Cols=2 gutter=108> Министерство образования Саратовской области

Министерство образования Саратовской области ГОУДОД «ОБЛАСТНОЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» Тел. 56-11-60 410054, г.Саратов, ул. Новоузенская, 156 03.03.09 г. №31Руководителям органов управления образованием В соответствии с планом работы Министерства образования Саратовской области и Областного детского экологического центра на 2008-2009 учебный год только в образовательных учреждениях области проводятся заочные школы по биологии и экологии для учащихся 9-11 классов. Цель данных школ – выявить учащихся, интересующихся достижениями, вопросами и проблемами в области, биологии и экологии; осуществлять подготовку учащихся к региональным олимпиадам по этим предметам; способствовать развитию практических навыков у учащихся в работе над тестовыми заданиями. Информацию о проведении заочных школ необходимо довести до сведения администраций, педагогических коллективов общеобразовательных учреждений, учащихся и их родителей. Директор ОДЭЦ, Кандидат педагогических наук, Почётный работник общего обр Почётный работник охраны прир С.Д. Коробков Ответы на задания высылать до 20 апреля 200? г. по адресу: 410054, г. Саратов, ул. Новоузенская, д. 156, Областной детский .экологический центр, Коробкову Сергею Дмитриевич^, тел. 56-11-60. Итоги будут подведены 12. 05.2009 года.^ ОБЛАСТНАЯ ЗАОЧНАЯ ШКОЛА ПО БИОЛОГИИ 2008 – 2009 учебный год V 1 Учаший(ая)ся класса Образовательное учреждение Город (село) Район ; (фамилия) I (имя) , (отчество)’••>’ Учитель ‘. (фамилия) ! (имя) (отчество) 1 Количество баллов ..*..’ Члены жюри ^ УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ ШКОЛЫ !Областной детский экологический центр в третий раз подготовил вопросы заочной школы по биологии для учащихся 9—11 классов. Отвечая на них, максимально вы можете набрать 255 баллов.^ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ^ Выполните творческое задание по проблеме «ВОДА. СБЕРЕГИ!» на одну из тем: 1.« Угроза водным объектам», 2. «Красота воды», 3.«Действия в защиту водных объектов». Форма выполнения задания любая. * Среди ребят, набравших одинаковое количество баллов, последовательность мест будет определять качество выполнения данного творческого задания. Среди участников школы, имеющих одного руководителя и практически одинаково ответивших на вопросы, для награждения будет выбран один, представивший лучшую творческую работу. Оргвзнос за участие каждой работы составляет 35 руб.Внимание! В платежном поручении необходимо указать следующее:Оргвзнос за участие..в_заочной школе по биологии.Реквизиты банкаМинистерство Финансов Саратовской области (ГОУ ДОД ОДЭЦ, л/ счет 014060068)ИНН/ КПП 6455028434/645501001 Р/ счет 40603810000003000540ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области г. Саратов БИК 046311001 КБК 60230302020020000180^ Отвечая на вопросы школы, работу лучше организовать следующимобразом:1.Не спеша, внимательно прочитайте первое тестовое задание из числапредлагаемых трех вариантов заданий. 2. Определите, какой из предложенных вариантов Ответа к заданию, повашему мнению, наиболее верно и полно завершает мысль, поставленную всамом задании.3. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.При выполнении второго тестового задания в матрфгу ответов внеситеиндексы нескольких, по вашему мнению, верных ответов.Выполняя третье задание, в матрицу ответов вписываете: «да», еслисчитаете суждение верным, «нет», если суждение ^еверно.^ Все задания объединены по типам. К ним даются комментарии для ихправильного выполнения.Примеры заполнения матриц ответовЗадание 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1-10 Б А Г В Г А Г В Б А ‘,!