Оглавление.
№
Глава
Стр.
1
Что такое политология?
2
2
История политологии
2
3
Развитие политологии.
4
4
Функции политической науки.
6
5
Изучение методов политического исследования
6
6
Участие человека в политической жизни.
7
7
Человек и государство. Гражданство.
8
8
Политическая социализация
9
9
Заключение.
11
10
Литература.
11
1. Что такое политология?
ПОЛИТОЛОГИЯ, ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯНАУКА отрасль обществоведения, изучающая политику, политические учреждения и политические отношения.Политология — неединственная наука, обращающаясвои взоры на политику. Политика являетсяобъектам изучения не только политологии, но и ряда других наук, скажем,социологии, политической экономии, права и т.д. Если социология, политическая экономия,право и другиенауки имеют своим предметом изучения не политику, которую они изучают толькопод тем углом зрения, который помогает им глубже уяснить собственный предмет(например, государство и еговоздействие на экономику в политической экономии, государство и закон,законотворчество и законодательство вправе и т.д.), то политология имеет политику как раз своим собственнымпредметом изучения, причем ее интересует политика и как сфера жизнедеятельности,и как форма общественного сознания, и как совокупность политических учрежденийи политических отношений. Все эти аспекты политикиинтересуют политологию не сами по себе, а взятью во всей совокупности,целостности, внутренней связи.
2. История политологии.
Политология как специфическаяотрасль знания зародилась еще в древности (в государствах на территории Китая иИндии, Египта и Двуречья, в Афинах и Риме). Однако наибольшего расцветаполитология достигла уже в новое время, когда выявились ее основные категории,и на их фундаменте стала складываться политология как внутренне целостнаянаука. Существенный вклад в этот процесс внесли Платон (428-348 дон.э.), Аристотель (384-322до н.э.), Н.Макиавелли (1469 — 1527), Т.Гоббс (1588 — 1679), Ш.Монтескье (1689- 1755), Ж.Ж.Руссо (1712 — 1778), Ж.Кондорсе (1743 — 1794), А.Токвиль (1805 — 1859), М.Бакунин (1814 — 1876), К.Маркс (1818 — 1883), Г.Спенсер (1820 — 1903),М.Вебер (1864 — 1920), В.Ленин (1870 — 1924), Г.Плеханов (1856 — 1918),Н.Бердяев (1874 — 1948) и многие др. Уже в начале XX в. политология, конкурируяс другими отраслями обществоведения, все прочнее утверждается каксамостоятельная наука. В дореволюционной России политология, как и социология,шаг за шагом завоевывала свое место под солнцем, конкурируя, в первую очередь,с политизированной интеллигенцией многочисленных политических партий, в рамкахкоторых эта интеллигенция веласоциологические и политологические исследования, подчиненные нуждамполитической борьбы. 1917 г.дал огромный пласт подобной политологической литературы самых различныхнаправлений и оттенков. После Октябрьской революции и особенно в условияхединовластия коммунистов происходит процесс свертывания политологии ипостепенного запрещения любых политологических исследований, не выполняющихагитационно-пропагандистских, апологетических функций, нужных правящей партиибольшевиков. Шаг за шагом все обществоведение втискивается в прокрустово ложетрех составных частей марксизма (ленинизма):марксистской философии, марксистской политической экономии и научного коммунизма. Вплотьдо «перестройки Горбачева» политология как наука не признавалась вСоветском Союзе. Это объяснялось политическими причинами: политология была иненужной, и опасной. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами, Вопервых,политологии не было места в рамках «марксистской» общественной триады(философии, политической экономии и научного социализма,коммунизма). Это свидетельствовало о том, что правящая партийно государственнаябюрократия,клявшаяся своей приверженностью науке, заявлявшая о научном характере своейполитики, в действительности не желала иметь дело с научным подходом кполитике, а потому ревностно оберегала застывшую обществоведческую триаду,длительное время вообще не признавая ни политологии, ни политологическиханализов и экспертиз. Она уповала на общекоммунистические рассуждения о сущем идолжном, рассуждения, способные увести внимание от повседневных событий и ихнаучного анализа. Во-вторых, политология была неприемлемой для власть имущих такжеи потому, что в рамках этой науки, как она развивалась за рубежом, былипоставлены и получили разработку такие проблемы, как политические системы иполитические режимы, толкавшиена внимательное изучение механизмов борьбы за власть и ее осуществление. Здесьуже обсуждались проблемы тоталитаризма и авторитаризма, популизма, цели исредства политики и многие другие, угрожавшие вскрыть механизмы власти встране, методы и способыподчинения и закабаления граждан. В-третьих, по самому своему существуполитология была нацелена не на общие рассуждения, а на практический анализпроисходящего, на экспертные оценки, анализы, выводы, совершенно неприемлемыедля существовавшей организации власти. Поэтому нет ничего удивительного в том,что многочисленные попытки конституировать в стране социологию и политологию неприводили к положительным результатам: власть хорошо знала, чего она хочет!