Черноморское экономическое сотрудничество

Содержание.
 
Введение………………………………………………………………………………2
1. Организация«Черноморское экономическое сотрудничество» (ЧЭС).
1.1Из истории ЧЭС………………………………………………………………….3
1.2Структура…………………………………………………………………………4
1.3Цели……………………………………………………………………………….8
2. Возможностибизнеса в Черноморском регионе.    
2.1Сотрудничества в области пауки и технологий………………………………11
2.2Энергетика и окружающая среда………………………………………………12
2.3Развитие сельского туризма……………………………………………………13
2.4Информационное сотрудничество……………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………………………….18
Приложения………………………………………………………………………….19

Введение.
Больше11-ти лет прошло с тех пор, как Украина стала независимым государством. Прошлигода перемен и неопределенного будущего. Но за этот исторически короткийпромежуток времени Украине удалось создать почти все необходимые длянормального функционирования институты независимого государства, в том числестабильную и полноценную внешнеполитическую службу. Результаты налицо: Украинаустановила дипломатические отношения с 165 странами мира.
Международнаядеятельность Украины подтверждает, что ее внешняя политика отличаетсямиролюбием, последовательностью и предусмотрительностью, ее участие вмеждународных организациях характеризуется как активное, а двусторонниеотношения с другими странами формируются на общих принципах и нормах международногоправа.
Украинаинициировала и поддерживала содружество стран Балто-Черноморского     региона,рассматривая их как один из эффективных путей создания двух- и многостороннихсвязей и осуществлению в жизнь многочисленных проектов сфер региона. Украинарассматривает это содружество как способ гармонизации существующих вБалто-Черноморском регионе региональных и субрегиональных организации и форумовтаких как: Совет государств Балтийского моря, Центрально-европейской инициативы,группа ГУУАМ, организация Черноморского экономического сотрудничества и других.
Именноорганизация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЕС), один измногочисленных векторов внешней политики Украины, является наиболее приемлемойдля становления на международной арене как государства в целом. В этойорганизаций Украина является равноправным членом, который не подвергаетсядавлению более развитых государств, мнения которого прислушиваются остальные 11участников этой организаций. Поэтому, эта организация, на сегодняшний день,является наиболее перспективной и актуальной для Украины.
Основнаяцель работы – изучение структуры организации, ее особенностей. Выявлениевозможных и наиболее перспективных сфер сотрудничества.
Работа специально была написана в вышеописаннойпоследовательности. Именно     такого рода последовательность представляетчитателю основные проблемы, тормозящие ведение бизнеса в нижеописанныхотраслях, функционирования ЧЗС.

Организация «Черноморское экономическое сотрудничество»(ЧЭС).
1.1 Из истории ЧЭС.
Черноморское экономическое сотрудничество — ЧЭС со штаб-квартирой в г.Стамбуле (Турция) объединяет 11 государств Черноморья, Закавказья и Балкан. 25июня 1992 г., в ходе встречи на высшем уровне в Стамбуле, представителигосударств подписали Декларацию о Черноморском экономическом сотрудничестве,определившую приоритетные направления и основные механизмы этого региональногосотрудничества.
Главы государств и правительств-стран ЧЭС договорились о поощрениисотрудничества в области торговли и промышленности, транспорта, связи, пауки итехники, энергетики, добычи и переработки минерального сырья, в сфере сельского         
хозяйства,туризма и экологии.                                                                          
По согласованию между странами — участницам и проводятся саммиты, которыеявляются высшим органом ЧЭС и рассматривают принципиальные вопросымногостороннего взаимодействия.
5 июня 1998 года на саммите в г. Ялте главы государств — правительствАзербайджана, Албании, Армении. Болгарии. Греции. Грузии. Молдовы, РоссийскойФедерации, Румынии, Турции и Украины подписали Устав Организации ЧерноморскогоЭкономического Сотрудничества. Подписанием Устава завершился процесс созданияновой международной региональной экономической организации. 1 мая 1999 годапосле ратификации Устава парламентами государств-членов состоялась инаугурацияэтой организации и появление ее на международной арене. В соответствии сУставом страны-участницы ЧЭС осуществляют сотрудничество между собой вследующих областях:
•  торговля и экономическое развитие;
•  банковское дело и финансы; » связь;
•  энергетика;                                                                                                                    
•  транспорт, сельское хозяйство и агропромышленность;
•  здравоохранение и фармацевтика;
•  охрана окружающей среды;
•  туризм; наука и техника;
•  обмен статистическими данными и экономическая информация;
•  сотрудничество между таможенными и другими пограничными органами;
•  контакты между людьми;
•  борьба с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков,оружия и радиоактивных материалов, всеми актами терроризма и незаконноймиграцией.
