Содержание
1. Бюджетнаясистема России
1.1 Понятиебюджетного устройства и бюджетной системы страны
1.2 Структура ипринципы построения бюджетной системы
2. Принципы ипорядок распределения доходов и расходов между бюджетами
3. Характеристикабюджетного процесса
3.1 Бюджетныйпроцесс
3.2 Составлениепроектов бюджетов
3.3 Рассмотрениеи утверждение бюджетов
3.4 Исполнениебюджетов
3.5 Составлениеотчетов об исполнении бюджетов и их утверждение
Заключение
Списоклитературы
1. Бюджетная система России
1.1 Понятие бюджетного устройства и бюджетнойсистемы страны
Бюджетное устройство государства определяется егогосударственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии сост. 1 Конституции РФ Российская Федерация — Россия есть демократическоефедеративное правовое государство с республиканской формой правления.Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов — равноправныхсубъектов Российской Федерации.
Структура бюджетной системы, ее организация,взаимоотношения между различными звеньями бюджетной системы определяютсясоответствующим законодательством. Так, Закон СССР от 30 октября 1959 г. «Обюджетных правах Союза ССР и союзных республик» определял бюджетную системуСССР как систему бюджетов, существующих на территории СССР, которыеобъединялись в единый государственный бюджет СССР. Государственный бюджет СССРсостоял более чем из 50 тысяч бюджетов. В связи с распадом СССР в России былаустановлена новая бюджетная система.
В соответствии с законодательством РоссийскойФедерации до принятия БК РФ бюджетная система России включала в себя три видабюджетов:
— федеральный бюджет;
— бюджеты субъектов Российской Федерации:республиканские бюджеты республик РФ, областные бюджеты областей, краевыебюджеты краев, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджетыдругих субъектов Российской Федерации;
— местные бюджеты: районные бюджеты, городскиебюджеты, поселковые бюджеты и бюджеты других муниципальных образований.
Бюджетный кодекс РФ расширяет понятие бюджетнойсистемы, включая в бюджетную систему не только вышеназванные бюджеты, но ибюджеты государственных внебюджетных фондов. В ст. 6 БК РФ бюджетная система РФопределяется как основанная на экономических отношениях и государственномустройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупностьфедерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетови бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная системаРоссийской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
— первый уровень — федеральный бюджет и бюджетыгосударственных внебюджетных фондов;
— второй уровень — бюджеты субъектов РоссийскойФедерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
— третий уровень — местные бюджеты.
В соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет ибюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются вформе федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетытерриториальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектовРоссийской Федерации, местные бюджеты — в форме правовых актов представительныхорганов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставамимуниципальных образований.
В случаях, если БК РФ предусматриваетсярегулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местногосамоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующиминормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправленияо бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставамимуниципальных образований.
БК РФ не только закрепляет общее понятие бюджета(ст. 6), но и содержит легальные определения бюджета субъекта РоссийскойФедерации, бюджета муниципального образования, консолидированного бюджетаРоссийской Федерации и консолидированного бюджета субъекта РоссийскойФедерации, а также целевого бюджетного фонда и государственного внебюджетногофонда.
В соответствии со ст. 15 БК РФ бюджет субъектаРоссийской Федерации (региональный бюджет) — это форма образования ирасходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций,отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.
Статья 16 БК РФ закрепляет понятие местного бюджета.Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — это форма образования ирасходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций,отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетовмуниципальных образований, находящихся на его территории, составляютконсолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Консолидированный бюджет РФ объединяет федеральныйбюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
При этом необходимо иметь в виду, чтоконсолидированные бюджеты как свод бюджетов нижестоящих территориальных уровнейи бюджета соответствующего субъекта бюджетного права используются только длярасчетов и аналитической работы.
В ст. 17 БК РФ целевой бюджетный фонд определяетсякак фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядкецелевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений ииспользуемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могутбыть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетногофонда.
