Бюджетный дефицит и методы его ликвидацииЕ.Ф. Борисов говорит.Представляется несомненным, что нормальным со стоянием всех видов бюджетов является равенство до ходов и расходов.Об этом мы можем судить, скажем, по бюджету отдельного человека или семьи. Недаром по такому случаюговорят По одежке протягивай ножки .Спрашивается, должен ли государственный бюджет бытьежегодно сбалансированным ?
Как это ни покажетсяпарадоксальным, ответ будет отрицательным. Объясняется это главным образом тем, что государственныйбюджет должен отражать циклическое движение, экономики. Проводимая госу дарством антициклическаяфискальная политика имеет два неодина ковыхрезультата при формировании результата соотношения дохода и расхода бюджета.Во время производственногоспада бюджет, естественно, имеет от рицательное сальдо um. saldo расчет .
Это означает, что при бухгал терскомприравнивании доходов и расходов бюджет сводится с дефи цитом расходы значительновозрастают, что важно для преодоления кризиса, ипревышают доходы.В период спекулятивного бумабюджет имеет положительное сальдо. Существенное превышение доходов надрасходами является след ствием большого поступления налоговых платежей во время подъемапроизводства. Изъятие значительной части доходов на фазе бума спо собствуетуменьшению
перегрева экономики.Отсюда видно, что если бюджет будет жестко сбалансирован, то государствоне сможет проводить стабилизирующую антикризисную политику, которая призвана гасить экономические колебания. Более того, постоянно уравновешенноесоотношение государственных дохо дов и расходов усилит циклические колебанияэкономики. Так, во вре мя кризиса совокупный спросбудет меньше требуемого. В период спе кулятивного бума инфляция углубится.Поэтому очевидно, что ежегодно сбалансированный бюджет
не является нейтральными по отношению к экономическим колебаниям государственный бюджет целесообразно балансировать нацикли ческой основе, то есть с положительным сальдо при бумеи отрицатель ным при спадепроизводства.Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется это преждевсего возрастанием роли государства в разных сферах жизни общества, увеличениемчисленности государственных служащих, воз растанием расходов навоенно-промышленный комплекс и т.д. В ре зультате темпы роста затратгосударства зачастую значительно
превы шают скорость увеличения ВНП. Показательно, что в XX в. в США государственные расходы выросли в 350 раз.Однако увеличение государственных доходов, происходящее в ос новном засчет налогов, имеет свои пределы. Отсюда хронический дефицит, который растет не только в абсолютных размерах, но и отно сительно.В конце 80-х годов бюджетный дефицит составил во Фран ции 10
ВНП, в США- 12 , в ФРГ – 14 , в Японии – 16 . в Бель гии 25 и Италии 25 . Посравнению с 1970 г. этот показатель вотдельных странах увеличился в 4 16 раз.Не означает ли это, что государство с бюджетным дефицитом попа дает вположение банкрота, не способного оплатить свои расходы? Нет, потому что оноимеет несколько источников средств для покрытия своего дефицита. К их числуотносятся а печатание новых денег, что, разумеется, порождает инфляцию б неналоговыепоступления,
например доходы от иностранного ту ризма в мире в целом онисоставляют 6 ВНП, в России менее 1 в внешний долг международныйкредит, получивший в совре менных условиях широкое развитие. Крупнымидолжниками являют ся не только слаборазвитые, но и развитые страны. Так, в 80-егоды США повысили процентные ставки в банках, чтобы привлечь ино странныеинвестиции и за этот счет финансировать бюджетный дефи цит. В конце 80-х годовчистая задолженность разница между предо
ставленными и полученнымииностранными займами США превысила 500млрд. долл. около 11 ВНП , а в конце90-х годов может составить 1 трлн. долл. г внутренний долг государственные ценные бумаги,продаваемые фирмам и населению. К их числу относятся государственные облига ции обязательство выплатить владельцу заимствованную у него сумму денег в будущем и казначейские обязательства краткосрочные до одного года казначейские векселя .Они обычно продаются со скид кой номинальной обозначенной на бумаге
цены, чтообразует доход владельца векселя, когда государство выкупает его обратно.С быстрым ростом бюджетных расходов столь же быстро увеличи вается внутреннийгосударственный долг. Например, в США к началу 90-х годов федеральный долгсоставил более 3 трлн. долл или свыше 30 тыс. долл. на каждую семью.Увеличение государственного долга имеет ряд отрицательных по следствий.Этот долг составляет возрастающую часть ВНП в1988 г. в
США он составил 53 ВНП , что уменьшает долю дохода, идущую на потребление и накопление. Вбюджете выделяется постоянно увели чивающаяся часть расходов для погашенияпроцентов по внутренне му долгу. В конце 80-х годов выплаты процентов поэтой задолженнос ти поглощали в США 15 всех бюджетных затрат, ФРГ 11 Великобритании 10 и Японии 19 . Широкая продажа государ ственных ценных бумаг предприятиям инаселению неизбежно ведет к
повышению процентных ставок и к увеличениюудельного веса госу дарства на рынке ссудных капиталов. В итоге возникает такназывае мый эффект вытеснения. С рынка ценных бумаг вытесняются те про давцы,которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надеж ные инвестиции.Во многих странах Запада в 80-е годы был взят курс на ограничение темповроста государственных расходов и стабилизацию ихуровня в валовом национальном продукте.
