Человек как личность и индивидуальность

Введение
В психологии выделяется несколько понятий,характеризующих духовный мир человека, его самосознание и ценности, особенностистремлений и отношения к внешнему миру. Каждое из них имеет специфическоезначение, подчеркивающее определенный аспект в сложной картине внутреннего миралюдей.
Личность выступает объектом целого ряда наук и,являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексногомеждисциплинарного подхода (философско-социологического,социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зренияего психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека являетсяинтегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервнуюсистему, систему желез, процессы обмена веществ половые различия, анатомическиеособенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерение» личности обусловливаетсявлиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и вкоторых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являютсясоциальные роли, которые выполняются ею в различных общностях (семье, школе,группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влияниемвоздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то естькомплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нассамих.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходеистории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самойчеловеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какоемножество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сихпор ускользает от нас.
Существенная трудность состоит в том, что между намиочень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но ипоступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди населениянашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга людей.Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишьнекоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всюсложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этихпутей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся напороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, посколькубольшинство серьёзных недугов человечества является следствием поведения людей.Стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнениеокружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки,нищета все это окружает нас. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем,как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того,насколько мы продвинемся в понимании себя и других, и насколько будут решеныуказанные проблемы.
Задача даннойработы состоит в том, чтобы, чтобы раскрыть происхождение указанных форм изаконов развития реальной деятельности людей, на основе развития их земныхспособностей, показать возможность изучения этой деятельности. Сделана одна измногих попыток в краткой форме ответить на вопросы о том, откуда эти формы изаконы взялись, почему и как они возникли. Почему они именно таковые, а неиные.

1. Человеккак субъект
Исследованиеуниверсальности человека как субъекта, способного не только к практически духовномувоспроизведению любой сферы объективной действительности, но, прежде всего ксозданию из вещества природы таких объектов, которые природе самой по себе неприсущи – всех объектов цивилизации. Универсальность человека связана свсеобщими возможностями его деятельности как общественного существа.
Человекявляется универсальным «мыслящим телом», которое в своих действиях отражаетформы множества любых других тел.
Инымисловами, универсальность – это свойство мыслящего тела как субъекта орудийноопосредствуемого формообразования, которое согласуется с логикой универсальнойсвязи вещей. Универсальность – не прирожденная, а исторически формирующаяся вобществе и онтогенетически приобретаемая способность человека.
Сущностьчеловека – это ансамбль всех общественных отношений. Следовательно, человекотносится к своим общественным отношениям как к собственной сущности, а темсамым и к самому себе как к родовому существу. Наличествует удвоение отношений.Человек удваивает себя не только интеллектуально, как это имеет место всознании, но и реально, деятельно. Таким образом, благодаря сознанию индивидвместе с тем есть и родовое (или всеобщее) существо.
Человек – содной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием,обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существообщественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Человек каксверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множествемиров, это три мира: внешний мир, социальный мир («наш мир», мир, в которыйвместе со мной входят и другие люди), внутренний мир («мой мир»,индивидуальность и неповторимость «моего» существования).
Внешний мир –это мир природы, которым человек овладевает, познавая законы природы ииспользуя эти законы для преобразования природы в своих целях. Это мир науки,техники, практики. Это мир целесообразной деятельности, в котором ничто непринимается на веру, и все требует доказательств: истинность знания требуетдоказательства, технический проект оценивается с точки зрения осуществимости ипри этом опять-таки требуются доказательства или практическая проверка,хозяйственная деятельность оценивается с точки зрения полезности. Это суровыймир, в котором нельзя просто так сказать: я знаю, ответом будет требованиедокажи, приведи факты. Нельзя просто сказать я умею – ответом будет сделай,покажи. На заключение что это полезно – в ответ человек услышит, как этоиспользовать. Это мир, где особо ценятся те знания и способы действий, которыемогут быть представлены людям в доступном для понимания и повторения виде, ипереданы другим. Они теряют свой индивидуальный характер и становятся частьюобщего опыта. Это обезличенный, тотальный мир, где нет индивидуальной логики, аесть либо логика, обязательная для всех, либо отсутствие логики. Это мир, гденет «моего» или «его» восприятия, а есть «истинное» или «ложное», гдевысказывание «эта вещь мне дорога» бессмысленно, а имеет смысл – «эта вещь мнеполезна». Это мир познаваемых и используемых законов природы, где присутствиечеловека ничего не меняет в самих законах: сила тяготения будет действовать напредмет, независимо от того, наблюдаем мы это или нет, это мир объектныхотношений, в которых нет ничего личного, мир инструментального разума.
