На правах рукописиCелеменева Марина Игоревна ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА13.00.08 – теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наукМОСКВА, 2010г.Работа выполнена в федеральном государственном учреждении«Федеральный институт развития образования» ^ Научный руководитель: Манюкова Вера Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент ^ Официальные оппоненты: Глазунов Анатолий Тихонович, доктор педагогических наук, профессор Кязимов Карл Гасанович, доктор педагогических наук, профессор ^ Ведущая организация: Университет РАО Защита состоится _____________ в ____ на заседании Диссертационного совета Д 212.342.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) педагогических наук при Федеральном институте развития образования по адресу: 125319 Москва, ул. Черняховского, 9. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института. Текст автореферата размещен на сайте Федерального института развития образования: WWW firo.ru. Автореферат разослан _________________Ученый секретарь диссертационного совета,кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Манюкова^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях своей деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.Проблема конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (ОУ СПО) обусловлена потребностью общества в специалистах, способных системно решать профессиональные задачи. Системное видение будущей профессии в значительной мере определяет конкурентоспособность выпускников ОУ СПО, важным показателем которой является уровень адаптации к профессиональной деятельности, как на этапе обучения, так и на новом рабочем месте. В складывающихся условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, союзами работодателей, службой занятости – то есть со всеми, кто становится потребителем «продукции» образовательного учреждения СПО. В условиях партнёрства образовательному учреждению необходимо ориентироваться в первую очередь на потребности рынка труда, конкретные запросы работодателей, их требования к квалификации и качеству работы специалиста. Новая ситуация породила новую потребность – владеть информацией о потенциальном спросе на выпускников той или иной профессии, знать квалификационные и иные требования, которые будут предъявлять к ним работодатели, формировать адаптационные возможности выпускников. В то же время усилия педагогических работников, направленные на формирование у студентов и выпускников адаптации к профессиональной деятельности, в том числе с помощью практических форм организации обучения, носят эпизодический, нецеленаправленный, зачастую бессистемный характер, как показывает пропедевтический эксперимент, проведённый автором. Вышесказанное, а также анализ научной литературы, посвященной вопросам адаптации студентов к профессиональной деятельности, состояние разработанности проблемы и результаты многолетних исследований автора в учреждениях среднего профессионального образования позволили выделить противоречия между: – необходимостью формирования у студентов интегрированного видения будущей профессии, влияющего на уровень профессиональной адаптации, и отсутствием системного подхода к формированию адаптационных качеств студентов УСПО; – реальным уровнем адаптации выпускников ОУ СПО к профессиональной деятельности и современными требованиями работодателей; – требованиями ФГОС СПО нового поколения и неразработанностью междисциплинарных курсов для конкретных основных профессиональных образовательных программ СПО; – особенностями систем адаптации субъекта к профессиональной деятельности в УСПО и на предприятии. Указанные противоречия определили проблему исследования: создание системы профессиональной адаптации выпускников колледжа. Проведение исследования потребовало подбора, уточнения и разработки понятийного аппарата. ^ Профессиональная адаптация – поэтапный процесс вхождения человека (в данном случае – студента колледжа) в новую для него социальную и профессиональную среду, включающий профессиональное развитие и реализацию профессиональной компетенции в конкретных условиях профессиональной деятельности. ^ Организационно-педагогическая система – совокупность взаимосвязанных и объединённых единой целью элементов педагогического управления и методического сопровождения реализации конкретной образовательной задачи (в данном случае – задачи профессиональной адаптации выпускника колледжа)^ Социальное партнерство в сфере профессионального образования – это система договорных отношений образовательного учреждения (колледжа) с работодателями, службами занятости, родителями, школами т.е. субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, направленная на реализацию интересов всех участников сторон. Социальное партнерство в профессиональном образовании – это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.