Cознание с точки зрения археоавангардиста
Ф.И. Гиренок
Я
хочу обратить внимание вот на какую проблему. Почему, когда рядом с тобой один
человек – это одна ситуация, одна реальность, а когда появляется другой
человек, то это уже другая ситуация, другая реальность. И почему нет знака
смены реальности, почему этот другой действует на тебя одним тем, что он просто
есть (например, раздражает)? То есть действует не содержанием действия, а самим
фактом своего присутствия. Что есть в этом факте такого, чего нет в факте
существования другого? И можно ли для этого найти знак?
Далее.
Почему невысказанная мысль перестает быть мыслью, а невысказанное чувство
продолжает существовать как чувство?
Если
язык – это всегда план выражения, то что придает двусмысленность этому плану?
Почему нам нужны адвокаты-толкователи, если реальность одна на всех?
Я
думаю, что в сознании важно не знание, а собор, т.е. приставка “со”,
ибо в ней мы находим указания на то, что знаем до всякого знания.
Если
бы в сознании было важным знание, то тогда его (сознание) нельзя было бы
помыслить вне знака. И там, где был бы поставлен знак, там остались бы и следы
сознания. Ведь знак что-то значит. А он что-то значит, если когда-то был брошен
понимающий взгляд и кто-то попал в пространство этого взгляда. После этого
“броска” появляются знаки и значения, вторым шагом, на уровне
воспроизведения, но в терминах “знака” уже ничего нельзя сказать о
первом взгляде. Хотя он и непрерывно воспроизводится в наших действиях.
Проблема
состоит в том, что можно выпасть из пространства понимающего взгляда, можно
приостановить его воспроизводство в наших головах. Можно оказаться вне
архисознания. И тогда появляются пустые знаки, пустые слова, пустые речи.
Пустота указывает на нулевые значения, на то, что знаки есть, а значений нет.
Знаки начинают как бы самостоятельно существовать. На одной стороне бегают
знаки, на другой – значения.
Вот
этот момент разрыва между знаками и значениями крайне интересен. Во-первых, в
нем обессмысливается языковое сознание, язык начинает существовать сам по себе,
а сознание само по себе. Во-вторых, нет больше надобности искать знаки, чтобы
поймать сознание. Знаки дискретны. Сознание в смысле архисознания континуально.
Поймать знаками архисознание нельзя, ибо оно не означено.
Неозначенное
сознание структурируется как безъязыкое настроение, как дознаковая эмоция.
Бессознательное имеет структуру языка, т.е. бессознательное – это язык. А это
значит, что в твоей речи всегда есть неозначенное сознание и всегда есть
бессознательное. А между ними пустое я и его работа по означиванию.
Всякая
речь, всякий язык пульсирует между архисознанием и бессознательным через точку
интенсивности в виде пустого Я. Следовательно, никакого чистого
(трансцендентального) сознания. Мы всегда имеем дело либо с архисознанием, либо
с Я-сознанием, либо с сознанием Другого, то есть с языком.
Если
из своей речи мы устраним Другого, то получим архисознание, в неозначенных
состояниях которого реализуется континуальная сообщенность мы. Моя речь без
речи Другого – это речь без языка. А речь без языка – это эмоция. Это чувство,
носителем которого является безликое мы.
Невысказанное
чувство является чувством. Потому что оно дано вместе с языком понимания, а мысль
лишена языка. И поэтому она требует плана выражения.
Язык
был создан не для того, чтобы в нем были какие-то мысли. Если бы язык был
создан как язык мысли, то невысказанные чувства перестали бы существовать. А
высказанные чувства стали бы мыслями. Редуцируя речь другого, мы получаем
сознание, к которому применимы притяжательные местоимения. Это будет
неозначенное сознание. В поле немотствования неозначенного сознания говорят
чувства и эмоции. В означенной речи сознания соблюдается очередь, последовательность.
Кто за кем. В неозначенной речи эмоций архисознания нет очереди. Она
одномоментна и рассредоточена по всему полю безликого мы. Одномоментные речи
означенного – это шум. Одномоментные речи неозначенного – это коммуникативное
целое, перемигивающееся эмоциями. Мысли лживы. Тела всегда искренни. Поэтому
мысль должна быть независимой от неозначенных состояний тела-сознания.
Неозначенное
сознание образует генеративную машину взвешивания смыслов и возможность бытия
для веры, интуиции, чувств и эмоции. Можно попробовать редуцировать свою речь.
Но тогда мы получим чистую речь другого, то есть пространство осевших смыслов и
значений. Эту речь тоже можно назвать сознанием. Только она будет означенным
сознанием другого. Находясь в сознании, мы теряем язык. Находясь в языке, ты
теряешь сознание. И поэтому язык структурирован как бессознательное. Он задает
дополнительное измерение сознания.
Язык
создан не для того, чтобы в нем мыслили, а для того, чтобы мы могли знать, что
мы чувствуем и переживаем. Для того, чтобы в языке появилась мысль, в него
нужно поселить пустоту и удержать ее грамматическими структурами. Сознание –
это языковая пустота, заполняемая метафорами. Например, Я – это пустое слово
означенного сознания.
Расщепление
переживания и языка переживания делает возможным языковое сознание, то есть
делает возможным взгляд со стороны. Попадая в пространство этого взгляда, уже
никто не может сказать, что если он мыслит, то он и есть мысль.
Во
всякой речи столько же сознания, сколько и языка. Архаичное сознание – это речь
без языка. В нем нет универсализма выразимости. Внутри него мы не можем узнать,
что мы подумали. Внутри него мы просто думаем.
В
языковом сознании Я не везде у себя дома. Язык – это содержания сознания. Как
содержимое сумки ничего не может сказать о сумке, так и язык ничего не может
сказать о сознании. Язык и сознание мыслятся вне связи друг с другом.
Языковое
сознание дискретно. Если бы не было дискретности сознания, то не было бы и
непонимания.
Резюме.
Сознание принципиально двусмысленно. Его можно отнести к полю языка. Но точно
так же его можно отнести к безъязыкому полю немотствования. Ум вытаскивает
эмоцию из скорлупы немотствования на свет сознания, а она сопротивляется.
Хватается за что попало. Поэтому некоторые наши переживания соединяются не со
словом, а с материей случайного. И в эту материю упаковываются смыслы. Что
становится проблемой сознания.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru