Center of religious studies огрн 1107799001947, инн 7713387650

ЦЕНТР РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХИССЛЕДОВАНИЙCenter of religious studiesОГРН 1107799001947, ИНН 7713387650119361, г. Москва, ул. Озерная, д. 42, офис 428, тел./факс: (495) 645-39-47Cайт iriney.ru, e-mail: [email protected] 150000, г.Ярославль, ул. Республиканская, д.23 УВД по Ярославской областиНачальнику Центра по противодействию экстремизму Камешкову В.В. 17 июня 2010 года Исх. № 11/06На №14/231 от 28.05.2010. ^ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТАОснование производства заключения:Поручение начальника Центра по противодействию экстремизму при УВД по Ярославской области, полковника милиции Камешкова В.В. от 28 мая 2010 года, исх. №14/231 о проведении исследования.Данные о специалисте:Настоящее заключение выполнено бакалавром по специальности «русская литература» (Хантер-Колледж Нью-Йоркского университета, 1980), кандидатом богословия (Свято-Владимирская православная духовная академия ПЦА в г.Нью-Йорке, 1983), доктором философии (Фордхемский университет г.Нью-Йорка, 1988), составителем и редактором изданий «Империя «преподобного» Муна» (М., 1995), «Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии, дианетике и Л.Р. Хаббарде» (М., 1998), «Секты против Церкви» (М., 2000), автором книг «Десять вопросов навязчивому незнакомцу» (М., 1995; 1998); «Введение в сектоведение» (Н.Новгород, 1998), «Пророки и боги мормонов» (М., 1999), «Псевдохристианская секта «Свидетели Иеговы» (СПб., 2002), «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» (Н.Новгород, 2002; 2003; 2005; 2006; 2007; 2008), «Псевдохристианская секта «Свидетели Иеговы» (СПб., 2002), «Иван Грозный как религиозный тип» (Н.Новгород, 2005), «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви» (Н.Новгород, 2003, 2005, 2006, 2008), «Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект» (М., 2006) и др., вице-президентом «Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах» («Fédération européenne des centres de recherche et d’information sur le sectarisme» – FECRIS), президентом Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), профессором и заведующим кафедрой сектоведения Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г.Москва), председателем МРОО «Центр религиоведческих исследований» (г.Москва), председателем Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Дворкиным Александром Леонидовичем, имеющим стаж работы по специальности 17 лет. На исследование был представлен оригинал книги:Басовец С.К. Художественное введение в биопсихологику. – Торонто-Ярославль, 2000. – 304 с. Перед специалистом были поставлены следующие вопросы:1. Имеются ли в книге утверждения о том, что сам автор при ее написании придерживался каких-либо религиозных (оккультно-мистических) взглядов? 2. Имеются ли в книге упоминания о симпатиях автора к конкретным религиозным (оккультно-мистическим) учениям, их основателям, руководителям либо сторонникам, об использовании печатных работ таких лиц при подготовке самой книги? 3. Если такие упоминания имеются, в чем сущность данных религиозных (оккультно-мистических) учений, основные моменты деятельности их основателей, руководителей или сторонников? 4. Имеются ли в книге фрагменты, изложенные от имени автора, но идентифицируемые с фрагментами упомянутых выше религиозных (оккультно-мистических) учений, взглядами их основателей, руководителей или сторонников? 5. Имеются ли в книге мнения или утверждения автора, не идентифицируемые с фрагментами тех или иных учений, но носящие религиозный (оккультно-мистический) характер? 6. Если книга содержит фрагменты тех или иных религиозных (оккультно-мистических) учений, какие из них входят в противоречие с устоявшимися в традиционных религиях и обществе моральными и этическими нормами? 7. В случае, если содержание книги указывает на разделяемые автором и предлагаемые читателю фрагменты религиозных (оккультно-мистических) учений, может ли это побудить самого автора или читателей к действиям в соответствии с такими установками за пределами самого религиозного культа – то есть в общественной жизни, экономической или политической сферах? 8. Имеются ли в тексте данной книги призывы к действиям, направленным на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства граждан по признакам пола, расы, национальности, происхождения, отношения к религии или принадлежности к какой-либо социальной группе?Исследование проводилось с 29 мая по 17 июня 2010 года включительно. ^ Объект исследованияВыходные данныеПредставлен оригинал книги автора Сергея Клавдиевича Басовца под названием «Художественное введение в биопсихологику». Книга имеет следующие выходные данные: Торонто-Ярославль: издательство ООО «Лия», 2000, – 304 с.; Тираж 3 000 (три тысячи) экземпляров; УДК 156; ББК 88.3; копирайт автора С.К.Басовца; копирайт художника-оформителя В.Н.Курова; ISBN 5-86895-034-8. Из выходных данных также следует, что книга была подписана в печать 28 сентября 2000 года и отпечатана по заказу №3251 в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат». Книга имеет жесткую переплетную крышку из картона с покровным переплетным материалом черного цвета, форзацы односгибные приклейные белого цвета, название и автор указаны термокраской золотистого цвета на переплетной крышке, а также полиграфической черной краской – на титульном листе, выходные данные, аннотация, знак охраны авторского права (копирайт) и стандартный международный номер книги указаны на обороте титульного листа, формат 84х108+1/32, книжный блок из 10 тетрадей, бумага в книжном блоке офсетная, печать черно-белая, гарнитура Times, ширина текстовой полосы стандартная. Повреждений переплетной крышки, отсутствующих страниц, негодных к прочтению фрагментов текста в представленном на исследование экземпляре книги не обнаружено.^ Авторство книгиС.К. Басовец уверяет, что книга – это публикация некоей найденной им анонимной «рукописи» (с.9, 259, 263), и посвящает несколько абзацев восхвалению достоинств работы, отмечая, что она «демонстрирует строгий системный подход», а главным ориентиром работы является «логика, часто подкрепленная математикой» (с.259). Он сообщает, что долго думал, прежде чем опубликовать ли это якобы «найденное», то есть чужое произведение (с.259). Однако при этом С.К. Басовец замечает: «Почерк, которым была написана рукопись, был очень похож на мой собственный почерк. Рукопись была посвящена вопросам, которые меня волновали» (с.9). Он же прозрачно отмечает: «Кто этот автор? И кто такой главный герой рукописи, от лица которого идет изложение? Пусть уж рукопись говорит сама за себя. Ей слово…» (с.18). Учитывая, что при публикации якобы «чужого» текста рукописи С.К. Басовец указал автором самого себя (с.3), разместил перед этим текстом «отзывы на свою книгу» (с.3), сообщал, какие именно аспекты его жизни «привели к появлению этой книги» (с.9) и в дальнейшем характеризовал весь труд как «моя книга» (с.259), можно сделать вывод, что история с мнимым «нахождением» рукописи и вялая интрига вокруг таинственного «автора» – не более чем художественный прием, и автором всего текста является именно С.К. Басовец. В любом случае, это утверждение полностью соответствует и применявшимся на момент выхода книги в свет ст.4 и п.1 ст.9 закона от 9 июля 1993 г. N 5351 I «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.), согласно которым автором произведения может именоваться только человек, создавший это произведение, и вступившей вместо данного закона в действие с 1 января 2008 года части 4 ГК РФ, из смысла ст. 1228 которой вытекает, что автором результата интеллектуальной деятельности может называть себя лишь гражданин, «творческим трудом которого создан такой результат». Поскольку автором книги официально является С.К. Басовец – следовательно, он автоматически признает весь текст результатом именно своей интеллектуальной деятельности. ^ Цель книгиСама книга С.К. Басовца носит название «Художественное введение в биопсихологику». Таким образом, уже из этого названия очевидно, что целью автора является введение читателя в некую науку или отрасль знаний под названием «биопсихологика», основные тезисы которой и отражает текст книги. Кроме того, в аннотации указано, что «будучи художественной по форме, книга является Учебником по содержанию». Однако академическая наука понятием «биопсихологика» никогда не пользовалась, наука либо отрасль знаний под названием «биопсихологика» в рецензируемых научных изданиях не упоминается, в номенклатуре и паспортах научных специальностей Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Министерства образования и науки РФ научная специальность «биопсихологика» также отсутствует. Мониторинг доступных источников показал, что единственная печатная работа, рассказывающая о «биопсихологике» – это книга самого С.