C. Н. Кузнецова ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ Практикум Нижний Новгород 2011Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»Социально-экономический институт Кафедра «Экономика организации»Кузнецова С. Н.ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИПрактикумКомплект методического обеспеченияНижний Новгород 2011УДК 008ББК 30.11 И 89^ Кузнецова С.Н. История экономики. Практикум: Комплект методического обеспечения/ Сост.: Кузнецова С.Н. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2011-126с.В учебно-методическое пособие включены методические средства, обеспечивающие организацию учебного процесса на основе системно-деятельного подхода. Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине «История экономики» содержит пояснительную записку-обоснование к изучению курса, программу курса, планы семинарских занятий, учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний, что обеспечивает системность, технологичность процесса обучения, позволяет повысить качество подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, аспирантов, студентов, занимающихся изучением истории экономики. Дисциплина преподается в соответствии с Государственным стандартом профессионального высшего образования. Методические указания составлены на основании рекомендованного стандарта. © С. Н. Кузнецова, 2011 © ВГИПУ, 2011 ВВЕДЕНИЕ Изучение истории экономики в современных условиях перехода к рыночной экономике является особенно актуальным, так как без знаний последствий экономических реформ, проводимых в развитых странах, на различных этапах исторического развития, обобщения и изучения их опыта, осуществление эффективного научно-обоснованного реформирования экономики России практически невозможно. Целью изучения дисциплины является овладение студентами знаниями реформирования зарубежной и российской экономике в историческом аспекте.Курс истории экономики является обязательной дисциплиной для студентов всех специальностей. Он предусматривает последовательное изучение эволюции хозяйственной жизни на всех этапах экономического развития отдельных отраслей и стран. В процессе изучения этого курса у студентов формируется система знаний о предмете истории экономики, о проблемах ее периодизации, об основных чертах развития стран на различных исторических этапах, об особенностях и общих закономерностях в развитии отдельных отраслей и стран в эпоху феодализма, капитализма свободной конкуренции и на современном этапе, об особенностях реформирования экономики России. При изучении курса у студентов вырабатываются навыки самостоятельной работы. Изучение курса “История экономки” базируется на освоении студентами таких учебных дисциплин, как экономическая теория, истории России и др. В свою очередь он служит основой истории экономических учений, экономики, финансов и др. В связи с этим изучение истории экономики имеет большое значение в овладении каждым студентом своей специальностью, его профессиональном формировании и требует добросовестного и творческого отношения. ^ 1.Пояснительная записка-обоснование к изучению курса “История экономики” Данные методические указания являются дополнительным материалом к учебному пособию “История экономики”. Его использование позволит закрепить полученные знания по данной дисциплине, расширить информационную базу изучения, научиться применять теоретические знания в практических целях. Методические указания по курсу “История экономики”, имеют структуру, которая соответствует учебному пособию по дисциплине “История экономики”.^ Цель и задачи дисциплины: Дисциплина “История экономики” является обязательной в блоке гуманитарных курсов, и входит в программу подготовки специалистов всех форм обучения. Курс рассчитан на слушателей, изучивших социально-экономические дисциплины, являющиеся для него базовыми. Цель изучения дисциплины – обеспечить овладение студентами знаниями об исторических основах экономического реформирования зарубежной и российской экономических систем. Студенты должны усвоить основные закономерности развития экономики основных цивилизаций, исторический опыт важнейших экономических реформ, особенности экономической политики ведущих стран в соответствующие исторические эпохи, главные вехи хозяйственной эволюции, хронологический материал.Формирование знания и навыков студентов осуществляется в ходе лекционных и семинарских занятий, выполнение индивидуальных заданий, самостоятельной работы, написания рефератов, выступлений с докладами, ответов на тесты. Задачи изучения дисциплины определяются требованиями к подготовке кадров, установленными в квалификационной характеристике специалистов по всем специальностям, требованиями к знаниям и умениям, которыми они должны обладать. Основная задача состоит в умении использовать приобретенные теоретические знания в конкретной практической деятельности.