Положение стало существенно изменяться в условиях перестройки, политология,наконец-то, была легализована и стала преподаваться в учебных заведениях.Сегодня, когда политология как наука все еще формируется в российском обществе,ее официальных служителей здесь больше, чем где бы то ни было: сюда пришлислужители других обществоведческих дисциплин, прекративших свое существование(история КПСС, научный коммунизм). В этом есть и свои трудности, и своипреимущества, связанные с наличием определенной культуры политическогомышления, что облегчило становление если не науки, то учебной дисциплины.Сегодня можно утверждать, что политология как наука — это разветвленная областьзнаний, включающая в себя ряд разделов, дающих понимание ее предмета изучения иструктуры, применяемых ею методов, раскрывающих историю политологических идей истановление политологии как целостной науки, излагающих проблемы теоретическойполитологии, а также сравнительной политологии, разъясняющих ее прикладныеаспекты. Не претендуя на окончательную формулировку того, что все ещепродолжает складываться и уточняться, можно утверждать, что сегодняшняяполитология включает такие важнейшие проблемы, как теория общества,власти и демократии; гражданское общество и егосудьбы; государство, его природа и эволюция; теорияличности и права человека;государство и бюрократия; политическая партиякак посредник между человеком и государством; нация и национальные отношения;политическое лидерствои роль злит;антитоталитарная, посткоммунистическая, демократическая революция;противоречия и конфликты всоциально-экономическом и общественно-политическом развитии; современные международные отношенияСреди актуальных проблем прикладной политологии и экспертизы сегодня на первыйплан выдвигаются: расстановка и борьба общественно-политических сил всовременном обществе; человек в системе социальнополитических отношений; чтослучилось с перестройкой М.Горбачева?; экономическая реформа и куда онаведет?; почему распался Советский Союз?; есть ли социальный идеал у России; чтовзамен социализма?; характер политической власти в сегодняшней РоссийскойФедерации; как анализировать происходящее? Политология. Какая польза отполитологии? Некоторые студенты считают, что политология — это всегонавсегополитические взгляды; они сдают экзамены и выполняют домашние задания, необращая внимания ни на что. Да, каждый из нас имеет свои политическое взгляды,но если они будут преобладать в исследованиях, то их результаты станутнедействительными. Профессиональный политолог отбрасывает свои личные взглядына то время, пока он или она занимается изучением вопроса. Настоящий ученыйможет прийти к таким выводам, которые опровергают точку зрения, которой онраньше придерживался. И если это происходит, то налицо настоящий интеллектуальныйрывок — незабываемое впечатление, то, к чему нужно стремиться. Но вместе с этимприходит и понимание того, что не следовало раньше так уж рьяно отстаивать своюточку зрения. Вполне возможно, что вы откажетесь от некоторых своих прежнихвзглядов. Вы начнете относиться к любым политическим взглядам, даже своимсобственным, с некоторой долей сомнения. Поэтому необязательно, что, изучивполитологию, вы начнете работать в качестве политолога. Просто вы научитесьспокойному взвешенному политическому анализу, в то время как профессиональнаяработа в области политологии требует часто наличия устойчивых, общераспространенныхи упрощенных точек зрения. Политология может принести большую пользуправительству, в основном, указывая, что что-то не в порядке, т.е. «говорявластям правду», по образному выражению квакеров. Опросы общественногомнения, например, показывали постепенную утерю законности правительством СШАс середины 60-х до начала 80-х гг. Точно причину этого явления установитьнелегко: было ли это связано с войной во Вьетнаме, уотергейтским скандалом илипросто с инфляцией? Или же в этом виноваты все три события? Кандидаты напрезидентский пост, зная результаты опроса общественного мнения, строили своиизбирательные кампании так, чтобы с приходом к власти суметь противостоятьэтому опасному явлению Рональд Рейган с его многообещающей предвыборнойкампанией и свежими идеями, сумел обернуть это недовольство себе на пользу.
