ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Факультет заочного и послевузовского обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему «Цели и задачи ИС»
План
Введение. 3
I. Основная часть. 4
1. Основные определения информации и информационногопроцесса. 4
2. Цели информационных систем… 5
3. Задачи информационных систем… 7
Заключение. 9
Литература. 11
Введение
Построение иразвитие информационного общества признается ведущей мировой тенденцией XXI в., которая определяетнеобходимость формирования глобальных информационного и экономическогопространств. Новая технологическая парадигма информационного обществабазируется на электронике и генной инженерии, а ее основой являетсяинформационные системы и технологии. Эта парадигма заменяет парадигмуиндустриального общества.
К основнымнаправлениям влияния ИСиТ на экономику относятся: активизация процессоврыночного взаимодействия; создание рынка информации и информационных услуг; увеличениепотребностей в информационных ресурсах; глобализация международного бизнеса засчет развития сетей типа Интернет; изменения организационных структурпредприятия и др.
ПродвижениеРоссии к информационному обществу является основой долгосрочной стратегии еесоциально-экономического развития, так как экономическое пространства каксильный и равноправный партнер, опирающийся на конкурентные преимуществаинновационной экономики и информационные технологии.
I. Основная часть1. Основные определения информации иинформационного процесса
Информационныйпроцесс — это осуществление всей совокупности следующих элементарныхинформационных актов: прием или создание информации, ее хранение, передача ииспользование. Информационная система — это совокупность механизмов,обеспечивающих полное осуществление информационного процесса.
Вне ИСинформация может лишь сохраняться в виде записей на тех или иных физическихносителях, но не может быть ни принятой, ни переданной, ни использованной.
Внешнийпоток информации определяется взаимодействием предприятия с экономическими иполитическими субъектами, действующими вне его. Сюда относится взаимодействиепредприятия с клиентами и конкурентами, как реальными, так и потенциальными. Внутреннийпоток включает в себя информацию, описывающую отношения в коллективесотрудников, а также знания, порождаемые в производстве.
Предприятияимеют и формируют свою собственную внутреннюю информационную среду, в которойциркулируют потоки информации. В качестве внешних источников информациипредприятия выступают государство, информационные центры и сети,научно-исследовательские организации, поставщики материалов, конкуренты,инфраструктура рынка и т.п. Входной поток предприятия формируется на основанииинформации, поступающей из внешней среды. Выходной информационный потокнаправляется предприятием во внешнюю среду и содержит информацию о своихпроизводственных возможностях, производимом товаре, материальных,энергетических, кадровых и информационных потребностях и т.д. Информационнаясистема предприятия фильтрует информационный поток и выделяет информацию,необходимую для жизнедеятельности предприятия, преобразуя ее в удобную дляпринятия решений форму.
Информация — это обозначение сведений, полученных из внешнего мира, и приспособление к нимнаших чувств. Получение и использование информации является процессомприспособлении к случайностям внешней среды и жизнедеятельности объекта в ней.
Информациейможно назвать алгоритм построения системы, обеспечивающей воспроизведение этойинформации, функционально связанной со средой своего местоположения. Обеспечениевоспроизведения информации — обязательный и необходимый атрибут любойинформационной системы.
Информация — это совокупность закодированных сведений, необходимых для принятия решений и ихреализация.2. Цели информационных систем
Информационнаясистема — организационно-техническая система, которая предназначена длявыполнения информационно-вычислительных работ или предоставления информационно-вычислительныхработ или предоставления информационно-вычислительных услуг, удовлетворяющихпотребности системы управления и ее пользователей — управленческого персонала,внешних пользователей путем использования и/или создания информационных продуктов.Информационные системы существуют в рамках системы управления и полностьюподчинены целям функционирования этих систем.
Информационно-вычислительнаяработа — деятельность, связанная с использованием информационных продуктов. Типичнымпримером информационной работы является поддержка информационных технологийуправления.
Информационно-вычислительнаяуслуга — это разовая информационно-вычислительная работа.
Подинформационным продуктом понимается вещественный или нематериальный результатинтеллектуального человеческого труда, обычно материализованный на определенномносителе, например разнообразных программных продуктов, выходной информации ввиде документов управления, баз данных, хранилищ данных, баз знаний, проектовИС и ИТ.
Методологическуюоснову изучения ИС составляет системный подход, в соответствии с которым любаясистема представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов,функционирующих совместно для достижения общей цели.