Задание 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1-10 АБД ВГ вгд АБВГ ВГ АГД БД БВГД АД АГД Задание 3 1 -2- 3 4 5 6 7 8 9 10 1-10 ДА ДА ДА НЕТ НЕТ ДА НЕТ ИГЛ НЕТ ДА ^ МАТРИЦА ОТВЕТОВ НА ЗАДАНИЯ ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ ПО БИОЛОГИИ 2008 – 2009 УЧЕБНОГО ГОДА1 Задание 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1-10 Л -20 21-30 31-40 41-50 Задание 2 1 2 3 4 5 6 7~Т 8 9 10 1-10 11-20 21-30 » . 31-40 Задание 3 1 2 3 4 5 6 1 8 9 10 МО 11-20 21-30 31-40 ЗАДАНИЕ 1. ИЗ четырех предложенных вариантов выберите верный.За каждый правильный ответ засчитывается одно очко. 1. Общей длины корневой системы скольких растений ржи было бы достаточно, чтобы охватить земной шар по экватору? а) 4; 6)40; в) 80; г) 800. 2. Сколько биологических ошибок и неточностей допущено вотрывке из одного старинного романа: «… Летние! ме|сяцы поручик А.М. Чебурков любил проводить в своем имении. Кщс прекрасно побродить в июльский зной по дышащему прохладой ельнику – черничнику . . . Навеявшее воспоминание о шашлыках I прошлогоднее кострище уже заросло различными • лишайниками., среди которых особенно много было зеленых лопастей маршанции … По пути домой он сорвал какой-то лютик, из стебля которого сразу показался оранжево-красный млечный сок. У самой усадьбы внимание Алексея Михайловича привлекла расцветшая белыми цветами крапива. «Пора собирать её” на щи», – подумал он. а)1; 6)2;в)3; г) 4. 3. Назовите Европейскую страну, в которой картофель впервыеначал возделываться как пищевая культура: а) Испания; I б) Италия; в) Германия; г) Франция. 4. ^ Венчик лозкноязычковых цветков из семейства сложноцветных: а) сростнолепестный из пяти лепестков; б) сростнолепестный из трех лепестков; в) раздельнолепестный из пяти лепестков; г) раздельнолепестный из трех лепестков.5. Определите растение по признакам листьев и побегов: листья ромбические на длинных черешках с заостренной верхушкой, края пластинок двоякопильчатые, сверху – темно-зеленые, снизу – светлые,: размер листа 4 – 12 см; побеги слабые, тонкие, красновато-бурые, почки на них прямые с верхушкой, отклоненной от стебля. а) вяз; б) осина; в) тополь; г) береза.6. У какого живого организма каждая клетка выполняет все функции: а) у многоклеточного; б) у простейшего; в) у колониального; г) у любого живого организма.^ 7. Взлетая, птица поднимается вверх:а)вертикально; б) по наклонной ^инии; в) по спирали; г) всеми указанными способами.8. Отдел желудка, куда поступает отрыгнутая жидкая пища,называется: а) рубец; б)сетка; в) сычуг; г) книжка.^ 9. Какое сочетание признаков, присущих археоптериксу, указывает нато, что он был переходной формой от пресмыкающихся к птицам: а) наличие зубов и длинного ряда хвостовых позвонков; б) сходство задних конечностей с цевкой птицы и наличие перьев; в) наличие перьев, и зубов; г) сходство задних конечностей с цевкой птицы и наличие длинногоряда хвостовых позвонков.^ 10. Какую функцию выполняют зеленые железы у рака: а) запаса питательных веществ; б) осязания; в) выделения продуктов жизнедеятельности} г) размножения.^ П. Выберите признак, присущий дятлу: а) легкость и прочность скелета; б) двойное дыхание; в) четырехкамерное сердце, два круга кровообращения; г) верны все ответы.12. Лисица, добывая пищу, валится на бок и лежит не шелохнувшись.Вороны и сороки приближаются и становятся добычей лисицы. Какиерефлексы объясняют поведение животных: а) условные; б) безусловные; в) у лисицы условные, у птиц безусловные; г) у лисицы безусловные, у птиц условнее.^ 13. Животные с радиальной (лучевой) симметрией: а) активно передвигаются; б) малоподвижные или сидячие; в) имеют правую и левую стороны; г) имеют брюшную и спинную стороны.