Ценностные ориентации у подростков

Введение
Подростковый период представляет наибольшие возможностидля определения условий и механизмов становления растущего человека какличности. Процесс формирования личности в этом возрасте не завершается. Весьэтот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихсяпсихологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишьначинают дальнейший путь своего развития.
Если рассматривать личность с точки зрениядиспозиционного подхода, то можно сказать, что ее внутреннюю сущностьсоставляет совокупность устойчивых, взаимосвязанных элементов, то есть черт,которые и определяют ее поведение. Именно от них зависит, как подросток будетпоступать в той или иной ситуации.

Особенности референтной группы
Одним из основных структурных компонентов формированияличности подростка являются ценностные ориентации – разделяемые и внутреннепринятые материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятиюусловий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Именно ценностныеориентации для подростка служат опорными установками для принятия решений ирегуляции поведения. Наибольшее влияние на ценностные ориентации подросткаоказывает референтная группа, система ценностей и норм которой выступает для негоэталоном.
Подросток – еще не цельная зрелая личность, отдельные егочерты могут диссонировать. Неустойчивость, подвижность всей психической жизниподростка приводит к изменчивости представлений о себе, других людях.Представление — это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашемпрошлом опыте. В истории психологии отношение к понятию «представление» былонеоднозначным, что обуславливает необходимость его подробного рассмотрения внастоящее время.
Представление подростка о референтной группе, чьи нормы,установки и ценностные ориентации не только принимаются подростком во вниманиепри реализации социального поведения, но и становятся мотивом поведенияличности. Именно в результате принятия норм и ценностей референтной группыподростком происходит гармоническое развитие его личности.
Вышеуказанные аспекты подтверждают тот факт, что проблемареферентных групп является значимой, особенно в подростковом возрасте, гделичность встает на новую ступень своего развития, что обусловило концептуальныйаппарат данного исследования.
Цель учебно-исследовательской работы: изучениеособенностей черт личности подростка, его представлений о референтной группе иих возможной взаимообусловленности.
Согласно цели исследования, были использованы следующиеметодики: 1). «Двенадцати факторный личностный опросник» (Р.Б.Кеттелл, Р.В.Коан(детский вариант), 2). Внешнегрупповая референтометрия (Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко), «Ценностные ориентации» (Рокич).
Вначале, логика исследования была направлена на изучениечерт личности подростка: нами были изучены 11 шкал черт личности подростка. Врезультате, были выявлены наиболее выраженные шкалы у испытуемых: эмоциональнаяустойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость,беспечность-озабоченность, напряженность-расслабленность, нежность-жесткость,совестливость-недобросовестность, высокий-низкий самоконтроль поведения. Далеелогика исследования представляла поиск возможных причин в определенных чертахличности подростка, в том числе, по степени выраженности (акцентуант – неакцентуант).
На следующем этапе, в результате изучения референтныхгрупп и внутригрупповых подгрупп, были определены основные представленияподростков о подгруппах: родственники, сверстники, идеальный образ – герой.
Так, при изучении личностных черт подростков и ихпредставлений о референтных группах было выявлено:
1) подростки, определяющие своей референтной группойродственников (и в первую очередь – родители), 22 чел. (91%), наделены чертами:эмоциональная устойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость,беспечность-озабоченность, напряженность-расслабленность, нежность-жесткость,совестливость-недобросовестность, высокий-низкий самоконтроль поведения; ярковыраженными чертами характера (акцентуанты) обладают 11 чел. (46%), проявлениемхарактера в пределах нормы – 11 чел. (46%);
2) подростки, определяющие своей референтной группойсверстников 15 чел. (63%) наделены чертами: эмоциональнаяустойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость,беспечность-озабоченность, высокая совестливость-недобросовестностьнапряженность-расслабленность, нежность-жесткость, высокий-низкий самоконтрольповедения; из них акцентуанты 7 (29%)– не акцентуанты 8 (33%);
3) подростки, определяющие своей референтной группой«идеальный образ – герой» 4 чел.(15%) — наделены чертами: эмоциональнаяустойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость,совестливость-недобросовестность, беспечность-озабоченность,напряженность-расслабленность, нежность-жесткость, высокий-низкий самоконтрольповедения; из них акцентуанты 2 (8%) – не акцентуанты 2 (8%).
