Бюджетная политика государства: цели и перспективы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Основы государственной бюджетнойполитики
1.1 Понятия в области государственнойбюджетной политики
1.2 Проблемы бюджетной политики
1.3 Итоги бюджетной политики в2000-2009 года
2 Направления совершенствованиягосударственной бюджетной политики на 2010-2012 годы
Заключение
Библиографический список

Введение
Значимостьтемы подтверждается тем, что государственная бюджетная политика являетсяцеленаправленной деятельностью государства по управлению бюджетной системой.
Бюджетнаяполитика предполагает стимулирующую роль бюджетов, их фондов, активное воздействиена производство.
Еёэффективность зависит от всестороннего учета интересов, система которыхскладывается в национальном рыночном хозяйстве на основе плановости.
Бюджетнаяполитика имеет дело с государственными доходами и расходами.
Цельюкурсовой работы является рассмотрение государственной бюджетной политики инаправлений по ее совершенствованию.
Объектисследования – государственная бюджетная политика Р.Ф.
Задачикурсовой работы следующие:
·         рассмотрениеосновных понятий в области государственной бюджетной политики;
·         раскрытиеосновных направлений по ее усовершенствованию на 2010-2012 годы.

1 Основы государственной бюджетной политики
1.1Понятия в области государственной бюджетной политики
Государственнойбюджетной политикой Р.Ф. является система использования бюджетных отношений,принципов и функций для достижения поставленных социально-экономических целей.
Онавключает стратегию и тактику формирования и регулирования бюджетных отношений.
Бюджетнаястратегия — это набор методов, с помощью которых бюджетные отношения, принципыи функции бюджетов можно реализовать в ходе осуществления бюджетного процессана практике.
Стратегия,как правило, рассчитана на обоснование перспективных, длительных (от несколькихдо 10-15 и более лет) направлений бюджетной политики, исходя из долговременныхзадач развития экономики.
Онапредполагает разработку системы долгосрочных мер мобилизации бюджетных ресурсовв целях успешного достижения перспективных целей. Бюджетная тактика — этосистема конкретных практических мер по управлению доходами и расходами бюджетав целом или его отдельных частей.
Онаиспользуется для решения поставленных задач в достаточно короткие сроки. /13,с. 32-36/.
Тактикаразвития и совершенствования бюджетных отношений предполагает разработку мер поповышению эффективности бюджетов, их устройства с учетом особенностейсуществующих условий развития экономики и сложившегося бюджетного федерализма.
Большоезначение в реализации тактических мер имеет создание эффективного бюджетногоустройства и механизма его функционирования.
Последнийпризван обеспечивать практическую реализацию намеченных путей экономическогоразвития.
Воснове бюджетной политики лежит ряд принципов:
·         бюджетнаяполитика является органической частью общей;
·         экономическойполитики государства;
·          предполагаетсбалансированность экономики;
·          обеспечиваетстимулирующую роль бюджетных средств, их активное воздействие на развитиепроизводства;
·          носит плановый исоциальный характер.
Основныминаправлениями современной бюджетной политики государства является проведениебюджетной реформы которая предусматривает:
1)формированиебюджетной системы на основе равноправия и самостоятельности всех звеньевбюджетной системы;
2)упрочение системы межбюджетных отношений;
3)укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов;
4)государственнаяподдержка экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитнойполитики, а также прямых бюджетных ассигнований;
5)повышение эффективности использования средств направляемых на социальные нужды.
Этаполитика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, ЦентробанкаР.Ф., контрольно-счетной палаты Р.Ф. и субъектов Р.Ф.
Концепциябюджетной политики разрабатывается одновременно с проектом прогнозасоциально-экономической политики государства, содержит основные задачи бюджетана очередной финансовый год.
Объявляетсяежегодно в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ.
Вусловиях рынка бюджетной политики — главный рычаг определения основныхнаправлений экономии, воздействия государства на общественное производство.
Дляобеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должнысоблюдаться определенные требования.
Главноеиз них — научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояниеэкономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не можетбыть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайшийпериод и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи.
Приэтом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкреплятьсясоответстветствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимостьзатрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовыепоследствия. Результативность бюджетная политика во многом зависит также отсоблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровняпрофессионализма работников бюджетной сферы.
Вразработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) иисполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней властиразличаются в разных странах в зависимости от особенностей государственногоустройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграниченияполномочий и т.п.
Спецификаконституционного строя современной России обусловила то, что приоритет вразработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который определяетосновные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу вежегодных посланиях Федеральному Собранию.
ИменноБюджетное послание Президента РФ задает стратегические и краткосрочныеориентиры бюджетной политики, которые должны соответствовать общим целям изадачам экономической и социальной политики государства./15, с. 56-68/.
Бюджетныймеханизм является инструментом реализации бюджетной политики государства.
Подконкретные задачи – конкретные бюджетный механизм. Функционированиегосударственного бюджета происходит благодаря таким экономическим категориям,как доходы и расходы, которые имеют специфическое общественное назначение.Доходы служат финансовой базой деятельности государства. Расходы –удовлетворению общественных потребностей.
Составными частями бюджетной политики выступают:
1. Фискальная, или налоговая, политика, которая сталкиваетинтересы госаппарата, собственников, предпринимателей и наемных работников. Этопредполагает выбор фискального курса, принципов налоговой политики. Средипоследних наибольшую известность получили: максимальное обложение получаемых иимеющихся жизненных ценностей субъектов; обложение экономических субъектовсогласно их платежеспособности; обложение согласно взаимной выгоды плательщикови государства; принцип пожертвования со стороны экономических субъектов.
2. Инвестиционная политика. Она охватывает комплекс про_леем,среди которых соотношение: реализации запросов потребителей и производителей,отражающееся в пропорции текущих инвестиций и инвестиций развития; интересовразличных субъектов-потребителей, т. Е. определение пропорций ассигнований нафинансовое обеспечение содержания госаппарата, неимущего населения,экономически состоятельных слоев и т.д.; обеспечение прожиточного минимумагражданам страны.
