Введение
На точность штрафного броска в современном баскетболе наряду с техникой его выполнения влияет много факторов. Одним из них является ограничение времени на его выполнение. Штрафной бросок в игре является очень важной её частью. Многие игры заканчиваются с преимуществом команд в 1, 2 или 3 очка. Нередко судьбу игры может решить этот технический элемент. Трудно переоценить значение штрафных бросков для результата матча, здесь дело не только в очках, набираемых с помощью штрафных, но превосходстве тех, кто метко поражает цель этими бросками.
Специалисты в области баскетбола сходятся во мнении о том, что на точность штрафных бросков во время игры влияют два основных фактора:
· техника выполнения броска;
· физическое состояние игрока на конкретный момент игры (усталость, утомление), которое влияет на точность прицеливания, сохранение равновесия тела, создание усилия, расчет или ритм, координацию и сопровождение.
· психологический аспект, включающий концентрацию внимания, собранность, уверенность и умение расслабляться.
Однако ни один специалист в сфере баскетбола ничего не говорит о тренировки чувства времени, как качества способствующего улучшению эффективности выполнения штрафного броска.
В связи с этим нами предполагается, что изучение влияния ограничения правилами игры времени выполнения штрафного броска на точность его реализации позволит более эффективно выполнять этот технический элемент.
Целью исследования было изучить влияние ограничения правилами игры времени выполнения штрафного броска на точность его реализации в соревнованиях.
Объект исследования – соревновательная подготовка баскетболистов.
Предмет исследования – формирования «чувства времени» для выполнения штрафных бросков в игре у баскетболистов 16-17 лет.
Глава 1. Теоретические представления о влиянии чувства времени на эффективность двигательных действий в спорте
1.1 Биологическое время и механизм его восприятия
В современной науке учёные различных областей знаний уделяют внимание изучению феномена времени-пространства. Эти исследования разноплановы по своим непосредственным целям, по методикам и исходным концепциям. Современная хронобиология изучает проблемы биологического времени, включающего в себя особенности процессов восприятия времени, и закономерности осуществления процессов жизнедеятельности организма во времени или его временную организацию. Основной временной организации биологических систем является ритмическая организация физиологических функции.
В спорте борьба идёт за десятые и сотые доли секунд, миллиметры и сантиметры, важность хорошей ориентации во времени и пространстве во многом определяет спортивную результативность и победу. В то же время спортивная борьба с её значительными физическими нагрузками требует, прежде всего, индивидуализации двигательной активности каждого спортсмена, что невозможно без учёта временной организации.
В 1981 г. В. И. Вернадский [18] выдвинул идею о биологическом времени, которое может быть выражено в единицах астрономического времени. Одним из первых учёных XX в. начал изучение внутренней структуры времени и пространства, он увидел во времени как естественном явлении определённое строение, которое должно анализироваться так же, как и любой другой научный объект, и которое обладает следующими свойствами:
· неразделимо связано с пространством, по сути дела составляя двуединое время-пространство, которое мы только для целей изучения может разделять на отдельные стороны
· наиболее яркое свойство времени – его длительность, которую он называет длением
· биологическое время характеризуется определёнными мерными отрезками, которые не накапливаются, но проходят вместе с организмами, потому что основным процессом жизнедеятельности является их размножение
· время необратимо
· аналогом временной необратимости является пространственная дессимметрия (наличие неравномерного числа левых и правых структур)
А.М. Мауринь (1982) [15] отмечает, что имеется два концептуально-методических подхода к формализации биологического времени. Первый основан на представлении о биологическом времени как мере скоростей и ускорений жизненных процессов, а во второй – на ритмичности функционирования жизненных систем.
По мнению А.С. Дмитриева (1964) [16,17], в основе восприятия человеком длительности временных интервалов лежит обобщения отражения условных рефлексов на время во второй сигнальной системе. Дмитриев также отмечает важную роль вегетативной нервной системы в механизмах отсчёта времени. Им установлено, что наиболее быстро и точно вегетативные условные рефлексы образуются на такие интервалы времени, которые совпадают с естественной периодикой функций. Он считает, что центральным хронометром в организм является гипоталамус, так как он определяет чередование фаз активности и покоя. Типологические различия в воспроизведении заданного ритма автор связывает с различием во взаимоотношении между процессами возбуждения и торможения в коре больших полушарий (А. С. Дмитриев, 1964).
Другого мнения придерживается Л.Г. Воронин [цитата по: В.И. Лупандин, О.Е. Сурнина, 1991], исследования которого указывает на возможность неосознанного, без корректирующих влияний второй сигнальной системы, восприятия времени у человека.
По мнению М.Ф. Пономарёва [цитата по: В.И. Лупандин, О.Е. Сурнина, 1991] соотношение между оценкой и отмериванием длительности временных интервалов отражает соотношение между первой и второй сигнальной системами.
О.Е. Сурнина и В.И. Лупандин (1991) [18,19,20] считают, что в организме, видимо, существует не один, а несколько механизмов, обеспечивающих временных параметров. По мнению авторов, правильнее говорить о корреляционной связи между процессами отражения времени и физиологической функцией тех или иных структур.
По мнению Н.А. Фонсовой и И.А. Шестовой (1988) [21], возможно существование механизма отсчёта времени в виде циркулирующих в мозгу нервных импульсов с периодом 0,01 с. Циркуляция этих импульсов связана с движением по коре больших полушарий волны возбуждения.
При решении вопроса о механизмах отсчёта времени предпочтение отдаётся биологическим ритмам, которые могли ба служить некоторой шкалой отсчёта. Для измерения времени, как считает C.S. Pittendrigh (1964) [22], служит циркадная система как таковая, а не некое дискретное физическое образование. Ю.А. Романов (1990) полагает [23], что сам биологический ритм – это реальная форма проявления времени в биосистеме, а его продолжительность (длина периода) служит естественной единицей измерения биологического времени.
Таким образом, в литературе широко рассматривается проблема биологического времени и пространства. К механизмам восприятия времени человеком относя различные сенсорные системы и структуры мозга, однако наиболее важную роль в этом должны играть биологические часы, или биологические ритмы организма.
Среди наук, исследующих колебания разнообразных процессов. Хронобиология – одна из самых молодых. Ёе основы были заложены в XVII веке. Позже в 1814г. Ж. Вире [25 ввёл понятие «живые часы» (Ю. Ашофф,1984). Как самостоятельное и единое научное направление хронобиология сформировалась только в 1960 г., когда был проведен первый международный симпозиум по биологическим часам.
Современная хронобиология рассматривает ритмические процессы в отдельных клетках и поведенческих актах целостного организма, увязывая с такими крупномасштабными явлениями, как лунные, земные, солнечные и другие космические циклы.
Ритмическая организация физиологических функций в живых системах является основной временной организации биологических систем.
“Биоритм представляет собой колебания, наступающие через приблизительно равные промежутки времени, интенсивности или скорости какого-либо биологического процесса”. Взаимодействие ритмов отдельных элементов системы между собой и ритмами целого, образует временную структуру.