Как новейший и, возможно, наиболеезначительный региональный интеграционный проект, ЧЭС может стать ключевымэлементом будущей европейской архитектуры. Государства-члены ЧЭС, с населениемоколо 330 млн. человек, представляют собой огромный потенциальный рынок иявляются одним из наиболее привлекательных регионов нового тысячелетия. Богатыйприродными ресурсами, мощной производственной базой, квалифицированной рабочейсилой, регион ЧЭС предлагает широкий спектр возможностей для мировогоэкономического сообщества.
Уникальное стратегическое положение черноморского региона в экономическоми геополитическом плане определяет его особую роль в процессе мировойинтеграции. В рамках Платформы сотрудничества между государствамиосуществляется взаимодействие между ЧЭС и Европейским Союзом.
Деятельность организации довольно быстро стала предметом внимания запределами региона. В результате через несколько лет после ее созданиясформировался институт наблюдателей ЧЭС. В их числе — Австрия, Германия,Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия, Тунис, Франция. Страны-наблюдателиприглашаются на заседания старших должностных лиц и встречи министровиностранных дел, принимают участие в тех мероприятиях, которые представляют дляних интерес. Статус наблюдателя при ЧЭС могут иметь и международные организации(например, Европейская энергетическая хартия), заинтересованные в развитиирегионального экономического сотрудничества.
В работе Черноморского Экономического Сотрудничества принимают участиепредставители международных организаций:
1.    Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН)
2.   Экономическая и Социальная Комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТОООН)
3.   Европейская Конференция Министров транспорта (ЕКМТ)                         
4.   Европейская Комиссия (ЕК)
5.   Парламентская Ассамблея Черноморского Экономического Сотрудничества(ПАЧЭС). Парламентская Ассамблея представляет национальные Парламентыгосударств-членов ЧЭС и обеспечивает постоянную поддержку процессаЧерноморского Экономического Сотрудничества на консультативной основе.
6.   Деловой Совет Черноморского Экономического Сотрудничества (ДСЧЭС)
7.   Черноморский Банк Торговли и Развития (ЧБТР).
А также представители неправительственных организаций:
1.   Черноморская Региональная Ассоциация Судостроителей исудоремонтников (БРАСС)
2.   Международная Ассоциация Судовладельцев Черноморского Бассейна(БИНСА)
3.   Ассоциация портов Черного и Азовского морей (БАСПЛ)
С просьбой о вступлении в ЧЭС обратились Иран, Македония. Югославия иУзбекистан. Кроме того, Босния и Герцеговина, Иордания, Казахстан, Кипр,Словения, Хорватия, Белоруссия и Венгрия ходатайствуют о предоставлении имстатуса наблюдателя. С аналогичной просьбой обратились и около 20 неправительственныхорганизаций Болгарии, Грузии. Румынии, России, Турции и США. Словом, в XXI в.уже почти 30 государств проявляют интерес к ЧЭС и в той или иной формеучаствуют в ее деятельности или готовы к ней подключиться.
1.2 Структура.
По согласованию между странами-участницами проводятся саммиты,которые являются высшим органомЧЭС и рассматривают принципиальныевопросы многостороннего взаимодействия, проводимые по мере необходимости посогласованию между странами-участницами.
В ЧЭС функционируют более 10рабочих групп (см. приложение №1), в том числе по торговле и промышленномусотрудничеству, банковскому делу и финансам, статистике, транспорту, связи,энергетике, науке и технике, экологии, сельскому хозяйству, туризму и другимвопросам. Их деятельность фокусируется на конкретных вопросах сотрудничества имногосторонних проектах.
Существенное продвижение в деле реализации региональных проектов начало сдеятельности Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР) вСалониках (Греция). Соглашение об учреждении ЧБТР подписано и ратифицировановсеми 11 странами-участницами ЧЭС. 24 января 1997 г. Соглашение вступило всилу, и начался процесс формирования уставного капитала банка. Размер уставногокапитала банка составляет 1 млрд. долл. Церемония инаугурации ЧБТР состоялась в1999 году. Основными целями ЧБТР являются:
•  содействие возросшей интеграции в регионе и сотрудничеству междугосударствами-членами;
•  содействовать развитию стран-членов.
В соответствие с этими целями был разработан профиль Банка. По этомупрофилю Банк, прежде всего международная финансовая организация, которая можетучаствовать в статусе предпочитаемого кредитора и имеет четкие стратегические иоперативные задачи. Банк придерживается политики осторожного управления рискоми имеет эффективную методику деятельности. Также Банк имеет профессиональныйвысокообразованный интернациональный персонал и сильную систему внутреннего ивнешнего аудита. Реализации своих задач Банку помогает собственная финансоваяполитика, которая включает в себя устойчивые банковские принципы, жесткийконтроль риска и безопасные его лимиты, комплексное управление риском на основеобязательных международных финансовых требований, прозрачность отчетности иэффективное корпоративное руководство, активное сотрудничество с другимимеждународными финансовыми институтами.