Человек насвет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажетсяистиной. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природныепредпосылки для развития человеческих признаков и качеств. Конфигурация телановорожденного предполагает возможность ходить на двух ногах, структура мозгаобеспечивает возможность интеллекта, строение рук перспективу использованияорудий труда, рисовать, писать и т.д. И этим младенец уже человек. Своимивозможностями он отличается от детеныша животного. Этот факт доказываетпринадлежность младенца к человеческому роду, в отличие от детеныша животного,которого сразу после рождения на свет и до конца его жизни называют особью.
Следовательно,говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что онпотенциально человек. Появляясь на свет, человек постепенно обретает особоесоциальное качество, становиться личностью. Еще в детстве он включается висторически сложившуюся готовую систему общественных отношений. Дальнейшееразвитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, котороеформирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожегона других, но и не так, как они, действующего, мыслящего, страдающего,включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастникаисторического процесса. Таким образом, взаимодействие человека с «внешним»миром – это становление и развитие человека как субъекта предметнойдеятельности.
Социальныймир – это мир, в который включается человек таким основным способом какпредметная деятельность. Основная единица предметной деятельности –целесообразное действие, основанное на истинных представлениях, осуществимое иполезное с точки зрения цели и результата. В процессе этого развитияскладываются основные операционные механизмы психики. С содержательной точкизрения эта линия развития связана, прежде всего, с овладением человекомспособами и средствами действий, предоставленными в совокупном человеческомопыте. Таким образом, развитие человека как субъекта индивидуальной предметнойдеятельности связано в своем исходном пункте с процессом присвоенияиндивидуумом обобщенного, социального опыта. Дальнейшее использование способовдействий, принадлежащих первоначально другим людям, ведет к переводу образцовдействий из внешнего мира во внутренний план психической деятельности. Послезавершения периода ученичества, освоенные способы действий включаются затем виндивидуальную предметную деятельность, и далее субъект приобретает возможностьнакапливать индивидуальный опыт, на основе освоенных способов действий,вырабатывать новые способы и приемы деятельности. В этом смысле субъектдеятельности становится одновременно субъектом познания и сознания. В этомсознании актуально интегрированы как единицы непосредственного отраженияреальности – «чувственная ткань» сознания (ощущения, образы, движения,действия), так и единицы, определяемые речью, переданные опытом других людей, –значения и возникающие в связи с ними смыслы.
Овладениеразнообразными способами действий приводит, в свою очередь, к обобщениюпсихической деятельности, посредством которой предметные действия идеятельность регулируются.
Психическиекачества формируются в деятельности, но сама деятельность этими качествами необладает, они принадлежат субъекту. Когда же мы пытаемся постичь деятельностьсубъекта не со стороны способов ее осуществления, а с точки зрения того, чтоопределяет для человека саму необходимость деятельности и ее освоения, ееценность, направленность, деятельность выступает как реализация определенногоотношения человека к миру (включающему его самого). Рассматривая человека всовокупности его отношений и взаимосвязей с окружающим миром, мы рассматриваемего как личность.
Чтобы понятьчеловека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобынайти истоки и понять направленность его активности, необходимо определитьместо, позицию, которую этот человек в мире занимает. Подход к человеку какличности связан, прежде всего, с взглядом на человека как единицу общества(общественный индивид), определяемую ее местом в социальной структуре.Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологическойособи, единицы вида, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.
Такимобразом, исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальныйстатус, включение в систему социальных отношений.
Воплощать всебе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребенок,включенный во взаимоотношения с взрослыми, выступает первоначально как объектих активности, но, овладевая деятельностью, которую они ему предлагают какведущую для его развития, например, обучаясь, ребенок в свою очередь становитсясубъектом этих взаимоотношений.
Общественныеотношения это не нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть,сторона личности, являясь социальным качеством индивида.
Если родовуюсущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляетсовокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретногочеловека как личности составляет совокупность конкретных социальных связей иотношений, в которые он оказывается, включен как субъект. Они, эти связи иотношения, вне его, т.е. в общественном быте, и поэтому безличны, объективны. Вместес тем они внутри, в нем самом, как личности, и поэтому субъективны.
Утверждениеединства, но не тождества между понятиями «индивид» и «личность» предполагаетнеобходимость понять следующее: может ли быть фактом то, что существует индивид,который не является личностью, или же личность, без индивида как конкретногоносителя. В принципе может быть и то, и другое. Если представить себе индивида,выросшего вне человеческого общества, то, впервые столкнувшись с людьми, он необнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи,никаких личностных качеств, происхождение которых имеет всегдаобщественно-исторический характер.
Психическиепроцессы, определяющие деятельность, не имеют самостоятельной линии развития.Таким образом, необходимо выделить некоторое начало, которое определяетпсихическое развитие человека и тенденции этого развития.