^ Формы контроля знаний студентов: промежуточный контроль – две письменные самостоятельные работы; итоговый контроль – зачет в письменной или устной форме: итоговая оценка определяется с учетом результатов работы студентов в течение семестра. ^ Требования к знаниям и умениям: Студент должен знать: – предмет и метод истории экономики; – периодизацию истории экономики; – место истории экономики в системе экономических наук; – основные черты развития первобытного, рабовладельческого и феодального способов производства; – общее и особенное в развитии западноевропейских стран в эпоху феодализма; – особенности экономического развития стран на рубеже XIX – XX вв.; – экономические реформы, осуществляемые в развитых капиталистических странах и особенности развития экономики стран в послевоенный период; – основные экономические реформы в СССР и их последствия; – проблемы становления рыночных отношений в России. ^ Студент должен уметь: – применять полученные теоретические знания для анализа социально-экономической политики; – использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ; – определять пути совершенствования управления промышленностью, строительством, совершенствования хозяйственного механизма. В методических указаниях представлены: пояснительная записка, планы семинарских занятий, методические указания, учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса, список основной литературы. Учебные задания собраны по основным темам курса, в соответствии с рабочей программой и планами семинарских занятий. Каждое задание включает: основные термины и понятия, позволяющие проверить правильное понимание и знание основных терминов, которые используются в курсе “История экономики”; тесты, при выполнении которых требуются теоретические знания для ответов на конкретные вопросы. Тестирование предполагает оценку правомерности предполагаемых утверждений. Целью данной учебно – методической разработки является оказание студентам помощи в предметном освоении курса “История экономики”, в системной ориентации в экономических процессах, содержании и основных результатах как зарубежного, так и отечественного опыта проведения экономических реформ для подготовки управленческих кадров, способных проводить эффективную реформаторскую политику. ^ 2. Программа курса “ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ” Рабочая программа по курсу “История экономики” составлена с учетом сложившегося на кафедре опыта преподавания этого курса, ранее действующих программ по нему, анализа научных исследований и опыта преподавания этого курса в отечественных и зарубежных учебных заведениях. В ней раскрывается содержание курса в целом и отдельных его тем с отражением новых положений, приводится тематический план занятий и рекомендуемая литература. ^ Тема 1 Введение в историю экономики Предмет, метод и задачи курса истории экономики. Функции истории экономики. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений и их роль в развитии цивилизации. Способ производства. Общественно-экономическая формация. Источники и историография экономической истории. Периодизация истории экономики. Место истории экономики в системе экономических наук. ^ Тема 2 Основные черты развития первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства Основные черты и периодизация первобытного хозяйства. Предпосылки возникновения социального и имущественного неравенства. Разложение первобытнообщинного строя. Особенности экономического развития древневосточных обществ. Особенности земледелия. Экономические функции государства. Патриархальное рабство. Основные этапы развития Древней Греции и Древнего Рима. Экономика античных государств. Общее и особенное в развитии древнегреческих городов – государств и Древнего Рима. Античное рабовладение и его особенности. Кризис рабовладельческого строя. Основные направления колонизации, процессы феодализации. Общее и особенное в развитии западноевропейских стран в эпоху феодализма. Экономическое развитие Франкского государства. Сельское хозяйство Западной Европы в XI-XV веках. Хозяйственный рост городских республик Северной Италии в XI-XV веках. Городская экономика. Уровень общественного разделения труда. Цеховой строй. Развитие товарно-денежных отношений и зарождение капиталистического производства. ^ Тема 3 Основные этапы развития капитализма свободной конкуренции Великие географические открытия и их влияние на экономическое развитие Европы. “Революция цен” и ее значение. Первоначальное накопление капитала как исходная точка становления капитализма. Особенности становления капиталистического способа производства в Голландии. Первоначальное накопление капитала в Англии. Промышленный переворот и его