Буржуазные концепции справедливости

Критика современных буржуазных концепций справедливостиДанную рецензию мне бы хотелось начать с общегоописания рассматриваемого произведения. Темой данной монографии, как явствуетиз названия, является рассмотрение такого собирательного понятия как справедливость показано соотношение более или менее современных буржуазныхконцепций справедливости с теориями справедливости прошлого. Главное место вкниге занимает развернутая критика концепций, наиболее распространенных вкапиталистических
странах с позиций диалектического материализма.Предпринимается попытка вскрыть антинаучный характер капиталистическихконцепций справедливостиВ первой главе книги рассматривается эволюция теорий инаучных концепций справедливости на разных этапах развития общества сдревнейших времен и дается и дается их теорий оценка. Основная мысльавтора в этом разделе – продемонстрировать зависимость развития философскоймысли о справедливости от развития общественных, и в первую очередь,производственных отношений.
Он показывает, что философские теории того илииного времени являются закономерным продуктом того общества и его структуры, врамках которого они возникли. Автор говорит о том, что история категориисправедливости показывает необходимость рассмотрения философско-социальногознания в двух неразрывно связанных плоскостях – как выявления его внутреннегологического движения, приращения и обогащения и как отражения определенныхсоциальных потребностей. Указывается так же на ущербность буржуазных теорийсправедливости так как они отказавшись
от прогрессивных традиций общественноймысли деформируют ее историю, вычленяя и используя в своих целях лишь теэлементы проблемы справедливости которые могут непосредственно служитьклассовым целям и защите эксплуататорского строя.Во второй главе ставится целью глубокий анализструктуры философии справедливости а так же поиски ее идеальной формулыбуржуазными философами. Автор подвергает критике сложившиеся в буржуазнойфилософии мнения о том, что справедливость либо не может быть познана с помощьюнауки вообще, либо возможности ее познания распространяются лишь наформально-логическую структуру справедливости. Основным пороком поисковуниверсальной формулы справедливости является отрыв формально-логическойструктуры данной категории от ее социального содержания. Такой отрыв основан наприменении лишь принципов формальной логики и игнорировании социального фактораи стремится подчинить сферу бытия сфере сознания. Итогом данного утвержденияявляется то, что рассуждать
о равенстве и справедливости не замечая конкретнойобщественной ситуации, а именно основных борющихся в обществе сил – значитставить знак равенства между отжившими социальными порядками и потребностямиобщественно-исторического процесса.Третья глава посвящена в основном кризисуестественно-правовой доктрины, а так же проблеме соотношения права исправедливости. Кризисестественно-правовой доктрины по мысли автора выразился в стойкой неспособностирешить ряд важнейших для нее вопросов.
Прежде всего, речь идет об обоснованиитех требований, которые составляют содержание естественного права и естественно-правовойсправедливости. В качестве краеугольного камня буржуазных концепцийсправедливости выступает идеалистическая трактовка бытия. Согласно приводимымавтором аргументам ошибка буржуазных философов состоит в том, что они стремясьпреодолеть противоположность между материей и сознанием, материализмом иидеализмом, отделяют бытие от материи и рассматривают его вне материи, лишь какпредпосылку последней.
Так же в категоричной форме утверждается, что в ученияхо справедливости, пронизанных идеями идеализма ссылки на природу вещей призванывыявить не подлинный источник справедливости, а, наоборот, показать вечность инеизменность буржуазной справедливости в реальной общественной жизни. Впротивопоставление идеалистическому приводится диалектико-материалистическийподход к природе вещей как источнику социальных норм, который прежде всегопредполагает выявление основных закономерностей общественного развития.Рассмотрение вопроса о соотношении права исправедливости в сущности сводится к выяснению их взаимного расположения. Прощеговоря право над справедливостью или справедливость над правом? Утверждается,что буржуазная философия имеет две соответственно противоположные позиции,причем ни одна из них не является научно обоснованной. В монографии этообъясняется неразрешимыми в рамках буржуазных общественных отношенийпротиворечиями между правом и подлинной справедливостью.
И об эти противоречияразбиваются все концепции справедливости, выдвигаемые буржуазными философами.Четвертая глава монографии посвящена рассмотрениюпроблемы социальной справедливости и ее рассмотрению в буржуазной теории.Основному изучению подвергается вопрос справедливогораспределения благ в обществе и та модель, при которой распределение будетистинно справедливым. Капиталистическое общество, основанное на свободе частнойсобственности и предпринимательства порождает
несвободу не только трудящихся,но и мелких предпринимателей, раздавленных монополистическим капиталом, чтоведет в свою очередь несправедливое распределение благ в пользу буржуазии.Предпринимается попытка обоснования того, что в рамках капиталистическойсистемы государство не способно и не заинтересовано в разрешении вопросовсправедливого социального распределения. Сколько-нибудь значительного улучшениясвоего положения способны добиться лишь сами рабочие, так как
только они в этомпо-настоящему заинтересованы.Пятая и последняя глава книги носит название Марксизм-ленинизм – единственная научная альтернатива буржуазным концепциямсправедливости.В этом заключительном разделе наряду с критикомкапиталистического подхода философии к изучению справедливости автор показываетпревосходство марксистско-ленинского подхода. Со ссылкой на К. Марксаприводятся два понятия справедливости 1. Понятие справедливости в узком смысле, в которомсправедливость понимается как признание того, что человеку принадлежит по правутрудового вклада или заслуг2. Понятие справедливости в широком смысле, в которомсправедливость понимается как признание каждой человеческой личности и принадлежащихей прав независимо от какого ни было ее вклада, в силу ее принадлежности кчеловеческому роду. Речь идет о том минимуме благ, который необходим каждомуисходя из родовой принадлежности его к человечеству.
В конечном итоге размышления автора приходят к тому,что основой справедливого распределения благ является равное отношение людей ксредствам производства. Приводится основной принцип социалистическойсправедливости От каждого по способности – каждому по труду .В заключении рассмотрения в рамках произведенияпроблемы справедливости автор пришел к двум основным выводам 1. Жизнь убедительно доказала несостоятельностьбуржуазной социальной теории и ее неспособность выработать
последовательнуюнаучную концепцию справедливости, что явилось закономерным следствиемсоциальных и духовных процессов, присущих капиталистическому обществу.2. Марксизм-ленинизм, выявляя объективное содержаниесправедливости, делает ее предметом всестороннего научного анализа, основанномна анализе классовом. Его основным выводом является положение о том, чтоподлинная справедливость эпохи связана с прогрессивной стороной существующих вданном обществе экономических отношений,
выразителем которой являетсяпрогрессивный класс.При подготовке издания было обработано большое количествотеоретического материала и его явное преобладание над фактическими данными.Это, очевидно, обусловлено, прежде всего целями настоящего рассмотрения, а также его методом. Основной упор делается на сравнивание исторического наследияфилософской мысли о справедливости, современных на том этапе книга издана в1977 году капиталистических концепций, и их сравнение сдиалектико-материалистической концепцией. Разумеется, в этом сравнении у авторавсегда очевидное превосходство оказывается на стороне марксистско-ленинскойтеории.В подведение итогов можно сказать, что данная книгаявлялась в свое время, как и тысячи подобных изданий, типичным плодом советскойпропаганды, рассчитанного на подготовленного интеллектуального читателя научных работников, преподавателей ВУЗов .