С этой целью свертывались низко эффективные,малопопулярные социально-экономические програм мы, сокращались военные расходы,проводилась частичная конверсия оборонной промышленности, что благоприятносказалось на сниже нии бюджетного дефицита.Совершенно иные тенденции в последние десятилетия были свой ственныбюджетной политике нашей страны. Российский бюджетВ условиях командно-административной системыв Советском Союзе государственный бюджет представ лял собой основной финансовыйплан образования и использованияобщегосударственного
фонда денежных средств. Эти средства расходовались длявыполнения директивного плана социаль но-экономического развития народногохозяйства. Бюджет и народно-Внебюджетные фонды и их характеристика ФСС, ФОМС, ПФ, ФЗ Это – важнейшеезвено финансовой системы современ ных государств. По своей сущности онипредставляют собой денежные фонды специального назначения.Эти фонды создаются с целью финансирования выпол нения возникающихперед обществом задач.
Поскольку, каждая страна имеет свои специфическиезадачи, постольку нет единой классификации правительственных фондов. К тому жеих количество и назначение в каждой стране, при переходе от одного этапаразвития к другому, меняются.Правительственные фонды отличаются друг от друга в зависимости от срокадействия, цели использования, пра вового положения.Как правило, действие многих фондов ограничено вовремени. После разрешения конкретной задачи необходи мость в конкретном фондеотпадает.
Такие фонды назы ваются временными Другие создаются надлительное время. Их называют постоянными К первому виду от носится,например, специальный правительственный фонд для финансирования строительствановой железной дороги. С окончанием строительства, прекращает свое существова ниеи фонд. Например, после второй мировой войны был создан специальный фондвосстановления экономики
ФРГ. Среди постоянных фондов можно выделить дорожныефонды, фонды социального страхования и др. В зависимости от цели использованиягосударственные специальные фонды подразделяются на следующие – научно-исследовательские как правило, направляются нафинансирование фундаментальных исследований, госу дарственных научных центров,на строительство инженер ных центров -экономические используются для поддержки убыточных государственныхпредприятий, для антиинфляционного регулирования экономики, для содержанияаэропортов,
автострад, электростанций – социальные фонды используются для выплаты пенсий постарости, пособий по болезни, по безработице – фонды личного и имущественного страхования ис пользуютсядля выплаты страховки при наступлении стра хового случая, предусмотренногостраховым полисом – документом,подтверждающим договор страхования. Наи более распространенным видомстрахования имущества является страхование на случай пожара, наводнения, зем летрясения,засухи. При личном страховании страховым случаем являются дожитие доопределенного
возраста, утрата трудоспособности, наступление смерти.Государство занимается страхованием, как правило, в том случае, когдаотказываются страховать частные компании. Обычно это происходит при страхованиивоеннослужащих – военные фонды находятся в распоряжении правитель стваили главы государства, создаются для финансирования специальных военныхмероприятий и военных научно-исследовательских работ особой важности – инвестиционные фонды создаются и используются дляфинансирования
создания новых компаний. С их помощью осуществляетсязначительная часть необходимых при этом капиталовложении.Так, в Швеции в 70-е годы подобный фонд использо вался для поддержкиПредприятий текстильной, швейной и судоремонтной промышленности,воздерживающихся от увольнения рабочих.Основная часть специальных фондов образуется либо за счетгосударственного бюджета, либо за счет местных бюджетов местные специальныефонды . Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисленияот
налоговых поступлений. Некоторые фонды личного и имущественногострахования образуются за счет добро вольных взносов юридических и физическихлиц.