социально-экономические последствия. Развитие капиталистического сельского хозяйства, индустриализация Англии и ее первенство в мировом капиталистическом хозяйстве в домонополистический период. Отличительные черты генезиса капитализма во Франции. Французское мануфактурное строительство. Особенности развития капиталистических отношений в Германии. Предпосылки и основные этапы промышленной революции в Германии. Изменение структуры производства. “Прусский” путь развития капитализма в сельском хозяйстве в Германии. Таможенный союз. Становление экономики индустриального типа в США. Социальные и экономические предпосылки и последствия войны северо – американских колоний за независимость. Промышленный переворот в США. Фермерский путь развития капитализма севера США. Плантационное рабство на юге США. Экономические результаты гражданской войны 1861-1865г. Становление капитализма свободной конкуренции в Японии.Проблемы общего и особенного в экономическом развитии в эпоху капитализма свободной конкуренции. ^ Тема 4 Экономическое развитие на рубеже XIX-XX вв. Прогресс науки, техники и технологии производства в последней трети ХIХ – начале ХХ века. Монополизация экономики. Концентрация и централизация производства и капитала. Образование финансового капитала и финансовой олигархии. Вывоз капиталов. Экономический и территориальный раздел мира. Особенности развития на рубеже ХIХ – ХХ веков США, Германии, Англии, Франции, Японии, России. Развитие монополистического капитализма в США. Экономический подъем конца XIX – начала XX века и его причины. Особенности экономической экспансии США. Развитие сельского хозяйства. Причины ускорения индивидуализации Германии, формирование крупной промышленности. Особенности формирования хозяйственной системы. Причины промышленного отставания Англии, колониальная экспансия и ее роль. Особенности структуры народного хозяйства Франции. Аграрные противоречия. Причины отставания французской промышленности. ^ Тема 5 Экономическое развитие развитых капиталистических стран между первой и второй мировыми войнами (1918 – 1939 гг.) Экономические итоги первой мировой войны. Причины укрепления позиций США. Версальский мирный договор. Возрождение экономики Германии. Планы Дауэса Ч. и О.Юнга. “Великая депрессия” 1929 – 1933 гг. и обострение социальных противоречий. Реформы администрации Ф.Д. Рузвельта (“Новый курс”), их результаты и значение. Экономическая политика фашистской Германии. План экономии английского банкира Дж. Мэя. Экономическая политика французского правительства Народного фронта. ^ Тема 6 Экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны Экономические итоги второй мировой войны. План Маршалла и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы. Экономическая программа Л.Эрхарда в ФРГ. Германское “Экономическое чудо” и выдвижение ФРГ на ведущие позиции в Европе в конце 50-х годов – 60-е годы. Развитие экономики Франции после второй мировой войны. Послевоенная национализация. Основные направления экономической политики Франции в 50 – 60-е годы. Индикативное планирование во Франции. Политика голлизма. Пересмотр приоритетов экономического развития Франции. Особенности развития британской экономики в послевоенный период. ^ Тема 7 Экономическое развитие СССР Экономика СССР в годы НЭПа (1921 – 1929 гг.). Сущность НЭПа. Социальная эволюция советской деревни. Восстановление и перестройка промышленности. Основные общественно-экономические уклады; использование государственного капитализма, его основные формы. Развитие системы планирования. Денежная реформа 1922 – 1924 гг. Денежная реформа 1947 года и дальнейшие изменения в денежной системе. Отмена карточек. Экономические реформы 30-х годов. Реорганизация управления промышленностью. Кредитная реформа. Налоговая реформа.Экономические реформы 50-60-х годов и их результаты. Поиски путей совершенствования управления промышленностью и строительством. Совершенствование хозяйственного механизма. Меры по подъему сельского хозяйства. Хозяйственная реформа 1965 г. поиски путей совершенствования хозяйственного механизма. ^ Тема 8 Становление рыночных отношений в России Состояние экономики в конце 1991 года. Российский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования по второй половине 1991 – 1995 годах. Проведение массовой приватизации и ее результаты. Экономические преобразования в сфере аграрных отношений с 1991 по 1999 годы. Динамика жизненного уровня населения России за годы реформ и до настоящего времени.