Биологические ритмы – одна из форм отражения времени в биосистеме. Они создают основу для регуляции всех функций организма, являясь основной временной регуляции. В то же время организм человека как живой биосистемы необходимо рассматривать в единстве его временных и пространственных свойств, к которым относятся не только процессы восприятия времени и пространства, но и его пространственно-временная организация. Имеющиеся на сегодняшний день данные раскрывают отдельные стороны характеристик биологического времени и пространства. В связи с этим представляет интерес комплексное изучение биологического времени и пространства, включающих в себя все формы отражения времени и пространства и подразумевающих единство временных и пространственных свойств человека с его временной и пространственной организацией.
1.2 Физиологические и психологические возрастные особенности баскетболистов 16-17 лет
Спортивные игры, в том числе баскетбол, являются прекрасным средством развития физических качеств человека, формирования его осанки, укрепления здоровья. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать имеющиеся резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка.
Разнообразные воздействия во время игры стимулируют созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствуют проявлению наследственных (генетических) возможностей нервной системы.
Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор ответных действий. Игрок, находящийся на площадке, должен оценивать расположение игроков своей команды и соперника, анализировать особенности возникающих комбинаций, предвидеть направления передач мяча и т. п.
В условиях недостатка времени успешность его действий определяется не только правильностью выбранных решений, но и скоростью осуществления нервных процессов.
К 14-16 годам мозг по своему развитию приближается к уровню мозга взрослых, что позволяет переходить к этапу углубленной тренировки. В этом возрасте юные спортсмены уже могут не только управлять своими движениями в самых разнообразных условиях, но и осваивать тонкости тактического мышления.
Программирование предстоящих движений должно отличаться у юных баскетболистов большой точностью, несмотря на недостаток времени. Многие действия в баскетболе (броски, передачи) весьма кратковременны. В такие промежутки времени невозможно вносить поправки при выполнении движения.
При разучивании новых движений очень важно приучать ребят к переменной мощности работы, разнообразным интервалам передвижений и отдыха, к выполнению точных действий в разных условиях и при различной скорости перемещений. Даже при разучивании стандартных движений, например штрафных бросков, изменение высоты корзины, её размеры, веса и объема мяча, расстояния до корзины, угла броска приводило к резкому улучшению точности бросков у юных баскетболистов по сравнению со спортсменами, которые разучивали эти броски в стандартных условиях.
На эффективность игровой деятельности баскетболиста оказывают влияние его интеллектуальные качества, особенности типа нервной системы, способность к тактическому мышлению. В спортивных играх необходимы специальные интеллектуальные качества: быстрота и объем зрительного восприятия, скорость переработки информации, развитое оперативное мышление, хорошая кратковременная память, устойчивость внимания, помехоустойчивость и др. Способность к решению простых зрительно – моторных задач улучшается уже в 12 лет и продолжает развиваться до 16 лет. Задачи, требующие восприятия более сложных ситуаций, переработки большего количества информации и выбора действий, решаются лучше с 14 летнего возраста. Следовательно, в этом возрасте необходимо выявлять и развивать способности к оперативному мышлению.
В баскетболе, где спортсмену постоянно нужно зорко следить за передвижениями игроков и мяча, роль зрения особенно велика. В процессе многолетней тренировки именно в зрительной функции происходят наибольшие изменения. Глаз игрока видит значительно большую часть пространства, чем глаз нетренированного человека. Это облегчает ориентировку игроков на поле, улучшает их взаимодействия, повышает эффективность технических действий.
У баскетболистов 13-16 лет уже достаточно повысилась устойчивость вестибулярного аппарата – даже после вращений на специальном кресле у них не нарушается деятельность скелетных мышц. Высокого развития чувства равновесия и устойчивости вестибулярного аппарата они достигают на 2-3 года раньше, чем сверстники, не занимающиеся систематической тренировкой.
Для совершенного управления движениями большое значение имеют сигналы от мышц и кожи человека, которые информируют мозг о скорости движения и напряжения различных мышц, о положении рук и ног, о контакте с опорой и мячом.
Мышечное чувство у наибольшей степени повышается у баскетболистов к 13-14 годам. Особенно оно развивается для тех суставов, которые имеют основное значение для игры.
На протяжении всего периода школьного обучения продолжается окостенение различных частей скелета. К 13 годам завершается окостенение запястных и пястных отделов рук; окостенение фаланг пальцев ног происходит у юношей – к 15-21 году, пальцев рук – на 1-2 года позже. Окончательно этот процесс завершается лишь к 25 годам. Недостаточная зрелость опорного аппарата требует особого внимания при организации физического воспитания и спортивной тренировки в подростковом возрасте.
В возрасте 7-18 лет происходят значительные изменения состава, длины и толщины мышечных волокон. Вес мышц к 17-18 годам составляет 44% и более от массы тела. Это обусловлено соответственно рост мышечной силы. У спортсменов вес мышц может достигать 50% веса тела. У юных спортсменов в мышечных волокнах больше воды и меньше плотного остатка. Они более эластичны, чем мышцы взрослого. Мышцы легче растягиваются и при большой подвижности в суставах обеспечивают большую амплитуду движений (проявление качеств гибкости).
К.И. Чуковский писал [14], что чувство времени – для человечества новое, что животные совершенно не знают его и что вследствие биологической своей половины оно не успешно прочно закрепиться в человеческой психике. С этим можно согласиться, если учесть, что человеческое осмысление времени неотделимо от установления общепринятых и повсеместно распространенных способов отсчета и измерения времени. Может быть, именно потому на протяжении тысячелетий вопрос “ что такое время? ” не перестает волновать поколения мыслителей, что заново и заново каждому из поколений приходиться искать свой смысл жизни, а вместе с ним и свое понимание времени? Но если все это так и обстоит, то нынешние поколения людей располагают исключительно благоприятными возможностями для осмысления времени по сравнению со всеми предыдущими поколениями.
В реальном времени любой конкретный процесс имеет свое начало и конец, свою меру продолжительности. И свою хроноструктуру, то есть закономерное строение из последовательных состояний и фаз, стадий и этапов. Ну и, само собой разумеется: всякий процесс развертывается не иначе как на фоне процессов более широких и более продолжительных. Для планеты в целом это процессы космического и геологического масштаба, процессы эволюции живого на Земле.
Общие правила определения продолжительности какого-либо процесса несложны – надо отметить на шкале времени моменты начала и конца процесса, измерить величину интервала между ними, это и будет продолжительность процесса. Величины продолжительности разнообразных реальных процессов, составляющих наш мир и наше существование в нем, распределяются в чрезвычайно широком диапазоне интервалов времени – от долей секунды до многих миллиардов лет. Сила мысли и знания – беспредельна, а воображение и фантазия – непобедимы.