Бюджетная политика охватывает политику в области доходов ирасходов бюджета.
Прогноз доходов федерального бюджета, по данным Минфина РФ, в2008-2009 годы в реальном выражении (с учетом инфляции) представим в таблице1.1

Таблица 1.1 – Динамика и структура доходов федеральногобюджета в Р.Ф.Показатель 2008 2009 Абсолютный прирост в 2009/2008, % млрд. % млрд. % млрд. % руб. доходов руб. доходов руб. доходов 1 2 3 4 5 6 7 ВСЕГО ДОХОДОВ 6905,6 100 7464 100 558,4 Налог на прибыль организаций 539 7,8 560,2 7,5 21,2 -0,3 ЕСН 422,1 6,1 475,5 6,4 53,4 0,3 НДС 2346,8 34 3019,4 40,5 672,6 6,5 Акцизы 140,1 2 155,8 2,1 15,7 0,1 НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) 905,4 13,1 806,1 10,8 -99,3 -2,3 Вывозные таможенные пошлины 1681,8 24,4 1494,1 20 -187,7 -4,4 Ввозные таможенные пошлины 475,7 6,9 559,1 7,5 83,4 0,6 Прочие доходы 394,6 5,7 393,7 5,3 -0,9 -0,4
По данным таблицы 1.1 следует:
Анализ динамики показал, что в 2009 году по сравнению с 2008годом планируется рост доходов на 558,4 млрд. рублей; в том числе налога наприбыл на 21,2 млрд. рублей; ЕСН на 53,4 млрд. рублей; НДС на 672,6 млрд.рублей; запланировано снижение НДПИ на 99,3 млрд.рублей за анализируемый период; предполагается снижение вывозных таможенныхпошлин на 187,7 млрд. рублей; ввозных таможенных пошлин рост составил 83,4млрд. рублей.
Предполагается снижение прочих доходов на 0,9 млрд. рублей.
Анализ структуры по таблице показал, что наибольший удельныйвес в структуре доходов прогнозируется наибольший удельный вес занимают НДС на2008 год- 34 %; вывозные таможенные пошлины составляют – 24,4 %; налог наприбыль организаций – 7,8 %. Наименьший удельный вес принадлежит акцизам- 2 %./17,с. 5-18/.
Запланирован рост доли НДС на 6,5 в 2009 году по сравнению с2008 годом; доля налога на прибыль в общей сумме доходов выросла на 0,3 %; ЕСНзапланирован рост на 0,3 %; ввозных таможенных пошли на 0,6 %.
Для наглядности отобразим прогнозный анализ динамики доходовна 2008-2009 годы на рисунке 1.1.
/> 
Рисунок 1.1 — Динамика и структура доходов федеральногобюджета в Р.Ф на 2008-2009 годы
Расходы федерального бюджета представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Динамика расходов федерального бюджета Р.Ф запериод с 2006 по 2007 годПоказатель 2006г. 2007г. Изменение млрд. руб. % Всего 4324,1 5463,5 1139,4 26,3 Общегосударственные вопросы (без процентных расходов) 444,3 664,5 219,9 49,6 Национальная экономика 346,8 495,9 149,0 43,0 Образование 208,1 278,5 70,4 33,8 Здравоохранение и спорт 156,2 206,2 50,0 32,0
Межбюджетные трансферты, в т.ч. -бюджетам др. уровней
— государственным внебюджетным фондам
1443,7
542,1
901,6
1841,9
777,2
1064,7
398,2
235,1
163,1
27,6
43,4
18,1 Культура, кинематография, СМИ 51,2 65,1 13,9 27,1 Национальная оборона 659,3 821,2 161,9 24,6 Нацбезопасность и правоохранительная деятельность 539,5 664,8 125,3 23,2 Охрана окружающей среды 6,4 7,8 1,4 21,9 Социальная политика 217,3 210,9 -6,4 -2,9 ЖКХ 53,5 49,9 -3,6 -6,8 Процентные расходы 197,8 156,9 40,9 -20,7
По данным таблицы 1.2 следует, что всего расходы увеличилисьна 1139,4 год в 2007 году по сравнению с 2006 годом или на 12,63 %; ростмежбюджетных трансфертов составил – 398,2 тысячи рублей или 27,6 %.
 
1.2 Проблемы бюджетной политики
Современнойроссийской бюджетной политике приходится решать ряд важных проблем.
Во-первых,стоит задача снятия административных ограничений и запретительногоналогообложения по реализации организациями на внутреннем рынке продукции поцене ниже себестоимости и имущества, состоящего на балансе, по цене нижеостаточной стоимости.
Во-вторых,предстоит кардинально изменить существующее положение, при котором в доходнуючасть федерального бюджета практически не отчисляются дивиденды, адекватныедоле государственного участия в собственности организаций, а также аренднаяплата и доходы от услуг, связанных с выполнением государственных функций.
В-третьих,с учетом приоритетного финансирования выплаты заработной платы, денежногодовольствия, пенсий, стипендий, других социальных выплат и погашения частизадолженности по ним расходную часть федерального бюджета целесообразноисполнять с применением механизма целевого финансирования. Важно не допускатьсокращения объемов текущих поступлений налоговых платежей в денежной форме вфедеральный бюджет.
В-четвертых,Правительство РФ предполагает изменить объемы и механизм финансированияаппаратов государственных внебюджетных фондов с целью сокращения расходов на ихсодержание и использования сэкономленных сумм для решения функциональных задачфондов.
В-пятых,в целях рационального управления кассовыми средствами федерального бюджета,минимизации остатков на бюджетных счетах важно централизовать все доходы исредства федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства,переходя постепенно к единому счету федерального казначейства. Это обеспечитстрого целевое использование средств бюджетных фондов.