^ Тема 9 Периодизация истории экономики России Патриархальное хозяйство восточных славян. Экономика Киевской Руси (IX-XII века). Феодальная раздробленность Руси (конец XII – первая половина XV века). Экономическое развитие централизованного Русского государства (вторая половина XV-XVII веки). Россия в эпоху петровских преобразований. Экономика России во второй половине XVIII века. Социально экономическое развитие России в первой половине XIX века. Реформы Александра II. Россия на рубеже XIX-XX веков. “Военный коммунизм” как этап становления командно-административной системы (1917-1921 годы). Россия в годы новой экономической политики (1921-1927 годы). Формирование экономики власти (1928-1940 годы). Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы). Послевоенное развитие народного хозяйства (1945-1953 годы). Попытки реформирования командно-административной системы (1953-1964 годы). Советская экономика в эпоху “развитого социализма” (1965-1991 годы). Экономические преобразования в 1990-е годы ^ 3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ “ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ” Тема 1 Введение в историю экономики. Предмет, метод и функции истории экономики. Проблемы периодизации истории экономики. ^ Темы рефератов: Значение истории экономики для подготовки современных специалистов. Возникновение и развитие истории экономики и ее связь с другими дисциплинами. ^ Тема 2 Основные черты развития первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства. Первобытнообщинная система хозяйства. Азиатская экономика. Особенности экономического развития древневосточных обществ. Экономика античных государств. Кризис рабовладельческого строя.Характеристика и особенности феодализма в западной Европе. Экономическое развитие Франкского государства. Сельское хозяйство, ремесло и торговля в Западной Европе. Феодальный город. Города- республики в северной Италии в Х1-ХУ веках. ^ Темы рефератов: Сравнительный историко-экономический анализ развития античных и азиатских государств. Классическая модель феодальной экономики. Особенности феодального хозяйства Англии, Германии, России, Японии. ^ Тема 3 Основные этапы развития капитализма свободной конкуренции. Первоначальное накопление капитала. Особенности становления капиталистического способа производства в Голландии. Первоначальное накопление капитала в Англии. Промышленный переворот и его социально-экономические последствия. Особенности развития капиталистических отношений во Франции, Германии, США, Японии.^ Темы рефератов: Сравнительная характеристика развития капитализма в Англии, Германии и Франции. Сравнительная характеристика развития капитализма в Германии и России. ^ Тема 4 Экономическое развитие на рубеже Х1Х-ХХ вв. Развитие производительных сил в последней трети Х1Х-ХХ вв. Техническая революция. Монополизация экономики. Концентрация и централизация производства и капитала. Особенности экономического развития на рубеже Х1Х-ХХ вв. В США, Англии, Франции, Японии, Германии, России. ^ Темы рефератов: Факторы экономического развития России в конце Х1Х-ХХ вв. Хозяйственный подъем в Германии в конце Х1Х века. Тема 5 Экономическое положение развитых капиталистических стран между первой и второй мировыми войнами (1919-1939гг.). Экономические итоги первой мировой войны. Версальский мирный договор.Возрождение экономики Германии. Планы Ч.Дауэса и О. Юнга.Новый курс Рузвельта. План экономии английского банкира Дж. Мэя. ^ Темы рефератов: Опыт государственного регулирования экономики в странах запада в 1919-1939 гг. Последствия первой мировой войны для стран Западной Европы. Тема 6 Страны с развитой рыночной экономикой после второй мировой войны. Экономические итоги второй мировой войны. План Маршала и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы.Экономическая программа Л. Эрхарда в ФРГ. Экономическая политика голлизма во Франции. “Обратный курс” Дж. Доджа и К. Шоупа в Японии. ^ Темы рефератов: Создание ООН и системы международных экономических институтов (МБРР, МБР, МВФ, ГАТТ). Бреттон-Вудская валютная система. Интеграционные процессы в мире. Западноевропейская экономическая интеграция. Экономические последствия второй мировой войны для Японии. Роль США в послевоенном развитии Японии. ^ Тема 7 Экономическое развитие СССР. Экономика СССР в годы политики “Военного коммунизма”. Экономическое развитие СССР в годы НЭПа. Денежные реформы в СССР 1922-1924 гг. и 1947 гг. Экономические реформы 30-60 гг. в СССР. Реформы 1965 года в России и их социально-экономические последствия. ^ Темы рефератов: Кредитная реформа конца 1920 – начала 1930 гг. в СССР.Налоговая реформа конца 1920 – начала 1930 гг. в СССР.Коллективизация сельского хозяйства в 1929-1932 гг. ^ Тема 8 Становление рыночных отношений в России. Состояние экономики СССР в конце 1991 года. Российский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования. Проведение массовой приватизации: ее значение и результаты. Экономические преобразования в сфере аграрных отношений. ^ Темы рефератов: Динамика жизненного уровня населения за годы реформ.