Бюджетный процесс на местном уровне

Оглавление:
Введение……………………………………………………………………………….2
Основная часть:
Глава 1. Понятие бюджетного процессана местном уровне:
1.1.    Понятиебюджетного процесса на местном уровне………………………4
1.2.    Принципыбюджетного процесса на местном уровне………………………………………………………………………………………5
Глава 2. Стадии бюджетного процессана местном уровне:
2.1. Составление проекта бюджета………………………………………………9
2.2. Рассмотрение и утверждениебюджета субъекта Российской Федерации………………………………………………………………………………..11
2.3. Исполнение бюджета на местномуровне…………………………..……..13
2.4. Заключение бюджета на местномуровне………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………..17
Список использованнойлитературы…………………………………..…………18

Введение
 
Актуальность темы исследования.
Посвоему государственному устройству Россия является федеративным
государством.
Этоозначает, что каждый субъект Российской Федерации должен обладать финансовымиресурсами, достаточными для обеспечения своей деятельности и осуществленияфункций, возложенных на данный субъект в соответствии с федеративнымустройством государства. При этом сама финансовая система государства должнабыть основана на принципе федерализма, в соответствии с чем каждый субъектРоссийской Федерации имеет право на собственные финансовые ресурсы.
Главноеместо в системе этих ресурсов занимает бюджет субъекта Российской Федерации.
Являясьнаиболее крупным и универсальным денежным фондом в системе денежных фондов,создаваемых на уровне субъекта Российской Федерации, бюджет субъекта РоссийскойФедерации выступает основным источником финансирования деятельности этогосубъекта. Соответственно этому бюджетная деятельность субъекта РоссийскойФедерации, которая представляет собой деятельность по формированию,распределению и организации использования бюджета, представляет собой одно изосновных направлений деятельности органов государственной власти данного субъекта.        
Целии задачи работы. Цельданной работы состоит в рассмотрении бюджетного процесса на местном уровне.
Для достиженияпоставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1.        дать понятиебюджетного процесса на местном уровне;
2.        рассмотретьпринципы бюджетного процесса на местном уровне;
3.        рассмотретьстадии бюджетного процесса на местном уровне.
Объектисследования – бюджетныйпроцесс на местном уровне.
Предметомисследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением бюджетного процесса на местномуровне.

