Человек.
Индивид. Индивидуальность. Личность.
Издревле(начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии)
проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более
актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала
научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться
“в тисках” информационно-техногенного общества.
Человек- особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны,
биологическим началом(приближающим его к высшим млекопитающим), с другой
стороны, духовным- способностью к глубокому абстрактному мышлению,
членораздельной речи(что отличает его от животных), высокой обучаемости,
усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной(общественной)
организации.
Проблема личности есть одна из центральных во всей системе гуманитарного
знания. И каждая из теоретических дисциплин, изучающих личность, по-своему
очерчивает ее образ, выражая его в специфических понятиях, под собственным
углом зрения.
По-своему анализирует проблему личности философия. Не случайно в
структуре философского знания, в системе философской антропологии, обозначилась
такая ветвь, как «персонализм»–философская концепция личности и ее
универсального статуса, свободного развития.
С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других
объектов, вещь среди других вещей. Ее нельзя познать извне. Личность есть та
единственная цельность, которую мы и познаем, и создаем изнутри. Российский
персонализм(Н. Бердяев) рассматривает личность как нечто неповторимое,
уникальное, самоценное. Ее должно понимать лишь из нее самой, а не из чего-либо
внешнего(природа, социальность, даже трансцендентное). Суть личности в ее
свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы над рабством, победа
над тяжестью мира.
Большинство философов считали, что индивид становится личностью, не
замыкаясь в себе, а вступая в сложные отношения с Другими, обнаруживаясь в
ансамбле общественных отношений, представая как социальный индивид.
Исходя из того, что в разных теоретических построениях личность
«смотрится» не одинаково, можно утверждать с той или иной мерой
доказательности, что каждый индивид–личность, и наоборот, что не все могут
полагаться как личности. Так, для юриста новорожденный есть личность,
защищенная законом и обладающая некоторой совокупностью прав(имущественных,
правом на защиту достоинства и т.п.). А для педагога или психолога
новорожденный это только потенция полноценной личности, ему еще надо
«выделаться», стать личностью.
В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать
личностями, независимо от любых различий(возрастных, этнических, наличия или
отсутствия таланта и т.д.). Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже личности.
Уважение к покойным–это неотъемлемая черта любой гуманистически ориентированной
культуры.
Иногда предлагают(М.С. Каган) развести три понятия, характеризующие
отдельного человека, таким образом:
Индивид–это обозначение человека, взятого как «особь», единичный
представитель вида «гомо сапиенс»;
Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя
обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире
совокупности ценностных ориентаций.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков
используется понятие “личность”- совокупность врожденных и
приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в
социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на
первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его
«самость» и незаменимость.
Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в
условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм
социальное начало человека контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормального
развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность.
Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества,
воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и
биологического, в человеке оставалось только одно- биологическое. Такие люди
усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно
отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое
общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую
природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных
навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим
началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня
животных(например, у которых он воспитывался).
Большое значение для превращения биологического индивида в
социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь
каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и
интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою
социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.
При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому
понятию, как качества личности- врожденные или приобретенные привычки, образ
мышления и поведения.
По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества
можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества
формируются под влиянием семьи и общества.
В философии выделяются позитивные моральные качества:• гуманизм;•
человечность;• честь;• совесть;• скромность; великодушие;• справедливость;•
верность;• иные качества. и общественно осуждаемые-негативные: • чванливость;•
цинизм;• грубость;• тунеядство; трусость;• нигилизм;• иные негативные черты. К
общественно полезным качествам относятся: • воля;• решительность;• мудрость;•
умение; установки;• убеждения;• патриотизм.
Человек, как правило, совмещает в
себе все виды качеств; одни качества развиты больше, другие- меньше.
Характерной чертой каждого
человека, личности является наличие потребностей и интересов.
Потребности- это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности
могут быть:
• биологическими(естественными)- в сохранении жизни, питании размножении
и др.;
• духовными- стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям
культуры; материальными- обеспечить достойный уровень жизни;.
• социальными- реализовать профессиональные способности, получить должную
оценку со стороны общества.
Потребности- основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных
действий. Удовлетворение потребностей- важный компонент человеческого счастья.
Значительная доля потребностей(кроме биологических) формируется обществом и
может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный
уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито
общество, тем выше качество потребностей.
Интересы- конкретное выражение потребностей, заинтересованность в
чем-либо. Совместно с потребностями интересы- также двигатель прогресса. Среди
интересов выделяются:
• личные(индивидуальные);
• групповые;
• классовые(интересы социальных групп- рабочих, учителей, банкиров,
номенклатуры);
• общественные(всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
• государственные
• интересы всего человечества(например, в недопущении ядерной войны,
экологической катастрофы и др.). Также интересы могут быть:
• материальными и духовными;
• нормальными и ненормальными;
• долговременными и ближайшими;
• разрешенными и неразрешенными;
• общими и антагоническими.
Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба
являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов
способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том
случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими,
направленными на взаимоуничтожение(человека, группы, класса, государства и т.
д.), и соотносятся с общими интересами.
• Особым аспектом нормальной жизни человека(личности) в обществе является
наличие социальных норм.
Социальные нормы- общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение
людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:
• поддерживают порядок, равновесие в обществе;
• подавляют скрытые, в человеке биологические инстинкты,
“окультуривают” человека;
• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.
Видами социальных норм являются: «^ нормы морали;
• нормы группы, коллектива;
• специальные(профессиональные) нормы;
• нормы права.
Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они
охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми(или
большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм
является сам человек(его совесть) и общество, которое может подвергнуть
осуждению нарушителя норм морали.
Групповые нормы- особые нормы, регулирующие поведение членов узких
коллективов(ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы
преступной группировки, нормы секты и т. д.).
Специальные(профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей
тех или иных профессий(например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих
отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распространены
среди медработников, артистов, военных и т. д.).
Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:
• устанавливаются особыми уполномоченными госулярственными органами:
• имеют общеобязательный характер;
• формально-определенны(четко сформулированы в письменной форме);
• регулируют четко определенный круг общественных отношений(а не
общественные отношения вообще);
• подкреплены принудительной силой государства(возможностью применения
насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном
законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).
Жизнь человека и общества
невозможна бездеятельности- целостных, системных, последовательных,
направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности
является труд.
В современном развитом обществе труд- одна из высших социальных
ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет
свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека
и отрицательно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и
обществу труд способствует развитию потенциала человека…
Труд сыграл исключительную роль в формировании и развитии человеческого
сознания, способности человека, в эволюции в целом.
Благодаря труду и его результатам человек выделился из окружающего
животного мира, сумел создать высокоорганизованное общество.
Жизненная позиция- отношение человека к окружающему миру, выражающееся в
его мыслях и поступках.
Выделяются две основные жизненные позиции:
пассивная(конформистская), направленная на подчинение окружающему миру,
следованию обстоятельствам.
активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над
ситуацией;
В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:
• авторитарно-конформистская(человек в своем поведении ориентируется на
поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного
человека, как правило, руководителя коллектива);
• групповая-конформистская(отдельный человек, как и другие члены группы,
жестко придерживается норм, принятых в группе);
• общественно-конформистская(отдельный индивид подчиняется нормам
общества и “плывет по течению”); данное поведение особенно было
свойственно гражданам тоталитарных государств.
Активная жизненная позиция также имеет свои грани:
• активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но
подчинение лидеру группы;
• подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе,
коллективе;
• игнорирование общественных норм и активное стремление “найти
себя” вне общества- в банде преступников, среди хиппи, в других
асоциальных группах;
• непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью
других изменить всю окружающую действительность(пример: революционеры- Ленин и
другие).
Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации,
гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности.
Воспитание- это приобщение индивида к социальным нормам, духовной
культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.
Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества:
семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз,
профессиональное сообщество, общество в целом.
В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный
человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник,
представитель мира культуры, харизматический политический деятель.
Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества
имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной
культуры(книги, выставки, технические устройства и т. д.).
Основные цели воспитания:
подготовить человека к жизни в обществе(передать ему материальную,
духовную культуру, опыт);
развить общественно ценные качества личности;
стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;
научить человека взаимодействию с другими людьми;
научить человека труду.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all. narod.ru/