Психологическое восприятие времени сводится к тому, что время медленнее всего течет в начале жизни, когда происходит максимальное число событий. Наконец, по мнению многих исследователей, длительности отсчитываемых организмом интервалов времени зависит от интенсивности обмена веществ. На различных этапах развития превалирует различные типы регулирования: от регуляции в самой клетке до сложнейших отношений в высшей нервной деятельности.
Старший школьный возраст, или ранняя юность, охватывает период с 15 до 17-18 лет. В эти годы продолжается переход от детства к взрослости, к физической и духовной зрелости. Физическое развитие юношей и девушек протекает относительно спокойно. У них замедляется рост тела в длину, увеличивается и стабилизируется вес, быстро растет мышечная сила, развивается выносливость, повышается работоспособность. Постепенно сглаживаются характерные для подростков несоответствия в росте костей и мышц, сердца и сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. В этом возрасте заканчивается половое созревание.
Наступающая физическая зрелость расширяет возможности старшеклассников: им становятся доступны все виды силовых упражнений на выносливость. За счет развития этих качеств у них заметно повышаются спортивные результаты. В некоторых видах спорта ранняя юность является периодом максимальных достижений.
Ведущей деятельностью старшеклассников является учебное – профессиональная деятельность. В процессе этой деятельности у них развиваются познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, вырабатывать нравственные идеалы.
Всему этому способствует целый ряд факторов: введение новых предметов и усложнение содержания обучения в старших классах школы; использование более активных форм учебных занятий (уроков типа лекций, лабораторных работ, написания рефератов); участие в олимпиадах по различным предметам; установление связей с промышленностными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, с вузами. К будущей профессиональной деятельности готовят старшеклассников и занятия физической культурой и спортом. Они обеспечивают физическую закалку, воспитывают трудолюбие, выдержку и другие ценные психические и физические качества.
К профессиональной деятельности старшеклассников побуждает и их новое положение в системе общественных отношений, связанное с получением паспорта в 14 лет, а в 18 лет – избирательного права и возможности вступить в брак. Перед ними встают новые, всё более сложные и ответственные задачи.
Учебно-профессиональная деятельность старших школьников определяет развитие их личности, познавательной деятельности, возникновение новых психических образований.
Устремлённость в будущее – внутренняя позиция старших школьников. Если подросток живёт главным образом настоящим, то старший школьник устремлён в будущее. Он задумывается над своим призванием, стремится выбрать профессию. Это устремлённость существенно влияет на упрочнение связи между учебными и профессиональными интересами. Вступление во взрослую жизнь обычно сопровождается «ролевым экспериментированием». Старшеклассники как бы примеряют к себе различные социальные роли, на собственном опыте пытаются познать каждую из них. В смене этих, нередко противоположных ролей выражается внутренняя противоречивость процесса самоопределения.
Познавательная деятельность учащихся старших классов характеризуется дальнейшим развитием теоретического мышления. Оно приобретает личностный и творческий характер. Совершенствуется наблюдательность, произвольная память, произвольное внимание.
Развитие теоретического мышления обуславливается переходом от усвоения сравнительно конкретных начальных научных знаний к изучению всё более общих закономерностей.
Личностный характер мышления проявляется в стремлении иметь обо всём собственную точку зрения. Если подростку, встретившемуся с новым явлением, достаточно понять его, то старшему школьнику, кроме этого, интересно узнать, что известно о нём в науке и практике. Если имеются разные точки зрения, то он старается разобраться в них и составить собственное мнение.
Творческий характер мышления проявляется в способности личности выходить за рамки обыденных представлений, искать непроторенные пути. Как показали беседы с тренерами; многие юные спортсмены критически относятся к тому, чему и как их учат. Они пытаются более целесообразно использовать свои индивидуальные достоинства или компенсировать недостатки. Однако под влиянием порыва чувств и юношеской увлечённости их действия не всегда оказываются рациональными.
Значительные изменения происходят у старших школьников в эмоциональной сфере. У юношей и девушек заметно расширяется круг личностно-значимых отношений к различным сторонам жизни. Поэтому их эмоциональный мир значительно богаче, чем у подростков, отличается разнообразием и более высокой дифференцированностью переживаемых чувств. Всё это проявляется в расширении и углублении сферы моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Настроение старшеклассников характеризуется большей устойчивостью и осознанностью. У них повышается способность контролировать и регулировать свои эмоциональные состояния. Это связано и с более высоким уровнем развития воли по сравнению с подростками. Он характеризуется, преобладаем в волевой активности процессов сознательной саморегуляции: самоприказания, самоубеждения, самоободрения.
Изменения в познавательной деятельности, эмоциональной и волевой активности у старших школьников сопровождается ростом их самосознания.
Самосознание в старшем школьном возрасте приобретает качественно новые черты.
К познанию своего внутреннего мира стремятся и подростки, но у старшеклассника как бы раскрываются глаза на самого себя. Он внезапно обнаруживает у себя целый мир новых чувств, связанных с красотой природы, восприятием музыки, ощущением собственного тела и др. юноша стремится к размышлению о самом себе, о своей непохожести на других, о своей зрелости.
Повышенный интерес к своему внутреннему миру обуславливается позицией самоопределения старшего школьника. Конкретно это выражается в осознании к самооценке своих способностей, моральных, волевых и других качеств. Самооценка старшего школьника становится обобщённой (у подростка она сравнительно односторонняя и неустойчивая). Он способен полнее и глубже разобраться в своих мыслях и переживаниях, действиях и поступках, может составить о своём «Я» более устойчивое и полное представление. На основе самооценки качеств и свойств личности, а также успехов в деятельности и взаимоотношениях с людьми у старших школьников формируется самоуважение.
Самоуважение – обобщённое отношение школьника к самому себе, отражающее степень принятия или непринятия себя как личности. У юных спортсменов с высоким самоуважением преобладает очень действенный мотив – стремление к успеху, однако они не редко переоценивают себя, проявляют самоуверенность, а иногда высокомерие, тщеславие, зазнайство. В старшем школьном возрасте происходят качественные сдвиги в нравственном сознании и поведении учащихся. У них вырабатываются собственные моральные взгляды и убеждения, основанные на уяснении очень сложных понятий о долге и чести, о чувствах личной гордости и собственного достоинства. Старшие школьники способны чувствовать тончайшие оттенки многих нравственных понятий и поэтому довольно точно отличают упорство от упрямства, гордость от кичливости. Они предают большое значение развитию у себя тех нравственных качеств, которые особенно важны для установления дружеских отношений и взаимопонимания. Такими считают чуткость и верность, умение ценить дружбу и товарищество, умение прислушиваться к мнению других, уважать чувства и убеждения другого человека. Однако раннюю юность не следует переоценивать. Наблюдение и практика показывают, что некоторые учащиеся ко времени окончания средней школы проявляют ошибочные и незримые нравственные взгляды и поступки. Они не всегда могут разобраться в отдельных жизненных фактах, литературных произведениях, кинофильмах особенно зарубежных, не всегда оказываются противостоять взглядам чуждым нашему обществу. Всё это диктует необходимость усилению идейно-воспитательной работы с учащимися. У старших школьников интенсивно формируется мировоззрение. В его формировании особенно большая роль принадлежит обществознанию – предмету, который объединяет научные знания о развитии природы и общества в целостную систему, позволяет понять место человека в природе и обществе, пояснить характер его отношения к окружающей среде и к самому себе.