В соответствии с Федеральным законом «О федеральномбюджете на 2000 г.» в федеральный бюджет на 2000 год включены средства 9целевых бюджетных фондов:
— Федерального дорожного фонда РФ;
— Федерального экологического фонда РФ;
— Государственного фонда борьбы с преступностью;
— Фонда Министерства РФ по атомной энергии;
— Федерального фонда воспроизводстваминерально-сырьевой базы;
— Федерального фонда восстановления и охраны водныхобъектов;
— Федерального фонда Министерства РФ по налогам исборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
— Фонда управления, изучения, сохранения ивоспроизводства водных биологических ресурсов;
— Фонда контрольно-ревизионных органов Министерствафинансов РФ.
БК РФ содержит общее определение государственноговнебюджетного фонда. Согласно ст. 6 БК РФ государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых внефедерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В ст. 13 БК РФуказывается цель его создания: «Государственный внебюджетный фонд — фондденежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектовРоссийской Федерации и предназначенный для реализации конституционных правграждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальноеобеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходыи доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке,установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренномнастоящим Кодексом».
Следовательно, в бюджетную систему РоссийскойФедерации включаются четыре государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фондРоссийской Федерации, Государственный фонд занятости населения, Фондсоциального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальныефонды обязательного медицинского страхования.
1.2 Структура и принципы построения бюджетнойсистемы
Бюджетная система РФ — это совокупностьреспубликанского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов РоссийскойФедерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
/>
Каждый субъект РФ и муниципальное образованиесамостоятельно устанавливают свою бюджетную систему исходя из государственногои административно-территориального устройства своей территории.
Однако дать полную характеристику бюджетной системыРФ исходя всего лишь из перечня элементов бюджетной системы абсолютноневозможно. Не менее важным представляется характеристика связей междуперечисленными элементами, при отсутствии которых нельзя было бы говорить оналичии системы. Поэтому, строго говоря, легальное определение бюджетнойсистемы является неточным: это не просто совокупность бюджетов страны, асовокупность бюджетов и связей между ними. Взаимосвязь элементов бюджетнойсистемы становится ясна при анализе принципов ее построения.
Принципы построения бюджетной системы. Законустанавливает, что бюджетное устройство в Российской Федерации основывается напринципах единства, полноты, реальности, гласности, самостоятельности всехбюджетов, входящих в бюджетную систему РФ и др.
Степень самостоятельности бюджетов небезгранична ине доходит до изолированности. Взаимосвязь бюджетов выражается в наличии бюджетныхправ и обязанностей у соответствующих субъектов бюджетного права по отношению книжестоящим и вышестоящим бюджетам. В самом общем виде роль вышестоящихбюджетов заключается в том, что они являются своего рода гарантомфинансирования минимально необходимых расходов нижестоящих территорий.
Российская Федерация устанавливает структуру и общиепринципы построения бюджетной системы РФ, определяет состав доходныхисточников, поступающих в нижестоящие бюджеты, устанавливает общий порядок ипринципы распределения доходов в бюджетной системе, принципы и основыбюджетного процесса, основы бюджетных прав субъектов и муниципальныхобразований. По отношению к бюджетам субъектов РФ Российская Федерацияутверждает размеры отчислений от федерального бюджета, определяет размердотаций, субвенций, определяет перечень минимально необходимых расходовсубъектов и др.
Субъекты РФ участвуют в осуществлении федеральныхбюджетных прав (например, в форме представительства в федеральныхзаконодательных и исполнительных органах). По отношению к местным бюджетамсубъекты РФ имеют право предоставлять и получать процентные и беспроцентныессуды, утверждают нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты, обеспечиваютуровень доходов муниципальных образований, позволяющий финансировать ихминимально необходимые расходы.
