Бюджет Алтайского края как составная часть бюджетной системы России

Содержание
Введение
1. Социально – экономическое содержаниекраевого бюджета
1.1 Роль краевого бюджета вэкономическом и социальном развитии региона
1.2 Функции краевого бюджета
1.3 Основные аспекты развития социально– бытовой инфраструктуры края на 2008 – 2010 годы
1.4 Полномочия краевых органов власти поформированию бюджета
1.5 Социально – экономическое развитиекрая за 2005 год
2. Анализ доходов и расходов бюджетаАлтайского края за 2005 – 2007 годы
2.1 Структура доходов бюджета Алтайскогокрая
2.2 Общая характеристика и анализ расходовбюджета Алтайского края
3. Оценка сбалансированности краевогобюджета на 2008 год
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Бюджет- форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных дляфинансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Сэкономической точки зрения бюджет необходим для выравнивания и стабилизацииэкономической ситуации в стране: между регионами, между отраслями, междуразличными группами населения. Эта задача выполняется с помощью налоговойполитики, с помощью целевого финансирования, с помощью различного родамежбюджетных инструментов (дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов и т.д.), спомощью внебюджетных фондов и т.д. Кроме того, бюджет является основнымфинансовым планом страны на год, в котором фиксируются основные направления ипоказатели развития страны (инфляция, курс доллара и т.д.), на основе которыхорганизации, работающие внутри страны могут разрабатывать свою политику на год.С социальной точки зрения бюджет выполняет роль обеспечения всехгосударственных функций, а с другой стороны, он необходим для обеспеченияминимального уровня жизни и социальных стандартов, закрепленных в стране.
Бюджет– это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основныекачественные признаки финансов. Поскольку «финансы» — это система императивныхденежных отношений, в процессе которых образуются и используютсягосударственные денежные фонды, то и « бюджет » представляет собой системуденежных отношений, но более узкую. А именно, бюджет – это система императивныхденежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетныйфонд.
Бюджетявляется важнейшим инструментом проведения государственной политики, даёторганам власти реальную экономическую возможность осуществления властныхполномочий. Органами власти Алтайского края вопросы укрепления доходной частикраевого и консолидированного бюджетов, повышения эффективности расходованиясредств, модернизации процедур составления и исполнения бюджета, управлениягосударственным и муниципальным долгом, управления государственной имуниципальной собственностью, контроля за расходованием бюджетных средстврассматриваются в качестве приоритетных.
Бюджетиграет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственномпроцессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболеепрогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большуюроль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджетдоходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкойрентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Кроме того,через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями(субъектами Р.Ф). И наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получитьбюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет перераспределяются до 30– 40 % национального дохода.

1.Социально- экономическое содержание краевого бюджета
1.1 Ролькраевого бюджета в экономическом и социальном развитии региона
В последние годы ролькраевого бюджета возрастает, расширяется сфера его применения. Через краевойбюджет государство активно проводит экономическую политику. На основепредоставления краевыми органами власти средств для увеличения их бюджетовосуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства,строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. С помощью краевыхбюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического исоциального развития территорий, которые в результате исторических,географических, военных и других условий отстали в своем экономическом исоциальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталостиразрабатываются краевые программы. Роль краевых бюджетов субъектов Р.Ф. вэкономическом и социальном развитии заключается в следующем.
Во-первых,сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах регионов Р.Ф. позволяет органампредставительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу дляреализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Р.Ф. Созданиефинансовой базы – главная роль краевых бюджетов. Посредством бюджетовобразуются денежные фонды административно – территориального образования,которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают дляосуществления финансирования органов власти субъектов Федерации.
Во-вторых, формированиекраевых бюджетов, сосредоточение в них бюджетных ресурсов даёт возможностьрегионам в полной мере проявлять финансово – хозяйственную самостоятельность врасходовании средств на социально – экономическое развитие региона. Краевыебюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомерное развитиеобразовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры иискусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства.
В-третьих, с помощьюкраевых бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического исоциального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются краевыепрограммы экономического и социального развития регионов по благоустройству сели городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры идр.
В-четвёртых, имея враспоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могутувеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказаниегосударственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.