В-шестых,назрела ревизия федеральных целевых программ с целью уточнения и упорядоченияобъемов финансирования программ с целью их оптимизации. /11, с. 15-25/.
В-седьмых,важно обеспечить строгое соблюдение государственного контроля за производствоми оборотом алкогольной продукции, вытеснить нелегального производителя салкогольного и табачного рынков.
В-восьмых,необходима единая система мониторинга и управления государственным долгом,включая внешние займы субъектов РФ и органов местного самоуправления. Предстоиттакже разработать и принять программу погашения и обслуживания государственногодолга на уровне государства, его субъектов и органов местного самоуправления свключением в нее нормативов, при несоблюдении которых выпуск долговыхобязательств будет автоматически приостанавливаться.

1.3Итоги бюджетной политики в 2000-2009 года
Начиная с 2000 года федеральный бюджет исполняется с превышениемдоходов над расходами.
Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность,включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработнойплаты, пенсий и социальных пособий.
Это способствовало нормализации состояния расчетов вэкономике в целом./3, с. 1-3/.
Превышение бюджетных доходов над расходами и связанное с этимизменение государственной долговой политики позволило радикально (с более чем100 процентов валового внутреннего продукта в 1999 году до 9 процентов валовоговнутреннего продукта к концу 2006 года) снизить масштабы государственного долгаи расходы на его обслуживание.
Восстановлено доверие к России как к надежному финансовому партнеру.Кредитные рейтинги страны достигли инвестиционного уровня. Были отменены «необеспеченныефедеральные мандаты» – расходные обязательства, установленные законодательнымиактами без определения источников их финансирования, общий объем которых в началедесятилетия более чем в полтора раза превышал возможности бюджетной системыстраны.
С 2000 года формирование и исполнение бюджетов бюджетной системыРоссийской Федерации осуществляются по предусмотренным Бюджетным кодексом РоссийскойФедерации единым правилам.
С этого времени все федеральные законы о федеральном бюджете наочередной финансовый год принимались до его начала, что в немалой степени обусловленосложившимся конструктивным взаимодействием между палатами Федерального СобранияРоссийской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Однако следует отметить, что подготовка нормативных правовых актов,необходимых для исполнения федеральных законов о федеральном бюджете, зачастую недопустимозатягивалась, что усугубляло проблему неравномерности расходования бюджетныхсредств в течение года.
Завершено формирование системы Федерального казначейства, осуществляющегов соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживаниеисполнения бюджетов.
Это, в частности, увеличило степень сохранности бюджетныхсредств. Обеспечена прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджетов,повысилась оперативность предоставления и достоверность бюджетной отчетности.
Появились возможности для действенного контроля за целевымиспользованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетныхобязательств.
Внедрена основанная на международных стандартах система бюджетнойклассификации и бюджетного учета, существенно повысившая прозрачность и управленческуюзначимость бюджетной отчетности. На федеральном уровне и в ряде субъектов РоссийскойФедерации осуществлен переход к формированию годового бюджета как составной части3-летнего перспективного финансового плана.
Началось практическое внедрение бюджетирования,ориентированного на результаты, и современных методов финансового менеджмента.
Итогами и задачами бюджетной политики в период 2001год служат:
В Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике на2001 год и на среднесрочную перспективу» содержались основные ориентиры бюджетнойстратегии, направленной на осуществление глобальной налоговой реформы,реализацию Программы экономии государственных расходов и оказание адреснойсоциальной помощи малоимущим гражданам страны, оздоровление бюджета иобеспечение его бездефицитности, снижение зависимости бюджетных доходов отконъюнктуры мировых цен, совершенствование межбюджетных отношений и созданиеэффективной системы управления государственными финансами.
В рамках этих стратегических целей в Бюджетном посланииПрезидента РФ были намечены первоочередные задачи бюджетной политики на 2001,ее приоритетные направления.
Среди них: принятие налоговых законов, призванных изменить налоговуюсистему страны, в т.ч. введение единой 13%-ной ставки подоходного налога;проведение инвентаризации и оценки эффективности всех бюджетных расходов иобязательств; сокращение тех государственных обязательств (т.н.«нефинансируемых мандатов»), которые не могут быть профинансированы в 2001;концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых задач приодновременном сокращении заведомо неэффективных расходов; четкое разграничениерасходных и налоговых полномочий между бюджетами трех уровней и переход напринципиально иную, чем прежде, систему оказания финансовой помощи регионам;завершение реструктуризации государственного долга; завершение формированияказначейской системы исполнения федерального бюджета и ускорение процесса переводарегиональных и местных бюджетов на казначейское их исполнение; обеспечениепрозрачности бюджетов и бюджетных процедур, переход к управлениюгосударственными активами на новых принципах.
Распределение дополнительных доходов федерального бюджета на2000 год, разработка федерального бюджета на 2001 год осуществлялись всоответствии с приоритетами, установленными Бюджетным посланием на 2001 год, –поддержкой вооруженных сил, правоохранительных органов, образования, проведениявоенной реформы. Были выделены значительные средства на ускорение судебнойреформы.
Вместе с тем положительные тенденции в бюджетной сфере покане стали устойчивыми. Они во многом явились результатом девальвации рубля иблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
В 2001 году вступила в действие вторая часть Налоговогокодекса Российской Федерации.
Налоговая система стала менее обременительной и болеепрозрачной для налогоплательщиков. Появились стимулы для вывода из «тени» ранееукрываемых от налогообложения доходов, для роста налоговых поступлений.
Добросовестные плательщики налогов должны знать: чем меньшедоходов укрывается, чем значительнее поступления в федеральный бюджет, тембольше возможности государства по дальнейшему снижению налогового бремени.Первый шаг по пути уменьшения ставок некоторых налогов был сделан в прошломгоду.
