ЧЕЛОВЕК, КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

План реферата. 1. Человек, как биосоциальное существо 2. Основные сведения о биоэтике 3. Проблема трансплантации органов 4. Генная инженерия новая область исследования 5. Селекция и клонирование 6. Список используемой литературы ЧЕЛОВЕК, КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО Современное человечество живет в новом тысячелетии и это заставляет людей уделять большее внимание
своему будущему и разумному осмыслению нашего прошлого. Одним из важнейших стала проблема взаимодействия природы и общества. Противоречия между природой и обществом в условиях бурно развивающегося научно-технического прогресса НТП перерастают в антагонизм, угрожающий самой жизни на нашей планете. Признаки глобального нравственно-экологического кризиса человечества, в котором оказался мир и следствием
которого стали резкие нарушения экологического равновесия и несовместимость жизни человечества с созданной средой обитания, ставит перед каждым человеком задачи овладения принципами управления своей жизнью, находящейся в постоянном взаимодействии с окружающей средой, задачи рационального природопользования и освоения места и значения человека в эволюции не только Земли, но и Космоса. Так как человека можно рассматривать в двух аспектах социальном и биологическом,
то здесь возникают явные противоречия, которые делают изучения человека более трудным. Достижения науки и техники создали у людей представление об абсолютном превосходстве человека над природой. Космическая техника, наземный транспорт, успехи науки, позволившие получать новые вещества, не существующие до этого в природе – все это усилило антропоцентризм по отношению к природе. Люди стали забывать, что сами они – часть природы, биологический вид, жизнь которого определяется амплитудой природных условий, и все их могущество основано на использовании законов природы, вне которых развитие человеческой цивилизации невозможно. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О БИОЭТИКЕ Биоэтика понимается как раздел этики, рассматривающий область отношения человека к различным живым формам. Само слово этика определяется как ответственность человека перед окружающими таким образом, биоэтика понимается как область знаний о поведении человека по отношению к другим и как философское
понятие, касающееся нравственной стороны поведения человека. Понятие биоэтика возникло недавно, несколько десятилетий назад, однако, за это время биоэтика сделала быстрые шаги вперед. В ряде стран имеются центры по биоэтике в Европейском Союзе работает Комитет по биоэтике. Комитет с аналогичным названием открыт при Академии наук России. Понятие биоэтики было введено в обращение в конце 1960-х гг. и быстро получило
широкое распространение. В то же время содержание этого понятия по-прежнему вызывает споры. Чем является биоэтика – новой научной дисциплиной, сложным комплексом проблем, вызванных к жизни взаимодействием наук, или новой формой моральной философии. Одна из основных причин возникновения биоэтики связана с развитием биологии, ее воздействием на медицину и комплекс наук, изучающих человека. Тем не менее, констатация этого факта мало что объясняет сама по себе.
Внимательное изучение круга вопросов, охватываемых понятием биоэтики, указывает на необходимость выработки системы нравственного регулирования научной деятельности биологов, медиков, представителей других наук, так или иначе вторгающихся в основы человеческой природы. На первый взгляд, расшифровка понятия биоэтики достаточно проста и означает совокупность этических проблем биологии. Но все было бы так, если бы эти проблемы касались только биологии – науки о жизни. Между тем круг явлений, объединяемых биоэтикой, охватывает сложнейшие разделы не только биологических наук, но медицины и права, т.к. они имеют отношение к человеческой жизни, как нынешних поколений, так и тех людей, которые должны будут жить по рецептам, узаконенным сегодня. В статье анализируется ряд ситуаций, в которых современное общество сталкивается с проблемами биоэтики. В большинстве случаев они связаны с трансплантацией органов, искусственным деторождением, созданием
банка эмбрионов и т.д. При этом отмечается, что не ясно, кто возьмет на себя ответственность за принимаемые решения, когда за ними стоит судьба человека, тем более человека, которого еще нет. Не понятно, кто может вынести приговор – какие гены плохие, а какие – хорошие По каким критериям осуществлять генетическое вмешательство, на какие идеалы ориентироваться К сожалению, констатирует автор статьи, человечество не готово к решению задач подобно рода.
Соответственно, пока трудно говорить о биоэтике как научной дисциплине, располагающей надежной теоретической основой. В то же время, ясно, что развитие таких наук, как молекулярная биология, и их проникновение в медицину, побуждает к пересмотру и переоценке культурных и экономических ценностей, присущих нашей теперешней жизни. Проблемы биоэтики содержат богатейший материал для философии, т.к. в них с особой силой проявляются такие традиционные вопросы, как сущность души, нравственного начала и т.п.
Дальнейшее продвижение по пути познания и самопознания человека – процесс неизбежный, сопряженный с невиданной ранее ответственностью. Поэтому на первый план сегодня выходят вопросы, связанные с широкой информацией общества о ходе исследований и характере практических действий относительно здоровья человека, а также касающихся выработки моральных рекомендаций и юридических норм. Формирование биоэтики обусловлено, прежде всего, теми грандиозными изменениями, которые произошли в технологическом перевооружении современной медицины, кардинальными сдвигами в медикоклинической практике, которые нашли свое выражение в успехах генной – инженерии, трансплантации органов, биотехнологии, поддержании жизни пациента. Все эти процессы невиданным образом обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед медицинским персоналом. Существуют ли пределы и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека
Допустима ли эвтаназия С какого момента следует считать наступление смерти С какого момента зародыш можно считать живым существом Допустимы ли аборты Или аборты есть убийство живых существ Таковы лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, да и перед широкой общественностью в условиях невиданного технологического оснащения современной медицины в развитых странах
Биоэтика как исследовательское направление междисциплинарного характера сформировалось в конце 60х – начале 70х гг. Термин биоэтика предложен В. Р. Поттером в 1969 г. Трактовка ее весьма разнородна. Прежде всего, биоэтику пытаются отождествить с биомедицинской этикой, ограничив ее содержание этическими проблемами отношений врач – пациент. Существует и более широкое понимание биоэтики, включающее в себя ряд аксиологических ценностных проблем
профессиональной деятельности, смежной с врачебной, ряд социальных проблем, связанных с системами здравоохранения и, наконец, проблем, относящихся к отношению человека к животным и растениям. Кроме того, термин биоэтика указывает на то, что она ориентируется на исследования живых существ. Иными словами, биоэтика ориентируется на достижения современной биологии при обосновании или решении моральных проблем, возникающих в ходе научных исследований. Несмотря на то, что биоэтика, как было сказано выше, оформилась как научное направление во второй половине XX века, проблемы, которые она рассматривает, изначально составляли основу русской философской мысли. Так в начале XX века известный русский революционер П. А. Кропоткин разрабатывает этику альтруизма. Этику, по его мнению, необходимо обосновать научно, т. е. построить на базе естествознания, в частности, теории эволюции
Дарвина. Высоко оценивая значение теории Дарвина, П. А. Кропоткин решительно критикует ее основной принцип – принцип борьбы за существование. Его необходимо дополнить принципом взаимной помощи как одним из важнейших факторов эволюционного процесса. Это означает, что корни нравственности – в инстинкте общительности, уже изначально существующем в органической природе. Природа называется Кропоткиным первым учителем этики, нравственным началом этики.
Поэтому в работах Кропоткина – Взаимная помощь как фактор эволюции, Этика много внимания уделено описанию различных форм взаимопомощи в животном мире, для того чтобы показать, как этические нормы укоренены в природном мире, истоки альтруизма – в инстинкте общительности и взаимопомощи, присущих уже животным. Позднее эти идеи нашли свои подтверждение в работах этологов К. Лоренца, Д.П. Филатова и др. В сороковых годах 20- го столетия выдающийся советский биолог
Д. П. Филатов начинает писать работу Норма поведения, или мораль с естественно – исторической точки зрения. Увязывая этику с теорией эволюции и этологией, Филатов проводил мысль, что человек на первых фазах эволюции унаследовал от животного мира норму оборонительного поведения, эгоистическо-инстинктивное начало в поведении. Эгоизм первичен в жизни животных. Эта фаза в эволюции человека подчинена законам естественного отбора, действие которых в последующем ослабляется. Биоэтика, как и любое другое изобретение человеческого духа, не является некоей моральной панацеей. Нельзя думать, что она сможет дать решение всех рассматриваемых ею проблем. Поскольку ситуации, анализируемые биоэтикой, рождаются в сфере современных и перспективных биологических и медицинских научных исследований, в будущем ей, по-видимому, должно уделяться все большее внимание. Одной из главных задач биоэтики должна стать попытка пробудить чувство ответственности за
те социальные формы, в которой эти ситуации возникают и разворачиваются в современном обществе. Только в этом случае появится возможность движения к осуществлению оптимистическую концепции Вернадского о переходе биосферы в сферу разума, где решающую роль играет не только наука, но и этический разум объединенного человечества. ПРОБЛЕМА ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ Эта проблема связана со многими вопросами, имеющими отношение к этике и праву.
Специфичным здесь является то, что они касаются всегда двух лиц донора и реципиента. Помимо вопроса об оправданности или неоправданности трансплантации органов как терапевтической пробы эксперимента, при этом возникают и другие проблемы, связанные с вопросом об оправданности применения органа живого донора, далее с проблематикой пересадки органов от трупа, что влезет за собой целый ряд проблем, касающихся многих медицинских и этико-правовых вопросов.
Первый этико-правовой вопрос касается оправданности или неоправданности трансплантаций жизненно важных органов в клинике. Основной чертой проблематики трансплантации органов с клинической точки зрения является большая дифференциация. Еще 15 лет назад пересадка почек в клинике оценивалась как биологический эксперимент, ибо здесь преобладал интерес чисто научного дознания, позже уже стало возможным говорить о терапевтическом эксперименте. Состояние на сегодняшний день дает нам право видеть в трансплантации почек не лечебный эксперимент, а лечебный метод. В период биологического эксперимента возникли сомнения с этической и правовой точек зрения относительно его оправданности, которые были опровергнуты, так как, например, большую действенность иммунодепрессии у человека по сравнению с результатами, полученными у подопытных животных, нельзя было выявить ничем иным, как проверкой в клинике. Точно так же сведения об обратимости криза отторжения, о том, что этот синдром поддается лечению, можно
было получить только при изучении человеческих трансплантатов. Сомнения в оправданности трансплантации почек, имевшие место в период, когда эти операции являлись терапевтическим экспериментом, постепенно рассеивались по мере того, как улучшались результаты. В настоящее время эта проблема превратилась в необходимость ввести трансплантацию в широкую практику, несмотря на различные, особенно организационные, трудности, вытекающие из специфичности пересадок органов.
Что касается других органов, с точки зрения этики и права, здесь положение совсем иное. Трансплантация этих органов находится где-то между биологическим и терапевтическим экспериментом. Можно лишь согласиться авторами, подчеркивающими, что подобные эксперименты оправданы лишь в тех медицинских учреждениях, где имеется большой опыт ее не только по трансплантациям органов, но и по клинической пересадке почек. Только там есть гарантия, что вмешательства будут выполняться с достаточным знанием общей трансплантационной
проблематики, т.е. иммунодепрессии, консервации и взятия органов и т.п. Другой подход к этой проблеме может лишь повредить дальнейшему развитию трансплантации органов. Примером может послужить история клинической трансплантации сердца. Под влиянием нездоровой кампании ажиотажа, поднятой вокруг этого вмешательства, его стали выполнять и в таких медицинских учреждениях, у которых не было опыта по трансплантационной проблематике. Мировая статистика закономерно заставила прийти к заключению, что попытки, связанные с трансплантацией сердца, следует прекратить, хотя в некоторых, клиниках получены результаты, приближающиеся по эффективности к таковым при пересадке почек. Если обобщить современное состояние проблематики трансплантации органов, то можно сделать вывод, что требование о введении трансплантации почек в клинику возможно в большем объеме, является этичным, но, с другой стороны, этичным является и требование о введении трансплантаций
других органов в клинику с возможно большей осторожностью. Не исключено, конечно, что такая этическая позиция по отношению к трансплантации будет с течением времени изменяться и развиваться аналогично отношению, имевшемуся к проблеме трансплантации почек, т.е. в направлении биологический эксперимент терапевтический эксперимент клинический метод. Другой вопрос относится к взятию почек от живых доноров.
Общепризнанным является мнение о правомочности донорства почки. Считается, что каждый человек имеет право пожертвовать собой в пользу своего ближнего, который, в противном случае, был бы приговорен к смерти. Поступок, направленный на спасение человека, считается проявлением наивысшей этичности. Однако при этом учитываются два основных условия донорство должно быть безвозмездным, а принятие решения добровольным, без принуждения.
В настоящее время характерным является отклонение от этого способа, что вызвано улучшающейся результативностью взятия органов от мертвых. Донор в таких случаях подвергает себя риску, что же касается врача, то его гнетет моральный запрет, ибо он проводит вмешательство не в пользу оперированного. Во всем мире наблюдается тенденция отклонения от взятия почек от живых доноров, хотя она не всюду проявляется равномерно. Можно сказать, что практически они выполнялись лишь в двух ситуациях во-первых, если речь шла о HLA-идентичных родственниках брат и сестра, сестра и сестра, брат и брат и, во-вторых, когда донор прямо требовал проведения вмешательства. Но и в таких случаях, критерии к его выполнению очень строги. Очень тщательно следует разобраться в полноте свободного принятия решения о донорстве, что необходимо для признания его правомочным. Большое количество этических и правовых вопросов связано с проблематикой взятия органов от трупов. Прежде всего, возникает вопрос правомерно ли применять в лечебных целях ткань
из тела умершего Подход к этому вопросу в законодательстве России в последние годы определился, он принципиально отличается от такового в законодательствах капиталистических стран, например США. Существующая в РФ правовая норма позволяет применять в медицинских целях, для охраны здоровья, граждан трупные ткани и органы. ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ НОВАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Генная инженерия, едва насчитывающая несколько десятилетий, заставляет сегодня
работать гены человека или животных в микроорганизмах или совсем других клетках. Это представляет большой интерес для медицины и промышленности ведь отныне можно будет получать в большом количестве, до сих пор дефицитные активные вещества. По большей части эти вещества – белки человека. Себестоимость их производства по новой технологии значительно ниже, чем прежде. Совершенный уровень наших знаний позволяет рассчитывать на успешное развитие генной
инженерии. Некоторые исследователи предвидят такое время, когда станет возможным вводить в яйцеклетку человека или же в зародыш на ранних стадиях его развития какие-нибудь недостающие гены, и тем самым избавлять людей от страданий, вызываемых генетическими болезнями. Однако, генная инженерия может оказаться крайне опасной, если ее попытаются применить в других целях. Один из методов генной инженерии получил развитие в наше время. Это создание рекомбинантной ДНК, то есть, введение ДНК одного организма в клетки другого. Сейчас многие гены высших организмов вводят в бактериальные клетки. Сначала ген, предназначенный к переносу, вводят путем сращивания сплайсинга в небольшую кольцевую молекулу ДНК, называемую плазмидой. Эта плазмида проникает в бактериальную клетку и здесь разделяет судьбу бактериальной ДНК. Новый ген перед делением клетки реплицируется вместе с бактериальной
ДНК, и бактерия получает возможность вырабатывать белок, кодируемый ее новой ДНК. Поскольку бактерии размножаются очень быстро, эта методика позволяет получить очень много идентичных копий интересующего гена. Эти копии можно затем использовать для определения нуклеотидной последовательности данного гена или для получения его белкового продукта в тех случаях, такой продукт требуется в большом количестве. Первое практическое применение связано с получением в промышленном масштабе некоторых важных
белков. Этические аспекты генной инженерии выражают очень значимый вопрос, рассматриваемый биоэтикой. Биоэтика – это этические регулятивы отношения к живым существам, в том числе и человеку. Ее возникновение обусловлено достижениями медицины и ее техническим перевооружением. Достижения медицины определили успех генной инженерии, трансплантации органов и биотехнологии. А эти успехи обострили старые и вызвали новые проблемы.
Эти проблемы не имеют однозначного решения. Они становятся очевидными, когда задают такие вопросы как с какого момента следует считать наступление смерти Допустима ли эвтаназия Имеются ли пределы поддержания жизни смертельно больного человека В одном ряду с этими вопросами находится и проблема генной инженерии человека. Допустимо ли, с точки зрения моральных норм, хирургическое вмешательство в генотип человека. Актуальность генной инженерии человека обнаруживается при необходимости лечения больных с наследственными болезнями, обусловленными геномом генетический план развития человека. Особенно важна забота о будущих поколениях, которые не должны расплачиваться собственным здоровьем за недостатки и ущербность своего генома и генофонда сегодняшнего поколения. Проблемы, связанные с генной инженерией, приобретают глобальный масштаб.
Заболевания на генном уровне обусловлены развитием цивилизации. Человечество пока не склонно отказаться от определенной части техники и технологий, несущих не только комфорт и материальные блага, но и деградацию естественной среды обитания людей. Поэтому будут иметь место побочные явления научно-технического прогресса, отрицательно влияющие на организм человека. Повышенная радиация и увеличение доли химических веществ в пище и атмосфере становятся
факторами, вызывающими мутации у человека. Многие из них проявляются в виде наследственных болезней и аномалий. Необходимость исправления ошибок природы, генной терапии наследственных болезней выдвигает такую область молекулярной генетики, которую называют генной или генетической инженерией. Генная инженерия – это раздел молекулярной биологии, прикладная молекулярная генетика, задачей которой является целенаправленное конструирование новых, не существующих в природе сочетаний генов при помощи
генетических и биохимических методов. Она основана на извлечении из клеток какого-либо организма гена или группы генов, соединении их с определенными молекулами нуклеиновых кислот и внедрении полученных гибридных молекул в клетки другого организма. Генная инженерия открывает широкие просторы и множество путей решения проблем медицины, генетики, сельского хозяйства, микробиологической промышленности. Однако, возникает вопрос о социально-этической оценке и значимости генной инженерии и генной терапии человека. Где гарантии, что генная терапия не будет использована во вред человеку. Человечество столкнулось с дилеммой затормозить прогресс или дать миру новые источники тревог. Некоторые ученые И.П. Дубинин полагают, что надо вести борьбу за охрану существующей наследственности человека и не пытаться заменить эту наследственность чем-то кажущимся в это время лучшим. Другие ученые призывают различать невежественное вмешательство в наследственность человека и катастрофическое
невмешательство по своим последствиям. Генная терапия основана на введении в организм чужеродного генетического материала, а это означает непосредственное вмешательство в генотип человека. Однако, возражения против генной инженерии явно устарело, достаточно привести в пример факты, доказывающие, скольким людям помогли операции по трансплантации органов, спасли им жизнь. Новые знания, получаемые человеком – это естественный фактор его собственной эволюции.
Само познание, научное исследование не несут в себе ни добра, ни зла. Главное – в чьих руках они находятся. Исследования молекулярного строения генома способствуют раскрытию механизма индивидуального развития человеческого организма, и ведет к более глубокому пониманию эволюции человека. Эти исследования помогают вскрыть генную основу наследственны болезней и утверждают генную диагностику и терапию. В использовании достижений науки должен действовать этический кодекс ученого
– не навредить здоровью человека, не нанести вреда личности. Генная инженерия открыла большие перспективы в лечении наследственных болезней, она ставит своей задачей исправить недостатки природы. СЕЛЕКЦИЯ И КЛОНИРОВАНИЕ Селекция и клонирование являются близкими областями биологического знания, но эти понятия нужно различать. Селекция это получение новых и модифицирования существующих видов на основе принципа естественного отбора. Клонирование искусственное создание прототипа существующего животного из клетки исходного организма. Первым форумом, на котором всерьез рассматривалась проблема клонирования животных, был Международный генетический конгресс, проходивший в августе 1973 г. в Беркли. На нем впервые обсуждались и этические аспекты клонирования. В университетском городке шли митинги и демонстрации протеста, ораторы клеймили позором участников
научного форума, распространяли листовки, над конгрессом сгустились тучи студенческого гнева, возникла угроза его срыва. Организаторы не на шутку перепугались, выступали в газетах и по телевидению, пытались объяснить не в меру разгоряченной молодежи, что речь пойдет не о клонировании людей, а всего лишь о возможности копировать хозяйственно полезных животных, например коров. Между тем на конгрессе было отмечено, что проблема клонирования вовсе не так проста, как первоначально
думали, имеется множество подводных камней и рано строить рассчитанные под клон коровники, не говоря уже о клонировании человека. В 1997 г. мировое сообщество взбудоражило сообщение группы ученых из Шотландского Института физиологии и генетики, работающих под руководством Я.Уилмута, о том, что методом клонирования был получен вполне жизнеспособный ягненок по кличке Долли, выращенный из одной-единственной клетки молочной железы овцы породы финн дорсет.
А уже 4 марта 1997 г. президент США Б.Клинтон запретил использовать государственные средства для финансирования работ по клонированию человека. Президент Франции Ж.Ширак также посчитал необходимым объявить международный мораторий на работы по клонированию человека. Под строгий надзор попали исследования по клонированию человека в Германии и Великобритании. Если в перспективе будет отработана техника искусственного воспроизведения животных методом клонирования, то нужна ли в этом случае селекция среди растений и животных Одним словом, клонирование вместо селекции или вместе с селекцией Как известно, половой процесс является материальной основой для комбинативной изменчивости, значение которой невозможно переоценить. Как отмечалось выше, до 90 95 всей наследственной изменчивости у видов, размножающихся половым путем, приходится на комбинативную изменчивость и именно ей мы обязаны многим
селекционным достижениям. Американский исследователь Э.Майр писал в 1968 г. Непосредственное влияние мутационного давления как такового на эволюцию организмов, размножающихся половым путем, очень невелико. В создании новых генотипов гораздо более важную роль играет рекомбинация и поступление генов из других популяций Рекомбинация обеспечивает популяциям такой размах генотипической изменчивости, что она может на протяжении
многих поколений обходиться без всякого притока генетического материала. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Концепции современного существования Учебник для ВУЗов М. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 2. Генетика и наследственность Сборник статей М. Мир, 1987. 3. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера М. Молодая гвардия,
1990. 4. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания Ростов-на-Дону Феникс, 2000. 5. Федосеев П.Н. Философия и научное познание М. Наука, 1983.