К. Басовца «Художественное введение в биопсихологику». Все остальные источники лишь упоминают о реализации данной книги1 и ее поступлении в библиотечные фонды2, либо говорят о ней в контексте описания деятельности самого автора. Посвящая С.К. Басовцу одну из критических статей, газета «Московский комсомолец», например, отмечала: «Единственным достижением стала написанная и изданная им в 2000 году книга «Художественное введение в биопсихологику». Как сказано в аннотации, она «будет интересна тем, кого так или иначе интересует феномен Жизни». А про автора в той же аннотации говорится: «Сильный экстрасенс, одновременно с этим имеющий глубокие познания в области мировых религий и эзотерических школ. О нем можно услышать как об оккультном мастере и широко образованном мистике. Для многих он – Гуру. Многие называют его Учителем». Как и многие т.н. эзотерические труды, некие сомнения в адекватности автора эта книга вызывает.»3. Поскольку иных источников не обнаружено, остается сделать вывод, что С.К. Басовец «вводит» читателя не в чужую, уже существующую, а в созданную им самим отрасль знаний или науку под названием «биопсихологика». ^ Структура книгиСтруктурно книга состоит из форзаца с именем автора, названием и годов выхода в свет, выходных данных и аннотации на оборотной стороне форзаца, семи опубликованных читательских отзывов (с.3-4), развернутого оглавления (с.5-8), авторского введения (с.9-18), семнадцати глав основного текста (с.19-258), заключения (с.259-266), а также приложения из шестнадцати пронумерованных «факультативов» (с.267-302). Помимо текста, в книге имеются 15 черно-белых графиков и 17 черно-белых схем.^ Источники и литератураСсылки на источники и перечень использованной литературы в книге отсутствуют, однако С.К.Басовец в контексте введения сообщает: «В связи с тематикой данной книги хотел бы особо выделить золотой для себя список: Р. Уилсон, Г. Гурджиев, Ошо, Р. Хаббард, К. Кастанеда, З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фром, К. Хорни, Г. Айзенк, Р. Кеттел, Д. Келли, А. Маслоу. У каждого из этих авторов я нашел некоторые ответы на какие-то свои вопросы» (с.17). Продолжая мысль, он уточняет: «Пожалуй, встреча с книгами Р. Уилсона была для меня самой большой удачей на моем библиотечном пути» (с.18). Поскольку речь идет о «тематике данной книги», можно заключить, что ответы на вопросы, найденные в «золотом списке» указанных авторов, были переработаны С.К.Басовцом и стали частью данной книги.^ Стиль и содержаниеСама книга написана с элементами фантастики от первого лица, то есть от лица главного героя. Он не назван по имени, но в рамках сюжетной линии представляется читателю как бывший работник (с.19), затем заместитель начальника (с.33) и, наконец, начальник некоего космического «отдела конструирования» (с.55, 262) в составе «канцелярии внешней экспансии» (с.19), который к моменту написания книги уже вышел на пенсию и вспоминает о своей прежней деятельности. Главный герой сообщает, что его отдел, ведающий вопросами заселения Космоса, получил от «высшего начальства» задание «сконструировать робота, способного приспособиться к существованию на планете», а также «размножиться на ней и, тем самым, колонизировать ее» (с.20). Поскольку размножение является функцией живого мира, автор уточняет, что на деле речь шла о создании «биоробота» с репродуктивными способностями. При этом основной целью было определено «устойчивое существование популяции» таких искусственных созданий (с.187, 262). В итоге главный герой представляется читателю как основной конструктор этих заселивших неназванную планету «биороботов», которых именует то «колонистами», то «поселенцами» (с.262), и остальную часть книги рассказывает о специфике их деятельности в отношениях друг с другом и окружающим миром. Следует заметить, что вводкой (с.19-21), несколькими эмоциональными отступлениями (с.33, 55, 258) и заключением (с.259-266) все литературные достоинства книги и ограничены. Можно сказать, что «Художественное введение в биопсихологику» оказалось на редкость малохудожественным. Основная часть книги выдержана в стиле очень сухого технического описания «изделия» (оно же «колонист», «поселенец») и его свойств при помещении в определенную рабочую среду – на «колонизируемую планету» в сообщество себе подобных. Для этого применяются характерные обороты, подчеркивающие, что «колонист» («поселенец») – это именно «изделие» (с.33, 53), искусственная конструкция с «манипуляторами» (с.22), «головным компьютером» (с.34, 40, 49, 63), имеющим свой «контроллер» (с.51, 57), «блоком памяти» с записанным в нем «файлами» (с.31, 62), различными датчиками, «температурным режимом протекания процессов в системах изделия» (с.23), «системой питания», рассчитанной на «твердое, жидкое и газообразное топливо» (с.22), «градиентной системой двигательных реакций» (с.30), конструкцией «уменьшения уровня сбоев» (с.26), «ограниченным сроком эксплуатации» (с.23), зависящим от «качества установленных деталей» (с.25) и т.