Первые результаты сбора налогов по новым ставкам позволяютпродолжить политику последовательного снижения налогового бремени.
Основными задачами бюджетной политики в 2002 году являлись:
Ø   бюджетная политика должна способствовать поддержаниюустойчивых темпов экономического роста, снижению социального неравенства,достижению высокой эффективности государственных расходов. /4, с. 2-5/.
Отношения, возникающие между сектором государственныхфинансов и другими секторами экономики, должны стать примером ответственностиза принятые обязательства, открытости, публичности и четкого соблюденияфедерального законодательства;
Ø   важнейшей задачей бюджетной политики в 2002 году и надолгосрочную перспективу является поддержание макроэкономическойсбалансированности;
Ø   профицит федерального бюджета в 2000 году составил 2,5процента ВВП. На 2001 год также предусмотрена бездефицитность федеральногобюджета. Такая политика должна быть продолжена в 2002 году и в последующиегоды.
Федеральный бюджет должен быть в максимальной степени защищенот таких внешних воздействий, как изменение мировых цен на российскиеэкспортные товары.
Для этого он должен формироваться из двух частей.
Первая его часть должна строиться на основе консервативногомакроэкономического прогноза, исходя из пессимистической оценки значений цен натовары российского экспорта. Эти доходы обеспечивают финансированиегосударственных расходов независимо от влияния внешнеэкономической конъюнктуры.
Вторая часть федерального бюджета формируется за счетдополнительных доходов, получаемых в условиях более высоких экспортных цен.
Ø   Бюджетная политика должна быть скоординирована сденежно-кредитной, внешнеэкономической, структурной политикой.
Итогами бюджетной политика в 2002 году служат: федеральныйбюджет в 2000 и 2001 годах был исполнен, а на 2002 год — сформирован спрофицитом.
В составе бюджета образован финансовый резерв, призванныйобеспечить безусловное выполнение долговых обязательств и поддержаниемакроэкономической стабильности.
Текущие платежи по обслуживанию и погашению долгаосуществляются своевременно и в полном объеме.
В результате проведения взвешенной бюджетной политики иэффективного управления долгом смягчена долговая проблема.
Основные задачи бюджетной политики в 2003 году:
Ø   Бюджетная политика должна способствовать росту деловой активности,проведению структурных преобразований, обеспечению социальной стабильности.
Ø   Должно повыситься качество среднесрочного бюджетногопланирования. Следует предусмотреть возможность утверждения ПравительствомРоссийской Федерации структуры бюджетных расходов на три предстоящих года.Перспективный финансовый план должен стать основой для формирования ежегодныхбюджетных проектировок, отражающей финансовые последствия принимаемых решений;
Ø   Должны быть упразднены нормы законодательства, регулирующиебюджетные правоотношения и входящие при этом в противоречие с бюджетнымзаконодательством. Бюджетный кодекс Российской Федерации должен четкоопределять границы сектора государственного управления, распространять на всеоперации данного сектора единые требования по бюджетной классификации,разграничивать полномочия по оплате государственных (муниципальных)обязательств по уровням бюджетной системы. Данное разграничение должноосновываться прежде всего на разграничении собственности, порождающейконкретные обязательства./5, с. 6-8/.
Ø   В Бюджетный кодекс Российской Федерации должны быть внесеныизменения, обеспечивающие переход к формированию бюджетов всех уровней всоответствии с принципом безусловности учета в них всех принятыхгосударственных (муниципальных) обязательств. При этом возможность принятияновых обязательств должна определяться исключительно наличием бюджетныхресурсов для их реализации в течение всего времени действия новых обязательств.
Ø   В Бюджетный кодекс Российской Федерации необходимо внести такжепоправки, определяющие правовой статус финансового резерва, механизмыобразования и использования его средств.
В 2003 году следует в основном завершить налоговую реформу,призванную создать налоговый режим, полностью обеспечивающий финансированиебюджетных обязательств, минимально обременительный с точки зренияадминистрирования, максимально благоприятный для экономической деятельности.
Формирование и исполнение профицитного бюджета создаетфинансовую основу для дальнейшего снижения государственного долга. В целяхэффективного решения долговой проблемы в среднесрочной перспективе необходимосформировать единую систему управления государственным долгом, для чего вкратчайшие сроки подготовить необходимые организационные решения.
Федеральный бюджет формируется и исполняется с профицитом,обеспечивающим его устойчивость к влиянию внешнеэкономической конъюнктуры.Дополнительные доходы федерального бюджета позволили сформировать финансовыйрезерв в объеме около 230 миллиардов рублей, что существенно снизило бюджетныериски.
Сделаны реальные шаги по переходу к среднесрочномуфинансовому планированию.
Продолжена реализация налоговой реформы, обеспечивающейснижение налоговой нагрузки на экономику и повышение собираемости налогов.Налоговая система становится более рациональной, сокращается число налогов,снижаются налоговые ставки.
Принятый в 2003 году в новой редакции Таможенный кодексРоссийской Федерации позволит сделать более прозрачными таможенные процедуры,создаст стимулы для уменьшения потоков «серого» импорта и надлежащей уплатытаможенных пошлин и сборов.
Стало более ритмично осуществляться финансирование расходовфедерального бюджета. Впервые лимиты бюджетных обязательств на очереднойфинансовый год были доведены до бюджетополучателей заблаговременно.
Заметно возрос уровень заработной платы в бюджетной сфере. В2003 году у работников бюджетных организаций и учреждений она вырастет еще на33 процента. В результате перерасчета размеров пенсий в соответствии с новой системойпенсионного обеспечения около 12 миллионов человек уже получили существеннуюприбавку к пенсии.
Главными задачами бюджетной политики в 2004 году остаютсяповышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономикистраны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. Всвязи с этим бюджетная политика должна способствовать повышению качества идоступности бюджетных услуг, формированию благоприятного предпринимательскогоклимата, повышению конкурентоспособности отечественной экономики, сокращениюмасштабов бедности, обеспечению социальной стабильности на основеодновременного роста доходов работников как государственного, так и частногосектора экономики./6, с. 1-4/.
