Оглавление
Введение
Глава I.Из истории учения о частях речи
Глава II.Критерии выделения частей речи в трудах различных ученых
Глава III.Части речи в русском языке
Выводы
Список литературы
Введение
Вопрос о частях речизанимает умы ученых с древнейших времен. Исследованиями в этой областизанимались Аристотель, Платон, Яска, Панини, в русской лингвистике этимвопросом занимались Л. В. Щерба, В. В.
Виноградов, А. А.Шахматов и др.
Наиболее общими инеобходимыми категориями в грамматике каждого языка являются части речи. Свыяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любогоязыка. Говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировкулексических единиц языка, т.е. выделение в лексике языка определенных групп илиразрядов, характеризуемых теми или иными признаками. Но на каком основаниивыделяют группировки слов, называемые частями речи, какова их роль?
Проблема, касающаясясущности частей речи и принципов их выделения в различных языках мира, – однаиз наиболее дискуссионных проблем общего языкознания.
Выделяются отдельныечасти речи на основании присущего словам, относимым к данной группировке слов,одного ведущего признака, или они выделяются на основании совокупностиразнообразных признаков, из которых не один нельзя назвать ведущим? Если вернопервое, то, что является ведущим признаком? Лексическое значение слова?Заключенная в нем логическая категория? Его связь с грамматической категорией?Его морфологическая природа? Его синтаксическая функция? Его роль в речи?
Познания в областиприроды слова, в частности его грамматической природы, еще недостаточно глубокидля того, чтобы можно было построить грамматическую классификацию слов внаучном смысле этого слова, и постепенно возникшее и закрепившееся в традициираспределение слов по частям речи – еще не классификация, а только констатациятого, что среди слов есть группировки, объединенные теми или другими общими иболее или менее существенными, но не всегда ясными признаками.
В определении роли,сущности частей речи есть еще одна проблема. Это проблема универсальной природычастей речи, т.е. во всех ли языках выделяются части речи, одинаков ли наборчастей речи во всех языках.
Анализируя исследованияв области частей речи цель данной контрольной работы – определить роль частейречи.
ГлаваI. Из историиучения о частях речи
Уже очень давно людиинтуитивно, на основе самых разнообразных критериев устанавливали определенныеклассы слов, которые оказывалось удобно установить при описании языков сделением словарного состава по частям речи. В истории науки о языке, начиная сдревнеиндийских языковедов и Аристотеля, постоянно наблюдается стремлениеохарактеризовать определенные классы слов, выяснить их роль.
Яска и Панини (V – IIIв. до н. э.) устанавливали в древнеиндийских языках четыре части речи: имя,глагол, предлог и частицу. Они объединялись попарно по признаку сохранениязначения вне предложения (имя, глагол) или утраты значения вне предложения(предлог, частица). Имя и глагол в предложении, т.е. как словоформы речевойцепи, назывались ”падеж” и ”действие”. Как подгруппу имен Яска выделялместоимения. Смысловой критерий был ведущим при установлении частей речи вдревнеиндийском языкознании.
Аристотель (IV в до н.э.) устанавливал три части речи в древнегреческом языке: имя, глагол и союзы (ккоторым относили также артикли, местоимения, связки). Позже александрийскиеграмматики установили восемь частей речи: имя, глагол, причастие, артикль,местоимение, наречие, предлог, союз. Римские языковеды, изъяв из числа частейречи артикль (артикля не было в латинском языке), прибавили междометие. Всредние века стали особо выделять прилагательное. Классификация частей речи вантичном языкознании составлялась в тесной связи с развитием логики: части речиотождествлялись с членами предложения и сближались с членами суждения, т.е. скатегориями логики. Но все же эта классификация была частично грамматической,так как некоторые части речи устанавливались по наличию определенныхграмматических форм и значений (например, глаголы – это слова, изменяющиеся почислам, временам, лицам и т.д. и обозначающие действие).
Грамматика античногомира, средневековья и даже эпохи Возрождения имела в основном дело с греческими латинским языками; при разработке грамматик новых западноевропейских языковязыковеды исходили из норм латинского языка.
В XIX – XX вв.традиционная система частей речи перестает удовлетворять ученых.