Хронология мероприятий и последствия радикальных экономических реформ в России в 1992г. ^ Тема 9 Периодизация истории экономики России Темы рефератов: Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху. Причины и последствия феодальной раздробленности. Основные условия и этапы объединения русских земель в централизованное государство. Предпосылки петровских преобразований. Сущность реформ Петра 1. Развитие сельского хозяйства и промышленности. Предпосылки “Великих реформ”. Кризис 1921 года. Процесс свертывания нэпа и формирование командно-административной системы. Данное методическое пособие является приложением для самостоятельной практической работы студентов, изучающих курс “История экономики”. В качестве базовых учебников следует ориентироваться на следующие издания: 1. Зубарева Т.С. История экономики: [учеб. пособие по направлению 521600 “Экономика” и специальности 060100 “Экон. теория”] /Т. С. Зубарева; Новосиб. гос. техн. ун-т. – Новосибирск: НГТУ, 2008.- 266, с. 2. История экономики: учебник: [по экон. специальностям /О. Д. Кузнецова, И. Н. Шапкин, А. С. Квасов и др.]; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.- 416 с. 3. Покидченко М.Г. Пути развития экономики России: теория и практика: учеб. пособие: [для вузов по экон. специальностям] /М. Г. Покидченко, Л. Н. Сперанская, Т. А. Дробышевская; МГУ им. М. В. Ломоносова, Экон. фак.. – М.; М.: Нац. фонд подгот. кадров; ИНФРА-М, 2008.- 310, с. 4. Россия в прошлом и настоящем: сб. науч. тр. /М-во образования и науки Рос. Федерации, Новосиб. гос. ун-т экономики и упр.; Новосибирский ун-т экономики и упр.- Новосибирск: НГУЭУ, 2008.- 52, с. 5. Сурин А.И. История экономики и экономических учений: [учеб.-метод. пособие изучающих курс “История экономики и экон. учений”] /А. И. Сурин; Рос. междунар. акад. туризма. – М.: Финансы и статистика, 2008.- 196, с. В методических указаниях представлены: рабочая программа, планы семинарских занятий, тематика рефератов, учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса. Учебные задания собраны по темам курса, в соответствии с рабочей программой и планами семинарских занятий. Каждое задание включает два раздела. Первый раздел “Основные термины и понятия” позволяет проверить правильное понимание и знание основных терминов, которые используются в курсе “История экономики”. Второй раздел составляют тесты, при выполнении которых требуются теоретические знания для ответов на конкретные вопросы. Тестирование предполагает оценку правомерности предполагаемых утверждений. Целью данной учебно-методической разработки является оказание студентам помощи в предметном освоении курса “История экономики”; в системной ориентации в экономических процессах, содержании и основных результатах как зарубежного, так и отечественного опыта проведения экономических реформ для подготовки управленческих кадров, способных проводить эффективную реформаторскую политику. В настоящий сборник вошли материалы, предлагаемые автором на практических занятиях в студенческих группах. ^ 4. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ПРОВЕРКИ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ КУРСА Учебные задания начинаются с раздела ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, главная цель которого – дать возможность студентам проверить свое понимание и знание основных терминов и принципов, которыми оперирует история экономики. Второй раздел составляют ТЕСТЫ. При их выполнении требуются теоретические знания для ответов не конкретные вопросы. Тестирование предполагает оценку правомерности предлагаемых учреждений.Все учебные задания сгруппированы по темам курса “История экономики”. ^ ТЕМА 1 Введение в историю экономики. Основные термины и понятия Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие. а) Предмет истории экономики; б) прагматическая функция истории экономики; в) ценностная функция истории экономики; г) культурная функция истории экономики; д) исторический метод; е) логический метод; ж) производительные силы; з) способ производства; и) производственные отношения; к) цивилизация; л) формация. Особый тип материальной и духовной культуры общества какой-либо страны или ряда стран. Эволюция хозяйственной жизни от первобытной эпохи до современности, на различных этапах развития способов производства отдельных отраслей и стран. Научная абстракция, характеризующая исторический тип общества, развивающийся на основе определенного способа производства; исторически определенный способ производства с соответствующей ему надстройкой.Обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития.Совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе общественного производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Единство производительных сил и производственных отношений, их взаимосвязь.