В-пятых, концентрируячасть финансовых ресурсов в краевых бюджетах, органы представительной иисполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсына решение стратегических задач, развитие в крае приоритетных отраслейэкономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. В последниевремя органы власти регионов стали выделять бюджетные средства на инвестиции(реальные и финансовые). Такие инвестиции будут формировать государственнуюсобственность в республике, крае, области. Это делается для укрепления позицийгосударства как хозяйствующего субъекта.
В-шестых, краевыебюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорциифинансирования капитальных и текущих затрат и стимулирования эффективногоиспользования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местныхпроизводств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вноситьвклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.
Характеризуя ролькраевых бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономикестраны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют краевымбюджетам выполнять в полной мере своё предназначение. К таким негативнымфакторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами).
Роль краевых бюджетов всоциально – экономическом развитии края может ещё больше возрастать приопределённых условиях. Такими условиями являются, прежде всего, наделениесоответствующими полномочиями органов власти субъектов Р.Ф. по формированию иисполнению их бюджетов.
1.2 Функциикраевого бюджета
Краевой бюджетвыполняет две основные функции: распределительную и контрольную.
Распределительнаяфункция бюджета – основная. Она определяется через формирование и использованиецентрализованных фондов денежных средств по уровням государственной итерриториальной власти и управления. Перераспределение валового внутреннегопродукта через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно инепрерывно стадии:
— образование доходовбюджета
— использованиебюджетных средств – расходы бюджета
Доходы бюджета –денежные средства, поступающее в безвозмездном и безвозвратном порядке всоответствии с законодательством Р.Ф. в распоряжение органов государственнойвласти Р.Ф., органов государственной власти субъектов Р.Ф. и органов местногосамоуправления.
Расходы бюджета –денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функцийгосударства и местного самоуправления.
С помощьюраспределительной функции происходит распределение средств на производственнуюи непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределениефинансовых ресурсов, а также формируются фонды специального целевого назначенияи происходит концентрация денежных средств в руках государства и ихиспользование с целью удовлетворения общих государственных потребностей.
Через расходы и налогибюджет выступает важным инструментом распределения и стимулирования экономики. Атакже повышения эффективности производства. При распределении финансовыхсредств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетныхсредств. В социальной политики основными приоритетами являются поддержканаименее защищенных слоев населения, молодых семей, а также поддержкаучреждения здравоохранения, образования и культуры и жилищные проблемы.
Одновременно сраспределительной действует контрольная функция бюджета. Она предполагаетсоздание условий для осуществления контроля. Она обуславливает возможностьэффективного воздействия государства на все экономические приделы. При этомконтроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные). Первоевыражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов. Второе –присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществленияконтроля.
Контрольная функцияосуществляется в процессе формирования дохода бюджета и финансирования отраслейнародного хозяйства. Эта функция предполагает перераспределение национальногодохода и валового внутреннего продукта, которое влияет на государственноерегулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальнойполитики, контроль за образованием и использованием централизованного фондаденежных средств, через бюджет перераспределяется около 50 % валовоговнутреннего продукта. Бюджет способствует формированию рациональной структурыобщественного производства, улучшению пропорций и более эффективномуиспользованию бюджетных средств. В процессе планирования бюджета определяютсяразмеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях и степень участияпредприятий в формировании бюджетных средств. Контрольная функция бюджетапозволяет через формирование и использование фонда денежных средств государствасигнализировать о том, как поступают в доходы бюджета финансовые средства отразных субъектов хозяйствования.
Бюджетный контрольпреследует три цели:
1. мобилизацию денежныхсредств для централизованного государства
2. соблюдениережима экономики при расходовании финансовых ресурсов
3. повышениеэффективности расходования бюджетных средств
1.3Аспекты развития социально – бытовой инфраструктуры края на 2008 – 2010 г.г.
Современныйэтап развития общества характерен ускоренными темпами расширения социально –бытовой инфраструктуры. Многие отрасли социально – бытовой инфраструктуры краяпредоставляют населению бесплатные услуги за счёт общественных фондовпотребления, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств.Перспективы развития общественных фондов потребления в значительной степени вкрае – это перспективы развития краевого бюджета. Следовательно, проблемаформирования и использования этих фондов в основном должна рассматриватьсясквозь призму бюджета.
Существуетдва аспекта развития социально – бытовой инфраструктуры края: количественный икачественный.
Количественныйаспект заключается в том, чтобы определить часть бюджетных ресурсов, котораядолжна и может направляться на финансирование социально – бытовых услуг,предоставляемых населению на бесплатных или льготных условиях. Решение этойпроблемы зависит от экономических, социальных и политических задач, от наличияв распоряжении края соответствующих ресурсов.