Муниципальные образования также обладаютопределенной бюджетной самостоятельностью. Так, они самостоятельноразрабатывают, утверждают и исполняют местные бюджеты, обладая правомустанавливать местные налоги, самостоятельно определять направления и объемрасходов. Муниципальные образования имеют право получать и предоставлять ссудыбюджетам других уровней. Однако на практике тезис о самостоятельности местныхбюджетов осуществляется не всегда последовательно. Дело в том, что источникидоходов, закрепленные за органами местного самоуправления, как правило,обеспечивают незначительную часть бюджетов муниципальных образований. Поэтому восновном доходная часть местного бюджета образуется из средств вышестоящихбюджетов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности.
2. Принципы и порядок распределения доходов ирасходов между бюджетами
Принципы бюджетной системы
Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплено, чтобюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:
*единство бюджетной системы РФ;
*разграничение доходов и расходов между уровнямибюджетной системы;
*самостоятельность бюджетов;
*полнота отражения доходов и расходов бюджетов,бюджетов государственных внебюджетных фондов;
*сбалансированность бюджета;
*эффективность и экономность использования бюджетныхсредств;
*общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
*гласность;
*достоверность бюджета;
*адресность и целевой характер бюджетных средств.
Принцип единства бюджетнойсистемы заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и ведином бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаютсявсе доходы и расходы государства.
Единство предполагает сопоставимость частей бюджетамежду собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е.группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечиваетсяединством правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы,принципов организации бюджетного процесса, гарантирующими единый порядокприменения санкций за нарушение бюджетного законодательства РоссийскойФедерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровнейбюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств Федерального бюджета,бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Единство бюджетной системыобеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единуюсоциально-экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политикугосударства. В современных условиях единство бюджета нарушается путем выделенияиз бюджета специальных фондов, целевых программ и т.п.
Принцип разграничения доходов и расходовмежду уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видовдоходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов заорганами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местногосамоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетовозначает: право законодательных органов государственной власти и органовместного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системысамостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходовбюджетов государственных внебюджетных фондов означает, чтовсе доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные определенныезаконом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетахвнебюджетных фондах в обязательном порядке и в полном объеме. Всегосударственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счетбюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетнойсистеме РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иныхобязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Различают бюджеты брутто и нетто.
В бюджет брутто включаются все валовые доходыи расходы государства, а в бюджет нетто – только чистые расходы идоходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а вбюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.
Принцип сбалансированности бюджетапредполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов долженсоответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источниковфинансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджетауполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеровдефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования егодефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, заисключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизациисредств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходовозначает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходовбюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы ипоступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, заисключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранныхкредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов др. уровней бюджетнойсистемы РФ.
Принцип гласности означает:обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов обих исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иныхсведений; обязательную открытость для общества и средств массовой информациипроцедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе повопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного (представительного)органа или между исполнительным и законодательным (представительными) органамигосударственной власти.
Секретные статьи могут утверждаться только в составефедерального бюджета. На практике этот принцип реализуется формально: бюджетпубликуется и утверждается в укрупненных цифрах, что искажает егодействительную сущность.
Принцип достоверности бюджета,т.е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны бытьобоснованны и правильны. Для современных бюджетов характерны затушевываниенаправлений расходов и сокрытие реального участия различных слоев общества вформировании доходной части бюджета, т.е. принцип реальности бюджета несоблюдается в настоящее время ни в одной стране (и Россия не исключение), хотябюджеты большинства стран пропагандируются как реальные.
Принцип адресности и целевого характера бюджетныхсредств означает, что бюджетные средства выделяются враспоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их нафинансирование конкретных целей.