Нравственная оценка средств и результатов различных преобразований.Личные и вещественные факторы общественного производства в своей совокупности и взаимодействии. Сохранение преемственности в хозяйственной практике, знакомство с альтернативными моделями развития. Позволяет рассматривать хозяйственные системы последовательно их историческому развитию. Позволяет применить законы и формы правильного мышления и глубже понять причинно следственные зависимости в экономике. ТЕСТ “Предмет истории экономики и проблемы ее периодизации”. ^ 1. Когда история экономики сформировалась как наука?: а) на “заре” цивилизации; б) в начале нашего тысячелетия; в) в начале эры; г) в 19 веке нашей эры;^ 2. В какой стране возникла старая экономическая школа?: а) во Франции; б) в Германии; в) в Англии.3. Что изучает история экономики?: а) эволюцию научных знаний; б) историю экономических учений; в) эволюцию товарно-денежных отношений; г) роль производительных сил в становлении и развитии общества;д) эволюцию хозяйственной жизни от первобытнообщинной эпохи до современности на различных этапах развития способов производства отдельных отраслей и стран.^ 4. Что двигает вперед цивилизацию?: а) развитие культуры; б) развитие и использование религиозных учений; в) развитие производительных сил.^ 5. Основными критериями периодизации в истории экономики являются: а) развитие производства; б) развитие обмена; в) развитие культуры; г) развитие научного мышления; д) развитие производственных отношений.^ 6. Исторический аспект в системе экономических наук позволяет: а) делать новые научные открытия; б) предвидеть эволюцию развития общества; в) нет правильного ответа.^ 7. Какую формацию добавлял К. Маркс к общепризнанным в периодизации основой которой является развитие производства?: а) капиталистическую; б) коммунистическую; в) индустриальную.^ 8. Какая из стадий обмена является начальной: а) простое товарное производство; б) сложное товарное производство; в) натуральное хозяйство.^ 9. Периодизация основана на: а) выделении важнейших этапов в истории каждой цивилизации; б) произвольном выделении на отрезке времени для удобства изучения; в) целях, которые служат основой для ее проведения.^ 10. Какие методы использует история экономики: а) единство исторического и логического; б) экспериментирование; в) абстрактное мышление; г) диалектический метод; д) экономической статистики; е) индукции и дедукции; ж) экономико-математические методы; з) анализ и синтез.^ 11. С какими науками связана история экономики: а) физикой; б) математикой; в) экономикой; г) статистикой; д) общей историей; е) историей культуры; ж) экономической теорией; з) историей экономических учений.^ 12. Какая система была присуща всем народам на ранней стадии развития?: а) первобытнообщинная б) феодальная в) капиталистическая.13. Какая из стадий в данной периодизации является лишней?: а) простая кооперация; б) натуральное производство; в) мануфактура; г) машинное производство.^ 14. Что такое производительные силы?: а) трудоспособное население; б) средства производства и люди; в) усилия общества, направленные на производство материальных благ; г) средства труда и предметы труда.^ 15. Какие отношения не относятся к производственным?: а) отношения собственности; б) отношения между мастером и рабочим по поводу частоты обработки детали; в) отношения обмена; г) отношения потребления; д) отношения распределения; е) заключение хозяйственных договоров на выполнение определенных видов работ.^ 16. Предметы труда – это: а) материальная основа будущего продукта; б) то, на что направлен труд человека; в) станки, оборудование.17. “История экономики” и “экономическая история”, тождественны ли эти понятия?: а) да; б) нет.^ 18. Когда история экономики начала преподаваться как самостоятельная дисциплина в европейских университетах?: а) на рубеже 18-19 вв.; б) на рубеже 19-20 вв.; в) на рубеже 17-18 вв.^ 19. Первая кафедра экономической истории была основана в: а) Кембриджском университете; б) Гарвардском университете.20. К. Маркс дает периодизацию, в основе которой лежит существование классовв обществе. Он выделил: а) доклассовое общество; б) классовоантиганистическое общество; в) доиндустриальное общество; г) бесклассовое общество; д) постиндустриальное общество.^ 21. Периодизация Карла Бюхера включает: а) замкнутое домашнее хозяйство; б) общественное хозяйство; в) городское хозяйство; г) народное хозяйство.^ 22. Английский историк Арнольд Тойнби предложил периодизацию, в основе которой лежит: а) развитие распределения; б) развитие производство; в) 21 цивилизация.^ 23. Из какой науки выделилась экономическая история?: а) политическая экономика; б) философия; в) логика.24. Что является базисом экономической формации?: а) способ производства; б) ступень экономического развития; в) положение людей в обществе.