Каждоепоколение людей застает общество на определенной ступени его развития ивключается в ту систему общественных отношений, которая на этой ступени ужесложилась. Ему нет нужды повторять, в каком бы то ни было свернутом виде всюпредшествующую историю. Кроме того, включаясь в систему сложившихсяобщественных отношений, каждый индивид приобретает и усваивает в этой системеопределенные функции, определенную общественную позицию, которые не идентичны функциями позициям других индивидов. В своем развитии индивид начинает с овладениякультурой того времени и той общности, к которой он принадлежит. Всягенетически закрепленная система свойств и механизмов является исходнойпредпосылкой дальнейшего развития индивида, в том числе и психического.
2. Индивидуальность,личность
В психологиивыделяется несколько понятий характеризующих духовный мир человека, егосамосознание и ценности, особенности стремлений и отношения к внешнему миру. Каждоеих них имеет специфическое значение, подчеркивающее определенный аспект всложной картине внутреннего мира людей.
Понятие«индивид» рассматривает человека как представителя своего биологическогокласса. Индивидуальные свойства характеризуют то общее, что есть у всех людей,они врожденные, а некоторые передаются по наследству. Хотя сами по себекачества индивида не содержат психологические свойства, однако они необходимыдля нормального развития психики, становления индивидуальных способностей икачеств личности.
Индивидуальностьопределяется теми особыми чертами, которые присущи каждому конкретному человекуи отличают людей друг от друга. Индивидуальные особенности не передаются изпоколения в поколение, они развиваются в процессе жизни, становясь все болеевыраженными яркими.
Понятиеличность подразумевает, прежде всего, те качества, которые сформировались учеловека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими, воздействиясоциальной ситуации.
Интерес киндивидуальным особенностям, отличающим людей друг от друга, возник еще вантичности. Появление гуморальной концепции, связывающей темперамент с различнымисоками организма и их гармонией, дали основание определить 4 основных типатемперамента личности – это флегматического, холерического, меланхолического исангвинического. В последствии количество типов индивидуальности былоувеличено, но идея о том, что ориентироваться нужно на объективный иорганический критерий, осталась неизменной. Эксперименты И.П. Павловапозволили выявить физиологические основы темперамента, связанные с работойнервной системы. Впоследствии труды других физиологов и психофизиологовпозволили уточнить те динамические характеристики нервной системы, которыеопределяют особенности появления психологических черт. Материалы этихмногочисленных работ дали возможность выявить так называемые психодинамическиекачества человека. Это импульсивность-рефлеклексивность, пластичность-ригидность,экстравертность-интровертность, экстрапунитивность-итрапунитивность, эмотивность– и способности.
Системаиндивидуальных черт складывается в тип личности, в структуру, имеющую четкуюиерархию черт, которая определяет предрасположенность к конкретному,«типичному» характеру взаимодействия со средой.
Висследовании проблемы личности психология опирается во многом на положенияфилософии, которая определяет, какое содержание вкладывается в это понятие икакая из сторон личности – социальная, индивидуальная, рациональная илиэтическая является ведущей. Психологию же в первую очередь интересуют вопросыструктуры личности, движущих сил и механизмов её развития. Именно они и сталицентром внимания большинства теорий личности.
Одной изпервых и наиболее известных является теория австрийского психиатра З. Фрейда.С его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация кокружающей, преимущественно враждебной среде. Это биологическая детерминация инаправляет процесс становления психики. Сточки зрения психоанализа основойпсихического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах),но эмоции и мотивы человека, а познавательное развитие есть следствиемотивационного.
Фрейд считал,что психика состоит из 3 слоев – сознательного, предсознательного ибессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. Имбыло выделено также 3 части в структуре личности: Ид, Эго, Супер-Эго.
Не всеаспекты теории Фрейда получили научное признание, но нельзя не признать, чтоего идеи повлияли на развитие мировой культуры. Фрейд открыл целый мир, которыйлежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга.
Дальнейшее развитиепсихоанализа связано с ближайшим учеником и сподвижником Фрейда К. Юнгом. Онсчитал, что структуру личности составляют 3 компонента – коллективноебессознательное, индивидуальное бессознательное и сознание.
Основноерасхождение между Юнгом и Фрейдом касается роли тени в структуре личности. Юнгсчитал ее одной из составляющих этой структуры, а Фрейд ставил ее в центрличности.
Хотя главнымсодержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не только неотрицал возможность их осознания, но и считал, что этот процесс являетсяважнейшим в личностном росте человека.
Другойпоследователь Фрейда А. Адлер стал основателем нового,социально-психологического подхода к исследованию психики человека, получившегоназвание индивидуальной психологии.
Общее, чтообъединяет концепции этих трех психологов – это предположение, что человекимеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказываетвлияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значениесексуальным факторам, Юнг – первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал рольобщественных интересов.
Не меньшийвклад в развитие психологии личности внесла и К. Хорни, которая впервыеввела понятие образ Я. Также как и Адлер, Хорни приходит к выводу одоминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности. Онадоказывала, что это развитие не предопределено только врожденными инстинктами,человек может изменяться и продолжать свое формирование в течение всей жизни. Вее теории, сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но иего мысль об антагонизме между внешним миром и человеком. Взгляды Хорни существенноповлияли на позиции современной психологии и развитие социологической школыпсихоанализа.
Тенденциистановления психоанализа, заложенные Хорни, были развиты в трудах Э. Фромма. Онпо праву считается наиболее социально – ориентированным из всехпсихоаналитиков, так как для него социальное окружение не просто условие, аважный фактор развития личности. Фромм в своей теории пытался объединить идеиФрейда и Маркса. От Фрейда он взял идею о доминирующей роли бессознательного вличности человека, а от Маркса его мысль о значении социальной формации дляразвития психики.
Исследуяразвитие личности, Фромм приходит к выводу, что движущими силами этого развитияявляются 2 врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянииантагонизма – потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Этидве потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов учеловека. Стремление человека примирить их является, с точки зрения Фромма,двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом. Егопопытки показать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими,роль общества, социальной формации в развитии личности человека имели огромноезначение не только для психологии, но и для смежных наук.
Закономернымитогом исследований Хорни и Фромма стало появление теорий, соединяющих в себепсихоаналитические и бихевиоральные подходы к личности. Это, прежде всего,теория Г. Салливена, которую он назвал интерперсональной теориейпсихиатрии. Он считал, что личность человека является не врожденным качеством,а формируется в процессе общения младенца с окружающими.
Исходя изидеи о приоритетном влиянии общения на развитие личности, Салливен уделялбольшое внимание изучению характера общения людей, формированию образовокружающих. Теория Салливена явилась одной из первых попыток соединить воединоразличные подходы к пониманию закономерностей развития личности.
РаботыСалливена оказали большое влияние не только на психологию личности, но и насоциальную психологию, положив начало исследованиям особенностей восприятия приобщении людей.
Продуктивностьтакого подхода была продемонстрирована в концепции американского ученого Э. Берна.Его главное достижение разработка концепции трансактного анализа, в основекоторого лежит понятие о 3-х Эго – состояниях, в которых может находитьсячеловек: Родитель, Взрослый, Ребенок. В каждый конкретный момент человек можетнаходиться в одном из этих состояний, переключаясь на другое при измененииситуации.
Одной изнаиболее значимых концепций личности в последние годы стала» теорияпривязанности» английского психолога и психиатра Д. Боулби. Отходя отклассического психоанализа, он стремится соединить в своей концепции различныеподходы к детскому развитию, объяснить формирование связи между груднымребенком и матерью, исходя из положений этологии. Его идея состояла в том, чтов первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь между матерьюи ребенком. Резкий разрыв этой связи приводит к серьезным нарушениям впсихическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности.
Из всехтеорий глубинной психологии, появившихся во второй половине 20 в.,наибольшее признание и распространение получила теория Э Эриксона. Это связанос тем, что его мысли о цельности личности, ее тождественности самой себе иобществу, в котором она живет, стали весьма актуальны для большинствасовременных социумов, в которых одной из проблем является разобщенность иодиночество людей.
Эриксонсвязал воедино несколько тенденций в развитии психологии личности, соединивпсихоаналитический подход с важными идеями гуманистической психологии, главнымобразом мысли о неоднозначной роли адаптации, которая приостанавливает развитиеличности, и важности сохранения собственной идентичности и цельности. Пересмотревпозиции Фрейда в отношении иерархии структур личности, он делает специальныйакцент на отношениях ребенок-семья, а боле конкретно на отношениях ребенок-мать.Он считал, что «врожденные влечения» человека являются отрывками стремлений,которые должны собираться, приобретать значение и организовываться в периодезатяжного детского возраста.
Главными дляЭриксона становятся положения о роли среды, цельности личности и онеобходимости постоянного развития и творчества личности в процессе ее жизни. Онсчитал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самойсмерти человека, а не только в первые годы его жизни, как считал Фрейд.
Большое значениепридавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой живет человек, таккак нарушение этой стабильности, изменение ориентиров, социальных норм иценностей также нарушает идентичность и обесценивает жизнь человека.
ТеорияЭриксона демонстрирует продуктивность соединения нескольких подходов,нескольких точек зрения на личность, которые дают возможность увидеть процессее развития под разными углами.