Субъект адаптации к профессиональной деятельности – в зависимости от этапа адаптации – ученик, студент или выпускник ОУ СПО. По данным Высшей школы экономики лишь 18% выпускников УСПО работают по специальности через 1-2 года после выпуска. Данные исследования ФГУ ФИРО: в среднем 22% выпускников работают по специальности через год после выпуска с учетом армии и поступления в ССУЗЫ и ВУЗЫ. Среднестатистические данные по нашему колледжу – 18% . Все это подчеркивает актуальность исследования. Проблема конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (ОУ СПО) обусловлена потребностью общества в специалистах, способных системно решать профессиональные задачи. Системное видение будущей профессии в значительной мере определяет конкурентоспособность выпускников ОУ СПО, важным показателем которой является уровень адаптации к профессиональной деятельности, как на этапе обучения, так и на новом рабочем месте. В то же время усилия педагогических работников, направленные на формирование у студентов и выпускников способности адаптации к профессиональной деятельности, в том числе с помощью практических форм организации обучения, носят эпизодический, нецеленаправленный, зачастую бессистемный характер. ^ Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности организационно-педагогической системы формирования адаптационных возможностей выпускников колледжа.^ Объект исследования: совместная деятельность системы среднего профессионального образования в условиях социального партнерства при подготовке квалифицированных специалистов, адаптированных к требованиям современного рынка труда.^ Предмет исследования: организационно-педагогическая система профессиональной адаптации выпускников колледжа. Гипотеза исследования. Взаимодействие УСПО, работодотелей, службы занятости труда на условиях социального партнерства обеспечит повышение качества подготовки квалифицированных специалистов для рынка труда, в том числе и адаптационные возможности выпускников УСПО, если: разработать и внедрить организационно-педагогическую систему профессиональной адаптации выпускников колледжа. скорректировать содержание основных и дополнительных образовательных программ для различного контингента обучаемых, сочетая цели среднего профессионального образования и профессиональной адаптации с требованиями работодателей; конкретизировать направления взаимодействия, систематизировать функции УСПО, работодателей и службы занятости, выделив, на основе анализа социально-экономической и демографической ситуации в регионе, социально-значимые профессии и специальности профессиональной адаптации специалистов.^ Задачи исследования: 1. Провести анализ особенностей рынка труда, конкретизировать социальные требования к адаптивным возможностям выпускников колледжа, выявить функции УСПО, службы занятости и работодателей. 2. Определить основные направления совместной деятельности УСПО, работодателей и служб занятости, школ как социальных партнеров в процессе адаптации выпускников колледжей. 3.Создать систему профессиональной адаптации выпускников; 4.Оценить влияние совместной деятельности УСПО, работодателей , службы занятости на формирование адаптационных возможностей выпускников колледжа; 5.Разработать адаптационные курсы, контрольно-измерительные материалы, локальные акты, положения.^ Теоретико-методологическая основа исследования: Теоретические исследования по проблеме взаимодействия профессионального образования, труда и занятости, профессиональной адаптации выпускников профессиональных учебных заведений, социального партнерства в решении этой проблемы исследования освещены в работах В.И. Блинова, А.Т. Глазунова, Р.И. Исаева, К.Г. Кязимова, А.Н.Лейбович, А.М.Новикова, П.Н.Новикова, М.В. Никитина, Л.П. Паниной, А.Г. Петренко, Е.А.Рыковой, А.Я.Савельева, Е.Г. Сафонова, Л.Г. Семушиной, И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко, О.А. Фищуковой, О.Б. Читаевой, Ю.А. Якубы . Научные труды по теоретико-методологическим проблемам профессионального образования (В.И.Блинов, А.Т.Глазунов, А.Н.Лейбович, М.В.Никитин, А.М.Новиков, П.Н.Новиков, Е.А.Рыкова, А.Я.Савельев, Л.Г. Семушина, И.П.Смирнов, О.Б. Читаева, Ю.А. Якуба и др.);- работы по общим проблемам теории адаптации (В.Ю. Верещагин, А.Б. Георгиевский, Г.И. Царегородцев); по вопросам психофизиологической адаптации (Ц.П. Короленко, Ф.Б. Березин и др.),социальной адаптации (М.Д. Калайков, Л.В. Корель, Э.С. Маркарян, Л.М. Растова, Н.А. Свиридова, В.Н. Судаков, Н.Е. Шустова),профессиональной адаптации (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, И.Р. Ильмукова, Е.А. Вертягина) и анализу особенностей профессиональной адаптации студентов к конкретным видам профессиональной деятельности (М.Н. Вражнова, Х.Р. Кадырова, В.С. Нимченко, М.А. Полутова).