–PAGE_BREAK–Федеральный бюджет как ведущее звено бюджетной системы РФ
Бюджет федеральный— основной финансовый план правительства федеративного государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Основной фонд денежных средств федерального правительства.
Бюджет федеральный утверждается органом законодательной власти и является главным звеном бюджетной системы федеративного государства.
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Составление проекта бюджета основывается на:
– бюджетном послании Президента РФ;
– прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год;
– основных направлениях бюджетной и налоговой политики;
– прогнозе сводного финансового баланса;
– плане развития государственного или муниципального сектора экономики.
Одновременно с проектом бюджета составляется перспективный финансовый план на три года, который законодательно не утверждается.
Бюджетное регулирование является составной частью бюджетного процесса. Бюджетное регулирование представляет собой перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней.
Этапы бюджетного регулирования:
1. составление проекта бюджета (осуществляется законодательными органами (Федеральным Собранием (Парламентом) РФ, представительными органами субъектов федерации и местными органами самоуправления),
2. рассмотрение и утверждение бюджетов (осуществляется законодательными органами (Федеральным Собранием (Парламентом) РФ, представительными органами субъектов федерации и местными органами самоуправления),
3. исполнение бюджета (начинается после его утверждения законодательными органами и подписи Президентом РФ. Комитет министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует исполнение бюджета),
4. составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти (начинается после его утверждения законодательными органами и подписи Президентом РФ. Комитет министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует исполнение бюджета).
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем и темп роста ВВП, а также уровень инфляции в очередном финансовом году.
Доходы бюджета— это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
– федеральные налоги и сборы;
– таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
– государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
– доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
– доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
– доходы от реализации государственных запасов;
– доходы от продажи земли и нематериальных активов;
– поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
– административные платежи и сборы;
– штрафные санкции, возмещение ущерба;
– доходы от внешнеэкономической деятельности.
На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов.
Расходы государственного бюджета— это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.
Далее приведен анализ динамики по доходам и расходам федерального бюджета за последние пять лет (2004-2008 гг.):
Динамика основных показателей исполнения федерального бюджета за 9 месяцев в период 2004-2008 гг. (в %% к годовым показателям)
Наименование показателя
2004
2005
2006
2007
2008
в среднем за 5 лет
Доходы
88,4
110,7
90,4
73,0
79,8
88,5
Расходы
69,1
82,7
67,1
63,4
65,4
69,6
процентные
62,5
73,1
68,9
74,3
72,8
70,3
непроцентные
69,9
83,5
67,0
63,1
65,2
69,7
Профицит
в 7,0 раз
в 4,2 раза
в 2,2 раза
108,1
131,8
в 3,1 раза
Первичный профицит
в 2,1 раза
в 2,6 раза
в 1,9 раз
104,9
126,3
в 1,8 раза
Анализ динамики основных показателей исполнения федерального бюджета к ВВП за последние пять лет, показал, что в части доходов данное соотношение в 2008 году (23,2 %) снизилось по сравнению с 2005 годом (23,9%) на 0,7 п.п., при этом на 0,7 п.п. превысило средний процент за пять лет (22,5 %).
В части расходов это соотношение за 2004-2008 гг. практически остается на одном уровне (около 15,0%), за исключением небольшого роста в 2005 году (16,3 %), однако в 2008 году соотношение на 0,3 п.п. оказалось ниже среднего процента за пять лет (15,2 %).
Процентное соотношение профицита федерального бюджета к ВВП, начиная с 2005 года, практически постоянно увеличивалось и в 2008 году составило на 1,0 п.п. выше среднего показателя за 5 лет (7,3 %).
Следующим пунктом моей контрольной работы следует анализ федерального бюджета на текущий год и плановый период, отображение его направленности:
В «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2009 и на период 2010-2011 годы» главный акцент сделан на задаче обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, усиление ее роли в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения, ускорения инновационного развития страны и формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу.
В соответствии с бюджетной стратегией Минфина предусматривается, что расходы бюджетной системы в реальном исчислении (с учетом инфляции) будут возрастать, а их доля в ВВП будет сокращаться в среднем 0,18 % за год. В рамках бюджетной системы намечено увеличение роли региональных бюджетов с сокращением федеральной доли в расходах (на 0,25 % за год).
То есть в среднесрочном и долгосрочном плане предполагается сохранение существующей модели бюджетной политики, исходящей из необходимости сокращения доли государственных расходов в ВВП. Это обосновывается стремлением обеспечить сбалансированность бюджетной системы и поддержать темпы роста. Однако вызывает сомнение, что такой подход позволит в полной мере реализовать задачу коренной модернизации экономики и использовать такие факторы экономического роста, как стимулирование инвестиций и увеличение денежных доходов населения
продолжение
–PAGE_BREAK–Территориальные бюджеты
Территориальные бюджеты являются финансовой базой территориальных органов власти.