Банки и другие финансовые посредники могут извлечь выгоду изсотрудничества с ЧБТР, поскольку Банк обеспечивает «оптовоефинансирование» в форме кредитных линий или инвестиций в акции предприятиймалого и среднего бизнеса. Также Банк является весьма привлекательным партнеромдля объединения в банковский консорциум. Коммерческие банки также могут изучатьопыт ЧБТР в оценке уровня риска проекта или сферы инвестиций.
Однако не только финансовые учреждения могут выиграть от сотрудничества сЧБТР. Для экспортеров Банк предлагает привлекательные продукты финансированияторговли, а иностранным инвесторам предлагается целый ряд финансовыхинструментов, подходящих для международного инвестирования. А для общественных органов(агентств развития, например) ЧБТР может предложить дополнительноефинансирование проектов развития (заполняя финансовые пробелы или мобилизуясредства как общественного, так и частного секторов).
ЧБТР полностью удовлетворяет требованиям рынка региона и имеет следующиепреимущества для сотрудничества:
•    Сконцентрированный мировой и региональный экспертный опыт.
•    Он является «собственностью» региона директора входят всостав правительств государств-членов.
•    Банк имеет малые размеры, а, следовательно, большую скорость игибкость операций.
•    Банк ориентируется на рынок и руководствуется в своей деятельностиспросом.
•    Доступно средне- и долгосрочное финансирование.
•    Банк может предоставлять средства совместно с международнымифинансовыми институтами и банками.
•    Финансирование в статусе предпочитаемого кредитора.
Также кпреимуществам ЧБТР можно отнести совершенный и быстрый процесс утвержденияпроекта; способность обрабатывать «маленькие» проекты; команду
экспертов с мировым и региональным опытом; независимость финансированияот политических или макроэкономических условий.
Все вышесказанное делает ЧБТР уникальным источником финансированияторговли и действительным участником регионального сотрудничества и интеграции.
В июне 1993 г. с целью оказания парламентского содействия развитиюмногостороннего экономического сотрудничества черноморских государств иукрепления политической стабильности в регионе создана ПарламентскаяАссамблея ЧЭС (ПАЧЭС), образованная в феврале 1993 года по инициативеПрезидента Турции, членами которой являются все страны-участницы ЧЭС.Парламентская Ассамблея ЧЭС представляет национальные парламентыгосударств-членов и обеспечивает постоянную поддержку процесса черноморскогосотрудничества на консультативной основе. Цели ПАЧЭС — обеспечение правовойосновы для всестороннего сотрудничества в зоне ЧЭС, содействие национальнымпарламентам в деле укрепления парламентской демократии и уважения правчеловека, развитие двусторонних контактов стран-участниц, их взаимодействие врамках других международных организаций.
Ассамблея состоит из 70 членов, назначаемых национальными парламентами насрок не менее одного года. Количество делегатов от каждой страны примерно
соответствует численности ее населения. Каждая национальная делегацияработает на постоянной основе.
Высшим органом ПАЧЭС является Совет представителей парламентовстран-участниц. Рабочими органами является Секретариат, Бюро (Президент, четыревице-президента и казначей) и три специализированных комитета:
1.по экономическим, коммерческим, технологическим и экологическимвопросам;
2.по политическим и законодательным вопросам;
З по вопросам культуры, образования и общественных проблем.
Общественных заседания комитетов проводятся дважды в год, примерно за 1,5- 2 месяца до пленарной сессии, в соответствии с утверждаемым ежегодно планомработы Комитетов. Рабочими органами ПАЧЭС являются специализированные комитетыпо экономическим, торговым, техническим и экологическим вопросам; по правовым иполитическим вопросам; по вопросам культуры, образования и социальныхотношений.
Организационное обеспечение работы межправительственных органов возложенона постоянный международный Секретариат ЧЭС (ПМС ЧЭС) сместонахождением в Стамбуле. Сотрудники ПМС выполняют свои функции в качествемеждународных должностных лиц с должным учетом принципов и целей ЧЭС.
В ЧЭС сегодня функционирует около двадцати рабочих и специальныхэкспертных групп, которые работают на постоянной основе и занимаются вопросамииз разных отраслей деятельности:
•    организационными
•    банковской и финансовой деятельностью
•    транспорт
•    связь
•    торговля и промышленное развитие
•    сельское хозяйство
•    обмен экономической информацией и статистическими данными
•    экология
•    наука и технология
•    туризм
•    борьба с организованной преступностью.
Кроме постоянных групп образовываются временные группы экспертов поконкретным вопросам. За Украиной закреплена роль координатора деятельностирабочих групп по вопросам торговли и экономического развития, защиты окружающейсреды, банковской и финансовой деятельности.
Предпринимательское измерение в структуре ЧЭС представлено Деловымсоветом. Деловой Совет ЧЭС (ДС ЧЭС) является международнойнегосударственной неприбыльной организацией, созданной в 1992 году. Состоит изпредставителей деловых сообществ государств-членов ЧЭС. Основными целямиДелового Совета являются: установление прямых связей и контактов междубизнесменами черноморского региона, представление интересов предпринимательскихкругов в органах ЧЭС, выработка законодательных инициатив, способствующихразвитию частного бизнеса, разработка проектов многостороннего сотрудничества,обеспечение информационной и консультационной поддержки, организация ипроведение конференций и семинаров, помощь в поиске партнеров.