Дополнительно было проведено исследование ценностныхориентаций. Т.к. они являются одним из основных структурных компонентовличности, мы исследовали их взаимообусловленность от представлений ореферентных группах. Соответственно было выявлено:
1) подростки, определяющие своей референтной группойродственников (и в первую очередь – родители), проявили ЦО: 6 чел. (25%) –внешнюю, 11 чел. (46%) – внутреннюю, 5 (21%) чел. как внешнюю, так ивнутреннюю;
2) подростки, определяющие своей референтной группойсверстников, проявили ЦО: 5 чел.(21%) – внешнюю, 7 чел. (29%) – внутреннюю, 4чел.(17%) как внешнюю, так и внутреннюю;
3) подростки, определяющие своей референтной группой«идеальный образ – герой», проявили ЦО: 2 чел. (8%) – внешнюю, 1 чел. (4%) –внутреннюю, 1 чел.(4%) как внешнюю, так и внутреннюю.
Вывод: особенности личности подростка, его черты личности(как и ценностные ориентации), не определяются и не взаимообусловлены ихпредставлениями о референтной группе (в нашем случае — родители). Особенностьюявляется и то, что подростки выделяют для себя несколько референтных групподновременно, что усложняет выделение характерных черт личности.
Прикладное значение данного экспериментальногоисследования: поиск преобладающей референтной группы (родители), что сталоопределяющим для адресного составления проекта, направленного напсихологическое сопровождение родителями формирования устойчивых черт личностиподростка.
В нашем проекте мы опираемся на взгляд Маклакова А.Г.,который рассматривает личность как совокупность устойчивых черт, которыепозволяют личности успешно адаптироваться к условиям социальной среды. Такимобразом, наш проект будет направлен на формирование устойчивых черт личностиподростка, что будет способствовать его успешной социально-психологическойадаптации.
Исследование групповой сплоченности детей
Отрочество – период, когда потребность в общении сосверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общатьсясо сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастныхпериодах, в отрочестве эта потребность приобретает новое качество – и посодержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть вовнутренней жизни подростка, т.е. в его переживаниях и мыслях. Соответственноусиливается значение общения со сверстниками для психического развитияподростка. Особенно усиливается стремление к общению со сверстниками и влияниепоследних на развитие подростка в 12 – 13-летнем возрасте.
В этот период наиболее значимо групповое общение, общениев компании сверстников. Принадлежность к группе играет существенную роль всамоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников.
Группа создает особое чувство – «чувство мы». Деление на«мы» (сверстники, члены одной группы) и «они» (взрослые или ровесники, но членыдругой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто неучитывается взрослыми.
С развитием группового общения связанна одна из наиболеесложных проблем подросткового возраста – проблема групповой сплоченности.
Общеизвестно, что одним из эффективных способов изученияотношений в коллективе является метод социометрии. Вопрос изучения отношений вгруппе при помощи социометрии является актуальным для современной психологии.Изучением отношений в группе занимались такие зарубежные и отечественныесоциологи и психологи, как: Е. С. Кузьмин, Я. Л. Коломинский, В. А. Ядов, В. И.Паниотто, А. Н. Елсуков, А. Ф. Кудряшов и др.
Наше исследование было посвящено изучению групповойсплоченности, так как в подростковом коллективе определяющими факторами общенияявляются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами,эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению,социально – психологическая совместимость и т.д.
Гипотезы исследования:
в связи с развитием автономности и идентификации у детейподросткового возраста, степень сплоченности в коллективе снижается;
социальное положение мальчиков в группе благоприятнеесоциального положения девочек.
В исследовании использовалась методика «Социометрия»,автором которой является австрийско-американский психолог и социолог ЯкобМорено. Методика предназначена для диагностики эмоциональных связей (взаимныхсимпатий между членами группы) и позволяет сделать моментальный срез с динамикивнутригрупповых отношений. Для проведения исследования необходимы бланксоциометрического опроса, список членов групп, социоматрица.
В исследовании приняли участие 193 испытуемых шестых иседьмых классов в возрасте 12-13 лет. Из них 81 испытуемый из г. Беслана и 102испытуемых из г. Владикавказа.