Территориальные бюджеты— один из главных каналов доведения до конечных результатов производства.
Экономическая сущность территориальных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют ряд функций:
– формирование денежных фондов, представляющих финансовое обеспечение деятельности территориальных органов власти;
– распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
– контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственным этим органам власти.
Велика роль территориальных бюджетов в реализации общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь, в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры.
Через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления.
Доходы территориальных бюджетовформируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Собственные, или закрепленные доходы — это средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.
Основа собственных доходов — местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.
Собственные доходы не являются основным источником формирования территориальных бюджетов.
Регулирующие доходы — это вся совокупность средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. Это средства, передаваемые вышестоящим органом власти нижестоящему на основании юридического акта (закона), постановления, решения, распоряжения.
Передача средств производится либо заблаговременно, т.е. до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый год, либо в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.
Расширение процесса урбанизации, динамично развивающиеся экономические и социальные процессы отражаются на расходной части территориальных бюджетов.
Структура расходов отдельных видов территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам разного уровня. Так, республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена большая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, торговли, поэтому удельный вес ассигнований на хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значительный и может быть > 40%.
В ведении районных, поселковых, сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, на которые и приходится подавляющая часть расходов (т.е. финансирование социально-культурных мероприятий).
В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно стать финансирование развития местной производственной базы, как основы получения в будущем собственных доходов.
Одной из постоянно возрастающих статей расходов территориальных бюджетов должны стать ассигнования на охрану окружающей среды, улучшение благоустройства городов и сел и др. Имеют тенденцию к увеличению расходы на финансирование народного хозяйства, что связано с ростом и усложнением местного хозяйства.
Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды государства — это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.
Внебюджетные фонды представляют собой один из методов перераспределения НД органами власти в пользу определенных групп населения.
Основными методами мобилизации НД при формировании фондов являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займа.
Порядок образования и использования внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды решают 2-е задачи:
– обеспечение дополнительными средствами приобретенных сфер экономики;
– расширение социальных услуг населения.
Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:
– у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства;
– целевое использование средств фондов обеспечивает эффективный контроль;
– возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях — наличие активного сальдо.
В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:
1) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд РФ— Финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации, управляющее средствами государственного социального страхования. Создан в 1992 г.
Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным учреждением, осуществляющим целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов:
ü на выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
ü на выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
ü на оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
ü на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
ü на другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Средства ПФР формируются за счет:
ü страховых взносов работодателей;
ü страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
ü страховых взносов иных категорий работающих граждан;
ü ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
ü средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
ü средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
ü добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Фонд социального страхования РФ— Государственный внебюджетный фонд, находящийся в федеральной собственности России, создается в целях гарантированного финансирования выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 3-летнего возраста, санаторно-курортного лечения и оздоровления трудящихся и членов их семей, а также для других целей социального страхования.
Денежные средства Фонда социального страхования Российской Федерации являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Источниками образования фонда социального страхования являются:
ü страховые взносы работодателей;
ü страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью:
ü страховые взносы некоторой категории граждан;
ü доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
ü ассигнования из республиканского бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах;
ü добровольные взносы граждан и юридических лиц;
ü прочие доходы.
Структурно в Фонд социального страхования Российской Федерации входят региональные и центральные отраслевые отделения (исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации), управляющие соответственно средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации и в отдельных отраслях хозяйств, а также их филиалы. Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации обладают правами юридического лица. Управление Фондом осуществляют председатель и его заместители, назначаемые Правительством Российской Федерации, а также правление Фонда социального страхования Российской Федерации как коллегиальный орган.
Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях — совместно с участием профессиональных союзов.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ— Самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, юридическое лицо, действующее в соответствии с законодательством Российской Федерация.
Цель Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ.
В рамках системы обязательного медицинского страхования Федеральный фонд проводит финансирование целевых программ, осуществляет сбор и анализ информации о финансовых ресурсах, участвует в создании территориальных фондов, обобщает практику применения нормативных актов, ведет работу по подготовке кадров и международному сотрудничеству, аккумулирует финансовые средства и осуществляет финансово-кредитную деятельность (размещение банковских депозитов, приобретение высоколиквидных государственных ценных бумаг и др.).
Федеральный фонд руководит и взаимодействует с системой территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
продолжение
–PAGE_BREAK–