Человек как предмет педагогической антропологии

Человек как предмет педагогической антропологии
Антропология — это учение очеловеке как биологическом виде. Педагогическая антропология — это учение очеловеке, становящемся в сфере образования.
Чтобы понять, что же есть педагогическаяантропология и какого место человека в ней рассмотрим сам термин антропология.
Он расшифровывается как знание очеловеке, наука о человеке, и возник в конце 18 века, этот термин был предложенИ. Кантом. И. Кант посчитал необходимым создать отдельное учение о человеке како важном феномене с целью полного постижения, он исходил из того что человекуникальное явление самый главный предмет любой науки. Понятно, что знание очеловеке давно накапливались человечеством, но достаточно долго европейскаянаука признавала своим основным объектом природу в целом, в единстве с которой,одним из элементов которой рассматривался и человек. Вообще изначально вопросамиизучения человека занималась философия.
Несмотря на то, что философ Протагорпровозгласил: ” Человек есть мера всех вещей, существующих и несуществующих «именно Кант был первым, кто утверждал следующее — человексамый главный предмет науки, конечная цель науки — именно познание самогочеловека; более познание человека является важнейшим условием понимания мира вцелом. Самостоятельной наукой, признанное как реальное научное человековедение,антропология стала благодаря Ч. Дарвину лишь в середине XIXв.Свои представления о человеке его развитии, изучающей науки-антропологии ЧДарвин изложил в различных публикациях прежде всего в основном труде своейжизни» Происхождения вида путем естественного отбора (1859). Цельюантропологии по Дарвину являлось полное постижение особенностей уникальноговида Homo sapiens-человекаразумного являющегося высшим звеном в эволюции живого.
Мы же рассмотрим педагогическуюантропологию и место человека в ней. Впервые термин «педагогическаяантропология» употребил Н.И. Пирогов в своей знаменитой статье «Вопросыжизни» а уточнил и наполнил конкретным содержанием в 1867 г. К.Д. Ушинскимв качестве особой точки рассмотрения человеческого воспитания. Он использовалего при обсуждении вопросов о педагогической науке и практике подготовкипедагогов. К.Д. Ушинский обсуждал вопрос о статусе педагогики, о том, есть лиспециальная наука воспитания. Он считал, что педагогика, наряду с медициной иполитикой. Согласно Ушинскому, педагогика поддерживается только такими науками,которые нацелены на познание человека. Для Пирогова как и для Ушинского терминпедагогическая антропология обозначал новую педагогику. Определяющую роль вэтой педагогике играли исходные установки суть которых можно выразить следующимобразом.Человек и ребенок — основные социокультурные ценности
Н.И. Пирогов считал что игосударство и народ и человечество существуют только для человека, а ребенокцель самого себя, а не средство достижения какой либо цели. Воспитание — основное содержание педагогического процесса целями которого являются:
Сделать нас людьми воспитать не негоциантов,моряков, солдат, юристов но людей граждан
открыть средства к образованию вчеловеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностейжизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы емувозможность извлекать отовсюду только добрые результаты
Приготовить нас воспитанием квнутренней борьбе, неминуемой и роковой доставить нам все способы и всю энергиювыдерживать неравный бой
Средства своего воспитательноговлияния новая педагогика должна была черпать из природы человека, то естьисходить из объективных законов человеческого развития.
В понимании И. Дерболава, педагогическаяантропология — это одна из научных дисциплин в системе наук об обучении и воспитаниичеловека, своего рода теория педагогической деятельности.
Если педагогическая антропологияхочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его.тоже во всех отношениях Для педагогической антропологии важно не только знаниеотдельных особенностей детства, но понимание того, что природа ребенка делаетего чрезвычайно чувствительным, отзывчивым на воздействия воспитания,окружающей среды. Такой подход к ребенку позволяет осознанно и системноприменять антропологические знания в педагогике, эффективно решать проблемывоспитания и образования ребенка, исходя из его природы.
«Поскольку педагогическаяантропология изучает человека как существо, развивающееся в процессевоспитания, постольку ее интересуют все задатки человеческой сущности, человеческогобытия и человека как личности. Основополагающие идеи педагогическойантропологии были в дальнейшем разработаны О.Ф. Больновым, акцентирующимвнимание на выявлении смысла образования, заключающегося, в частности, вформировании нового образа человека, адекватного его существованию. Главной задачейличности становится определение своей „меры жизни“, понимание смыслапроисходящего, отношение к нему с позиций собственных возможностей и целей,выработка личностных критериев существования. Соответственно основной функциейобразования является герменевтическая, то есть обучение пониманию, при этом,содержание образования должно стать смыслопорождающим, тем самым — воспитывающим.