^ Методы исследования: анализ результатов исследований по проблеме, изучение отечественного и зарубежного опыта взаимодействия социальных партнёров в процессе формирования профессиональной адаптации выпускников колледжа, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ документации, статистическая обработка данных, мониторинг регионального и территориального рынка труда, педагогический эксперимент. ^ Научная новизна исследования: определены основные направления формирования адаптационных возможностей выпускников колледжей при взаимодействии учреждений СПО, служб занятости и социальных партнеров на рынке труда, их функции при подготовке квалифицированных специалистов (отслеживание потребностей экономики в рабочих кадрах определенной профессионально-квалификационной структуры; удовлетворение спроса предприятий города на квалифицированных специалистов; отбор содержания обучения и разработка методической системы педагогического сопровождения организации образовательного процесса с ориентацией на учебные цели и образовательные потребности обучающихся, развитие их ключевых компетенций, перспективы трудоустройства; создание совместных аттестационных комиссий, содействие в трудоустройстве выпускникам УСПО); профессиональная адаптация выпускника определена как составная, заключительная часть системы управления качеством в процессе профессионального образования колледжей, включающей четыре этапа (входной, текущий, итоговый и адаптационный); *обоснована система адаптации субъектов к профессиональной деятельности, имеющая вертикальную (школа, ОУ СПО, предприятие) и горизонтальную (основные направления адаптации) структуру; определены важнейшие системообразующие факторы (цель, функция, внешние и внутренние противоречия) системы адаптации. разработана и экспериментально проверена организационно-педагогическая система профессиональной адаптации выпускника, реализуемая в условиях социального партнёрства.^ Теоретическая значимость исследования: Определены объем и содержание понятий «адаптация субъекта к профессиональной деятельности», «профессиональная адаптация»; уточнены понятия «дидактическая интерпретация содержания профессиональной деятельности», «организационно-педагогическая система», «конкурентоспособный специалист», «социальное партнерство в профессиональном образовании», «профессия» и др. Доказано, что профессиональная адаптация – составная часть качества профессионального образования. ^ Практическая значимость исследования: разработанные адаптационные курсы, поэтапная система формирования адаптационных свойств выпускника колледжа, конкретные контрольно-измерительные материалы могут быть использованы как в конкретной практике работы учреждений НПО и СПО, так и в системе повышения квалификации инженерно-педагогических работников и управленческих кадров этих учреждений. Внедрение результатов исследования осуществлялось в учебном процессе колледжей №№ 50, 19,23 г.Москвы, в процессе выступлений диссертанта на областных конференциях и совещаниях, связанных с темой исследования, путём публикаций научно-методических статей.^ Этапы исследования: исследование проводилось поэтапно с 2006 по 2010 г. 1 этап (2005–2006 гг.) – анализ литературы по теме исследования, теоретическое осмысление общего направления работы, определение исследовательских задач, способов и методов их решения.2 этап (2007–2008 гг.) – изучение социально-экономической и демографической ситуации в г. Зеленограде, потребности рынка труда г. Зеленограда в подготовке квалифицированных специалистов, образовательных потребностей различных категорий населения; формирование партнерских отношений между органами профессионального образования, труда и занятости, Политехническим колледжем № 50 г. Зеленограда по разработке и реализации организационного и педагогического сопровождения их взаимодействия при подготовке квалифицированных специалистов, адаптированных на рынок труда.3 этап (2008-–2010 гг.) – обобщение, апробация и внедрение результатов исследования, разработка рекомендаций по организационному и педагогическому формированию системы профессиональной адаптации выпускников колледжа на рынке труда.^ Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования определяется исходными методологическими положениями, соответствием комплекса используемых методов исследования его задачам и логике, доказательностью теоретических и прикладных выводов, непосредственным участием диссертанта в разработке, апробации и внедрении технологий социального партнерства на рынке труда, а также результатами педагогического эксперимента с охватом 670 студентов и 21 работодателя.^ Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось в ходе организации учебного процесса в Политехническом колледже №50 г.Зеленограда .^ Апробация результатов исследования:Результаты исследования докладывались и обсуждались: в Институте развития профессионального образования на научно-практической конференции «Проблемы содействия трудоустройству и социальной адаптации на рынке труда выпускников профессиональных учебных заведений (Москва 2009г.); на областном научно-практическом семинаре «Проблема занятости молодёжи Московской области и пути их решения» (г. Москва, 2006 г.); на межрегиональной научно-практической конференции «Управление качеством профессионального образования» (г. Зеленоград, 2006 г.); при проведении круглых столов по теме «О взаимодействии начального и среднего профессионального образования с предприятиями и организациями при подготовке, переподготовке и трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования» (г. Зеленоград, 2007г.) ; на заседаниях совместных методических структур Политехнического колледжа № 50 , службы занятости , работодателей на курсах повышения квалификации инженерно-педагогических работников УНПО и УСПО в г. Зеленограде. Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе выступлений диссертанта на областных конференциях и совещаниях, связанных с темой исследования, путём публикаций научно-методических статей.На защиту выносятся: – организационно-педагогическая модель формирования адаптационных возможностей выпускников колледжа в условиях социального партнерства; – основные направления и технологии профессиональной адаптации и социального партнерства на организационном, содержательном и процессуальном уровнях при подготовке квалифицированных специалистов для рынка труда; – методическая система педагогического сопровождения взаимодействия профессионального колледжа, службы занятости и работодателей при организации образовательного процесса в УСПО по основным и дополнительным образовательным программам различных категорий обучаемых. – обоснование того, что общие компетенции больше влияют на адаптационные возможности выпускника колледжа, выпускник колледжа может состоятся как специалист и успешно работать в новом для него производственном пространстве лишь в том случае, если в процессе его профессиональной подготовки в колледже были сформированы основы профессиональной адаптации. – доказательство условия качественной подготовки специалиста является формированием адаптационных навыков, необходимых в профессиональной деятельности.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. ^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо введении обосновывается актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, гипотеза, теоретико-методологические основы, методы и этапы исследования, представлена опытно-экспериментальная база. Сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненной работы, содержатся сведения об апробации результатов исследования, излагаются положения, выносимые на защиту.В первой главе «Проблемы эффективности профобразования в условиях его модернизации» раскрывается эффективность профобразования в условиях его модернизации .В этой главе обосновано положение выпускников УСПО на региональном рынке труда и требования, предъявляемые к профессиональной подготовке кадров; освещаются механизмы профессиональной адаптации как теории профессионального образования, роль социального партнерства в профессиональной адаптации выпускников, взаимодействие сфер профессионального образования, службы труда и занятости, социального партнерства, получившие распространение в развитых западных странах, а также в российской практике. Проведен теоретический анализ адаптации выпускников к профессиональной деятельности в научной литературе по философии, психологии, социологии и педагогике; выявлены признаки конкурентоспособности выпускника УСПО, учитывающие позицию потенциальных работодателей и УСПО; уточнены объем и содержание понятий «адаптация к профессиональной деятельности» и «профессиональная адаптация»; осуществлено обоснование системы адаптации субъекта к профессиональной деятельности. В отечественной профессиональной педагогике активно исследуются проблемы конкурентоспособности будущих специалистов (В.И.Андреев, В.В.Вертиль, Г.Е.Германидзе, В.М.Зуев, Ф.С.Исмагилова). Под конку-рентоспособностью молодого специалиста на рынке труда понимают приоритет востребованности его труда работодателем в силу имеющихся (или предполагаемых) у данного работника преимуществ перед другими кандидатами (Ф.С.Исмагилова). В.И.Андреев «конкурентоспособность» определяет как форму исполнения деятельности, обусловленную глубокими знаниями свойств преобразуемых предметов (человек, группа, коллектив и т.д.), свободным владением содержания своего труда, а также соответствием этого труда профессионально важным качествам. Проблема адаптации изучается на философском, психологическом, социальном, педагогическом уровнях и рассматривается: как принятие существующих в обществе норм и ценностей (В.Ю.Верещагин, А.Б.Георгиевский, В.П.Петленко, А.В.Сахно, Г.И.Царегородцев); как свойство организма и процесс его приспособления к условиям существования (П.К.Анохин, Н.Е. Введенский, И.А. Давыдов, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский); Анализ показал, что в научной литературе по проблемам профессиональной педагогики отсутствует единый подход к определению понятия «адаптация», к классификации, периодизации и структуре этого процесса. Так, К.К.Платонов выделяет три этапа адаптации: ознакомительный, подготовительный, основной. И.М.Леготина придерживается следующей периодизации адаптации, которая определяется как профессиональная: «профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, учебно-профессиональная адаптация (допроизводственный период обучения в профессиональном учебном заведении), производственный период с момента вхождения в коллектив до окончания трудовой деятельности)». С.