1.3 Влияние чувства времени и пространства на успешность занятий спортом. Система тренировок
Среди спортсменов индивидуально-психологические различия, связанные с временными характеристиками деятельности, особенно заметны, так как они существенно влияют на выбор спортивной специализации и успешность роста спортивного мастерства [Е.Б. Сологуб, В. А. Таймазов, 2000].
В результате постоянного воздействия многократно повторяемой двигательной спортивной деятельности высокое специализированное воздействие получают и многие психические функции человека, и личность спортсмена. Например, развитие различных « специализированных восприятий» или «специализированных чувств». Формирование этих чувств происходит при тесном взаимодействии человека и среды. Так, в плавании это будет «чувство воды»; в прыжках – «чувство планки»; в боксе – «чувство дистанции»; в борьбе – «чувство ковра»; в спортивных играх – «чувство мяча» и во всех видах спорта – «чувство времени».
Тренировка чувства времени не должна быть сведена только к сокращению длительности движения. Более 100 лет назад это уже осознавал П.Ф. Лесгафт, который считал совершенно необходимым тренировать не только двигательную активность, но, прежде всего восприятие пространства и времени, поскольку они неразделимы. «Легко убедится – писал он – в том, что в представлении движения содержится также представление пространства и времени» [5].
Поскольку в спорте временные интервалы исчисляются десятыми и сотыми долями секунд, а пространственные взаимосвязи носят очень точный характер, важную роль в системе спортивной подготовки должны занимать специальные упражнения в правильном восприятии и адекватном предвосхищении (антиципировании) времени и пространства. При успешных тренировках в чувственном опыте спортсмена создаётся… «особый мир субъективного времени»…, причём тренировки сделали этот мир… «адекватными субъективному времени» [Геллерштейн С. Г., 1969].
В основе всех методов тренировки чувства времени лежит принцип обратной связи – спортсмен в той или иной форме получает информацию об истинной длительности явлений (длительность его собственного движения, отмериваемого или оцениваемого интервала или длительности индивидуальной минуты).
Система тренировок предполагает несколько этапов:
1. Совершенствование скорости простой двигательной реакции (на зрительный раздражитель) при ежедневной 30-кратной её проверке на специальном стенде, когда испытуемый просто старался реагировать как можно быстрей.
2. Спортсмен должен научиться связывать свои действия с ощущением времени, то есть сознательно и оценивать скорость своих реакций.
3. Каждому спортсмену ставится задача овладеть скоростью своих реакций настолько, чтобы научиться управлять латентным временем, укорачивая и удлиняя его по заданию.
4. На завершающем этапе исследований экспериментатор представлял испытуемым инициативу в выборе очередного задания. После выполняя реакции, испытуемый производил самооценку (вслух), затем экспериментатор сообщал ему объективный результат. Далее следовал процесса и сравнения субъективного результата.
В.С. Фарфель (1975) считает такой подход к тренировке чувства времени у спортсменов очень плодотворным, полагая, что управлять временем движения можно до одной тысячной секунды (0,001с.). Автор дал подробную сводку данных разных исследователей, практически добивающихся увеличения спортивных результатов путём упражнения в субъективной оценке длительности собственных движений, подкрепляемых объективными сведениями. Тренировка чувства времени, представляющая как всякая тренировка физиологическую адаптацию к нагрузке, относится к числу тренировки очень сложной деятельности. В данном случае нагрузкой является необходимость всё более точно определить заданные временные отношения и (или) произвести те или иные действия в заданные сроки.
Индивидуальная минута увеличивается при смене впечатлений и при высоких (но не чрезмерных) физических нагрузках. При этом величина прироста длительности минуты прямо пропорциональна степени адаптоспособности и двигательной активности.
1.4 Девять способов повысить результативность бросков, не меняя их структуры
Совершенствование бросков с коротких дистанций и из-под корзины
1. Требуйте, чтобы все броски с коротких дистанций справа и слева от корзины были с отскоком от щита и точкой прицеливания.
Это заставляет бьющего занимать позицию для использования щита при броске. Верхняя половина вертикальной линии справа и слева от корзины является точкой прицеливания при этих видах бросков. Мяч должен мягко коснуться линии и отскочить прямо в корзину. Промахи, случающиеся при бросках с этих позиций, являются следствием недостаточной концентрации внимания. Для усиления внимания к точке прицеливания во время тренировок, нарисуйте знак доллара – $, или какой либо другой знак, на куске лейкопластыря, и прикрепите его к линии.
2. Тренируйте ЧИСТЫЕ броски из-под корзины и ЧИСТЫЕ броски с отскоком от щита со вторых усов.
ЧИСТЫЕ броски требуют, чтобы мяч опускался в корзину, не касаясь металлического обруча. Чтобы добиться этого, мяч должен касаться щита очень мягко. Это требует значительно большей концентрации внимания и расчета траектории. Чтобы добиться согласованности, сделайте 5 бросков из-под кольца (или в прыжке с отскоком от щита) подряд, 3 из которых должны быть ЧИСТЫМИ. Усложняйте задание, если почувствуете необходимость этого.
ПРИМЕЧАНИЕ: Важно согласовать задание со способностями каждого игрока. Задание должно бросать вызов, чувству гордости игрока, требуя от него большей концентрации внимания, но не должно быть недостижимым.
Совершенствование бросков со средних дистанций и 3-х очковых бросков
3. Тренируйте ЧИСТЫЕ броски – сделайте 5 бросков подряд с одной и той же точки.
Это задание развивает стабильную точность, поскольку требует огромной концентрации внимания и постоянства. Пять бросков подряд с одной и той же точки улучшают точность, поскольку все составляющие броска – форма, усилия, траектория – каждый раз должны быть теми же самыми и повторяться вновь и вновь, раз за разом с той же дистанции. ЧИСТЫЕ броски автоматически заставляют игрока выбирать высокую траекторию. Броски с высокой траекторией труднее блокировать защитнику, и мяч чаще сваливается в корзину, если касается металлического обруча. В игре, из-за избытка адреналина, наблюдается тенденция приложения несколько больших усилий при бросках. Если ЧИСТЫЕ броски привычно совершенствуются на тренировке, в игре мяч может слегка коснуться задней части обруча корзины, НО, более высокая траектория повышает шансы попадания в корзину. Кроме того, при промахе более высокая траектория порождает более короткий отскок, что повышает шансы при добивании мяча в корзину.
ВАЖНО: Если 5 ЧИСТЫХ бросков кряду являются слишком сложным заданием, снизьте это требование.
Примечание для тренера: Игроки, которые при бросках постоянно задевают заднюю часть обруча корзины, слишком перевозбуждены. Чтобы исправить эту ошибку, объясните ее, и сразу же приступайте к тренировке ЧИСТЫХ бросков, поощряя их использование в ходе сезона.