К середине 60-х годов в развитиипедагогической антропологии наметились два основных подхода к трактовке сутипедагогической антропологии: в первом речь идет об „антропологическойпедагогике“, в которой человек рассматривается с точки зрения воспитания; вовтором — воспитание рассматривается с точки зрения категории человека.
На наш взгляд, в современнойпедагогической антропологии можно условно выделить следующие направления. Однакоэти направления вряд ли можно рассматривать как самостоятельные, поскольку вкачестве основной мировоззренческой категории всех этих тенденциях взятакатегория „человек“ во всем многообразии проявления его личностныхкачеств:
первое направление связано сразработкой интегративной науки об образовании, имеющей свой собственныйпредмет и объект;
второе связано с философскимосмыслением развития образования как особой области научного знания ипедагогической теории, представляющей собой совокупность философских исобственно педагогических знаний о человеке и образовании.
Объектом педагогическойантропологии являются отношения человек — человек, а предметом — ребенок. Длятого чтобы понять этот объект и проникнуть в этот предмет, необходимо преждевсего разобраться с тем, что такое человек, какова его природа.
Что есть человек и в чем онпроявляется? Какова человеческая сущность? Каково место и назначение человека вмире?
Поставленные выше вопросы можноотнести к разряду вечных, каждое новое поколение людей, каждый человек зановооткрывает их формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Безобраза человека без понимания его сущности невозможна осмысленная практика втом числе педагогическая.Природа и сущность человека
Человек, — писал Н.А. Бердяев, — есть принципиальная новизна в природе.
Первичной предпосылкойсуществования конкретного человеческого индивида является жизнь его тела. Тело — это часть естественной природы, и в этом отношении человек предстает как вещьсреди других вещей, включенных в общий эволюционный процесс природы. Однакоопределение человека как части природы носит ограниченный характер, так как невыходит за рамки пассивно-созерцательного понимания, характерного дляматериализма XVII-XVIII вв., который недооценивал роль активно-сознательнойдеятельности индивида, фактически подчинял его законам природы и низводил доположения вещи среди вещей.
В современном понимании человекпредстает не просто как часть природы, а как высший продукт ее развития, какприродное существо особого рода, а именно носитель не только биологической, нои социальной формы движения материи. Он не просто „продукт“ окружающейсреды, но и творец ее. Посредством осознанно-целенаправленных действий человекактивно изменяет среду и в ходе ее преобразования изменяется и сам. Этопроисходит благодаря тому, что человек — это деятельное природное существо,обладающее жизненными силами, которые заложены в нем в виде задатков испособностей.
Человек — это животное, телесноесущество, жизнедеятельность которого представляет собой основанный наматериальном производстве. осуществляющийся в системе общественных отношений,процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир ина самого человека для обеспечения его существования, функционирования,развития
Антропология, анатомия,социология, педагогика, логика, психология и многие другие науки — каждая сосвоей стороны пытается глубже узнать и объяснить человека. Зачастую научныетеории происхождения, развития и сущности человека не только не противоречат, адополняют друг друга. Весь этот научный цикл интегрирует философия, даваясинтетическую картину человека, выделяя понятие его сущности. За тридцатьстолетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человекаисчерпывающим образом, исходя из какого-то одного качества или свойства. Размышляянад качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь квыводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за пределы еезакономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. Недаром врелигиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владееттолько Бог.
У человека нет какой-то одной,раз и навсегда заданной ему „природы“, так же как и неизменной „сущности“,и то и другое — исторически изменяющиеся характеристики человека. Определенияприроды и сущности человека не исходный пункт для педагогической антропологии,а ее конечная цель. Более того, и природу и сущность человека невозможновыразить в каком-то одном определении, даже самом широком, ибо эти понятиявыражают коренное и неустранимое противоречие человеческого бытия. Суть его вдвойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно — природеи обществу, телу и духу. Определение сущности человека неотделимо от обсужденияпротиворечий его существования, его бытия. Человек в одно и то же время можетрассматриваться как объект, и как субъект, как уникальное и неповторимое (ителесно, и духовно) создание Преобладает точка зрения, согласно которой понятия»природа человека” и «сущность человека», при всей ихблизости и взаимосвязанности, не следует отождествлять. Первое понятие отражаеткак природные, так и социальные качества человека. Второе понятие отражает невсю совокупность его социальных, биологических и психологических качеств, анаиболее существенные, устойчивые связи, отношения, лежащие в основе природычеловека. Поэтому понятие «природа человека» шире и богаче понятия«сущность человека». К понятию человеческой природы можно отнести рядобщих качеств человека: способность к творческой деятельности, проявлениюэмоций, формированию нравственных ценностей, стремление к прекрасному (эстетическоевосприятие действительности) и т.д. Следует вместе с тем подчеркнуть, что несуществует никакой вечной, неизменной человеческой природы, как некойоднозначно формулируемой совокупности неизменных качеств. Вся историясвидетельствует о происходящих определенных изменениях в природе человека, его«открытости миру
Если человек — существоприродное. то соответственно он — общественно — историческое существо. Именнообщественно — исторический способ бытия сделал человека существом разумным. Подразумностью педагогическая антропология вслед за К.Д. Ушинским понимает то, чтохарактерно только для человека — способность осознавать не только мир, но исебя в нем: свое бытие во времени и пространстве, способность фиксировать своеосознание мира и себя, стремление к самоанализу, самокритике, самооценке,целеполаганию и планированию своей жизнедеятельности, т.е. самосознанию,рефлексии.Феномен человека
Первое что можно отметить,описывая феномен человека это многообразие его свойств.
Человек — существо многостороннее,многомерное, сложно организованное — Известно выражение о человеке как венцеприроды. В нем подчеркивается, что человек — это часть природы. Человек — живоесущество и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи сприродным миром, подчиняется его законам. В том, что человек — органическоесущество, каждый из нас убеждается ежедневно, переживая так называемые органическиепотребности: в пище, в тепле, в отдыхе и т.д. Наше психическое самочувствие находитсяв зависимости от природных явлений: оно одного качества в теплый солнечныйдень, другого — в день пасмурный и холодный. Атмосферные явления влияют на нашесостояние, настроение, работоспособность, продуктивность деятельности. Публикуемыерегулярно в печати сведения о неблагополучных для людей днях основаны наявлениях метеозависимости человека. Человеческое тело — его форма, строение, функционированиеесть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов.В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ.»Человеческие органические потребности принципиально отличаются отпотребностей животных. Они удовлетворяются иными предметами, иными способами, аглавное — культурно обусловлены. Но принципиальное отличие человека состоит всвободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воличеловек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страхаи боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей Естьпопытки описать человека только на основе его чувственно воспринимаемыхтелесных особенностей. Известно идущее из античности ироничное определениечеловека как птицы без перьев, подчеркивающее неправомерность сведения человекатолько к одному свойству — прямохождению.Человек и его место в различных системах
Человек на столько многообразен,что разные науки обнаруживают в нем прямо противоположные человеческие свойстваи сосредоточиваются на них. Человек является предметом изучения многих наук напротяжении многих столетий. Для экономики он — рационально мыслящее существо, тодля педагогики во многом — иррациональное. История рассматривает его как «автора»,субъекта определенных исторический событий, а педагогика — как объект заботы,помощи, поддержки. Социологии он интересен как существо с инвариантнымповедением, а для генетики — как запрограммированное существо. Для кибернетикион — универсальный робот, для химии — набор определенных химических соединений.Человек — общественное существо, живет в сообществе себе подобных. Он включен всистему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней собственнуюпозицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Именно совместнаяжизнь с другими людьми приводит к появлению личности как интегральнойхарактеристики человека. Личность — это способ жизни и действования,проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, всамостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своихсоциальных деяний. Личность — это всегда определенная позиция Облик целогокомплекса наук, изучающих разные проявления человеческой жизни меняется наглазах. «Робинзонада годспотствущая долгое время в исследованиях человекаи приведшая к антропоцентризму в понимании его природы уступает свое местосистемно ориентированных методологии человекознании. Исходным положением накоторое опирается это методология является присущая марксисткой философии идеяо том что к ключ к пониманию природы человека лежит не в нем самом какнекотором телесном объекте а в тех различных системах в которых осуществляетсяего жизнь. В естественных науках наиболее концентрированное выражение эта идеянашла в фундаментальных исследованиях В.И. Вернадского, который последовательноотстаивал представления о необходимости перехода от организменного уровняанализа биологического свойств человека к изучению человека в популяционномвиде биоценотическом и биосферным типах организации а социальных качествчеловека — в системы ноосферы т.е. созданной деятельностью творческой мысличеловечества сфере разума. Положение системного подхода об анализе природечеловека в ходе развития различных систем и идеи Вернадского с трудом пробиваютсебе дорогу в сознании представителей разных дисциплин встречая в виде препятствиявзгляд на человека как на вполне автономный природный или социальный объект,как на вещь. Если человек рассматривается только через призму „моносистемноговидения действительности то в биологии и в социологии и в психологии онпредставляет как замкнутый мир. взаимодействующий с другими столь женезависимыми мирами -средой и обществом, Вселенной“. Вследствиеантропоцентризма мышление в науках о человеке оказывается заселеннымоппозициями: „организм — среда“, „личность — общество“,»биологическое — социальное” и т.п. Незамысловатая операция,проделываемая «птолемеевской» логикой, похожа на действие чудака,вырвавшего у себя самого глаз, чтобы разобраться в его устройстве, а затем, таки не узнав, для чего он нужен, пытающегося водворить его на место. Точно так жепорой в психологии индивид изымается из биологического вида «человек»,личность — из общества, индивидуальность — из человеческого рода, а затем последосконального перечня индивидуальных различий с точностью до стотысячного знака(и даже без анализа вопроса о происхождении этих различий) индивида пытаютсяприставить к виду, личность вернуть в общество, через индивидуальность залататьвозникший разрыв между биологическим и социальным мирами.