Я. Батышев указывает, что имеется три вида профадаптации: профессиональная, социальная и социально-психологическая. Наряду с этим, профессиональная адаптация определяется как единство нескольких процессов: психологического, физиологического, ценностно-мотивационного, идейно-нравственного (И.М.Леготина); способность специалиста к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию преобразованию окружающей среды путем самореализации в профессиональной деятельности (Н.М.Голубева); процесс достижения соответствия профессиональных намерений, личных качеств человека требованиям конкретного вида профессиональной деятельности (Н.Э.Касаткина); профессиональная адаптация – достижение работником определенного уровня в овладении профессиональными умениями и навыками (Э.Ф.Зеер, И.Р.Ильмукова, Е.А.Климов, А.К.Маркова). В исследовании уточнено значение понятия «адаптация субъекта к профессиональной деятельности», которое рассматривается как интегрированный процесс и результат освоения субъектом профессии. Этот процесс одновременно осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям адаптации: физиологическому, психологическому, социальному, профессиональному, и делится на три этапа: учебный, учебно-производственный и производственный, что показано на схеме 1. ^ Процесс адаптации субъекта к профессиональной деятельности Обучение ученика в школе (профориентация, профессиональное самоопределение) Этапучебной адаптациик будущей профессиональной деятельности ^ Основные направления, характерные для каждого этапа: физиологическая, психологическая, социальная, профессиональная адаптация ^ Профессиональное обучениестудента в ОУ СПО Этапучебно-производственной адаптации ^ Профессиональная деятельностьмолодого специалиста Этап производственной адаптации Схема 1. Структура процесса адаптации субъекта к профессиональной деятельностиВ исследовании проведен логический анализ понятия «профессиональная адаптация» на истинность. Это позволило рассматривать его как важнейшее направление процесса адаптации субъекта к профессии, и в конечном итоге приступить к целенаправленной работе по созданию организационно-педагогических условий, повышающих уровень именно профессиональной адаптации. Выявлено, что механизм профессиональной адаптации включает в себя два процесса: вхождение субъекта в профессиональную деятельность и приспособление к ее требованиям. Каждый этап процесса освоения профессии осуществляется в рамках взаимосвязанных видов деятельности (учебной, учебно-производственной, производственной). Это позволяет предположить, что результативность организационно-педагогических условий (в т.ч. форм организации обучения), направленных на повышение уровня профессиональной адаптации студентов и выпускников, будет выше, если образовательное учреждение СПО и предприятие – социальный партнер будут на практике рассматриваться как элементы единой системы адаптации субъекта.Автором проанализированы теоретические аспекты функционирования российского рынка труда и его требования к профессиональной подготовке квалифицированных работников, которые освещены в работах Ф.Е. Довжко, А.Э. Котляра, К.Г. Кязимова, А.Н. Лейбовича, А.М. Новикова, П.Н. Новикова, Е.А. Рыковой, И.П. Смирнова, и др. Отечественными исследователями зафиксировано, что развитие национальной рыночной экономики, внедрение современных технологий, оборудования и производственных процессов обусловливает необходимость качественного обновления профессионально-квалификационного состава работников. Поэтому система профессионального образования должна постоянно ориентироваться на текущие и перспективные изменения на рынке труда, учитывать спрос и предложения рабочей силы, повышать адаптационный потенциал своих выпускников к рыночной экономике. Проведенный анализ информационно-статистических материалов органов труда и занятости, результатов исследования в различных регионах Российской Федерации, констатирующего эксперимента в г.Зеленограде позволил зафиксировать, что региональные и территориальные рынки труда испытывают острую потребность в квалифицированных рабочих, способных к быстрой и эффективной профессиональной адаптации. Механизмы активизации деятельности учреждений НПО по удовлетворению спроса региональных рынков труда в востребованных рабочих кадрах освещены в исследованиях, Л.А. Гаранина, Ф.Е. Довжко, В.Б. Золотарёва, К.Г. Кязимова, В.И. Мигаля, В.