3.Развитие политологии.
Политология как наука нестатична. За время своего развития она прошла через три стадии подхода к ней,что особенно характерно для Соединенных Штатов: это — традиционныйподход, поведенческий и постповеденческий подходы. Невозможно сказать, какой изних является наиболее удачным, поскольку сейчас используются все три, хотямежду их сторонниками и возникают иногда трения. Называть первый подход«традиционным» будет не совсем правильным, потому что это названиебыло дано ему сторонниками поведенческого подхода из-за того, что он заключаетв себе широкий спектр более детальных подходов, начиная от философского иэтического и заканчивая общественным и ориентированным на власть. Большинствогреческих, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи Возрождения принимали заоснову нормативный подход к изучению деятельности правительства и политики.Многие из них пытались найти ответ на вопрос: «что должно быть?» иуделяли мало внимания тому, что было на самом деле. Исходя из религиозных,правовых и философских ценностей, они пытались найти такую систему правления,которая обеспечила бы людям счастливое существование; причем очень часто ониориентировались при этом на господствующие в то время теории. Хотя сторонникиповеденческого подхода отвергли их в качестве умозрительных, теории Аристотеля,Гоббса, Локка, Руссо несут в себе много замечательных и глубоких идей, которые,по иронии судьбы, иногда подтверждаются последними «научными»исследованиями. Макиавелли разработал другой подход, основанный на вопросе овласти. Хотя многие американские политические мыслители осудили и отвергли этотподход и ушли от обсуждения вопроса о власти, в котором есть, по их мнению,что-то нечистоплотное, теория Макиавелли прижилась в Европе, и ее немалоиспользовали в своих лучших работах Моска, Парето и Микель. Американцыпознакомились с подходом, в основе которого лежит вопрос о власти, из работнемецкого эмигранта-ученого в области международных отношений ХансаДж.Моргентау, который подчеркивал, что «любая политика — это борьба завласть». Тем временем, американские мыслители сконцентрировали своевнимание на правительственных учреждениях, организациях и официальныхгосударственных структурах. Этим они пытались доказать влияние закона наразвитие политологии в Соединенных Штатах. Например, Вудро Вильсон, прежде, чемон стал профессиональным политологом, был юристом (хотя и неудачником); онтакже концентрировал свои исследования на совершенствовании правительственныхучреждений и организаций. Конституции были излюбленным предметом изученияполитологов этого периода, поскольку они часто исходили из положения о том, чтоструктура правительства на бумаге почти полностью соответствовала тому, какойона впоследствии была в действительности. Становление диктаторских режимов вСоветском Союзе, Италии и Германии, а также ужасы второй мировой войны сильнопошатнули веру многих политологов в силу и значение правительственныхорганизаций. Конституцияпечально известной Веймарской республики в Германии (1919 — 1933) на бумагевыглядела прекрасно; ее разработкой занимались эксперты. Однако вдействительности она выглядела совсем иначе, поскольку Германия тех лет неимела опыта демократического правления. Точно так же сталинская конституция 1936 г. представлялаСоветский Союз образцом демократии, хотя очевидно, что на самом деле это былодалеко от действительности. Отсюда пошло желание выяснить, как же вдействительности функционирует политическая власть,а не какой она задумывалась на бумаге. В данном вопросе послевоенныеамериканские политологи были последователями традиций французского философаначала XIX в. Огюста Конта, который разработал доктрину позитивизма,заключавшуюся в применении методов исследования, применявшихся к естественнымнаукам, к исследованию общества. Позитивизм Конта был оптимистическойфилософией, утверждавшей, что накопление данных путем научных наблюдений, неприбегая к предположениям и интуиции, позволит усовершенствовать науку обобществе и тем самым усовершенствовать само общество. Пожалуй, психологи болеедругих увлекались этим подходом (и до сих пор продолжают его придерживаться);многих из них стали называть «бихевиористами» за их приверженность кизучению реального поведения людей в ущерб изучению их мыслей или чувств.