4. Сделайте несколько штрафных бросков подряд, перед тем, как покинуть площадку после тренировки.
Это требует повторения всех элементов броска и развивает уверенность. Каждый бьющий должен сам подобрать мяч после своего броска. Подчеркивайте важность повторения одной и той же рутины подготовительных действий перед каждым броском. Глубокий вдох и выдох перед броском снимает лишнее напряжение. Видоизменяйте это упражнение, добавляя больше напряжения игрового характера, за счет временных ограничений. Тот, кто не укладывается в заданное время, должен сделать рывки и т.п.
5. Делайте по 200 штрафных бросков в день на протяжении 5 дней или 500 бросков в один день, и по 200 в следующие четыре дня. Цель: 25/25 из которых 15 бросков ЧИСТЫХ.
Это развивает уверенность и исключительную согласованность формы броска, выпуска мяча и траектории. Кроме того, это повышает точность 3-х очковых бросков. Награждайте игрока за: 25/25, наибольшее число попаданий подряд, и за наибольшее число ЧИСТЫХ попаданий подряд. ПРИМЕЧАНИЕ: 100 бросков требуют примерно 15 минут времени.
6. Определяйте места, с которых постоянно приходится выполнять броски в игре, и тренируйтесь, выполняя, по крайней мере, по 5 бросков подряд с каждой их этих точек.
Это развивает уверенность и согласованность движений при броске. Когда игрок выполняет бросок с одной из этих позиций в игре, он чувствует себя комфортно и уверенно, поскольку так часто добивался успеха при бросках из этих позиций на тренировках.
7. Выполняйте все броски на правильно размеченной площадке, используя правильно размеченный щит. Площадка должна иметь линию для 3-х очковых бросков.
Разметка площадки – важный фактор для снижения числа промахов, поскольку игроку легче оценивать расстояние до корзины. По этой же причине развивается дополнительная уверенность. Размеченный щит дает игроку точку прицеливания для броска с отскоком от щита или для броска из-под корзины.
8. Удерживай руки в позиции сопровождения мяча при броске, пока тот не коснется корзины.
Сопровождение мяча при броске позволяет лучше контролировать движения и повышает результативность.
9. Выбор вида броска.
Хороший бросок это такой бросок, который во время тренировок в 60 % случаев остается неприкрытым.
Подчеркивайте важность изучения своих возможностей. «Хорошие игроки используют хорошие броски».
Заключение
Самооценка бросковых способностей тесно связана с реальным бросковым потенциалом. Заставляя спортсменов, раз за разом забивать мяч при бросках, вы повышаете их уверенность. Они знают, что никто не сможет остановить их, поскольку тренировка подтверждает это.
Джей Вольф является автором «Девять способов повысить результативность бросков, не меняя их структуры», а также специалистом по броскам в баскетболе, организатором спортивных летних лагерей, автором публикаций.[26]
1.5 Значение точности штрафного броска в баскетболе и факторы, определяющие его эффективность у баскетболистов 16-17 лет
Броски по кольцу – важнейший технический элемент игры, конечная цель всех действий на площадке. Игроки любого класса уделяют тренировке бросков наибольшее внимание и работают над ними особенно тщательно. В задачу тренера входит направление этой работы, ее дозировка и исправление технических ошибок. Тренер вместе с игроком определяет оптимальный способ броска, исходя из физических возможностей, двигательных навыков и психологических особенностей игрока. После этого начинается сложная и очень важная работа по отработке техничного исполнения броска, доведение его до совершенства.
Трудно переоценить значение штрафных бросков в современном баскетболе для результата матча. Здесь дело не только в очках, набираемых с помощью штрафных, но и в психологическом превосходстве тех, кто метко поражает цель этими бросками. Когда каждый фол неизбежно наказывается двумя очками со штрафных бросков, соперники теряют уверенность в оборонительной игре.
В баскетболе не так много хороших снайперов, и если игрок хочет таким стать, то все, что нужно – это наметить и выполнять. Для этого, прежде всего, нужно совершенствовать основы техники, требующей качественной и длительной тренировки. Осваивать и совершенствовать её необходимо с учетом тенденций современного баскетбола, четко осознавая, что «работа над штрафным броском сродни складыванию денег в банк: если ничего туда не внести, то и не сможете получить что-либо, когда это потребуется».
В качестве модельных характеристик для баскетболистов можно привести данные по точности реализации штрафных бросков в игре, разработанные кафедрой спортивных игр КГИФК – 80-83% попаданий в среднем за игру. К примеру, на одиннадцатом чемпионате Суперлиги России по баскетболу среди мужчин показатель точности штрафных бросков у 10-ти лучших игроков составил 86%.
Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а так же оптимальной траекторией полета и вращения мяча.
С точки зрения науки, высота траектории при разных видах бросков долго была предметом оживленных дискуссий. Получить ответ на вопрос помогает использование некоторых понятий тригонометрии и динамики.
Если бы игрок обладал стопроцентной точностью, то высота траектории полета при броске определялась бы необходимостью послать мяч так, чтобы он прошел мимо поднятых рук защитника, и не задел ближнего края кольца. Чем ближе бы располагался защитник к игроку с мячом, тем выше потребовалась бы траектория полета мяча при броске. В этом случае высота траектории была бы обратно пропорциональна расстоянию между защитником и игроком с мячом.
Поскольку игроки со стопроцентной точностью встречаются крайне редко (если вообще встречаются), то для решения проблемы нужны некоторые расчеты. Диаметр корзины равен 45 см. Если мяч спускается в корзину строго сверху по центру, площадь корзины и её диаметр находятся под прямым углом к линии полета мяча. Если мяч брошен под углом 60 градусов к плоскости корзины, то только 0,8661 части её диаметра проецируется под прямым углом к линии полета мяча. Если бросок сделан под углом 45 градусов, целью становится отрезок равный 0.7071 диаметра корзины. И, наконец, при броске под углом 30 градусов поражаемый участок уменьшается до 0,5 диаметра корзины. Таким образом, если угол вылета уменьшается, то уменьшаются и шансы на то, что мяч попадет в корзину. Поэтому чем меньше угол вылета мяча, тем больше должна быть точность расчета усилий в направлении его полета. Все это свидетельствует о преимуществе высокой траектории.
С другой стороны, при более высокой траектории мяч проходит большой путь, двигаясь к корзине. Поэтому если игрок допускает ошибку в расчете усилий, прилагаемых к мячу, то эта ошибка будет увеличиваться пропорционально пройденному мячом пути. Наиболее приемлемым является угол выпуска мяча при броске равный 58 градусам к горизонтали. При этом угле выпуска игроки добиваются самой большой результативности.
Мяч обычно бросают с обратным вращением, которое позволяет удержать его на заданной траектории и добиться наиболее мягкого отскока в случае неудачного броска. Кроме того, обратное вращение замедляет скорость полета мяча, и при встрече с кольцом увеличиваются шансы на то, что он проскочит в корзину, а не отскочит наружу.
