Чёрная и цветная металлургия

Untitled

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономика и управление на предприятии»

Курсовая работа

по учебной дисциплине

«География промышленности и транспорта»

Выполнил: студент ______________ группы

_Марченко В.И.____(Ф.И.О.)

Проверил: преподаватель ________________(подпись)_______(дата)

Оценка _________

Дата_____Подпись________

Омск — 2007г.

Задание на курсовую работу

по учебной дисциплине «География промышленности и транспорта»

Выдано студенту Марченко В.И.группы___ЭУП_____ 11 курс

>

2007 год

Содержание:стр.

Введение 4

Краткая характеристика комплексов отраслей хозяйства России.

Природно- ресурсный потенциал России и его экономическая оценка 4-5

Топливно-энергетический комплекс. 5

Чёрная и цветная металлургия. 5-6

Машиностроительный комплекс. 6-7

Химико-лесной комплекс. 7-9

Лёгкая промышленность. 9-11

Агропромышленный комплекс. 11-12

Строительный комплекс. 12-14

Транспортный комплекс. 14

Характеристика

Значение комплекса отраслей 15

Структура комплекса отраслей 15-16

Экономическая оценка сырьевой базы отраслей 16-17

Современная оценка состояния отраслей. 17-18

Условия перехода отраслей к рыночным отношениям. 18-19

Научно-технический прогресс в отраслях комплекса 19

Размещение отраслей комплекса на территории России. 19-22

Экономические особенности комплекса отраслей. 22-23

Основные направления развития отраслей комплекса. 23-24

3. Экономический район Северо-Кавказский

3.1. Территория, состав, границы экономического района. 24-25

3.2. Краткая характеристика природных ресурсов. 25-26

3.3. Краткая характеристика трудовых ресурсов 26

3.4. Промышленность экономического района. 27-29

3.5. Агропромышленный комплекс экономического района 29-30

3.6. Транспортный комплекс экономического района. 30

3.7. Развёрнутая характеристика комплекса чёрной и цветной металлургии. 30

Заключение 31

Список используемой литературы 32

Введение

Северо-Кавказский экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение, при этом обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В районе исторически складывались культурно-нравственные, этнонациональные, хозяйственные, политико-управленческие основы централизованного Российского государства.

Среди новых особенностей экономико-географического положения района — ослабление его центральных функций после распада СССР и начала демократизации, а также децентрализация хозяйства, повышение роли периферийных территорий и переход к самоуправлению регионов.

Развитие хозяйственного комплекса Северо-Кавказского экономического района опирается на использование его природно-ресурсного потенциала, выгодное экономико-географического положение по отношению к индустриально-развитым районам страны.

Выгодное экономико-географическое положение района обеспечивается сложившейся транспортной сетью и наличием Чёрного и Каспийского морей. Это способствует формированию в районе морского хозяйства — судоходства, производств по добыче и переработке морских ресурсов, развитию крупных промышленно-транспортных узлов, расширению внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными странами.

В формировании хозяйственного комплекса Северо-Кавказского экономического района важную роль играют наличие богатейших запасов полезных ископаемых, массивов плодородных черноземных земель в сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями и удобное экономико-географическое положение.

1. Краткая характеристика комплексов отраслей хозяйства России.

1.1. Природно- ресурсный потенциал России и его экономическая оценка.

Наличие природных ресурсов является главным условием размещения производительных сил на данной территории. Количество, качество и сочетание ресурсов определяют природно-ресурсный потенциал территории, который является важным фактором размещения населения и хозяйственной деятельности. При освоении крупных источников природных ресурсов возникают крупные промышленные центры, формируются хозяйственные комплексы и экономические районы. Природно-ресурсный потенциал района оказывает влияние па его рыночную специализацию и место в территориальном разделении труда. Размещение, условия добычи и характер использования природных ресурсов влияют на содержание и темпы регионального развития.

В условиях развития рыночной экономики, которая предполагает существование различных видов собственности, в том числе и частной, на природные ресурсы, их распределение между пользователями и потребителями во многом зависит от спроса и предложения на ресурсных рынках. Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. Россия находится на первом месте в мире по запасам большинства природных ресурсов, в том числе по запасам природного газа, угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, а также по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

Залежи полезных ископаемых имеют различную степень изученности и различную степень точности оценки. В зависимости от степени разведки — запасы в России подразделяются на четыре категории: А, В, С1, С2: А — это запасы, изученные и разведанные с наибольшей детальностью; В и C 1 — запасы, разведанные с относительно меньшей детальностью; С 2 — запасы, оцененные предварительно. Кроме запасов этих категорий, которые подсчитываются обычно по отдельным месторождениям, выделяются прогнозные запасы (т.е. предполагаемые, неизученные) для оценки потенциальных возможностей новых рудных зон или районов, бассейнов и перспективных территорий. Суммарные запасы полезных ископаемых района, бассейна, республики или страны в целом (т.е. все запасы, изученные или разведанные, а также прогнозные) объединяются в общегеологические запасы.