При этом бюджетная политика должна быть ориентирована наперспективу, исходить из четкого понимания возможностей федерального бюджета иприоритетов в расходах, обеспечивать предсказуемость условий формированиябюджетов всех уровней. Федеральный бюджет на 2004 год не должен статьзаложником предвыборных амбиций, отраслевого лоббизма и заведомо невыполнимыхобещаний.
Итогами бюджетной политики Р.Ф за 2004 год являются: Пройденмаксимальный пик платежей по внешнему долгу. Международный кредитный рейтингРоссии достиг инвестиционного уровня.
Создана правовая база формирования Стабилизационного фондаРоссийской Федерации. Его объем достиг к началу 2004 года почти 200 млрд.рублей. Тем самым повышена устойчивость бюджетной системы к колебаниямвнешнеэкономической конъюнктуры.
С 2005 года прекращена порочная практика ежегодного приостановления действия отдельных законодательных актов и установленных ими расходных обязательств федеральными законами о федеральном бюджете.
Тем не менее, серьезную озабоченность вызывает возникшая в последние годы несбалансированность Пенсионного фонда Российской Федерации, особенно с учетом ожидаемых перспектив увеличения обязательств по выплате пенсий.
Не до конца отлажены процедуры выбора новых расходных обязательств, прежде всего — при принятии решений о реализации долгосрочных бюджетных программ, а заявленные бюджетные ограничения зачастую не соблюдаются либо пересматриваются./7, с. 1-3/.
Решение этих проблем является необходимой предпосылкой для обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, предотвращения возникновения «необеспеченных мандатов» и неконтролируемого роста нагрузки на бюджетную систему.
В 2006 году принят федеральный закон, призванный обеспечить повышение качества и объективности налогового администрирования, сделать его менее обременительным для налогоплательщиков.
В результате принятых мер по совершенствованию налоговой системы сократились масштабы уклонения от уплаты налогов и пошлин, возросли налоговые поступления в бюджеты всех уровней, повысились конкурентоспособность российской экономики и ее инвестиционная привлекательность.
В то же время целый ряд задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации в налоговой сфере, до настоящего времени не выполнен.
Практика применения налога на добавленную стоимость остается препятствием для расширения экономической деятельности. Организации испытывают большие сложности ввиду сложившихся избыточно обременительных процедур возврата входящего налога на добавленную стоимость. За прошедшие со времени введения данного налога 15 лет так и не удалось сформировать эффективную и исключающую возможность значительных злоупотреблений систему его администрирования.
В 2006 году произошли заметные сдвиги в укомплектовании кадрами первичного звена медицинской помощи, срок ожидания проведения диагностических исследований сократился с 10 до 7 дней, а время прибытия «скорой помощи» — с 35 до 25 минут.
На развитие малых форм хозяйствования на селе при государственной поддержке выдано кредитов на сумму 41 млрд.рублей, что в 13 раз больше по сравнению с уровнем 2005 года.
Выделены денежные гранты 10 тыс. лучших учителей, 3 тыс. школ и 17 университетам.
Годовой объем ипотечных кредитов населению превысил 260 млрд. рублей, увеличившись почти в 5 раз, а ставка по ним последовательно снижалась.
Началась реализация масштабных мер по улучшению демографической ситуации в стране, повышению социального престижа материнства и семейного воспитания детей.
Ассигнования, необходимые для существенного увеличения объемов государственной поддержки семей с детьми, предусмотрены в федеральном бюджете на 2007 год.
В 2000-2006 годах расходы консолидированного бюджета Российской Федерации увеличились с 2 трлн. рублей до 8,4 трлн. рублей, или более чем вдвое в реальном выражении. /7, с. 2-5/.
Рост объема расходов происходил в целом адекватно росту валового внутреннего продукта и не сопровождался существенным повышением зависимости бюджета от конъюнктуры мировых рынков нефти и газа.
В 2006 году впервые были приняты и исполнены бюджеты городских и сельских поселений, вновь образованных в рамках масштабной реформы местного самоуправления, что расширило возможности граждан участвовать в принятии решений по проблемам финансового обеспечения вопросов местного значения.
Запланированные в местных бюджетах ассигнования были перевыполнены в результате существенного превышения доходов над ранее прогнозировавшимся их уровнем.
Задачи бюджетной политики на 2007 год:
1.правительство Российской Федерации при формированииперспективного финансового плана Российской Федерации на 2007-2009 годы ипроекта федерального бюджета на 2007 год должно предусмотреть средства навыполнение принятых решений по повышению заработной платы в бюджетной сфере,денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
2. поставлены задачи по качественному улучшению системыподдержки материнства и детства в целях существенного повышения рождаемости.Необходимые для их реализации средства должны быть учтены при формированиифедерального бюджета на 2007 год и в последующие годы;
3. в 2007–2008 годах следует обеспечить выделение средств нареализацию приоритетных национальных проектов.
С учетом опыта работы за истекший период 2006 года необходимоуточнить отдельные параметры и механизмы проектов с целью повышения ихэффективности. При планировании работы на 2007 год должны учитываться средствабюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и средства из иныхисточников, направляемые на реализацию проектных мероприятий;
4. в агропромышленной сфере необходимо обеспечить доступностьи адресный характер мер государственной поддержки, расширение ее форм. Развитие лизинга должностимулировать применение наиболее экономичных в эксплуатациисельскохозяйственных машин и оборудования;
5. В рамках реализации данного предложения необходимо, вчастности, предусмотреть в 2007 году дополнительные субсидии регионам в размерене менее 35 млрд. рублей на строительство и модернизацию автомобильных дорог,включая и дороги в поселениях, в том числе на обеспечение автомобильнымидорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки./7,с. 2-5/.
