Бюджетная система Рф на примере Калининградской области

–PAGE_BREAK–Глава 3: Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

Основная доля доходов региональных бюджетов приходится на налоговые поступления.

К налоговым доходам региональных бюджетов относятся:

1) собственные налоговые доходы субъектов РФ;

2) отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты.

Собственные налоговые доходы региона — это налоговые доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за бюджетом субъекта РФ.

Источниками собственных налоговых доходов являются региональные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:

1) налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;

2) порядок и сроки уплаты налога;

3) формы отчетности по данному региональному налогу.

Иные элементы налогообложения НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В ст. 14 НК РФ к региональным налогам и сборам отнесены:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

Однако данная статья НК РФ с перечнем региональных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона об основах налоговой системы. В настоящее время продолжает действовать ст. 20 вышеназванного Закона, в соответствии с которой перечень региональных налогов и сборов составляют:

1) налог на имущество предприятий;

2) лесной доход;

3) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

4) налог с продаж;

5) транспортный налог.

Пропорции распределения собственных налоговых доходов субъекта РФ в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год, а также Законом о финансовых основах местного самоуправления.

Помимо собственных налоговых доходов источниками формирования налоговых доходов региональных бюджетов являются отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

Правовые основы формирования неналоговых доходов региональных бюджетов изложены в ст. 41-43, 46 Кодекса.

К неналоговым доходам региональных бюджетов относятся:

1) доходы от использования или продажи имущества, находящегося в государственной собственности (после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством);

2) доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ (после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством);

3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

4) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней;

5) иные неналоговые доходы.

Передача собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам других уровней.

Собственные доходы бюджетов субъектов РФ — это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за региональным бюджетом законодательством РФ (ст. 47 БК РФ).

Собственные доходы регионального бюджета могут передаваться местным бюджетам по нормативам, утверждаемым законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее 3 лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.

Указанное распределение доходов основывается на принципах равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с областным бюджетом, выравнивания уровней бюджетной обеспеченности муниципальных образований области, усиления заинтересованности органов государственной власти области и органов местного самоуправления в увеличении экономического и налогового потенциала соответствующих муниципальных образований и области в целом.

Нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, иных доходов, в местные бюджеты устанавливаются на долговременной основе на срок не менее трех лет.

Срок действия указанных нормативов может быть сокращен в случае внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

Полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

1. В комментируемом пункте регламентируются полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов РФ по формированию доходов их бюджетов.

Они во многом аналогичны общим положениям, установленным в главе 6 БК РФ. Однако стоит отдельно рассмотреть следующую норму: законодательные (представительные) органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ. Здесь БК РФ снова обращается к налоговому законодательству, которое, как известно, установило «закрытый» перечень налогов в РФ. Иначе говоря, власти субъектов РФ не имеют прав самостоятельно вводить налоги, не НК РФ. Какие же права в части налогообложения у них имеются? Они вправе:

— вводить или не вводить налоги, определенные перечнем региональных налогов, установленных НК РФ;

— определять ставки в установленных пределах (как правило, эти пределы даются в законе о конкретном налоге);

— устанавливать дополнительные льготы в пределах сумм налогов, поступающих в их бюджеты.

Например, решение о введении налога с продаж (регионального налога) в конкретном субъекте РФ принималось на основе закона субъекта РФ об этом налоге, но такое решение могло быть и не принято. Органы законодательной власти субъектов РФ могут снизить ставку налога на имущество юридических лиц (в федеральном законе установлена ставка в 2%) либо освободить отдельные категории плательщиков от уплаты этого налога на данной территории.

Аналогичные права имеют органы местного самоуправления, однако они должны учитывать также законодательство субъекта РФ по вопросам налогообложения.

2. Законы субъектов РФ о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции субъектов РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов о региональных бюджетах на очередной финансовый год. Это положение БК РФ должно рассматриваться в увязке с нормой НК РФ (п. 1 ст. 5), в соответствии с которой акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня их официального опубликования.

Внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только при условии внесения соответствующих коррективов в законы о региональных бюджетах на текущий финансовый год.

3. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ по формированию доходов региональных бюджетов относится предоставление налоговых кредитов, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональные бюджеты. Эти полномочия они должны реализовывать в строгом соответствии с НК РФ.

В соответствии со ст. 63 НК РФ решения об изменении срока уплаты региональных налогов и сборов могут приниматься финансовыми органами субъектов РФ.

