ЧИЧИКОВ, ГОЛОВЛЕВ, ИОНЫЧ.Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин,А.П.Чеховпринадлежат к числу выдающихся русских писателей, изображающих жизнь дворянства,и выделяются беспощадностью отрицания того социального зла, которое былопорождено в России господством помещиков. В своих гениальных произведениях онис непревзойденной остротой разоблачали пагубное, развращающее влияниесобственности и паразитизма на человеческий характер, показали неизбежностьнравственного
и физического разрушения паразитической личности. Н.В.Гоголь принадлежит к числувеличайших деятелей русскойклассическойлитературы. Вершиной творчества писателя является поэма Мертвыедуши – одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определениюБелинского творение, выхваченное из тайника народной жизни . В поэменашли свое выражение все основные особенности его таланта глубочайший реализм,народность, лирическое
одушевление и бесконечный юмор, переходящий в грозный,карающий смех. В Мертвых душах Гоголь снова обращается к одной изосновных своих тем – к теме орусском помещичьем классе, о русском дворянстве,как господствующем сословии. Картина дикого, грубо-невежественного, тупо-бессмысленногопомещичьего царства, картина глубокого разложения николаевской Россиинарисована Гоголем с изумительной жизненной правдой, с огромной полнотой исилой художественного-
реалистического воплощения. Галерея характеров, созданнаяГоголем, ярко демонстрирует постепенное и все более глубокое омертвениечеловека. От Манилова до Плюшкина перед нами раскрывается пугающая картинапостепенного угасания всего человеческого в человеке. Особое место средиперсонажей произведения занимает Чичиков. В нем весьма своеобразно, однобоко, всвоих отрицательных сторонах, в специфическом буржуазном авантюризме проявилисьновые тенденции развития русской жизни.
Недаром этого нового героя русскойдействительности Гоголь называет не только хозяином , приобретателем ,но и заклеймил его именем подлеца . В Чичикове тонко обрисован новыйхарактер, хищника-приобретателя, развившего в себе способность хитроприспосабливаться к людям и обстоятельствам, научившегося подчинять моральныепринципы материальным интересам. Гневно осуждая феодальное дворянство, Гоголь,в образе
Чичикова, обличал буржуазноехищничество.По крайнему разумению и искреннему, горячему убеждению В.Г.Белинского, Мертвые души стоят выше всего, что было иесть в русской литературе Мертвые души были вершиной нетолько творчества Гоголя, но и наиболее крупным произведением реализма первойполовиы XIX века, они оказали определяющее влияние на всю последующую русскуюлитературу и искусство, развивающиеся под знаменем реализма. М.Е.Салтыков-
Щедрин показал в своемромане Господа Головлевы мертвыедуши наболее поздней стадии их исторического разложения и как революционныйдемократ-просветитель отрицал их с высоты более высоких общественных идеалов.Разложение помещичьего класса Салтыков-Щедрин представил в форме историиморального оподления и вымирания одного семействаземлевладельцев-эксплуататоров. Распад связей в области семейно-родственныхотношений, где даже от порочной личности естественно ожидать некотороепроявление человечности, сатирик избирает
в качестве одного из самыхубедительных свидетельств нравственного падения и исторической обреченностипаразитического класса. Головлевщина это саморазложение жизни, основанной напаразитизме, на угнетении человека человеком. От главы к главе рисуетСалтыков-Щедрин картины тирании, нравственных увечий, одичания, следующих одназа другой смертей, все большего погружения головлевщины в сумерки. И напоследней странице ночь, в доме ни малейшего шороха, на дворе мартовскаямокрая метель, у дороги
– закоченевший труп головлевского владыки Иудушки, последнего представителя выморочного рода . Порфирий Головлев,прозванный в семье еще с детства Иудушкой главный герой романа. Чертыбессердечного стяжательства развились в Иудушке до предельного выражения. Егонравственное одеревенение было так велико, что он без малейшего содроганияобрекал на гибель поочерелно каждого из своих сыновей
Владимира, Петра ивнебрачного сына Володьку. В категории людей-хищников Иудушка представляетнаиболее отвратительную разновидность, являясь хищником-лицемером. Его хищныевожделения и кровопийственные махинации всегда глубоко спрятаны,замаскированы сладеньким пустословием и выражением внешней преданности ипочтительности к тем, кого он наметил в качестве своей очередной жертвы. Этополное олицетворение ничтожества держит в страхе окружающих, господствует надними,
побеждает их и несет им гибель. Ничтожество приобретает значение страшной,гнетущей силы и происходит это, потому, что оно опирается на крепостническуюмораль, на закон и религию. Попирание Иудушкой всех норм человечности несло емувозмездие, неизбежно вело ко все большему разрушению личности. В своейдеградации он прошел три стадии нравственного распада запой празднословия,запой праздномыслия и пьяный запой, завершивший позорное существование кровопивца .
Образ Иудушки Головлева – символ социального иморального распада дворянства.Новелла А.П.Чехова Ионыч продолжает иуглубляет тему внутреннего перерождения, опошления интелигентав обывательскойсреде, засасывающей, губящей человека. Чехов доказывает, что умный,образованный человек может опошлиться, нравственно угаснуть не только если вего жизни нет дела, труда, цели, но и в том случае, если этот труд, делонаправлены к достижению неизменной
цели – личного обогащения. Чехов показывает,как атмосфера русской жизни заглушает все нравственно-хорошее и здоровое вчеловеке. Обстановка, которая с самого начала окружает доктора Старцева вгороде С мало благоприятна для развития молодого человека. Беда иодновременно вина Старцева, будущего Ионыча, заключалась в том, что он пересталвнутренне сопротивляться, оказался слишком восприимчивым и податливым кокружающей пошлости.
Вместе с оскудением души Старцева исчезают всякие связи скрасотой, музыкой, природой. Любимым его занятием становится пересчитываниеденег по вечерам. Он равнодушен ко всем окружающим и к самому себе. В конценовеллы перед нами настоящий стяжатель, которого жадность одолела .Перед нами врач, утративший свое главное качество – человеколюбие.
В конечномсчете жизнь оборачивается беспощадной стороной и для самого Ионыча. Да, онбогат, у него есть имение и два дома в городе , но онодинок, живется ему скучно, ничего его не интерисует . И самоеглавное – он теряет память о прошлом, забывает свою любовь, которая былаего единственной радостью и, вероятно, последней . Ионыч отрекся от своейкультурности, интеллигентности, от своего дела и своей любви. Перед намибеспощадно суровый рассказ о человеке, который перестал сопротивлятьсяокружающей
среде и перестал быть человеком. Так на протяжении истории русскойлитературы XIX века лучшими писателями критического реализма, чье творчествостало классикой литературы, остро и беспощадно разоблачалось общество,порождающее чичковых, иудушек и ионычей, изображалосьположение класса, отжившего свой век, и вместе с тем, коварное оружие, ккоторому прибегают вообще паразитические слои общества в борьбе за сохранениесвоих прерогатив, за укрепление своего пошатнувшегося положения в обществе.