Исследование было проведено на базе Муниципальногогосударственного учреждения средней общеобразовательной многопрофильной школы№38 г. Владикавказа и Муниципального государственного учреждения среднейобщеобразовательной школы №44 г. Владикавказа. А так же на базе Муниципальногогосударственного образовательного учреждения средней образовательной школы №8г. Беслана и Муниципального государственного образовательного учреждениясредней образовательной школы №4 г. Беслана.
Результаты исследования, направленного на изучениемежличностных отношений показали, что среднее значение индекса сплоченности вподростковой группе ниже нормы (Сn = 0,18), что, в свою очередь, подтверждаетнашу первую гипотезу. Подсчитав процентное соотношение популярных членов групппо гендерному признаку, было выявлено, что показатель лидеров – мальчиков равен28,1%, а показатель лидеров – девочек – 23%; показатель «отверженных» умальчиков составил 7,5%, у девочек – 10%, что свидетельствует о болееблагоприятном положении мальчиков в группе, чем девочек. Так же было выявлено,что количество детей, имеющих благоприятный статус (51,9%), значительно вышеколичества детей, имеющих менее благоприятное положение в группе (17,5%).
Полученные экспериментальные данные позволяют говорить отом, что низкий уровень групповой сплоченности опосредован индивидуальноймотивацией подростка, выраженной в стремлении к самоактуализации ииндивидуализации, несмотря на одновременное возникновение стремления бытьпринятым в системе социальных связей. Необходимо срабатывание сложных социально– психологических механизмов, переход социальных и психологических условий всоциально – психологические факторы становления личности, развития егосамосознания для того, что бы две противоположные тенденции: социализация ииндивидуализация – равноценно участвовали в становлении индивидуальностиподростка.
Восприятие подростками родительского отношения
Для ребенка первой моделью социальной среды являетсяродительская семья. В последствии поведение родителей и их отношение к детям взначительной мере определяют, насколько легко подросток овладевает различныминавыками, приобретает самостоятельность, уверенность в своих силах,положительную самооценку. В свою очередь грубость и непонимание родителей, ихпренебрежение к своим родительским обязанностям могут привести к множествутрудностей в дальнейшей жизни подростка. Важен и тот факт, что ребенокусваивает поведение родителей в качестве модели.
Социализация личности представляет собой процессформирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоениячеловеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальныйопыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою системуповедения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Любая из социальных или межличностных ролей усваиваетсячеловеком еще в детстве в среде сверстников и в родной семье. Эта рольстановится привычкой, основной манерой поведения. Роль рассматривается какстереотипный ряд заученных действий, воспроизводимых в социальной ситуации, вчастности в ситуации взаимодействия людей друг с другом.
Человек накапливает статистические данные об особенностяхповедения другого человека. Перерабатывая и обобщая их, он превращает этисведения в командную информацию, участвующую в регулировании его поведения поотношению к этому человеку и позволяющему ему более или менее предугадыватьнаиболее вероятные действия последнего.
К старшему школьному возрасту у учащихся развиваетсяинтерес к внутреннему миру человека. В подражании старшего школьника для нассущественно то, что на смену копированию внешнего поведения старших исверстников приходит подражание их внутренним качествам, их чертам характера.
Отношения в триаде «ребенок – мать – отец», с однойстороны характеризуются смесью комплементарности и взаимности, а с другой –позитивным эмоциональным фоновым настроением. Таким образом, если позитивныеродительские образы сопровождают ребенка с самого раннего возраста и постоянноподкрепляют развивающиеся «Я», мягко и твердо направляя его отношение кидеалам, – то взрослое «Я» возникает приблизительно к 18 годам. Для такойличности будет характерна уравновешенная самооценка, уверенное стремление ксвоим целям и идеалам, энтузиазм, радость и гордость за себя и свои успехи,уверенность в своих силах, уверенность в своем «Я».
Целью нашего исследования было изучение восприятия типовродительского отношения девочками-подростками. В исследовании приняли участие30 девочек в возрасте 14 – 15 лет и 31 девочка 17 – 18 лет, учащихся старшихклассов школы.
При проведении нашего исследования использовалисьследующие методики: 1. Опросник «Поведение родителей и отношение подростка кним» (ADOR); 2. Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок».