В XIX вв. в связи синтенсивным развитием языкознания, в частности морфологии, с изучениеммножества новых языков встает вопрос, на основе каких критериев следуетвыделять части речи и различны ли они в разных языках. Выделение частей речиначинают основывать на морфологическом критерии, т.е. на общностиграмматических форм, присущих тем или иным разрядам слов. Примером выделениячастей речи с формально-грамматической точки зрения может служить определениечастей речи у Ф. Ф. Фортунатова. Части речи, называемые им ”формальнымиклассами”, Ф. Ф. Фортунатов выделял по наличию у соответствующих слов тех илииных форм словоизменения: слова склоняемые, слова спрягаемые слова несклоняемыеи неспрягаемые. Исходя из этого, существительное – такой формальный класс(согласно Фортунатову), который имеет форму падежа, а прилагательное – такойформальный класс, который характеризуется формой рода, числа и падежа.
Наряду сморфологическим продолжал развиваться логико-синтаксический критерий подхода кхарактеристике частей речи. С синтаксической точки зрения в одну и ту же частьречи объединяются слова, которые выступают в роли одного и того же членапредложения. Например, те слова, которые могут выступать в качествеопределений, являются прилагательными. Основываясь на узкоморфологических илисинтаксических особенностях слов, всегда так или иначе связанных с ихсобственно лексическим значением, части речи начали обозначать как”лексико-грамматические разряды слов”.
ГлаваII. Критериивыделения частей речи в трудах различных ученых
По Ф. И. Буслаеву вязыке девять частей речи: глагол, местоимение, имя существительное, имяприлагательное, имя числительное, наречие, предлог, союз и междометие.Последнее Ф. И. Буслаев выделяет в особый отдел.
Остальные части речиделятся на знаменательные (существительное, прилагательное и глагол) ислужебные (местоимение, числительное, предлог, союз и глагол вспомогательный);наречия по этой классификации (как, впрочем, и глаголы) попадают в две группы:произведенные от служебных частей речи относятся к служебным частям речи, апроизведенные от знаменательных – к знаменательным. Тем самым получается, чточленение слов на знаменательные и служебные не совпадает с их делением почастям речи.
Интересно наблюдение Ф.И. Буслаева над закрытым характером списка служебных слов и открытым характеромсписка глаголов, существительных, прилагательных и наречий, которых, по егословам, ”бесчисленное множество”; но он отрицает открытый характер спискачислительных.
Наиболее важным вотношении определения частей речи (которые Ф. И. Буслаев рассматривал всинтаксисе) представляется его утверждение о том, что ”для того, чтобысоставить себе полное понятие об отдельных словах, употребляемых в речи, ихнужно рассмотреть в двояком отношении: 1) в отношении к словарю 2) в отношенииграмматическом. В первом отношении обращается внимание на выражениепредставлений и понятий в отдельном слове, а в последнем – на значение ипринадлежности каждой части речи в отдельности”. Эта констатация является, всущности, ключевой для определения понятия частей речи в современнойлингвистике.
В. В. Виноградовотстаивал синтетический подход к частям речи на базе углубленного анализапонятия слов, его формы и структуры в языке.
Классификация не можетигнорировать ни одной стороны в структуре слова, хотя лексические играмматические критерии, по его мнению, должны играть решающую роль, причемморфологические своеобразия сочетаются с синтаксическими в ”органическоеединство”, так как нет ничего в морфологии, чего нет или прежде не было всинтаксисе и лексике. Анализ смысловой структуры слова привел В. В. Виноградовак выделению четырех основных грамматико-семантических категорий слов:
1. Слова-названия, ккоторым примыкают местоимения, образуют предметно смысловой, лексический играмматический фундамент речи и являются частями речи.
2. Частицы речи, т.е.связочные, служебные слова, лишенные номинативной функции, ближайшим образомсвязанные с техникой языка, причем их лексические значения тождественны сграмматическими, слова, лежащие на грани словаря и грамматики.
3. Модальные слова ичастицы, лишенные, как и связочные слова, номинативной функции, но более”лексичные”: ”вклинивающиеся” в предложение, отмечающие отношение речи кдействительности с точки зрения субъекта речи. Присоединенные к предложению,модальные слова оказываются за пределами и частей речи и частиц речи, хотя ”повнешности” могут походить и на те и на другие.