Скорость, с которой мяч отскакивает от кольца, зависит от коэффициента эластичности мяча, его массы и скорости полета. Кроме скорости полета, все остальные величины постоянны. Из этого следует, что для предупреждения быстрого отскока мяч надо бросать по возможности мягко, придавая ему минимальную скорость.
С точки зрения динамики все броски лучше исполнять с отскоком от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны из-за недолета мяча до корзины. Возможно, причиной этого является то, что многие игроки в качестве точки прицеливания выбирают переднюю дужку кольца. Если же игрок будет бросать с отскоком от щита, то при недолете мяч просто будет сваливаться в корзину после отражения от щита. Однако, имеет значение и то, что в различных залах кольца крепятся по-разному. Недаром в среде баскетболистов существуют понятия «жесткие» и «мягкие» кольца. «Мягкие» кольца принимают «гнилые» мячи – когда нет прямого попадания, но мяч, покатившись по дужке, все же сваливается в корзину.
Надежность результатов при бросках появляется вместе со специфическими мышечными ощущениями, а они формируются на тренировках. Броски с закрытыми глазами, в частности, помогут проверить уровень мышечных ощущений. Движения при броске нужно тренировать до такой степени, чтобы они стали автоматическими.
Большинство баскетболистов при выполнении штрафных используют бросок одной рукой сверху. При броске все движения должны быть плавными и ритмичными. Сопровождение мяча – естественное продолжение броска, в то время как взгляд все еще направлен на цель. Сопровождение шагом гарантирует прохождение мяча по заранее намеченной траектории. Мяч контролируется кончиками пальцев, а не ладонью. Пальцы, благодаря чувствительным нервным окончаниям, помогают игроку контролировать мяч. штрафной бросок время баскетболист
Основные требования при выполнении штрафного броска следующие:
1) Выполняй бросок быстро;
2) В исходном положении удерживай мяч близко к туловищу;
3) Если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руки на корзину;
4) Выпускай мяч через указательный палец;
5) Сопровождай бросок рукой и кистью;
6) Постоянно удерживай взгляд на цели;
7) Полностью сосредотачивайся на бросок;
8) Для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно.
Физическое состояние игрока тоже может оказать большое влияние на точность выполнения штрафных бросков. Особенно ярко это проявляется при реализации этих бросков в концовках матчей игроками, которые провели максимальное количество времени на площадке. Такое состояние игрока выражается потерей равновесия тела, что приводит к раскоординации действий ног, рук и туловища; а так же к неправильным расчетам мышечных усилий и как следствие – неправильная траектория полета мяча.
Для меткого штрафного броска очень важно сохранять невозмутимость, не злиться на соперника, на партнеров. Игрок должен быть на сто процентов уверен в том, что точно выполнит штрафной. Такая уверенность вырабатывается на тренировках, когда раз за разом посылаешь мяч в корзину.
Бывает и так, что баскетболист на тренировках с поразительной точностью поражает цель, но в игре положение резко меняется: точность пропадает. Большинство исследований объясняет резкое несоответствие результатов, показанных на тренировках и в процессе игры, психологическим давлением, оказываемым на спортсмена.
Скорее всего, так и есть, одно дело бросать, когда от результата ничего не зависит, другое – когда один штрафной может повлиять на итог матча.
Успешность и стабильность соревновательных действий, в том числе и выполнения штрафных бросков, обусловлена грамотной психологической подготовкой к соревнованиям.
Психологическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования у спортсменов личностных качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
Психологическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).
Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности,
Действительно, чтобы реализовать свои физические, технические и тактические способности, навыки, умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности, как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовится к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение длительного времени, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и в секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.
Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность – это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.
Естественно, что лучшей школой психологической является участие спортсмена в соревнованиях. Но каждое соревнование – это и разрядка накопленного нервно-психического напряжения и не редко – причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях – это получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа тренировок и приобретение спортивного мастерства спортсменов.
Психологическую подготовку спортсменов делят на две части: общая психологическая подготовка и психологическая подготовка непосредственно к соревнованию или матчу.
Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер – это важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по настоящему проявляется и закаляется, но формируется он в тренировочном процессе.
Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется:
· Спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде;
· Уверенностью спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность, подготовленность действий, помехоустойчивость;
· Боевым духом спортсмена, как и отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, то есть, к достижению соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных возможностей;
Единство этих черт спортивного характера создает состояние спокойной боевой уверенности.
О психологической готовности игроков к матчу особенно необходимо заботится во время сообщения им установки на игру, рассказывая об особенностях игры соперника и предлагая план нейтрализации его действий.
Самой важной и трудной борьбой спортсмена является борьба с самим собой за преодоление своих психологических недостатков. Один из лозунгов, стимулирующих психологическую подготовку, гласит: «Единственная хватка первостепенного значения – это схватка с самим собой!». Победив собственную слабость, баскетболист больше выиграет в соревновании, чем, если даже одержит победу над несильным соперником. И проигрыши сильнейшему могут обернуться психологической победой.
Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование средств и качеств личности и психологических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности.
В условиях равной спортивной борьбы лучшая психологическая подготовленность игроков является решающим фактором, так как дает возможность наиболее эффективно показать физическую, техническую, тактическую и теоретическую подготовленность игроков.
Психологическая подготовка должна осуществляться на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.
Чтобы обрести уверенность при выполнении штрафных бросков известный тренер и Олимпийский чемпион Сергей Белов рекомендует стандартизировать свои броски, чтобы в них все было единообразным. Поэтому мяч всегда нужно брать одинаково, так, чтобы кисть руки была на ниппеле мяча, второй рукой придерживать мяч. Перед броском согнуть слегка ноги, локоть бросающей руки обращен вперед, смотреть на переднюю дужку кольца. Начиная бросок, распрямить ноги, приподняться на носки и распрямить бросающую руку, другую снять с мяча. Вытянувшись весь вверх, от носков до кончиков пальцев, послать мяч в цель. Заключительным движением кисти корректировать направление полета мяча.
Таким образом, проанализировав специальную литературу, мы можем сделать заключение, что на точность штрафного броска во время игры влияют три основных фактора:
1. Техника выполнения броска;
2. Физическое состояние игрока на конкретный момент игры (усталость, утомление);
3. Психологический аспект, включающий концентрацию внимания, сосредоточенность, уверенность, умение расслабляться.