Качественныйаспект использования общественных фондов потребления связан с укреплениемматериально – финансовой базы краевого органа власти и подведомственных емуучреждений, с повышением нормативов бюджетных расходов на отдельные виды услуг,оказываемых населению, с повышением качества самих услуг.
1.4 Полномочия краевыхорганов власти по формированию бюджета
Роль краевого бюджета всоциально-экономическом развитии края может возрастать при наделении органоввласти соответствующими полномочиями по формированию и исполнению их бюджета.
В процессе формированияи использовании краевого бюджета возникает широкий круг отношений, которыерегулируются особым подразделением финансового права — бюджетным правом, вкотором оговариваются отношения бюджетного устройства, порядок формирования иисполнения бюджета. Носителями бюджетного права являются Конституция Р.Ф.,законы Р.Ф., бюджетный кодекс Р.Ф. В бюджетном кодексе Р.Ф. законодательноопределены полномочия органов власти субъектов Федерации по формированию своихбюджетов.
К компетенции органоввласти края в области регулирования бюджетных отношений относятся:
1) Федерации ибюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов установлениепорядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской,утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетовтерриториальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля заих исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта РоссийскойФедерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
2) составление ирассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетовтерриториальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнениебюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальныхгосударственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением,составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта РоссийскойФедерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов,составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъектаРоссийской федерации;
3) установлениепорядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполненииместных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральнымиорганами государственной власти;
4) установлениеи исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
5) определениепорядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальныхобразований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъектаРоссийской Федерации;
6) установлениенормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональныхналогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами,подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством оналогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;
7) установлениепорядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъектаРоссийской Федерации;
8) предоставлениемежбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
9) установлениеобщего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местныхбюджетов;
10) осуществлениегосударственных заимствований субъекта Российской Федерации, управлениегосударственным долгом субъекта Российской Федерации;
11) детализацияобъектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся кбюджету соответствующего субъекта Российской Федерации;
12) временноеосуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
13) в случае ипорядке, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и принятымив соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, установлениеответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов РоссийскойФедерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
14) иные бюджетныеполномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами кбюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации.
Полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органовсубъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектовРоссийской Федерации:
1. Законодательные (представительные) органы субъектов РоссийскойФедерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок поним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговымзаконодательством Российской Федерации.
2. Законы субъектов Российской Федерации о внесении изменений идополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределахкомпетенции субъектов Российской Федерации, вступающие в силу с началаочередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законовсубъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.
3. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектовРоссийской Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих ихвступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только вслучае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектовРоссийской Федерации о бюджете на текущий финансовый год.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерациипредоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иныхобязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии сналоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитовпредоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов ииных обязательных платежей, определенных законами субъектов РоссийскойФедерации о бюджете.
5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерациипредоставляют отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательныхплатежей в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Немаловажная задача органов государственной власти Алтайского края всфере привлечения дополнительных доходов бюджета — это эффективное управлениегосударственной собственностью Алтайского края. В рамках решения этой задачипри рассмотрении в Алтайском краевом Совете народных депутатов проекта законаАлтайского края «Об установлении стоимости земельных участков, продаваемыхсобственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» комитет побюджету, налоговой и кредитной политике активно участвовал в определении стоимостиземельных участков, провел работу по анализу возможных дополнительныхпоступлений от продажи земельных участков в разрезе районов и городов края. Приформировании проекта краевого бюджета на 2005 год комитет по бюджету, налоговойи кредитной политике непосредственно участвовал в формировании программыприватизации государственного имущества Алтайского края.
В настоящее время одним из направлений деятельности комитета по бюджету,налоговой и кредитной политике в области налоговой политики является реализацияФедерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления вР.Ф.». В соответствии с указанным Федеральным законом полномочия порегулированию местных налогов и сборов должны перейти к органам местногосамоуправления поселений. В связи с этим комитет по бюджету, налоговой икредитной политике видит ряд проблем:
не проведена оценка реальной налоговой базы местных бюджетов ( внастоящее время полностью проведено межевание и кадастровая оценка земельныхучастков, не полностью проведены мероприятия по разграничению собственности наземельные участки и имущество между Алтайским краем и муниципальнымиобразованиями, не определена инвентаризационная стоимость объектовнедвижимости);
отсутствие кадрового обеспечения поселковых администраций и финансовыхорганов поселений;
низкое качество принимаемых нормативных правовых актов на уровнепоселений;
отсутствие взаимодействия органов местного самоуправления поселений сналоговыми органами, в том числе в связи с отсутствием соответствующей техники.