Используя материал, приведем характеристику бюджетнойполитики Р.Ф. на период с 2000 по 2007 год, для этого данные занесем в таблицу1.3

Таблица 1.3- Характеристика бюджетной политики Р.Ф. на периодс 2000 по 2007 годыБюджетная политика Задачи Итоги 1. Бюджетная политика на 2000 год ликвидировать просроченную кредиторскую задолженность; формирование и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и т.д.
Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий.
С 2000 года формирование и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляются по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам; профицит федерального бюджета в 2000 году составил 2,5 процента ВВП. 1.Бюджетная политика на 2001 год принятие налоговых законов, призванных изменить налоговую систему страны, в т.ч. введение единой 13%-ной ставки подоходного налога; проведение инвентаризации и оценки эффективности всех бюджетных расходов и обязательств и т.д.
В 2001 году вступила в действие вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая система стала менее обременительной и более прозрачной для
налогоплательщиков.
Появились стимулы для вывода из «тени» ранее укрываемых от налогообложения доходов, для роста налоговых поступлений и т.д. 1.Бюджетная политика на 2002 год
бюджетная политика должна способствовать поддержанию устойчивых темпов
экономического роста, снижению социального неравенства, достижению высокой эффективности государственных расходов; важнейшей задачей бюджетной политики в 2002 году и на долгосрочную перспективу является поддержание макроэкономической сбалансированности; федеральный бюджет в 2000 и 2001 годах был исполнен, а на 2002 год — сформирован с профицитом; В составе бюджета образован финансовый резерв, призванный обеспечить безусловное выполнение долговых обязательств и поддержание макроэкономической стабильности. 1.Бюджетная политика на 2003 год
В Бюджетный кодекс Российской Федерации должны быть внесены изменения, обеспечивающие переход к формированию бюджетов всех уровней в соответствии с принципом безусловности учета в них всех принятых государственных (муниципальных) обязательств.
При этом возможность принятия новых обязательств должна определяться исключительно наличием бюджетных ресурсов для их реализации в течение всего времени действия новых обязательств. Сделаны реальные шаги по переходу к среднесрочному финансовому планированию; принятый в 2003 году в новой редакции Таможенный кодекс Российской Федерации позволит сделать более прозрачными таможенные процедуры, создаст стимулы для уменьшения потоков «серого» импорта и надлежащей уплаты таможенных пошлин и сборов. 1.Бюджетная политика на 2004 год повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. Пройден максимальный пик платежей по внешнему долгу. Международный кредитный рейтинг России достиг инвестиционного уровня. 1.Бюджетная политика на 2005 год Основные параметры бюджета должны обеспечивать: гарантированное исполнение заложенных в бюджет обязательств; связывание избыточной денежной ликвидности; последовательное сокращение расходов на обслуживание государственного долга с учетом приходящегося на 2005 год значительного объема платежей по внешнему долгу.
С 2005 года прекращена порочная практика ежегодного приостановления действия отдельных законодательных актов и установленных ими расходных обязательств федеральными законами о федеральном бюджете. 1.Бюджетная политика на 2006 год соответствие стратегическим целям экономического развития Российской Федерации, повышения качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан и т.д. В 2006 году впервые были приняты и исполнены бюджеты городских и сельских поселений, вновь образованных в рамках масштабной реформы местного самоуправления, что расширило возможности граждан участвовать в принятии решений по проблемам финансового обеспечения вопросов местного значения 1.Бюджетная политика на 2007 год поставлены задачи по качественному улучшению системы поддержки материнства и детства в целях существенного повышения рождаемости. Необходимые для их реализации средства должны быть учтены при формировании федерального бюджета на 2007 год и в последующие годы и т.д.
Ассигнования, необходимые для существенного увеличения объемов государственной поддержки семей с детьми, предусмотрены в федеральном бюджете на 2007 год и т.д. /> /> /> /> />
 

2 Направления совершенствования государственнойбюджетной политики на 2010-2012 годы
 
Исходя из основных направлений бюджетной политики следует, что бюджетная стратегия на должная быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.
Основными задачами бюджетной политики на 2010-2012 годы являются:
1.Превращение федерального бюджета в эффективный инструмент
макроэкономического регулирования.
В перспективе должно быть обеспечено снижение инфляции до приемлемого уровня 3 — 4 процента в год./8, с. 1-12/.
Этому будут способствовать соблюдение принципа адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики с учетом планируемого на перспективу снижения налогового бремени, проведение взвешенной политики в сфере использования конъюнктурных сверхдоходов от экспорта углеводородов, регулирование тарифов на продукцию субъектов естественных монополий, а также реализация бюджетных программ, направленных на устранение инфраструктурных ограничений в экономике, провоцирующих дополнительный рост цен;
2. Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета.
При уменьшении необходимости стерилизации избыточного денежного предложения в целях стабилизации макроэкономических показателей на первый план выходит задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен.
Для этих целей Стабилизационный фонд Российской Федерации необходимо преобразовать в Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе.
Фонд будущих поколений должен аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета.
3. Дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования. Формирование и утверждение федерального бюджета на 3-летний период целесообразно рассматривать в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию (на 10-15 лет и более);
4. Четвертое. Обеспечение исполнения расходных обязательств. Необходим взвешенный и осторожный подход к увеличению и принятию новых расходных обязательств с учетом имеющихся ресурсов.
Должен быть сформирован четкий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения их объема и состава, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений.
Новые бюджетные программы и законодательные инициативы могут приниматься только при наличии твердой уверенности в возможности их финансового обеспечения.
5. Проведение анализа эффективности всех расходов бюджета. Необходимо внедрить в практику деятельности Правительства Российской Федерации современные методы оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, обязательное соизмерение с этими целями достигнутых результатов.