Законодатель ставит следующие условия, при одновременном соблюдении которых органы исполнительной власти субъекта РФ могут принять решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов в региональные бюджеты в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в региональный бюджет:

1) отсутствие задолженности по бюджетным кредитам регионального бюджета перед федеральным бюджетом;

2) соблюдение предельного размера дефицита регионального бюджета;

3) соблюдение предельного размера государственного долга субъекта РФ.        

    продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 4: Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно основам бюджетного законодательства бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней.

В связи с этим государство для правильного использования средств установило определенные расходы, финансируемые исключительно из бюджета определенного уровня.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации.

Комментируемый пункт посвящен расходам, совместно финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований.

Расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате:

1. принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ или от имени субъекта РФ договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ;

2. принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ или от имени субъекта РФ договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

3. принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ;

4. принятия нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъекта РФ полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.

Расходные обязательства субъекта РФ по предоставлению субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ, исполняются путем предоставления местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций в порядке, предусмотренном ст. 140 Бюджетного Кодекса.

Органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта РФ работников государственных учреждений субъекта РФ.

А так же органы государственной власти субъекта РФ не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Они вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта РФ федеральными законами, законами субъекта РФ, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта РФ (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ. Согласно действующему бюджетному законодательству бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся по бюджетной классификации ко второму уровню.

Данные бюджеты необходимы для организации и существования органов власти субъектов РФ, а также для реализации функций, целей и задач, поставленных перед органами субъектов РФ. То есть данные средства бюджета прежде всего направляются на финансирование таких функций, без которых не может существовать субъект РФ, а также на выравнивание финансового потенциала субъектов РФ.

Таким образом, только из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов:

— обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

— обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

— проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

— обеспечение реализации региональных целевых программ;

— формирование государственной собственности субъектов РФ;

— осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

— содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

— обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

— оказание финансовой помощи местным бюджетам;

— обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

— компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

— прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

При этом объекты государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.

Реестры расходных обязательств.

Особенность структуры территориальных и местных бюджетов заключается в том, что наибольший удельный вес в их расходах занимает финансирование отраслей социальной сферы. С помощью этих бюджетов решаются вопросы местного значения.

Расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов, определяются представительными органами местного самоуправления.

В соответствии с бюджетной классификацией РФ местные бюджеты относятся к третьему уровню.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.

Реестр расходных обязательств — свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Реестр расходных обязательств Российской Федерации ведется в порядке, установленном Правительством РФ.

А так же реестр расходных обязательств субъекта РФ ведется в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Реестр расходных обязательств субъекта РФ, а также свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, представляются в Министерство финансов РФ в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

Глава 5: Бюджетный процесс в Калининградской области.
В соответствии с законом Калининградской области об областном бюджете на очередной финансовый год (далее — закон об областном бюджете) устанавливаются: нормативы отчислений (в процентах) в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований регулирующих региональных доходов, федеральных доходов (в доле, распределенной к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации), а также иных видов доходов; разграничение полномочий по осуществлению расходов между областным бюджетом и местными бюджетами в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок и условия предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из областного бюджета местным бюджетам; порядок и условия предоставления бюджетных кредитов; перечень и порядок осуществления государственных внутренних заимствований области; порядок направления в областной бюджет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности области, иных видов доходов областного бюджета; порядок осуществления капитальных расходов областного бюджета.

  Участниками бюджетного процесса в Калининградской области являются: Калининградская областная Дума; глава администрации (губернатор) Калининградской области; администрация Калининградской области; представительные органы местного самоуправления; главы местного самоуправления; финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; контрольно-счетная палата Калининградской областной Думы, иные органы государственного и муниципального финансового контроля; территориальные государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; органы казначейства; иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, законодательством Калининградской области возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Полномочия органа исполнительной власти области по финансам и бюджету в бюджетном процессе.

Орган исполнительной власти по финансам и бюджету обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет проект областного бюджета и представляет его в администрацию области, принимает участие в разработке проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; осуществляет методическое руководство в области составления проекта областного бюджета и исполнения областного бюджета; составляет сводную бюджетную роспись областного бюджета; разрабатывает прогноз консолидированного бюджета области; разрабатывает по поручению администрации области Программу государственных внутренних заимствований Калининградской области, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг; получает от органов государственной власти области, территориальных государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта областного бюджета, отчета об исполнении областного бюджета, прогноза консолидированного бюджета области, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета области; организует исполнение областного бюджета, а также местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений; осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением областного бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также местных бюджетов в случае предоставления из областного бюджета финансовой помощи и др.