Глава 1. Понятиебюджетного процесса на местном уровне
 
1.1. Понятиебюджетного процесса на местном уровне
Бюджетныйпроцесс на местномуровне – это регламентируемая нормами бюджетного права деятельность органов государственнойвласти субъекта Российской Федерации, а также других участников бюджетногопроцесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетасубъекта Российской Федерации, контролю за его исполнением, а также позаключению данного бюджета[1].
Следуетиметь в виду, что само понятие «бюджетный процесс» применяется вфинансово-правовой литературе в двух значениях. В первом значении им обозначаютразновидность бюджетной деятельности. Именно в этом значении раскрыто понятиебюджетного процесса в приведенном выше определении. Во втором значении под бюджетнымпроцессом понимают институт бюджетного права (как раздела финансового права), регулирующегоданный вид бюджетной деятельности.
Объектомбюджетного процессавыступает бюджет как разновидность финансово-планового акта, при пониманиибюджета в его правовом значении. В этом смысле бюджет субъекта РоссийскойФедерации представляет собой роспись доходов и расходов централизованного денежногофонда субъекта Российской Федерации. А поскольку правовой формой бюджетасубъекта Российской Федерации выступает закон субъекта Российской Федерации, топрименительно к бюджетному процессу речь идет о разработке, принятии иисполнении правового акта о бюджете как основном финансовом плане субъектаРоссийской Федерации.
Так,составление бюджета в практическом плане означает разработку проекта законасубъекта Российской Федерации о бюджете; рассмотрение и утверждение бюджетавыражается в форме принятия этого закона; исполнение бюджета есть исполнениезакона о бюджете.
1.2.    Принципыбюджетного процесса на местном уровне
Бюджетныйпроцесс на местном уровне осуществляется на определенных принципах. К числуэтих принципов можно отнести следующие.
1.Принцип ежегодности бюджета. Этот принцип означает, что бюджет (как финансовыйплан) разрабатывается и утверждается ежегодно (желательно, до начала планируемогогода). Все стадии бюджетного процесса повторяются из года в год, в той жепоследовательности и периодичности как они проходили в прошлом, так же онибудут осуществляться и в будущем[2].
2.Принцип гласности и публичности бюджетного процесса. Этот принцип означает:
а)обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедуррассмотрения и принятия решений по проекту бюджета, в том числе по вопросам,вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органагосударственной власти субъекта Российской Федерации, либо междузаконодательным (представительным) и исполнительным органами государственной властиданного субъекта Российской Федерации;
б)обязательное опубликование в открытой печати утвержденного бюджета субъектаРоссийской Федерации и отчетов о его исполнении, полноту представленияинформации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений порешению законодательных (представительных) органов государственной властисубъекта Российской Федерации.
3.Принцип разграничения компетенции между исполнительными и законодательнымиорганами субъекта Российской Федерации на всех стадиях бюджетного процесса.
Так,разработка проекта бюджета осуществляется только исполнительным органомгосударственной власти субъекта Российской Федерации, утверждение бюджета –только законодательным (представительным) органом этого субъекта, исполнениебюджета – вновь возлагается на исполнительный орган, утверждение отчета обисполнении бюджета – находится в исключительной компетенции законодательного органа.
Втаком разграничении проявляется и конституционный принцип разделениягосударственной власти на законодательную и исполнительную.
4.Принцип верховенства законодательных (представительных) органов государственнойвласти субъекта Российской Федерации на такой стадии бюджетного процесса, как утверждениебюджета, и наличие у этих органов права на осуществление контроля заисполнением бюджета.
Историявопроса о том, кто имеет право на утверждение бюджета – исполнительный илипредставительный орган – это вопрос развития парламентаризма вгосударственности и становления демократии в обществе[3].
Онпроходит через всю историю развития государственности, где исполнительныеорганы шаг за шагом уступали свои позиции представительным органам. Нетсомнения в том, что полномочие по они будут тномуровне: естном уровнем уровне: утверждению бюджета относится к числунаиболее важнейших (как в политическом, так и экономическом смыслах) полномочийзаконодательного (представительного) органа государственной власти. И вконечном счете полномочие законодательного (представительного) органагосударственной власти по утверждению бюджета переросло в исключительноеполномочие данного органа.
Внекоторых странах к данному принципу примыкает принцип контроля законодательных(представительных) органов государственной власти за осуществлением государственныхзаймов и эмиссией государственных ценных бумаг, что приводит к увеличению государственногодолга.
5.Принцип строгой законодательной регламентации всех стадий бюджетного процесса.
Нет,пожалуй, ни одного другого правового акта, какой бы важной теме
он небыл посвящен, какой бы сферы он не касался, как закон о бюджете, где всепроцедуры его разработки, рассмотрения, принятия и исполнения столь тщательно иподробно прописаны в законе, уложены в определенные временные рамки и сроки, сопределением всех прав и обязанностей участников бюджетного процесса[4].
6.Принцип достоверности бюджета. Это проявляется в детализированной проработкебюджета как финансового плана, максимальном сближении показателей акта об утверждениибюджета с фактическим положением дел и объективной экономической ситуацией, встремлении осуществить подготовку проекта бюджета на научной основе, иметьреалистичные расчеты доходов и расходов бюджета. Естественно, что реальноеисполнение бюджета (как финансового плана) по итогам финансового года всегдаотличается от той модели, применительно к которой данный бюджет был утверждендо начала данного финансового года. В жизни редко получается так, как это было задумано,и развитие экономической ситуации, тем более в условиях рыночной экономики,трудно предвидеть с полной достоверностью. Тем не менее, стремление получитькак можно более достоверный бюджет, максимально сближенный с экономическими исоциальными реалиями, выражает собой объективную потребность как государства,так и общества.
7. Кпринципу достоверности бюджета примыкает принцип полноты отражения доходов ирасходов бюджета.
Этотпринцип означает, что все доходы и расходы бюджета субъекта РоссийскойФедерации подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объемев строгом соответствии с установлениями налогового и бюджетногозаконодательства.
8.Принцип специализации бюджетных показателей. В основе этого принципа лежит тотфакт, что составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетаосуществляется в соответствии с бюджетной классификацией, обеспечивающейединство отображения в бюджете его расходов и доходов, что дает возможность не толькообеспечить полноту, обоснованность и научную достоверность бюджетныхпоказателей, но и сопоставимость бюджетов всех уровней бюджетной системы. Всвою очередь это дает возможность выявить слабые места в этой системы инаправить бюджетное планирование на выравнивание уровня бюджетных показателейвсех субъектов Российской Федерации[5].