д. Представление о «механистичности» этого искусственного существа, полной предсказуемости его реакций и заранее просчитанных конструктором действий подчеркивается вводом в текст книги многочисленных формул (с.27, 41, 52, 68, 188, 267-275, 277, 281, 283), параметров (с.44-47, 57, 173, 177-181, 216-219, 299), условных значений (с.61-67, 72-74), а также схем (с.24, 28, 69, 140, 174-175, 192, 204, 206-207, 210, 212) и графиков (с.75, 78, 81, 84-85, 88, 93, 279-280, 284, 286-291, 295). Дополнительные трудности создает применяемый С.К. Басовцом альтернативный понятийный аппарат. В нем явлениям, давно известным под одними терминами, присваиваются новые, удобные автору: нервная система именуется «компьютерной сетью» (с.34), рефлексы – «контурами» (с.35), память – «библиотекой мышления» (с.37, 99), планирование деятельности в соответствии с имеющимся опытом – «программным обеспечением». Кроме того, ряд чувств «колониста» представлен «величинами»: страдание – это «величина А», голод – «величина W», жажда – «величина V», боль – «величина P», усталость – «величина S», дополнительными коэффициентами таких величин и т.д. и т.п. (с.42-43) Одновременно автор вводит в этот скучный, «неживой» текст ряд терминов и понятий оккультно-мистического и религиозного характера, в которые нередко тоже вкладывает какой-то новый смысл. К ним мы вернемся в основной части исследования. Таким образом, ознакомление с книгой среднестатистического читателя существенно затруднено тем, что он должен постоянно «переводить» прочитанное в привычные, общеупотребимые категории, и лишь затем анализировать тезисы автора с позиций формальной логики. Как бы то ни было, важной особенностью текста являются постоянные оговорки, позволяющие сделать вывод, кого именно автор подразумевает под искусственно созданными «роботами» («колонистами», «поселенцами»). Басовец пишет, что они «внешне похожи на нас с вами» (с.22), производят «потомство» (с.34), испытывают физические страдания (с.46), страх (с.53), тревогу, удовольствие, радость и другие эмоции (с.66), льстят и проявляют тщеславие (с.71), живут в городах (с.292), состоят из «элиты» и «народа» (с.196), имеют разный социальный статус (с.70), желают «лучшей доли» (с.48), овец употребляет термин туннель реальности (с.293)9)е описания сопровождаются множеством формул и графиков. ()ездят в трамваях и ходят в магазины (с.158), стоят у «конфорки кухонной плиты» (с.51), мечтают о «стильной обуви», «стильной машине» и «стильном доме» (с.117), пользуются человеческими поговорками (с.47, 52, 59, 189), дарят своим детям игрушки (с.46), ходят в бассейн (с.103), , ство” “я авоботы-колонисты озволяющими сделать выводковдельных утверждений стерстве юстиции РФ по специальности 20 лет)плениграют в карты (с.166), «бегают от дурного начальника по кабинетам» (с.193), плавают по рекам и озерам (с.67), сочетаются браком и временами «испытывают проблемы в общей постели» (с.71), имеют идеалы для подражания (с.113), цитируют Карла Маркса (с.115), борются с привилегиями (с.121), испытывают комплексы неполноценности (с.117), стремятся повысить жизненный уровень (с.49), осваивают новые территории (с.73), работают в коллективах (с.89), пользуются при расчетах деньгами (с.91), ходят в церковь (с.126), платят налоги (с.201), занимаются рейдерскими захватами предприятий (с.199). Таким образом под искусственно созданными главным героем книги «роботами» («колонистами», «поселенцами») понимаются обычные люди. В заключительных главах книги автор и сам отходит от игровых терминов, прямо сообщая: «человек и поселенец являются просто-напросто идентичными понятиями» (с.262) и предлагает «применять к человеку» (с.263), а не к каким-то вымышленным существам, положения своей работы. ^ Читательская аудиторияНоминально автор посвящает свою книгу вполне определенной категории читателей, о которой говорит следующее: «Я знаю о наличии круга людей, сумевших подняться над черно-белым восприятием мира и сумевших увидеть мир цветным. «Истина многоцветна» – таков девиз этого