При обработке опросника «Поведение родителей и отношениеподростка к ним» получены следующие результаты: при сравнении преобладающихтипов родительского отношения матери к девочке выявлено, что по сравнению с 14– 15 годами, к 17 – 18 годам отмечается появлениедисгармонично-непоследовательного типа отношения (16%), увеличение процентаотвергающее-остраненного типа отношения с 14,3% до 25,8%; снижениевстречаемости враждебно-подавляющего (28,6% – 9,5%) и открыто враждебного (9,5%– 0) типов отношения. Данные по гармоничному отношению изменяютсянезначительно: 47,6% – 48,5%.
При анализе результатов типа отношения со стороны отцаследует отметить снижение процента дисгармонично-непоследовательного типа с9,5% до 0, но увеличивается процент отвергающее-отстраненного отношения (9,5% –25,8%), и враждебно-подавляющего типа (9,5% – 29%), снижается количество оценокродительского отношения как гармоничного с 71,5% до 45,2%. Открыто враждебныйтип отношения со стороны отца не отмечен.
При анализе результатов по опроснику «ВРР» выявлено, чтопри сравнении характеристик воспитания матери результаты у девочек 14 – 15 лети девочек 17 – 18 лет по шкале Требовательность снижаются с 80,9% до 67,7%, пошкале Контроль с 100% до 87%. Значения по шкалам Сотрудничество (100%), Принятие(95,2% – 96,7%) и Согласие (90,5% – 93,5%) не изменились. Отмечено увеличениезначений по шкале Последовательность (66,7% – 96,7%).
При оценке характеристик воспитании со стороны отцаизменений в сторону увеличения значений не отмечены, а наблюдается снижение пошкалам Требовательность (81% – 58%), Близость (95,2% – 77,4%), Сотрудничествосо 100% до 84%, Согласие (90,5% – 80,6%). Не изменяются или изменяютсянезначительно значения по шкалам Строгость (28,6% – 32,2%), Контроль (100% –83,9%), Принятие (95,2% – 96,7%), Последовательность (90,5% – 90,5%).
Также наблюдается тенденция снижения авторитетности обоихродителей: матери с 57% (группа девочек 14 – 15 лет) до 51,6% (группа 17 – 18лет) и отца с 71,4% до 51,6%. Удовлетворенность отношений с матерью снижаетсясо 100% до 71%, удовлетворенность отношений с отцом снижается с 80,9% до 74,2%.

Заключение
Таким образом, по отношению к девочкам со стороны материнаблюдается снижение контроля и уровня требовательности, с возрастомувеличивается степень проявлении доверия к дочери, стремление привить ейсамостоятельность. Девочки отмечают равенство и партнерство в отношениях сматерью, согласие в различных жизненных ситуациях, наоборот, появлениеавторитарного стиля воспитания со стороны отца. Девочки воспринимают отца чащекак эмоционально-холодного и отвергающего, недоступного для взаимодействия сним, отгороженного от проблем семьи. Девочки дистанцируются от родительскойопеки, не видят в отце близкого по духу человека, не склонны поддерживатьдружелюбные отношения. Девочки чаще воспринимают отца как жесткого,авторитарного, отстраненного от семьи, требовательного и непоследовательного всвоих воспитательных воздействиях.
Социальное положение мальчиков благополучнее социальногоположения девочек. Выявлен такой характер связи, как взаимная симпатия междумальчиками. Мотивация выборов среди девочек в большинстве случаев определенажеланием общаться больше с мальчиками, чем с девочками.

Список литературы
1.        Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: Питер,2007.
2.        Кулагина И.Ю., Коллюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненныйцикл развития человека.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
3.        Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука обобществе/Пер. с англ. А. Боковикова.- М.: Академический проект, 2009.
4.        Немов Р.С. Психология: учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3кн.- 4-е изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.- кн.3: Психодиагностика.Введение в научное психологическое исследование с элементами математическойстатистики.
5.        Римская практическая психология в тестах, или Как научиться пониматьсебя и других.- М.: АТС – ПРЕСС, 2009.
6.        Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромыцына Е.Е. Родители глазамиподростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб.пособие. – СПб.: «Речь», 2008. 2. Сенько Т.В. Психологиявзаимодействия: Ч. 3: Личность в семейном социуме. – Мн.: Карандашев, 2009.