^ 14 . По мере возрастания массы животных частота сердечных сокращений у млекопитающих: а) уменьшается; б) увеличивается; в) не изменяется; г) может увеличиваться или уменьшаться.^ 15. Вторичную полость (целом) имеют: а) все хордовые; б) только бесчерепные; в) только черепные; г) хордовые с. менее интенсивным обменом веществ. 16. Животные должны передвигаться, так как : а) они ищут освещенные места; б) добывают готовые органические вещества; в) все они хищники – ищут жертву; г) они – паразиты.^ 17. Членистоногие произошли от: а) моллюсков; б) плоских червей; в) древних многощетинковых червей; г) малощетинковых кольчатых червей.^ 18. Из перечисленных нарушений обоняния выберите нарушение,вызывающее обонятельные галлюцинации неприятного характера: а) гипосомия; б) аносмия; в) гиперсомия; г) дизосомия.^ 19. Назовите признаки гомеостаза кровеносной системы человека: а) кровяное давление; б) состав плазмы и количество форменных элементов крови; в) содержание кислорода в крови; г) верны все ответы.^ 20. Полость тонкого кишечника выстлана: а) брюшиной б) плеврой; в) эпителием; г) перикардом.21. Из скольких костей состоит предплюсна: а) восьми; б) семи; в) пяти; г) трех.^ 22.Хотя бы одним концом не прикреплены к костям следующие мышцы: а) диафрагма; б) жевательные; в) мимические; г) лестничные.23. Для предотвращения полиневрита необходимо употреблять: а) отвар шиповника; б) хлеб грубого помола; в) растительное масло; г) цитрусовые.^ 24. В первичной моче практически нет:а) аминокислот; б)солей; в) белков; г) витаминов. 25. В норме оплодотворенная яйцеклетка начинает делиться в: а) полости тела; б) яйцеводах; в) матке; г) нет верного ответа.^ 26. Конечные продукты подготовительного этапа энергетического обмена: а) углекислый газ, вода; б) глюкоза, аминокислоты; в) белки, жиры; г) АДФ, АТФ. 27. Автотрофы: а) вирусы; б) железобактерии; в) бактерии гниения и брожения (сапрофиты); г) нет верного ответа.^ 28. Укажите, что не является предпосылкой естественного отбора: а) интенсивность размножения; б) симбиоз; в) борьба за существование; г) нет верного ответа.^ 29. Сколько одинаковых азотистых оснований входит в состав РНК иДНК: а) одно; б) два; в) три; г) четыре.30. Урацнл образует комплементарную связь с: а) аденином;- б) тимином; , в) цитозином; г) гуанином.^ 31. Сколько получилось пыльцевых зерен, если в пыльнике 100материнских клеток претерпели процесс мейоза: а) 100; б) 200; в) 400; г) 800. 32. Ж. Б. Ламарк считал, что первым шагом на пути от обезьяны илиобезьяноподобного существа к человеку является: а) приобретение членораздельной речи; б) освобождение передних конечностей от ограниченной функциихватания и постепенное превращение их в органы, обладающиеуниверсальностью движений; в) переход к прямохождению; г) нет верного ответа.^ 33. Нобелевскую премию за открытие витамина С и установление егоприроды получил: а) венгерский биохимик Альберт Дьердьи; б) немецкий ^имик Альбрехт Коссель; в) советский биохимик А.Е Браунштейн; г) американский биохимик Уэнделл Стэнли.^ 34. Какая форма изменчивости наблюдается у птенца голубя,рожденного с оперенными ногами и перепонками между пальцев: а) модификационная; б) мутационная; в) соотносительная; г) комбинативная.^ 35. В результате какого направления эволюции у млекопитающихпроисходило усложнение строения головного мозга: а) дегенерации; б) идиоадаптации; в) ароморфоза; г) нет верного ответа.^ 1I 36. Что общего у клеток, образующих любой растительный организм: а) обмен веществ; б) одинаковое количество хромосом; в) наличие хлоропластов; г) наличие одной вакуоли.37. ^ В митохондр1ЯХ происходит: а) накопление синтезируемых клеткой веществ; б) клеточное дыхание с запасанием энергии;в) формирование третичной структуры белка; г) темновая фаза фотосинтеза.