По экономической классификации природные ресурсы делятся на:

1) ресурсы материального производства, в том числе промышленности (топливо, металлы, вода, древесина, рыба) и сельского хозяйства (почва, вода для орошения, кормовые растения, промысловые животные);

2) ресурсы непроизводственной сферы, в том числе прямого потребления (питьевая вода, дикорастущие растения и промысловые животные) и косвенного (например, использование для отдыха зеленых насаждений и водоемов).

Экономическая оценка природных ресурсов включает учет множества факторов (экономических, социальных, технических, эколого-географических), которые обусловливают пространственные различия и значимость природных ресурсов для жизни и деятельности человека. При экономической оценке их используются следующие параметры: масштаб месторождения, определяемый его суммарными запасами; качество полезного ископаемого, его состав и свойства, условия эксплуатации; мощность пластов и условия залегания; хозяйственное значение; годовой объем добычи.

Среди природных ресурсов большое значение для обеспечения развития производства, жизни и деятельности общества имеют топливно-энергетические ресурсы. Главной особенностью размещения топливно-энергетических ресурсов является неравномерность их размещения по территории страны. Основная часть геологических запасов топлива расположена в восточных районах страны, где сосредоточено 85% запасов природного газа, 65% запасов нефти и 93% всех запасов угля страны.

1.2. Топливно-энергетический комплекс.

Топливно-энергетический комплекс является важнейшей структурной составляющей экономики России, одним из ключевых факторов обеспечения жизнедеятельности страны. Он производит более четверти промышленной продукции России, оказывает существенное влияние на формирование бюджета страны, обеспечивает более половины ее экспортного потенциала.

Россия полностью обеспечивает себя топливно-энергетическими ресурсами и считается крупным экспортером топлива и энергии среди стран мира. Топливно-энергетический комплекс, включает нефтяную, газовую, угольную, сланцевую, торфяную промышленность и электроэнергетику. Отрасли топливно-энергетического комплекса тесно связаны со всеми отраслями экономики России.

Региональная стратегия России в топливно-энергетическом комплексе направлена на развитие рыночных отношений и на максимальное энергоснабжение каждого региона. Таким образом, перспективы развития отраслей топливно-энергетического комплекса направлены на проведение энергосберегающей политики, ускорение научно-технического прогресса, ускоренное развитие газовой промышленности, стабильно высокий уровень добычи нефти и газа, увеличение производства моторных топлив, в первую очередь в результате увеличения объема добычи и глубокой переработки нефти.

При переходе на рыночную экономику возрастут закупочные и розничные цены на все виды топлива до мировых цен, что будет способствовать развитию всех отраслей топливно-энергетического комплекса.

Чёрная и цветная металлургия.

В металлургический комплекс входят черная и цветная металлургия, охватывающие все стадии технологических процессов: от добычи и обогащения сырья до получения готовой продукции в виде черных и цветных металлов и их сплавов. Металлургический комплекс — это взаимообусловленное сочетание следующих технологических процессов:

— добыча и подготовка сырья к переработке (добыча, обогащение, агломерирование, получение необходимых концентратов и др.);

— металлургический передел — основной технологический процесс с получением чугуна, стали, проката черных и цветных металлов, труб и др.; производство сплавов;

— утилизация отходов основного производства и получение из них вторичных видов продукции.

Металлургический комплекс — это основа индустрии. Он является фундаментом машиностроения, обеспечивающего вместе с электроэнергетикой и химической промышленностью развитие научно-технического прогресса во всех звеньях народного хозяйства страны. Металлургия относится к числу базовых отраслей народного хозяйства и отличается высокой материалоемкостыо и капиталоемкостью производства. На долю черных и цветных металлов приходится более 90% всего объема конструкционных материалов, применяемых в машиностроении России. В общем объеме транспортных перевозок Российской Федерации на металлургические грузы приходится свыше 35% всего грузооборота. На нужды металлургии расходуется 14% топлива и 16% электроэнергии, т.е. 25% этих ресурсов, расходуемых в промышленности.

Состояние и развитие металлургической промышленности в конечном итоге определяют уровень научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства. Металлургический комплекс характеризуется концентрацией и комбинированием производства.

Спецификой металлургического комплекса являются несопоставимый с другими отраслями масштаб производства и сложность технологического цикла. Для производства многих видов продукции необходимо 15-18 переделов, начиная от добычи руды и других видов сырья. При этом передельные предприятия имеют тесные связи между собой не только в пределах России, но и в масштабах стран Содружества. Так, в производстве титана и титанового проката сложилась устойчивая межгосударственная кооперация предприятий России, Украины, Казахстана и Таджикистана.

Машиностроительный комплекс.

Машиностроение — одна из ведущих отраслей тяжелой индустрии России. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов — орудия труда — машиностроительная промышленность в значительней степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели. определяющие эффективность развития общественного производства. На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 промышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленно-производственных фондов.

Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и влияет на размещение от