Особое местов психологи личности занимает «теория психологического поля» разработанная К. Левиным,не только потому, что он впервые ввел экспериментальные методы исследования структурыи динамики развития личности, но и в связи с его выделением различных уровней вповедении, которое может быть названо субъектным или личным.
Егоэксперименты доказали, что личность живет и развивается в психологическом полеокружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд,актуализирующий ту или иную потребность. Левин различал два рода потребностей –биологические и социальные. Одно из наиболее известных уравнений Левина,которыми он описывал поведение человека в психологическом поле под влияниемразличных потребностей, доказывает, что поведение является одновременнофункцией и личности и психологического поля. Человек не привязан копределенному действию или способу разрешения ситуации, но может менять их, разряжаявозникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности. Онразработал теорию конфликтов и выделил из них три типа: стремление-стремление,избегание-избегание, стремление-избегание. Его эксперименты, направленные наподавление агрессии, доказали, что искусственно созданная ситуация фрустрацииспособна вызвать конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии – противсебя, других, ситуации.
Все работыЛевина дали возможность проанализировать факторы, лежащие в основе волевоголичностного поведения человека, показали что люди – целостные, уникальныесистемы, каждая из которых несет в себе свой внутренний мир.
Именно этивопросы и стояли в центре внимания гуманистической психологии, «духовным» отцомкоторой по праву считается А. Маслоу.
В отличие отпсихоаналитиков, которые исследовали отклоняющееся поведение, Маслоу считал,что исследовать человеческую природу необходимо, изучая ее лучшихпредставителей. Только изучая лучших людей, считал он можно исследовать границычеловеческих возможностей и понять истинную природу человека, недостаточночетко представленную в других, менее одаренных людях. Эти исследования привелиего к мысли о том, что существует определенная структура потребностей человека:физиологические потребности, потребность в безопасности, в любви ипринадлежности, в уважении и самоактуализации.
Но стремлениек самоактуализации наталкивается в обществе на различные трудности ипрепятствия, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человекашаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути. Цельличностного развития – это стремление к росту, к самоактуализации, в то времякак остановка личностного роста – это смерть для человека как личности.
Маслоу былпрактически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения инегативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного развития,раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека.
В руслетеоретических исследований Маслоу была разработана и психотерапевтическаяконцепция К. Роджерса, в центре которой находиться идей уникальностичеловеческой личности. Он считал, что опыт, который возникает у человека впроцессе жизни, уникален и индивидуален, но он может совпадать или не совпадатьс реальной действительностью. Внутренняя сущность человека, его самость,выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути личности,его Я.
Исследования,проводимые Роджерсом, доказывали, что успешная социализация человека, егоудовлетворение работой и собой имеют прямую корреляцию с его уровнемсамосознания. Эта связь, по его мнению, более значима для нормального развитияличности, чем отношение родителей к ребенку, их привязанность или отчуждениеего, социальный статус семьи и ее окружение.
В отличие отбольшинства других концепций, настаивающих на ценности будущего или влиянияпрошлого, Роджерс подчеркивает значение настоящего, говоря о том, что люди должнынаучиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни,находя в нем что-то прекрасное и значительное. Только тогда жизнь раскроется всвоем истинном значении т только в этом случае можно говорить о полнойреализации или, как говорил Роджерс о полном функционировании личности.
Одним изсамых распространенных вариантов психотерапии стала теория В. Франкла. Этатеория состоит из трех частей – учение о стремлении к смыслу, учение о смыслежизни учения о свободе воли. При этом стремление к осознанию смысла жизни онсчитал врожденным, и именно этот мотив является ведущей силой развитияличности. Смыслы не являются универсальными, они уникальны для каждого человекав каждый момент его жизни. Смысл жизни всегда связан с реализацией человекомсвоих возможностей и в этом плане близок к понятию самоактуализации Маслоу.Однако существенным отличием Франкла является идея о том, что обретение иреализация смысла всегда связана с внешним миром, с творческой активностьючеловека в нем и его продуктивными достижениями.
В центреконцепции Франкла стоит учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себеобобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделял три классаценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценноститворчества, ценности переживания, и ценности отношения, сознательнопринимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которыемы не в состоянии изменить.
Признавая,что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границывозможностей поведения, он подчеркивает наличие трех уровней существованиячеловека: биологического, психологического и духовного. В этом плане понятие Франкладуховный уровень можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, чтосвязывают свободу воли с каким-то одним видом духовной жизни.
Несколькоособняком от основных концепций личности стоит теория Д. Келли. В основетеории Келли лежит понятие «конструктивный альтернативизм», исходя, из которогоон доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется людьми по своемупониманию. Каждый человек обладает уникальной системой конструктов. Речь идет отом, что люди постоянно строят свой образ реальности при помощи индивидуальнойсистемы категориальных шкал – личных конструкторов. Исходя из этого образа,выдвигаются гипотезы о будущих событиях. Таким образом, говоря о настоящем,Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее.