ДС осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
— разработка и реализация конкретных проектов;
— обеспечение прямой связи и информационного обмена;
— лоббирование интересов деловых кругов в структурах ЧЭС;
— предоставление информационно-консультативных услуг и помощи в поискахпартнеров;
— содействие коммерческой деятельности;
— организация конференций, семинаров, выставок;
— привлечение к работе деловых людей разных стран, у которых существуютпрактические интересы в регионе ЧЭС.
Высшим органом ДС является Совет директоров, заседания которых проходятпри   участии ассоциированных членов, участников-партнеров и наблюдателей.
Важным направлением деятельности Делового Совета ЧЭС является оказание втесном сотрудничестве с Черноморским Банком Торговли и Развития практическойпомощи местным и иностранным инвесторам. После подписания Соглашения в 1998году о преобразовании ЧЭС в международную экономическую региональнуюорганизацию в городе Ялта, ДС стал бизнес частью ЧЭС. ДС приобрел официальныйстатус наблюдателя в ЧЭС, которое предоставляет ему право принимать участие вработе всех структур от имени бизнес представителей региона.
На уровне местных властей стран-участниц ЧЭС действует Черноморскийклуб.
Для решения текущих вопросов сотрудничества, а также для подготовкивстреч министров собирается совещание старших должностных лиц.
Советминистров иностранных дел является действующим на регулярной основеорганом, принимающим решения ЧЭС. Каждое такое заседание, как правило,организуется страной-участницей ЧЭС по окончанию ее полугодового руководства вэтой организации. На своих заседаниях, которые проводятся каждые 6 месяцев,Совет рассматривает вопросы развития организации в соответствии с целями,зафиксированными в Уставе и соответствующих Декларациях. В компетенцию СоветаМинистров входят:
•  утверждение и смена Регламента (всех правил процедур);
•  формирование организационной структуры;
•  образование вспомогательных органов в рамках ЧЭС, предоставление имзаданий, смена или аннулирование их мандатов;
•  рассмотрение дел, переданных вспомогательными органами, принятиесоответствующих решений;
•  принятие решений относительно членства и статуса наблюдателей; “обсуждение других вопросов.
Действующий Председатель координирует все мероприятия, осуществляемые врамках ЧЭС. Ротация должности Председателя проводится каждые 6 месяцев всоответствии с английским алфавитом. В случае отказа того или иногогосударства-члена от поста Председателя, его занимает следующее по алфавитугосударство-член.
В рамках ЧЭС учрежденКоординационный центр по обменустатистическими данными и экономической информацией(на базеТурецкого института статистики). В Варне (Болгария) при участии Комиссии ЕСсоздан Региональный энергетическийцентр. Достигнутосоглашение о распространении деятельности Балканского центра поддержки малого исреднего предпринимательства (Бухарест) на регион ЧЭС. Странами-участницамитакже одобрено предложение Греции о создании в Афинах международного Центрачерноморских исследований при финансовом содействии ЕС. Болгария продвигаетидею о создании в Софии транс регионального цен-фа по развитию транспортнойинфраструктуры в черноморском регионе.

1.3 Цели.
К числу основных целей организации «Черноморского экономическогосотрудничества» можно отнести следующие:
· создание режима свободного движения товаров, услуг, капиталов,что стимулировало бы экономические контакты, расширило бы рамкипроизводственной кооперации и совместных инвестиций в сферах взаимных интересов
· формирование инфраструктуры бизнеса — сети банков и деловыхцентров для финансирования и информационной поддержки государственных и частныхинвестиций в инфраструктурные проекты
· сооружение совместными усилиями объектов инфраструктуры натранспорте -создание новых транспортных коммуникаций, переход па современныетранспортно-погрузочные и складские технологии; создание транспортныхкоридоров;
· организация паромного сообщения между портами Черного моря, в томчисле между г. Ильичевск и рядом портов Турции; созданиетранспортно-экспедиторских фирм по обслуживанию в ЧЭС; обеспечение координациии загрузки судоремонтных заводов региона с целью осуществления ремонта судовстран ЧЭС;
· развитие транспортно-экспедиторского сотрудничества в областиавтотранспорта, создание необходимой инфраструктуры; расширениежелезнодорожного сообщения между странами ЧЭС; включая строительствожелезнодорожных вокзалов; развитие портового хозяйства; налаживаниеавиационного сообщения между главными центрами стран ЧЭС;
· комплексное использование и охрана ресурсов Черного моря — биологических, минеральных, водных, в том числе в области морского рыболовстваи рыборазведения рек региона
· сотрудничество в развитии топливно-сырьевой базы регионарациональном использовании энергии, в том числе совместно финансированииэнергетических объектов, строительство газо- и нефтепроводов, модернизациянефтеперерабатывающих предприятий, строительстве терминалов на берегу Черногоморя по приему нефти и газа, введение в действие новых и реконструкциидействующих угольных предприятий с внедрением нового поколения горных машин,развитии по использованию нетрадиционных источников энергии;