Следует расширять состав и улучшать качество предоставляемой законодательным органам, общественности, гражданам информации о достигнутых и планируемых целях бюджетной политики и результатах использования бюджетных ассигнований, в том числе об эффективности реализации бюджетных программ.
6. Переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений.
Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта, и в этом контракте должны быть четко зафиксированы обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства государства по финансированию.
Расходы на весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен государственный контракт, подлежат включению в расходные обязательства государства и не могут быть пересмотрены. /8, с. 1-12/.
Проводимые при проектировании объекта государственных капитальных вложений сметные расчеты должны основываться на реальной оценке стоимости необходимых работ, оборудования и материалов и рассчитываться в ценах соответствующих лет.
При этом смета должна рассматриваться исключительно как составная часть конкурсной документации при проведении подрядных торгов, а в дальнейшем подрядчик должен обладать свободой выбора наиболее эффективных и экономичных способов реализации проекта.
Основные изменения, которые необходимо внести в нормативную базу, должны быть подготовлены Правительством Российской Федерации и приняты уже в 2007 году.
7. Применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг.
Правительству Российской Федерации следует принять меры по реализации системы одноканального финансирования в сфере здравоохранения и системы нормативно-подушевого финансирования в сфере образования с учетом результатов проводимых в 2007 году экспериментов по внедрению соответствующих механизмов финансирования в ряде субъектов Российской Федерации.
8. Повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе. Усиление ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг должно сопровождаться расширением их полномочий, созданием стимулов к повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств, прекращением практики мелочной регламентации их деятельности.
9. Определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы, решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации.
В основу дальнейших действий в пенсионной сфере должны быть положены долгосрочные расчеты сбалансированности пенсионной системы, целевые ориентиры относительно уровня коэффициента замещения и приемлемой налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, формирование механизмов укрепления накопительной составляющей пенсионной системы, включая стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан.
10. Должно быть уделено особое внимание формированию и реализации федеральной целевой программы, направленной на содействие опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.
Следует задействовать все имеющиеся для этой программы инструменты государственной финансовой политики, в том числе в увязке с привлечением частного софинансирования соответствующих программных мероприятий.
Основными направлениями совершенствования государственной бюджетной политики на 2010-2012 годы являются:
1. в развитии налоговой политики. Налоговая политика в ближайшие три года должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения.
Целесообразно рассмотреть возможность дальнейшего снижения налогового бремени, а также исключения чрезмерно обременительных процедур зачета (возврата) соответствующих платежей по налогу на добавленную стоимость.
Применение единой ставки налога на доходы физических лиц доказало свою эффективность.
Целесообразно в долгосрочной перспективе не изменять существенно действующий порядок налогообложения доходов физических лиц, сохранив единую ставку налога. /8, с. 1-12/.
Следует при этом продолжить повышение размеров вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц, возможно — в увязке с мерами по улучшению демографической ситуации в стране.
В целях более справедливого распределения средств между субъектами Российской Федерации необходимо принять решение о реализации в Российской Федерации института консолидированной налоговой отчетности.
Необходимо внести в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки, направленные на совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях минимизации налогов. Процедуры такого контроля должны быть максимально простыми и понятными для налогоплательщиков и налоговых органов.
Следует продолжить работу по реформированию системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров.
В частности, необходимо дифференцировать ставки акциза на бензин, исходя из его качества, имея в виду установление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества.
Изменения в ставках таможенных пошлин должны быть ориентированы на стимулирование технологической модернизации российской экономики, расширение производства продукции высокой степени передела.
2. направления в области бюджетных расходов.
Следует обеспечить выделение средств на реализацию приоритетных национальных проектов.
При осуществлении проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» особое внимание необходимо обратить на расширение государственной поддержки создания коммунальной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства.
Мероприятия по развитию агропромышленного комплекса должны быть сконцентрированы в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2010-2012 годы и обеспечены соответствующим финансированием.
В 2010 году предстоит осуществить первые фактические выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала. К этому времени должна быть полностью сформирована система управления средствами материнского (семейного) капитала и предусмотрены необходимые бюджетные расходы./10, с. 15-25/.
Увеличение расходов на образование и здравоохранение должно быть непосредственно увязано с достижением конкретных результатов по повышению качества и доступности соответствующих услуг.
Предстоит существенно увеличить пропускную способность и повысить безопасность автомобильных дорог.
Финансовое обеспечение соответствующих мероприятий должно осуществляться не только за счет увеличения объемов финансирования из бюджетов, но и за счет привлечения средств из внебюджетных источников.
Необходимо на практике широко задействовать эффективные механизмы государственно-частного партнерства, включая реализацию концессионных соглашений. Увеличение расходов на нужды дорожного хозяйства должно осуществляться сбалансированно, с учетом необходимости обеспечения как строительства новых, так и поддержания в нормативном состоянии существующих автомобильных дорог. К 2011 году расходы на содержание федеральных автомобильных дорог должны поэтапно увеличиться до уровня, полностью обеспечивающего их поддержание в нормативном состоянии. /8, с. 1-12/.
В федеральном бюджете следует предусмотреть необходимые средства на развитие электросетевого хозяйства, атомной и гидроэнергетики.
Назрела необходимость широкого применения современных механизмов государственной поддержки развития судостроения и авиастроения. При этом требуется обеспечить прозрачность деятельности соответствующих интегрированных компаний, внедрение принципов эффективности и результативности их расходов.
Государственная поддержка развития производственной инфраструктуры, стимулирования инновационной деятельности должна основываться в том числе на максимальном использовании государственных институтов развития, прежде всего Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Инвестиционного фонда Российской Федерации, Российской венчурной компании.
3. совершенствование межбюджетных отношений.
Необходимо завершить, соблюдая установленные принципы, разграничение полномочий между публично-правовыми образованиями.