Политологи — приверженцы поведенческой теории начали с пятидесятых годовперенимать подход, применявшийся психологами и накопили статистические данныепо результатам выборов, опросов общественного мнения, голосования взаконодательных учреждениях и прочих всевозможных событий, позволявших им получитьдополнительные цифры. Бихевиористы внесли своего рода замечательный вклад вполитологию, развеяв ряд долго существовавших, но неизученных предположений идав теоретической политологии практическую точку опоры для дальнейшей работы.Поведенческие исследования были особенно полезны при изучении «социальныхоснов» политики, отношений и ценностей среднестатистических граждан, чтоявляется особенно важным для функционирования любой политической системы.Постповеденческая теория. Поведенческая школа исследований была окончательносоздана и закрепила свои позиции в течение шестидесятых годов. Однако, в конце60-х гг. поведенческая теория подверглась жестокой критике и не только состороны последователей традиционализма.Многие молодые политологи, находившиеся под влиянием радикального движенияпротив Вьетнамской войны, сетовали на то, что поведенческий подход был слишкомстатичным, консервативным, излишне перегруженным собственными профессиональнымиценностями, и не отвечал насущным задачам текущего момента. Будучи далекими от«научности» и «непредвзятости», приверженцы поведенческойтеории часто характеризовали текущее положение в Соединенных Штатах как норму,а любое отличие от положения в США квалифицировали как отклонение. Модель политическойсистемы, созданная Истоном.., представляет собой идеализированную модельполитического устройства США. Ученые Олмонд и Верба пришли к выводу, что американцывоплощают в себе все добродетели человеческой культуры. Изучая только то, чтосуществует в данный момент, последователи поведенческой теории отрицаютвозможность изменений; их исследования являются ограниченными во времени. Ониотдают необоснованное предпочтение существующему положению в своихисследованиях и склонны к изучению установившихся, устоявшихся систем,поскольку именно в этих вопросах их методологические средства проявляют себя снаиболее выгодной стороны. Они испытывают тяжелые времена, если им приходитсяосмысливать общественные спады и подъемы, поскольку их теории учат, что всеполитические системы находятся постоянно в состояния равновесия и не могутразрушаться. Хотя возможно, что наиболее суровой критике приверженцевповеденческой теории подвергли за то, что они стремились заниматься изучениемсравнительно незначительных вопросов, избегая крупных политических проблем.Сторонники этой теории могут сказать нам, например, какой процент служащихкатоликов в Детройте голосует за демократов, однако они почти ничего не смогутнам сказать о том, что это значит применительно к качеству руководства вДетройте или к различным решениям, принимаемым местными выборными властями.Отсутствует связь между итогами голосования и последующей деятельностьювыборного руководства. Короче говоря, основные обвинения критиков сводятся ктому, что поведенческие исследования часто бывают непоследовательными. К 1969 г. даже Дэвид Истон былвынужден признать наличие объектов для критики в своей теории, которую онназывал «поведенческая революция». Он назвал новое движение«постповеденческая революция». В определенной мере постповеденческийподход можно представить как синтез традиционного и поведенческого подходов.Сторонники новой теории признавали, что факты и оценки являются взаимосвязанными;в своих исследованиях они использовали как количественные данные, полученные врезультате традиционных исследований, так и качественные данные, полученныесторонниками поведенческого подхода. Помимо существующего на текущий моментобщественного мнения они готовы были заниматься изучением истории и общества.Было бы преждевременным заявлять, что в этом споре подходов победилопостповеденческое направление, так как если вы зададите вопрос об этом наполитологическом факультете, вы сможете обнаружить среди его профессоров, илидаже во мнении одного профессора, точки зрения, характерные для традиционного,поведенческого и постповеденческого подхода.