· сотрудничество в техническом перевооружении металлургическихпредприятий стран ЧЭС, внедрении новых мощностей, в том числе использованиинового поколения машин непрерывной разливки стали; модернизация прокатного оборудованияс целью получения продукции соответствующей требованиям мирового рынка,компьютеризация и автоматизация производственных процессов целью улучшенияэкологии и условий труда металлургов, защиты водного и воздушного бассейнов;
· развитие сотрудничества в агропромышленном комплексе стран ЧЭС, втом числе путем производства техники для оснащения фермерских хозяйств,сельхозмашин для агрегатирования с ними оборудования для первичной обработкисельскохозяйственного сырья, автомобилей малой грузоподъемности; переработкакожевного сырья; выращивание твердых сортов пшеницы, сои, бобов, подсолнечника;
· сотрудничество в развитии пищевой и перерабатывающейпромышленности путем образования совместных предприятий по выпускутароупаковочных материалов, продуктов детского питания; техническое переоснащениетабачной, кондитерской и масложировой отрасли и организация серийногопроизводства технологического оборудования для этих отраслей, включаяпроизводство запасных частей к нему, средств механизации и автоматизации;
· участие в конверсии оборонной промышленности; перевод ее намассовое производство качественных товаров на базе разукрупнения,демонополизации и приватизации предприятий;
· развитие современной системы телекоммуникаций, включаяобеспечение надежной телефонной связи между странами Причерноморья; реализацияпроекта по строительству оптико-волоконной линии связи между Турцией,Болгарией,        | Румынией и Украиной;
· кооперации в развитии унифицированной таможенной системы странрегионов; создание расчетов и возможной последующей организации Черноморскогоплатежного союза;
· сотрудничество стран Причерноморья в развитии процессовприватизации, предпринимательства, укрепление малого и среднего бизнеса.
Следует отметить, что участие вразличных формах регионального сотрудничества в Европе, в том числе всубрегиональных союзах долговременного или краткосрочного характера, а особеннов причерноморской интеграции, ни в коей мере не противоречит экономическиминтересам Украины, которая, по своему потенциалу и геополитическому положению вЕвропе, является важным партнером для любого европейского государства. Проблемазаключается лишь в поиске соответствующих внешнеэкономических механизмоввоздействия, в том числе на уровне региональных экономических союзов.

Возможности бизнеса в Черноморском регионе.    
 
Черноморский регион является одним из богатейших регионов мира, с однимиз огромнейших рынков. Возможности бизнеса настолько широки, что они охватываютмногочисленные сферы деятельности человека: начиная с производства продукциисельского хозяйства (Украина, Россия) и заканчивая многочисленными сферамиуслуг (Греция, Турция). По эффективность данного рынка не была проверена напрактике, так в этот регион входят страны, у которых не всегда совпадают целивнешней политики. Организация «ЧЭС» может стать одним из поводов,из-за которого рынки одиннадцати стран смогут «объединиться».Перспективы будущего рынка налицо: это и огромное территориальное пространство(см. приложение №2), и выходы к стратегическим водам, и огромный рынок сбыта.Идея создания единого рынка является очень заманчивой, о чем и высказываетсяМИД РФ: “… ЧЭС отвечает интересам дальнейшей интеграции в экономических исоциальных областях при новых возможностях и вызовах нашего времени…”*.Но это всего лишь мечты, которые можно осуществить, внеся коренные изменения взаконодательство всех 11-й стран.
1. Сотрудничества в области пауки и технологий.                                                           
Идея кооперации в научных областях особенно эффективна тогда, когда врезультатах научных исследований заинтересована каждая из стран. Одним из такихнаправлений исследований является проблема прогнозирования геофизическихкатастроф и, в частности, землетрясений.
На IV заседании Рабочей группы ЧЭС в области науки и технологий соспециальными докладами по этому вопросу выступили ректор Кубанскогогосударственного университета, академик В.А. Бабешко, член-корреспондент РАЕНЛ.Е. Собисевич, профессор В. К. Паламарчук. В их сообщениях было отмечено, чтоизменение в 1993 году уровня оценки сейсмической опасности в Краснодарском краеи, в частности, в самом Краснодаре с 6 баллов до 8 баллов привело к удорожаниюстроительства примерно на 30-40%. Развитые в нашей стране методы сейсмическогорайонирования позволяют давать локальные оценки сейсмичности, что можетсущественно снизить затраты на сейсмостойкое строительство. При Кубанскомгосударственном университете совместно с Объединенным Институтом физики ЗемлиРАН, Институтом вычислительной математики и прикладной геофизики СО РАН созданаи уже сертифицирована лаборатория по сейсмологии, оборудование которойпозволяет вести исследования на основе разработанной российскими ученымипринципиально новой геотехнологии, основанной на методе активноговибросейсмического мониторинга. Крупные тектонические подразделения, отвечающиеза изменение режима геологической, сейсмической, вулканической активности, нехотят вписываться в те государственные границы, которые установили политики.Долгие годы они изучались раздельно, разными группами ученых в разных странах.Разная изученность акваторий, отсутствие обмена текущей сейсмическойинформацией, затрудняет возможность предсказания сейсмической катастрофы.