^ 38. Цитошшзматическая изменчивость связана с наследованиемпризнаков: а) лизосом; б)рибосом; в) аппарата Гольджи; г) митохондрий.39. Гликолиз протекаег: а) на мембранах эндоплазматической сети; б) на митохондриальных мембранах; в) в цитоплазме; г) в ядре.^ 40. К газовой функции живого вещества относится: а) выделение кислорода растениями при фотосинтезе; б) выделение углекислого газа при дыхании; в) восстановление азота бактериями; г) верны все ответы.^ 41. Природными сообществами называются: а) группа популяций различных видов, обитакйцих совместно; б) популяции одного вида, населяющие разные территории; в) особи одной популяции на одной территории; г) особи одной возрастной группы, населямццие одну территорию.^ 42. На опушке леса стоит одинокая береза. К’икан форма борьбы засуществование имеет место в данном случае: а) внутривидовая; б) межвидовая; в) борьба с неблагоприятными условиями; г) борьбы нет.43. Каким будет зрение у детей дочери дальтоника и сына другогодальтоника, различающих цвета нормально: а) 50% дочерей и 50% сыновей дальтоники; б) 50% дочерей дальтоники, все сыновья различают цветанормально; в) 50% сыновей дальтоники, все дочери различают цветанормально г) все дочери и все сыновья различают цвета нормально.44. Ген черной окраски крупного рогатого с^ота Ч доминирует надгеном красной окраски ч. В первом поколении скрестили черногогомозиготного быка с красными коровами. Какие телята родятся отгибридных коров первого поколения и от красного быка: а) 50% черных и 50% красных; б) 25% черных и 75% красных; в) 75% черных и 25% красных; г) 100% черных.^ 45. Кто из предков современного человека имел начальную стадиюформирования подбородка: а) австралопитек; б) питекантроп; в) синантроп; г) неандерталец.^ 46. Антитела способны образовывать: а) фагоциты}-лейкоциты крови; б) Т- лимфоциты из тимуса или вилочковой железы; в) В- лимфоциты из костного мозга; г) все ответы верны. 47. Гемоглобин- рто: а) дыхательный пигмент; б) жидкость красного цвета; в) ядовитый продукт распада; г) питательное вещество. 48. ^ О родстве кишечнополостных и простейших свидетельствует: а) водная среда обитания; б) быстрое размножение; в) питание готовыми органическими веществами; г) дыхание растворенным в воде кислородом.49. Процесс поглощения клеткой жидкости в виде мелких капель срастворенными в них высокомолекулярными веществами, которыйосуществляется путем захвата этих капель выростами цитоплазмы,называется: а) осмос; б) диффузия; в) пиноцитоз; г) фагоцитоз.^ 50. Эмоциональна^ реакция у животных наиболее отчетливопроявляется при раздражении: а) продолговатого мозга; б) среднего мозга]’; в) промежуточного мозга; г) мозжечка.ЗАДАНИЕ 2.Лз пр_едлрженных_аадиантов выберит_е_вед11ы_е_дтв_еть1.За каждый правильный ответ засчитывается одно очко. За полностьюправильный ответ добавляется два очка.1. Назовите ученых, имеющих отношение к открытию иэкспериментальному доказательству симбиотической природылишайников: а) Камерариус Рудольф Якоб; б) Симон Швендер; в) А. С. Фаминцин;г) И. В. Баренецкий; д) Б. П. Токин.^ 2. Назовите соотечественников, имеющих отношение к введению вРоссии в культуру подсолнечника: а) царь Иван Грозный; б) царь Петр I; в) агроном А. Т. Болотов; г) академик Н. И. Вавилов; д) крестьянин Воронежской губернии Бокаре!^ 3. Таежным болотам свойственны растения:а) клюква; б)росянка; в) пушица; г) полынь; д) пырей.4. Картофель служит сырьем для изготовления: а) бумаги; б) искусственного каучука; в) капрона; г) спирта; д) ценных лаков.