Глава 2. Стадиибюджетного процесса на местном уровне
 
2.1. Составлениепроекта бюджета
Стадиясоставления проекта – это первая стадия бюджетного процесса.
Стадиясоставления проекта бюджета охватывает собой разработку исполнительнымиорганами государственной власти субъекта Российской Федерации проекта закона обюджете субъекта Российской Федерации на предстоящий финансовый год по темпоказателям, которые установлены бюджетным законодательством.
Составлениюпроекта бюджета субъекта Российской Федерации предшествует разработка прогнозасоциально-экономического развития субъекта Российской Федерации в целом, атакже подготовка сводных финансовых балансов, на основании которыхисполнительные органы государственной власти этого субъекта осуществляютразработку проекта бюджета субъекта Российской Федерации.
Проектыбюджета субъекта Российской Федерации составляются с учетом необходимостидостижения минимальных государственных социальных стандартов на основенормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг, а также всоответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательствомРоссийской Федерации и законодательством данного субъекта[6].
Составлениепроекта бюджета субъекта Российской Федерации – исключительная прерогативасоответствующих исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации. Какие именно органы будут осуществлять разработку проектабюджета, определяют сами субъекты Российской Федерации. Например, Бюджетныйкодекс Алтайского края устанавливает, что составление проекта краевого бюджета– исключительная прерогатива Администрации края. Закон Мурманской области «Обюджетном процессе в Мурманской области» предусматривает, что непосредственноесоставление проекта областного бюджета осуществляет департамент финансовМурманской области, а Правительство этой области «устанавливает порядок работынад документами и материалами, представляемыми в Мурманскую областную Думу одновременнос проектом областного бюджета» (п. 3 ст. 4 Закона)[7].
Вцелях своевременного и качественного составления проекта бюджета субъектаРоссийской Федерации финансовые органы субъекта Российской Федерации имеютправо получать необходимые сведения от федеральных финансовых органов, а такжеот иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридическихлиц.
2.2.Рассмотрение и утверждение бюджета субъекта Российской Федерации
Вотличие от стадии составления проектов бюджетов субъектов Российской Федерации,которая довольно подробно регламентируется непосредственно Бюджетным кодексомРоссийской Федерации, правовое регулирование стадии рассмотрения и утвержденияделегировано этим Кодексом самим субъектам Российской Федерации. По данномуповоду Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что порядок рассмотренияпроекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации и его утвержденияопределяется законом субъекта Российской Федерации[8].
Анализбюджетного законодательства субъектов Российской Федерации показывает, чтоимеются значительные различия и наблюдается разнообразие подходов прирегламентировании процессов рассмотрения и утверждения бюджетов в различныхсубъектах Российской Федерации.
Темне менее, можно сделать вывод, что данная стадия состоит из следующих этапов:
1)внесения проекта бюджета на рассмотрение в законодательный орган субъектаРоссийской Федерации;
2)подготовки к рассмотрению проекта бюджета;
3)рассмотрения проекта бюджета, которое осуществляется обычно в трех чтениях;
4)согласительных процедур, которые могут иметь место по результатам рассмотренияпроекта бюджета в первом и втором чтениях.
Внесениепроекта бюджета нарассмотрение законодательного (представительного) органа государственной властисубъекта Российской Федерации обычно осуществляется главой исполнительногооргана государственной власти данного субъекта. Например, в соответствии с ЗакономМурманской области «О бюджетном процессе в Мурманской области» внесение проектазакона об областном бюджете на очередной финансовый год на рассмотрениеМурманской областной думы осуществляет
губернатор области.
Подготовка к рассмотрениюпроекта бюджета взаконодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации заключаетсяв рассмотрении этого проекта в комитетах данного законодательного органа, атакже другими субъектами права законодательной инициативы, т. е. в первуюочередь депутатами законодательного органа.
Законодательные органысубъектов Российской Федерации рассматривают проект закона о бюджете, какправило, в трех чтениях.
Утверждение бюджета заключается в принятии законао бюджете.
Бюджетноезаконодательство всех субъектов Российской Федерации уделяет внимание проблеменепринятия закона о бюджете либо невступления его в силу с начала финансовогогода. Это объясняется тем, что данные ситуации достаточно типичны[9].
2.3. Исполнениебюджета на местном уровне
Исполнитьбюджет – значитсвоевременно получить все запланированные по бюджету доходы и вовремяпроизвести все запланированные по бюджету расходы.
Вюридическом смысле исполнение бюджета сводится к исполнению закона о бюджете. Исполнениебюджета возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектаРоссийской Федерации. Бюджетное законодательство субъектов Российской Федерацииобычно конкретизирует этот орган[10].
Совершенноочевидно, что в исполнении бюджета важная роль принадлежит таким лицам, какглавные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств иполучатели бюджетных средств.
В основеисполнения бюджета лежит так называемое «кассовое исполнение бюджета». Кассовоеисполнение бюджета – это организация и осуществление в процессе исполнениябюджета приема, хранения и выдачи бюджетных средств, ведение их учета иотчетности по операциям с ними. Различают казначейскую, банковскую и смешаннуюсистемы кассового исполнения бюджета.
Приказначейской системе кассовое исполнение бюджета возлагается на специальныефинансовые органы государства – казначейства, при банковской – на банки, присмешанной – на казначейства и банки.
Бюджетныйкодекс Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерацииустанавливается казначейское исполнение бюджетов. Казначейское исполнениебюджетов субъектов Российской Федерации в виде их кассового обслуживанияосуществляется органами Федерального казначейства на безвозмездной основе всоответствии соглашениями, заключенными между субъектами Российской Федерации иФедеральным казначейством.
Исполнениебюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется на основе принципаединства кассы.
Принципединства кассы предусматриваетзачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источниковфинансирования его дефицита и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.
Организационно-правовымактом, лежащим в основе исполнения бюджета, является документ, именуемый«бюджетная роспись». Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределениидоходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицитабюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований междуполучателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификациейРоссийской Федерации.
Бюджетныйкодекс Российской Федерации устанавливает, что исполнение бюджетов всех уровнейбюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченнымиисполнительными органами на основе бюджетной росписи[11].
Различаютисполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам. Исполнениебюджет по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единыйсчет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующихдоходов; возврат плательщикам излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учетдоходов бюджета и составление отчетности о доходах данного бюджета. Исполнениебюджета по расходам производится в пределах фактического наличия бюджетныхсредств на едином счете бюджета. При этом само исполнение осуществляется ссоблюдением двух видов процедур: процедуры санкционирования и процедурыфинансирования.
2.4. Заключениебюджета на местном уровне
Заключениебюджета субъекта Российской Федерации – заключительная стадия бюджетногопроцесса в субъекте Российской Федерации.
Назначениеэтой стадии – получитьпредставление о реальном исполнении бюджета, сопоставить первоначальныеплановые показатели с фактическими, что поможет поднять качество бюджетногопланирования, выявить недостатки и упущения, допущенные в ходе исполнениябюджета, принять меры к недопущению их в будущем.
Этастадия включает в себя следующие этапы:
1)подготовка отчета об исполнении бюджета;
2)рассмотрение отчета об исполнении бюджета законодательным (представительным)органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
3)принятие законодательным (представительным) органом государственной властисубъекта Российской Федерации об отчете об исполнении бюджета.
СубъектыРоссийской Федерации конкретизируют эти этапы стадии заключения проектабюджета. Подготовка отчета об исполнении бюджета возлагается на орган, исполняющийбюджет.
Этап рассмотренияотчета об исполнении бюджета начинается с предоставления указанного отчета взаконодательный (представительный) орган государственной власти субъектаРоссийской Федерации[12].
Отчетоб исполнении бюджета представляется в соответствующий законодательный(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вформе проекта закона этого субъекта. Порядок рассмотрения отчета об исполнениибюджета устанавливаются бюджетным законодательством субъекта Российской Федерации.
По итогамрассмотрения отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный)орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает одно изследующих решений:
·         об утвержденииотчета об исполнении бюджета;
·         об отклоненииотчета об исполнении бюджета.
Внекоторых субъектах Российской Федерации решение об утверждении отчетапринимается в форме закона законодательного (представительного) органагосударственной власти субъекта Российской Федерации, а решение об отклоненииотчета – в форме постановления об этом отклонении.
Решениеоб отклонении отчета об исполнении бюджета принимается в том случае, если входе проверки исполнения бюджета выявлено несоответствие бюджета принятомузакону субъекта Российской Федерации о бюджете, а также если не вводился режимсокращения и блокировки расходов[13].