Указанные выше проблемы были обозначены комитетом по бюджету, налоговой икредитной политике на совещаниях с администрацией Алтайского края, а также насовещаниях в рамках Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».
Процесс формирования краевого бюджета на 2005 год значительно отличалсяот бюджетного процесса всех предыдущих лет. Эти отличия были вызванысущественными изменениями законодательства в связи с внесением изменений вФедеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных)и исполнительных органов государственной власти субъектов Р.Ф.».
Комитет по бюджету, налоговой и кредитной политике принимал активноеучастие в разработке нормативных правовых актов, устанавливающих расходныеполномочия Алтайского края. В связи с этим начало работы по подготовкеосновного финансового документа Алтайского края к рассмотрению в Алтайскомкраевом Совете народных депутатов было организовано комитетом по бюджету,налоговой и кредитной политике задолго до официального внесения законопроекта вАлтайский краевой Совет народных депутатов.
В процессе рассмотрения проекта краевого бюджета на 2005 год комитетом побюджету, налоговой и кредитной политике велась активная работа с депутатамиГосударственной Думы Российской Федерации и представителями органов властиАлтайского края в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерациипо защите интересов Алтайского края в части обеспечения наиболее значимыхсоциальных расходных обязательств при рассмотрении проекта Федерального закона«О федеральном бюджете на 2005 год»
1.5 Социально –экономическое развитие края за 2005 год
Социально –экономическое развитие территорий края в 2005 году характеризовалось рядомпозитивных тенденций: возросли объемы инвестиций в основной капитал, увеличен вводжилых домов. На фоне роста темпов з/п и денежных доходов населения,значительного сокращения просроченной задолженности по з/п активными темпамиразвивался потребительский рынок края.
Вместе с темнаблюдается сокращение производства продукции, промышленности и сельскогохозяйства, значительный рост численности официально зарегистрированныхбезработных. При сохранении положительно использованного финансовогорезультата, усилилась тенденция к увеличению числа убыточных предприятий, атакже и росту их кредиторской и дебиторской задолженности.
Существенные различиянаблюдаются в социально – экономическом развитии муниципальных образованийкрая. Ярко выражена неравномерность в объемах промышленного производства,инвестиций в основной капитал. Разрыв между минимальными и максимальнымизначениями показателей в расчете на душу населения составляет по районам края20 – 30 раз, но городам 10 – 15 раз. Среднемесячная з/п в районах различается в2 раза, в городах – в 1,9 раз.
Основной вклад в объёмыпроизводства промышленной продукции вносят города, на долю которых в 2005 годуприходилось более 85 % объёмов производства. Среди городов наибольшее значениедля промышленности края имеют г. Барнаул (39 %), г. Заринск (14 %), г. Бийск(12 %), г. Новоалтайск (10 %), г. Рубцовск (6 %), г. Алейск (3 %).
Важнейшими индикаторамипроизводственного и социального развития края являются показателиинвестиционной активности. Направление инвестиций в реализацию перспективныхпроектов способствует росту производства продукции и производительности труда,созданию дополнительных рабочих мест.
В 2005 году продолженагосударственная поддержка инвестиционных проектов за счёт средств краевогобюджета в виде субсидирования части банковской процентной ставки. Суммабанковских кредитов, привлеченных в реальный сектор экономики с участиемсредств краевого бюджета в субсидировании части банковской ставки, достиглапочти 1 млрд. рублей.
Особенностью Алтайскогокрая является то, что в крае создано 797 муниципальных образований: 720сельских и 5 городских поселений, 60 муниципальных районов и 2 городскихокругов. В целях повышения влияния органов местного самоуправление на социально– экономическое развитие муниципальных образований, обеспечение контроля заростом фонда оплаты труда и увеличения налоговых поступлений в местные бюджетыс 1 января 2006 года произведена передача налога на доходы физических лиц подополнительному нормативу 10 5 муниципальным районам и городским округом.