^ 5. К семенам относятся: а) зерна пшеницы; б) зерна гороха; в) семечки тыквы; г) семечки подсолнечника; д) зерна мака; е) зерна проса.^ 6. Укажите грибы-паразиты, плодовые тела которых используютсякак ценное лекарственное сырьё: а) головневый гриб; б) спорынья; в) фитофтора (картофельный гриб); г) чага (березовый гриб).^ 7. Укажите корневищные растения, стебли которых находятся подземлей, а на поверхносгь выходят только листья: а) пырей ползучий; б) дружная семейка; в) банан; г) копытень; д) цикорий.8. Назовите папоротники, с которыми связана легенда о цветении этихрастений. У таких папоротников одна часть листа выполняет функциюфотосинтеза, а другая – спороношения; спороносная часть похожа нанераскрывшийся бутон цветка: а) орляк обыкновенный; б) ужовник обыкновенный; в) щитовник мужской; г) гроздовик простой.^ 9. Выберите правильное утверждения для покрытосеменныхрастений: а) семена покрыты плодом; б) самая древняя группа царства растений; в) характерен интенсивный обмен веществ и быстрое накоплениеорганических веществ в процессе фотосинтеза; г) наличие еемян; д) все имеют! цветок и плод; е) образуют многоярусные сообщества. 10 . Выберите признаки, несвойственные грибам – паразитам: а) симбиоз .гриба и водоросли; б) образуют на свету органические вещества; в) поселяются на продуктах питания; г) образуют ^икоризу; д) поселяются на других живых организмах.^ 11. Выберите признаки, присущие кольчатым червям: а) тело состоит из одинаковых члеников; б) кровеносная система – сердце и сосуды; в) нервная система – окологлоточный узел и брюшная нервнаяцепочка; г) конечности членистые.^ 12. Укажите признаки медицинских пиявок: а) вторичная! полость ( целом ); б) обитают в морях; в) обитают в пресных водоемах; г) тело покрыто оболочкой ( кутикулой ); д) замкнутая’система кровообращения; е) гермафродиты; ж) наличие жабр; з) отсутствие; щетинок.^ 13. Представители типа моллюсков обитают: а) в вулканической лаве; б) в морях; в) в пресных водоемах; г) на суше.14. Скорпионы являются представителями: а) многоклеточных; б) ракообразных; в) паукообразных; г) насекомых; д) членистоногих; ^ 15. е) хордовых. Какие функции выполняет кровь у насекомых: а) разносит кислород; б) поглощает двуокись углерода; в) разносит питательные вещества; г) уносит к органам выделения!жизнедеятельности.^ 16. Выберите признаки, характерные пищеварительной системе птиц: а) наличие зубов в ротовой полости; б) наличие в желудке двух отделов – железистого и мускулистого; в) быстрое пищеварение; ^ ОГО- г) резкое освобождение кишечника от содерж]Какие перелетные птицы большую часть пути проходят пешком: а) чибис; б) лысуха; в) коростель – дергач; г) утка кряковая; д) болотная курочка. [8. ^ Для хрящевых рыб характерны признаки: а) жаберные крышки отсутствуют; б) скелет состоит из хрящей и костей; в) имеется плавательный пузырь; г) рот на нижней стороне глотки. ^ 19. От древних кистеперых рыб произошли: а) лягушка; б)тритон; в) латимерия; г) сом; д) камбала. 20. К плацентарным животным относят: а) сумчатых; б) первозверей; в) грызунов; г) приматов. 21 ^ Способностью к регуляции выработки и отдачи тепла обладают: а) земноводные; б) пресмыкающиеся;к) птипи: г) млекопитающие. 22. ^ Назовите хорошо развитые органы чувств акулы, с помощью которых она находит и ловит свои жертвы: а)слух; б) органы боковой линии; в) обоняние; 23. г) зрение. ^ Эхолокатор имеют; а) летучие мыши; б) киты; в) дельфины; г) моржи; д) тюлени; . е) морские котики. 24. Благодаря каким признакам млекопитающие смогли выжить в условиях оледенения: а) постоянной! температуре тела; б) легочному дыханию; в) внутреннему оплодотворению; г) двум кругам кровообращения; д) волосяному [покрову. 