При подготовке и реализации решений о делегировании полномочий в сфере регулирования экономического и социального развития Правительство Российской Федерации должно исходить из необходимости оптимизации структуры и численности территориальных органов федеральных служб и агентств, сохраняя за федеральным уровнем в основном контрольные и надзорные функции.
В 2010 году следует заключить с высокодотационными субъектами Российской Федерации соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а контрольным органам — провести проверки отчетов об исполнении соответствующих бюджетов за 2007 год.
Необходимо наладить действенный контроль за соблюдением дотационными и высокодотационными субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями вводимых для них дополнительных требований и ограничений.
Следует продолжить оправдавшую себя практику поддержки бюджетных реформ, оказываемую через Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. При этом необходимо расширить использование механизмов поощрения регионов и муниципальных образований, ориентированных на реализацию приоритетных реформ и программ развития в целом.
Вновь созданным муниципальным образованиям должна быть оказана действенная поддержка в освоении ими базовых методов и процедур управления муниципальными финансами.

Заключение
 
В первом вопросе рассмотрены основы государственной бюджетной политики: понятия, проблемы бюджетной политики; итоги бюджетной политики в период с 2000 по 2009 год.
Государственнойбюджетной политикой Р.Ф. является система использования бюджетных отношений,принципов и функций для достижения поставленных социально-экономических целей.
Концепциябюджетной политики разрабатывается одновременно с проектом прогнозасоциально-экономической политики государства, содержит основные задачи бюджетана очередной финансовый год. Объявляется ежегодно в Бюджетном посланииПрезидента РФ Правительству РФ.
Вусловиях рынка бюджетной политики — главный рычаг определения основныхнаправлений экономии, воздействия государства на общественное производство. Дляобеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должнысоблюдаться определенные требования.
Современнойроссийской бюджетной политике приходится решать ряд важных проблем: важно недопускать сокращения объемов текущих поступлений налоговых платежей в денежнойформе в федеральный бюджет; в целях рационального управления кассовымисредствами федерального бюджета, минимизации остатков на бюджетных счетах важноцентрализовать все доходы и средства федерального бюджета на счетах органовфедерального казначейства, переходя постепенно к единому счету федеральногоказначейства.
Этообеспечит строго целевое использование средств бюджетных фондов; назреларевизия федеральных целевых программ с целью уточнения и упорядочения объемовфинансирования программ с целью их оптимизации и т.д.
Во втором вопросе курсовой работы описаны направления совершенствования государственной бюджетной политики на 2010-2012 годы.
Основными направлениями совершенствования государственной бюджетной политики на период 2010-2012 годы:
1. в налоговой политике. Налоговая политика в ближайшие три года должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения;
2. в области бюджетных расходов. В 2010 году предстоит осуществить первые фактические выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала. К этому времени должна быть полностью сформирована система управления средствами материнского (семейного) капитала и предусмотрены необходимые бюджетные расходы;
3. совершенствование межбюджетных отношений.
В 2010 году следует заключить с высокодотационными субъектами Российской Федерации соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а контрольным органам — провести проверки отчетов об исполнении соответствующих бюджетов за 2009 год.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1 Федеральный Закон от26.12.2005 N 189-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2006 год» (принят ГД ФС РФ07.12.2005)- 56 с.
2 Федеральный закон №145 ФЗ «Бюджетный кодекс» от 31.07.1998 года.
3 Бюджетное посланиеФедеральному Собранию «О бюджетной политике в 2002 году» от 20.04.2001.- 7 с.
4 Бюджетное посланиеФедеральному Собранию «О бюджетной политике в 2003 году» от 01.06.2002.- 6 с.
5 Бюджетное посланиеФедеральному Собранию «О бюджетной политике в 2004 году» от 30.05.2003.- 10 с.
6 Бюджетное посланиеФедеральному Собранию «О бюджетной политике в 2005 году» от 12.07.2004.- 6 с.
7 Бюджетное посланиеФедеральному Собранию «О бюджетной политике в 2007 году» от 30.05.2006 года- 8с.
8 Бюджетное посланиеФедеральному собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 — 2010 годах» от 09.03.2007.- 12 с.
9 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курслекций. изд.-е 2-е допол.- М.: Омега- Л, 2004.- 584 с.
10 Бюджетная системаРоссии: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005. — 550 с.
11 Богов Х. М. Бюджетная политика: развитиемежбюджетных отношений и предпосылок экономического роста // Финансы и кредит.2007.- № 28.- С. 15-25.
12 Государственный финансовый контроль и бюджетнаяполитика Российского государства/Под ред. Агапцова С.А., ИД «Финансовыйконтроль», 2004.-452 с.
13 Годин А. М.,Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебноепособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004 — 340 с.
14 Кнорринг В.И. Основыгосударственного и муниципального управления: Учебник.- 3-е изд., доп.- М.:«Экзамен», 2006.- 477 с.
15  Ливеровский А.А.,А. И. Худяков, М. А. Бродский, В. Н. Антонов. Бюджетные полномочия субъектовРоссийской Федерации. Учебное пособие., Санкт-Петербург, 2003.- 356 с.
16 Система государственного управления:Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080504«Государственное и муниципальное управление»/А.В. Пикулькин.- 4-е изд. перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 639 с.
17 Сажина М.А.Бюджетная политика государства//Финансы и кредит.- № 27.- 2007.- С. 5-18.
18 Старцев Я.Ю. Курслекций «Государственное и муниципальное управление в зарубежныхстранах», 2003.- 396 с.
19 Теория государства иправа: Теория государства./ под. ред. проф. Венгерова А.Б. – М.: Юристъ, 2005.-312 с.
20 Улюкаев В.В.Проблемы государственной бюджетной политики. Изд-во «Дело», 2004.- 543 с.
21 Чиркин В.Е. Системагосударственного и муниципального управления. Учебное пособие, М.: ИНФРА-М,2005.- 452 с.