круга. Для этого круга людей является естественным проявление уважения как к наследию материализма, так и к наследию религии Среди круга людей, о которых я сейчас говорю, много моих друзей. Они не хотят иметь только сильную логику или только развитый духовный мир. Они хотят иметь как первое, так и второе Я хотел бы поделиться найденною мной рукописью именно с этим кругом людей» (с.260). Однако аннотация книги опровергает ее целевое предназначение: «Будучи художественной по форме, книга является Учебником по содержанию… данная книга будет интересна всем, кого так или иначе интересует феномен Жизни». Лукавит и сам автор, уверяя, будто опубликованная «рукопись» предназначена именно для определенного «круга людей». Он заявляет, что если некоторые люди не поймут изложенное, то лишь в силу «бедности их собственной духовной жизни» или «элементарного наличия у себя проблем с математической логикой» (с.260). Таким образом, читателю бросается вызов: он должен или примириться с тем, что «духовно беден» и имеет «проблемы с математической логикой», то есть признать свою дефективность – или самооправдаться, то есть принять все постулаты, изложенные автором. Как бы то ни было, данная книга вышла тиражом 3 000 экземпляров, поступила в библиотечные фонды, реализуется через розничную торговую сеть – то есть, на деле, предлагается неограниченно широкому кругу лиц из числа русскоязычных читателей. При этом следует отметить, что автор стимулирует не только ознакомление с работой, но и ее повторное прочтение, то есть закрепление в памяти уже усвоенных тезисов. Он рекомендует: «Мне кажется, что повторное прочтение рукописи является чрезвычайно важным. Я могу сказать еще более резко: «Только второе прочтение является вашей встречей с рукописью». Первое прочтение лишь готовит почву для этой встречи» (с.263). ^ Ответы на поставленные вопросы1. Имеются ли в книге утверждения о том, что сам автор при ее написании придерживался каких-либо религиозных (оккультно-мистических) взглядов? Да, такие утверждения в книге имеются.^ Информация из аннотацииВ аннотации к книге об авторе сообщается следующее: «… для многих он в первую очередь – сильный экстрасенс, одновременно с этим имеющий глубокие познания в области мировых религий и изотерических (так в оригинале, имеются в виду «эзотерические» – А. Дворкин) школ. О нем можно услышать как об оккультном мастере и широко образованном мистике. Для многих он – Гуру. Многие называют его Учителем.» Таким образом, автор представлен как последователь оккультно-мистического направления «экстрасенсорика», знаток религий, мистик, оккультист и «гуру», как называют в восточных религиозных учениях наставника, передающего другим «истины вероучения»4.^ Богоискательство автораУже в первом абзаце «Введения» сам автор заявляет, что его книга – «о ряде биологических основ мистических традиций» и о том, «что такое телесный человек, которого многие считают «домом» для божественной субстанции, именуемым кем-то душой, кем-то божественным разумом».(с.9) Таким образом, он дает понять читателю, что будет касаться именно религиозных понятий, пусть и в своей собственной трактовке. Далее, представляя читателю свою книгу, он подчеркивает: «Это – мой путь в поисках собственного субъективного переживания «божественного» и уточняет, что на его пути вставали два внутренних вопроса: «Что такое «божественное»? Где искать «божественное»?». (с.9) Автор делится воспоминаниями о предшествующих выпуску книги годах: «Антирелигиозный материализм тогда был фундаментом моего мировоззрения» (с.9). Ключевое слово в данном контексте – «тогда». Таким путем читателю дается понять, что к моменту написания книги всё стало уже иначе. Поскольку предложение строится на противопоставлении, путем элементарной логики можно придти к выводу, что если раньше фундаментом мировоззрения автора являлся «антирелигионый материализм», то теперь, видимо, он превратился в антипод: религиозный идеализм. С.К. Басовец и сам отмечает: «вопрос наличия бога обретает для меня все большее и большее значение» (с.10). Он также пишет: «Мне необходим был собственный опыт встречи с «божественным» (с.10). Далее С.К. Басовец сообщает, что никакого чуда в окружающем мире он не обнаружил, и это поначалу его «очень обескуражило», но затем автор стал относиться к поиску чудес в окружающей действительности «существенно легче». Он сообщает: «… поиски «божественного» во внешнем мире становились для меня малоперспективными. Однако оставался еще внутренний мир. И там было что искать» (с.10). Таким образом, С.