В целях постепенногосокращения ассиметрии социально – экономического развития муниципальныхобразований, внедрения реформ, связанных, в первую очередь, с реализациейосновных положений Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – Ф.З. «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Р.Ф.» основные усилияорганов власти будут направлены:
— на переход отмалоэффективного выравнивания экономического выравнивания экономическоеразвитие территорий края к созданию условий, стимулирующих мобилизациюдоступных муниципальным образованием ресурсов экономического роста;
— активизацию работымуниципальных образований по использованию инструментов программно – целевогопланирования в решении экономических проблем. В этой связи будет продолжена разработка«пилотных проектов» в области формирования комплексных программ на социально –экономическое развитие муниципальных образований, накопления и распространенияопыта с учётом особенностей развития экономической и социальной сферытерриторий края;
— оптимизацию структурыорганов исполнительной власти с целью приведения их в соответствие с задачамиразвития края, а также создание целостной системы современных управленческихтехнологий, охватывающих государственные финансы, инновационные процессы,территориальное развитие, функционирование человеческого капитала, обеспечениежизнедеятельности населения и его безопасности.

2. Анализ доходов ирасходов бюджета Алтайского края за 2005 – 2007 года
2.1 Структура доходовбюджета Алтайского края
Доходыбюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратномпорядке в соответствии с законодательством в распоряжение органовгосударственной власти соответствующего уровня.
Виды доходовбюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафыи пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленноучитываются доходы целевых бюджетных фондов.
К неналоговымдоходам относят доходы: от использования, продажи и иного возмездногоотчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальнойсобственности; от платных услуг, оказанных государственными или муниципальнымиорганами власти и учреждениями; средства, полученные в результате применениямер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы,конфискации, компенсации, возмещение ущерба); финансовая помощь и бюджетныессуды от бюджетов других уровней и др.
Помимособственных. В бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют регулирующие доходы –федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаютсяпроцентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты нафинансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разнымвидам таких доходов ( в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающихв соответствующий бюджет).
Доходытерриториального бюджета состоят из закрепленных и регулирующих. Закрепленныедоходы — доходы, которые полностью или в твердофиксированной доле на постояннойили долговременной основе (не менее пяти лет) в установленном порядке поступаютв соответствующий бюджет. Регулирующие доходы — доходы, которые в целяхсбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в видепроцентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам,утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.
Приутверждении федерального бюджета в качестве регулирующих могут такжеустанавливаться и другие из числа закрепленных доходов федерального бюджета.Аналогично субъекты Российской Федерации, обладая определенной бюджетнойсамостоятельностью в лице своих представительных органов власти, могут вдополнение к федеральным определить и свои регулирующие доходы, исходя иззакрепленных доходов за бюджетами соответствующего уровня.
Нормативыотчислений утверждает ежегодно по бюджетам разных уровней соответственновышестоящий орган представительной власти.
Крегулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты — средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовойподдержки регионов, размер которых рассчитывается по установленнымПравительством методике и формуле.
Помимоотчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидийи субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальныхбюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимныхрасчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий.
Общая схемасобственных и регулирующих доходов территориального бюджета представлена вприложении №1.
В 2005 году поступленияналоговых и неналоговых доходов во все уровни бюджетов на территории Алтайскогокрая составили 17,2 млрд. рублей (7-е место по Сибирскому федеральному округуиз 16 регионов). 80,6% всех доходов, или 13,9 млрд. рублей, остались натерритории края и 19,4% или 3,3 млрд. рублей, поступило на федеральный уровень(приложение №2, диаграмма 1).
Основными финансовымиисточниками бюджета края в 2005 году являются налог на доходы физических лиц –37,9%, акцизы – 15,4%, налог на совокупный доход – 7,4%, прочие – 39,3(приложение №2, диаграмма 2). Однако финансовый потенциал края, формирующийсяза счёт собственных источников, недостаточен для того, чтобы поддерживатьвоспроизводственный процесс в регионе. В качестве ограничительного факторавыступает высокая доля в экономике края (порядком 20% ВРП) с/х производства,зависящего от природно-климатических факторов и имеющего низкую налоговуюнагрузку (с/х даёт 3 – 4% налоговых платежей и является наиболее льготным поналоговым отчислениям в бюджет). Одновременно этот вид деятельности чрезвычайнонуждается в инвестициях и дотациях. Основное значение в структуре аграрногосектора имеет зерновое хозяйство.