Воспроизведение ритма связано с оценкой времени их интервалов. В связи с этим большую роль в этой функции играет чувство времени. Чувство времени – это специфическое восприятие (при тесном взаимодействии кинестезического, зрительного и слухового анализаторов) времени человеком в процессе выполнения действий и деятельности. Чувство времени имеет существенное значение в антиципирующих процессах. Выделяют и чувство ритма, которое формируется в процессе многократных воспроизведений ритма и основано на чувстве времени. Оно включено в двигательный динамический стереотип и обеспечивает воспроизведение тончайших временных соотношений между компонентами двигательного действия. Проводя исследования по ритмическим характеристикам броска у баскетболистов I разряда и баскетболистов III и юношеских разрядов, мы брали стандартный (штрафной) бросок. Полученные данные сопоставлялись с характеристиками эталонного броска. За эталон был взят бросок мастера спорта РФ, игрока команды ЦСКА А. Груздева. Динамика штрафного броска состоит из действия ног, которые подразделяются на подседания и толчковые движения; бросающей руки, в котором выделяются вынос в исходное положение, пауза в движении руки, собственно бросковое движение. В зависимости от особенностей техники броска спортсменов одним и тем же фазам работы, но могут соответствовать различные наложения бросающей руки:
· С маховым выносом мяча в точку прицеливания
· “Махом” без выноса мяча в точку прицеливания.
· С пассивным выносом мяча в точку прицеливания.
Структура штрафного броска состоит из подготовительной фазы (подседания и вынос мяча в исходное положение) и рабочей фазы (толчковое движение ног, пауза в движении руки и собственно бросковое движение).
В связи с проведённым литературным обзором можно засвидетельствовать о том, что «чувству времени» и его влиянию на штрафной бросок не уделено должного внимания. Недостаточность исследований в этой области игры обуславливает необходимость провести данное исследование.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель, задачи и методы исследования
Цель исследования: Исследовать влияние ограничения правилами игры времени выполнения штрафного броска на точность его реализации в соревнованиях.
Задачи исследования:
1. Выявить факторы, влияющие на результативность штрафного броска;
2. Изучить мнения баскетболистов 16-17 лет о влиянии ограничения времени выполнения штрафного броска на его результативность;
3. Разработать практические рекомендации по формированию качеств, необходимых для успешности выполнения штрафного броска.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Опрос (анкетирование)
3. Педагогический эксперимент;
4. Математическая обработка опроса.
1. Анализ научно – методической литературы.
В процессе работы нами были изучены учебные, учебно-методические и методические пособия, научные работы и периодические издания.
Анализ библиографических источников по интересующей проблеме выявил недостаточность информации о чувстве времени баскетболистов 16-17 лет к точному выполнению штрафных бросков в соревнованиях.
2. Опрос (анкетирование).
Баскетболистам 16-17 лет центральной ДЮСШ (Санкт-Петербург) было предложено ответить на 8 вопросов.
3. Педагогический эксперимент.
4.Статистическая обработка результатов опроса.
Результаты опроса выведены в процентом соотношении в гистограмме.
2.2 Организация исследования
Исследования проводилось с 15.11.2008 по 17.12.2008 в Санкт-Петербурге. В опросе принимало участие 25 баскетболистов, которые были ознакомлены с опросным листом. На одной из тренировок была проведена беседа о значении «чувства времени» в баскетболе и в частности такого элемента игры как штрафной бросок. На следующей тренировке юноши ответили на вопросы.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
Для выявления мнения баскетболистов 16-17 лет центральной ДЮСШ было проведено анкетирование, которое представлено в таблице №1 .
Таблица 1. Сводные данные результатов анкетирования баскетболистов 16-17 лет о влиянии чувства времени на эффективность выполнения штрафного броска
№ вопроса
Варианты и количество ответов
А
Б
В
1
19
4
1) 2 секунды, 2) 30 секунд
2
25
_
_
3
4
21
_
4
4
21
_
5
16
6
1) в зависимости от ситуации
2) смотря сколько зрителей
3) когда как
6
24
1
_
7
3
20
1) тренеру безразлично
2) бывает
8
15
10
_
Анализ таблицы представлен на приведённых ниже рисунках. По каждому из вопросов представлен график в процентном соотношении, так как каждый в отдельности может влиять на общий результат исследования.
Из рисунка 1 видно, что большинство баскетболистов 16-17 лет выполняют бросок за 3-5 секунд. 16 % процентов выполняют бросок за 6-8 секунд. Их результативность будет меньше, так как судья согласно правилам соревнования может не засчитать либо лишить пробивать бросок. 8 % юношей разделились на 2 категории: 2 и 30 секунд. В первом случае слишком быстрое выполнение не придаёт точности броску, а во втором время на пробитие штрафного броска ограниченно.
Итоги ответов на вопросы показывают, что большинство респондентов успевают выполнить бросок за время, отведённое правилами игры. Значит, ограничение правилами игры времени на пробитие штрафного броска не влияет на их результативность. Чувство времени здесь играет хоть и маловажную роль, но всё-таки сказывается на точность.
Приведенные данные показывают, что всем участникам опроса хватает времени на реализацию штрафного броска в игре. Значит, этот фактор не влияет на результативность броска, но не исчезает потребность в тренировки временных интервалов штрафных бросков.
По результатам ответов на 3 вопрос можно отметить, что большинству игроков безразлично как им подаст мяч судья. 16 % юношей заостряют на этом своё внимание, что может влиять на результативность. Значит, если игрок будет уделять больше внимания изучаемому нами качеству, то это повысит точность бросков в независимости от судьи.
На графике видно, что 84% баскетболистов не лишали пробития штрафного броска из-за нарушения правила пяти секунд. 16% баскетболистов не укладывались в пять секунд, поэтому в дальнейшем их точность в игре падала. В целом этот показатель слабо сказывается на точности реализации штрафного броска. Ограничения правилами игры времени на пробитие штрафного связано с чувством времени и не может не влиять на результативность. Результаты ответов свидетельствуют о том, что тренировка чувства времени всё-таки необходима.
На рисунке 5 представлены варианты ответов о роли зрителей на выполнение штрафного броска. Данные свидетельствуют, что 64% процентам баскетболистов зрители не мешают и их присутствие не влияет на выполнение броска. 24% игроков болельщики мешают сосредоточиться и в большинстве случаев они не попадают в корзину. 12% игроков разделились и их точность расценивается как 50 на 50,что говорит равноценном влиянии зрителей при выполнении броска. Значит, если игрок будет больше концентрировать на временную компоненту выполнения броска, зрители меньше будут отвлекать его и это увеличит процент его попаданий.
График ответов на шестой вопрос показывает, что 96% игроков при выполнении штрафного броска считают время про себя, что не всегда помогает добиться точности. Только 4% игроков не считают время, и их не отвлекает этот фактор. Это положительно сказывается на точности штрафного броска. Таким образом, тренировка изучаемого нами качества имеет место быть для повышения точности штрафных бросков.
Данные рисунка показывают, что в 80% случаев тренер не ограничивает время на пробитие штрафного броска и это отрицательно сказывается на точности. В 12% случаев время ограничено, что уменьшает общее число бросков, но повышает их результативность. В 8% случаев нет зависимости точности штрафных бросков от времени на их пробивание. Результаты ответов показали, что тренера должным образом не уделяют тренировки чувства времени в течении тренировочного процесса. Возможно это влияет на результативность выполнения штрафного броска.
