Бюджет и бюджетное устройство.
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на
федеральном , регеональном(субъектов федерации) и местном уровнях с
государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а
также населением по поводу формирования и использования централизованного
фонда денежных ресурсов.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для
обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение
финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой
политики государства.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства .
Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения
бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и
управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение
определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая
направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения
функций между уровнями управления.
Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев :
федеральный бюджет РФ;
бюджеты национально-государсвенных и административно-территориальных
образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными
бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ,
бюджеты краевые, областные, автономных образований,а также городские
бюджеты Москвы и Санкт-Петерпурга;
местные бюджеты.
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой
политики государства, цели которой обуславливаются его экономической
политикой.При этом значение государственного финансового регулирования
через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать
происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения
финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени
осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения.
Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна
усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.
До 1991 г. бюджетная система станы была единой.
В последние годы в условиях создания Российского государства ,развития
рыночных отношений , многообразие форм собственности, усиления
самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном
устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали
самостоятельными : республиканский бюджет РФ (он получил название
федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ ,
бюджеты национально-государственных и административно-территориальных
образований.
Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21
республиканского бюджета республик в составе РФ , 56 краевых и областных
бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов
и около 29 тыс. местных бюджетов , к которым относятся городские, районые,
поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях
реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу ,
использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной
документации,взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов
бюджетного процесса.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом
деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и
исполнению бюджетов.
Его составной частью является бюджетное регулирование ,т.е частичное
перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.
Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название
консолидированних бюджетов.
Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются и
используется для аналитических и статистических целей .
Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства ,
утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и
одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через
федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы , необходимые для
последующего их перераспределения и использования для целей
государственного регулирования экономического развития страны и реализации
социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств
федерального бюджета покрываются такие затраты , как содержание органов
государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны,
обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов ,
резервов и др.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в
которой выделяются целевые направления государственной деятельности ,
вытекающие из основных функций государства.
Взависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные
расходы делятся на текущие(на обеспечение текущих потребностей) и
капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).
Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения
финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на
какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.
Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического
анализа государственных расходов.
Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются в
соответствии с предметной ( экономической) структурой бюджета ,т.е. по
направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих,
капитальные вложения в основные фонды , выплату субсидий предприятиям и
населению и т.д.
Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по
текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он
возникает при использовании государственного кредита для покрытия
бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов
над доходами).Это значит , что государство становится заемщиком финансовых
средств у населения, банков и предприятий или другого государства или у
международных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств
для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение
государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ,
коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)
В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части
бюджета приобрело в основном налоговый характер.
Налоговые доходы_– это обязательные , безвозмездные , безвозратные платежи
в пользу бюджета.
Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета ( свыше 1/3)
занимает налог на добавленную стоимость.Вместе с таможенными пошлинами и
налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.
Среди неналоговых доходов на 1995 г. главными были : от приватизации ,
внешне-экономической деятельности, реализации государственных запасов. К
неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд.
Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только
федерального, но и региональных и местных бюджетов.
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных
доходов.Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из
вышестояшего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов
дополнительные средства в различных формах. Они получили название
регулирующих доходов.
Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь
необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать
доходную и расходную часть бюджетов.
Передаваемые средства вышестоящего бюджета,используемые на финансирование
целевого мероприятия, называются субвенциями.
Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган
исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление
финансами и разработку финансовой политики государства.
Обеспечивая исполнение федерального бюджета , Минфин РФ осуществляет
контроль за поступлением и целевым использованием средств , выделяемых из
федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям . По
истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и
консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.