БЫТДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫЗагородная дворянская усадьба конца XVIII – первой трети XIX столетия в силууниверсальности своего назначения представала одновременно роскошнойрезиденцией аристократа, сельским культурным салоном, кабинетом просвещенногодворянина, приютом поэта, ученого, философа, многофункциональным хозяйством ипатриархальным семейным очагом. А.А.Фет писал Что такое дворянская усадьба с точки зрениянравственно-эстетической?
Это дом и сад , устроенные на лоне природы, когдачеловеческое едино с природным в глубочайшем органическом расцвете и обновлении,а природное не дичится облагораживающего культурного возделывания человеком,когда поэзия родной природы развивает душу рука об руку с красотой изящныхискусств, а под крышей усадебного дома не иссякает особая музыка домашнегобыта, живущего в смене деятельности труда и праздного веселья, радостной любвии чистого созерцания .В подмосковном
Оста-фьеве владелец усадь-бы князь П.А.Вяземский создал особый микроклимат семейного очага. Его детиросли и воспитывались в атмосфере любви и нежной заботы. Петр Андреевич большоезначение придавал воспитанию и обучению своих детей, с которыми в Остафьевезанимались гувернеры, гувернантки, учителя. Они учили детей нескольким языкам французскому, английскому, немецкому, латинскому.
Русскому языку детей учили, используя в качестве учебных пособий Письмарусского путешественника и Детское чтение Н.М.Карамзина, произведения В.А.Жуковского. Басни И.И. Дмитриева и И.А. Крылова, оды Г.Р.Державина выучивалинаизусть. Сохранившиеся тетради детей Вяземских по арифметике, геометрии,астрономии, физике, географии, священной
истории свидетельствуют опреподаваемых им науках. Особое внимание уделялось изучению древней и новойистории, истории Отечества. При этом целью являлось не только запоминаниеотдельных фактов, но размышление и рассуждение над историческими примерами.Занимались с детьми каллиграфией. Они вели дневники, писали письма. Детей такжеучили танцевать, играть на фортепиано, рисовать, ездить верхом.Жизнь летом в усадьбе определяла во многом распорядок дня и характер детскогодосуга. Вставали рано. По воскресеньям, после обедни, отправлялись в лес напрогулку, ходили за грибами. Днем в хорошую погоду играли в гимнастическиеигры, иногда в компанию приглашали деревенских детей. В жаркие летние дни детикупались в пруду, придерживаясь, по рекомендации князя, определенного режима вкупаниях.Жизнь в усадьбе определяла круг занятий хозяйки Остафьева – княгиниВ.Ф.Вяземской. Большую часть своего времени она посвящала детям.
Помимо этогоона переводила с ними страницы произведений Н.М.Карамзина с русского нафранцузский . Княгиня много читала, музицировала. Иногда ездила в гости ксоседям, принимала их у себя.В отсутствие князя Вера Федоровна выполняла его указания, касающиеся работыостафьевской суконной фабрики, различных хозяйственных дел, садовых работ. Попросьбе
Петра Андреевича княгиня занималась приведением в порядок остафьевскойбиблиотеки.Сохранившиеся в архиве письма управляющего князя П.А.Вяземского ДиомидаФедоровича Муромцова за 1828-1831 гг. позволяют восстановить некоторыехозяйственные и бытовые подробности жизненного уклада Вяземских в Остафьеве вэтот период. В них имеются сведения о том, как готовили остафьевский дом кприезду хозяев
на летний период красили полы, рамы, в хорошие дни проветриваликомнаты, ремонтировали мебель, делали домашние заготовки. Найденные в архивехозяйственные тетради с кулинарными рецептами содержат множество способовприготовления пищи в домашних условиях среди них рецепты соления мяса, грибов,огурцов, приготовления блинов, варений, мороженого, морсов, вина из разныхягод. Большая часть заготовок была предназначена для хранения в погребе,который имелся в усадьбе.
Осенью 1830 года П.А.Вяземский много занимался литературной деятельностью,писал биографию Фонвизина. Муромцов посылал ему писчую бумагу, чернила, перья,русские и французские книги, московские, петербургские и французские газеты,журналы. К Новому году управляющий отправлял в Остафьево шампанское, мятнуюводку, конфеты. Общение с родственниками, друзьями, соседями являлось существенным элементомжизненного уклада Вяземских в Остафьеве в 1-ой трети XIX столетия. Родственныеузы связывали Вяземских с владельцами усадьбы Филимонки, принадлежавшейЧетвертинским. Вяземские часто бывали у Четвертинских, принимали их у себя вОстафьеве. Узы дружбы связывали Вяземских с владельцами других усадеб. Хозяин Петровского,генерал и камергер Пушкин Алексей Михайлович вместе со своим родственникомВасилием
Львовичем Пушкиным играл в домашних любительских спектаклях в Остафьеве.Гостили Вяземские у Орловых в их подмосковном имении Отрада-Семеновское, укнязей Оболенских в Троицком Подольского уезда, нередко посещали Трубецких вЗнаменском, Волконских в Суханове. Отношения сердечной дружбы и взаимнойсимпатии были у Вяземских с сестрами Окуловыми, которые жили в усадьбеНикульское, смежной с
Остафьевым.По праздникам в усадьбу приезжало множество гостей. Традиционно широко отмечалидень Святой Троицы, день Петра и Павла, день рождения князя П.А.Вяземского,именины княгини В.Ф.Вяземской, святки. К праздничным дням взрослым и детямдарили, шили новую одежду.Поездки из Остафьева в Москву, в имения родных, друзей, прогулки по живописнымокрестностям усадьбы совершались
в различного рода экипажах. В хозяйствеимелись 2 коляски, 2 дормеза, предназначенных для дальних путешествий иприспособленных для сна в пути, тарантас, маленькие детские дрожки для зимнихпоездок имелись одни троечные крытые кожей санки, двое пароконных санок и одниодноконные. Хранились экипажи в каретном сарае усадьбы. В конюшне стояливыездные лошади, а всего в хозяйстве было 17 лошадей.Уклад усадебной жизни был тесно связан с жизнью крестьян.
Господская усадьба,являясь многофункциональным хозяйством, существовала в окружении миракрепостных и находилась с ним в постоянном и тесном взаимодействии.Установленный князем порядок работы крестьян на фабрике, введенная им системапоощрения и наказания характеризуют его как честного и справедливого помещика ихозяина фабрики. Усадьба Остафьево для ее владельца князя П.А.Вяземского была святым местом,куда он всегда стремился душою Должны в мире быть некоторые святыни,святые места, недоступные гонению судьбы, чтобы сердце могло быть совершенноспокойно за милых своих Литературас.н.с. музея-усадьбыОстафьево Русский Парнас