4. Междометия в широкомсмысле слова, не имеющие познавательной ценности, синтаксическинеорганизованные, неспособные сочетаться с другими словами, обладающиеаффективной окраской, близкие к мимике и жестам.
В. В. Виноградовотмечает, что способы выражения грамматических значений и сам характер этихзначений неоднородны у разных семантических типов слов. В системе частей речи,по В. В. Виноградову, наиболее резко и определенно выступают грамматическиеразличия между разными категориями слов. Членение частей речи на основныеграмматические категории обусловлено:
1. Различиями техсинтаксических функций, которые выполняют разные категории слов в связной речи,в структуре предложения;
2. Различиямиморфологического стоя слов и форм слов;
3. Различиямивещественных (лексических) значений слов;
4. Различиями в способеотражения действительности;
5. Различиями в природетех соотносительных и соподчинительных категорий, которые связаны с той илииной частью речи.
В. В. Виноградов,отмечая, что в разных языках может быть разный состав частей речи, подчеркивалдинамизм системы частей речи в одном языке.
ГлаваIII. Части речи врусском языке
Части речи — это группыслов, объединенных на основе общности их признаков. Признаки, на основаниикоторых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных группслов.
По своей роли в языкечасти речи делятся на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные словамогут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слованазывают предметы, признаки, действия, отношения, количество, а местоименныеслова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, неназывая их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол— он, удобный — такой, легко — так, пять — сколько). Местоименные словаформируют отдельную часть речи — местоимение.
Знаменательные словаразделяются на части речи с учетом следующих признаков:
1) обобщенное значение;
2) морфологическиепризнаки;
3) синтаксическоеповедение (синтаксические функции и синтаксические связи).
Выделяют не менее пятизнаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имячислительное (группа имен), наречие и глагол.
Таким образом, частиречи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные сучетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксическогоповедения.
Выделяется 10 частейречи, объединяемых в три группы:
1. Самостоятельныечасти речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол,наречие.
2. Служебные частиречи: предлог, союз, частица.
3. Междометие.
Современный русскийязык располагает большим числом морфологических вариантных форм. Одни из нихзакрепились в литературном языке, признаны нормативными, другие жевоспринимаются как речевые ошибки. Варианты форм могут быть связаны сразличными значениями слова. Так же вариантные формы могут различатьсястилистической окраской. Стилистически окрашенными могут быть и варианты форм,связанные с категориями рода и числа.
Морфология – ( греч.«морфе» – форма, «логос» – наука, слово) – раздел грамматики, в которомизучаются слова как части речи. А это значит изучать общие значения и изменениеслов. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т.д. Например,существительное обозначает предмет и изменяется по числам и падежам,прилагательное обозначает признак предмета и изменяется по родам, числам ипадежам. Но, есть слова, которые не изменяются, например, предлоги, союзы инаречия.
В речи самостоятельныеи служебные слова выполняют разную работу. В предложении самостоятельные слова,называя предметы, их признаки, действия и т.д., выполняют роль членовпредложения, а служебные чаще всего служат для связи самостоятельных слов.
Имя существительное
Имя существительное —это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:
1) имеют обобщенноезначение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;
2) бывают собственнымиили нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признакрода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;
3) в предложении чащевсего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другимичленами предложения.
Существительное — эточасть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматическиепризнаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственнаячасть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо(мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть),действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения этислова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, изаключается их предметность.
Имя прилагательное
Имя прилагательное —это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:
1) обозначаютнепроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;
2) изменяются по родам,числам и падежам, а некоторые — по полноте / краткости и степеням сравнения;
3) в предложении бываютопределениями или именной частью составного именного сказуемого.
Прилагательные зависятот существительных, поэтому вопросы к прилагательным задаются отсуществительных. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет измножества одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа накартину написанную, серой краской. Прилагательные делают нашу речь более точнойи образной, так как позволяют показать различные признаки предмета.
Имя числительное
Имя числительное — этосамостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которыеобозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете иотвечают на вопрос сколько? или какой?.