25. ^ Перечислите органы, позволяющие животным обитать на суше: а) жабры; б) легкие; в) плавательное перепонки; г) конечности, состоящие из трех отделов. 26. Какие ; особенности строения ланцетника указывают народственные связи между низшими хордовыми икольчатыми червями: а) строение органов выделения; б) строение органов пищеварения; в) строение кровеносной системы; г) расположение мышц; д) способ литания. 27. Основную массу современного мела в Саратовской области составляют остатки: а) глобигенирид; б) микрастер; в) теребратул; г) коколитофррид. 28. Какие око л овод ^ые животные завезены в Саратовскую область из других регионов: а) американская норка; б) ондатра; в) европейская нор| ка; г) большая выпь; д) чомга.^ 29. Какие из ! перечисленных признаков являются атавизмамичеловека:г) И. В. Баренецкий; д) Б. П. Токин.2. Назовите соотечественников, имеющих отношение к введению вРоссии в культуру подсолнечника: а) царь Иван Грозный; б) царь Петр I; в) агроном А. Т. Болотов; г) академик Н. И. Вавилов; д) крестьянин Воронежской губернии Бекаре*^ 3. Таежным болотам свойственны растения: а) клюква; б) росянка; в) пушица; г) полынь; д) пырей.4. Картофель служит сырьем для изготовления: а) бумаги; б) искусственного каучука; в) капрона; г) спирта; д) ценных лаков.^ 5. К семенам относятся: а) зерна пшеницы; б) зерна гороха; в) семечки тыквы; г) семечки подсолнечника; д) зерна мака; е) зерна проса.^ 6. Укажите грибы-паразиты, плодовые тела которых используютсякак ценное лекарственное сырьё: а) головневый гриб; б) спорынья; в) фитофтора (картофельный гриб); г) чага ( березовый гриб).^ 7. Укажите корневищные растения, стебля которых находятся подземлей, а на поверхность выходят только листья: а) пырей ползучий; б) дружная семейка; в) банан; г) копытень; д) цикорий.8. Назовите папоротники, с которыми связана легенда о цветении этихрастений. У таких папоротников одна часть листа выполняет функциюфотосинтеза, а другая – спороношения; спороносная часть похожа нанераскрывшийся бутон цветка: а) орляк обыкновенный; б) ужовник обыкновенный; в) щитовник мужской; г) гроздовик простой.^ 9. Выберите правильное утверждения для покрытосеменныхрастений: а) семена покрыты плодом; б) самая древняя группа царства растений; в) характерен интенсивный обмен веществ и быстрое накоплениеорганическ^к веществ в процессе фотосинтеза; г) наличие еемян; д) все имеют! цветок и плод; е) образуют многоярусные сообщества.^ 10 . Выберите признаки, несвойственные грибам – паразитам: а) симбиоз гриба и водоросли; б) образуют на свету органические вещества; в) поселяются на продуктах питания; г) образуют микоризу; д) поселяются на других живых организмах.^ 11. Выберите признаки, присущие кольчатым червям: а) тело состоит из одинаковых члеников; б) кровеносная система – сердце и сосуды; в) нервная система – окологлоточный узел и брюшная нервнаяцепочка; г) конечности членистые.^ 12. Укажите признаки медицинских пиявок: а) вторичная! полость ( целом ); б) обитают в морях; в) обитают в пресных водоемах; г) тело покрыто оболочкой ( кутикулой ); д) замкнутая’система кровообращения; е) гермафродиты; ж) наличие жабр!; з) отсутствие] щетинок.