Казначейское исполнение областного бюджета.

В Калининградской области устанавливается казначейское исполнение областного бюджета. На орган исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджета, управление счетами бюджета и бюджетными средствами. Указанный орган является кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляет платежи за счет областного бюджета от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Администрация Калининградской области вправе заключить соглашение с соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации об исполнении областного бюджета через Федеральное казначейство. При этом полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации (включая кредитные организации), осуществляющие операции со средствами областного бюджета в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.
    продолжение
–PAGE_BREAK– Составление проекта областного бюджета
 Составление областного бюджета на очередной финансовый год осуществляется с учетом Бюджетного послания Президента Российской Федерации, определяющего бюджетную политику Российской Федерации на очередной финансовый год, Бюджетного послания главы администрации (губернатора) Калининградской области.

Бюджетное послание главы администрации (губернатора) Калининградской области направляется Калининградской областной Думе не позднее сентября года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании главы администрации (губернатора) Калининградской области в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации определяются основные направления бюджетной политики Калининградской области на очередной финансовый год.

Орган исполнительной власти области по вопросам экономического развития организует разработку прогноза социально-экономического развития Калининградской области на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально экономического развития Калининградской области, положенного в основу перспективного финансового плана.

Этапы формирования областного бюджета.

Первый этап формирования областного бюджета — разработка органами исполнительной власти Калининградской области и последующее представление в администрацию области на утверждение плана — прогноза функционирования экономики Калининградской области на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

Второй этап формирования областного бюджета — распределение органами исполнительной власти Калининградской области предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов области, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия укатанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

С 15 сентября по 10 ноября года, предшествующего очередному финансовому году, администрация Калининградской области рассматривает прогноз социально-экономического развития Калининградской области на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития Калининградской области на среднесрочную перспективу, проект областного бюджета и проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные органом исполнительной власти области по финансам и бюджету, другими органами исполнительной власти Калининградской области.

По результатам рассмотрения администрация области рекомендует главе администрации (губернатору) области внести проект закона Калининградской области об областном бюджете в Калининградскую областную Думу в качестве законодательной инициативы либо направляет его на дальнейшую доработку в уполномоченные органы исполнительной власти области.
Рассмотрение и утверждение областного бюджета.
Глава администрации (губернатор) Калининградской области вносит на рассмотрение Калининградской областной Думы проект закона Калининградской области об областном бюджете на очередной финансовый год не позднее 10 ноября текущего года.

Администрация Калининградской области до внесения на рассмотрение проекта закона Калининградской области об областном бюджете на очередной финансовый год вносит в Калининградскую областную Думу проекты законов Калининградской области о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Калининградской области о налогах и сборах.

Проект закона Калининградской области об областном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Калининградскую областную Думу до 18 часов 10 ноября текущего года.

В течение суток со дня внесения проекта закона Калининградской области об областном бюджете председатель Калининградской областной Думы направляет его в постоянный комитет Калининградской областной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее — комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов.

Председатель Калининградской областной Думы на основании заключения комитета по бюджету может принять решение о том, что проект закона Калининградской области об областном бюджете на очередной финансовый год подлежит возвращению главе администрации (губернатору) Калининградской области на доработку.

Указанный законопроект подлежит возвращению на доработку главе администрации (губернатору) Калининградской области, если состав представленных документов и материалов не соответствует требованиям.

Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Калининградскую областную Думу главой администрации (губернатором) Калининградской области в десятидневный срок.

 Калининградская областная Дума рассматривает проект закона Калининградской области об областном бюджете на очередной финансовый год в трех чтениях. При этом законы Калининградской области о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов должны быть приняты Калининградской областной Думой до рассмотрения во втором чтении проекта закона Калининградской области об областном бюджете.

Принятый Калининградской областной Думой закон Калининградской области об областном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается главе администрации (губернатору) Калининградской области для подписания и опубликования.

Закон о бюджете подлежит опубликованию немедленно после его принятия и подписания в установленном порядке.

В течение одного месяца со дня подписания главой администрации (губернатором) Калининградской области закона Калининградской области об областном бюджете на очередной финансовый год администрация Калининградской области направляет в Калининградскую областную Думу для сведения поквартальное распределение доходов и расходов областного бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
    продолжение
–PAGE_BREAK–