Бюджет государства, его социально-экономическая сущность и значение в условиях рыночных отношени

–PAGE_BREAK–2. Функции и роль бюджета в условиях рынка.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции. Функции государственного бюджета:

–         перераспределение национального дохода;

–         государственное регулирование и стимулирование экономики;

–         финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

–         контроль за образованием и использованием централизо­ванных фондов денежных средств.

Распределительная функциябюджета проявляется через форми­рование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней пе­рераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, эко­номические отношения, направляя бюджетные средства на под­держку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределениенационального дохода через бюджет происхо­дит через две взаимосвязанные, про истекающие одновременно и непрерывно стадии: (1) образование доходов бюджета; (2) исполь­зование бюджетных средств (расходы бюджета).

В ходе формирования доходов бюджета и использования бюд­жетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Государственное регулирование и стимулирование экономики.В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части НД, на этой основе возникают финансовые взаимоотношения предприятия и государства. Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятия.

Финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства.Посредством бюджета национальный доход перераспределяется в непроизводственную сферу, для этого создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования и т.д.

Контроль за образованием и расходованием ФДС государства, предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Роль государственного бюджетав общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% — валового внутреннего продукта, 10% — валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.

Бюджетное устройство нашей страны обеспечивает непрерывную взаимосвязь бюджетов всех уровней (федеративный, субъектов Федерации и местных). (см. схема.1)

Схема.1. Взаимосвязи в бюджетной системе  РФ.

Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюд­жетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

В процесс е образования доходов бюджета происходит импера­тивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения Государ­ства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределении прибыли предпри­ятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависи­мость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибы­ли предприятий и их заинтересованностью в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части при­были, зависит заинтересованность предприятий в лучшем исполь­зовании производственных ресурсов, повышении уровня рента­бельности и увеличении прибыли.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов го­сударство получает возможность обеспечивать денежными средст­вами общегосударственные потребности — ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство ква­лифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, оборо­носпособность страны.

Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образо­вания, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспре­деляются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические рай­оны, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, Т.е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем са­мым соблюдаются интересы экономического развития страны в це­лом и интересы пропорционального развития регионов.

Через государственный бюджет проходит финансирование науч­ных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные ис­следования, которые, в свою очередь, являются основой для разви­тия прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производи­тельных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь госу­дарства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерритори­альное распределение средств, наделение необходимыми источни­ками доходов региональных и местных бюджетов, которые являют­ся финансовой базой территориальных органов власти, и тем са­мым укрепляется их связь со всей экономикой страны.

    продолжение
–PAGE_BREAK–