Cols=6 gutter=15> Реформа 1861г и ее значение для социально-экономического развития России

Реформа 1861г. и ее значение для социально-экономического развития России.60-70-е гг. XIX в. – время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни как общества, так и государства.Были проведены экономические (ликвидации крепостного права и I др.). политические реформы (изменения в системе управления – судебная, земская, городская, военная реформа), реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, цензурная).Толчком к преобразованию послужила проигранная Крымская компания. Во-первых, поражение России в войне показало полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I. Военное и экономическое могущество России при ее столкновении с передовыми европейскими державами оказались мнимыми. Во-вторых, Крымская война привела Россию к международной изоляции.. В-третьих, неудачи в войне и смерть Николая I (18.02.1855 г.) в определенном смысле раскрепостила либерально-настроенную часть общества и ряд правительственных чиновников. Александр II решился на преобразования исключительно по воле обстоятельств. В начале 1857 г. для подготовки реформы был учрежден Секретный комитет. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный. Помещики предлагали в черноземных губерниях освободитькрестьян без земли или с маленьким наделом, в нечерноземных губерниях- освободить крестьян с землей за выкуп.В начале 1859 г. для обработки проектов дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии во главе с генералом Я.И.Ростовцевым.19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест “О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей” и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.По манифесту крестьянин сразу получал личную свободу. Бывший крепостной, у которого ранее помещик мог отнять все его достижение, а его самого продать, подарить, заложить, теперь получал не только возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд гражданских прав: от своего имени заключать разного рода гражданские и имущественные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Все это давало простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки и, следовательно, складыванию рынка рабочей силы.Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и “Положение 19 феврали 1861 г.” В Манифесте объявилось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые добавочные сборы барщина ограничивалась 2 женскими и 3 мужскими днями с тягла в неделю, несколько сокращалась подводная повинность.-запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в дворовые. Но и после 1863 г. крестьяне еще долгое время находились на положении “временнообязанных”, т.е. продолжали нести регламентированные ”Положениями” феодальные повинности: платить оброк или выполнять барщину. Завершающим актом в ликвидации феодальных отношений являлся перевод крестьян на выкуп.^ Крестьянская реформа Решение аграрного- вопроса занимало первенствующее место в реформе 1861 г. Крестьяне считались лишь пользователями надельной землей, обязанными отбывать за нее установленные “Положением” повинности (оброк или барщину). Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.Наделение крестьян землей диктовалось необходимостью сохранить крестьянское хозяйство как объект эксплуатации и обеспечить социальную безопасность в стране. Полное обезземеление крестьян было экономически невыгодно и социально опасной мерой, оно создавало многомиллионную армию безземельного пролетариата и грозило крестьянским восстанием.Наделение крестьян землей носило принудительный характер. Закон запрещал крестьянам в течение 9 лет после его издания (до 1870) отказываться от надела, но и по истечении этого срока право отказа было обставлено такими условиями, что фактически сводилось на нет.При определении норм надела учитывались особенности местных природных и экономических условий. В нечерноземной и черноземной полосах устанавливалась “высшая” и “низшая” нормы наделов. Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела, если он превышал определенную для данной местности высшую или указанную норму, и прирезку, если надел не достигал низшей нормы. В итоге крестьянское землепользование в целом по стране сократилось более чем 1/5, при этом в земледельческих, черноземных губерниях, где преобладала барщинная система эксплуатации и земля высоко ценилась, отрезки доходили до 30-40%.Землевладение крестьян было “утеснено” не только отрезками, но и чересполосицей, лишением крестьян лесных угодий. Перевод крестьян на выкуп являлся завершающим этапом освобождения их от крепостной зависимости. “Положения 19 февраля 1861 г.” никакого окончательного срока прекращения временно обязанного положения крестьян и перевода их на выкуп не определяли. Только законом 28 декабря 1881 г. устанавливался перевод крестьян на обязательный выкуп начиная с 1 января 1883 г. Перевод их на выкуп завершился к 1895 г. Выкуп оказался для государства чрезвычайно выгодной операцией. С 1862 по 1907 г. бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1 540 570 тыс.руб. выкупных платежей и все еще оставались ей должны.Мощное аграрное движение крестьян в революции 1905-1907 гг. заставило царизм прекратить взимание выкупных платежей с 1 яинаря 1907 г. Проводя выкупную операцию, казна решила и проблему возврата дореформенных долгов с помещиков. Этот долг был вычтен из выкупной ссуды помещикам. Таким образом, реформа 1861 г., освободив помещиков от долгов, спасла их от финансового банкротства.Оценивая крестьянскую реформу, важно подчеркнуть следующее.Во-первых, крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по- видимому, не было.Во-вторых, условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это также было следствием компромиссного характера реформы.В-третьих, реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. Самые значительные из них относятся к 1861 г. – восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и Кандеев-ка Пензенской губерний.В-четвертых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства.^ Буржуазные реформы 60-70-х гг. Х/Х в.В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала земская реформа. 1 января 1864 г. было утверждено “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. В губерниях и уездах создавалась система местного самоуправления – губернские и уездные Земские собрания (в волостях земские учреждения не образовывались). Гласные земств (депутаты) избирались на основе закона, учитывающего имущественные и сословные различия населения. Выборы производились на основе имущественного ценза, по куриям. Земства избирались на 3 года.Собрание уездных гласных избирало уездную управу и губернских гласных, которые затем избирали губернскую управу. В губернских и уездных земских собраниях председательствовали соответственно губернские и уездные предводители дворянства.В ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, распределение государственных податей, назначение местных налоговых сборов, здравоохранение, народное образование, устройство благотворительных учреждений. Запрещались межгубернские объединения земств.Земские учреждения вводились в 34 губерниях России. Значение земской реформы в том, что, во-первых, с учреждением земств была предпринята попытка создать новую систему местного, самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Во- вторых, земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.Подготовка к городской реформе началась в 1861 г. Проект, представленный в 1864 г., долго обсуждался. “Городовое положение” было утверждено 16 июня 1870 г. В городах создавались городская дума (распорядительный орган) и городская управа под председательством городской головы (исполнительный орган). Выборы в городскую думу проводились по трем куриям на основе имущественного ценза. Имущественный ценз ограничивал число избирателей. В компетенцию городского самоуправления входили городское благоустройство, развитие торговли, устройство больниц, школ, противопожарные меры и городское налогообложение. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. В 1892 г. самоуправление было введено в 621 городе из 707.20 ноября 1864 г. были обнародованы указ о судебной реформе и “Новые судебные уставы”. Суд строился на принципах бессословности судопроизводства, равенства сторон перед законом, гласности, состязательности судебного процесса, независимости его от администрации.Страна была разделена на 108 судебных округов. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду.Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд. судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские и уголовные дела (уголовные дела – с участием присяжных заседателей). Судебные палаты (по одной па несколько округов) рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат являлся высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданных на кассацию, решение о виновности подсудимого в окружном суде выносили присяжные заседатели – представители общества. Судьи общих судов назначались царем. По “Уставам”, прокуратура осуществляла судебный надзор, а не общий надзор, как раньше. Судебные следователи занимались предварительным расследованием. Полиция в следствие не вмешивалась. Вводилась адвокатура.