На 2007 годсобственные доходы краевого бюджета составляют 13,1 млрд. рублей с темпом роста126 процентов к уровню 2006 года.
Безвозмездныеперечисления из федерального бюджета составляют 18,1 млрд. рублей, или с ростомк уровню 2006 года в 1,15 раза. Более высокие темпы роста предусматриваются посубвенциям на реализацию государственных полномочий Российской Федерации,переданных для осуществления органам государственной власти края и органамместного самоуправления.
Всего доходыкраевого бюджета составляют 31,2 млн. рублей или с ростом к уровню 2006 года в1,19 раза (приложение №3).
Краевойбюджет составлен с дефицитом в размере 1,9 млрд. рублей, что соответствуеттребованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Распределениеобщего объема поступлений по видам налогов в территориальный бюджет Алтайскогокрая в 2007 году представлено в приложении №4.
Еслирассматривать структуру собственных доходов консолидированного бюджетаАлтайского края, то доходы, получаемые с налога на доходы физических лиц,увеличились в 2007 году по сравнению с двумя предыдущими годами. Доходы сналога на имущество организаций уменьшились в 2007 году по сравнению с 2005 и 2006годами (приложение №5).
2.2 Общаяхарактеристика и анализ расходов бюджета Алтайского края
Расходыбюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач ифункций государства и местного самоуправления.
В зависимости отэкономического содержания расходы делятся:
— текущие
— капитальные
Текущие расходы – эточасть расходов, обеспечивающая текущие функционирование органов государственнойвласти органов местного самоуправления бюджетных учреждений, осуществляемаягосударственную поддержку другим бюджетам.
Капитальные расходы –часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционнуюдеятельность, включая статьи расходов предназначенных для инвестиций во вновьсоздаваемые юридические лица расходы на проведение капитального ремонта.
Расходы бюджета –затраты, возникающие в связи с выполнением функций государства и местногосамоуправления. Расходы выполняют различные роли и значение. Экономическаяклассификация подразделяет расходы на текущие и инвестиционные. Расходы бываютфункциональные и ведомственные. Расходы можно разделить по конкретным видамзатрат. Территориально расходы делятся три уровня: федеральные, территориальныеи местные. На федеральном уровне наибольший вес имеют расходы на оборону иправоохранительную деятельность. На региональном – народное хозяйство(промышленность, с.х. и т.д.). На местном – социально-культурные мероприятия,ЖКХ и т.д.
Формирование расходовбюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единыхметодологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности,финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемыхПравительством РФ.
Органы государственнойвласти субъектов РФ, органы местного самоуправления с учетом имеющихсяфинансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат наоказание государственных, муниципальных услуг.
Расходыконсолидированного бюджета края в 2005 году составили 28,3 млрд. рублей. БюджетАлтайского края имеет в основном социальную направленность. Расходы насоциально-культурные мероприятия в 2005 году составили 3,1%. На поддержаниеотраслей экономики направляется 12,1% от общей суммы расходов. Расходы нажилищно-коммунальное хозяйство направляется 12,5%, на безопасность – 5,8%; наобщегосударственные вопросы – 9,1%; на образование – 27,2%; на здравоохранениеи спорт – 17,6%; на охрану окружающей среды – 12,2%; прочие расходы – 0,4%(приложение №6).
В 2007 году 3 млрд.рублей вложено в ремонт и строительство федеральных и городских дорог. 3,5млрд. рублей направлено на приобретение сельхозтехники. На 450 млн. рублейувеличено финансирование медицинской сферы.
При консолидированномбюджете края на 2006 год в сумме 31,5 млрд. руб. краевой бюджет на 2006 годутвержден по расходам в сумме 26,8 млрд. руб. и по доходам в сумме 25,2 млрд.руб. с дефицитом в размере свыше 1 млрд. руб.
Из общего объемарасходов краевого бюджета субвенции бюджетам муниципальных районов и городскихокругов, напрямую расходуемые на социальную поддержку граждан, составляют 3млрд. руб.
Кроме того, бюджетомутверждены краевой фонд финансовой поддержки поселений и краевой фондфинансовой поддержки муниципальных районов и городских округов в сумме почти 3млрд. руб.
В целом краевой бюджетимеет ярко выраженную социальную направленность — на финансирование социальнойсферы направлено более 17 млрд. руб., что на 20% больше, чем в 2005 году.