Доходы бюджетов
Доходы бюджетов формируются в соответствии сбюджетным и налоговым законодательством РФ. В доходах бюджетов могут бытьчастично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетнойсистемы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а такжебезвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываютсядоходы целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых иненалоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренныеналоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги исборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов,отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджетполностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
К неналоговым доходам относятся: доходы отиспользования имущества, находящегося в государственной или муниципальнойсобственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательствомо налогах и сборах; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетнымиучреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органовместного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренныхзаконодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результатеприменения мер гражданско-правовой, административной и уголовнойответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средстваполученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальнымобразованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовойпомощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, заисключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы;доходы от использования имущества, находящегося в государственной илимуниципальной собственности
В доходах бюджетов учитываются: средства, получаемыев виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользованиеили во временное пользование имущества, находящегося в муниципальной илигосударственной собственности; средства, получаемые в виде процентов поостаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства,получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной илимуниципальной собственности, под залог, в доверительное управление; плата запользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам,иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной или платнойосновах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталаххозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащимРФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям; часть прибыли государственныхи муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иныхобязательных платежей; другие предусмотренные законодательством РФ доходы отиспользования имущества; доходы от продажи имущества, находящегося вгосударственной или муниципальной собственности; средства, получаемые отпродажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению всоответствующие бюджеты в полном объеме. Порядок перечисления в бюджеты всехуровней бюджетной системы РФ средств, получаемых в процессе приватизациигосударственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетамиразных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяютсязаконодательством РФ о приватизации.
Расходы бюджетов
Формирование расходов бюджетов всех уровнейбюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативахминимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказаниегосударственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономическогосодержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы. Группировкарасходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономическойклассификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Средства от возвратагосударственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числесредства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданногополучателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных илимуниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качествеобеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам игосударственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходовбюджетов со знаком «минус».
Капитальные расходы бюджетов — часть расходовбюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включаястатьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновьсоздаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционнойпрограммой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов наинвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитальногоремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, приосуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся всобственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований,другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствиис экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов,обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органовместного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственнойподдержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций,субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также др. расходы бюджетов,не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификациейРФ.
Предоставление бюджетных средств осуществляется вследующих формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств наоплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами погосударственным или муниципальным контрактам; трансфертов населению;ассигнования на реализацию органам местного самоуправления обязательных выплатнаселению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ,правовыми актами представительных органов местного самоуправления; ассигнованияна осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другиеуровни власти; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших врезультате решений, принятых органами государственной власти, приводящих кувеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; бюджетныхкредитов юридическим лицам; субвенций и субсидий физическим и юридическимлицам; бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетнойсистемы РФ, государственным внебюджетным фондам; кредитов и займов внутристраны за счет государственных внешних заимствований; кредитов иностраннымгосударствам; средств на обслуживание долговых обязательств, в том числегосударственных или муниципальных гарантий.
3. Характеристика бюджетного процесса
3.1 Бюджетный процесс
«Бюджетный процесс – регламентируемая нормами правадеятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления иучастников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов,проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнениюбюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю заих исполнением».
Задачами бюджетного процессаявляются:
*максимальное выявление всех материальных ифинансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути кразвитому рыночному хозяйству;
*определение доходов бюджета по отдельным налогам идругим платежам;
*установление расходов бюджета по целевомуназначению;
*согласование бюджета с общей программой финансовойстабилизации, направленной на преодоления инфляционных тенденций в экономике иобеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
*сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счетэкономически оправданных источников;
*осуществление бюджетного регулирования в целяхсбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источниковдоходов государства между ними, а также между сферами хозяйства;
*повышение роли перспективного бюджетногопланирования;
*усиление контроля за финансовой деятельностьююридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговыхобязательств;
*автоматизация процесса составления и исполнениябюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широкимиспользованием электронно-вычислительной техники.
Организация бюджетного процесса на всех уровняхбюджетной системы включает в себя следующие его элементы:составление проектов бюджетов и представление их на рассмотрение в соответствующиезаконодательные органы; аудит и оценка бюджета; рассмотрение бюджетов органамизаконодательной власти и их утверждение в форме принятия соответствующегозаконодательного акта; исполнение утвержденных бюджетов; составление отчетов обисполнении бюджетов; утверждение отчетов об исполнении бюджетов; составлениесводов об исполнении консолидированных бюджетов и представление их ввышестоящие органы исполнительной государственной власти для последующегопредставления в Правительство РФ. Все элементы бюджетного процессавзаимосвязаны и взаимообусловлены и являются прямым отображением не толькоэкономической жизни общества, но и политической культуры.