^ 25. Чем характеризуется индустриальное общество?: а) основная сфера деятельности лежит в сельскохозяйственном производстве; б) главная сфера деятельности – промышленное производство; в) главная сфера деятельности – отрасли инфраструктуры^ 26. Что является движущими силами развития цивилизации по Арнольду Тойнби?: а) творческая элита; б) вооруженные силы; в) развитие ремесел. ТЕМА 2 Основные черты развития первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства. Основные термины и понятия а) Кооперация труда; б) первобытное человеческое стадо; в) человеческий род; г) племя; д) важнейшая особенность Азиатской системы; е) особенностью Античной системы было…; ж) основа производственных отношений в Античной системе; з) феод; и) феодальные повинности; к) основные признаки феодального способа производства; л) марка; м) баналитет. Свободная сельская община. Монопольное владение дворян хозяйственными объектамиНадел земли, предоставляемый крупным феодалом более мелкому, при условии верного несения последним военной службы в пользу крупного феодала.Барщина, натуральный оброк, денежный оброк. Форма общественного труда, при которой значительное число людей работает во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе в разных, но связанных между собой процессах производства.Группа людей, объединенная узами кровного родства.Опирается на сочетание коллективной и частной собственности. Группа людей, занимающих определенную территорию не связанных кровным родством.Несколько родов проживающих на определенной территории.Господство натурального хозяйства. Наделение непосредственного производителя материальных благ (крестьянина) средствами производства и землей. Небольшая обособленная от других группа людей, занимавших определенную территорию. Личная зависимость крестьян от феодала. Земля находилась в государственной собственности, которая тесто переплеталась с частной собственностью господствующего класса. Низкое состояние техники производства. На частной собственности на средства производства и на рабов. Огромное отвлечение прибавочного продукта на непроизводительные нужды.^ ТЕСТ “Основные черты развития рабовладельческого и феодального способов производства” 1. Что является важнейшими вехами в развитии первобытнообщинной системы?: а) изобретение лука и стрел; б) открытие огня; в) изобретение колесного плуга.^ 2. Первой формой совместной деятельности стала: а) простая кооперация; б) сложная кооперация; в) мануфактура.3. В связи с развитием скотоводства и земледелия возросла роль:а) женщин; б) мужчин; в) жрецов.^ 4. В условиях первобытнообщинного строя собственность была:а) коллективной; б) частной; в) государственной.5. Где впервые сложилась азиатская система?: а) в странах Древней Азии; б) в Древней Африке; в) в Европе; г) в ряде стран Латинской Америки.^ 6. На рубеже каких веков античная система достигла классической формы?: а) 7-6 веков до н.э.; б) 5-4 веков до н.э.; в) 4-3 веков до н.э.7. Свободные люди делились на классы: а) крупных землевладельцев; б) мелких крестьян и ремесленников; в) творческую интеллигенцию.^ 8.Основной отраслью производства было: а) промышленность; б) транспортное строительство; в) сельское хозяйство.9. Античная система базировалась на: а) государственной собственности; б) на частной собственности; в) на общинной собственности.^ 10. Латифундия представляла собой: а) общинное хозяйство; б) рабовладельческую плантацию; в) государственное владение; г) колонию.^ 11. Экономика Древней Греции сильно пострадала в результате: а) вторжения варваров; б) Пелопонесской войны; в) выступлений бедноты.12. В каком году Рим был взят и разграблен вестготами?: а) в 401 г. до н.э.; б) в 320 г. до н.э.; в) в 410 г. до н.э.^ 13. В каком году был свергнут последний император Рима Р. Август?: а) 476 г.; б) 466 г.; в) 467 г.;14.Что характерно для феодализма?: а) зависимость крестьян от феодала; б) независимость крестьян и работников; в) порабощение.^ 15. Где произошла в наиболее классической форме смена рабовладельческого способа производства на феодальный?: а) на Европейском континенте; б) в Южной Африке; в) в Америке.^ 16. Какие этапы прошел феодализм в Западной Европе?: а) раннее средневековье; б) позднее средневековье; в) закат средневековья; г) расцвет средневековья. ^ 17. В каком веке образовалось Франкское государства?: а) в 4 веке; б) в 5 веке; в) в 6 веке.18. Основной отраслью франков было: а) ремесло; б) садоводство; в) земледелие.^ 19. В каком веке возникла у франков частная собственность на землю?: а) в 4 веке; б) в 5 веке; в) в конце 6 – начале 7 веков.20. Где феодальные отношения в 11-15 веках приобрели наиболее законченный харак
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…