Было принято решение о создании единой сети мониторинга сейсмическойобстановки и прогнозирования землетрясений Причерноморского региона в целяхразвития сотрудничества в этой области.
Для организации обмена информацией в области образования, науки итехнологий в рамках ЧЭС, Кубанский государственный университет, подруководством к.ф-м н. Левицкий Б.Е… разработал проект для решения развитиялиний связи между странами ЧЭС.
Предлагаются следующие этапы реализации проекта:
Первый этап.
1.Создание информационного сервера ЧЭС на котором размещаются:
•    решения заседаний рабочей группы ЧЭС в области науки и технологий;
•    информация о предложенных и принятых к реализации проектах;
•    общедоступные базы данных:
•    информация о проводимых в рамках ЧЭС конференциях и совещаниях;
•    новости ЧЭС;
2.Распространение информации в страны ЧЭС:
•    организация сервера телеконференций;
•    организация авторизованного доступа к закрытым базам данных идокументам.
Второй этап.
а) Разработка оптимальных решений для развития связи между странами ЧЭС.
б) Подготовка предложений по организации систем дистанционного обучения сучастием ведущих вузов стран ЧЭС.
в) Информационная поддержка совместных научных исследований.
г) Организация обмена данными в области сейсмологии и экологии.
Но на этом соглашении останавливаться нельзя. Необходимо такжесотрудничество и в других научных областях. Это необходимо для того, чтобыуравновесить научный уровень всех 11-й стран, чтобы можно было создать единыйрынок товаров и услуг.
Необходимо создать ассоциацию высших учебных заведений данного региона.Ассоциация должна будет взять под контроль образовательный процесс ВУЗов:уровень образования, требования к специалистам. В регионе появится спрос наквалифицированную рабочую силу, снизится уровень «утечки мозгов», чтопозволит производить высокачественные и конкурентоспособные товары. Важнымфактом будет являться то, что государства смогут обмениваться студентами, чтодало бы возможность каждой стране воспитывать необходимых специалистов дляработы в Черноморском регионе.
2. Энергетика и окружающая среда.
Сегодня проблема энергетики и охраны окружающей среды в Черноморскомрегионе является жизненной. Каспийская нефть будет транспортироваться на11
Черноморское побережье трубопроводом и далее на запад танкерами,проходящими через проливы Турции или проходящими вблизи них.
В следующие 10 лет объем перевозок сырой нефти по Черному морю можетутроиться (с 44 до 127 млн. тонн в год)*. В связи с этим негосударственныеорганизации из 6 стран Черноморского бассейна ежегодно собираются в Стамбуледля участия в «Протесте на воде», в котором принимают участие сотнисудов и лодок.
Навигация в проливе Босфора затруднительна, поскольку этот узкий проходимеет сильные течения и множество крутых поворотов (до 80 градусов).
Согласно кодексу Международной Морской Организации кораблям длиннее 120метров не может быть обеспечено безопасное плавание по узкому Стамбульскомупроливу, который имеет крутые повороты. Суда вынуждены изменять курс не менее12 раз во время прохождения пролива.
В этом переполненном проливе часты неблагоприятные погодные условия,такие как туман, дождь и дождь со снегом, которые уменьшают видимость додистанции          
меньше полумили (926 метров), что увеличивает вероятность аварий вБосфоре, из-за чего срываются поставки нефти*.
Большинство судов, плавающих в Черном море и проходящих проливами, оченьстарые и во многом не соответствуют стандартам безопасности. Более того, ктосможет оплатить экономические последствия для стран Черноморского региона призакрытии проливов в случае аварии? К тому же эти страны во многом зависят отэтих водных путей в своей растущей мировой торговле и необходимом импорте.
Будучи почти закрытым и высоко уязвимым для всех воздействий морем,черное море одно из самых загрязненных в мире. Оно более не должно быть путемперевозки опасных веществ на устаревших судах. Также Черное море не следуетзагружать транспортировкой больших объемов нефти, которые значительнопревосходят потребности предприятий по переработке нефти, расположенных врегионе, поскольку это означает обработку нефти на двух дополнительныхтерминалах в бурном морс, операции в котором невозможны в течение 90 дней вгоду.
Принимая во внимание рост общественной осведомленности в вопросахэкологии,   | прямая наземная транспортировка нефти по российской системетрубопроводов, кроме северного направления на Балтийское море и южного наСредиземное море (Баку — Сейхан), кажется оптимальным решением, сохраняющимЧерное море.