Составной частью бюджетного процесса являетсябюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетамиразных уровней. Обобщая рассмотренные аспекты содержания бюджетного процесса,можно отметить, что он охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:
1. составлениепроекта бюджета;
2. рассмотрениеи утверждение бюджета;
3. исполнениебюджета;
4. составлениеотчета об исполнении бюджета и его утверждение.
3.2 Составление проектов бюджетов
Составление проектов бюджетов осуществляется с цельюопределения объема денежных средств, необходимого для выполнения функцийорганов государственной власти и органов местного самоуправления попредоставлению населению полного перечня государственных услуг. Составлениюпроектов бюджетов предшествует разработка основных направлений бюджетнойполитики, прогнозов развития государства, отраслей и регионов, подготовкасводных финансовых балансов. Проекты бюджетов составляются с учетомнеобходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов наоснове нормативов финансовых затрат на предоставление государственных илимуниципальных услуг, а также в соответствии с другими установленныминормативами.
Составление проектов бюджетов – исключительнаяпрерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной властисубъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составлениепроектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органысубъектов Федерации и муниципальных образований.
Основой при составлении проектов бюджетов служат:
-Бюджетное послание Президента РФ;
-прогноз социально-экономического развитиясоответствующей территории на очередной финансовый год;
-основные направления бюджетной и налоговой политикисоответствующей территории на очередной финансовый год;
-прогноз сводного финансового баланса посоответствующей территории на очередной финансовый год;
-план развития государственного или муниципальногосектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
На стадии составления проектов бюджетов очень важноезначение приобретает оценка микроэкономической эффективности государственныхрасходов.
Уже стало правилом составление бюджета в разрезеведомственной классификации на основе увеличения либо сокращения фактическихпараметров истекшего года. Такой «приростный» подход к составлению бюджетаиспользуется во многих странах, однако в условиях переходной экономики он имеетряд существенных недостатков, поскольку ориентирован на возобновление такихассигнований, которые являются неэффективными. Кроме того, приростной методсоставления бюджета может использоваться только при наличии отработаннойсистемы определения приоритетности расходов, направленных на макроэкономическуюстабилизацию. В Росси такой системы нет, более того, и институциональнаяструктура, и система стимулов не направлены на поощрение эффективногоуправления государственными ресурсами. Поэтому инвестиции, направляемые впроизводственный сектор, производятся в отсутствии системы проведенияэкономической и финансовой оценки проектов.
Составление бюджета по приростному принципу должносопровождаться стратегическим анализом государственных расходов и функций, атакже оценкой экономических результатов государственных расходов.
Органы исполнительной власти всех уровней должнысоставлять программы капиталовложений на несколько лет, в которых бы четкооценивалось влияние осуществляемых и предлагаемых инвестиционных проектов нарасходы и источники финансирования на текущий период.
Составление бюджета на базе инвестиционных программтребует ведения контрольных показателей, жесткого лимитирования сроков ихвыполнения, а также ежегодного контроля и оценки результатов их реализации. Этикритерии должны быть разработаны таким образом, чтобы отражать исключительныйцелевой характер тех или иных программ.
Таким образом, составление бюджетов – это стадиябюджетного процесса, на которой не только определяются первичные параметрыбюджета на предстоящий финансовый год, но и закладываются реальные основы длясоздания рациональной системы принятия экономических решений на высшем уровне имеханизмов эффективного управления бюджетным процессом.
3.3 Рассмотрение и утверждение бюджетов
Органы исполнительной власти, органы местногосамоуправления вносят проект закона о бюджете на очередной финансовый год нарассмотрение законодательного органа, представительного органа местногосамоуправление в срок, определенный для федерального бюджета – Бюджетнымкодексом РФ, бюджета субъекта РФ – законом субъекта РФ, местного бюджета –правовыми актами местного самоуправления. Указанными же законодательными актамиопределяется и порядок рассмотрения проекта закона о бюджете и его утверждения.