За первое полугодие2007 года расходы по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство»профинансированы в сумме 1 376 млн. рублей, что превышает уровень аналогичногопериода прошлого года в 2,2 раза.
Адреснаяинвестиционная программа в первом полугодии 2007 года профинансирована в сумме441 млн. рублей, что составляет 39 процентов от годовых назначений. Посравнению с аналогичным периодом 2006 года рост составил 2,5 раза.
Увеличениеобъемов финансирования капитальных вложений обусловлено ростом общего объемаадресной инвестиционной программы по сравнению с 2006 годом на 44 процента, чтов свою очередь связано с подготовкой к 70-летию Алтайского края и обеспечениемввода в эксплуатацию объектов с высокой степенью готовности, а такжереализацией федеральных целевых программ на территории Алтайского края.
Засчет средств капитальных вложений профинансированы: строительство,реконструкция и капитальный ремонт объектов образования, здравоохранения,культуры и социального обеспечения в сумме 230 млн. рублей; строительство,реконструкция и капитальный ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства –82 млн. рублей.
Нагазификацию Алтайского края в 2007 году предусмотрено 248 млн. рублей, что на106 процентов превышает аналогичный показатель 2006 года. Финансированиепроектирования и строительства газораспределительных сетей и газовых котельныхв первом полугодии текущего года составило 72 млн. рублей, или 29 процентов отгодовых назначений (в первом полугодии 2006 года средства по данномунаправлению не выделялись).
Впервыев расходах краевого бюджета за счет капитальных вложений предусмотрены субсидиибюджетам муниципальных районов и городских округов на ремонт объектовмуниципальной собственности в объеме 60 млн. рублей, которые профинансированы впервом полугодии 2007 года в объеме 45 млн. рублей.
Расходыкраевого бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» за первое полугодие 2007года составили 7 771 млн. рублей или 109 процентов к уровню аналогичного периодапрошлого года.

3. Оценка сбалансированности краевого бюджета на 2008 год
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объём предусмотренныхбюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органыдолжны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Консолидированный бюджет Алтайского края:
Налоговые доходы — 4804720 (налог на прибыль – 2726789, налоги на товарыи услуги, лицензионные и регистрационные сборы – 615399, налог на имущество685449, платежи за пользование природными ресурсами — 356781)
Неналоговые доходы – 390644
Безвозмездные перечисления от других бюджетов – 6698794
Дотации – 5277417
Субвенции – 980356
Субсидии – 495096
Всего доходов – 11965515
Всего расходов – 25251597
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства –32337
Промышленность, энергетика и строительство – 445038
Сельское хозяйство – 35689
ЖКХ – 2653285
Образование – 4359837
Культура и искусство – 391771
Здравоохранение – 2497644
Социальная политика – 683665
Дефицит – 596467
Источникамифинансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:
1) внутренние источникив следующих формах:
— государственныезаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
— бюджетные ссуды,полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
— кредиты, полученныеот кредитных организаций;
2) внешние источники,определяемые в соответствии с законодательством РФ.
Причины дефицита бюджета:
1. Ограничитьфинансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы. Может бытьв результате спада производства, высокого уровня затрат, низкойпроизводительности труда и др.
2. безудержныйрост расходов без учета финансовых возможностей страны. Формирование бюджета вРоссии идет от расходов.
3. Высокийуровень расходов непроизводительного характера (военные расходы, содержаниеадминистративного аппарата)
4. Инфляция,нерациональная налоговая, инвестиционная, кредитная политика.
Пределы бюджетногодефицита в соответствии с мировым опытом:
– 2-3%к ВВП
– 5%к НД
– 8-10%к расходной части бюджета
В условиях развитогоденежного хозяйства без дефицитного бюджета как правило не бывает. Государствопытается его сократить, разумно управляя бюджет-м процессом.
Пути снижения бюджетногодефицита:
– снижениебюджетных расходов
– повышениедоходов
– эмиссияденежных средств
– государственныезаимствования
– ВРФ природная рента
– Золото

Заключение
В ходерассмотрения курсовой работы очевидным является вывод, что бюджет Алтайскогокрая является составной частью бюджетной системы России.
Краевой бюджет, являясьосновным финансовым планом края, главным средством аккумулирования финансовыхсредств, даёт краевой власти реальную возможность осуществления властныхполномочий, даёт краю реальную экономическую и политическую власть. С однойстороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых однойветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию –фиксирует избранный краевыми органами стиль осуществления управления краем.