Это решение так же оптимально и с коммерческой стороны, если учесть будущиеповышенные страховые премии, расходы на ликвидацию последствий аварий и штрафыза аварии, обеспечение соответствующих стандартов безопасности и,соответственно, повышение стоимости фрахта.
3. Развитие сельского туризма.
Туризм на современном этапе развития экономики и культуры становится всеболее значимым явлением в социальной и культурной жизни людей, превращается вмассовый процесс международного масштаба. Сегодняшний туризм — это отрасльобщественного производства, оказывающая влияние на развитие и деятельностьдругих отраслей народнохозяйственного комплекса. Туризм влияет на отраслевуюструктуру занятости населения, способствует формированию высоких нравственныхкачеств, культурному воспитанию людей. Туризм может и должен стать приоритетнымнаправлением в экономике Черноморского региона.
Принимая во внимание то, что Черноморский регион издавна обладает большими разнообразным спектром оздоровительных и туристско-экскурсионных услуг,поэтому здесь целесообразна организация, функционирование, развитие туризма.Поиск решений успешного развития и функционирования туризма в Черноморскомрегионе в условиях рыночной экономики сегодня очень актуален.
Декларация, принятая на конференции «Экополисы — поселенияускоренного развития», которая прошла в 1996 году под эгидой ООН вСтамбуле, утверждает, что будущая урбанизация будет развиваться в направленииперенесения стиля и стандарта городского способа жизни в сельскую местность. Аэто отвечает интересам организации в ближайшей перспективе именно таких видовтуризма как экологический, сельский, зеленый и агротуризм, которые хоть исвязаны между собой, но имеют некоторые отличия.
Сельский туризм — это туристическая деятельность на территории сельских поселений,где есть условия как для длительного, так и для кратковременного отдыха, крометого, экологически чистый ландшафт, сельское жилье, быт, пригодное для приематуристов и необходимые объекты обслуживания. Сельский туризм относится кпассивной (а не активной) форме отдыха, по уровню своей организованности есть скореесамодеятельный (а не плановый), по цели — более социальный, а не чистокоммерческий.
Особо важным является то, что сельский туризм не требует государственныхкапиталовложений, а довольствуется пока что использованием существующегопотенциала сельских регионов: уникальных природных ресурсов и историческихобъектов — культурного значения; присутствием частного жилого фонда на селе;производимых в личных хозяйствах продуктов питания. В целом зарождениесельского зеленого туризма производится на средства населения, которое берет насебя содержание и обслуживание туристов и отдыхающих, естественно за денежноевознаграждение. Еще одна особенность сельского туризма заключается в том, чтоон не требует создания больших туристических фирм, а является объектом длядобровольного объединения частных сельских хозяйств и собственников некоторыхпредприятий малого бизнеса для оказания отдельных туристическихуслуг.                                                                           |
Дальнейшее распространение и развитие сельского туризма будетспособствовать:
•    Занятости освобожденных из других отраслей,
•    Увеличению доходов сельских семей за счет предоставления услуг иреализации, производимых в личном хозяйстве продуктов питания,
•    Улучшению благоустройства и инженерного оборудования жилья,
•    Сохранению местных памятников историке-архитектурного значения,
•    Возрождению народных обычаев и возобновлению промыслов.
4. Информационное сотрудничество.
Черноморское экономическоесотрудничество образовали страны, имеющие различный опыт экономическогоразвития, использования природных ресурсов, развития промышленности и инновацийв технологии. В процессе своего исторического развития в каждой странесформировала свое собственное информационное пространство. С образованием ЧЭСсоздалась благоприятная атмосфера для активизации процессов выработки общеговзгляда на совместное решение проблем экономического развития. Наиболеерациональный и надежный путь достижения реального взаимопонимания
включение принципиально новых механизмов самоорганизации потоковинформационных обменов.
Механизмы самоорганизации возникают в результате деятельности привычныхна первый взгляд форм некоммерческих объединений. Их отличие от других типовобъединений состоит в отказе от обычных методов управления и регулированияпроцессов информационных обменов. Сверхзадача таких объединений заключается всоздании условий саморегулирования и тем самым стимулирования потенциаласамоорганизации всех активных субъектов.
Позитивный образ партнера определяется не только доступностью к реальнойинформации. Не менее важна ее организация, которая позволяет ориентироваться винформационных потоках и использовать собственные критерии оценки результатоввозможной деятельности. Именно здесь возникают условия для развитиясамоорганизации информационных процессов.
Регулирование информационных потоков внутри региона позволить не толькоповысить экономический рост, но также создаст благоприятный инвестиционныйклимат, так как, сегодня, международное сообщество не имеет реальной информацииобо всех сферах жизни и возможностях экономической деятельности в странах ЧЭС.Такое положение приводит к тому, что:
•    уровень оценки рисков вложения капиталов в экономику стран ЧЭСзавышается и не соответствует действительности;
•    эксперты, проявляя осторожность, завышают уровень сложностидействующего законодательства.
В ЧЭС механизм самоорганизации целесообразно активизировать путем,предложенным Крымским координационным центром: на первом шаге создаетсянекоммерческое объединение-координатор, которое активно привлекает всезаинтересованные к сотрудничеству организации. Цель объединения создатьблагоприятную атмосферу и предоставить информацию максимально выгодную дляпартнеров в обмене передовым опытом. Это объединение, в отличие от всехсуществующих, не берет на себя задачу регулирования и управления информационныхпотоков существующими методами и способами.
Одновременно с активизацией объединения-координатора создаютсяблагоприятные условия деятельности представителей международного сообщества.Через их неформальное объединение предоставляется вся необходимая информация овозможных партнерах Черноморского региона, об особенностях существующегозаконодательства стран-участниц, о психологических особенностях экономическойактивности населения, уровне его образования и квалификации. Возникает такоенеформальное объединение, как международная контактная группа, котораядействует исключительно в интересах международного сообщества и каждого изчленов группы. Эта группа заинтересована в реальном неискаженном образеЧерноморского региона, представленном в соответствии с международнымистандартами организации и доступности информации.
На следующем этапе, в развитиимеханизма самоорганизации, при поддержке объединения координатора имеждународной контактной группы создается ассоциация предприятий Черноморскогорегиона, объединений и организаций, работающих с инвесторами, кредиторамипредприятиями и организациями. Ассоциация, как и международная контактнаягруппа, также действует исключительно для достижения собственных интересов еечленов, которые составляют органичную часть экономики Крыма.
В результате возникает форум, в котором представлены интересы всех странчленов ЧЭС, интересы правительственных и неправительственных организаций,предприятий и ассоциаций, частных лиц. Форум создает необходимую атмосферу иусловия реализации механизмов самоорганизации информационных обменов. В итогекаждый из партнеров, преследуя свои собственные цели, решая свои собственныезадачи, действует по общим для всех правилам и достигает собственныхзапланированных экономических результатов.
“… Существуют страны, в которых уровень риска экономическойдеятельности значительно выше, чем в Черноморском регионе. Тем не менее, объемыинвестирования, приток капитала в их экономику значительно превышают аналогичныепоказатели стран ЧЭС…”*. Изменить такое положение, создатьпонятную и благоприятную картину состояния стран Черноморского региона длямеждународного сообщества, позволит активизировать уже начавшееся реальноедействие механизмов самоорганизации информационных обменов между партнерами ЧЭСи международным сообществом.

Заключение.
Б результате проведенной работы был собран и систематизирован материлотносительно развития, функционирования и современного состояния организации ЧерноморскогоЭкономического Сотрудничества.
Были выявлены 4 сферы для возможного ведения бизнеса в рамкахорганизации. Сотрудничество в области развития науки и технологий актуальнотем, что большинству стран организации в отдельности трудно поддерживатьразвитие науки и развивать технологии. В результате чего в этих странахнаблюдается «интеллектуальный» спад в сфере экономики. Целесообразноразвивать венчурные предприятия, которые бы способствовали развитию передовойнауки и техники. Для привлечения капитала и компаньонов, было бы целесообразноорганизовать единый информационный портал ЧЭС, в котором бы полно освещалисьинтересующие предпринимателей аспекты коммерческой деятельности: законодательство,политическая стабильность, налоговый режим и др. Главное, чтобы вся информациябыла подтверждена независимыми экспертами.
Для дальнейшего успешного развития ЧЭС как международной региональнойорганизации, необходимо как можно больше сбалансировать экономическую,политическую и социальную обстановки стран-участниц ЧЭС. Сразу такого сходствамежду 11 странами достигнуть очень трудно, поэтому в работе было предложенопоэтапное образование экономических союзов, развитие, сближение, всехстран-участниц ЧЭС.
Исходя из взаимной заинтересованности, следует развивать сотрудничество всовместной эксплуатации дунайских портов, и образования мощных пропускныхпунктов на границах, совместное строительство железнодорожных и автомагистралей(в частности украинский участок кольцевой трассы вокруг Чорного моря).
Целесообразно привлечь в Еврорегионы консалтинговые и маркетинговыекомпании, которые бы контролировали потоки и состояние информации вприграничных регионах.
Таможенное законодательствотормозит не только развитие региональных отношений с соседними государствами,но и является серьезным препятствием для развития отношений с другими странамиЧЭС. Был показана выгода от географического месторасположения Украины странамЗападной Европы, которые бы получали нефтепродукты, через украинский терминал.Стратегическим положение Украины является и по отношению к Турции. Российскиенефтепродукты она могла бы также
получать черезУкраину. Украина за счет транзита энергоносителей смогла бы скомпенсироватьвнутреннюю потребность в энергоносителях.
Урегулирование«транзитного» вопроса способствовало бы не только решении, проблемфункционирования Еврорегионов, «энергетического» вопроса, но испособствовало бы ускоренному вступлению Украины в ЕС как паритетной истратегически важной страны.