В. Моисеенко и др.). Наиболее полно исследовано развитие социального партнерства между системой СПО и органами труда и занятости в следующих направлениях: повышение качества работников на рынке труда путем совершенствования системы профобразования, ориентации ее на потребности рынка труда, работодателей; постоянная корректировка объемов и профилей подготовки специалистов, снижение риска безработицы среди выпускников; содействие предприятиям в подготовке и повышении квалификации на производстве; выделение работодателями необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую переподготовку высвобождающихся работников для новых сфер приложения труда; стимулирование работодателей, принимающих на работу выпускников учебных заведений; развитие системы непрерывного профессионального образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения; развитие системы профориентации и психологической поддержки населения, в первую очередь молодежи, предоставление ей возможности находиться в сфере образования и занятости; создание положительного имиджа учреждений СПО, позволяющих обеспечивать уровень адаптации выпускников, который требуют современные представления работодателей о качестве рабочих, приходящих на их предприятия. Для системы профессионального образования в целом, а для среднего профессионального образования, в особенности, крайне важно создание и развитие системы социального партнерства, организация постоянного социального диалога между профессиональными колледжами, работодателями, общественными организациями и органами по труду и занятости на взаимовыгодной и равноправной основе. Однако формирование системы профессиональной адаптации выпускников сдерживается:несформированностью системы мониторинга и прогнозирования спроса на квалифицированных рабочих и специалистов для создания механизма эффективной адаптации выпускников;недостаточно выраженной позицией муниципальных органов власти, предприятий и ассоциаций работодателей в реализации адаптационных возможностей выпускников колледжей;отсутствием в системе СПО должного кадрового обеспечения;противоречиями между требованиями современного работодателя к адаптации выпускника и неготовностью УСПО её обеспечить из-за низкой квалификации инженерно-педагогических работников. Результаты исследования рынка труда г. Москвы показали, что в условиях, когда единый заказчик кадров (государство) уступил место множеству работодателей, в основном мелких и средних предприятий негосударственного сектора экономики, служба занятости должна выступить в роли консолидированного работодателя на территориальном рынке труда. Например, для г. Зеленограда количество предприятий различных фирм собственности достаточно велико, что затрудняет выстраивать партнерские отношения непосредственно по двухзвенной классической схеме социального партнерства: «заказчик» – «потребитель». Таким образом, в ходе теоретического исследования установлено, что «смягчить» ситуацию с трудоустройством выпускников, обучающихся в системе СПО повысить качество их профессиональной подготовки позволит активизация взаимодействия учреждений СПО с органами труда и занятости в направлениях, получивших распространение в зарубежной и отечественной практике образовательных услуг.^ Во второй главе «Организационно- педагогическая система формирования адаптационных возможностей выпускников колледжей» раскрываются основные направления совместной деятельности профессионального учебного заведения, службы занятости и социальных партнеров, их функции, которые апробировались в ходе опытно-экспериментальной работы; освещается роль социального партнерства, дополнительного образования в профессиональной адаптации выпускников колледжей, В процессе апробации спроектированной организационно-педагогической системы профессиональной адаптации выпускника были диагностированы структура и содержание организационно-педагогического обеспечения адаптационных возможностей выпускников колледжа.Организационно-педагогическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных структурно-управленческих и содержательно-технологических компонентов, которые обуславливают достижение нового качества среднего профессионального образования. К их числу относятся:корректировка содержания и образовательных технологий;согласованная деятельность социальных партнеров;сопряжение требований, предъявляемых работодателем, государством, колледжем и студентами к содержанию и уровню профессиональной подготовки.Главной целью исследования было создание многофункциональной организационно – педагогической системы прфадаптации выпускников, открытой для социальных партнеров, охватывающей весь педагогический коллектив и студентов колледжа с первого дня его пребывания.В работе каждого структурного подразделения задействованы преподаватели, мастера, администрация, социальные работники, психологи, студенты, а так же представители от социальных партнеров, что очень важно. Каждое подразделение работает согласно своему положению, все объединены единой целью. Каждое подразделение на своей площадке по своему направлению изучает нормативные документы, опыт работы других колледжей, разрабатывает свои методические материалы. Накапливает свой опыт работы. Этот факт способствует в первую очередь развитию самообразования педагогов, что не мало важно для развития колледжа. Тем самым создается нужная среда. Все подразделения работают взаимосвязано. ^ Содержательно-технологический компонент представлен совокупностью четырех компонентов (методы и формы формирования адаптационных возможносте
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…