К. Басовец сам признается, что книга родилась у него в результате такого «поиска божественного», то есть в ходе богоискательства, и подчеркивает, что сам он при этом «допускал возможность рано или поздно встретиться со своей божественной субстанцией» (с.11). Следовательно, можно говорить, что книга была написана с позиций верующего.2. Имеются ли в книге упоминания о симпатиях автора к конкретным религиозным (оккультно-мистическим) учениям, их основателям, руководителям либо сторонникам, об использовании печатных работ таких лиц при подготовке самой книги?Да, в книге содержатся такие упоминания. С.К. Басовец, в частности, пишет: «В связи с тематикой данной книги хотел бы особо выделить золотой для себя список: Р. Уилсон, Г. Гурджиев, Ошо, Р. Хаббард, К. Кастанеда, З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фром, К. Хорни, Г. Айзенк, Р. Кеттел, Д. Келли, А. Маслоу. У каждого из этих авторов я нашел некоторые ответы на какие-то свои вопросы» (с.17). Продолжая мысль, он уточняет: «Пожалуй, встреча с книгами Р. Уилсона была для меня самой большой удачей на моем библиотечном пути» (с.18). Четверо из указанных лиц – Г. Гурджиев, Ошо, Р. Хаббард и К. Кастанеда – квалифицируются как основатели своих собственных оккультно-мистических учений, а Р. Уилсон является популяризатором целого ряда оккультно-мистических учений и практик. Кроме того, автор дает в своей книге положительный отзыв на содержание Каббалы (с.111), которая является одним из известных религиозно-мистических учений.3. Если такие упоминания имеются, в чем сущность данных религиозных (оккультно-мистических) учений, основные моменты деятельности их основателей, руководителей или сторонников?^ Лафайет Рональд ХаббардЛафайет Рональд Хаббард (1911-1986) – уроженец США, который учился в университете им. Джорджа Вашингтона, но был отчислен со второго курса, служил на тыловых должностях в ВМФ, пробовал себя на стезе радиоведущего, автора сценариев киностудии «Коламбия пикчерс» и писателя-фантаста, увлекался оккультизмом и одно время был близок с Джоном Парсонсом – американским представителем основателя европейской ветви современного сатанизма Алистера Кроули5. В 1949 году Хаббард заявил: «Заниматься за гроши сочинительством – это невыгодно. В наши дни, если хочешь заработать миллионы, нужно основать религию»6. Буквально через год он опубликовал книгу «Дианетика: современная наука душевного здоровья» (дианетика – от греч. «диа» – через, и «ноос» – душа), представляющую из себя гибрид психоанализа, техник гипноза и откровенной мистики. Причиной всех «внутренних» проблем человека, от психологического дискомфорта до опасных заболеваний7, Хаббард объявил наличие у индивидуума так называемых «энграмм». Он сообщал, что это – некие точные «записи» болезненных ситуаций, которые человек переживал ранее, бывая в бессознательных состояниях8. Чтобы избавиться от «энграмм», Хаббард предложил метод, названный «одитингом». В ходе этой процедуры клиенту задавали длинный ряд вопросов, «вычисляя» таким образом, где в его сознании прячутся «энграммы». Хаббард сообщал, что после выявления и уничтожения «энграмм» особыми дианетическими методами человек становится «очищенным» («клиром» – от англ. clear), избавляется от заболеваний и приобретает чрезвычайно высокие умственные способности. По утверждениям Хаббарда, затем «клиру» необходимо пройти программу дополнительного псевдомедицинского «очищения» организма при помощи определенных препаратов, многоступенчатые курсы «дианетического» совершенствования, и в результате он станет «тетаном» – бессмертным и всемогущим духом9. Предлагаемый способ «исцеления» сразу вызвал резко негативную реакцию у врачей: на Хаббарда подала иск за преподавание медицины без соответствующей лицензии «Нью-Джерсийская медицинская ассоциация», но ему удалось уклониться от ответственности10. Однако следом федеральный суд США обнаружил первые растраты Хаббарда в рамках созданного им «Фонда дианетических исследований», который был признан банкротом11. Видимо, после этого автор «Дианетики» понял, что лучше продвигать свои идеи не под видом «новой науки», а под видом новой религии В 1952 году Хаббард издал книгу «Сайентология: история человека». Этим было положено начало «сайентологии» (от лат. scio – «знаю», и греч. logos – «слово»), которую автор определил как «прикладную религиозную философию». Ее основным методом провозглашалась