4.Функции политической науки.
Функцииполитологии следует отличать от функций политики. Политика- это определённая сферачеловеческих отношений, тогда как политология – это знания об этих отношениях,причем эти знания во многом формируются в результате того, что исследовательсмотрит на политические отношения как бы извне, непредвзято (в науке в этом случае говорят «объективно»). Т. е.политика- сфера практической деятельности, а политология- сфера теоретической.
Значимость политологии определяется тем, что она играетважную роль в жизни общества. Можно выделить несколько функций, которыевыполняет политология:
1. Познавательная функция политологии сводится к тому, что эта наука предоставляет в наше распоряжение совокупность понятий, которыепомогают нам говорить о политической жизни и её закономерностях.
2. С познавательной функцией тесно связана практическаяфункция. И действительно: человек, обладающий достаточными политическимизнаниями, т.е. знающий «как устроены политические объекты», можетвоздействовать на них, изменяя их. Человек, не достаточными политическимизнаниями также влияет на политику: голосует, дает оценку политическим решениями т. п.
3. Политология выполняет также идеологическую ивоспитательную функции. И действительно, как может человек, который не знает обо всех наиболее общих возможностяхполитического развития, иметь какие-то представления о том, какое политическоеустройство должно быть в его стране? Может ли он иметь к.л. политическиеубеждения или пристрастия? НЕТ!
Кроме того политология играет важную роль в формировании политической культуры, т.е.готовит людей к сознательному принятию решений,имеющих политическое значение. Она формирует политические ценности и нормы.
4. Наконец, политология играет прогностическую функцию:позволяет предсказывать , как будетидти тот или иной политический процесс и какое влияние на него будут оказыватьпринимаемые политической жизни решения.
5.Изучение методов политическогоисследования.
Методы являются теми способами, спомощью которых исследователи анализируют факты и строят на основанииполученных результатов теории,объясняющие эти факты.
МЕТОДЫПОЛИТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
МЕТОД
ХАРАКТЕРИСТИКА
Сравнительный метод
Основан на сопоставлении различных политических объектов. Основой для этого метода является сопоставление объектов для выявления их признаков. Такое сопоставление всегда дает значимые результаты, позволяет выявить типы и формы явлений, существующих в политической сфере, лучше понять их сущность.а сопоставлении различных политических объектов. исследователи анализируют факты и строят на основании полученных результатов
Психологический метод.
Используется для изучения роли человеческого фактора в политике. Пол. сф. можно рассматривать как существующую объективно, независимо от человеческого сознания. однако любые пол. явления не могут не вызывать определенного отношения к ним.
Институциональный метод
Ориентируется на описание полит институтов, например, государства, правительства и т д.
Социологический метод
Исследует пол сф. как социальное явление. При таком подходе используются такие соц. Понятия, как социальная общность, социальная группа и т. д.
6. Участие человека в политическойжизни.
Рольличности в политике может быть оценена с т.зрения степени, с которой эталичность участвует в политической жизни. В основе такой оценки должно лежатьвлияние личности на политический процесс и политические отношения.