Информационнаясистема представляет собой совокупность функциональной структуры,информационного, математического, технического, организационного и кадровогообеспечения, которые объединены в единую системы в целях сбора, хранения,обработки и выдачи необходимой информации для выполнения функций управления. Онаобеспечивает информационные потоки:
i-1 — информационный поток из внешней среды в систему управления, который, с однойстороны, представляет собой поток нормативной информации, создаваемыйгосударственными учреждениями в части законодательства, а с другой стороны — поток информации о конъюнктуре рынка, создаваемый конкурентами, потребителями,поставщиками;
i-2 — информационный поток из системы управления во внешнюю среду (отчетнаяинформация, прежде всего финансовая в государственные органы, инвесторам,кредиторам, потребителям; маркетинговая информация потенциальным потребителям);
i-3 — информационный поток из системы управления на объект, представляет собойсовокупность плановой, нормативной и распорядительной информации дляосуществления хозяйственных процессов;
i-4 — информационный поток от объекта в систему управления, который отражает учетнуюинформацию о состоянии объекта управления экономической системой (сырья,материалов, денежных, энергетических, трудовых ресурсов, готовой продукции ивыполненных услугах) в результате выполнения хозяйственных процессов.3. Задачи информационных систем
Корпоративныесистемы позволяют решить следующие задачи:
гарантироватьтребуемое качество управления предприятием;
повыситьоперативность и эффективность взаимодействия между подразделениями;
обеспечитьуправляемость качеством выпускаемой продукции;
увеличитьэкономическую эффективность деятельности предприятия;
создатьсистему статистического учета на предприятии;
осуществлятьпрогноз развития предприятия;
создатьсистему стратегического и оперативного планирования, систему прогнозирования.
Системыобработки данных предназначены для учета и оперативного регулированияхозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды. Горизонтоперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного донесколько дней и реализует регистрацию и обработку событий, например оформлениеи мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей наскладе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеютитеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителямихозяйственных процессов и связаны с оформлением и пересылкой документов всоответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполненияхозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.
Информационныесистемы управления ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочноепланирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель, напримеранализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Дляданного класса задач характерны регламентированность формированиярезультирующих документов и четко определенный алгоритм решения задач, напримерсвод заказов для формирования производственной программы и определениепотребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий.Решение подобных задач предназначено для руководителей различных службпредприятий. Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.
Системыподдержки принятия решений используются в основном на верхнем уровне управленияимеющего стратегическое долгосрочное знание в течение года или нескольких лет. Ктаким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование,привлечение ресурсов, источников финансирования, выбор места размещенияпредприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне. ЗадачиСППР имеют, как правило, нерегулярный характер.
Для задачСППР свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость инечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабаяформализуемость алгоритмов решения. В качестве инструментов обобщения чащевсего используются средства составления аналитических отчетов произвольнойформы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем,математического и имитационного моделирования. При этом применяются базы знанийо правилах и моделях принятия решений.
Информационнаясистема, которая включает в себя все три типа перечисленных информационныхсистем, называется стратегической информационной системой.
Заключение
Информационнаясистема, оказывая информационные услуги, преобразует информационные ресурсы винформационные продукты. Преобразование происходит не хаотично, а системно. Этусистемность позволяет выявить системно-информационный подход к системеинформационного обеспечения процессов управления на основе информационных икоммуникационных технологий, результатом которого стало понятие информационнойсистемы.
Информационнаясистема представляется как многоцелевая и многофункциональная кибернетическаясистема, объединяющая все обслуживающие информационные и коммуникационныеслужбы предприятия. В службах заняты люди, которые являются объектамиуправления со стороны руководителей предприятия и топ-менеджеров.
Целевоеназначение информационной системы сводится к достижению следующих целей:
обеспечиватьдля каждого сотрудника предприятия возможность пополнения корпоративных знаний;
сохранять корпоративныезнания как составную часть ИРП;
обеспечиватьсовместное использование сотрудниками предприятия текущих и ретроспективныхкорпоративных знаний.
Дляосуществления этих целей информационная система, опираясь на свои подсистемы,должна выполнять следующие функции:
преобразованиеисходных сообщений, поступающих от сотрудников предприятия, включая ихсмысловую оценку, тиражирование и ввод в информационно-коммуникационные каналыпредприятия, к виду, удобному для совместного использования;
смысловаяобработка первичных сообщений для более полного их использования;
формированиеи долговременное хранение информационных ресурсов предприятия в традиционной иэлектронной формах;
распространениезнаний, хранящихся в информационной банке предприятия в режимах постоянногооповещения или справочного обслуживания по запросам.
Литература
1. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебник/под ред. Проф.В. В. Трофимова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование,2007 г.
2. Бакут П.А., Шумилов Ю.П. Информационные ресурсы — вопросы теории ипрактике // Информационные ресурсы России, 1999 г.
3. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. Л.: Наука, 1989 г.