По мнению 60% процентов баскетболистов 16-17 лет ограничение во времени абсолютно не влияет на результативность штрафного броска. В то же время, 40% игроков отмечают, что ограничение времени влияет на точность штрафных бросков. Значит тренировка чувства времени всё-таки необходима для точного и эффективного выполнения данного элемента игры.
Выводы
1. Анализ специальных литературных источников позволяет сделать вывод о том, что на точность штрафного броска в игре влияет:
· техника выполнения броска;
· физическое состояние игрока на конкретный момент игры (усталость, утомление);
· психологический аспект, включающий концентрацию внимания, сосредоточенность, уверенность, умение расслабляться;
· правила игры, ограничивающие время на выполнение штрафного броска.
2. В ходе исследования выявлено, что 16% респондентов выполняют бросок за время большее, чем определено правилами игры. 76% респондентов укладываются во время, определяемое правилами игры.
3. Отмечается, что 84% баскетболистов 16-17 лет никогда не нарушали правило «5 секунд» при выполнении штрафного броска. 16% игроков нарушали это правило.
4. 40% юношей утверждают, что ограничение во времени влияет на результативность штрафного броска в игре. 60% отметили о том, что ограничение во времени абсолютно не влияет на результативность.
5. Поскольку 80% юношей указывают на то, что тренер не ограничивает время на пробитие штрафного броска в ходе тренировочного процесса и 40% говорит, что ограничение времени влияет на точность броска, то практические рекомендации по повышению результативности этого технического элемента направлены на отведение внимания данному аспекту в подготовке баскетболистов.
Таким образом, ограничение правилами игры времени на пробитие штрафного броска влияет на точность реализации его в соревнованиях. Значит, во время тренировочного процесса тренеру необходимо уделять время на данный элемент подготовки баскетболистов как к отдельной игре, так соревнованиям в целом.
Практические рекомендации
Результаты выполненного исследования позволяют рекомендовать использование следующих средств для повышения точности выполнения штрафных бросков:
1. «Броски в парах, тройках» – произвести определённое кол-во бросков в единицу времени (напр. за 1 мин.)
2. «Броски в парах, тройках» с сопротивлением защитника – кол-во попаданий в единицу времени
3. «Баскетбольный челнок» – игра 3 на 3; 4 на 4; 5 на 5 с ограничением времени на атаку-(20 сек., 15 сек., 10 сек.)
4. Двухсторонняя игра с превышающим кол-вом защитников
5. Двухсторонняя игра с броском мяча в корзину по сигналу тренера
6. Выполнение штрафного броска по сигналу
7. Пробитие штрафного броска в строго определённом промежутке времени
8. Выполнение штрафного броска одной рукой
9. Пробитие штрафного броска закрытыми глазами
Список использованной литературы
1. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры. // Под ред. Ю.М. Портнова.- М.: Физкультура и спорт, 1997.- 480с.
2. Восприятие времени человеком и его роль в спортивной деятельности / Н.И. Моисеева [и др.]. – Ташкент: Медицина, 1985. – 156с.
3. Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. – М.: Агентство «ФАИР», 1997. – 224 с.: ил. – (Серия «Спорт»).
4. Корнешов, А.А.Чувство времени и его детерминация в осознанном управлении двигательными действиями в спорте: автореф. дис. . канд. пед. наук / А.А. Корнешов; Рос.гос.акад.физ.культуры. – М., 2003. – 23 с.
5. Корягина, Ю.В. Восприятие времени и пространства в спортивной деятельности / Ю. В. Корягина; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. – М.: Научно-издательский центр “Теория и практика физ. культуры и спорта”, 2006. – 224 с.
6. Лосин, Б.Е. Оценка соревновательной деятельности баскетболистов: Учебно-методическое пособие / СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. – 32с.
7. Развитие чувства времени у гимнасток 6-7 лет: (Метод. письмо). – Ереван, 1982. – 39с.
8. Спорт и система подготовки спортсменов: Программа подгот. магистров по спец.521903 / СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта; Сост. Яхонтов Е.Р.; Под общ. ред. Евсеева С.П. – СПб., 1998. – 52с.
9. Юный баскетболист: Пособие для тренеров. / Под ред.Е.Р.Яхонтова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 175с.
10. Яхонтов, Е.Р. Методология спортивно-педагогических исследований: Курс лекций / СПб: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002 – 151 с.
11. Яхонтов, Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов: Учеб. пособие / Е.Р. Яхонтов ; СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. – СПб.: ПИО СПбГАФК, 2000. – 58с.
12. Яхонтов, Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учеб.-метод.пособие / Е. Р. Яхонтов; СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. – СПб., 2004. – 77с.
13. Яхонтов, Е.Р.Индивидуальная подготовка баскетболистов: Учеб. пособие / Е. Р. Яхонтов ; ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. – Л., 1975. – 48с.
14. Личность и время / Серов, Н.К. – Л.: Лениздат., 1989.-255 с.
15. Мауринь, А. М. Проблемы разработки онтогенетической шкалы биологического времени / А. М. Мауринь // Моделирование и прогнозирование в биоэкологии. – Рига: ЛГУ им. П. Стучки,1982. – С.73-81.
16. Дмитриева, А. С. Физиологические основы восприятия времени у человека / А. С. Дмитриева // Успехи современной биологии. – 1964. – Т.57, вып.2. – С.245-268.
17. Дмитриев, А. С. Ориентировка человека во времени (осознанная оценка коротких интервалов времени) / А. С. Дмитриев // Успехи современной биологии. – 1980. – Т.11, № 4. – С.47.
18. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста/ В. И. Вернадский. – М.: Наука, 1988.-520 с.
19. Сурнина, О. Е. К вопросу о влиянии уровня ситуативной тревожности на восприятие времени / О. Е. Сурнина, В. И. Лупандина // Тез. Докл. совещания Проблемной комиссии АМН СССР по хронобиологии и хрономедицины «Временная организация чувствительности организма к биологически и экологически активным веществам», 25 – 27 июля 1991 г. Свердловск: Свердл. гос. Мед. ин-т, 1991. – С. 123-124.
20. Лупандин, В. И. Субъективные шкалы пространства и времени / В. И. Лупандин, О. Е. Сурнина. – Свердловск: изд-во Урал. ун-та, 1991. – 126 с.
21. Фонсова, Н. А. Восприятие околосекундных интервалов времени / Н. А. Фонсова, И. А. Шестова // Биологические науки. – 1988.- № 3. – С.59-72.
22. (Pittendrigh C. S.) Питтендрай, К. Циркадные ритмы циркадная организация живых систем / К. Питтендрай // Биологические часы. – М.:Мир, 1964. – С. 263-306.
23. Романов, Ю. А. Теория биологических систем и проблема их временной организации / Ю. А. Романов // Проблемы хронобиологии. – Ереван, 1990-Т.2, № 3-4. – С. 105-123.
24. Романов, Ю. А. Хронотопобиология как одно из важнейших направлений современной теоретической биологии / Ю. А. Романов // Хронобиология и хрономедицина. – М.: Триада Х, 2000. – С. 9-24.