^ 13. Представители типа моллюсков обитают: а) в вулканической лаве; б) в морях; в) в пресных водоемах; г) на суше. | ! |14. Скорпионы являются представителями: а) многоклеточных; б) ракообразных; в) паукообразных; г) насекомых; д) членистоногих;а) наличие мышц, двигающих ушные раковины;б) многососковость;в) наличие хвостика. к кислородному этапу 30. Выберите характеристики, относящиесяобмена веществ:а) происходит в цитоплазме клетки;б) происходит в митохондриях;в) завершается образованием пировиноградной кислоты или этиловогоспирта;г) энергетический эффект-2 молекулы АТФ;д) завершается образованием АТФ, двуокиси углерода и воды;е) энергетический эффект-36 молекул АТФ.31. Рудименты это:а) многососковость у человека;б) крылья у страуса;в) тазовые кости у кита;г) волосяной покров у человека;д) невидящие глаза у крота.32. Пшеница и ячмень имеют одинаковое число хромосом, ноотличаются по внешнему виду, химическому составу клеток и нескрещиваются между собой. Назовите критерии, по которым этирастения отнесены к разным видам:а) морфологический;б) генетический;в) экологический;г) биохимический;д) физиологический.33. За последние 10 лет клонировано 17 видов животных. Назовитеих:а) лошадь;б) кролик;в), слон;г) макака-резус;д) олень;е) корова.34. При недостаточности щитовидной железы не развиваются:а) микседема;б) Базедова болезнь;в) сахарный диабет;г) дальнозоркость.35. Не растворяются в воде витамины:а) А;б) С;в)Е;г) К.ЗАДАНИЕ 3. Задание на определение правильности суждений. Если суждение верно, в матрице ответов пишется: «да», если неверно, в матрице ответов пишется «нет». За каждый правильный ответ засчитывается одно очко. I. Костенец волосовидный – доледниковый папоротник.2.Вода с растворенными в ней минеральными веществами движется по ситовидным трубкам флоэмы корня.^ Торфяной мох сфагнум имел широкое применение в полевых госпиталях в годы гражданской войны и в партизанских отрядах в годы ВОВ.Питательнее и сытнее хлеб из муки мягкой пшеницы. Из последней получают лучшие сорта муки и манную крупу, содержащие, как правило, не менее 20% белка, тогда как мука из твердых сортов пшеницы содержат около 12% белка.^ Для получения одного грамма розового масла требуется один килограмм пецестков розы.Для посевов культурных растений самыми злостными сорными растениями семейства сложноцветных являются бодяк полевой, осот полевой, горчак ползучий.^ Листовая пластинка у двудольных растений, как правило, узкая с дугонервтьцм или параллельным жилкованием, а у однодольных -широкая с сетчатым жилкованием.IНа листе Виктории (семейство кувшинковых), обитателя реки Амазонки, .можно плавать как на лодке, так как она способна удержать груз до 75 килограммов.Горох следует засаживать глубже, чем фасоль, так как фасоль при прорастании выносит семядоли, а горох нет. 10. Теневыносл1ивые растения по сравнению со светолюбивыми имеют более темную окраску листьев, что объясняется наличием у них крупных хлоропластов с большим количеством хлорофилла.Баобаб цветет неделю.В жизненном цикле мохообразных преобладает бесполое поколение-спорофит.28. В Саратовской области остатки аммонитов и белемнитов весьма частовстречаются в юрских и меловых отложениях. 29. В мезозойскую эру пресмыкающиеся широко распространились по Землеи достигли огромного разнообразия. 30. Одна из функций соединительной ткани в организме человека -опорная. Употребление алкоголя способствует подъему физических сил,снижению усталости. Сердце, подобно другим возбудительным тканям, находясь в покое,имеет на поверхности отрицательный электрический заряд1 33- У человека в сутки образуется 150-170 л первичной мочи. 34. . Биологические ритмы свойственны всем организмам, начиная отпростейших одноклеточных форм и кончая организмами, занимающимивысшие ступени эволюционного развития. 35. Конечное расщепление глюкозы происходит в митоходриях. 36. Биоконсервирование основывается на брожении, вызываемоммолочнокислыми бактериями – они превращают растительные сахара ворганические кислоты. 37. Колючки кактуса, усики гороха, листья – гомологичные органы. Результат искусственного отбора- многообразие пород, сортов ивидов. По закону Харди – Вейнберга, способность к сохранению генофондаприсуща популяции только с большой численностью особей. 