Основнойпостулат теории Келли гласит, что психическая деятельность определяется тем,как человек прогнозирует (конструирует) будущее событие, т.е. его мысли ипоступки направлены на прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, чтонеобходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий илипереживаний. Из этого постулата им были сделаны выводы, которые объясняют, какимобразом функционирует система конструкторов. Как она изменится и изменяетсоциальную ситуацию вокруг человека.
Говоря оботечественных теориях личности необходимо помнить о том, что эта проблема незанимала ведущее место в исследованиях российских ученых, уделявших большее вниманиевопросам индивидуальных особенностей человека.
Одна изпервых отечественных концепций личности была разработана В.Н. Мясищевым.Он открыл важнейшие закономерности становления индивидуального стилядеятельности, выделил и описал несколько типов личности, предложил новый подходназванный им «психологией отношений». При этом отношения понимались им каксознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой,которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности. Такойцельный подход к личности, по мнению Мясищева, обеспечивал динамическоепонимание личности как единства субъекта и объекта.
Своепонимание проблемы личности было дано С.Л. Рубинштейном. Путь кисследованию личности Рубинштейн находит в исследовании творческой деятельностиличности. Преодолевая разрыв между понятиями субъективным и объективным, онподчеркивает значение активной деятельности человека не столько познающего,сколько творящего этот мир. И чем полнее и совершеннее это творение, тем болееоно объективно и тем больше оно влияет на окружающий мир, в том числе и надругих людей.
Такимобразом, преодолевается противоречие между бытием и сознанием, внешним ивнутренним в человеке. Так, постигая себя, человек творит себя и свою жизнь, асотворенный им жизненный путь определяет и его дальнейшее познание себя, и егодальнейшее бытие. Понимая себя человек, лучше реализует себя в деятельности, всвоем бытии, которое полнее отражает его сущность.
Характеристикиличности как широта связей с миром, степень структурированности иерархиимотивов и отношение к реальности выделил А.Н Леонтьев. Важным моментом егоисследования является анализ образующей личность иерархии мотивов, позволившийпоказать разницу между человеком, действующим под влиянием разнообразныхситуационных мотивов, и тем, кто всю жизнь посвятил достижении поставленнойцели. С этой точки зрения более высокий уровень развития присущ личностичеловека, обладающего свободой воли, т.е. способного сделать осознанный выбор вситуации борьбы мотивов. Существенное значение имеет и сама эта цель,реальность ее достижения, так как смыслообразующим может стать и мотив, неотносящийся к действительности, являющийся результатом аутистического мышления.Леонтьев доказывал ведущее значение культуры межличностного общения на сложныйпроцесс восхождения от индивида к личности.
Анализразнообразных теорий личности показывает, что учеными, принадлежавшими кпсихоаналитическому направлению, были исследованы и описаны структура и этапыстановления личности, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития. Несмотря на то, что некоторые факты и положения этой школы устарели, основныеоткрытия этого направления составляют ядро современной концепции личности.
Оцениваягуманистические теории личности, необходимо отметить, что в них впервые былообращено внимание не только на отклонения, трудности и негативные сторонычеловека, но и на позитивные стороны личностного развития. В работах ученыхэтой школы исследовались позитивные достижения личного опыта, были раскрытымеханизмы формирования личности и пути для ее саморазвития исамосовершенствования.
Появлениеновых тенденций в развитии психологии в конце 20 века нашли отражение и всодержании теории личности. В современно науке наметилась тенденция к сближениюпозиций разных ученых в понимании структуры личности, механизмов и движущих силее развития.
 
3. Личностьи индивидуальность
Личностькаждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт иособенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразиечеловека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертахтемперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествахпознавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), вспособностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей содинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личностьчеловека неповторима в своей индивидуальности.
Подобно тому,как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, личность ииндивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество.Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа,задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают какчерты его индивидуальности, но не обязательно входят в характеристику еголичности. Они могут быть, и не представлены в формах деятельности и общения,важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Есличерты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, тоони оказываются несущественными для характеристики личности индивида и неполучают условий для развития.
Каксобственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые внаибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общностидеятельность.
Индивидуальныеособенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они нестанут необходимыми в системе меж личностных отношений, субъектом которыхвыступит данный человек как личность.
Итак, индивидуальность есть только одна изсторон личности человека.