уже существующая дианетика, а сама сайентология стала попыткой подвести под уже внедренные методы религиозную базу. Хаббард, в частности, сообщал, что «тетаны» – это духи, которых 75 миллионов лет назад некий космический диктатор Ксену переместил в Солнечную Систему. Поэтому после появления на Земле человечества «тетаны» стали вселяться в тела людей12. Однако каждый, избавившись от «энграмм» и пройдя по лестнице «хаббард-технологий»13, может «освободить» своего персонального «тетана» и получить грандиозные возможности. Кроме того, Хаббард утверждал, что именно при использовании сайентологических приемов «слепые прозреют, хромые начнут ходить, больные выздоровеют, ненормальные станут нормальными, а нормальные станут еще нормальней»14. Затем, 18 февраля 1954 года, Хаббард зарегистрировал «Международную церковь сайентологии»15. В основу ее обрядности были положены приемы «одитинга», псевдомедицинского «очищения», и разного рода «технологии совершенствования», осуществляемые на платной основе. Позже Хаббард опубликовал «Мост к полной свободе» – своеобразный прайс-лист для достижения верующими «полной свободы». В США, например, полная программа «превращения в тетана» обходилась примерно в 350 тысяч долларов. Тогда же в «Официальном послании сотрудникам» Хаббард отмечал: «Наша цель не в том, чтобы быть паиньками. Наша цель – иметь свободу и повышать производительность нашей конторы»16. Помимо «Международной церкви сайентологии», была создана также широкая сеть дочерних учреждений: «Библиотека Р.Л.Хаббарда», «Центр религиозной технологии», «Международная служба детоксикации человека», «Криминон», система «Хаббард-колледжей по обучению административной технологии» и т.д. При этом каждый верующий должен был регулярно покупать многочисленные книги самого основателя культа. Кроме того, «одиторам» настоятельно предлагалось приобретать за большие деньги «Е-Метр» – прибор, якобы «определяющий» наличие «энграмм» у клиента. Как следствие, Рон Хаббард стал невероятно богатым: по самым приблизительным оценкам, к концу жизни его личное состояние превышало 640 миллионов долларов. В то же время надо заметить, что религиозный статус организации не спас ее и Хаббарда от пристального внимания общества и государственных органов. Поэтому вся история «Международной церкви сайентологии» и ее основателя представляет собой сплошную череду конфликтов с законом. В 1958 году Федеральная служба США по наркотикам реквизировала у секты более 20 000 таблеток «дианезина», применявшегося в «сеансах очищения»17. С 1963 по 1973 годы сайентология за манипуляции над человеческим сознанием, попытки выманить деньги под предлогом приобщения к религиозному культу находилась под официальным запретом в Австралии. Спасаясь от арестов, Хаббард был вынужден в 1965 году перенести свою штаб-квартиру на личную яхту, которая в сопровождении других судов с приближенными стала курсировать в нейтральных водах18. В 1966 году сайентология была запрещена на четырнадцать следующих лет в Родезии (ЮАР), в 1967 году лишена в США статуса религиозной организации, свободной от налогообложения19, в 1968 году вступил в действие на двенадцать лет на сайентологию в Великобритании. В 1971 году Федеральный суд США заключил, что «медицинские» притязания сайентологов являются мошенничеством, а применение «Е-Метра» ни в коем случае нельзя считать научным методом диагностики заболеваний20. С 1977 по 1978 году в США прошел ряд инициированных ФБР процессов, на которых активные члены «Международной церкви сайентологии» обвинялись в хищении секретных документов, принадлежащих армии и флоту США, федеральной Судебной палате, органам таможни, ЦРУ, а также в организации прослушивания различных государственных учреждений21. В 1978 году во Франции Хаббард был приговорен за мошенничество к четырехлетнему тюремному заключению и денежному штрафу в 35 тысяч франков, но бежал из страны22. В 1983 году – вновь за мошенничество – были осуждены одиннадцать высших руководителей секты, включая третью жену Хаббарда Мэри Сью23. Весной 1984 года французской полиции пришлось расследовать террористический акт: в парижском отделении «Международной церкви сайентологии», где взорвалась мощная бомба24. В том же 1984 году во время процесса по иску американской налоговой полиции к «Международной церкви сайентологии» судья Верховного суда штата Калифорния (графство Лос-Анджелес) Пол Дж. Брекенридж в своем определении открыто назвал Хаббарда «патологическим