В том случае, если человек вцелом, его личность рассматриваются как «элементы» более широкихпорождающих их систем, то открывается возможность использования тех приемов исредств, которыми располагает методология системного подхода, опирающегося намарксистскую философию и на достижения конкретно-научной методологиичеловекознания. Системная методология анализа развития человека включаетположения о человеке как «элементе» различных систем (физических,биологических и социальных), в которых человеком проявляются и приобретаютсяприсущие этим системам качества.
(1); об изучении эволюции иистории порождающих человека систем
(2); об анализе целевойдетерминации живых систем
(3); о необходимостивозникновения феномена личности и ее роли в развитии различных систем
(4); о выделении таких системообразующихоснований, которые бы обеспечивали приобщение человека к миру природы икультуры, его саморазвитие.
Ответ на вопрос о человеке как«элементе» разных систем, о том, является ли человек физическимсуществом, биологическим существом или разумным существом, не может быть дан дотех пор, пока не указана система, в которой рассматривается человек, и задачи,для разрешения которых ставятся подобные вопросы. Изучение «человека всистеме» с самого начала исходит из представления о неразрывной связичеловека с этой системой, которое радикально отличается от исследованиячеловека в разных противопоставленных диадах, самая распространенная из которых«человек — окружающая его среда». В таких диадах «человек»,любой живой организм словно насильно вырывается из природы, оказывается стоящимнад ней или вне ее. Тогда термин «окружающая среда» невольноприобретает особый смысл, смысл окружающих человека сил природы, которыеготовятся напасть на «живой организм», вступить с ним в бой. Системноевидение человека, любого живого организма, напротив, открывает закономерностиразвития и функционирования человека как «элемента», живущего жизньювсей системы. Одной из самых широких систем, в которой осуществляется жизньчеловека, является биосфера. Человек как «элемент» входит в множестворазно порядковых физических, биологических и социальных систем. Этот аспектсистемного исследования человека выступает при его изучении всистемно-структурном ракурсе. Системно-исторический план изучения человекаоткрывает новые грани видения человека в разных системах и приводит к проблемеизучения его роли в эволюции систем.
Таким образом, педагогическаяантропология содержит в себе фундаментальные положения о сущности человека, тоесть выступает единой областью педагогического знания и одновременно философиейс педагогическим уклоном. При этом воспитание рассматривается исходя избиологической интерпретации склонностей, потребностей и способностей человека; социальнойобусловленности восприятия мира и окружающих людей и духовного становленияразвивающейся личности. Наряду с этим приобретает значимость проблема «преображающегопонимания». Суть этого понимания состоит в том, что через негораскрываются внутренние процессы становления и оформления силы человеческойдуховности. При этом личность здесь выступает как некая автономность. Суть иосновные параметры этой автономности — в духовном измерении человека каксубъекта образования и воспитания. Эта духовность конкурирует, должна конкурироватьс биологической и особенно социальной детерминацией человека.
Педагогическая антропологияотличается от колевестического (изучает человек общество) ииндивидуалистического (изучает отношение человека к себе самому), человековедение(она открывает подлинный облик ребенка и в тоже время делает знания о человекеактуальными для педагогике позволяет опиратся на антропологическое знание впроцессе организации и осмысления педагогического процесса. Итак мы убедились втом что понятие педагогическая антропология восходит в кантовской она не простозаимствовала у великого философа его термин антропология она освоила идеологиюКанта его взгляды на природу человека и на воспитания.