Одновременно с проектом закона о бюджетерассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.В процессе рассмотрения в проект закона могут быть внесены изменения.
Порядок рассмотрения и утверждения федеральногобюджета предусматривает, что Правительство РФ представляет Государственной ДумеФедерального Собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете напредстоящий год с документами и материалами.
Государственная Дума рассматривает проектфедерального закона на предстоящий год в четырех чтениях.
При рассмотрении проекта федерального закона офедеральном бюджете на планируемый год в первом чтении Государственная Думарассматривает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ,основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципывзаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, программугосударственных внешних заимствований РФ и предоставления государственныхкредитов РФ иностранным государствам на планируемый год в части источниковвнешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета.
При рассмотрении проекта федерального закона офедеральном бюджете во втором чтении Государственная Дума утверждает расходыфедерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общегообъема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, размерФедерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение средств посубъектам РФ, общий объем бюджета развития и бюджета текущих расходов.
Государственная Дума при рассмотрении в третьемчтении законопроекта рассматривает расходы федерального бюджета по подразделамфункциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации,федеральным целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программена планируемый год в пределах расходов; перечень защищенных статей федеральногобюджета, программы предоставления гарантий Правительства РФ на планируемый год,программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе покаждому виду расходов, программу государственных внешних заимствований РФ ипредоставление государственных кредитов РФ иностранным государствам.
При рассмотрении законопроекта в четвертом чтениирассматриваются поправки к законопроекту, а также поквартальное распределениедоходов, расходов и дефицита федерального бюджета. Принятый ГосударственнойДумой Федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня егопринятия передается на рассмотрения и принятия Советом Федерации Федеральныйзакон о федеральном бюджете на планируемый год передается на рассмотрениеПрезидента РФ для подписания и обнародования. Порядок рассмотрения иутверждения представительными органами территорий бюджетов субъектов Федерациии местных бюджетов аналогичен рассмотренным выше процедурам.
3.4 Исполнение бюджета
Исполнение бюджета – это важнейший этап бюджетногопроцесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессеисполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые иналоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица –плательщики.
Исполнение бюджета основано на следующих принципах:
-единства кассы, предусматривающего зачисление всехпоступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всехпредусмотренных расходов с единого бюджетного счета;
-обеспечения бюджетных расходов и платежей впределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.
Исполнение бюджета начинается после его утвержденияорганом представительной власти. В финансовых органах готовится организационныйплан, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансовогооргана по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизациюбюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий,финансируемых из бюджета.
В финансовом органе на основании показателей бюджетасоставляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждаетсяисполнительным органом власти.
Исполнение бюджета по расходам означает обеспечениефинансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет рядэтапов.
1. Утверждениеи доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетныхсредств.
2. Принятиебюджетных обязательств бюджетополучателями.
3. Подтверждениеи выверка исполнения бюджетных обязательств.
4. Расходыи платежи по реализованным бюджетным обязательствам.
В РФ с 1992г. введено казначейское исполнениефедерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФобразовано Федеральное казначейство.
Основные функции Федерального казначействав бюджетном процессе государства:
-организация исполнения федерального бюджета;
-контроль за его исполнением;
-управление бюджетными доходами и расходами;
-регулирование межбюджетных отношений;
-финансовое исполнение внебюджетных фондов;
-управление и обслуживание государственного внешнегои внутреннего долгов;
-осуществление учета и отчетности по движениюсредств федерального бюджета.
Исполнение федерального бюджета осуществляется наоснове:
-отражения Федеральным казначейством всех операций исредств федерального бюджета в системе балансовых счетов;
-централизации в Федеральном казначействе всехпоступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета;
-совершения Федеральным казначейством всех кассовыхопераций с использованием единого счета и управления этим счетов.
Исполнение федерального бюджета по доходам включает:
-перечисление и зачисление доходов федеральногобюджета на единый счет Федерального казначейства;
-распределение в соответствии с утвержденнымфедеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
-возврат излишне уплаченных сумм доходов;
-учет доходов федерального бюджета и отчетность одоходах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.