лжецом»25. В 1985 году Внутренняя служба расследований США вновь заинтересовалась финансовыми мошенничествами Хаббарда, которого спасла от уголовного наказания только смерть. Однако новое руководство культа продолжило курс на обогащение за счет манипуляции сознанием верующих. Как следствие, в 1986 году по двадцати искам, поданным бывшими сектантами, «Международную церковь сайентологии» обязали выплатить им в счет физических и моральных страданий около 5 миллионов долларов26. Но основная масса верующих исправно несла в секту деньги. Так, по итогам 1987 года лишь один из филиалов «Международной церкви сайентологии» – так называемый «Центр религиозной технологии» – получил чистый доход в размере 503 миллиона долларов.27 Следует заметить, что «Международная церковь сайентологии» всегда отличалась ярко выраженным агрессивным отношением к тем, кто ей мешал. В официальном словаре данной «церкви» существуют термины «подавляющая личность» и «потенциальный источник проблем», которым обозначаются люди, которые строят помехи сайентологам. В «Этическом кодексе» Хаббарда прямо отмечалось: «Тот, кто объявляется врагом, находится вне закона. Его нужно лишить собственности, унизить любым способом. Его можно оболгать и даже уничтожить»28. Для этого организация обладает хорошо отлаженной шпионской сетью, именуемой «оборонительным орденом»29, что позволяет применять против оппонентов шантаж, клевету и всякого рода угрозы. Обычной тактикой является «изматывание» противников судебными разбирательствами. Лишь в 1991 году на содержание сотни судебных адвокатов «Международная церковь сайентологии» потратила около 20 миллионов долларов30. Однако несмотря на такое противодействие, претензии к секте продолжали расти. В 1992 году «Международную церковь сайентологии» признал виновной в уголовных преступлениях канадский суд31, а 20 декабря 1996 года за махинации и проникновение на военные объекты было принято судебное решение о роспуске сайентологической организации «Центр прикладной философии» в Афинах32. Через полгода германская Конференция федерального и земельных ведомств по защите Конституции (аналог современного российского межведомственного Антитеррористического центра) вынесла постановление об усилении наблюдения за деятельностью сайентологов33. В сентябре 2007 года Генеральная прокуратура Бельгии выдвинула обвинения в вымогательстве, мошенничестве, нелегальной медицинской деятельности, нарушениях торгового законодательства, законов о личной жизни, а также в создании преступного сообщества против бельгийского представительства сайентологов, их Европейского филиала в Брюсселе, а также 12 высокопоставленных руководителей этой организации34. Спустя два месяца министр внутренних дел Германии и главы 16 региональных профильных ведомств признали неконституционной деятельность немецкого отделения «Международной Церкви Сайентологии». Они заявили, что не признают саму сайентологию религией и расценивают ее как секту, созданную для получения прибыли35. В мае 2009 году во Франции начался новый судебный процесс против филиала «Международной церкви сайентологии», занятого, с точки зрения властей, мошенничеством. Государство предъявило сайентологам иск с требованием выплатить 7 миллионов долларов штрафа и закрыть филиал36. Однако несмотря на такую реакцию, «Международная церковь сайентологии» продолжает существовать и прирастать новыми членами. По заявлениям ее лидеров, ныне секта имеет от 5 до 8 миллионов последователей в разных странах мира. В Россию идеи Хаббарда проникли с началом перестройки, в 1991 году началась их активная пропаганда путем размещения платных материалов в прессе37, тогда же в столице открылось отделение хаббардистского центра «Нарконон»38, читальный зал библиотеки МГУ был официально назван «Читальным залом имени Р. Хаббарда»39, а в 1993 году была отпечатана миллионным тиражом и презентована в специально арендованном Кремлевском дворце съездов книга «Дианетика»40. Те негативные отклики, которые звучали в СМИ41, подавлялись растущим валом заказных публикаций о шедеврах «выдающегося американского беллетриста и философа»42, исцелениях после прочтения его работ43, рекламой открытых в России «Хаббард-колледжей по управлению»44, рассказов о чудесах, которые делает «одитинг»45. Однако период господства идей сайентологов в нашей стране был недолог, и первое «отрезвление» пришло уже 1995 году, когда «хаббард-технологии» были внедрены на московском вентиляторном заводе «Мовен», что об