Быт личности в социальном и внешнем мире – этодеятельность. В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется.Когда мы рассматриваем деятельность со стороны того, какие отношения личности вдеятельности реализуются, мы говорим о направленности личности. Когда мырассматриваем деятельность со стороны способов реализации отношений личности,мы говорим о способностях личности. Когда мы рассматриваем интеграцию, единствои взаимосвязь направленности и способов деятельности, интеграцию социальногоповедения и предметной деятельности – мы говорим о характере. Таким образом,структура личности в ее отношениях и взаимодействии с миром включает в себянаправленность, способности и характер.
Когда мыговорим об отношениях личности человека к миру и связанных с этим переживаниях,то мы обращаемся к следующему миру, в котором живет человек, – это «мой»,внутренний мир. Это мир, наполненный переживаниями, личностными смыслами,ощущением личной причастности, личной отнесенности к чему-либо, «событийности»существования с другими людьми. Это мир, в который может войти предметнаядеятельность как «моя личная» деятельность, как творчество, а не простоутилитарно – полезная деятельность. Обезличенное предметное действие,социальное поведение входит в «мой» мир как межличностное общение, каксоприкосновение с внутренними мирами других людей, как способ открыть себядругим людям, как самовыражение. В «моем» мире появляется и специфические длянего виды деятельности: игра, искусство, религия, общение как соприкосновениевнутренних миров.
Личная отнесенность индивидуума к внешнему исоциальному миру проявляются в той мере, в какой они становятся частью миравнутреннего, в той мере, в какой их быт становится для человека «событийным»или событием. В основе этого мира лежат не объект – объектные отношения, как вмире внешнем, не субъект – объектные отношения, как в мире социальном, асубъект – субъектные отношения. Чтобы понять другого человека, мы должны понятьэтого человека в его субъектных характеристиках (каковы его мотивы, намерения ит.д.). Поэтому главный критерий интерсубъективного поведения, когдазавязываются действительно личные, «событийные» отношения между людьми, – неполезность, не правильность, а искренность, правдивость и открытость. Мы веримхудожнику (актеру, писателю, живописцу), если считаем выраженные им переживанияискренними, и в этом случае у нас возникает сопереживание, и «мой» внутренниймир обогащается новым переживанием, новым взглядом на мир, которого не было вличном опыте.
Человекявляется личностью, лишь, поскольку он выделяет себя из природы, и отношениеего к природе и к другим людям дано ему как отношение, т.е. поскольку у негоесть сознание. Процесс становления человеческой личности включает в себя, какнеотъемлемый компонент, формирование его сознания и самосознания: это естьпроцесс развития сознательной личности. Если всякая трактовка сознания внеличности может быть только идеалистической, то всякая трактовка личности, невключающая ее сознания и самосознания, может быть только механической. Безсознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательныйсубъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях сокружающими. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя иотрывать одно от другого. Поэтому последний завершающий вопрос, который встаетперед нами в плане психологического изучения личности, – это вопрос о еесамосознании, о личности «я», которое в качестве субъекта сознательноприсваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от негодела и поступки. Проблема психологического изучения личности не заканчиваетсяна изучении психических свойств личности – ее способностей, темперамента ихарактера; она завершается раскрытием самосознания личности.
Единстволичности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляетсобой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себякак «я»: в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, какназывают его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее какобъект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.Осознание себя как «я» является, таким образом, результатом развития. При этомразвитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления иразвития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности.Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее;самосознание не имеет, поэтому самостоятельного пути развития, отдельного отразвития личности, оно включается в этот процесс развития личности какреального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента.
Единствоорганизма и самостоятельность его органической жизни является первойматериальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылка. Исоответственно этому элементарные психические состояния общей органическойчувствительности, связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкойединства самосознания. Элементарные, грубые нарушения единства сознания впатологических случаях так называемого раздвоения личности или распада личностибывают связаны с нарушениями органической чувствительности.
Источниксамосознания никак не приходится искать в «соотношениях организма с самимсобой. Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать врастущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении еговзаимоотношений с окружающими.
Не сознаниерождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развитиясознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом.Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, «я» самоформируется в ней. Реальная история развития самосознания неразрывно связана среальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути.
В развитииличности и ее самосознания существует ряд ступеней. В ряду внешних событийжизни личности сюда включается все, что делает человека самостоятельнымсубъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию доначала трудовой деятельности, делающей его материально независимым.
Каждое изэтих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее,изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании,изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает егосознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.
Однако этимивнешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никакне исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишьфундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ееформовку; дальнейшая достройка и отделка связана с другой, более сложной,внутренней работой, в которой формируется личность.
Самостоятельностьсубъекта никак не исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. Онавключает более существенную способность, самостоятельно, сознательно ставитьперед собой те или иные задачи, цели, определять направление своейдеятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способностьсамостоятельно мыслить, и связано с выработкой цельного мировоззрения.
Развитиесамосознания проходит при этом ряд ступеней – от наивного неведения в отношениисамого себя к более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем с болееопределенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развитиясамосознания центр тяжести переносится от внешней стороны личности к ее внутреннейстороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. В результатечеловек самоопределяется как личность на более высоком уровне.
На этихвысших ступенях развития личности и ее самосознания особенно значительны,оказываются индивидуальные различия. Всякий человек является личностью,сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не у каждогочеловека те качества его, в силу которых он признается нами личностью,представлены в равной мере, с той же яркостью и силой. В отношении некоторыхлюдей именно это впечатление, что в данном человеке мы имеем дело с личностью вкаком-то особенном смысле этого слова, господствует над всем остальным. Мы несмешаем этого впечатления даже с тем очень близким, казалось бы, к немучувством, которое мы обычно выражаем, говоря о человеке, что ониндивидуальность. «Индивидуальность», – говорим мы о человеке ярком, т.е.выделяющемся известным своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, чтоданный человек является личностью, это означает нечто большее и другое.Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого естьсвои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни,мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. Уличности есть свое лицо. Такой человек не просто выделяется в том впечатлении,которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя изокружающего. В высших своих проявлениях это предполагает известнуюсамостоятельность мысли, не банальность чувства, силу воли, какую-тособранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагаютглубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей,самоизоляция опустошают ее. Личность – это не существо, которое просто вросло всреду; личностью является лишь человек, способный выделить себя из своегоокружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним.Личностью является лишь человек, который относится определенным образом кокружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оновыявляется во всем его существе.
Подлиннаяличность определенностью своего отношения к основным явлениям жизни заставляети других самоопределиться. К человеку, в котором чувствуется личность, редкоотносятся безразлично, так же как сам он не относится безразлично к другим; еголюбят или ненавидят; у него всегда есть враги и бывают настоящие друзья. Как бымирно внешне не протекала жизнь такого человека, внутренне в нем всегда естьчто-то активное, наступательно – утверждающее.

Заключение
Психология являетсячем–то большим, чем площадкой для проведения
упражнений ученых. Психология,стоит того, чтобы человек отдал ей все силы, не ограничиваясь абстрактнымизучением отдельных функций. Она должна, проходя через изучение функций,процессов, в конечном счете, приводить к действительному познанию реальнойжизни, живых людей.
Впсихологической науке категория личности относится к числу базовых категорий.Она не является сугубо психологической и изучается по существу всеми общественныминауками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личностипсихологией. Все психические явления формируются и развиваются в деятельности иобщении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – общественномуиндивиду – личности.
Проблемаличности в психологии выступает и как самостоятельная. При этом в разном планеизучается различными отраслями психологической науки. Важнейшая теоретическаязадача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психическихсвойств, которые характеризуют человека как индивида, индивидуальность,личность.
Понять чтотакое личность можно только при изучении реальных общественных связей и отношений,в которые вступает человек.
Смысл изложенногозаключается в том, что наша цель была последовательно, шаг за шагом проследитьпуть познавательного проникновения в психическую жизнь личности и на основанииэтого предположить, что все многообразие психических явлений – функций,процессов, психических свойств деятельности… – принадлежит личности и смыкаетсяв ее единстве.
Существуетбольшое количество понятий, что такое личность в отечественной и зарубежнойлитературе, но это каждый раз определяется только уровнем развития науки иметодологической позицией автора.

Литература
1.   Агеев В.С.«Межгрупповые взаимодействия». – М., 1980
2.   Бороздина Г.В.«Психология делового общения». – М., 1999
3.   Вудлок М.,Френсис Д. «Раскрепощенный менеджер (для руководителя практики)». – М., 1991
4.   Гарбузов В.И.«Практическая психотерапия». – СПБ, 1994
5.   Генов Ф.«Психология управления». – М; 1982
6.   Григорович Л.А.«Педагогика и психология». – М., 2005
7.   Дружинин В.Н. «Психология».СПб 2000.
8.   Ильенков Э.В. «Чтотакое личность?» – М., 1991
9.   Леонтьев А.Н. «Деятельность.Сознание. Личность» – М. 1975.
10.Платонов К.К. «Структураи развитие личности». – М., 1986.
11.Рогов Е.И.» Общаяпсихология. Курс лекций». – М., 1995.
12.Рубинштейн С.Л.«Основы общей психологии». – СПб, 1998.
13. Слободчиков В.И., Исаев В.И. «Психологиячеловека. Ведение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов». – М.,1995.
14. Смирнов С.Д. «Педагогикаи психология высшего образования: от деятельности к личности». – М., 1995.
15.Хьелл Д.«Теории личности» – М., 1997.