Федеральное казначейство может также осуществлятьисполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений междуорганами Федерального казначейства и территориальными органами власти.
3.5 Составление отчетов об исполнении бюджетов и ихутверждение
Одной из форм финансового контроля, осуществляемогозаконодательными органами власти, является последующий контроль, проводимыйданными органами в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнениибюджетов.
Для контроля за исполнением бюджета ФедеральноеСобрание РФ образует специальный орган – Счетную палату РФ, которая участвуеттакже и в предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении проектафедерального бюджета.
Отчет об исполнении бюджета на основании отчетовглавных распорядителей, распорядителей и получателей средств готовит орган,исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета является Министерствофинансов РФ.
Отчет об исполнении федерального бюджета представляетсяв Государственную Думу и Счетную палату РФ Правительством РФ в формефедерального закона не позднее 1 июня текущего года вместе с отчетами обисполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:
-отчетом о расходовании средств резервных фондовПравительства и Президента РФ;
-отчетами Министерства финансов РФ и иныхуполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов,о предоставленных государственных гарантиях;
-отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ поих видам;
-отчетом о доходах, полученных от использованиягос-имущества;
-сводными отчетами о выполнении плановых заданий попредоставлению государственных и муниципальных услуг;
Г-одовыми отчетными сметами доходов и расходовбюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
-реестром федеральной государственной собственностии отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последнийдень отчетного финансового года;
-отчетом Федерального казначейства о рассмотренныхделах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.
Счетная палата проводит проверку отчета обисполнении федерального бюджета за отчетный год и готовит заключение по ответув течение 4,5 месяцев после представления Правительством РФ отчета вГосударственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок иревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федеральногобюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, послечего принимает решение об утверждении либо отклонении отчета.
В основе процесса распределения расходов и доходовмежду звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектовРФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов срегиональными бюджетами, который предполагает использование единой методикирасчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных имуниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальнымбюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Бюджетным кодексом установлено, что прираспределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходыбюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммыконсолидированного бюджета РФ. Для обеспечения расходов территориальныхбюджетов (республиканских, республик в составе РФ, краевых, областных,окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.
Заключение
Государственная бюджетная система РоссийскойФедерации чрезвычайно многогранный механизм реализации основных функцийгосударства. Одной из важнейших его частей является бюджетная система СубъектовФедерации, которая объединяет 89! бюджетов различных форм федеральногоподчинения. Это влечет за собой проблему органичной интеграции бюджетных системвсех уровней в Единый бюджетный процесс, на решение которой направленопристальное внимание Правительства нашей страны.
В связи с переходом к рынку наша страна испытываетколоссальный экономический и социальный кризис (вообще, Россия — единственнаястрана, в которой ВНП испытал такое падение не в следствии участия в крупнойвойне). Есть надежда, что пути решения этого кризиса ищутся Правительством. И вэтом плане большое значение придается реформированию и бесперебойномуфункционированию Государственной бюджетной системы в целом и бюджетной системыСубъектов Федерации в частности. БСС РФ получает сегодня все большуюсамостоятельность в решении насущных вопросов регионов, что влечет за собойрост ответственности за свои действия.
Правильная реализация большого функциональногобремени невозможна без создания грамотно разработанного правового поля БСС РФ.Это и должно являться приоритетной задачей органов законодательной власти внашей стране.
Список используемой литературы:
1. Бюджетнаясистема России: Учебник / Под ред. Г.Б.Поляка. — М.: ЮНИТИ — ДАНА -, 2007.
2. Бюджетныйкодекс РФ.
3. Основныепринципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета сбюджетами субъектов РФ и муниципальных образований на 2005 год и среднесрочнуюперспективу //Финансы 2004. — № 8 С.9.
4. ФедеральныеЗаконы о Федеральном бюджете на 2002-2007 гг.