Числительное являетсячастью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения —отношение к числу. Грамматические признаки числительных неоднородны и зависятот того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.
Слова со значениемчисла играют важную роль в жизни людей. Числами измеряется количествопредметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. На письмеслова-числа часто заменяются цифрами. В документах необходимо чтобы сумма быланаписана и словами, а не только цифрами.
Местоимение как частьречи
Местоимение — этосамостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы,признаки или количества, но не называет их.
Грамматические признакиместоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступаетместоимение в тексте.
Местоименияклассифицируют по значению и по грамматическим признакам.
Местоименияупотребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных инаречий. Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избегатьповторений одних и тех же слов в речи.
Наречие
Наречие — этосамостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния,редко — предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на-о/-е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать,очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бываетобстоятельством.
В редких случаяхнаречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительноеимеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаяхнаречие выступает как несогласованное определение.
Классификация наречийосуществляется по двум основаниям — по функции и по значению.
Глагол
Глагол — этосамостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать),состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак(белеться).
Грамматические признакиглагола неоднородны у разных групп глагольных форм. Глагольное слово объединяет:неопределенную форму (инфинитив), спрягаемые (личные и безличные) формы,неспрягаемые формы — причастные и деепричастные.
Глаголы для речи оченьважны поскольку позволяют называть различные действия.
Причастие
Причастие какморфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В однихлингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи, вдругих — особой формой глагола.
Причастие обозначаетпризнак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного иглагола. В устной речи причастия употребляются реже, чем в письменной.
Деепричастие
Как и причастие,деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или какособая форма глагола.
Деепричастие — этоособая форма глагола, которая обладает следующими признаками:
1. Обозначаетдобавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
2. Имеет грамматическиепризнаки глагола и наречия.
Служебные части речи
Служебными называютсятакие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формироватьпредложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражениядобавочных оттенков смысла.
Предлог
Предлог — это служебнаячасть речи, которая служит для связи существительного, местоимения ичислительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначатьотношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом(лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).
Предлоги не изменяются,не являются самостоятельными членами предложения.
Связываясамостоятельные слова друг с другом, предлоги выражают вместе с окончаниямисамостоятельных слов различные смысловые значения.
Союз
Союз — это служебнаячасть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частейсложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.
Союзы не изменяются, неявляются членами предложения.
Частица
Частица — это служебнаячасть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов,словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
В соответствии с этимчастицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.
Частицы не изменяются,не являются членами предложения.
Междометие
Междометие — особаячасть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных.
Междометие — это частьречи, которая объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию илиявляющиеся формулами речевого общения (речевого этикета).
Выводы
В заключение данной работыможно сделать следующие выводы:
1. Вопросо частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи — это результатопределенной классификации, зависящей от того, что принять за основание дляклассификации. Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, восновании которых лежит только один признак (обобщенное значение,морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации,использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода.Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляетот 4 до 15 частей речи. Но наиболее продуктивным и универсальным представляетсяподход к частям речи как к лексико-грамматическим разрядам слов с учетом ихсинтаксической роли.
2. Языкпринадлежит к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всегосуществования человеческого общества. Будучи средством общения людей, языктесно связан с жизнью общества. Изменения в общественной жизни находятотражение в языке: в грамматике, в фонетике, в лексике, в морфологии языка. Языкслужит для передачи определенной информации. Роль частей речи в языке бесспорновелика, поскольку с помощью них мы можем обмениваться информацией, выражатьэмоции, описывать действия, называть предметы и т.д.
Списоклитературы:
1. Виноградов В. В. Русский язык(Грамматическое учение о слове). М.,
Высшая школа, 1986. 639с.
2. Кочергина В. А. Введение вязыковедение. М., Изд. МГУ, 1970. 526 с.
3. Маслов М. Ю. Введение в языкознание.М., Высшая школа, 1997. 272с.
4. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речии редактирование служебных документов.Учебн. пособие. М., Высшая школа, 1998.239с.
5. Розенталь Д.Э. Практическаястилистика русского языка. Учебник для вузов. М., Высшая школа, 1977. 316с.