Эта система дополнялась сословными волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных, высших чиновников и пр. Поражение России в Крымской войне обусловило необходимость скорейшего проведения военной реформы. Подготовка реформ на флоте началась еще до войны. В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет.В 1861 г. военным министром стал талантливый государственный деятель Д.А.Милютин. В 1862 г. началась реформа военного управления. Страну разделили на 15 военных округов. Были реорганизованы Военное министерство и Главный штаб. В 1865 г. началась военно-судебная реформа на принципах гласности и состязательности судебного процесса.В 60-е годы по настоянию Военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России. В 1870 г. появляются железнодорожные войска. Перевооружение армии требовало коренной технической реконструкции старых и создания новых предприятий. В России впервые в мире начали производить орудийные стволы из литой стали. Оружие закупали и за рубежом. В течение 70-х гг. перевооружение в основном завершилось.В армии появились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и физической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.После долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность мужского населения по достижении 21 года. Реформа народного образования была неотъемлемой частью социальных преобразований 60-х гг. “Положение о начальных народных училищах” от 14 июня 1864 г. ввело кроме государственных и церковноприходских земские и воскресные училища. Устав гимназий и прогимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., разделил средние учебные заведения- гимназия на классические и реальные с семилетним сроком обучения. Создавались также прогимназии, программа которых соответствовала четырем классам гимназии. В 1871 г. дифференциация усилилась: в классических гимназиях был введен восьмилетний срок обучения, а реальные гимназии переименовывали в училища с шестилетним обучением. Плата за обучение была довольно высокой.Перестройка школы не привела к полной демократизации образования. Вокруг школы складывался определенный общественный стереотип, который соответствовал сословной иерархии. Земская, городская и судебные реформы, перестройка народного образования открыли широкое поле деятельности для лиц с высшим образованием. Высшая школа не могла удовлетворить растущие потребности в специалистах. К началу 60-х гг. в университетах страны обучалось около 3 тысяч студентов. Новый устав для университетов был утвержден 18 июня 1863 г. Восстанавливалось университетское самоуправление. Совет университета получал право избирать ректора, проректора и университетских судей, рассматривал финансовую смету, присуждал ученые степени, назначал студентам стипендии и т.д.Сохранилось право министра просвещения назначать и увольнять преподавателей, утверждать университетские инструкции и правила. Продолжало существовать сословное деление студентов различных факультетов. В пореформенный период открылись новые университеты. В 60-70-е гг. были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве.В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Отменялось предварительная цензура для большей части книг и литературных журналов. Для них вводилась т.н. карательная цензура – применение различных санкций уже после публикаций, вплоть до закрытия издания. Конфискация продукции проводилась исключительно по приговору суда. Массовая периодика, однако, подлежала цензуре.Финансовая реформа 1862-1866 годов. Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получали министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г, был учрежден Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключался и установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменениях в налоговой системе.Реформы безусловно отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Они значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Реформы носили характер компромисса. ^ Коитрреформы 80-90-х гг. XIX к.Царствование Александра III (2 марта 1881 – 20 октября 1894} вошло в историю как время “контрреформ”. Новые идеологи считали, что причины политического кризиса коренились не в принципах и организации власти, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада. Реформы Александра II ослабили государственные устои, способствовали развитию революционного движения, так как реформирование и европеизации России были гибельными для нее. Была поставлена цель новой внутренней политики – укрепление самодержавия, его пошатнувшегося престижа и авторитета. Новый курс предполагал необходимость подавления и искоренения “крамолы”, пересмотра и улучшения, с учетом вышеизложенного, законов и учреждений, появившихся в “эпоху реформ”.^ Практическая реализация нового курса свелась к следующему. 8 марта 1881 г. собрался Совет министров во главе с Александром III, который окончательно похоронил всякие конституционные замыслы. 29 апреля 1881 г. был опубликован манифест, в котором заявлялось о “незыблемости самодержавия” и “первенствующей роли дворянства”. 14 августа 1881 г. было издано “Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия”. Губернаторам предоставлялось право объявлять в губерниях чрезвычайное положение, передавать дела о государственных преступлениях и покушениях на должностных лиц в военные суды. “Положение” продлевалось каждые три года, вплоть до 1917г. Численность корпуса жандармов была увеличена. Широкое распространение получили отделения по охранению порядка и общественной безопасности, в работе которых активно использовались тайные агенты и провокаторы. В середине 80-х гг. окончательно утвердился новый курс, отличавшийся усилением административных начал, постоянной конфронтации с земствами, нарушением законов. Эта политика была оформлена в ряде, законодательных актов(“контрреформы”).12 июля 1889 г. был издан закон о земских участковых начальников.2200 земских начальников должны были заменить институт мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд. 12 июня 1890 г. вышла “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. Избирательная система была изменена. Городовое положение, изданное 11 июня 1892 г. сократило число избирателей в 3-4 раза путем повышения ценза. Городские головы и члены управы были объявлены государственными служащими и, следовательно, попадали под контроль административных органов.После 1881 г. произошли изменения в сфере просвещения. С 1884 г. церковно-приходские школы перешли в ведение Синода. Циркуляр Министерства народного просвещения от 5 июня 1887 г. (“о кухаркиных детях”) ввел ^ограничение на прием в гимназии, чтобы не допустить “поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей”. Плата за обучение была повышена.Университетский устав 23 августа 1884 г. фактически уничтожал автономию университетов. Для поступления в университет требовалась справка из полиции о благонадежности. Собрания студентов запрещались. 13 1885 г. для них была введена особая форма. В 1886 г. срок службы для имеющих высшее образование увеличился до одного года. С 1887 г. плата за обучение возросла в двое. И что самое важное, правительство снизило университетам ассигнования. По распоряжению правительства в 1886 г. был прекращен прием на все высшие женские курсы, кроме Бестужевских. Повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство (1887). Реакционные преобразования 1880-1890-х гг. получили название контрреформ. Провести их позволило отсутствие в русском обществе сил, способных создать достаточно действенную оппозицию политики правительства.Контреформы крайне обострили отношения между правительством и обществом. Важно отметить следующие действия правительства. 1. осуществлялся ряд мер, направленных на улучшение положения крестьян. 2. в 80-е гг. предпринимаются первые попытки регламентировать отношения между рабочими и промышленниками. В большинстве своем они носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движению. ^ Общественно-политические движения второй половины XIX века (три течения в народничестве)В 60-80-е гг. XIX века ведущие позиции в общественном и революционном движении занимало народничество. Основные положения народнической доктрины были сформулированы А.И.Герценым и Н.Г.Чернышевским, ставшими родоначальниками теории “русского социализма”- своеобразного синтеза учения западно-европейских социалистов и их собственных взглядов, согласно которым Россия могла перейти к социализму, минуя капитализм, посредством крестьянской общины. Все черты русской крестьянской экономики рассматривались Герценым и Чернышевским как элементы социалистических отношений.Дальнейшее развитие это учение получило в работах М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, Н.П.Ткачева. Однако они выступали за различные пути реализации народнической идеологии в практике революционной борьбы. В этой связи отмечают три течения в народничестве.1. Бунтарское и анархистское-Бакунин предложил свою модель безгосударственного социализма, которая основывалась на федерации построенных ”снизу вверх” свободных организаций: рабочие ассоциации, общины, волости, области, народы. Бакунин выступал за крестьянскую революцию, к которой крестьяне якобы были готовы, – необходим был только толчок. Его должна была дать революционная интеллигенция, и тогда крестьянский бунт уничтожил бы самодержавие и привел к победе социализма. 2. Пропагаидистское-Лавров поддерживал идею крестьянской революции, но ее ведущей силой считал революционеров-интеллигентов. Они должны были создать революционную организацию, развернуть пропаганду социализма в народных массах и тем самым подготовить их к революционному выступлению. 3. Заговорщическое-Ткачев полагал, что между народом и интеллигенцией существует огромная пропасть, непреодолимая в условиях самодержавно- бюрократического строя, поэтому поднять крестьянство на борьбу невозможно. Самодержавие не имело ни какой опоры в обществе и группа революционеров-заговорщиков может осуществить государственный переворот, захватить власть и провести сверху социалистические преобразования.Идеология народничества оказала непосредственное влияние, на практику движения. реПосле убийства Александра II народнические организации были практически разгромлены, а народническая идеология вступает в полосу глубокого кризиса.В пореформенный период, в условиях интенсивного развития промышленности, влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е гг. предпринимаются первые попытки создать рабочие организации. В 80-е гг. рабочее движение приобретает более организованный характер, начинаются массовые стачки. Наиболее значительная из них произошла в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова. В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму. В 80-е – начале 90-х гг. возникают марксистские кружки.^ Революция 1905-1907 гг.Все более активным становится рабочее движение. В 1901 г. забастовка на Обуховском сталелитейном заводе и Петербурге переросла в настоящий уличный бой рабочих с полицией. Против забастовщиков были брошены две роты пехотинцев – только такими средствами удалось сломить Обуховскую оборону.1902 г. был ознаменован мощной стачкой в Ростове-на-Дону, охватившей более 20 тыс. рабочих различных предприятий. Стачка продолжалась более месяца и завершилась лишь после того, как предприниматели пошли на серьезные уступки. Своей высшей точки рабочее движение в предреволюционный период достигло в 1903 г., когда состоялось всеобщая стачка па Юге России. Эта стачка охватила крупные промышленные центры. В ней приняло участие около 200 тысяч рабочих. Их выступления, как правило, проходили под руководством социал-демократов и были хорошо организованы. Большинство стачек носило политический характер. Подавить это движение удалось только с помощью армии.Таким образом, становясь все более массовыми и организованными, рабочее движение в то же время меняет свой характер: под влиянием социал-демократов его участники наряду с экономическими все чаще выдвигают политические требования. ^ Крестьянские волнения В 1901-1904 гг. 42 губернии (84%) Европейской России были охвачены крестьянским движением. Всего за пятилетие (1900-1904 гг ) произошло 670 крестьянских выступлений, из которых 340 приходилось на 1902 г. Крестьянские волнения и в начале XX в. по-прежнему были стихийными, неорганизованными: их участники не выдвигали политических требований. Земледельцы не выступали против власти, они хотели лишь получить минимум прожиточных средств. Характерно, насколько массовым было это движение, как единодушно, не сговариваясь, действовали многие тысячи крестьян разных губерний. Все это свидетельствовало о том, что доведенное до отчаяния крестьянство также становилось серьезной революционной силой.Рост революционного движения ускорял разложение правящей феодальной верхушки. Страна приближалась к новой революционной ситуации. В борьбе с ней царизм прибегнул к усилению репрессий и лавированию. Неустойчивость царизма наглядно показал манифест от 26 февраля 1903 г. Царь подтвердил незыблемость самодержавия и обещал преследовать ”смуту’. В соответствии с этим манифестом в марте 1903 г. была отменена круговая порука крестьян.Свидетельством колебания правящих кругов служила политике царизма в рабочем вопросе. С выходом на широкую дорогу революционной борьбы социал-демократии С.В.Зубатов понимал, что одними арестами движение не остановить, нужна правительственная программа решения рабочего вопроса. Важным звеном этой программы были легализация профсоюзов, их развитие под контролем полиции, признание забастовок допустимым способом экономической борьбы рабочих с фабрикатами. С 1901 г. в Москве, а затем, и в других городах, начали формироваться задуманные С.В.Зубатовым рабочие организации, видевшие свою задачу в обсуждении с фабрикантами вопросов заработной платы, штрафов, продолжительности рабочего дня. санитарного состояния помещения и т.д. Социально-политическая напряженность стремительно нарастала. Противостояние власти и народа усиливалось. Критической точкой, открывшей дорогу революции, стали события 9 января 1905 г.. вошедшие в историю под названием “Кровавого воскресенья”.Прологом первой революции в России явилась стачка рабочих Путиловского завода в Петербурге, которая началась 3 января 1905 г. в ответ на увольнение 4-х рабочих из гапоновской организации. 9 января 1905 г. тысячи рабочих с женами и детьми, двинулись к Зимнему дворцу и были встречены войсками, открывшими по ним стрельбу. Затем пришедшие в смете-ние колонны атаковала кавалерия. В результате этого побоища более 1200 человек было убито и около 5 тысяч ранено.Варварский расстрел мирного шествия вызвал взрыв возмущения среди российского пролетариата и в других слоях населения. В Петербурге рабочие начали строить баррикады уже 9 января. Известие о Кровавом воскресении привело к массовым забастовкам в центральном промышленном районе, а так же в других регионах.За первую четверть 1905 г. бастовало 810 тыс. рабочих. Наибольшей силы и размаха стачечное движение достигло в Петербурге, Москве, Латвии, Польше, на Украине. Поначалу революционное движение носило, в основном, стихийный характер, но с каждым месяцем оно становилось все более организованным и целенапрвленным. Забастовка, начавшаяся в мае 1905 г. в Ивано-во-Вотшесенске, привела к организации Совета рабочих уполномоченных. В то же время революционное настроение охватывало новые слои н группы населения. Весной 1905 г. по всей стране началось мощное крестьянское движение, сопровождавшееся разгромом помещичьих усадеб, запашкой помещичьей земли, дележом помещичьего хлеба и скота.В условиях продолжавшейся войны с Японией и постоянных забастовок в городах у самодержавия не хватало сил, чтобы подавить крестьянские выступления. К тому же и в армии и во флоте началось брожение, самым ярким свидетельством чему стало восстание на броненосце “Потемкин” в июне 1905 г. В этих условиях самодержавие вынуждено было маневрировать. 18 февраля 1905 г. царь подписал рескрипт (письмо) министру внутренних дел А.Г.Булыгину о своем намерении созвать Думу – представительный орган, который должен был принимать участие в разработке и обсуждении законопроектов. Однако царь намеревался при этом сохранить за собой всю полноту власти : Дума должна была стать всего лишь совещательным органом. 6 августа 1905 г. Николай II утвердил ” Учреждение Государственной думы”, устанавливавшие ее законосовещательный характер. Выборы и созыв Государственной думы были сорваны Октябрьской стачкой.6 октября 1905 г. началась Всероссийская политическая стачка. Забастовка охватила 120 городов России, сотни фабричных и станционных поселков. Прекратили работу промышленные предприятия, остановилось движение на железных дорогах, закрылись магазины, не работал телеграф, перестали выходить газеты. Сотни тысяч человек вышли на уличные демонстрации и митинги, требуя введения демократических свобод и созыва Учредительного собрания. Революционеры, руководящие стачкой, стремились превратить ее во всеобщее восстание-Царское правительство теряло контроль над ситуацией. В этих условиях Николаю II пришлось пойти на уступки, носившие действительно принципиальный характер, 17 октября 1905 г. Николай II под влиянием С.Ю.Витте подписал Манифест, провозгласивший гражданские свободы слова, печати, совести, собраний, союзов и пр/. Кроме того, Николай II вновь обещал созвать Думу, но на этот раз уже законодательного характера -народным представителям царь, таким образом, уступал часть своей власти. Манифест 17 октября 1905 г., знаменуя собой серьезную победу революционного движения, в то же время внес в него раскол. Немалую роль в этом сыграли либеральные деятели. Революционное движение постепенно стало терять свою поразительную широту и массовость. К 24 октября 1905 г. в большинстве районов страны стачка была прекращена.В ноябре 1905 г. в Петербург из эмиграции вернулся В.И.Ленин, который возглавил работу партии по подготовке восстания. Большевики организовали и возглавили декабрьское вооруженное восстание. Центром восстания была Москва. Оно началось 7 декабря 1905 г. политической забастовкой московских рабочих, охватившей почти все крупные предприятия города. Однако ни Совет, ни местные комитеты революционных партий не смогли наладить четкого руководства уличными боями, не сумели вступить в контакт ни с московским гарнизоном, ни с окрестными крестьянами. С 13 декабря 1905 г. центр вооруженной борьбы переместился в один из рабочих районов Москвы – на Пресню. 15 декабря в Москву из Петербурга прибыл гвардейский Семеновский полк, вооруженный артиллерией.После этого у восставших не оставалось никаких надежд на победу 19 декабря 1905 г. рабочие дружины покинули Пресню. Восстание в Москве было подавлено. Мощная волна первой русской революции миновала высшую точку своего подъема и начала постепенно спадать.В 1906-1907 гг. продолжались забастовки, крестьянские выступления волнения в армии и во флоте. Царское правительство медленно, но верно восстановило контроль над страной.Так закончилась российская революция. Россия иступила в прнпципиально новую полосу своей истории.^ Третьеиюньская монархия. Столыпинская аграрная реформаПослереволюционный период русской истории связан, прежде всего с именем А.А.Столыпина, который еще в 1906 г. был назначен министром внутренних дел, а затем и председателем Сонета министров. С одной стороны, он стремился обеспечить максимум полномочии правящей бюрократии, с другой – считал необходимым сохранить выборную Думу. Поддерживая всеми силами поместное дворянство, он в то же время пытался расширить социальную опору государственного строя за счет крупной буржуазии и зажиточного крестьянства. Подобная политика, проявлявшаяся в постоянном лавировании власти между различными политическими силами и социальными слоями, получила название бонапартизма.Именно Столыпин отладил тот своеобразный режим, который получил название третьиюньской монархии (системы). Он решительно противостоял нажиму черносотенцев, которые призывали вообще разогнать Думу и восстановить самодержавие. С его точки зрения, подобная мера могла лишь революционизировать страну. В то же время Столыпину нужна была послушная Дума, которая не мешала бы ему действовать в избранном направлении.Такая Дума и была создана, благодаря, новому положению о выборах, принятому 3 июня 1907 г. Теперь I голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68-городской мелком буржуазии, 260 -крестьян и 543 – рабочих.Выборы, проведены по этому положению, резко изменили партийный состав Думы. Главное отличие III Думы от I заключалось в том, что силы, оппозиционные правительству, не составляли в ней абсолютное большинство. В III Думе существовало определенное равновесие между правыми- черносотенцами (144 депутата), центром – октябристами (148) и левыми фракциями, из которых наиболее значительной была фракция кадетов (54).Черносотенцы, безоговорочно поддерживающие карательные меры Столыпина, не одобряли его преобразовательных планов. Либералы пытались противостоять реакции, но склонны были со вниманием отнестись к столыпинским реформам. Однако, ни одна из этих группировок не могла в одиночку обеспечить при голосовании утверждении того или иного законопроекта. Все решала позиция центра – октябристов. Эту партию удовлетворяла политика, проводимая новым главой правительства.В результате с первых же заседаний 3 Думы, начавшихся осенью 1907 г., в ней заработал нехитрый, но очень действенный механизм, получивший название октябристского маятника. Когда в Думе принималось решение по законопроекту реакционного характера, октябристы голосовали вместе с черносотенцами. Когда же на повестке дня стоял законопроект, связанный с преобразованиями, октябристы меняли своих временных союзников, образовывая лево-октябристское большинство. Таким образом, не имея в Думе постоянного большинства, Столыпин тем не менее сумел развязать себе руки и проводить ту политику, которую считал необходимой.^ Столыпинская аграрная реформа Столыпин был убежденным монархистом, смелым и решительным в своих взглядах и действиях. На его жизнь было совершено несколько покушений. Борьбу с революционным движением Столыпин вел еще более беспощадно, чем его предшественники. Самыми изощренными методами действовали органы политического сыска. И все же главным в политике Столыпина были не карательные меры, а реформы. Но по мере того, как революция уходила в прошлое и в верхах ослабевал страх перед нею, Столыпин сталкивался со все более упорным сопротивлением царя и окружавших его черносотенцев. В результате единственной реформой, которую ему удалось более или менее последовательно провести в жизнь, была аграрная.Столыпин стремился создать в русской деревне мощный слой зажиточного крестьянства, которое, по его мнению, должно было бы стать новой надежной опорой государственной власти. При этом он решительно отвергал любые попытки удовлетворить крестьянские нужды за счет помещиков. При таком подходе укрепить зажиточных хозяев можно было только за счет других слоев крестьянского населения. По этому пути и пошел Столыпин, положив в основу своей реформы разрушение общины. 9 ноября 1906 г. был издан указ, имевший скромное название “О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования”. В дальнейшем, дополненный и переработанный в III Думе, он стал действовать как чакон 14 июня 1910 г. В мае 1911 г. принят еще один закон – “О землеустройстве”. Эти три акта и составили юридическую основу мероприятий, извест