непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, чтовошла в его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш. Уже в двадцатые годы Булгаков сознавал, что существуеткрепчайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Создав мысль -образ или целый художественный мир, автор как бы сообщает им прочностьнесокрушимой реальности – рукописи не горят . Однакопри очевидной склонности автора к фантастике, его сатира беспощаднореалистична,
конкретна, исторически и психологически достоверна время, городаи люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром есть понятия Булгаковская Москва , Булгаковский Киев . Булгаков-писательи Булгаков-человек до сих пор во многом загадка. Неясны его политическиевзгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его жизнь состояла как быиз трех частей, каждая из которых чем-то примечательна.
До 1919 года он врач,только изредка пробующий себя в литературе. В 20-е годы Булгаков ужепрофессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературнымтрудом и осененный громкой, но скандальной славой Дней Турбиных . Наконец, в30-е годы Михаил Афанасьевич театральный служащий, поскольку существовать напубликации прозы и постановки пьес уже не может не дают в это время он пишетсвой нетленный и главный шедевр –
Мастера и Маргариту . Надо сказать, чтоБулгаков феноменальное явление советских времен. Он с детства ненавиделписать на социальный заказ , в то время как в стране конъюнктурщина и страхгубили таланты и выдающиеся умы. Сам Михаил Афанасьевич был твердо уверен, чтоникогда не станет илотом, панегиристом и запуганным услужающим . В своемписьме правительству в 1930г. он признавался Попыток же сочинитькоммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса уменя
не выйдет . Эта невероятная смелость была, очевидно, вызвана тем, чтоБулгаков никогда не отступался от своих творческих позиций, идей и оставалсясамим собой в самые тяжелые моменты жизни. А их у него было немало. Ему полноймерой довелось испытать на себе давление мощной административно-бюрократическойсистемы сталинских времен, той, которую он впоследствии обозначил сильным иемким словом Кабала . Многие его творческие и жизненные установки,реализованные в художественных произведениях и
пьесах, встретили жестокийотпор. В жизни Булгакова были полосы кризисов, когда произведения его непечатали, пьесы не ставили, не давали работать в любимом МХАТе. СоСталиным у Булгакова были особые отношения. Вождь критиковал многие егопроизведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на этоМихаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось страшным словомГУЛАГ.
И умер не на нарах хотя в те времена забирали за гораздо меньшиепрегрешения , а в собственной постели от нефросклероза, унаследованного ототца . Булгаков знал, что в Советском Союзе его вряд ли ждет блестящеелитературное будущее его произведения постоянно подвергались чудовищнойкритике , доведенный до нервного расстройства, открыто писал Сталину письмоэто приобрело широкую известность я обращаюсь к
Вам и прошу Вашегоходатайства перед Правительством СССР ОБ ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ СЖЕНОЮ МОЕЙ Л.Е. БУЛГАКОВОЙ, которая к прошению этому присоединяется . На самомделе, Булгаков по-своему любил Родину, не представлял себе жизни без советскоготеатра, но. Однажды он сказал Нет такого писателя, чтобы он замолчал.
Еслизамолчал, значит, был ненастоящий. А если настоящий замолчал погибнет .Почему же Вождь не ликвидировал антисоветчика , буржуазного писателя Булгакова? Говорят, писатель сразил его необыкновенным обаянием и чувствомюмора. А Сталин еще и ценил его как драматурга смотрел пьесу Дни Турбиных 15раз! Л.Е. Белозерская жена Михаила Афанасьевича так описывает
Булгакова припервой встрече с ним Нельзя было не обратить внимание на необыкновенно свежийего язык, мастерский диалог и такой неназойливый юмор. Передо мной стоялчеловек лет 30 32-х волосы светлые, гладко причесанные на косой пробор.Глаза голубые, черты лица неправильные, ноздри грубо вырезаны когда говорит,морщит лоб. Но лицо, в общем, привлекательное, лицо больших возможностей. Этозначит способно выражать самые разнообразные чувства.
Я долго мучилась,прежде чем сообразила, на кого же все-таки походил Михаил Булгаков. И вдругменя осенило на Шаляпина! Такимбыл М. А. Булгаков. Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, он былпредставителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну в трудныегоды, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему пришлось пройтичерез пристрастие к морфию когда работал земским врачом , гражданскую войну которую
он переживал в двух ее пылавших очагах родном городе Киеве и на Сев.Кавказе , жестокую литературную травлю и вынужденное молчание, и в этихусловиях ему удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире.