Чтение в контексте развития информационного общества
В
этой, последней публикации нашего цикла статей «Недетские проблемы детского
чтения» мы хотим остановиться на еще одном ракурсе проблемы: роли «Человека
читающего» как человека информационно грамотного – подготовленного для жизни в
развивающемся информационном обществе. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты
проблемы поддержки детского чтения и обучения школьников с точки зрения
развития у них культуры чтения – информационной культуры в контексте развития
происходящих процессов.
Развитие информационного общества и «вызовы» для
специалистов
Развитие
в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно
ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они –
жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих
информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде
всего, тем, кто сегодня работает с ИКТ, но не только тем, кто сегодня создает
новую информационную инфраструктуру (инженерам, технологам, программистам), но
также и учителям и библиотекарям.
Безусловно,
главное при построении информационного общества – это четко оформленная в виде
планов и программ государственная политика, однако изменение общества – это и
задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей
в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное
общество его гражданам и как можно способствовать его созданию.
Новые
технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество –
это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем,
что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к
образованию и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России
информационного общества, затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто
работает с детьми и информацией. Мы остановимся на нескольких главных (с нашей
точки зрения) моментах, поскольку от знания их специалистами зависит, насколько
они будут включены в происходящее. Именно от педагогов и библиотекарей во
многом зависит, как скоро в России будет построено информационное общество и
насколько оно будет демократичным и гуманным для его будущих граждан.
В
последнее десятилетие многие страны мира демонстрируют новые подходы и
политику, которая способна быстро продвинуть общество на новый уровень
развития. Это сценарий формирования информационного общества с новой
экономикой, которая основана на знаниях, и где акценты сделаны на развитие
науки, инноваций, информационной индустрии, образования и культуры.
Построение
информационного общества в последнее десятилетие стало стратегической целью для
многих стран. Так, в США в 1993 г. был принят план развития глобальной
информационной инфраструктуры, в Канаде стала развиваться «Информационная
магистраль». В 1994 г. Европейское сообщество поставило в числе приоритетных
задач создание в странах Европы информационного общества, для чего был создан
проект «Электронная Европа», куда вошли специальные планы по развитию культуры
и образования.
В
информационном обществе происходит расширение границ общения во всех сферах человеческой
деятельности, идет увеличение разнообразия и возможности выбора, расширяются
возможности для сотрудничества и кооперации специалистов в различных сферах
науки и практики. Главное значение здесь имеют именно люди – их знания и
компетентность.
Одним
из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО в последние годы также является
развитие идей построения такого информационного общества, в котором будет
преодолен разрыв между «информационно бедными» и «информационно богатыми»
странами, а каждому гражданину планеты гарантирован свободный доступ к
сокровищам мировой культуры, информации и знаний. Решению этой глобальной
проблемы призвана содействовать Программа ЮНЕСКО «Информация для всех». В конце
2000 года в соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам
ЮНЕСКО был сформирован Российский комитет Программы. В состав Комитета вошли
представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений
образования, науки, культуры и коммуникаций, общественных объединений и
коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской
политики в сфере информатизации, знающие зарубежный и российский опыт по
созданию и поддержке сетей учреждений и виртуальных сообществ. Ниже мы будем
ссылаться на информацию членов Российского комитета, участвующих в реализации
данной программы, – Е.И.Кузьмина и А.А.Демидова.
Одна
из главных целей программы состоит в разработке инструментария и последующей
эффективной реализации базовых элементов для построения глобального
информационного общества и общества знаний.
Само
название новой программы — «Информация для всех» — говорит о том, что мировое
сообщество претерпело существенную эволюцию в осознании рассматриваемой
проблемы: раньше она воспринималась, прежде всего, как техническая и технологическая,
а сегодня, в первую очередь как гуманитарная, социальная и политическая. Те,
кто стоит в центре мировой дискуссии и их организует, всё больше понимают, что
во главу угла новой мировой информационной политики ставиться не технологии и
даже не сама информация, а её создатель и конечный потребитель — человек.
Основной
предмет Программы — это информационная политика, ориентированная на человека,
развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний. Новейшие информационные и
коммуникационные технологии помогают развитию, в значительной степени являются
его залогом, но сами по себе технологии не обеспечивают равноправного доступа к
информации для всех. Люди должны быть максимально вовлечены в участие в мировых
процессах, поскольку каждый человек должен получить максимум преимуществ от
свободного и эффективного доступа к информации. Программа должна содействовать
уменьшению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными:
странами, социальными группами, отдельными людьми.
В
соответствии с мандатом ЮНЕСКО, предоставленным Программе “Информация для
всех”, она должна сыграть ключевую роль в осуществлении политики ЮНЕСКО —
повсеместно способствовать развитию «образования для всех», «свободному обмену
информацией и знаниями» и увеличению средств коммуникации между людьми.
Сегодня
ряд развитых, а также развивающихся стран мира вкладывают большие инвестиции в
программы построения своих информационных обществ.
В
2000 г. Окинавская хартия глобального информационного общества была подписана
главами семи ведущих стран мира и Президентом России В. В. Путиным. Подписание
этого документа является свидетельством нового курса России на вхождение в
информационное общество, изменения в системе экономических приоритетов, а также
социальных институтов общества с использованием ИКТ.
Сегодня
в России есть государственные и общественные структуры и специалисты, которые
являются лидерами и инициаторами происходящих процессов. Однако, несмотря на
ряд принятых документов, пока что на всех уровнях власти недостаточно осмыслены
и сформулированы стратегические цели, соответствующие тенденциям и законам
современного движения страны к информационному обществу.
Вместе
с тем, в последние годы в этом процессе возрастает роль государства. Были
приняты и реализуются ряд федеральных программ, прежде всего в области
образования, совершенствования государственного управления и развития
информационной инфраструктуры. Был принят также ряд государственных целевых
программ. Однако, пока что эти программы разрознены и недостаточно скоординированы.
Кроме того, во многих из них нет видения новых задач, стоящих перед педагогами
и библиотекарями.
По
мере развития информационного общества, при постепенном решении проблемы
доступа населения к информации, это приводит к возрастанию возможностей в ее
выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам
человека, выдвигая на первый план такие качества, как: умение собрать
информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение
быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.
Сегодня
главной из насущных задач, с нашей точки зрения, является подготовка школьников
к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение их новым видам
грамотности (и шире – культуры личности), а именно – читательской и
информационной грамотности (а также компьютерной грамотности и
медиаграмотности).
В
новой, уже развивающейся в России ситуации школьник с помощью новых
информационных и телекоммуникационных технологий включается в бескрайнее
информационное пространство. Готовы ли к этому наши детей и подростки?
Насколько и как учит этому сегодня школа? Где и как создаются условия для того,
чтобы школьники могли освоить комплекс знаний и умений работать с информацией?
На
основании результатов ряда исследований мы утверждаем, что – нет: школьники к
этому не готовы (в преобладающем большинстве), и школа учит этому совершенно
недостаточно. Что же касается условий, то пока что в полной мере не осознается
простая истина: главная площадка для этой работы – это школьная библиотека –
медиацентр, которая при обучении школьников читательской и информационной
культуре начинает играть центральную роль. Вместе с учителем чтения и учителем,
обучающим школьников информационной культуре, школьный библиотекарь также
участвует в этом процессе как библиотекарь-педагог. Помогать ему в этом
процессе призваны библиотекари специализированных детских и юношеских библиотек
(а также многих других). И такая работа уже ведется во многих регионах страны.
Чтение и информационная культура личности
Одной
из задач подготовки будущих граждан к жизни в информационном обществе является
обучение школьников основам информационной культуры.
Одна
из крайне важных сторон проблемы – это проблема обучения чтению и основам
информационной культуры личности на протяжении всего периода обучения в школе.
К сожалению, у нас в стране произошла подмена понятий: понятие информационной
грамотности отождествили с понятием компьютерной грамотности. Вместе с тем, в
реализуемом в большинстве школ обучении информационной культуре не учитывается
тот важный компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее
фундамента: это умение работать с различными видами текстов на разных носителях
информации. У нас до сих пор нет в школах учителей чтения и информационной культуры
(не компьютерной грамотности, которая, безусловно, совершенно необходима
школьнику), в результате чего школьники недостаточно умеют работать с
информацией, а также не могут грамотно оформлять свои информационные материалы.
Информационная
культура, с точки зрения ряда специалистов, может быть охарактеризована
следующим образом. Информационно грамотный человек умеет учиться, то есть
понимает, как организовано знание, где и как найти информацию, может научить
других пользоваться ею.
В
одном из подходов, развиваемых специалистами – зарубежными экспертами, при
освоении ресурсов школьной библиотеки и развитии у школьника информационной
грамотности им последовательно осваиваются ее компоненты в ряде следующих
задач:
–
Что я должен сделать? (формулировка и анализ потребности);
–
Куда мне обратиться ? (выявление и оценка вероятностных источников);
–
Как получить информацию? (поиск и обнаружение конкретных ресурсов);
–
Какие ресурсы использовать? (изучение, выбор или отказ от конкретных ресурсов);
–
Каким образом использовать ресурсы? (критический анализ ресурсов);
–
Что следует записать? (фиксация и сортировка информации);
–
Получил ли я нужную информацию? (интерпретация, анализ, синтез и оценка);
–
Как ее представить? (представление, коммуникация)
–
Каков результат? (оценка).
Эти
этапы последовательно осваиваются все, а также в их взаимоотношениях друг с
другом. Обучение начинается с младших и средних классов[i]
Одной
из причин неудовлетворительных результатов обучения школьников в области
информационной культуры является практически полное отсутствие в структуре
знаний и умений технологического компонента – совокупности знаний и умений,
связанных с ответом на вопрос «Как делать?» Между тем, от школьников требуется
уметь самостоятельно подготовить аннотации, рефераты, дайджесты, обзоры,
доклады и т.п., занимающих все большее место в учебном процессе. При этом в
сознание школьника закладывается ошибочное представление о простоте
деятельности по аналитико-синтетической переработки информации.
При
поддержке ЮНЕСКО, Минкультуры России и Администрации Кемеровской области на
базе Кемеровской государственной академии культуры и искусства был создан
Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы.
Цель этого проекта — изучение проблемы, создание методологии и методики
воспитания информационной культуры человека с самого детства, привитие
потребностей в информации, навыков правильного формирования информационного
запроса, поиска, фиксации и использования информации, критической её оценки,
умения её создавать в традиционном и в электронном виде. В рамках проекта
выполнено первое в своем роде базовое исследование “Формирование информационной
культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях.
Коллективом
ученых под руководством Н.И.Гендиной в КемГАКИ был разработан новый курс
«Основы информационной культуры личности», основная цель которого – дать
учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их в учебной
деятельности, что достигается в ходе решения следующих задач:
–
Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска
информации в соответствии с возникающими входе обучения задачами;
–
Овладение методиками формализованного свертывания (аналитико-синтетической
переработки информации;
–
изучение и практическое использование технологии результатов самостоятельной
учебной и научно-исследовательской работы (подготовки сочинений, рефератов,
обзоров).
Согласно
позиции авторов, практическая направленность курса позволит им более
рационально работать с учебной и научной литературой, иметь представление о
потенциале новых информационных технологий и многое другое. Курс ориентирован
на старшеклассников, и преподавать его должны специально подготовленные
специалисты – учителя, библиотекари.
Библиотекари-педагоги
Мы
хотим подчеркнуть, что именно школьные и детские библиотекари в последнее время
создают для школьников программы, где интегрируются основные компоненты для
развития у школьников читательской и информационной культуры. Например, в
младших классах идет помощь учителям в развитии у школьников основ читательской
культуры (помощь в рекомендации программ внеклассного чтения, организация
экскурсий в детские библиотеки и др.), в средних классах – обучение основам
библиотечно-библиографических знаний, умению работать с информацией, в старших
классах – обучение школьников основам информационной культуры в тех аспектах,
которые заложены в приведенном выше подходе. Хорошей иллюстрацией данного
подхода является опыт многих школьных библиотекарей. Так, например, в Муниципальной
гимназии №1 Новосибирска в библиотеке гимназии школьники получают знания и
навыки информационной грамотности: для учащихся 1-8 класса – это курс
Библиотечно-библиографической грамотности, для учащихся 9 класса – «Основы
информационной культуры», разработанные в КемГАКИ. Так многие библиотекари
стремятся на практике участвовать в обучении школьников основам читательской и
информационной культуры.
Однако
сегодня абсолютно необходимо изменение отношения к культуре чтения и
информационной культуре на всех уровнях: теоретическом, методическом,
организационном; нужно готовить учителей и библиотекарей( как
библиотекарей-педагогов, и прежде всего – школьных, детских и юношеских
библиотекарей), которые смогут помогать учителям и также участвовать в процессе
обучения школьников основам культуры чтения и информационной культуры.
Мировое
сообщество идет по пути укрепления роли библиотек и информационных служб в
качестве путей выхода на информационные магистрали, опираясь, прежде всего, на
публичные и школьные библиотеки в качестве эффективных средств расширения
доступа к образованию, культуре и знаниям.
Два
года назад Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА)
разработала «Манифест ИФЛА об интернет». В нем говорится: «Библиотеки и информационные
службы обеспечивают важные пути доступа к Интернет. Для одних пользователей они
предлагают условия, руководство и помощь, для других они являются единственной
точкой доступа к информации. Они предоставляют механизм, способный преодолеть
препятствия, создаваемые различиями в ресурсах, технологии и обучении».
В
России библиотеки пока что недостаточно включены в процессы развития
информационного общества. Опасно недопонимание роли библиотек различных типов и
уровней, которые могут и должны стать опорой инфраструктуры строящегося в
России информационного общества, и особенно опасно недопонимание роли
библиотек, работающих с детьми – школьных, детских, юношеских (и других).
Одной
из ключевых сегодня становится задача интенсификации включения всех типов
библиотек, работающих с детьми, в программы развития интернета, в развитие
информационно-образовательного пространства; задача технического переоснащения
библиотек, работающих с детьми, повышения квалификации детских, школьных,
юношеских библиотекарей для работы с новыми информационными технологиями. Иначе
разрыв между детьми (и подростками) и взрослыми – библиотекарями будет
постоянно возрастать. Библиотекари могут и должны взять на себя задачи помощи
учителям в подготовке юных к жизни в обществе знаний; но необходимо, прежде
всего, изменение к отношения к ним со стороны государства и общества.
Еще раз – об учителях чтения
Выше
мы остановились только на одном ракурсе проблемы: роли чтения в процессе работы
с информацией. Но это лишь часть проблемы взаимодействия развивающейся личности
и текста. Огромна роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка
классической литературы и развития речи, построения своей индивидуальной модели
культуры.
Однако
сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в
полной мере осознается как национальная проблема. О том, как многие западные
страны осознали роль «Человека читающего», и о том, как во многих странах
строится «политика в области чтения» и разрабатываются национальные программы
по стимулированию чтения детей и взрослых, (в том числе и мало читающих слоев
населения), мы уже говорили в предыдущих публикациях этого цикла. С нашей точки
зрения, Россия сегодня очень нуждается в развитии национальной политики в
области поддержки чтения детей и юношества.
Проблемы
в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого
комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о
чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции
которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для
детей. Изучением социологических, психологических аспектов чтения, педагогических
основ и методик обучения чтению, социальных и экономических последствий
отторжения от чтения занимаются лишь немногие специалисты.
Процитируем
еще раз выдержки из опубликованной в цикле статьи Н.Н.Сметанниковой:
«Чем
быстрее научное и педагогическое сообщество в нашей стране осознает значение
чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей
человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам
мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой
литературы, как способ создания своего внутреннего мира, тем скорее будут найдены
практические меры улучшения ситуации.
Очевидно,
что умения и навыки чтения и письма (грамотности) должны целенаправленно
формироваться на должном уровне, в начальной школе, но дальнейшая работа по
формированию компетентного чтеца и читателя должна быть связана с их развитием
на других предметах, что предполагает владение учителями всех предметов
приемами, стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно
включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале,
разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную,
творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым
удовлетворять понятию целостности образовательного процесса.
Альтернативой
может стать урок чтения и культуры учения, где учащиеся средней и старшей школы
будут обучаться стратегиям чтения на материалах текстов разных типов из разных
школьных предметов.
В
системе постдипломного, а затем и высшего образования необходимо подготовить
специалиста-консультанта, а затем учителя чтения и культуры учения, который
придет в учебные заведения для проведения урока чтения».
С
точки зрения педагога – международного эксперта Н.Н. Сметанниковой,
сотрудничество школы и библиотеки должно содействовать разработке комплексных программ
поддерживающего и развивающего чтения, расширению круга чтения и других средств
выполнения учебных стандартов. «Работа с информацией, включающая пять основных
шагов, таких как: (1) создание и передача информации, (2) создание и применение
стратегии поиска и доступа к информации (указание источников, алфавитные и
другие указатели), (3) организация информации (предметный указатель, базы
данных), (4) физическая организация информации (классификационные системы в
библиотеках), (5) оценка информации, объединяет профессии педагога и
библиотекаря и может послужить основой для их совместной подготовки и
переподготовки».
Детское чтение нуждается в государственной поддержке
Парадоксальность
нашей сегодняшней ситуации заключается в том, что сегодня, когда многие страны
мира особенно ясно осознали ценность знания и компетентности, необходимость
развития читательской грамотности и информационной культуры, развития области
обучения этим умениям и навыкам школьников и студентов, есть специалисты,
которые считают, что у нас и так все в порядке.
Действительно,
в России многое уже сделано. Однако, можем ли мы адекватно оценить себя в
интересующем нас плане? Понять, что необходимо? Сравнить то, чем обладаем мы и
что есть в других странах? С нашей точки зрения, сегодня, как никогда раньше,
необходим сбор информации о чтении (равно как и об информационной культуре) в
сферах разных наук, развитие междисциплинарного подхода, изучение
международного опыта и многое другое.
Мировой
опыт неопровержимо свидетельствует, что наибольшие успехи достигаются в тех
странах, где проводится государственная политика в области чтения и где акцент
в этой политике сделан на чтении детей и юношества. Наиболее яркими примерами в
этом плане могут служить Франция и Великобритания, где существует (в
определенной мере) целостная политика в области поддержки чтения, особенно
чтения детей и подростков. Она проводится государством и носит межведомственный
характер. Во Франции, например, она инициируется Министерством культуры, в
Великобритании – Министерством образования. Но в любом случае, фундаментом для
проведения этой политики в области детского чтения являются библиотеки –
публичные, школьные и другие.
Изучение
мирового опыта позволяет выделить ряд направлений, по которым государства
развивают программы поддержки детского чтения:
–
развитие свободного (досугового) чтения детей в публичных, детских библиотеках;
–
чтение детей в школе и программы по развитию литературной культуры и
грамотности детей, совершенствование обучения детей, разработка новых методов
обучения;
–
помощь школьным библиотекам;
–
развитие «семейного» чтения и создание специальных программ для семьи (особенно
– для не читающих семей);
–
«продвижение книги» и повышение статуса чтения и «человека читающего» с помощью
СМИ, создание специальных программ для детей на радио и телевидении и др.
Организация
таких программ обычно осуществляется и координируется Министерством и/или
Центром детского чтения (центром чтения) и проводится в рамках национальных
кампаний, а также региональных проектов.
С
нашей точки зрения, сегодня необходимо:
–
проведение межведомственной политики по поддержке чтения разными слоями и
социальными группами населения;
–
работа по поднятию престижа чтения и русского языка в обществе («пиаровские»
акции и новая национальная стратегия по пропаганде – продвижению идей
грамотности и повышение культуры населения);
–
изменение подхода к обучению чтению и информационной культуре в сфере
образования (а также – к медиаграмотности);
–
знакомство с мировым опытом по поддержке чтения, его освоение (исследования,
участие в конференциях, стажировка специалистов, изучение подходов и методик и
многое другое).
Результаты
анализа современной ситуации в России заставляют говорить об актуальности разработки
и реализации Национальной программы поддержки детского чтения и в ее рамках, по
крайней мере, трёх долговременных межведомственных комплексных программ.
1.
«Новая программа формирования читательской – медиа –
библиотечно-библиографической – информационной культуры подрастающего поколения»
Для
разработки и выполнения такой программы должны быть объединены силы
специалистов в области образования, культуры, информатизации, книгоиздания,
средств массовой информации; привлечены фонды и профессиональные и общественные
организации (Например, Межрегиональная «Русская ассоциация чтения», Ассоциация
детских писателей, Российская библиотечная ассоциация и другие).
2. «Программа поддержки развития детской литературы»
(меры
по поддержке детского писателя, переводчика, художника детской книги, издателя
книг для детей, а также систему мер по развитию и поддержке критики,
рекомендательной библиографии и исследований в области детской литературы).
В
рамках этой программы необходимо осуществление социальной и
психолого-педагогической экспертизы изданий для детей.
3. Программа проведения национальных акций в целях
стимулирования чтения.
Сегодня
необходима также государственная поддержка Русской ассоциации чтения и других
общественных организаций, которые способствуют поддержке чтения в стране.
Организации
– инициаторы новых подходов
Сегодня,
когда в большинстве стран мира делается так много для построения общества
знаний, необходимо изменение взгляда на чтение и тесно связанную с ним
информационную культуру: это задача государственной важности, необходимо также
создание специальных институтов, которые будут заниматься проблемой чтения в
государственном масштабе.
Сегодня
лидерами и инициаторами новых подходов в поддержке чтения детей, подростков и
юношества, создании новых программ и методик для обучения юных основам
читательской грамотности, выступает ряд организаций. Мы остановимся только на
некоторых из них (тех, которые будут более интересны сегодня педагогам).
Созданная
в 1956 г. и широко известная многим специалистам (прежде всего, педагогам и библиотекарям)
во многих странах мира, (но мало известная пока в России), плодотворно работает
чрезвычайно мощная организация, главной целью которой является поддержка чтения
в обществе. Это международная Ассоциация Чтения (International Reading Association), которая ставит
целью улучшение процесса обучения через улучшение качества чтения и его
дальнейшего использования в процессе воспитания, образования, а затем
профессиональной социально-культурной и личной жизни. Ныне она насчитывает
350.000 индивидуальных членов в 99 национальных ассоциациях.
Задачами
организации на ближайшее время являются:
–
содействие повышению профессионального уровня, совершенствованию специалистов
всех областей, связанных с чтением, книгой, грамотностью;
–
пропаганда чтения и образования;
–
установление и укрепление связей с организациями, имеющими интерес к чтению или
как-то связанных с чтением, включая государственные и негосударственные,
общественные и коммерческие;
–
обеспечение поддержки тем инициативам и программам, которые могут
способствовать улучшению качества образования по всем мире.
В
последние годы у нас в стране также существует пока что небольшая, но быстро
растущая межрегиональная общественная организация «Русская ассоциация чтения»
(РАЧ). Она также является общественной организацией и объединяет
исследователей, педагогов, библиотекарей и других специалистов,
заинтересованных в развитии образования и культуры в сфере чтения, книги и
информационных технологий.
Для
достижения своих целей Ассоциация:
–
способствует распространению чтения и информационной культуры и осознанию
значения чтения во всех областях жизнедеятельности человека;
–
разрабатывает и реализует государственные и авторские программы, разрабатывают
и апробируют новые методики, технологии, учебную документацию (программы,
учебные планы, перечни учебной литературы и т.д.);
–
организует курсы по различным дисциплинам и методикам чтения образовательные
программы в России и за рубежом;
–
организует курсы повышения квалификации преподавателей, учителей, воспитателей
детских садов, библиотекарей и специалистов любых других специальностей,
связанных с чтением;
–
способствует проведению исследований во всех областях, связанных с чтением;
–
организует и принимает участие в научно-практических конгрессах, конференциях,
семинарах и др. мероприятиях по обозначенным проблемам;
–
способствует созданию программ, направленных на формирование читательской
потребности и развитие читательской культуры, любви к чтению, повышение
качества чтения, академической и функциональной грамотности;
–
повышает уровень квалификации членов Ассоциации путём проведения конференций,
семинаров, творческих встреч и др. мероприятий;
–
проводит конкурсы и др. акции, привлекающие внимание к чтению;
–
сотрудничает с аналогичными ассоциациями, обществами, институтами зарубежных
стран и др.
Еще
одна организация – это Московское отделение Международной ассоциации чтения.
Московское отделение является членом Европейского отделения IRA (IDEC) и получает информацию об образовательных и
культурно-воспитательных программах, как в Европе, так и во всем мире, а так же
о мероприятиях, связанных с чтением и письмом (грамотностью). Эта организация
является членом Межрегиональной Ассоциации чтения в России, Международного
института чтения, поддерживает отношения и сотрудничает со многими другими
организациями. Члены отделения собирают базу данных о специалистах и
организациях, связанных с проблемами чтения, грамотности, текста, книги и др.
Основными
целями являются:
–
способствовать повышению уровня образования и культуры.
–
способствовать распространению грамотности и функциональной грамотности и др.
Работа
организации ведется по следующим направлениям:
–
информационно-аналитическая деятельность;
–
организация либо участие в национальных и международных конгрессах,
конференциях, семинарах;
–
осуществление проектной деятельности;
–
редакционно-издательская работа.
Представление
об этой работе дают прошедшие в Москве в январе 2002 и январе 2003 г. два
международных семинара IRA «Эффективная школа», «Школа, где процветает
грамотность». Участниками семинара были руководители учебных заведений, учителя
начальной, средней, старшей школы, психологи, учителя английского языка,
библиотекари. С докладами выступали эксперты отечественного и зарубежного
образования. Приведем лишь один пример: с докладом на тему: «Что делает школу
эффективной?» выступил автор и редактор многих книг по тестированию и обучению
детей и взрослых, заместитель Директора Национального Исследовательского Центра
образования взрослых, профессор-исследователь факультета педагогики
Университета Шеффилда Великобритании Грег Брукс. В своем докладе он разграничил
факторы на те, которые входят в сферу деятельности школы и те, с которыми школа
объективно работает, определил характеристики эффективной школы, остановившись
на характеристиках школ, учащиеся которых достигают высоких результатов
грамотности (чтение и письмо), а также рассказал о мероприятиях, проводимых в
Великобритании и позволивших ей по результатам Международной Программы
оценивания учащихся 15-ти лет (PISA)
занять 5-ое место в мире.
Проекты, которые сегодня развивает эта
организация: международный проект «Аутентичное оценивание»; проект «Программы
чтения» (включающий программу развивающего чтения и программу поддерживающего
чтения) и другие. Специалисты, входящие в эти организации, участвуют в
создании программ и новых курсов, одной из основ которых составляет работа с
текстом, таких, например, как: «Логика для учителя и его учеников» (Авторская
образовательная программа проф. Бирюкова Б.В.); «Философия для детей: обучение
навыков разумного мышления». (школьный предмет по выбору для учащихся 1-11
классов), в основе которого лежит подход, разработанный в университете
Монтклэр(США) и преподающийся в школах 25 стран мира на 15 языках (авторский
курс доцента О.А.Борисовой) и др.
Кроме
того, сегодня в России существует единственный межвузовский центр Министерства
образования, специально занимающегося фундаментальной ролью чтения в
образовательном процессе – Межвузовский Центр лингвистического образования
(МЦЛО), который является структурным подразделением Московского
государственного лингвистического университета (МГЛУ).
Его
целью является проведение, организация и координация научной и
учебно-методической работы в области лингвистического образования, а также
разработка проблем чтения, понимаемого в широком смысле, как грамотность в
работе с текстами на традиционных и нетрадиционных носителях информации. МЦЛО
ведет работу как в области вузовского, так и довузовского образования в г.
Москве и других регионах страны.
Среди
основных задач и направлений исследований, которыми руководствуется Центр:
–
Социально-психологическое и информационно-логическое исследование проблемы
грамотности как одной из важнейших компонент российской культуры, в частности
образования и роли в нем русского языка;
–
Разработка теоретических проблем, связанных с книгой и грамотностью (мотивация
к чтению, читательские стратегии и обучение им, оптимизация структуры учебных
пособий, пути повышения функциональной грамотности и др.);
–
Исследование чтения и работы личности (и человеческих групп) с новейшими
носителями визуальной (или иной) информации;
–
Изучение и использование опыта других стран в решении проблемы грамотности и
информационных технологий и др.
–
Историческая динамика грамотности, чтения, книги, библиотечных структур, новых
информационных технологий в России и за рубежом в контексте культурологического
процесса;
Начиная
с середины 90-х годов, Центр активно взаимодействует с целым рядом
государственных и общественных организаций родственного профиля, среди которых:
Фонд чтения им. Н.А. Рубакина, Московское отделение Международной ассоциации
чтения, Ассоциация исследователей чтения и др. Центр также издает периодическое
издание – сборник научных трудов «Homo – Legens» («Человек читающий»).
Еще один интересный проект, в котором участвует
специалисты центра – это «Международный институт чтения» – научно-методический,
издательский и образовательный проект, инициированный «Ассоциацией
исследователей чтения».