Заключение
 
   Итак, мы дали понятие бюджетногопроцесса на местном уровне, рассмотрели принципы бюджетного процесса на местномуровне, а также стадии бюджетного процесса на местном уровне.
Из всего вышеизложенногоможно сделать следующие выводы.
Бюджет существует тольков правовой форме. Более того, как правовая категория бюджет субъекта РоссийскойФедерации представляет собой закон субъекта Российской Федерации о бюджете. Вправовой же форме существуют и бюджетные отношения, возникающие в процессебюджетной деятельности субъекта Российской Федерации. Правовым источником регулированияэтих отношений выступает Бюджетный кодекс Российской Федерации, а такжезаконодательные акты самого субъекта Российской Федерации. При этом следуетиметь в виду, что в соответствии с распределением бюджетной компетенции междуфедеральным центром и субъектами Российской Федерации к предмету веденияпоследних отнесено довольно большое количество серьезных вопросов, по которымони принимают собственные нормативные правовые акты.
СубъектыРоссийской Федерации обладают значительными бюджетными полномочиями,охватывающими как субъективные права, так и субъективные обязанности этихсубъектов в области бюджета. В установлении этих прав и обязанностей принимаютучастие как федеральные, так и правовые акты бюджетного законодательствасубъекта Российской Федерации.

Список использованнойлитературы:
 
Нормативные правовыеакты:
 
1.        Конституция РФ от12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2.        «Бюджетный кодексРоссийской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.12.2007) (с изм. идоп., вступающими в силу с 01.01.2008) // «Собрание законодательстваРФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
3.        Федеральный законот 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации» (ред. от 10.06.2008) // «Собрание законодательстваРФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
Литература:
 
1.        Кутафин О. Е.,Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2008. С. 672.
2.        Ливеровский А.А.,Худяков А.И., Бродский М.А., Антонов В.Н. Бюджетные полномочия субъектовРоссийской Федерации. СПб., 2007. С. 395.
3.        Муниципальноеправо / Под редакцией А. Н. Кокотова. М., 2008. С. 512.
4.        Парыгина В. А.,Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. М., 2005. С. 384.
5.        Ремиханова Д.А.Бюджетное право. М., 2008. С. 384.
6.        Тедеев А. А.Бюджетное право и процесс. М., 2005. С. 416.
7.        Якушев А. В.Муниципальное право. Конспект лекций. М., 2008. С. 176.