40. Виды, занимающие разные ареалы, называются симпатрическими. 13. В классе двудольных растений исключительно суккулентными формами пред:тавлено семейство толстянковых. 14. Трутовики находятся в симбиозе с деревьями. Лишайники размножаются семенами. У личинок земноводных имеются следующие признаки, присущиерыбам: боковая линия, хорда, двухкамерное сердце, один кругкровообращения. Верблюд отдает тепло в окружающую среду вследствие испарения потас поверхности кожи. Среди наземных клопов наиболее многочисленны щитники. Поскольку челюстные щупики у полужесткокрылых отсутствуют, тороль обоняния и осязания у них принадлежит усикам. Органы вкуса у мухи находятся на лапках. Чтобы усыпить насекомое, достаточно поместить в морилку только егоголову. 1 У пиявок нет специальных органов дыхания, они дышат всейповерхностью тела. У пингвинов тело покрыто не перьями, а чешуёй. Перелетные птицы на юге вьют гнезда. 1 Механизм обоняния у млекопитающих работает по комбинированномупринципу: вместо выделения отдельного рецептора под каждыйспецифический запах, система обоняния использует «рецепторныйалфавит», что выливается в специфический ответ на запах, которыйперерабатывается в нейронах мозга. Всем насекомым характерно полное превращение. У бычьего цепня в результате идиоадаптации отсутствуют специальныеорганы пищеварения.^ ОБЛАСТНАЯ ЗАОЧНАЯ ШКОЛАПо экологии 2008 – 2009 учебный год • Учащий(ая)ся класса Образовательное учреждение I Город (село) Район I ! (фамилия) , (имя) (отчество) Учитель [ (фамилия) | (имя) (отчество) Количество баллов !Члены жюри I I^ УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ ШКОЛЫ ! Областной детский экологический центр в третий раз подготовил вопросы заочной школы по экологии для учащихся 9-11 классов. Отвечая на них, максимально вы гложете набрать 512 баллов.^ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. ООН объявила 2009 год – Международным Годом Натуральных Волоков (МГНВ). В соответствии с этим выполните творческое задание йа одну из тем: «Натуральные волокна в моей жизни», «Натуральные волокна в жизни Российского потребителя». Форма выполнения задания любая. Среди ребят, набравших одинаковое количество баллов, последовательность мест будет определять качество выполнения данного творческого задания. Среди участников] школы, имеющих одного руководителя и практически одинаково ответивших на вопросы, для награждения будет выбран один,’ представивший лучшую творческую работу. Оргвзнос за участие каждой работы составляет 35 руб.Внимание! В платежном поручении необходимо указать следующее: Оргвзнос за участие в заочной школе по экологии.Реквизиты банка Министерство Финансов Саратовской области ( ГОУ ДОД ОДЭЦ, л/ счет 014060068) ИНН/ КПП 6455028434/645501001 Р/счет 40603810000003000540 ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области г. СаратовБИК 046311001КБК 60230302020020000180 школы, работу лучше организовать Отвечая на| вопросы следующим образом: Не спеша,; внимательно прочитайте первое тестовое задание изчисла предлагаемых четырех вариантов заданий. Определите, какой из предложенных вариантов ответа к заданиюнаиболее верно и полно завершает мысль, поставленную в самом задании.3. Обведите кружочком выбранный вами правильный вариант ответа, как это показано на примере: К числу видов, встречающихся в экосистемах тундры], нельзя отнести: А) карликовую березу; Б)голубику; В) морошку; « (Г) волчье лыко. 4.Продолжайте таким образом работу до : завершения выполнения тестовых заданий всех пяти типов. 5.Все задания объединены по типам, к н:ш даются комментарии для их правильного выполнения После того, как вы выполните все