Если вобласти формирования более — менее рыночного бюджета были достигнутызначительные успехи, то финансирование бюджетного дефицита продолжает желатьлучшего. До сих пор проводится кредитование Центральным банком и Сбербанкомрасходов краевых органов.
Объемгосударственного долга Алтайского края на 1 июля 2007 года составил 1 280 млн.рублей или 57 процентов объема государственного долга за 6 месяцев 2006 года.
Бюджет поотношению к осуществляемой властью экономической политике является производнымпродуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества исамостоятельной роли не играет. Однако именно бюджет, показывая размерынеобходимых краю финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяетналоговый климат края, именно бюджет, фиксируя конкретные направлениярасходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям итерриториям, является конкретным выражением экономической политики края.
Через бюджетпроисходит перераспределение национального дохода и внутреннего валовогопродукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулированияэкономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства,именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет,объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, краевой кредит,краевые расходы), является ведущим звеном финансовой системы края и играет какважную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
В ходе рассмотрениякурсовой работы очевидным является вывод, что бюджет Алтайского края являетсясоставной частью бюджетной системы России.

Список используемойлитературы:
1. Конституция Р.Ф.
2. Бюджетный кодекс Р.Ф.
3. А.М. Годин «Бюджет и бюджетнаясистема Р.Ф» (учебное пособие), Москва
4. П.И. Вахрин «Бюджетная система Р.Ф.»(учебное пособие), Москва 2002г
5. Т.Б. Поляк «Бюджетная система России»(учебное пособие для ВУЗов)
6. М.В. Романовский«Бюджетная система Р.Ф» (учебник)
7. М.В. Романовский и др.«Бюджетная система Р.Ф.» под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублёвской/Москва 1999г
8. Е.И. Пшенникова «Бюджет и бюджетныйпроцесс в Р.Ф.» (учебное пособие)
9. Справочно-правовая система«Консультант плюс»
10. Справочно-правовая система «Гарант»

Приложение №1
Общая схемасобственных и регулирующих доходов
/>

Приложение №2
Диаграмма №1
/>
Диаграмма №2
/>

Приложение №3
Доходы бюджетаАлтайского края
/>

Приложение №4
Таблица. Распределениеобщего объема поступлений по видам налогов в территориальный бюджет Алтайскогокрая в 2007 г.
период
Всего поступило налогов и платежей, млн.руб.
в том числе
налог на прибыль (доход)
акцизы
налоги на имущество (включая транс. налог, зем. налог и налог на игор.бизнес)
налог на доходы физических лиц
налоги со специальным налоговым режимам
остальные налоги и сборы
январь 1099, 9 166, 8 164, 1 111, 4 485, 4 163, 3 8, 9
февраль 1043, 9 110, 7 103, 0 157, 1 614, 8 49, 0 9, 3
март 1893, 2 646, 0 80, 4 335, 4 719, 1 90, 9 21, 4
1 квартал
4037, 0
923, 5
347, 5
603, 9
1819, 3
303, 2
39, 6
апрель 1847.0 298.9 97.4 468.5 658.3 310.3 13.6
май 2018.9 839.5 106.9 285.3 697.0 74.8 15.4
июнь 1292.9 222.3 113.7 118.1 777.9 40.5 20.4
2 квартал
5158.8
1360.7
318.0
871.9
2133.2
425.6
49.4
1 полугодие
9195.8
2284.2
665.5
1475.8
3952.5
728.8
89.0
июль 2251.3 345.6 112.0 600.4 880.1 301.7 11.5
август 1495.1 315.0 110.3 212.2 774.7 68.8 14.1
сентябрь 1187.9 150.4 114.4 148.4 723.9 37.2 13.6
3 квартал
4934.3
811.0
336.7
961.0
2378.7
407.7
39.2
9 месяцев
14130.1
3095.2
1002.2
2436.8
6331.2
1136.5
128.2
октябрь 2600.7 711.0 117.6 537.7 868.5 349.8 16.1
ноябрь 1794.3 328.0 115.2 339.4 931.2 65.1 15.4
с начала года
18525.1
4134.2
1235.0
3313.9
8130.9
1551.4
159.7

Приложение №5
Структура собственныхдоходов консолидированного бюджета Алтайского края
/>

Приложение №6
/>