Классификациятипов участия личности в политике по Веберу:Случайное- такая ф-ма участия, при которой личность лишь периодически принимает решения или совершает действия, кот. имеют политические цели или, шире, обладают политическим смыслом. Для этого участия нередко характерно то, что субъект деятельности мало задумывается о том, что он делает и к чему могут привести его действия. по совместительству- предполагает, что человек участвует в пол. жиз. более активно, однако пол деят не является его основной деятельностью. профессиональное участие – заключается в том, что человек делает политическую деятельность своей профессией. Такой человек становится экспертом, способен давать политпрогнозы, а также рекомендации по эффективной политической деятельности.
Политика, как и любая другаясфера общ.жизни, подчиняется определенным правилам, и любой человек в целомвынужден действовать в соответстви с ними.для описания жтого аспекта используютпонятия роли и статуса.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ- стереотипповедения в политике, который воспроизводится человеком в процессе полит.взаимодействия с определеннойрегулярностью и на протяжении достаточно продолжительного времени. Онавыражается в совокупности прав и обязанностей, кот закрепляются заносителем этой роли в результате вырабатываемого обществом соглашения.
Политическиероли могут быть стандартизованными и
нестандартизованными. В первомслучае- поведение человека подчиняется правилам, которые действуют вполитической сфере.
Говоря о нестандартизованных политических ролях, имеют в виду главнымобразом отклоняющееся и инновационное политическое поведение. Оба этих типа поведения основаны на нарушении техожиданий, которые направлены на носителя данной полит.роли.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС- представляетсобой обратную сторону политической роли. Если пол.роль динамична и соотноситсяс поведением, то политический статус, наоборот, статичен, он отсылает к тойпозции, котор. Занимает его носитель в системе политических отношений.
Политическийстатус закрепляется юридически, хотя это не является общим правилом. В качествепримера пол.статуса можно привести статус человека (гражданина) в том виде, вкот. он закреплен в конституции РФ.
Полит.роли и полит.статусы могут быть предписанными(аскриптивными) и основанными надостижении. В первом случае эти параметры перешли ему «по наследству». Яркий пример- наследник престола.
Политическиестатусы и роли, основанные на достижении, человек вынужден приобретать, таксказать, «собственным трудом». В этомслучае его положение в обществе зависит от уровня его способностей, а такжеколичества успешных действий в полит.сфере.
7.Человек и государство. Гражданство.
Государствои человек взаимодействуют как в в целом равноправные силы. Конечно, гос-вообладает более широкими возможностями, оно сильнее человека. Но это неозначает, что оно может использовать её против человека даже в том случае, еслиу него нет для этого оснований.
С точки зрения правового статуса личности принято выделятьправа человека и права гражданина. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА принадлежат любому человеку,а права гражданина приобретаются лишь на том основании, что он являетсягражданином данного гос-ва. Гражданство-совокупность взаимных прав и обязанностей гос-ва и гражданина и является одним из основных правовых институтов. Темагражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходитобразование новых государств, объединение государств в союзы (союз России иБелоруссии). Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, аравно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимыхгосударствах и за пределами бывшего Союза Советских СоциалистическихРеспублик, принятый закон «О Гражданстве Российской Федерации имеетогромное значение, так как этот документ является основным регулятором нормгражданства. Гражданство — один из основных элементов правового статуса лица,определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, тообщее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всегообъема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а такжезащита его государством, где бы он ни находился . Такое понимание гражданства получает все большее распространение вдоктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многихстранах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных правчеловека. Об этом свидетельствует, например, один из признанных авторитетовв области прав человека, член Европейской Комиссии по правам человека вСовете Европы австрийский юрист — профессор Феликс Эрмакора. Он считает,что, хотя в современном международном праве и нет специальной нормы,которая признавала бы гражданство в качестве одного из прав человека, темне менее, гражданство вынуждено выступать как непременное условие (conditiosine qua non) признания целого ряда прав и свобод и в их числе – принциправенства. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полнойправосубъектности лица.