Реализация этого проекта способствует развитию
новых подходов в обучении чтению, и в перспективе должна привести к
формированию специалистов в области педагогической психологии, в совершенстве
ориентирующихся в научных основах процессов усвоения новых знаний и владеющих
целым спектром специализаций (в областях обучения начальному чтению, чтению
учебного, художественного, научно-популярного, научного текста;
диагностическо-коррекционной работы, библиотерапии, организации семейного
чтения).
Одной из главных задач и идей, которая сегодня
объединяет специалистов перечисленных выше организаций, является замысел
создания в рамках средней и высшей школы особого предмета – «чтение», который
должны вести специально подготовленные преподаватели чтения.
Наши идеи и предложения
В заключении мы хотим еще раз привлечь внимание
читателей к тому, что Совет по русскому языку при Правительстве РФ в
заседании от 25 сентября 2003 г. рекомендовал Министерству образования, МПТР и
Минкультуры России провести в IV квартале 2004 года совместную коллегию по
вопросам культуры чтения детей и подростков (Протокол, пункт 5).
Быть
может, правительству России следовало бы выступить инициатором Национальной
стратегии в области грамотности и Национального года чтения, как это, например,
было сделано недавно в Великобритании? Здесь целью этих широкомасштабных
проектов стало развитие культуры чтения школьников, а также повышения в
обществе престижа чтения. Осознаем ли мы, что поддержка чтения детей и
юношества сегодня – это не только задача родителей и специалистов?
Еще
раз повторим наши главные тезисы: мы стоим перед острой необходимостью
проведения государственной политики в области чтения, и особенно, чтения
подрастающего поколения.
Нам
необходимо осознание нескольких идей:
–
развитие у школьников читательской и информационной культуры (с иным взглядом
на культуру чтения и информационную культуру, с учетом международного опыта в
этой области) – это задача государственной важности;
–
поддержка чтения должна стать заботой и общества, и государства;
–
для её реализации необходима кооперация усилий специалистов из разных областей
знания, тесное взаимодействие представителей теории и практики.
И
также: мы призываем педагогов, библиотекарей и других специалистов стать
участниками перечисленных выше общественных организаций и способствовать тому,
чтобы в России создавалась национальная политика в области поддержки чтения для
сохранения и развития «Нации читателей»
Список литературы
Программа ЮНЕСКО «Информация для
всех»//http://www.nbuv.gov.ua/law/00_uiv.html
Кузьмин
Е . И., Демидов А . А . О программе ЮНЕСКО «Информация для всех» // http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2003/trud/tom1/plen/Doc7.HTML
«Развитие
информатизации в России на период до 2010 г.», «Развитие единой
информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2002—2006 гг.»,
«Создание и развитие информационно-телекоммуникационной системы специального
назначения в интересах органов государственной власти 2001—2007 гг.»,
межведомственная программа “Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций
для науки и высшей школы” (1995—2001гг.), Федеральная целевая программа
“Электронные библиотеки” (проект 2000г.), «Создание общероссийской
информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ» (1998-2001гг и 2002-2005
гг.) и др. Координирующую роль по отношению к другим программам призвана
выполнить федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002—2010 гг.»
(2002г.), посвященная преимущественно проблемам совершенствования
взаимодействия органов власти между собой и хозяйственными субъектами. В этой
программе определяются общие концептуальные направления развития
информационно-коммуникационных технологий как одного из основных направлений
социально-экономического развития страны.
Кэрролл
Ф.Л. Руководство для школьных библиотек: Школьные библиотеки. – М.: Рудомино,
1997. С.33-64.
Гендина
Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной
культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод.
пособие. – М.:Школьная библиотека, 2003 г. – С.18, С.30.
Манифест
ИФЛА об интернет был принят на Сессия Совета II ИФЛА а, 23 августа 2002 г. в
Глазго; Текс резолюции: Алекс Бирн (Alex Byrne), Председатель Комитета по
вопросам свободного доступа к информации и свободы выражения (FAIFE) ИФЛА.
Сметанникова
Н.Н. Учиться читать, чтобы учиться, читая.
Предложения
к национальной программе «Чтение» // Юный читатель и книжная культура России:
Материалы исследования: Сборник статей. – М.: РГДБ, 2003. – С. 103-109. (Этот
сборник и другие издания Российской государственной детской библиотеки,
посвященные исследованиях детского чтения, также как библиографическая
информация о деском чтении, представлены на сайте РГДБ: www.rgdb.ru)
www.RRRA-org.narod.ru
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fio.ru/